... В наших силах решить только что делать со временем, отпущенным нам...
Это мой первый отзыв на кинопоиске, и вполне естественно, что я оставляю его к моему самому любимому фильму. Вернее, к трилогии. Отзыв посвящается всем трем фильмам, но оставлю я его к 'Братству Кольца', т.к. с него и началась моя болезнь под названием 'Властелин Колец'...
Сам фильм я посмотрела, наверное, спустя только 3-4 года после его выхода, до этого почему-то считая его глупой сказкой. Как же я ошибалась! То воскресное утро, те три часа, которые я сидела завороженно глядя на экран, очаровали меня, не побюсь этого слова, на всю жизнь! Я оказалась в волшебной сказке, которая околдовывает, заманивает, затягивает... Выражение 'магия кино' как нельзя лучше подходит именно к этому произведению! Истинная магия! Очнулась я только на финальных титрах, и мне даже показалось, что как-будто 'мир изменился..' Несколько последующих дней ходила как под гипнозом...
Никогда в своей жизни я не видела фильма одновременно столь красивого, умного, тонкого, гармоничного, зрелищного, заставляющего и смеяться, и плакать одновременно, и всё это на фоне потрясающих пейзажей и восхитительной, пробирающей до мурашек, музыки! Здесь отдельное спасибо говорю режиссеру, за каждую, продуманную до мелочей сцену, за потрясающий эффект, который они производят!
Про великолепный актерский состав и игру актеров говорить не буду - всё уже сказано; отмечу только, что каждый актер настолько гармоничен в своей роли, несёт именно ту ауру, которая характерна для его героя, что поневоле веришь в этот волшебный мир, придуманный Толкиеном, и даже не ставишь под сомнение существование Средиземья! И разве представишь кого-то другого в роли Фродо или Арагорна.. или Гэндальфа? Да как можно?!
О чем фильм? А это сама жизнь. На фоне вечного противоборства добра и зла показаны все грани человеческих чувств, эмоций, взаимоотношений. Это любовь, верность, долг, предательство, зависть.. да бесконечно можно перечислять! Нужно только присмотреться, и поймешь всю глубину этого фильма, всю значимость. Это не просто очередное фэнтези. Мне кажется, это кино может изменить многих людей. К лучшему.
После просмотра и правда остается ощущение, что сама совершила это путешествие вместе с братством, настолько окунаешься в атмосферу фильма, настолько роднишься с героями... Не описать словами!
Меня можно упрекнуть, что только и делаю, что восхищаюсь, но трилогия вызвала у меня именно такие эмоции. И если кто-то ещё не смотрел 'Властелина..', то от всей души советую! И пусть не пугает продолжительность - каждая из трёх частей смотрится буквально на одном дыхании! Мне даже хотелось, чтобы они не кончались вообще...
А оценка.. Если честно, 'десятка' как-то даже жалко смотрится по отношению к этому шедевру. Но т. к. здесь такие рамки, то, конечно..
Наконец посмотрела фильм полностью, и от него осталось вполне хорошее впечатление.
Конечно, фильм немного затянут, да и разговоров было больше, чем я ожидала от фентези, но зато картина максимальна близка к книге.
Люди, не читавшие 'Властелин колец', сразу поймут, в чем дело, и после титров у зрителей не останется (или почти не останется) никаких вопросов по сюжету.
Мир Толкиена
Вот лично меня нарпимер 'Властелин колец: братство кольца' раньше не интересовал, но после того как я прочитала книгу, стало интересно, как видит мир Толкиена Питер Джексон. Как оказалось он видит Средиземье как сказочное, временами красивое, временами жутковатое и мрачноватое. Думаю Толкиен одобрил бы этот образ (вариант).
Герои
Актеры отлично справились со своей работой. Казалось герои написаны были под них.
Но если честно мне больше всех понравились Арагорн и Леголас. Я еще, читая книгу, приметила их, как умных, сильных и храбрых героев. Мне кажется, что они по праву могли бы хранить кольцо вместо Фродо (но это лично мое мнение). Актеры поддержали образы величественных героев, готовых умереть за свой народ.
Эффекты
Об этом говорить много не надо (какие эффекты в 2001?), но все же отмечу, что фильм следует посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть Горлума.
Итог
'Властелин колец' по праву можно называть классикой фэнтезийного кино.
Эмоций: однозначно один из тех фильмов, что заставляют тебя усеться за экран и смотреть придерживая дыхание в особо батальные или же играющих на нотах души моменты. Столь великолепный фильм, который пришлось посмотреть в столь позднее для себя время, и это крайне досадно, ведь посмотрев его еще в более юном возрасте и в более молодой период для фильма (а фильму 20 лет от роду) - я б восхитился еще в большей мере, чем сейчас (в виду возраста и свежести фильма), тем самым мог бы показать, и обсудить с теми, кто не смотрел столь изысканно выверенное кино и располагающий столь интересными событиями, режиссерскими решениями фильм. Не поразится данному фильму, по-моему - что признаться себе в импотенции в хорошем вкусе и в восхищении от столь прекрасному продукту кинематографа.
Кратко: 9,5 баллов.
Дальше обоснованное мнение.
Составляющие фильма (0, 0.5 или 1 балл за каждый пункт, затем баллы суммируются):
• относительно объективные
Задумка и сюжет/диалоги
Однозначно, что первоисточник в виде книг Джея Толкина являются просто кладезью возможностей для экранизации, конечно, с учетом подхода к самой режиссуре. Фильм с первых кадров буквально хватает тебя и уносит в мир Средиземья со своими особенностями сосуществования народов и проблем его окружающих. Мир, который содрогнулся перед могуществом противоборствующих сил и столь быстро покачивающиеся маятник между дуализмом мира: света и тьмы, добра и зла. Развитие, взаимодействие и их экспозицию крайне четко передают расстановку сил и событий происходящих, и ко всему к этому, возможного развития сюжета. Несомненно - 1 балл.
Игра актеров/проработка и убедительность персонажей
Имена главных героев и злодеев сразу запоминаются, ибо каждый персонаж является уникальным, как для сюжета, так и для зрителя. Но скоротечность некоторых сюжетных линий персонажей и без более полного бэкграунда не заставляет прям переживать за каждого. Одним большее симпатий, другим меньше. Может, в этом отношении мое мнение может поменять режиссерская версия, а так - 0,5 баллов.
Операторское работа и режиссерские решения находимые в моменты экспозиции, как мира, так и героев очень сильно впечатляют. Это идет в совокупности с спецэффектами, который так притягательный в симбиозе ручной работа художников, костюмеров, постановщиков - что находят идеальный баланс между графикой и ручной работой. Спустя 20 лет, фильм все еще дает фору всем фильмам, что выходили за последние несколькие, делающий упор на графику и ту же ручную работу. А музыкальное сопровождение и главная музыкальная тема - моё отдельное восхищение. Искусство нагнетать больший спектр эмоций, чем он мог бы быть - это много стоит. - 1 балл
Хорош ли в своем жанре?
Эталон, вот что передает данный фильм -1 балл.
Оригинальность/реалистичность/логичность
Самобытность фэнтезии и его логику было бы крайне сложно испортить, учитывая, что автор книг Джей Толкин посвятил более 15-и лет жизни к воплощению его на бумаге, а режиссеры и подавно имеют отличный материал на руках. 1 балл, несомненно.
• субъективные
Захватываемость/просмотр на одном дыхании
Фильм цепляет и не отпускает до самого конца, моментами заставляя переводить дыхание от накала событий. 1 балл
Непредсказуемость/саспенс
Нагнетаемый саспенс даже в моменты, где казалось бы очевиден исход - это тот фактор, что иной раз доказывает филигранную работу режиссера. Это учитывая общее волнение перед предстоящими событиями в фильме - еще более усиливают эффект. 1 балл.
Эмоции/раздумья после (или во время) просмотра
Поражаешься и лишь хочется делится эмоциями после просмотра
Посоветовал(а) бы/пересмотрел(а) бы?
Не писал бы столь восторженный отзыв, если б не хотел буквально всем посоветовать. 1 балл.
Перевернул мировоззрение, взгляд на жизнь/заставил переосмыслить что-либо/поразил своей необычностью?
Поразил фильм и заставил понять, что кинематограф - это крайнее тонкое и одновременно громоздкое искусство при его создании и дальнейшей шлифовке. Этот фильм лишь пример тому, что такое отличное кино для всех и для каждого в отдельности. Но переворачивать мировозрение касаемо или взгляд на жизнь он не стал, да и ему не нужно это. 1 балл.
Взрослая сказка длиною в грандиозное путешествие...
Перед просмотром ожидал увидеть нечто потрясающее... Но себя в образе восхищенного зрителя никак не представлял... Напрасно...
Довольно придирчиво отношусь ко многим мелочам в фильмах, но 'Братство кольца' один из немногих фильмов, который, прижав руку к сердцу, могу окрестить идеальным. ИДЕАЛЬНАЯ сказка для подростков и взрослых! В этом фильме воедино сплелись и чарующие пейзажи Новой Зеландии, и незаметно-вплетенные компьютерные спецэффекты, которые ну просто сливаются с настоящей природой (а это, между прочим, только 2001 год!), и отсутствие мало-мальской скуки (Джексон не перестает нас удивлять каждую минуту, попеременно сменяя кровавые баталии с необходимыми диалогами и новыми встречами), и вечная музыка, несущая за собой по следам героев большого путешествия, и ПОТРЯСАЮЩАЯ актерская игра, где каждый из героев, словно слился в своего персонажа, и атмосфера настоящей сказки, в которую окунаешься и веришь!
Орландо Блум (трилогия 'Пираты Карибского моря'), Шон Бин ('Сокровище нации'), Кейт Бланшетт ('Робин Гуд'), Лив Тайлер ('Армагеддон'), Хьюго Уивинг ('Матрица'), Иэн Холм ('5 элемент'), Джон-Рис Дэвид ('Индиана Джонс'), Вигго Мортенсен ('Идеальное убийство'), Иэн Маккелен ('Люди Икс') и Элайджа Вуд ('Вечное сияние чистого разума'). Уровень популярности у каждого из этих актеров не такой как у Лео Ди Каприо или же Тома Круза, но проекты, в которых они принимали самое активное участие говорят о многом... Но еще о большем говорит их работа в 'Братстве кольца'. У меня не было никаких сомнений, что незадачливого, но сильного духом хоббита Фродо должен был играть не кто иной как Элайджа Вуд. Я не видел в роли 'Странника' никого другого, как Вигго Мортенсена. Такое ощущение, что каждый из выше названных актеров вложил всю свою душу в своего персонажа, в уме осознавая, что трилогия 'Властелин колец' станет классикой мирового кинематографа. И если это было так, то они не ошиблись...
Сюжет всего фильма основан на произведениях английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена. История фильма повествует о большом и опасном путешествии юного хоббита Фродо со своими верными помощниками, братством 'кольца', целью которого является уничтожение знаменитого кольца всех злых сил, которое позволит навсегда покончить с Сауроном - олицетворением всего зла на Земле. Приключение предстоит опасное и долгое, надежды на счастливый исход очень мало, но безобидный и отзывчивый Фродо приложит все усилия и свое старание, чтобы в Средиземье воцарилось никому неподвластное добро...
Главная прелесть фильма для меня заключается в том, что куда ни посмотришь - везде интересно и приятно. Приятно как для глаз, так и для души. Например, хоббиты - это олицетворение лучших качеств человека. Вероятно, именно такими и должны быть люди: дружными, добрыми, веселыми и счастливыми. Гэндольф - олицетворение мудрости и справедливости. Арагорн - сильный и верный своему слову храбрый воин. Как же приятно смотреть и за маленькими, но уютными норками хоббитов, в которых они копошатся. Злые орки олицетворяют собой страх, но ни в коем случае не ужас. Эта волшебная природа лесов, гор и лугов Средиземья зовет в свои объятия, а прекрасные эльфийки так и чаруют своим сладким поцелуем. В этой сказке хочется жить, а не только мечтать...
4 'Оскара' - это лишь самая малость того, чего действительно заслуживает этот фильм...
Так уж повелось, а может и не случайно, что одновременно с 'Властелин колец' на экраны кинотеатров вышел 'Гарри Поттер'. Это две волшебные саги, которые довольно схожи между собой. У них немало продолжений, в центре сюжета в каждом из фильмов магия, каждый из фильмов стал культовым, и даже постеры фильмов похожи друг на друга. Отличие лишь в свирепости, строгости и серьезности повествования. Я до сих пор иногда путаю Гэндольфа и Дамблдора, а чем Фродо и Гарри не схожи? Оба юных мальчишки, которым предначертано вершить судьбы миров. У каждого из них была своя команда, которая всегда приходила на помощь своему лидеру. 'Властелин колец' - это что-то более масштабное и взрослое, нежели экранизация фантазии Джоаны Роулинг. Но как же хороши, что сказка о маге Гарри, что о юном хоббите Фродо! Теперь это уже классика...
В далеком детстве, мучимый жаждой интереса к 'Братству кольца' безудержно хотел взглянуть хоть раз на эту сказку. Интригующий постер на стенах кинотеатра, реклама в телевизоре, множество восторженных отзывов со стороны ровесников и взрослых... но мне была уготована иная судьба...
Взглянул спустя 13 лет и понял, детские мечты и желания были не напрасны!
В 2001 году на суд зрителей вынесли две фэнтезийных картины, которые легли в основу современного показательного образца данного жанра, и ставшие, вместе или по отдельности, любимыми фильмами мечтающих сердец – начало легенды о Гарри Поттере и первая экранизация ошеломительного «Властелина колец» Джона Рональда Руэла Толкиена. И если приключения юного волшебника хоть и прошли с успехом в прокате, но на «Оскаре» пришлось довольствоваться лишь номинациями, то поражающему масштабностью и красотой «Братству кольца» досталась и касса, и награды, и самое главное, признание публики, что, на мой взгляд, является куда большей ценностью, нежели прибыль или статуэтки. Восторженные взгляды зрителей – вот главное богатство…
Средиземье… Найдутся ли люди, никогда не слышавшие про эти края? Или не обязательно люди, хотя вот все прочие, включая эльфов, хоббитов, гномов, магов и других волшебных созданий, наверняка бывали в тех далеких, притягательных и чарующих землях. Разве кто-нибудь отказался бы побродить вдоль спокойных речушек Шира? Промчаться лихим скачем по равнинами Рохана? Не спеша прогуляться по лесам Ривенделла? Питер Джексон дал нам такую возможность, за что ему огромное спасибо. Он не просто воссоздал события книги на экране – он перенес весь этот хрупкий волшебный мир с бережным трепетом и представил его во всей его красе, не потеряв ни единой важной детали, передав все величие книг фильму.
Стоит ли говорить, что оживить легенду такого масштаба дело не из простых? Мир Средиземья огромен и разнообразен: от территорий и ландшафтов до народностей, их культуры и языков. Но мало суметь отразить все аспекты этих таинственных земель, нужно еще сделать так, чтобы всему этому можно было поверить. Получилось ли? Да когда Хьюго Уивинг в начальном эпизоде на чистом эльфийском призывал воинов сражаться, я, не понимая истинного значения произносимых им слов, готов был вместе с ним ринуться в бой. И, заметьте, ни разу не вспомнил, что этот длинноволосый статный эльфийский командир когда-то ходил в строгом костюме, темных очках и неутомимо преследовал некоего Томаса Андерсона. За весь фильм (а это около трех часов) – ни слова упрека, ни капли сомнения. Скажете мол, не может быть? Сам не верил, пересматривал десятки раз, снова и снова, но так и не увидел в этом фильме недостатков.
Можете ли Вы представить на месте Фродо Бэггинса кого-нибудь кроме Элайджа Вуда? Лично для меня это тоже самое, что вообразить кого-то другого в образе Джека Воробья вместо Джонни Деппа. Вуд на момент выхода фильма имел возможность засветиться на главных ролях у Роберта Родригеса, в фильме-катастрофе «Столкновение с бездной», а также в ремейке «Флиппера». Однако именно после премьеры «Братства кольца» карьеру Вуда можно по праву считать звездной и успешной. В относительно юном возрасте прогреметь таким талантом – бесценный случай. Однако Фродо, хоть и являясь сильной личностью, не смог бы в одиночку преодолеть те трудности, которые выпали на его судьбу. Во многом его дальнейшая судьба, а также судьба Средиземья зависит от Братства Кольца, чьи совместные усилия, сплоченность и слаженность должны будут противостоять силам зла.
Вигго Мортенсен воплотил лучшего Арагорна, какого только можно было. Таких волевых и несокрушимых героев встретишь не часто. Как-то раз прочел интервью с ним, в котором Вигго говорил, что у него не было ярого желания сыграть в этом фильме, что ему и меча то не приходилось держать. Согласился на роль ради сына, которому очень нравится книги Д. Р. Р. Толкиена. Такое стечение обстоятельств не может не радовать, ведь именно «Братством кольца» Мортенсен открылся для меня замечательный актер.
Иэн МакКеллен уже успел закрепить за собой образ Магнето в «Людях Икс», но созданный им Гэндальф – высшее мастерство. Именно таким и должен быть странник, а затем и белый маг. Добрый и приветливый старец, таящий в себе невиданные силы. Его схватка с Балрогом хоть и была непродолжительной, однако является одной из сильнейших сцен по драматическому накалу. Такой вот он служитель тайного огня…
Орландо Блум еще не успел полюбиться публике в лице Уильяма Тернера, и роль в «Братстве кольца» была всего лишь третьей в его карьере, да и первые две значились в сериалах. Вообщем не блистал наш Орландо на подмостках славы, пока не примерил на себя длинные острые уши и не взял в свои руки верный и меткий лук. Не знаю, может ли быть более харизматичный и забавный Гимли, чем тот, которого смог изобразить Джон Рис-Дэвис? Наверное, нет. Работа гримеров была так хороша, что я долго не мог признать Джона в этом бородатом и задорном гноме, в относительном малом росте которого скрыта великая сила и мужество.
Шон Бин и сотворенный им Боромир были великолепны. Очень запоминающийся персонаж, довольно ярко показавший некоторые человеческие слабости, которые в итоге все же преодолевает. Честь и доблесть берут верх, как бы демонстрируя, что надежда еще есть. Билли Бойд и Доминик Монахэн запали в душу многим, как два юных озорных хоббита, и мало кто знает, что Доминику уже за тридцать, а Билли так и вовсе за сорок. Да, время порой летит неутомимо, и даже великая сила Митрандира тут не поможет.
И, конечно же, Шон Эстин и его отважный и бесстрашный Сэм Уайз Гейнджи. Почему отважный? А кто рискнет тихой и спокойной жизнью, отправившись в опасное и неизведанное путешествие, успех которого практически не возможен? Вряд ли каждый второй, а тем более, если речь идет о хоббите со специальностью садовник, который за всю свою жизнь ни разу не покидал родные места.
Воистину титаническую работу проделали мастера по визуальным эффектам. Помимо множества волшебных созданий Средиземья, таких как тролли, страж озера и Балрог, в фильме были воссозданы поражающие величием Мория, Ривенделл, Изенгард, Мордор, а также огромное количество натурных съемок потрясающих пейзажей и отличить, где в картине природные съемки, а где поработали мастера анимации, сможет только искушенный в этом вопросе человек.
Питер Джексон смог создать настоящий эталон современного фэнтези. Таких высот еще никому не удавалось добиться прежде и вряд ли в ближайшее время кто-то сможет превзойти подобное. Разве что только Джеймс Кэмерон и его обещанная трилогия к «Аватару», но это уже совсем другая история…
На мой взгляд, чтобы фильм понравился 'офигительно как', нужно либо не читать первоисточник, либо четко разделять книгу и фильм.
Поскольку это первая чать трилогии, хотелось бы отметить кастинг:
Гэндальф - гениально сыграно Йеном МакКелленом. Хотя я несколько иначе представляю себе Митрандира, Серого Странника, по книге, но для фильма это идеальный вариант.
Бильбо - самый 'натуральный' хоббит во всей трилогии. Очень понравился.
Фродо (и др. хоббиты) - отличный кастинг, также. Мне понравилось, что Фродо сотоварищи выглядят такими юными хоббитами-юношами.
Арагорн - после того, как Вигго Мортенсен выступил в роли наследника трона Гондора, было уже сложно себе представить, что кто-то другой мог эту роль сыграть. Сама внешность Вигго (который по происхождению - датчанин) идеально вписывается в образ героя-странника со страниц книги. вдохновленной скандинавскими легендами.
Леголас - несмотря на баснословную нынешнюю популярность Блума-актера, я все еще не могу понять, почему Питер Джексон выбрал его на роль Леголаса? Не спорю, что Орландо идут светлые волосы, но все же внешность не эльфийская у него, посмотрите хотя бы на его нос...
Впрочем, почти все 'главные' эльфы в фильме получились довольно носатые:
Галадриель - мне нравится Кейт Бланшетт, на мой взгляд, она очень талантливая актриса, но по правде говоря, как-то трудно сонастроить ее внешность с образом эльфийки, чья внешность должна быть не просто прекрасной, а неземной-прекрасной. Т.е., тут по крайней мере требуются более меннее классические черты лица. Маленькие глаза + большой нос как-то не вяжутся с образом Галадриель. Но сыграла Кейт свою роль хорошо, хотя в сцене с зеркалом явно переигрывала с 'острыми взглядами'.
Халдир - хотя, вместо остроумного и доброжелательного вобщем-то эльфа мы получаем довольно высокомерного и заносчивого (каким он представляется в начальной сцене в Лотлориене), и опять же довольно носатого, все же смотреть на него очень приятно. Есть в нем та самая величавость, которая присуща эльфам Толкиена.
По поводу того, что из сценария выбросили Глорфинделя, заменив его Арвен в сцене бегства к Броду, то тут у меня сложилось такое мнение: я одобряю вобщем-то то, что Питер Джексон решил сделать love-story между Арагорном и Арвен, иначе весь фильм свелся бы к одним мужским представителям рас Средиземья, которые куда-то идут-идут-идут. Сцены с Арвен добалвяют истории больше очарования.
Но кого выбрали на роль Вечерней Звезды эльфийского народы? Честно говоря, Лив Тайлер хотя не назовешь дурнушкой, но могли бы создатели фильма выбрать актрису покрасивее и что еще немаловажно, постройнее. Миллу Йовович, например. Вполне возможно, что можно было взять неизвестную актрису, как и в случае с Леголасом.
Элронда сыграл Хьюго Уивинг. Хотя, мне очень нравится Хьюго, но все же староват он, чтобы играть эльфа, пусть даже столько солидного возраста! Может, создатели боялись, что иначе никто не поверит, что он - отец Арвен?
Гимли очень понравился! Хотя многие жалуются, что Гилми в фильме выглядит каким-то бестолковым гномом с топором, имхо, его уникальный характер (не просто еще один храбрый умный парень) добавляет фильму только плюсы.
Роль Боромира досталась Шону Бину. И он точно выжал из нее по полной. Шон однозначно лучше всех в Братстве играет чувства и эмоции.
Создатели фильма проделали огромную работу, это сразу видно просто по Ширу, по хоббичьей норе Бильбо, по трактиру Гарцующий Пони и Лотлориену.
Природные ландшафты Новой Зеландии не могут не производить впечатления также.
Многие фыркают по поводу трилогии: 'девятичасовой фильм о хотьбе!', зато какой хотьбе! =)
И хотя тролль в Мории явно был лишним (невооьруженным глазом видно, что компьютерный), но другие впечатления полностью затмевают эти маленькие недостатки.
И хотя я не согласилась с большинством кастинга на роли эльфов, но то, как создатели передали образ Перворожденных, их одежду, прически, жилища - получилось очень красиво.
Я не против режиссерских изменений в книгах, комиксах и т.д. (чаще от этого фильм и становится лучше, в качестве примера 4 старых Бэтмена, снятых с 1989 по 1997 гг. Бэтмен:Начало приближен к оригинальному комиксу, но очень плохой фильм) но Властелин Колец Джексона почти лишен положительных достоинств, за исключением двух плюсов:
1. Игра Йена МакКеленна и Кейт Бланшетт
2. Хорошее тридцатиминутное начало фильма.
«Властелин колец: Братство кольца» (США, Новая Зеландия, 2001). И его отражение, как на моей, так и на всей жизни в целом… Предвестник XXI века…
Здравствуйте!..
Средиземье… Времена сказочных лесных эльфов, гномов, страшных чудищ, пещерных троллей, грязных орков, добрых, мудрых магов, злых, коварных колдунов, древних демонов, простых людских народов: крестьян, рыцарей, коневодов… Жизнь, мир, развитие, последовательная цепочка, перемены… Огромное желание тёмных сил, во главе с воином-колдуном Сауроном обратить всех в рабство, уничтожить слабых и, с помощью лжи и коварства, править миром, утвердив жёсткую диктатуру… Борьба свободного народа со вселенским, магическим злом. Поиск союзников, способы решения нависшей угрозы. Братство, в руках которого старинный артефакт и сила самого Саурона – волшебное кольцо Всевластия («Кольцо Всевластия едино и одно, Но смертному владеть им не дано. Лишь Властелину, одному во всей Вселенной, Им править суждено, а с ним - планетой бренной». Перевод Н. Григорьевой и И. Грушецкого). Страх, сомнения, раскол, поиск себя, своих желаний, возможностей. И призрачная вера на успех… И это только первая часть трилогии. Почти на 3 часа экранного времени…
Ну, а если глубже, то я увидел, что…
1. XXI век – век компьютеров и высоких технологий, по-настоящему начался с падения Башен-Близнецов в Нью-Йорке и выхода трилогии «Властелин колец». Оба эти события сильно врезались в память людям, отразились на всём остальном мире и полностью изменили его. Мы уже никогда не будем прежними. Время летит только вперёд… И «В наших силах решать только, что делать со временем, которое нам отпущено», как сказал мудрый волшебник Гэндальф. Другого не дано…
2. Мне бы очень хотелось, чтобы у меня был бы такой мудрый родственник, как Гэндальф.
3. Мир кино и литературы гораздо богаче, чем я себе представлял.
4. Даже в фэнтези есть всё то, что я люблю, ценю и страстно желаю, глядя какое-нибудь кино, читая приключенческую книгу или же видя всё это во сне…
5. «Если бы в мире не было бы музыки – его можно было бы считать ошибкой». Это не мои слова, но я полностью согласен с тем, кто это произнёс (кем бы он ни был). За музыкальное оформление к трилогии – надо памятник при жизни композитору Говарду Шору ставить!!!
6. Боевые сцены, сражения, приключения и сам поход хранителей кольца смотрятся живо, интересно и увлекательно.
7. С этой историей совсем не хотелось расставаться…
И это правда… И седьмой пункт (пункт удачи) подводит нас к тому, что трилогия «Властелин колец» стала первой и главной историей в моей жизни, которая помогла с увлечением, жгучим азартом и неподдельной страстью, изучать английский язык!!!.. Ведь смотрел я её на DVD-плеере, а там можно менять языки (чем я и пользовался).
А ещё: история запомнилась мне своим мощным, и, не так уж и длинным вступлением. Очень порадовало, что смотрелось всё на одном дыхании. Это очень важно для кино. Тогда глубже проникаешь в происходящее и сама история становится ближе…
Мория потрясла. 4-х дневный переход под горой и всё, что там произошло…
Назгулы… Они же призраки… Их вид, вой, вселяющий в сердце страх. Неслабо пробирало.
Чёрный воин-колдун Саурон, его всевидящее око - также не оставили меня без внимания.
Братство… Все 9 участников (Арагорн - Вигго Мортенсен, Леголас - Орландо Блум, Гимли - Джон Рис-Дэйвис, Боромир - Шон Бин, Гэндальф - Иэн Маккеллен, Сэм - Шон Остин, Мэри - Доминик Монаган, Пиппин - Билли Бойд и Фродо - Элайджа Вуд). Их судьба, взаимоотношения друг с другом…
Все до единого сражения… То, как всё это было поставлено, показано, преподнесено… (Приключения, первое появление Арагорна, его одиночная битва с назгулами, его выбор в качестве воина-хранителя Фродо и кольца, события в Мории, финальное сражение первой части, начавшееся именно с его меча).
Ну, и конечно же, музыка… Она пробирала до самой глубины души, выворачивала наизнанку, заставляя чувствовать что-либо, вздыхать, томиться в ожидании важнейших событий, ёрзать, словом, испытывать эмоции и жить этим кинофильмом… Все 3 часа… И это было мощно…
«Властелин колец»…
Это работа выдающегося английского писателя, поэта, переводчика, лингвиста, филолога и профессора Оксфордского университета – Джона Рональда Руэла Толкина… Это его произведения, его богатый опыт, внутренний мир, жизнь и мировоззрение… Это всё он… Сказания, мифы, тайны, легенды древности, старые, добрые сказки… Всё то, что он изучал, рассказывал, употреблял, как пример, преподавая у себя на кафедре, всё это воплотилось в его сложные, насыщенные и многогранные работы... И «Властелин колец» одна из таких работ…
Я прочитал её. Сразу после того, как закончилась вся трилогия (в декабре, 2003 года). Честно скажу: несмотря на великие фильмы, книга - насыщеннее. Думаю, так будет всегда…
Трудно, очень трудно сочинить подобное. Трудно поставить на сцене, экранизировать, строго следуя всем правилам, такой гигантский, писательский труд. Но ребята старались. По-современному, используя высокие технологии, но старались… Передать, показать нам этот мир Средиземья… Не всё у них получилось, но это шедевр. В мировом искусстве кинематографа – это шедевр… Всё познаётся в сравнении. И, если люди пригласили, съёмочную группу, состоящую, аж из 3000 человек, то из этого должно было выйти путное дело. Столько трудиться, чтобы всё прошло зря, это было бы ударом. Художники, костюмеры, декораторы, постановщики боёв и многие другие… Гигантский труд…
Вчера я посмотрел первую часть. Не видел её уже лет пять. Так как былая страсть давно прошла, то и пересматривать эту историю каждый год уже не тянуло. Но она сильна… Даже сейчас… И я это ощутил… Ничто не забыто, никто не забыт. Лишь приобретён жизненный опыт, да волос на голове стало меньше. Но фильм пробирает, как и прежде… И за это - хочется сказать ему огромное спасибо… Он не заменяет живых людей, но он делает внутренний мир богаче, а кровь горячее. Да и напоминает, что жизнь начинается за порогом собственного дома. Стоит лишь сделать шаг…
Несмотря на то, что в трилогии есть занудные моменты, фильм в целом понравился. В детстве в третьем классе я читал 'Хоббита' и был от него в восторге. Через несколько лет взял в библиотеке 'Властелин Колец', но он у меня не пошёл, т.к. повествование показалось мне чересчур слащавым и обстоятельным.
Слишком много внимания автор уделял тому, как кто-нибудь из хоббитов устраивается отдыхать, набивает трубку вкусным табачком и распевает послеобеденные песни. Даже листать не хотелось, настроение было не то. Книжка была заброшена. А в 2001 году я сходил на фильм и увидел Средиземье во всей его красе. Не в первый раз кино спасает книгу. 'Так вот о чём там речь шла' - думал я. - 'А что мешало так же интересно изложить?'
Трилогию я всё-таки после этого осилил,(с живыми кинообразами в голове не в пример интересней) и выяснил, что там ещё и на четвёртую серию хватило бы, ведь если кто не заметил, с Саруманом разобрались не до конца.
Всё-таки фэнтэзи нуждается в ярких изобразительных средствах, иначе любовь к жанру без подпитки загнётся, ибо проблемы абсолютно чужого мира, с которым не имеешь ничего общего, мало кому интересны.
А Толкиен хорошо представлял себе свой сказочный мир, потому что изучал фольклор и знал мифы.
Ох уж эти особенности человеческого восприятия. Никогда не знаешь, что вдруг поразит твое воображение и заденет, как говорят, за живое. Как раньше было хорошо и просто. Спросят тебя, какой твой самый любимый фильм, и ты отвечаешь, что типа «Фотоувеличение» Антониони и ни у кого – ни единого вопроса. И тебе легче и им приятно иметь дело с культурно образованным человеком.
«Раньше» – это до 2001 года, до того самого времени, когда Питер Джексон, тогда еще не имевший звездного статуса новозеландский режиссер, не замахнулся на экранизацию самого известного фантазийного эпоса Джона. Р. Р. Толкиена и мир не увидел первую часть трилогии фильма «Властелин колец: Братство кольца».
Само собой, общественность тут же забеспокоилась. А почему Джексон? Это же практически маргинал, как по жизни, так и стилю работы. А почему не Спилберг? И как он собирается снимать то, что считается снять никак уж не возможно? Кубрику вначале 70-х предлагали – он подумал и отказался.
Но мало кто знал тогда, что Джексон сам является преданным поклонником книги Толкиена и его целью было не просто создать еще один фэнтази-боевик (жанр прибывал в кризисе и ни одному фильму из всего, что снималось тогда, не удавалось достичь эпической глубины, скажем, «Спартака»), а подарить зрителю масштабный проект, объединивший фантастические элементы с исторической серьезностью. Вдобавок Джексон нашел поддержку независимой студии «New Line Cinema», которая дала ему полную свободу творческой реализации, поставив на кон собственное существование.
«И что же из всего этого получилось?» – на лицах моих собеседников застыли саркастические улыбки, в глазах – подозрительность: мол, о чем разговор-то вообще? Не хотите ли вы сказать, что какой-то там мифологический аттракцион может быть важнее, значимее настоящей человеческой драмы - основы «настоящего», серьезного кинематографа. Наверное нет, но отрицать, что Джексон снял уникальное в своем роде кино – невозможно…
«Братство кольца» – экранизация лишь первого тома книги, в котором путешествие полурослика (хоббита) Фродо к Роковой горе только начинается. За это время зрителю предстоит познакомиться со Средиземьем, увидеть ее природное многообразие, встретиться с населяющими ее народами, столкнуться с проявлением светлых и темных сил. Через неспешное повествование, порой долгие и не слишком понятные для несведущего человека разговоры (за что принято ругать «Братство кольца») зрителю предлагают прикоснуться к истории и символам этого мира. По замыслу создателей фильма он должен чувствовать, что пространство на экране существует и за пределами кадра, в прошлом и будущем, в воспоминаниях, легендах, песнях, в строениях и изваяниях.
Соединив красивейшие природные ландшафты Новой Зеландии с мастерством превосходных художников-концептуалистов, признанных иллюстраторов книг Толкиена, – Алана Ли и Джона Хоу – перед зрителями предстали, словно ожившие, картины из книг Толкиена. Разработанные художниками архитектура, скульптуры, монстры, доспехи, предметы и одежда – выглядят так, словно существовали когда-то в реальности и были воссозданы, будучи срисованы с древних гравюр. Величественные дворцы и крепости поражают красотой, холод подземелий пробирает до костей, а угрожающий вид мрачных твердынь внушает страх и давит своей монументальностью.
Скрупулезная работа с деталями – основа стиля работы Джексона. Одним из его условий, поставленных перед инвесторами, было требование использовать дорогостоящие декорации и натурные съемки вместо компьютерной графики, где это возможно. Джексон хотел добиться полной убедительности изображения. И это действительно так. Свет и изображение выглядят очень натурально и естественно. Фильм не страдает, как говорят музыканты, перепродюсированием. Но чтобы изображение 'ожило', в кадре должны были быть «живые» люди. Сразу и не вспомнишь такую картину, где так же грамотно был проведен подбор актеров. В фильме нет ни одной суперзвезды, что, поверьте, радует, но в проект привлечена целая плеяда очень талантливых актеров, преимущественно из Великобритании и Австралии, чья актерская игра превосходна, а лица – неотъемлемая часть реальности, царящей на экране. Кажется, герои фильма выглядят так, словно Толкиен сам отбирал актеров на их роли (спорным оставался лишь образ самого Фродо, и вполне обоснованно)…
«Все это, конечно, заслуживает уважения, но…», – мои собеседники все еще поглядывают на меня с сомнением. – «Это вы все об изображении и декорациях, а есть ли в фильме что-то еще? Где тут драма?»
…При разработке сценария Джексон был вынужден исключить из фильма некоторые события, описанные в книге, но он хотел сохранить все сцены, которые, по его мнению, несли в себе дух «Средиземья». Некоторые особо ревностные фанаты книги так и не простили ему, что из фильма исчезли целые события, но большинство сошлись во мнении, что Джексону удалось сохранить особую атмосферу романа. Ведь книга повествует не просто о борьбе добра и зла, не только о долге, подвиге, чести и мужестве, но и о странной, особой роли природы в событиях, описываемых в романе. Толкиен, как известно, был большим поклонником и знатоком «Калевалы» – карело-финского поэтического эпоса, в котором особое место занимают сказания о сотворении мира. Несомненно, под впечатлением этой древнейшей поэмы, он наполнил свои произведения странными образами, олицетворяющими некие природные силы, окрасил повествование какой-то светлой грустью, многими до конца так и не разгаданной. Удивительно, но экранизация смогла сохранить эту «природность» и поэтичность.
Отличным примером тому служит одна из красивейших и пронзительных сцен фильма, в которой Галадриэль (Кейт Бланшетт) – эльфийская владычица – одаривает подарками членов братства. Этот свет, тихий плеск воды, замедленная съемка, едва различимые полупрозрачные подклады Говарда Шора, композитора картины (к слову, созданная им за несколько лет работы музыка – еще одно неоспоримое достоинство экранизации Джексона). Все снято так тонко, что невольно ощущаешь свежесть этого прохладного раннего утра, легкую грусть расставания и неизбежности увядания мира. Жаль, что полностью эта сцена доступна лишь в расширенной версии, но подобной легкой меланхолией пропитана значительная часть экранного времени.
Джексону удалось снять, по сути, сверхкино. Сейчас уже сложно поверить, что такой проект вообще мог быть реализован. Почему-то кажется, что создать дорогостоящую постановку подобного масштаба, не утратив при этом творческой индивидуальности, авторам в наше время уже невозможно.
Минуло более десяти лет с момента выхода «Братство кольца», но все так или иначе близкие по жанру картины до сих пор уступают ему по уровню исполнения…
…А мои собеседники лишь пожимают плечами. Насколько я все это серьезно? Не является ли все это скорее плодом моей фантазии? И это вполне естественно – их восприятие настроено иначе, а громкие имена Фассбиндера и Бергмана в обществе «киноведов» ныне, к сожалению, – вроде стильного галстука. Вот так и приходится в разговорах о кино испытывать некоторую неловкость. Ничего не поделаешь…