К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Первые видеосалоны в перестроечной России и этот фильм. Сказать, что на десятилетнего ребенка такие фильмы производили яркое впечатление, это не сказать ничего. Кто-то смотрел боевики с не убиваемыми восточными актёрами. А я любил и люблю ужастики. Атмосфера таких фильмов заставляет чаще мечтать. Думать. Рассуждать мысленно. Я не очень люблю слешеры. В них нет той атмосферы. Просто мясная лавка в день нарубки. А вот коктейль из мистики, которая даёт фильму свою атмосферу загадочности, и драйва всех этих преследований, противостояний и тд - это будоражит.

Конечно сейчас Фантазм я воспринял не как тогда в детстве. И тут скорее всего виной возросшее качество постановки и спецэффектов в современных ужастиках. Но вот атмосферы такой в новом кино нет.

Это же 80-е! Люди наивнее и проще. Нет этого вездесущего сейчас цинизма. Мужчины спасают 'принцесс' А принцессы не стесняются обнажится, не превратив при этом фильм в порно. И не стараются занять место мужчин. Правильное время. И меня к нему тянет.

Конечно нужно делать поправку на совершенно маленький по современным меркам бюджет. И сейчас атака маленькими 'зомбиками' смотрится как недорогая интерпретация с Youtube. Но всё равно фильм цепляет. Он необычный. Он идейный. Это как первое что-то, что сделано человеком ещё переполненного желанием создавать и переполненным идеями. Это не попытка заработать на очередном блокбастере. Это именно идея показать - 'Вот посмотрите, что я придумал'

И действительно. Некоторые идеи очень оригинальные. И фильм непредсказуемый. А это важно. Ты не знаешь, что от тебя прячет сценарий. Что там за той дверью... Может он их просто жрёт... Примитивно? Согласен. Нет, оказывается всё значительно интереснее и глубже.

Да, фильм не раскрывает всего своего мира и не отвечает на вопросы 'Зачем? Почему? Откуда?' И это немного разочаровывает, но в то же время оставляет возможность додумать всё самому.

Единственное, чего я не понял, так это концовку. Конец фильмы как будто из разных версий. И эта 'склейка' такая внезапная и резкая. Что вводит в состояние ступора. Как будто авторы под конец хотели подвезти к чему-то своему, к чему-то другому. А не к тому к чему их вёл сам фильм. Загадка.

И не думайте, что история это просто выдумка. Это полученный сигнал. В данном случаи его принял режиссер фильма и изобразил его в своей истории так, как его увидел.

18 апреля 2021 | 01:05
  • тип рецензии:

Без спойлеров

***

Мизерный бюджет в 300 000 долларов, батя в продюсерах, режиссерский опыт на уровне плинтуса и такой офигенный фильм...

Я думаю Дон изначально понимал, что на 300 тысячах долларов далеко не уедешь, даже если брать в расчет, что на дворе 1978 год. Были огромные проблемы с аппаратурой, локациями, но разве это помешало молодому режиссеру? Конечно нет.

Сюжет вертится вокруг паренька, который в один прекрасный день увидел высокого человека-гробовщика. Будучи любопытным малым, он очень заинтересовался персоной гробовщика. Что происходило дальше, думаю можно описать фразой Теодена 'Итак, началось'. Зомби карлики, сферы убийцы, какие-то параллельные измерения, твисты, прямо праздник. Хочется сказать, что кино невероятно атмосферное. Путем саундтрека (кстати, отдельный респект Фреду за это), локаций, зловещего тумана, невероятного Ангуса Скримма напряжение так и сочится через экран. Единственное, нужно просматривать данный фильм ночью, иначе атмосфера может теряться, кино всё таки старое.

Да, минусы есть, проверку временем этот фильм прошел не до конца, всё таки бюджет 300к, кое где действия героев выглядят нелогично и клишировано, но если в ужастике года 2019 попытки героев пойти в адское место вызывают смех, желание пробить себе рукой лицо, выключить его, то тогда это было нормой и не таким заезженным. Ну и не стоит забывать, что это еще ребёнок. Игра актеров тоже не очень. Тащит только Ангус, но он как будто родился для этой роли. Мрачный, безэмоциональный, криповый я бы сказал, самое то для малобюджетного фильма ужасов. Остальные актеры профессионализмом не отличаются, но ругать их и не хочется, так как вырвиглазной игры нет ни у кого. Всех жалко, за всех переживаешь.

Вообщем за 300к долларов Дон Коскарелли сделал настоящий шедевр малобюджетного хоррора, невероятно атмосферный, тревожный фильм, с довольно необычным злодеем, хорошо (для своих денег) снятый. Не придраться ни к чему. Я оценил этот фильм больше, чем мой друг. Смело рекомендую к просмотру. Любителям ужасов (если еще не посмотрели) обязательно к просмотру.

8 из 10

05 марта 2020 | 00:34
  • тип рецензии:

Однажды Майкл посмотрел в свой бинокль и увидел человека, высокого человека…

Фантазм

Молодое поколение, которое сейчас растет на различных “Астралах”, “Заклятиях”, “Паранормальных явлениях” и т.д., не смогут прочувствовать весь кайф “Фантазма”, но вы ведь у меня бунтари. Вы ведь знаете, что перед нами великая классика. Один из самых необычных фильмов ужасов.

“Фантазм” поражает уже на первых минутах. Чертовски атмосферно. Нужно отдать должное композитору Фреду Майроу (частенько сотрудничал с Коскарелли). Дядька проделал колоссальную работу и сделал прекрасное музыкальное оформление. Тревожная музыка Фреда – превращает “Фантазм” в жуткую фантасмагорию.

Самое важное – низкий поклон отцу Коскарелли. Да-да, именно отец являлся спонсором, т.е. дал денег на съемки фильма. Отец верил в сына, поддерживал, это же великолепно, повезло Коскарелли с батей. В итоге – Дон стал культовым постановщиком, а франшиза “Фантазм” навсегда вошла в историю хоррора.

Первая часть появилась в 1979 году. На момент съемок, внимание, Дону Коскарелли было всего 23 года! Держите эту информацию в голове, когда включите “Фантазм”. Он лично накатал сценарий. Плюс, отвечал за монтаж и операторскую работу. Одним словом – вундеркинд.

Конечно, если рассматривать ленту под лупой, то можно придраться. Внешне “Фантазм” все-таки устарел, да и в сценарном плане присутствуют непонятки (один из героев полез именно ночью в похоронное бюро, хотя могли бы сходить все вместе днем). Только я не буду этого делать. Почему? Элементарно! Двадцатитрехлетний пацан снял безумно интересный хоррор.

Здесь вообще ведь целая вселенная! Дон создал мир. Это очень круто. В “Фантазме” хорошие актеры. Особенно выделяется Ангус Скримм. Его Высокий Человек, а-хи-хи, с легендарной фразой – “Бо-о-о-ой!”, заставляет понервничать. Плюс, присутствует небольшая обнаженка и даже погоня на машинах с пальбой. Проскакивают волнительные нотки, переживаешь за героев. Изумительный хоррор!

Сиквелы сиквелами, другой разговор. Но, первую часть, ребят, стыдно не знать. Многогранное тире авторское кино. Коскарелли – сила. Рекомендую!

8,5 из 10

04 февраля 2020 | 15:07
  • тип рецензии:

Я проваливаюсь в сон, как кэрролловская Алиса в кроличью нору. Однако, там меня поджидают далеко не вычурные атрибуты «страны чудес». Падая в колодец, ощущаю, как черные глубины цепенящих кошмаров все ближе подбираются ко мне. Хотя подсознание, охваченное незримой волной страхов, овеяно подростковыми фантазиями. Может, поэтому слух не пронзает долгий вой, проносящийся в темноте над заброшенными погостами окраин, а сквозь пелену ночного тумана вырисовывается силуэт прекрасной блондинки с обнаженной грудью и полуоткрытыми от возбуждения губами. Но и здесь приготовлен сюрприз: сновидение разрывается и вместо «горячей штучки» появляется высокий человек с синдромом Марфана – как у Линкольна и Рахманинова. Его взгляд прожигает насквозь, заставляя трепетать от страха - похлеще, чем от видения зловещих зомби, в провалах раззявленных ртов которых торчали почерневшие зубы, крошащие ошметки окровавленной плоти…

В истории хоррора «Фантазм» занимает почетное место, но стоит несколько особняком от других киносериалов ужасов. Мало кому придет в голову сравнивать его с «Кошмаром на улице Вязов» и «Пятницей,13-е» или тем же «Хэллоуином». На самом деле, внятно объяснить секрет успеха пенталогии у поклонников жанра вряд ли сможет даже его бессменный сценарист и режиссер Дон Коскарелли: каким-то непостижимым образом он разгадал природу того чувства, которым сопровождаются жуткие сны, заставляющие вскакивать в холодном поту. Смешав два самых сильных ингредиента в первой части франшизы – страх и влечение – он, сам того не осознавая, вывел новую формулу, а точнее – новое направление, которое только-только раскручивал Стивен Кинг. Сюжет разворачивается на фоне надгробных плит и навевающих мрачные мысли гробов. Впрочем, мрачные мысли преследуют далеко не всех: как уже упоминалось, кино стартует с весьма пикантной сцены, где влекущая к себе леди в голубом, оседлав молодого паренька, дышащего тестостероном, страстненько прижимается к его телу. Ее крепкие холеные ноги вдавливают «счастливца» в землю, и парень, распахнув рубаху на густо покрытой растительностью груди, постанывает от удовольствия. Возможно, это начало эротического фильма, но только не у Коскарелли. Любовные утехи на холодной кладбищенской земле дорого стоили жеребцу с модными, как у «Песняров», усами и пижонскими бакенбардами.

По традиционным киномеркам, «Фантазм» нелогичен, плохо сыгран и неумело снят, но при этом цепляет не на шутку и абсолютно органичен – это разгул неконтролируемой фантазии и гимн ночным кошмарам. Такие картины не нуждаются в большом бюджете (у Коскарелли его и не было), все с успехом достраивает воображение. Зритель, рассыпав по полу кинотеатров попкорн и пролив пивасик на брюки-клеш, поначалу не принял всерьез дешевую страшилку. Зато у фильма открылось второе дыхание в вечернем свете гостиных семейных особняков и американских квартир. Да и не только американских. Видеомагнитофоны вновь и вновь прокручивали ленту кассет, заезженных до дыр. В принципе, здесь нет ничего необычного. В домашнем кресле приятней и увлекательней следить за событиями: легче расслабиться, а значит – поддаться страху. Главный герой – обычный парнишка, гоняющий по провинциальным улицам на мотоцикле, подозревает неладное. По сути, история его взросления проходит у нас на глазах. Только вместо драк с ровесниками и робкими ухлестываниями за девчонками в коротких платьицах, паренек разгадывает тайну странного исчезновения членов своей семьи. Этот хоррор не фильм ужасов в привычном понимании слова. Мистика и фантастика идут рука об руку: телепорт, позволяющий путешествовать между мирами, сменяется заклинаниями старой провидицы. Как ни странно, топорный монтаж и неуверенная игра актеров пошли фильму на пользу. Смонтированная абы как кинолента с обескураживающими сюжетными поворотами огорошивает вопросами, на которые не так-то легко найти ответы, тем самым невольно принуждая зрителя ломать голову над ребусом. И здесь важнее всего вопросы не в связке «Что будет дальше?» и «Где грань между сном и реальностью?», и даже не примитивный «Боишься ли ты темноты?» Скорее, «Ощущаешь ли ты подкожно те чувства, которые испытывают герои?» Складывается впечатление, что Коскарелли неким заклинанием вызвал на свет порождения страшных снов и эманации его подростковых кошмаров отозвались на призыв. Ведь не трудно догадаться, что режиссер воплотил на экране многое из того, что пугало его неокрепший ум в юном возрасте. Похищение кадавров дьявольским верзилой вкупе с таинственной летающей сферой, высасывающей мозги у тех людей, которые еще минуту назад жили полнокровной жизнью, а теперь их остекленевшие глаза, выпученные в пароксизме боли, вперились в потолок,– такой расклад может напугать до жути. Карлики в черных капюшонах, преследующие подростка. Кустистые брови, узловатые пальцы, длинная сутулая фигура, зловещий оскал – образ злодея действует на психику безотказно: оглушающей, парализующей волной на зрителя наваливается слепой панический ужас. Это и есть начала хоррор-культа, созданного деталями. Именно деталями.

… Я выныриваю из жуткого сна, как из океанской пучины, чуть не поглотившей меня в свои воды, до сих пор не разобрав – сон это был или явь? Дыхание мое прерывисто: я еще ощущаю на шее мерзкое прикосновение холодных костлявых пальцев. Перед глазами встают изображения просверленных черепов и вытекающей оттуда желтой как горчица жидкости. На стене висит огромное зеркало, и вдруг – я вижу в нем отражение Верзилы. Я оборачиваюсь и в упор смотрю на него, замерев от страха. Я загнан, я в капкане. Или это просто болезненный бред?

30 декабря 2016 | 11:53
  • тип рецензии:

Думаете это история про маленького мальчика, который находит в небольшом городке на кладбище врата в мир тьмы? На мой взгляд тут все совсем не так очевидно. Очевидно, что все действие фильма происходит в некоем континууме, схожем с Красной комнатой из линчевского 'Твин Пикса'. Главный герой - маленький мальчик Майк пытается понять тайну кладбища, которая его манит и затягивает. Тут ему повстречается Высокий Человек с которым вскоре наладится такое жесткое противостояние, что эстетское малобюджетное кино превратится в самодостаточную франшизу. Но так ли все просто?

Можно предполагать, что фильм о смерти, которую символизирует Высокий Человек. Смерть забирает поочередно всех членов семьи Майкла и он не знает, что поделать с этим. Вместо того, чтобы принять жестокую реальность он бежит в дебри своего подсознания и придумывает фантастический мир, наполненный всякими злобными карликами, оживающими трупами и шарами, автоматически уничтожающими любую живую субстанцию. Если верить Дону Коскарелли, то он снимал именно про это.

Но в то же время, нельзя исключать и прямолинейную трактовку. Реальный мир маленького городка настолько причудливо и правдоподобно превращается арену столкновения сил Добра и Зла, привлекая к себе множество поклонников.

Однако, на мой взгляд, все происходящее оказывается гораздо глубже. В фильме мы сталкиваемся с тремя главными героями - мальчиком, его братом и Высоким Человеком. Вся динамика фильма зависит от их противостояния. Обратите внимание, что по-большему счету нам известна история лишь одного из них - маленького мальчика Майкла, переживающего смерть своих родителей. Так вот, если взглянуть на все это с позиции классического психоанализа, то мы встречаем мощное противоборство различных элементов человеческой личности. Очевидно, что переживающий страх и иные яркие эмоции ребенок - это Ид. Рассудительному брату, всегда выручающему и ведущему себя соответственно любым обстоятельствам отводится позиция Эго. А вот Высокий Человек - это Супер-Эго. В таких вводных получается, что весь конфликт между героями обусловлен подавлением Супер-Эго бессознательной части нашей психики. Финальная оговорка о том, что часть фильма представляла собой сон лишь поддерживает этот вывод.

Однако, как бы мы не относились к этому фильму, какую бы трактовку не выбрали, безусловно одно - фильм получился очень изысканным. Коскарелли не перегружает ленту диалогами, недосказанность ей только на пользу. Работа оператора и монтажера оказывается также едва ли не хрестоматийна. Каждый кадр и каждый план погружает нас в атмосферу безумия. Я могу только перечислять успешные находки: желтая кровь, Энгус Скримм, слепая бабушка и ящик в которую просовывается рука (прямо как испытание Пола Этрийдеса из 'Дюны'), злобные карлики, смешение сна и реальности, замещение персонажей брата и его друга, резкий финал, сцены в помещении на кладбище с открыванием гробов, и наконец, превосходный саундтрек. Все вместе это делает ленту одним из самых заметных явлений в кинематографе 1979 года (кстати, едва ли не одним из лучших фильмов того года). И я думаю, что в числе фанатов этого фильма не только обычные зрители. Очевидно, что 'Инферно' Дарио Ардженто и 'Дом на краю кладбища' Лючио Фульчи сняты не без влияния Дона Коскарелли. Скорее всего, пересматривал 'Фантазм' и Дэвид Линч перед тем, как снимать свое 'Шоссе в никуда'. Да и 'Кошмары на улице Вязов' есть не что иное, как вольная вариация на тему. Правда куда более легкая.

А он ведь крут. Вглядитесь в жизнерадостный взгляд Дона Коскарелли. Это глаза уверенного в себе человека, который смог подчинить себе свою судьбу и стать значительным кинодеятелем не привлекая для этого мало-мальски значительных финансовых средств для этого. Мне кажется, что не похож он на заурядного мастерового, штампующего однотипные жанровые подделки. При всей своей очевидной браваде, это человек глубокий и многогранный.

10 из 10

11 августа 2014 | 11:43
  • тип рецензии:

'Если вас и это не напугает, значит вы уже мертвы!' - гласил один из слоганов популярного ужастика. 'Фантазм', который я давно хотел увидеть, меня особо не напугал. Либо я мертв, либо, как и многие, перекормленные более страшной реальностью, я уже не вздрагиваю от высоких дядек и серебряных сфер. Но, оценивая объективно с точки зрения своего времени, жанра и бюджета, фильм оказывается лучше многих коллег и обнаруживает достоинства, которых с высоты сегодняшнего дня можно сперва и не углядеть. В 1978 он и вправду стал новым словом в жанре и люди вскрикивали в кинотеатрах, расплескивая Колу и роняя поп-корн, когда смотрели лучшее детище Дона Коскарелли. Сейчас фильм слегка пощипывает нервишки в своих лучших сценах. Но дай бог каждому современному ужастику такой успех, любовь и армию почитателей, какие оказались у 'Фантазма' много лет назад!

Фильмы ужасов стареют быстро. В основном, технически. Но атмосферу не променяешь на спецэффекты. Она чувствуется у Хичкока спустя пол века, у Рэйми или Кроненберга, как бы ни состарились их творения. Есть она и в 'Фантазме'. Плотная, удушающая, нервная - липкая и запоминающаяся, как сам страх. И это важно и незаменимо.

Еще раз подтвердилась моя теория о том, что только кинематографист с незаурядным чувством юмора может создать по-настоящему страшный фильм. Ибо смех и страх - взаимозаменяемы, часто идут рука об руку, и инфаркт от смеха можно заработать не реже, чем от страха. Среди доказательств этой теории - Хичкок и Спилберг, Данте и Лэндис, Бертон и Верхувен, Крейвен и Коскарелли. Первые его фильмы были подростковыми комедиями. И в одной из них был эпизод с монстрами на Хэллоуин, который должен был вызвать смех. Вместо этого зрители в кинотеатрах активно потели и вздрагивали. Тогда-то начинающий режиссер нашел свое призвание - пугать людей. Правда, от этого не сделался менее веселым человеком.

Настрочив за 2 недели не ахти какой сценарий (он сам признавался, что многие сцены и диалоги придумывались прямо на съемках, а финалов и вовсе было штук десять!), который при хорошем воплощении мог бы напугать, он собрал команду из своих друзей, семьи, одноклассников и партнеров по прошлым фильмам, в основном, непрофессионалов, занял деньги у папаши, вооружился молодостью, энтузиазмом, хитростью, заменяющими мастерство и приступил к созданию будущей нетленки. На съемках царило веселье и ребята от души прикалывались, делая свое страшное кино. А результат оказался таков, что тридцать с гаком лет входит во всевозможные списки самых культовых, самых страшных и, что самое неожиданное для режиссера, самых прибыльных в истории.

'Фантазм' по доставляемому удовольствию напоминает 'Зловещих мертвецов' Рэйми, и сделан он так же дешево, не слишком серьезно и при этом энергично и весьма увлекательно. Коскарелли повезло с приятелями, музыкой и с местами для съемок. Мрачный парк, превращенный в кладбище студентами-строителями, эпический особняк, естественное освещение - работают сами на себя, а друзья-товарищи, на счастье оказавшиеся весьма талантливыми актерами, спасли не блещущую спецэффектами ленту. Ну и переливчатая нервная мелодия, которая играет в голове несколько дней после просмотра - подтягивает картину.

Но самое главное для меня - атмосфера вязкого полусна и ненароком запавший в фильм психоаналитический подтекст. То, что творящееся в фильме может быть сном или является им, объединяет фильм с шедевром Крейвена о маньяке из детских кошмаров - но не только это. Здесь важен и герой-ребенок, потерявший всю свою семью и создающий воображаемый сценарий, который заполняет неопределенность, пробелы в охваченном страхом и болью потери сознании. В сущности, это и есть психоаналитическая расшифровка термина, которым был не случайно назван фильм.

Коскарелли весьма эстетично трансформирует реальность вокруг своих персонажей, придавая ей ирреальный, сновиденческий ракурс, и пугает именно этим смешением правды и неправды или кажущейся правды или ее полным отсутствием. В этом ему помогает рваный монтаж и сюрреалистически эффектные кадры, которые наполняются смыслом лишь в общей канве сюжета - например, вроде бы бессмысленная пробежка младшего брата за старшим или долгая прогулка последнего по кладбищу. А в некоторых сценах фильм еще и приобретает черты научной фантастики, придавая традиционным представлениям о смерти и потустороннем мире иной оттенок, что, с одной стороны, кажется полным бредом (превращение мертвецов в карликов-рабов для другой планеты), но с другой как бы приоткрывает ту самую вечную тайну о том, что нас ждет после смерти. И подобная трактовка весьма оригинальна и смотрится не такой уж глупой в контексте фильма.

Конечно, связывать 'Фантазм' с психоанализом станут немногие, но мне интересна именно эта, символическая его сторона - трансформацией каких комплексов и страхов в ребенке стал Высокий? Когда именно случился перелом в его сознании? Чем обусловлена такая трактовка реальности? И тогда не приходится ругать ребенка, раздражающе сующего нос во все дела. У него на это, в отличие от героя 'Одного дома', есть право - он копается в себе и то, что не может объяснить - те страхи, боль, ожидания, заменяет фантазиями, фантазмом.

Очень неплохо сыграли актеры, привнеся неожиданную искренность в сцены, в которых напряжение эпизода ложится исключительно на них, поскольку бюджет не мог предоставить соответствующие задумке спецэффекты. Ну, а Энгус Скримм в роли Высокого так и вовсе стал иконой хоррора, вроде Вурхиза или Крюгера, обеспечив себя на всю жизнь не пыльной работенкой, хотя на мой взгляд, явно экономил силы и не электризует кадр, как Роберт Инглунд, например. С 'Кошмаром на улице Вязов' фильм связывает еще и финал - открытый, непонятный и сюрреалистический. Было все это или нет? Кто умер? Кто вернулся? Где был сон, а где явь? Люблю я все-таки, когда в финале ужастиков остаются подобные вопросы и не люблю, когда в мистических фильмах все оказывается четко и однозначно. Так быть не должно.

Фанаты 'Фантазм' обожают. Есть за что, между прочим. Хотя я, даже отдавая ему пальму первенства в придумывании многих замечательных жанровых находок, шагнувших в том числе в фильмы Крэйвена и Рэйми, не стану называть его шедевром. Этот ярлык для него громковат, да и качественно он значительно уступает творению Крэйвена - плюс пугать этот фильм уже почти не может, хотя напряженная атмосфера никуда не испарилась. Позднее удачливый режиссер Дон Коскарелли более или менее аккуратно продолжил переносить на экран пугающие и мистические сюжеты 'Повелителя зверей', 'Борьбы за выживание' и т.п., стараясь сохранить свою команду, однако так и остался режиссером франшизы 'Фантазм', в которой он обнаружил неожиданную резвость подхода, не по годам зрелый стиль и чувство страшного, и которым оставил свой след в кинематографе.

8 из 10

10 января 2013 | 19:20
  • тип рецензии:

Наверняка каждый сталкивался с тем, когда при просмотре фильма в голове невольно возникала мысль: «Да это какая-то киноподделка, снятая на любительскую камеру! Я и то лучше снять могу…» При этом никто, как правило, не задумывается над тем, что кино могло быть снято на профессиональную камеру, а все проблемы с любительской съёмкой – наши с вами выдумки из-за того, что кино нам не понравилось. Любительская съёмка, знаете ли, куда как «пострашнее» с виду. Веду разговор к тому, что видимое зрителем на экране зависит в первую очередь от таланта людей, отвечающих за фильм. Засим удивительно, что по всем определениям настоящий инди-фильм, «Фантазм», с первых же минут смотрится как действительно серьёзное хоррор-высказывание, ни на секунду не давая вспомнить про любительскую съёмку.

Сразу видно, что талант у Дона Коскарелли имеется: «Фантазм» не на шутку умудряется пугать зрителя в самые неожиданные моменты. Кино отлично сбалансировано в плане сценария, который был написан за три недели: во-первых, концовка реально ошеломляет, хотя вроде и весь фильм по привычке ждёшь какого-то подвоха; во-вторых, на протяжении просмотра зрителю не дают заскучать – интересные и жуткие события случаются регулярно.

Наверное, Дону постоянно казалось, что картине, им тщательно создаваемой, не хватает страшных моментов – возможно, он даже перегнул палку в плане различных инсценировок, которые случаются в фильме в самые неподходящие моменты. Хотя сие можно в принципе посчитать за плюс: знаете ли, что-то оригинальное и отличное от другого – всегда, как минимум, интересно.

Напоследок хочется отметить, что «Фантазм» цепляет в первую очередь своей атмосферой: в воздухе постоянно кружит мистическая таинственность, чувствуешь некую загадку, которую так и хочется разгадать. А чтобы её разгадать – надо обязательно досмотреть фильм до конца. Вот как раз тем, что Дон Коскарелли умудрился своим дебютом вызвать у зрителей подобные чувства, он достоин отдельной похвалы, а его картина – обязательно должна стоять на золотой полке хорроромана по соседству с каким-нибудь «Кошмаром на улице Вязов».

Вердикт. Довольно сильный ужастик, который не растерял с годами своей атмосферы и по-прежнему смотрится с замиранием сердца.

9 из 10

02 октября 2012 | 18:41
  • тип рецензии:

'Фантазм' - своего рода мистический триллер с элементами фантасмагорий и необъяснимых событий. В 1978 году это фильм не произвёл особого фурора, но породил фанатов, и сделал молодого режиссёра Дона Коскарели знаменитым. Сейчас же, этот фильм смотрится не так эпично, как тогда - в 70, но интерес от этого не пропадает.

Несмотря на общую сюжетную линию, фильм полон странных, необъяснимых сцен. 14-летний Майкл становится очевидцем того, как некий 'Высокий' самолично разоряет могилы, в это же время в городке Моргинсайт пропадают люди. Пытаясь разобраться в происходящем, парень попадает в цепь жутких происшествий: в похоронном доме разгуливают маленькие, но очень коварные карлики, летают серебряные сферы, буравящие головы незнакомцам. Никто ему не верит, и всё усугубляется тем, что сам 'Высокий' начинает охоту за героем.

Несмотря на довольно скромный бюджет, фильм необычен. Необычен тем, что весь фильм будто и есть галлюцинация, ведь общей целостности у фильма нет. Есть небольшие сценки, мало связанные между собой, но некоторые из них способны напугать даже отрешённого зрителя. Карлики, безумная девушка-маньячка, убивающая людей, Высокий, громко шагающий к герою, сферы, таинственные звуки и шорохи, врата в параллельный мир... Добавьте ко всему этому захватывающую автопогоню, короткие перестрелки, и шикарный, по-настоящему пугающий саундтрек.

И это не всё. Стоит поверить, что погоня 'Высокого' за героем способна напугать, а концовка данного фильма оставить после себя ряд вопросов. Что это было? Фантазия главного героя, или пугающая явь? Кто такой 'Высокий'? Вопросы, вопросы, зато сколько мистики и необъяснимого.

За актёрскую игру стоит особенно похвалить Ангуса Скримма, успешно воплотившего на экране образ 'Высокого'. Его персонаж полон мрачности и ужаса, и его появление на экране способно напугать даже самого отрешённого зрителя. Молодой М. Болдуин, несмотря на некоторые промахи в игре, всё таки не лишён наивности.

Вердикт: Фантасмагория от Коскарелли. Первая, и самая гениальная часть франчизы.

10 из 10

10 августа 2012 | 22:25
  • тип рецензии:

Фильм «Фантазм» один из тех ужастиков, которые были созданы с минимальным бюджетом, но это не повлияло на высокую степень популярности, культовый статус, появление продолжений и даже получение приза на Международном кинофестивале в Авориазе с номинацией на премию «Сатурн». «Виноват» в этом режиссёр картины Дон Коскарелли, являющийся так же сценаристом, оператором, и монтажёром создавшим свою собственную историю. В его голове возникла самобытная нива фильма ужасов, которая вмещает гармоничный симбиоз из дурного сна, детских иррациональных страхов, пагубного всеобъемлющего любопытства, жути за гранью смерти, мертвецов в гробах, иных демонических миров, отталкивающих незнакомцев. Со всем этим предстоит столкнуться нашим героям. Вначале запредельное Зло лишь заметит маленький мальчуган, впоследствии втянувший в неравную схватку старшего брата и его друга. На мой взгляд, специальный уклон на детскую основу весьма удачен, ведь герой картины находится в таком возрасте, который помнит каждый из зрителей независимо от страны. Тогда в идентичные годы жизни, все точно так же слонялись без дела, забот, и тяги к противоположному полу, когда дни казались бесконечными, где в городе обязательно существовали некие жуткие места, а какой-нибудь угрюмый сосед напоминал выходца из иного мира. Посему детское любопытство, смешанное с пьянящим куражом отлично передаётся с экрана, конечно не без талантливой музыкальной подводки.

Вообще музыка отдельная специфическая грань восприятия происходящего. Она полноценный сегмент погружения, изображающий степень накала тревог и постепенного откровения при постижении мира магического кладбища, служащего Вратами в демонический мир зомби-карликов. Несмолкающее леденящее душу гудение, словно гигантский камертон полнит пространство своим нудным смертельно опасным звуком, отлетая от стен с мраморными плитами хмурого погребального бюро. Когда слышно подобное – хорошего не жди, где-то обязательно притаилось нечто рыскающее под ногами в образе диких атакующих существ, или блестящая летающая сфера вынырнет из-за угла с безумным свистом, вонзаясь в жертву!.. В этом ночном мире со сверчками меж надгробных плит множество опасностей, они загадочны, поэтому неожиданны.

Отрицательный образ Верзилы в исполнении актёра Энгуса Скримма ещё не получает полновесного хронометража, как в иных частях; он призрачный фоновый символизм Смерти – худой, немногословный, угрюмый, седовласый, неестественно громко шагающий, словно показательный маятник отсчёта неумолимых минут жизни пред тотальным фиаско.

Вместе с тем, нельзя назвать «Фантазм» идеальным. Порой точно замечаешь, что прописанный сюжет наполнен чёрными дырами, поглощающими поступательный смысловой ключ в поведении героев ленты. Однако это всецело простительно, ведь нужно помнить, что на момент выхода авторского произведения Коскарелли не насчитывалось и тридцати лет! На дворе стоял конец 70-х, да и непередаваемая угнетающая атмосфера смертельной тайны других миров, недосказанность загадки, и близость смерти удалась в самом лучшем воплощении. Думаю, для зрительского удовольствия любителям хоррора этого окажется сполна, чтоб наслаждаться просмотром.

Ночь на кладбище, погребальное бюро с рыскающими рычащими карликами, жёлтая непонятная кровь, вход в иной мир, высокий предвестник смерти с ужасной механической сферой, похищенные трупы из гробов, настигающий катафалк, соблазнительная красавица-оборотень, не унимающийся металлический гул в ушах, навязчивые кошмары во сне и наяву, а также близость с некой тайной – всё это ждёт Вас в замечательном произведении с коротким, но ёмким названием.

8 из 10

03 августа 2012 | 16:06
  • тип рецензии:

Фильм 'Фантазм' режиссера-дебютанта Дона Коскарелли, выпущенный в 1978 году, на данный момент обрел культовый статус и стал классикой трэша, как таковым трэшем при этом не являясь. История о двух братьях, Майке и Джоди, ставших свидетелями странных событий на кладбище, а вскоре столкнувшихся с неким Верзилой, рассказана режиссером в весьма оригинальной манере. Фильм как будто стремится поламать все стандарты жанра ужасов, предлагая зрителю новое видение и на зомби-хоррор, и на молодежный слэшер. Фильм не утратил по-прежнему своего очарования и новизны.

Учитывая, что Дон Коскарелли является и оператором этого фильма, то зрителя ждет весьма необычная атмосфера и потрясающая, очень стильная картинка. Сценарий, автором которого выступил сам режиссер, порадует зрителя неожиданными поворотами сюжета. Актерская игра тоже стала одним из украшений данного фильма, ведь все актеры, пусть и малоизвестные, играют очень реалистично, особенно Ангус Скримм, исполнивший роль Верзилы - по сути, главного героя ленты.

'Фантазм' - один из самых оригинальных и неформатных хорроров, когда-либо снятых в Голливуде. Любителям жанра смотреть обязательно!

10 из 10

14 мая 2012 | 13:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: