За основу фильма 'Извне' взята новелла Г.Ф. Лавкрафта, название которой в русском переводе звучит как 'Из потустороннего мира'. В ней профессор Крофорд Тиллингхаст создает некую машину, позволяющую пробудить в человеке доселе дремавшие чувства и увидеть параллельные миры. В итоге он становится жертвой своего изобретения, оказавшегося крайне опасным.
Практически все это мы видим и в фильме. Здесь есть и одержимый профессор (только зовут его Преториус, тогда как Тиллингхаст выступает в роли его помощника), и таинственный аппарат, и зловещие сущности потустороннего мира... Но, Боже мой, под каким соусом все это преподнесено!
От атмосферы произведения Лавкрафта на киноэкране не осталось ровным счетом ни-че-го. Вроде бы на полную переработку книжного сюжета режиссер Стюарт Гордон не пошел, на главную идею не покусился, разве только внес кое-что от себя... Но ведь это - нормальная практика! А экранизация все равно не получилась.
Просмотр картины лично меня натолкнул на мысль, что Стюарт Гордон взялся снимать фильм лишь для того, чтобы продемонстрировать всевозможные спецэффекты (на тот момент они были действительно зрелищными). Но за уродливыми монстрами, кровью, слизью и поеданием мозгов абсолютно потерялся дух новеллы. Приплюсуем сюда и игру актеров, которую кроме как убогой никак более не назовешь. Они то ли чересчур стараются выглядеть правдоподобно, то ли, наоборот, комедию ломают, - толком и не понять...
Короче говоря, режиссер преподнес зрителю не кино, а аляповатый комикс, глупую пародию на серьезное произведение. Что же, ему не привыкать - абсолютно то же самое Гордон сделал еще с одной классической вещью Лавкрафта (я имею в виду повесть 'Герберт Уэст, воскрешающий мертвых', по которой был снят фильм 'Реаниматор').
Помните выражение - 'сделать из... кое-чего конфету'? В данном случае налицо обратный процесс, что весьма и весьма прискорбно.
- Я хочу видеть больше…больше, чем человек когда-либо видел.
И снова экранизация Говарда Филипса Лавкрафта. И снова Джеффри Кромбс в главной роли. Вот только в отличие от «Реаниматора», этот фильм я посмотрел сейчас в первый раз. Не являюсь поклонником Лавкрафта, но есть у него произведения и поинтересней для адаптации. Почему Брайан Юзна решил пойти по самым бредовым рассказам – мне непонятно.
Физик Преториус вместе с ассистентом Тиллингастом изобретают устройство, получившее название магнитный резонатор. С его помощью можно проникнуть в другие, невидимые глазу, измерения. После первого испытания Преториус оказывается обезглавлен, а его ассистент попадает в психлечебницу. Лечащий врач Тиллингаста хочет проверить его слова, и вновь запустить резонатор, но теряет контроль над экспериментом…
Минусы
Очень нудный и мудреный сюжет. Лавкрафт имел свою позицию о том, что страшно и должно пугать. К сожалению, а может к счастью, наши мнения в этом расходятся. Нудятина страшная. Особенно первая половина фильма.
Джеффри Комбс так и застрял в образе Герберта Веста. Абсолютно всё идентично – выражение лица, мимика (вечно поджатые губы), ледяной взгляд, интонация и манера разговора. Поглотила роль актера. Либо так и не смог отделаться от прилипчивого персонажа.
Остальные актеры тоже явно не особо заморачивались над своей игрой. Вяло, лениво и без искорки. Хоть фильм и малобюджетный, даже по тем временам, но поднапрячься бы не мешало. Раз сюжет ни о чем, так может хоть бы актеркой вытащили. Но нет.
На спецэффектах явно схалтурили. Бюджета четыре с половиной миллиона долларов не хватило на вменяемый визуал. Да и стоило вообще тратиться на них, если фильм собрал в три раза меньше собственного бюджета. Смотреть на попытки добавить компьютерных эффектов где-то даже тошно. Настолько жалко это смотрится.
Несмотря на маленький хронометраж, всего час двадцать, картина нереально утомляет. В первой половине не происходит абсолютно ничего важного, и время тянется как резина. Лишь ближе к середине фильм начинает более-менее раскочегариваться.
Плюсы
На сьемки собралась та же самая команда, что и снимала «Реаниматор». Они практически одной этой командой и работали над большей частью вышедших фильмов по Лавкрафту. Иногда получается. Тот же «Дагон» или «Реаниматор».
Исходя из предыдущего плюса, композитор Ричард Бэнд тоже присутствует в команде Брайана Юзны, и пишет достаточно очень даже неплохие саундтреки. Этот фильм тоже не стал исключением. Ненавязчивая легкая мелодия оказалась в тему.
Мне нравятся многие работы Брайана Юзны, как в качестве режиссера, так и продюсера. Но в этот раз мимо. Скучно, уныло, неинтересно. Может быть фильм зайдет поклонникам Лавкрафта, к коим я себя не отношу. Может понравится любителям психологических хорроров (мне почему-то кажется то именно тот случай). Но это точно не моя тема.