К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Тщеславие во всех своих проявлениях сладкой дымкой окутывает разум людей. Отнюдь не всех, но тем, кто попадает в эти призрачные объятия необходимо всегда осознавать грань между реальным и миром ожиданий и созданных фантазий. Ведь жизнь, жизнь настоящая может сыграть злую шутку и уязвить самолюбие человека настолько, что тот буквально теряет нить происходящего и катится в сторону неизбежной трагедии личности.

Голливуд, со всеми его тайнами, манящими лаврами и блестящей мишурой недаром зовется фабрикой грез, где искатели славы и денег нескончаемым потоком направляются к неощутимому благу, и пытаются воплотить в жизнь свои, как им кажется правдоподобные замыслы. Сколько их было и сколько еще будет? Вопрос риторический, который, по сути, не требует ответа, но их судьбы всегда находят место в головах обывателей и должны бы служить назиданием.

Одной из таких маленьких, в сравнении с общим количеством, трагедий стала и голливудская сказка Джо Гиллиса. Уже порядком разбитый и растоптанный тяжелой ступней киноиндустрии, он идет верным путем к осознанию тщетности его пребывания здесь и пустой траты отпущенного ему времени. Обстоятельства загоняют его в тупик бедности и полного внутреннего самоуничтожения. Но у дороги всегда есть свои повороты и закоулки, один из которых и приводит его к апогею его мечты, но он об этом еще не знает.

Персонаж Холдена не столько выразителен, сколько средне статистичен. Слабохарактерный, нерешительный и мнительный, типичный приспособленец. В этом и была его задача. Быть, а не казаться еще одним из многих. Еще одной историей, которая не была бы настолько запоминающейся, если бы не злая шутка судьбы, благодаря которой он оказывается в мышеловке подобно маленькой серой мышке. Таинственный, до дрожи в коленях мрачный, огромный, заброшенный среди бледно-синеватых холмов, особняк оказывается пристанищем никому не нужного сценариста. Но кроме того и местом обитания легендарной некогда актрисы немого кино по имени Норма Дезмонд в исполнении Глории Суонсон. Ее героиня, пережив блестящий пик своей карьеры, стала заложницей иллюзорного мира самообмана, без которого ее жизнь не имела бы смысла.

Интереснейший и впечатляющий собирательный образ воплотила своей игрой Суонсон. Она с одной стороны выступает как дань памяти творчеству великих актрис немого кино, а с другой предстает как набор самых узнаваемых и клишированных особенностей своих прототипов. Она звезда, со всеми необходимыми психологическими атрибутами: самодовольная, одиозная, непоколебимая и в тоже время беззащитная и наивная, покинутая всеми женщина. Ее горделиво - проницательный взгляд, будто рентген, который сковывает разум и чувства, но в нем кроется глубокая тоска. Актрисе удается настолько манерно передать тот неуловимый дух славы и властности, к которой она уже привыкла, и абсолютного неприятия той мысли, что время ее ушло безвозвратно.

Гротеск, который использует Уайлдер при создании образа Нормы, наполняет буквально все, начиная от внешности, мыслей и заканчивая золотой, но обветшалой клеткой, в которую заключена героиня. Не последним в усилении воздействия образа стало возрастное противопоставление молодого и полного сил и надежд персонажа Холдена этой мрачной и унылой женщине с афиши тридцатилетней давности. Взаимодействуя в рамках общих, изначально профессиональных, интересов персонажи проходят путь до осознания взаимовыгодного сосуществования, которое должно иметь свою цену.

Совсем не сторонним наблюдателем действия и еще одним колоритным персонажем стал смотритель обители былой славы кинодивы, Макс в исполнении Эриха фон Штрогейма. Именно он, будто предостережение судьбы появляется перед сценаристом, возникнув неоткуда и поразив своей холодной пронзительностью в каждом движении. Как тень он нависает над героем, будто горбун Игорь из Франкенштейна, и каждый раз вселяет опаску. Игра Штрогейма – это нечто. Настолько глубоко и с таким драматизмом он преподносит зрителю этот образ, создавая ярчайший киноперсонаж рубежа 40-х – 50-х.

Образовавшийся треугольник настолько неординарен и непредсказуем в своем взаимодействии, что порой ожидаешь некого всплеска, будто вот-вот разразится буря. Но нет, действие также монотонно идет своим чередом, что способствует еще большей внутренней тревоге. Главный герой постепенно осознает, что ему выгодно такое существование и вместе с этим меняется и его образ. Это уже не простак, алчущий славы и денег, он хорошо устроился под крылом мадам Нормы, у него все прекрасно. Но в то же время отчетливое понимание шаткости отношений и внутренние раздумья подталкивают его на решительный шаг.

Замкнутому мирку основных персонажей противопоставляется яркая и динамичная жизнь Голливуда. Вечеринки и повседневные хлопоты людей на киностудиях – другая плоскость для главного героя, куда он никак, а ближе к кульминации уже совсем не может вернуться в силу собственного отчуждения. Ведь он каждый день видит обратную сторону медали. Единственным лучиком надежды режиссер решил сделать Бэтти Шэйфер – скромную оценщицу будущих сценариев, которая по иронии судьбы, сама того не ведая, своим отказом отправила героя на Сансет Бульвар.

По-настоящему мрачную и при этом притягивающую и захватывающую историю наблюдаешь на протяжении всех минут фильма. Черно-белый оттенок дополняет атмосферу происходящего и придает еще больший эффект, во многом благодаря качественной операторской работе и саундтреку. Браво Уайлдеру, который настолько реально показал всем беспощадную жизнь голливудских пережитков прошлого, пережеванных обществом и забытых за ненадобностью. Притом, что персонажи в большинстве своем получились разбавленными налетом иронии. Но иронии такой горькой и местами жалкой, но уместной и оправданной.

Время неумолимо бежит. Оно становится свидетелем взлета и крушения тысяч людских судеб, которые так похожи друг на друга. Те же желания, те же ошибки и чувства. Вот о чем этот фильм. Классика нуара и всего мирового кинематографа в превосходной подаче Билли Уайлдера.

19 сентября 2013 | 00:10
  • тип рецензии:

Нравственность для фильма столь же необходима, как для ребенка необходима мамина ласка и забота. Это неотъемлемая часть любого, так сказать, фильма, который будет интересен умному и здравомыслящему человеку. И эта картина является ярким примером, находчивости и даже гениальности, так как впервые был применен монолог 'умершего персонажа'. Его история, конец которой является для него трагическим, пропитана нравственными темами, в общем-то довольно привычными и уже обыкновенными - алчность, честолюбие, тщеславие, но автор ленты противопоставляет всему этому главную добродетель фильма и это не любовь, это, мне кажется, высшее чувство - сострадательность. Ведь главные герои фильма (Уильям Холден и Глория Свенсон) чем-то похожи друг на друга, а именно своими профессиональными неудачами. Только у того еще не все потеряно и он держится за 'выступ', а у Нормы Дезмонт - в прошлом великой актрисы немого кино, все давно кончено, и это поняли все, за исключением самой Нормы, которая пытаясь забыться в мире своих грез, живет в своем особняке, шикарном, но заброшенном, ничуть не отличавшимся от самой актрисы. Не столько актерская игра повлияла на успех картины, сколько употребление, так сказать, 'литературности' фильма принесло ему незаурядность. Напоминает Брессона в его фильмах про священника и про тюремного заключенного, только великий француз, по-моему, переносил на экран дневник героя, для него был важен человек, а режиссер 'Сансет бульвар' перенес целый роман, чтобы дать понять зрителю каковы были взаимоотношения между основными персонажами фильма - здесь уже два персонажа.

Мне особенно запомнилось в этом замечательном фильме, два момента: когда Норма уходит в спальню с увлажняющей маской на лице и когда, так называемый, 'свиной глаз' уводит прожектор по приказанию режиссера с Нормы. Это два очень показательные момента: они указывают на психическое состояние миссис Дезмонт и на ее отчаяние, помноженное на одиночество и затворничество жизни. В первом моменте - в щели от замка свет погасает. Билли Уайлдер, мне кажется хотел сказать этим, что Норма потеряла надежду вместе со своим рассудком, и она не станет нормальным человеком, живущим не мечтами о славе, а любовью к любимому человеку и скорее всего темнота, наступившая в этом проеме дверного замка возвестила о 'сумраке внутреннего мира' Нормы.

Во втором же моменте, когда свет удаляется от Дезмонт и ее знакомые в миг покидают звезду. Она стала никому не нужна без славы и известности, ушедшей вместе с ее фильмами в небытие. Опять же вся подлая человеческая сущность, тем более в творческой сфере, что автор ленты подчеркивает неоднократно - жестокость в киноиндустрии.

Запомнилась одна цитата главной героини, произнесенная бессознательно и в видениях лучезарности своей жизни, то есть в припадке безрассудности.' У звезд нет возраста!' - прошептала Норма после трех выстрелов в несчастного писателя, судьба которого резко изменилась после поворота во двор по адресу 1086 Сансет бульвар.

9 из 10

10 октября 2013 | 01:40
  • тип рецензии:

Внимание-внимание! Говорит и показывает Центральное Телевидение. Разыскивается злоумышленник, известный под псевдонимом Сансет Бульвар. После серии преступлений разной степени тяжести, совершённых недавно: превращение мировой звезды в восковую фигуру, обращение талантливого режиссёра в слугу и перспективного сценариста в раба, – он не угомонился и застрелил человека. Убийство было совершено вчера ночью при помощи знаменитого подельника – в дело замешан не кто иной, как Кинематограф. По нашим данным, Кинематограф уже схватили, и в данный момент он в отделении полиции подвергается опросу со стороны правоохранительных органов. Всю причастность ко вчерашним событиям он отрицает, меняется в настроении и яростно требует адвоката. О местоположении же Бульвара никаких сведений нет. Люди, будьте бдительны! Любую информацию сообщайте по телефону, указанному в бегущей строке.

Режиссёр Билли Уайлдер, проникнувшийся в сороковых атмосферой нуара и подаривший миру одного из лучших представителей жанра “Двойная страховка”, со стартом нового десятилетия решил вернуться к тематике и стал одним из тех, кто открыл веху, которую сейчас именуют как “поздний нуар”. В его фильме лицом к лицу встретились самые убогие и никчёмные представители Голливуда тех лет, которым абсолютно не хочется сопереживать. Самый счастливый здесь – агент, который говорит голодному и вот-вот выселенному работодателю: “Тебе нужны 300 долларов? Я бы мог тебе их дать, но ты же понимаешь, что лучшие сценарии рождаются в нищете?”. Всех же остальных Голливуд уже пережевал и выплюнул. Некоторые полностью смирились со своей участью, но кое-кто пытается схватиться за ту самую соломинку, которая сможет открыть второе дыхание карьере. И здесь, как в спорте, все средства хороши. Ложь, предательство, цинизм, витание в облаках – всё это про наших героев. Те черты характера, о которых в приличном обществе лучше умолчать, здесь распределены неравномерно, но густо – как в комиксоидной картинке, когда бог хотел проронить на Землю щепотку, а банка внезапно открылась. Что самое главное, такие выражения, как “Я из актёрской семьи!” (когда мать – гримёрша, а отец - электрик) и “Я дорого стою, 500 долларов в неделю” (когда у самого в кармане помятая десятка) не добавляют истории комизма. Всё повествование – это сущая драма о заблудших душах. Здесь абсолютно нет положительных героев, а все переживания зрителя сконцентрированы на детективной части сюжета и окологолливудских мыслях, адаптированных под нашу, современную жизнь, ибо актуальность проблем персонажей фильма более чем за полвека с его создания меньше не стала.

Они всецело отдали себя кино, но что кинематограф дал им взамен? Славу? Деньги? Популярность? Может быть, может быть… Но только не счастье. Ни одного счастливого человека вы в кадре не увидите. Погрязшие во лжи и пустых надеждах, герои фильма уже вряд ли смогут остановиться. Они обманули всех, даже самих себя. Ужасно, но они рады быть обманутыми и доживать эту жизнь, а не жить ею. Философия ясна, всё как у классика – “Быть или не быть?”. И вопросы Уайлдер задаёт не завуалировано, а вполне прозрачно. Пытаясь втиснуться в шкуру героя, зритель за время просмотра неоднократно встаёт перед выбором из двух вариантов и всегда промахивается. Это Сансет бульвар, тут не работает простая человеческая логика. И если ты хочешь купаться в бассейне, а не прозябать в нищенском подвале, куда когда-то отправлял своего героя Булгаков, ты просто обязан отвечать противоположное тому, что велит твоя душа. Символичной выглядит сцена, которая бы закрывала третий акт, будь этот фильм спектаклем (всего бы актов было четыре). Звезда немого кино, покидающая студию, на которую приехала впервые за 20 лет, со слезами на глазах. Она рада, поскольку только что около неё столпился молодняк и пожирал глазами. И даже зритель на мгновение счастлив. Однако факт того, что она больше не будет сниматься в кино, её сценарий ужасен, а в приезде на студию не было никакого смысла, только поощряет возглас кого-то из юнцов: “Норма Дезмонд? Я думал, она умерла…». Последний же гвоздь в гроб одновременно славы актрисы и мимолётному зрительскому счастью вбивает финал сцены – фраза режиссёра Сесила ДеМилля, из которой становится ясно, что больше он не хочет видеть её никогда. А ведь “каких-то” двадцать лет назад она была для него всем.

Очевидно, что режиссёр был обязан создать этот фильм в нуар-атмосфере. Девяносто процентов сцен снимались ночью, напрочь выводя из повествования остатки светлых тонов. Выбранный для съёмок особняк поражает органичностью для разношёрстной сумасбродной компании. Тут тебе и двери без замков, и домашний кинотеатр, и бассейн, и развешенные повсюду старые фотографии, и орган, который периодически начинает играть без человеческой помощи. Шанс на то, чтобы сойти с ума, в таком доме увеличивается в разы. И то, что главный герой решил принять альтернативу сна в галошах под протекающим потолком флигеля, переселившись в дом-замок, может быть худшим решением его жизни. Оператор, в чьи задачи входило нагонять напряжения даже тогда, когда повествование покидало пределы особняка, также блестяще справился с работой. Будь в кадре два, три или тридцать человек – съёмка не вызывает нареканий, ощущение собственного присутствия не опускается ниже определённой, высокой планки. Но более же всего помогает держать зрителя в оцепенении музыка. Тот самый орган, музыканты на Дне рождения героини, а также ловко вставленные этюды Франца Ваксмана идеально сочетаются с тем напряжением, которое не сходит на ноль на протяжении всего действа. И, между прочим, старания композитора не прошли даром: фильм победил в номинации “Лучший саундтрек” на Золотом Глобусе и Оскаре в 1951 году.

Снятый наспех, без готового сценария, фильм Билли Уайлдера уже давно стал классикой. Некоторые видят в нём аллюзии на грехопадение Голливуда, некоторые – обычную драму о нерадивом сценаристе, а кое-кто и вовсе не готов распознавать в нём киношедевр. Частично можно согласиться с каждым из изречений, однако я совершенно не вижу ему конкурентов в номинации “Фильм, в котором самым ярким образом была показана жестокость киноиндустрии”. Это не говорит о том, что людям, далёким от кинематографа, фильм не окажется близок, поскольку кто из нас не задумывался, насколько хороши мы в том деле, что приносит нам доход, и как долго это будет продолжаться? Уайлдер заставил человечество задуматься о том, в правильном ли направлении идёт его эволюция, ещё более укрепившись в звании мастера драмы. Комедийные же триумфы ждали его впереди.

Посвящается моему другу Артёму.

30 марта 2015 | 20:04
  • тип рецензии:

Сценарист Джо Гиллис не может найти работу, прячется от кредиторов и разочаровался уже во всем. И вот, пряча машину, за которую давно просрочил очередной взнос, он случайно попадает в шикарный особняк на бульваре Сансет. Особняк принадлежит полусумасшедшей бывшей звезде немого кино Норме Десмонд, которая никак не может смириться с тем, что ее все забыли, и планирует вернуться на экран с фильмом по собственному сценарию - пеплумом о Саломее. Узнав, что случайно угодивший к ней домой парень - сценарист, она просит его помочь с написанием сценария. Отношения, начинавшиеся как чисто рабочие, довольно быстро перерастают в любовь, но с оговорками: Джо чувствует себя абьюзером, да и манеры немолодой дамы, привыкшей, что ее все боготворят, несколько пугают. И Джо заводит еще один роман, тоже на профессиональной почве. А сценарий уже дописывается, и вот-вот начнутся переговоры о запуске фильма в производство, и никто не решается сказать Норме страшную правду: кино изменилось, и она никому уже не нужна...

Чем этот эпизод из светской хроники закончится, нам показывают в самом начале (что вы знаете о спойлерах?). Весь фильм нам рассказывают, как к этому подошло, как Джо знакомится с закулисьем немого Голливуда, Норма все глубже погружается в свое безумие, а индустрия продолжает работать, не обращая на них внимания. С сюжетом все просто, но наблюдать за этим действительно интересно - перед нами не мыльная опера, а мрачноватая история о деструктивных отношенияхи индустрии, которую в фильме обвиняют во всех смертных грехах: это она выбросила Джо на обочину, как до этого выбросила Норму, оставив ее у разбитого корыта (хотя с кучей денег), она внушает людям ложные надежды на блестящую карьеру, а потом использует их и выплевывает. Деятелям индустрии фильм, кстати, не понравился.

Актерская игра великолепна. Особенно старалась Глория Суонсон в роли Нормы. Она блестяще передала медленный, но верный распад личности своей героини - весело, с домашними представлениями, надеждами и амбициями Норма скатывается в свой собственный мир, в котором она всем нужна и в котором вечно двадцатые годы. Она вампирша, медленно пьянеющая от крови и ищущая все большую дозу. Другая запоминающаяся фигура - режиссер немого кино Эрих фон Штрогейм, сыгравший дворецкого Нормы Макса, у которого за манерами домашнего робота скрываются свои скелеты в шкафу и настоящие чувства. Есть в фильме и другие звезды старого кино 1920-30-х годов вроде Бастера Китона, играющие самих себя. Но их роли ограничиваются камео, которые легко не заметить. Только режиссер Сесиль де Милль, который, по задумке Нормы, должен поставить 'Саломею', смог реально блеснуть - похоже, в нем погиб неплохой актер. А вот Уильяму Холдену и Нэнси Олсон достались роли поскромнее - их герои еще молоды и не успели превратиться в титанов индустрии. Но сыграно все равно хорошо.

Хороша и операторская работа, особенно в доме Нормы - там все, под стать хозяйке, выполнено в духе немого кино, а финальная сцена и вовсе полностью под него стилизована. За пределами особняка на бульваре Сансет все несколько проще, без монументального великолепия, но тоже исполнено качественно.

'Бульвар Сансет' среди мелодрам выделяется точно так же - великолепный особняк на довольно обычной улице. Это легенда жанра, классика, обязательная к просмотру, и просто красивый, интересный и в меру серьезный фильм. Даже работники индустрии, закидавшие его грязными тряпками тогда, в пятидесятые, со временем признали его классикой жанра.

10 из 10

21 марта 2020 | 18:47
  • тип рецензии:

Классический фильм-нуар от режиссера Билли Уайлдера, который лично для меня стал первым, и пока единственным, фильмом в этом жанре, что я удосужился посмотреть. Сам жанр меня заинтересовал давно, поэтому я решил начать знакомство с той ленты, которая стоит во главе списка из 50-ти лучших фильмов-нуар по версии сайта IMDB. И скажу, что ни жанр, ни кинолента меня не разочаровали.

Правда, слабовато как-то выражается интрига и детективная составляющая фильма, которые по определению должны быть основой фильма-нуар, однако сама история разворачивается в довольно интересном ключе. И та особенность, что параллельно ведется рассказ на экране и закадровым голосом от лица главного героя, который как бы проясняет некоторые детали, придает фильму свой привлекательный оттенок.

Примечательным моментом является еще и то, что режиссер картины, для того чтобы исторически сблизить картину и ее персонажей с временами немого кино, пригласил к участию в ней звезд этой эпохи для исполнения эпизодических ролей или же для игры на экране самих себя. Поэтому довольно приятно было видеть несколько знакомых по старым фильмам лиц.

В целом же хорошо и интересно, однако хочется отметить, что к концу фильма заметна перемена в игре актеров (которые словно зная, что фильм близится к концу, стали играть в расслабленном состоянии, допуская переигрывание) и в сюжете (который стал предсказуем почти в каждой сцене), отчего складывается впечатление о нехватке времени на доработку финальных сцен. А жаль, так хорошие впечатления были бы полнее, а оценка была бы выше.

8 из 10

28 марта 2010 | 12:12
  • тип рецензии:

С отстраненностью, приличествующей покойнику, главный герой по имени Джо Гиллис сообщает нам о своей смерти. С этого начинается «Сансет бульвар». Далее Гиллис выражает нечто очень похожее на сочувствие своему убийце, а потом то ли он сам, то ли кто-то по его поручению показывает и его уже чуждое каким бы то ни было мыслям и чувствам тело, которое плавает лицом вниз в бассейне рядом с роскошным особняком. Гиллис ехидно замечает, что при жизни он жаждал иметь бассейн. Вот и получил. И снисходительность по отношению к убийце, и сарказм по отношению к себе кажутся при этом вполне уместными, раз они исходят от человека, который уже умер, но ему все еще есть, чем чувствовать и видеть. Если мы окажемся бессмертными, то, вполне возможно, тоже проявим подобную широту души.

Ну а после этого нам показывают труп еще раз, теперь уже снизу из-под воды. Мы видим пустые глаза, большое беспомощное тело и кучу полицейских в черной форме и фуражках, склонившихся над бассейном. Кадр выглядит настолько мрачно-безупречным, словно его сделал Эдгар По, который, конечно, тоже где-то жив и по сей день.

Теперь, лишив нас надежд на happy end, нам рассказывают историю с самого начала. Мы видим, как будущий покойник начинает свой путь на тот свет. Джо Гиллис, прочно сидящий на мели мелкий голливудский сценарист, всеми силами пытается спихнуть свою утлую шхуну на воду. Но пока судебные исполнители пытаются за долги забрать у него последнюю ценность – автомобиль. Но Гиллис – стрелянный воробей, и машину он припрятал. Выпроводив исполнителей, он на машине отправляется на студию Paramount, чтобы попытаться продать свой сценарий, который он сам оценивает как неудачный. Добродушный воротила-язвенник вызывает милую девушку-рецензента, которая, не зная, что перед ней автор, высказывает свое нелестное мнение о его работе. Джо, дважды раненный в сердце как ею самой, так и ее отзывом, выходит со студии, садится в машину, чтобы куда-то поехать, но попадается на глаза судебным исполнителям. После этого маршрут меняется, и он просто пытается скрыться от них. До поры до времени ему это удается, но тут он пропарывает шину и въезжает во двор очень богатого, но, похоже, заброшенного дома. Вот здесь-то фильм, собственно, и начинается.

Дом принадлежит угасшей звезде немого кино Норме Десмонд, у которой осталось два друга – дворецкий Макс и обезьяна, которая только что умерла. Когда-то очень давно Норма подсела на один из самых опасных наркотиков – славу, которую теперь ей поставляет только верный Макс в количествах минимально достаточных для поддержания жизни. Он готов дать разрезать себя на куски ради хозяйки, но это все, что он может сделать.

Как и во всех фильма жанра «нуар», атмосфера здесь едва ли не важнее сюжета. Неживой мир в этом доме, то ли купленным у Великого Гетсби, то ли унаследованным от него, выглядит абсолютно завораживающим. Здесь все, начиная с органа, который временами с помощью ветра играет сам по себе и сам на себе, и дворецкого, больше похожего на привидение, чем на человека, до помешавшейся на себе и застрявшей во временах своей славы хозяйки, выглядит каким-то потусторонним. Попав в это «зазеркалье», Гиллис не находит в себе сил отказаться от предложения Нормы поработать над ее полоумным сценарием, с помощью которого она надеется покорить Голливуд во второй раз, хотя и понимает всю тщетность ее попыток.

Все, что происходит дальше, надо просто смотреть. Никакой пересказ не передаст и сотой доли леденящего очарования этого фильма. Вы никогда не сможете ответить себе на вопрос, почему с какого-то момента начинаете сочувствовать Норме, тетке довольно мерзкой, если разобраться, так толком и не заметившей в этом мире никого кроме себя. Глория Суонсон сыграла ее абсолютно блестяще как человека настолько внутренне пустого и тщеславного, что она в отсутствии зрителей, похоже, сомневается в самом факте своего существования и сама себе кажется тенью и общаться может только с такими же тенями, как и она сама – Максом и бывшим звездами немого кино, потерявшими себя с приходом звука. И то, что она далеко не бедствует, так как все заработанные ею деньги были давно, видимо, кем-то из ее бескорыстных поклонников, удачно вложены и теперь размножаются делением, ровным счетом ничего не меняют в ее истинно трагическом мироощущении. Если в этой давно сломанной кукле есть что-то подлинное, то это ее боль. Может быть поэтому ей и невозможно не сочувствовать.

Впрочем, как и Джо Гиллису. Кто хоть раз бывал на мели, а таких среди нас процентов девяносто девять, узнает в нем себя. Как-то принято говорить о его слабохарактерности, но, на самом деле, он сильный и в высшей степени достойный человек, и его драма заслуживает не меньше, если не больше внимания, чем драма Нормы. Он не хочет уводить девушку, которую полюбил, ту самую рецензентку, у своего друга, и ради этого готов оболгать себя. Он помогает жить Норме, пока у него есть для этого силы. Он изо всех сил пытается быть честным. Получается не всегда, но многие на его месте не стали бы и стараться.

Фильм в каждом кадре красив до великолепия. Сценарий, пересыпанный мудрыми колкостями и колкими мудростями, прекрасен. Совершенно не важно, нравятся вам герои или нет – фильм вам понравится все равно. Как и всякая мастерская работа он изобилует нюансами, которые при первом просмотре невозможно уловить в полном объеме и оценить в полной мере. Например, поначалу кажется не вполне ясным, почему на роль Бетти пригласили просто миловидную девушку, а на роль ее подруги, появившейся в экране буквально на одну секунду и даже не упомянутой в титрах, писанную красавицу. А потом понимаешь, что, если бы было наоборот, это отдавало бы чистой киношной фальшью, где самая красивая заодно и самая умная. Да и Гиллис влюбился не в личико и не в грудь с ногами, а в духовно близкого ему человека, которому подарил лучшее, что у него было: наконец-то удавшийся ему сценарий. И уже фактически убитый свои последние шаги Гиллис все-таки делает в том направлении, которое ведет к свободе, пусть даже они заканчиваются для него в бассейне. Конечно, «Сансет бульвар» - это самый настоящий нуар, причем зрелый нуар, со всеми особенностями, присущими этому жанру, но это, если хотите (и если не хотите тоже), светлый нуар, даже белый нуар, не отбирающий надежду, а дающий ее.

9 из 10

17 января 2013 | 21:33
  • тип рецензии:

Голливуд – мечта миллионов; на первый взгляд, источник незыблемой славы и богатства. Но на деле это жестокий беспощадный мир, в котором выживают только сильнейшие. Вообще темная сторона Голливуда и призраки забытых звезд является одной из самых интересных тем в художественном кино. Но лишь немногим режиссерам удалось подать её в правильном ключе, как это сумел Билли Уайлдер в своем культовом нуаре «Сансет бульвар».

Синопсис Сценарист Джо Гиллис переживает не самые лучшие времена. Он беден, ему нечем оплачивать счета, к тому же кредиторы твердо намерены в счет неуплаченных логов изъять у него машину, которую он пытается укрыть в гараже, как ему казалось, шикарного особняка на бульваре Сансет. Выясняется, что в этом доме, спрятавшись от мира, проживает в прошлом звезда немого кино Норма Десмонд. Джо принимает её предложение стать личным сценаристом, не предполагая, к каким последствиям приведет эта связь.

Конечно, фильм в первую очередь стоит отметить за превосходную игру актёров. Уильям Холден в роли Джо Гиллис сыграл отчаявшегося сценариста, переживающего глубокий творческий кризис и ищущего себя в этом мире, которому представился уникальный шанс воплотить свои мечты ценой своего заключения в «Золотую клетку». Также нельзя не сказать об игре Глории Суонсон в образе Нормы Десмонд, которая до такой степени одержима мечтой о возвращении былой славы, что перестает отличать границу между реальностью и вымыслом. Наконец, следует упомянуть Эриха фон Штрогейма в гениальной роли слуги Макса, который для Нормы оказывается больше чем простым дворецким.

У большинства зрителей имя Билли Уайлдера по большому счету ассоциируется с романтической комедией «В джазе только девушка», да и в целом с комедийным жанром. Поэтому мало кто догадывается, что этот режиссер также умел снимать пронзительные драмы. «Сансет бульвар» можно отнести к разряду глубоко психологического кино. На протяжении всего фильма он показывает, как слава может поднять человека до небес и в то же время сбросить вниз, превратив в подобие звезды, которую помнят лишь немногие. Чтобы зритель смог почувствовать иллюзорный мир и полное одиночество, в котором живет главная героиня, Билли Уайлдер напичкал фильм различными символами, вроде гостиной, обставленной портретами, или мертвого шимпанзе, похоронам которого главная героиня уделила столько внимания.

Сценарий фильма – это отдельная тема для разговора. Еще раз коротко о сюжете. Фильм открывается сценой, в которой полиция прибывает к дому Нормы Десмонд. В бассейне плавает бездыханное тело Джо Гиллиса, который за кадром начинает рассказывать историю, приведшую его к такому фатальному концу, и действие переносится в прошлое. Джо Гиллис, безработный сценарист, которому не удается продать свою последнюю работу ни одной из студий, не знает, куда ему податься. Во время погони от кредиторов лопнувшее колесо его автомобиля приводит к дому бывшей звезды Нормы Десмонд. Та просит у героя профессиональной помощи, чтобы он помог закончить ей сценарий. Нехотя, Джо соглашается. Однако героиня слишком сильно привязывается к нему, и из чувства жалости Джо становится её любовником. Но Норма буквально не оставляет Джо в покое, стараясь контролировать его жизнь. Такая безумная страсть вкупе с непреодолимым желанием вернуть былую славу создают опасное напряжение в доме, которое приведет к смертельному выстрелу.

Итог «Сансет бульвар» - действительно, один из лучших фильмов. Кроме того, что показывает нелицеприятную сторону «красивого» Голливуда, он просто изображает ту степень деградации человека, когда его одержимость славой и популярностью не знает никаких границ, а сам он готов предпочтет жить в фантазии, чем смириться с утраченным.

10 из 10

15 октября 2018 | 19:09
  • тип рецензии:

'Сансет бульвар' - откровенное кино о забытых звездах. Биография самих актеров не менее поразительна. Эрих фон Штрогейм (дворецкий, Макс фон Майерлинг) - первый режиссер проклятый Голливудом, человек создавший свою биографию сам. Он присвоил себе аристократическое звание, а также богатое военное прошлое. На самом деле ни к какой аристократии никогда не принадлежал, а был сыном еврейского шляпника. Уильям Холден (Джо Гиллис) популярный американский актер снявшийся в ряде фильмов вошедших в золотую коллекцию кинематографа и нелепо погибший. После смерти тело Уильяма Холдена кремировали, а пепел развеяли в океане. И наконец Глория Свенсон (Норма Десмонд) в этом фильме, можно сказать, она играет саму себя известную актрису в годы немого кино и забытую в эпоху звукового. В 50-х популярность Глории Свенсон снова возвращается, что не удивительно при ее таланте. Американской актрисе всю жизнь сопутствовал успех, она снялась в 88 фильмах, у нее был свой бизнес, в 1968 году она приезжала в СССР.

Качественное кино, которое смотришь на одном вдохе. Советую посмотреть фильм любителям кино, а так же 'звездам'.

9 из 10

11 августа 2010 | 02:24
  • тип рецензии:

«Сансет бульвар» - бульвар заходящего солнца. Безусловно картина относится к классике мирового кинематографа. Захватывающий сюжет с самого начала не отпускает зрителя до последней минуты, тем самым заставляя погрузится с головой.

С одной стороны «погасшая» звезда Норма Дезмонд, закрывшаяся в соем собственном маленьком мире и не допускающая к себе никого кроме своего дворецкого (в последствие сюжет поставит все на свои места) в некотором роде разочаровавшаяся в обществе, но не забытая совими поклонниками (это сугубо ее мнение). Ее жилье больше похоже на заброшенный замок, нежели чем на аудиенцию звезды. Образ Нормы очень тонко передан актрисой Глорией Свенсон, которая непосредственно сама является одной из ярких личностей немого кинематографа. Она как никто другой понимает, что такое слава и признание, но в отличие от своего экранного образа ее судьба сложилась намного лучше.

Вторым главным героем фильма является Джо Гиллис – неудачник сценарист. Бегающий от кредиторов, случайно попавший под крыло звезды и влюбивший ее в себя. По сути не плохой человек, но как и любой пытавшийся найти для себя выгоду. Попавший под дурное влияние ущербного для себя общества становится жертвой «свихнувшейся» Нормы. Не нужный никому при жизни он остается забвенен и после смерти. Роль исполнил еще один не менее гениальный голливудский актер Уильям Холден, обладатель премии «Оскар» и входящий в список «100 величайших звезд кино» (уровень!!!)

Режиссером картины стал Уайлдере. На его счету около 100 работ. Среди которых культовые: «В джазе только девушки», «Лагерь для военнопленных №17», «Сабрина» и др, многие из которых высокого почитаемы в истории мирового кинематографа.

По истине гениальной можно назвать работу композитора Франца Вакмана, саунды настолько драматичны, а местами насторожены и пугающи. Не мудрено, не мудрено что Вакман сотрудничал с такими гениями хоррора как Хичкок и Кьюкор.

Картины освещающие проблемы порока, денег и тщеславия будут актуальны всегда в большей или меньшей степени. Ну a фраза «Я и есть великая звезда, просто фильмы стали маленькими» сказанная Глорией Свенсон уже давно стала крылатой. В фильме нет ни зла, ни добра, здесь жизнь Голливуда, со своими плюсами и минусами. Финал занавес.9 из 10

16 декабря 2017 | 01:27
  • тип рецензии:

Завораживающий фильм-нуар в первую очередь привлекающий своей историей, где зашедшая звезда мирового кинематографа, буквально изнемогающая в собственноручно построенной клетке из золота, влюбляется в случайно заблудшего в её дом мужчину-сценариста второго сорта и будто в 16-ть лет чуть ли не физически теряет от него голову, одаривая подарками, бесполезными вещами, деньгами и прочим-прочим, не желая отдавать либо делить своё единственное счастье с кем-либо ни при каких условиях да не в коем случае.

В данном сюжете раскрываются совершенно различные аспекты человеческой души. Здесь затрагивается и вопросы беспечной, сладостной ностальгии, удалится от которой мы не можем в силу нашей к ней привязанности и не желания признавать, что то время, когда мы были молоды да сильны уже давно прошло. Здесь разоблачается и личина самовлюблённости, причём от лица как женщины, так и мужчины. В 'Сансет бульвар' показывается, насколько может помешаться человек на ином человеке, и насколько может быть двуличен герой, кажущийся с первого взгляда довольно неплохим, и даже более того, хорошим персонажем. Что желание жить на 'широкую ногу', притом ничего не делая, а только лишь обманывая искренние чувства другого, присуще многим людям, и эта кроха натуры альфонса может оказаться внутри каждого мужчины, даже коль тот не подозревает об этом. А самолюбование и собственное восхваление неожиданно, или заведомо, способно проявиться у любой девушки или женщины. То есть в этом кино разбираются в первую очередь людские души, сокрытые помыслы и им самим не ведомые вожделения, адресуя зрителю проработанных, непременно живых лиц, которыми хвастает картина - это замечательно. А актёрские работы, - будь то Уильям Холден (Джо), Глория Суонсон (Норма), Нэнси Олсон (Бэтти) или Эрих фон Штрогейм (Макс), - своим профессионализмом лишь окончательно завершают запоминающиеся, полноценные образы, имеющие и мотивацию, и историю, которая также полнится некоторыми неожиданными поворотами судьбы, в конечном итоге сыгравшими на окончании фильма.

К слову именно такого финала ты не ожидаешь, хоть само его присутствие обрисовывается сразу же, всё равно до самого конца не можешь понять, как так получилось, а когда осознаешь, получаешь искренний восторг от работы сценаристов: Чарльза Брэкетта, Билли Уайлдера и Д. М. Маршмана младшего. Вместе с тем огромную роль играет сама постановка, своей стилистикой чётко относящая себя к нуару и отлично поддерживающая образ именно сего жанра, за что следует сказать повторное спасибо Билли Уайлдеру, который словно Кубрик в его ранних работах сумел превознести на вершину жанр нуара, показав картину достойную ещё работ Ланга и Хичкока, в годы его затухания.

Это драма не одного человека, это драма множества людей. По схожести общей специфики можно сравнить сей фильм с 'Бёрдмэном' Гонсалеса Иньярриту, однако тут разбор людских душ идёт куда глубже, ибо рассматривается банально больше, собственно, душ. Ностальгия, являющаяся по факту могилой таланта, самолично устроенное сумасшествие, податливость 'красивой жизни', бескрайняя преданность и самопожертвование, а также поиск себя и нахождение в любви кого-то, с кем быть не сможешь по разным причинам - что это, что это из себя представляет да как это влияет на людей. На подобные вопросы фильм не только отвечает, он в то же время даёт благодатную почву для раздумий, ибо в какой-либо проблеме но зритель точно найдёт себя, что уже, собственно, и является поводом - таким и должен быть кинематограф.

P.S. Спасибо за внимание.

01 февраля 2016 | 18:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: