Барт Хьюз – удачливый семьянин: любящая жена и сын, хорошая работа и большие перспективы. Отправив близких отдыхать, он готов посвятить свое время новой работе и ожидаемому повышению. И все бы хорошо, но только в доме завелись крысы. Правда крыса оказывается только одна, но эта не те та проказница и умница, как в знакомой нам «Мышиной охоте». Ее писк удовольствия, не от спасенной собственной жизни, а от пущенной крови несчастному домовладельцу.
Джордж Пан Косматос создает крепкие фильмы, которые не становятся любимыми, но и не забываются. «Неизвестная тварь» именно из таких. Режиссер нагнетает атмосферу отчаяния очень уверенно. Казалось, для главного героя в исполнении Питера Уэллера, нет никаких проблем, и вот у него уже дрожат руки, а в глазах видна ярость, за которой в свою очередь прячется страх. Барт Хьюз, очередное напоминание нам о том, как легко потерять голову, столкнувшись с недооцененной проблемой. Что даже среди миллионов людей живущих по соседству с тобой, в противостоянии со злом ты всегда один на один. В смущении оставляют, лишь подтверждающие диагноз Америке, факты: взрослый человек с семьей не имеет друзей к которым может обратиться за помощью, а вместо стремления защитить семью, готов поделиться с ними существующими проблемами, дабы не страдать в одиночестве.
Но как итог: крысами давно пугают человечество, про их способность выживать после любых катастроф слагают легенды; и вот очередная экранизация дилеммы, что мол в живых останется только один, оказывается довольно хороша, даже для повторного просмотра.
Лучшая сцена: Творческий подход к создания новой крысобойки, и сосед наблюдающий за этим.
Не все ладно в Большом Яблочном королевстве. Глянцевые небоскребы Манхэттена соседствуют с клоповниками Гарлема, подземные коллекторы кишат зубастыми крокодилами, а в зазеркалье нью-йоркских квартир проживают недобрые соседи: Кровавая Мэри и «сладкий» садист-пчеловод Кэндимэн. На этом фоне вездесущие вредители – всего лишь чья-то профессиональная забота, хотя иной раз пасуют даже спецы. Случается, что одна банальная крыса способна вывести из равновесия отца семейства, перспективного работника и просто хорошего человека. А ля гер ком а ля гер, пленных брать не положено, на кону битвы дом–полная чаша и душевное спокойствие преуспевающего яппи…
Городские легенды – неисчерпаемый источник вдохновения. На безрыбье, как говорится, и пиранья в канализации сгодится. Если уж черепахи становятся адептами итальянской кухни, то грешно обойти вниманием извечных врагов рода человеческого, этих мерзких, противных разносчиков заразы, уничтоживших в средние века больше людей, чем все войны, разом взятые. Однако не все грызуны одинаково полезны. Жанровому кино необходимы гипертрофированные монстры, а не подопытные крысы, измученные экспериментами фармацевтов. Именно такими, уродливыми, огромными и прожорливыми, описал их в своем дебютном романе англичанин Джеймс Херберт. Однако и экранизация его бестселлера, и снятая по мотивам рассказа Стивена Кинга «Ночная смена», мягко говоря, не впечатлили. Оказалось, что с крысами, как и с акулами, нужно уметь работать, тут требуется новаторский подход и смекалка. И кто бы мог подумать, что столь редкие качества обнаружит в себе крепкий середнячок Джордж П. Косматос, клепавший в семидесятые преимущественно военные драмы и боевики. Решив сменить амплуа, он взялся за триллер с интригующим названием «Неизвестная тварь». Первый опыт в жанре не стал божественным откровением, зато познакомил режиссера с актером Питером Уэллером, с коим они позднее оформили аналог «Чужого» под названием «Левиафан».
Предчувствуя, что за бюджетные четыре миллиона блокбастер ему не светит, Косматос сфокусировался на внутренней стороне конфликта, превратив потенциальный трэш-хоррор в смесь психологической драмы и бытового триллера. Скромные спецэффекты, малоизвестные актеры, камерное действо. Но при этом вменяемые диалоги, адекватная мотивация и вполне логичная концовка. Несмотря на нежелание авторов следовать шаблону ужастиков 80-х (насилие, секс и диско), лента умудрилась заслужить взрослый рейтинг. Виной тому пара глотков виски, дохлый кот и совершенно невинная сцена в душе с намыленными женскими ножками. Вкупе с бедной на звездные имена афишей это окончательно погасило амбиции создателей и подкосило кассовые сборы. Несправедливо, учитывая, что в том же году никудышные триквелы «Амитивилля» и «Челюстей» заработали на двоих в пятьдесят раз больше. Вот она, изнанка шоу-бизнеса: пока одни оригинальничают на голодный желудок, другие, прикрываясь раскрученными брендами, штурмуют чарты.
Разумеется, «Неизвестную тварь» шедевром назвать – недорого соврать. Несмотря на умело нагнетаемое напряжение, повествование периодически провисает, а сам конфликт не стоит и выеденного яйца. Согласитесь, странно наблюдать за тем, как взрослый цивилизованный человек, находясь в собственном доме, панически боится сходить в сортир, терроризируемый млекопитающим из семейства мышиных. Как и забавно взирать на причину его ночных кошмаров: взъерошенная шерстка, «хищный» оскал и «зловещие» глаза-бусинки. Тут и впрямь не знаешь, кому сопереживать: то ли простить и понять мать-одиночку, мстящую за гибель потомства, то ли встать на сторону взбудораженного клерка, чья размеренная жизнь была нарушена вторжением.
И все-таки молодой Питер Уэллер, еще не примеривший железные доспехи Робокопа, но продемонстрировавший навыки боя в тесных помещениях, нам ближе и роднее, нежели незваное в гости животное. Нет, не зря главный герой учится у классиков, всматриваясь в кадры знаменитой ленты «Старик и море». Его поистине хэмингуэевская одержимость приносит плоды, лишний раз доказывая, что для западного мира фраза «мой дом – моя крепость» - не пустые слова, а один из кирпичиков в прочном фундаменте бытия. И горе тому, кто без спросу перешагнет порог этой крепости, будь то рождественский воришка, соломенный пес или невзрачная мышь, возомнившая себя доминирующим звеном в пищевой цепочке.
Огромный город, перспективная и многообещающая работа, понимающее и снисходительное начальство, прекрасный, собственными руками отремонтированный дом, красавица-жена, подрастающий сын... Такой безоблачной и радужной кажется нам, да и ему самому тоже, жизнь настоящего американца Барта Хьюза (Питер Уэллер). Казалось бы, что может этому помешать? Наверно, что-то ужасное и глобальное, возможно даже потустороннее, как наверняка мне и представлялось при начале просмотра картины. Но не тут-то было... Этим самым потусторонним злом оказывается обыкновенное животное, животное, которое по своей популяции дважды превосходит популяцию собственно человека, животное, появившееся на Земле за много миллионов лет до нас с вами. Единственное из живых существ, способное ощущать рентгеновские лучи и перегрызать дерево, бетон, металл - крыса. Да, да, одна крыса, но и она в поле воин, а если это поле - квартира, то кто здесь хозяин, надо ещё подумать.
Эта самая мысль начинает занимать Хьюза только тогда, когда он отчасти сам, отчасти при помощи людей знающих и более близких к естественному городскому быту понял, с чем или с кем столкнулся. В подобной ситуации противостояния, борьбы за свой дом, который как бы абсурдно это ни звучало, хотят нагло отнять и установить в нём свои, крысиные правила, даже самое ответственное поручение начальства с маячащим повышением отойдёт на третий план. Хьюз это понял и понял, надо сказать, весьма вовремя.
И вот теперь мы становимся свидетелями настоящей борьбы! Атмосфера первобытности и естественности настолько пропитала фильм, что сам чувствуешь себя на месте бедняги Хьюза. Страшные видения, приходящие к нему в голову многократно усиливают эффект, это не просто фантазии или галлюцинации - это потенциальное будущее, гнусное, мерзкое, будущее раба в своём собственном доме буквально шокирует и в то же время мобилизует Хьюза к действию, а в зрителе только разогревает интерес. Но Хьюз уже всё решил и никакая тварь, даже обладающая интеллектом, дерзающая обходить капканы, игнорировать яд и даже бросать вызов своему кровному врагу - кошке, не уйдёт от возмездия, где и куда бы она ни залезла в этом, уже ставшим настоящим полем боя, доме.
Фильм меня очень и очень приятно удивил, если не сказать поразил. Тема угнетения одного ради жизни/благополучия/счастья другого, поднятая здесь, настолько великолепно олицетворена в борьбе человека и животного (причём какого животного!), что просто хочется аплодировать. В завершении хочется сказать, что жизнь всё-таки мимолётна и бренна, но её нужно уметь защищать, защищать всё, за что ты в ответе: семью, дом, работу, право на счастье. Однажды это придётся сделать каждому так или иначе. А кто будет против тебя: человек или крыса уже не столь важно. Важно другое - никогда и ни перед кем не сдаваться, даже если знаешь, что шансов практически нет.
Хороший бюджет и b-movies'ный сюжет иногда неплохо сочетаются. Это отличный образец качественной режиссуры, когда не только правильная съёмка делает своё дело, но и когда один единственный актёр способен вытянуть на себе весь фильм. 'Вытянуть' не в том смысле, что всё остальное не катит или сделано из рук вон плохо, а наоборот, и это при таком то сюжете... Саспенс, переживания, неожиданные вздрагивания - всё это фильм обещает предоставить искушённому зрителю.
Мне надолго запомнится одна сценка, где коварный грызун как раз отсутствует. На деловом ужасе Питер Уэллер рассказывает о том, что прочитал на днях, когда тщательно изучал историю крыс. Представьте, сидит несколько правильных умненьких человечков, и мерно кушают, как один из коллег начинает в подробностях перечислять достоинства и превосходства крыс по сравнению с чумой и голодом. Офигенный эпизод.
С одной стороны я чертовски не прав, когда написал, что здесь один актёр на фильм. Раз уж это rat-movie, то огромной крысе здесь уделено немало экранного времени. Один существенный минус: крысу целиком так и не показали. Камера приближённо снимает зубы, когти, длинный хвост, но целиком, увы, нет. Досадно. Как я понял, саму крысу в большинстве экшн-сценах вставили при помощи монтажа, иначе бы макет крупной твари нам всё-таки показали бы.
Жена Берта (Питер Уэллер) уезжает отдохнуть вместе с сыном, а муж остаётся дома. Всё бы ничего, да в доме заводится крыса. Ловушки не помогают, кошка – тоже. Да и интересует эту тварь, как оказалось, совсем не бесплатный сыр, а полноправное господство в доме и уничтожение человека.
Картина Джорджа Пана Косматоса «Неизвестного происхождения», являющаяся экранизацией романа ужасов «Гость» Чонси Паркера, отразила два крупных страха консервативных американцев начала 80-ых годов: популярная бытовая боязнь грызунов и не менее популярная боязнь того, что размеренная привычная жизнь может накрыться медным тазом из-за такой, казалось бы, мелочи, как появление в доме незваного гостя. Однако крыса оказывается не такой уж мелкой проблемой, как многие напрасно считают. Помимо нехилых размеров, зверюшка, словно Брейн из спилберговского мультсериала, может похвастаться высоким интеллектом, помогающим ей беспрепятственно убивать противницу-кошку и перегрызать щедрый чек крысолова. А когда Берт ненароком убивает потомство своей гостьи, та начинает мстить ненавистному двуногому с большей жестокостью, чем до этого. Съеденные продукты, уничтоженная мебель, отсутствие отдыха после тяжёлого рабочего дня – это всё цветочки по сравнению с тем, что придумывает озлобленная самка. И недаром в эпизоде мелькают сцены из «Старик и море», ведь вопрос встаёт ребром: либо человек зверя, либо зверь человека.
Фильм ужасов с названием «Неизвестного происхождения», где нет ни марсиан, ни оборотней, ни других монстров подкупает своей обыденностью: крысы сейчас повсюду. Достоверные факты о них, которые становятся неприятным открытием для героя Уэллера и для зрителя добавили элемент документальности, будто происходящее – не шальная фантазия, а страшная реальность. Создатели фильма сделали ставку на психологическое давление на зрителя, особенно, если этому зрителю не по себе от одного упоминания о хвостатых паразитах. Мучительное чувство напряжения, созданное не только благодаря яркому саундтреку Кеннета Уонберга, но и благодаря шикарной операторской работе Рене Верзье, чьи съёмки мстительного животного, его жёлтых зубов, когтистых лап и хвоста крупным планом только усилили атмосферу страха, и великолепная игра Питера Уэллера, исполнившего роль ревностно охраняющего жилище, но жутко напуганного отца семейства и ещё не ставшего бессмертным Робокопом, делают ужастик «Неизвестного происхождения» лучшим в крохотном специфическом поджанре «крыса против человека» и гарантируют зрителю непреодолимое желание закупиться ядом и обзавестись пятью-шестью крупными кошками.
Проблема размножения крыс с каждым годом стоит остро во всём мире. Проблемы, мимоходом поднимаемы в этом фильме весьма актуальны. И дело здесь не только в том, что крыса – это реальная угроза человеческой жизни. Эти твари покушаются не только на самого человека, но и на все остальные сферы цивилизации. Забавно, но тот факт, что некогда крыса выступала игрушкой в руках человека, который тот с успехом исследовал на ней всевозможные опыты, в этом фильме обыгрывается с точностью да наоборот. Теперь человек выступает в роли эксперементируемого, на потеху развившейся в своём интеллекте крысе – мутанту. Ирония судьбы, скажите вы, но в этом фильме она действительно захватывает!
Питер Уэллер неординарный актёр. Диапазон его потенциала актёрского мастерства необычайно велик. Он отлично продемонстрировал нам человека, который под влиянием цивилизации проходит через все испытания, которые внезапно свалились ему на голову, как неизбежную школу жизни. И как всегда пройти ему это предстоит только в одиночку. В мегаполисе жизнь такова, что вокруг находится множество людей, которые в состоянии тебе помочь, но тем временем ты совершенно один, и выбираться из всего этого хлама тебе предстоит тоже в одиночку. Как бы смешно это не звучало, но нынешнему офиссному планктону не помешало бы пройти через подобные испытания, чтобы не много растрясти их образ жизни и пробудить в них мужчин – охотников.
Однозначно фильм можно просмотреть не один раз. Он не надоедает, но не увлекайтесь. Вдруг жажда охоты на квартирных тварей обуздает вас и ваши инстинкты перекроют ваш разум. Фильмы 80 х годов необычайно интересны и захватывающи. Особенно, если они сняты в подобной тематике противостояния человека с неизвестным злом. Смотрите с удовольствием и помните, всегда идите до конца!
Великолепный фильм, который я бы отнёс скорее к жанру триллер, нежели к ужасам, хотя в некоторых сценах напряжение действительно заставляет испугаться. В фильме нам показывают противостояние человека и зверя.
Барт, банковский служащий оставшись в доме один (жена и сын уехали на отдых) ведёт отчаянную борьбу против здоровенной крысы, которой нипочём ни капканы ни мышеловки ни яд, и которая обладает недюжей интуицией и живучестью. Кое что из этого фильма мы увидим в фильме 97 года 'Мышиная охота', но то будет комедия, а в этом фильме ничего смешного пожалуй нет. Поначалу наш герой не слишком беспокоится по поводу своего неожиданного соседа, но со временем понимает, что лёгкой жизни не будет, крыса отчаянно не хочет сдаваться и доводит нашего героя до крайности чуть ли не перерастающей в безумие.
Помимо потрясающей игры главного героя, стоит отметить работу оператора, весьма эффектно снимавшего моменты появления чудовища. Диалоги в фильме пронизаны глубоким смыслом, заставляющим нас сочувствовать герою и переживать за него. Стоит отметить и драматичность эпизода с котом, хороший режиссёрский ход, показывающий зрителю, что борьба будет не на жизнь а на смерть.
Благодаря тому, что монстром оказывается крыса, а не какое нибудь мистическое существо, фильм приобретает реалистичность, веть крысы являются источником болезней и неприятностей для многих жителей нашей планеты, и это играет существенную роль в восприятии фильма.
Отмечу музыкальное сопровождение фильма, оно практически незаметно, но оказывает неплохой эффект в особо напряжённых сценах. Также отмечу саму крысу, целиком мы её практически не видим, но зато в разное время показывают разные её части, что сделано с целью оказать больший эффект на зрителя, веть в любом ужастике, если показать монстра сразу целиком, то будет уже не так страшно.
В общем фильм получился отличный, сейчас это редкость, но в том далёком 1983 году почти все фильмы были такими, не испорченными компьютерной графикой, не делающие ставку только на известных актёров, видно было старание всей режиссёрской команды. Так что я советую фильм всем зрителям, не зависимо от пристрастий, потому что он получился действительно интересным.
Джордж П. Косматос – это отец Паноса Косматоса (который пару лет назад выпустил “Мэнди” с Кейджем), довольно известный постановщик. За 25 лет в кинематографе, старик сделал ровно 10 фильмов. Он начинал с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, а прославился боевичками “Кобра” и “Рэмбо 2”.
В 1983 году, Косматос заглянул в хоррор. Не просто в хоррор, а именно в животный хоррор. “Неизвестная тварь” – фильм ужасов про крыс. Положа руку на сердце, я вообще не помню хороших ужасов с этими грызунами (либо проходняк, либо тупо ересь). Нужно отдать должное Косматосу, мужик старался изо всех сил, чтобы его кино не скатилось в трешатину. Здесь интересный сценарий (фильм снят по роману Чонси Паркера).
Главный герой отправляет сына и любимую супругу (очаровательная Шэннон Твид) к родителям, а сам остается дома один. Спустя время Барт понимает, что это далеко не так. В доме завелась огромная крыса. Пытаясь изгнать надоедливого грызуна (который явно уходить не собирается), Барт вступает в смертельную схватку.
Обычно в таких ужастиках мелькает целый рой крыс, но Косматос специально делает акцент на одной единице. Еще мне понравилась медленная трансформация главного героя. Мужик с каждым днем буквально сходит с ума (проскакивают психологические нотки). Прозвучит забавно, но “Неизвестная тварь” – это “Сияние”. Только вместо Николсона тут Робокоп (а-хи-хи, серьезно, молоденький Питер Уэллер), а вместо призраков – надоедливая крыса.
У фильма есть недостатки, естественно. Некоторые моменты смотрелись скучновато, да и пересматривать его не будете (скорее всего). Но, как я сказал уже выше – “Неизвестная тварь” выделается на фоне остального “rats-horror”, где так мало достойных картин.
Питер Уэллер отыграл хорошо.
P.S.
Теперь понятно откуда растут лапки у “Мышиной охоты” Гора Вербински, а-хи-хи…
Фильм 'Неизвестная тварь', также известный под названием 'Неизвестного происхождения' является очень интересным и атмосферным хоррором. Для любителей фильмов про всяких мерзких тварей, такое кино как раз подойдет. Хотя, для кого-то это кино плохое, а кто-то наоборот после просмотра этого фильма может поделиться хорошими впечатлениями. Фильм впечатляет не столько крысой, сколько радует и держит в напряжении благодаря атмосфере и действию.
Сюжет
В доме Барта Хьюза живет и постоянно беспокоит один мерзкий обитатель. Существо стремиться завладеть старым домом и постоянно ведет войну с его хозяином. Барт неоднократно покупал отраву, вызывал истребителей вредителей - но это не помогло.
Этот обитатель - огромная крыса, которая уничтожает все продукты, прогрызает полы и стены. Так она нападает и нападает на Барта, не давая ему спокойно жить. Пока в конце концов, Барт не решается вступить с ней в последнюю схватку.
Персонаж
Персонажем в этом фильме представлена огромная крыса. Но она конечно же не размером со слона или бегемота. Она по размеру схожа с собакой породы Такса. Однако размер ее это еще одно.
Это существо очень живучее и развитое. Крысы способны перегрызать все что попало: метал, свинец, бетон и другие материалы. Они могут пролезть в отверстие, которое по размеру, не больше пятирублевой монеты. Могут держаться на плаву три дня. Могут упасть с высоты пятиэтажного здания и поползти дальше, не получив не одной травмы. И даже если ее смыть в унитаз, то она все равно может вернуться тем же путем.
В фильме будет неоднократно показана битва крысы с хозяином дома. Каждая такая битва, не оставляет зрителя без впечатлений и напряжений.
Атмосфера
Атмосфера как раз и больше всего радует. Она напряженная от начала до конца. Зритель все время завороженно будет смотреть фильм, в ожидании чего-то непредсказуемого. Даже если вам будет казаться что фильм скучен, то не в коем случае не выключайте, смотрите фильм до конца. Ведь как фильм дальше смотришь - так он интереснее становиться.
Особенно понравилась концовка фильма.
Игра актеров
Среди актеров большая часть времени уделяется Питеру Уэллеру. Он как раз и исполнил роль главного героя Барта Хьюза. Его актерская игра действительно очень понравилась. Он на протяжении всего фильма постоянно изучал поведение крыс читая про них всякие статьи, и разрабатывал различные способы борьбы с обитательницей своего дома. Другим актерам времени уделяется мало, хотя, про них упоминать и особо не стоит.
Режиссерская работа
Джордж Пан Косматос не сказать что такой уж знаменитый режиссер, но помимо этого фильма, у него есть еще один из более и менее известных хорроров 'Левиафан'. Наверное это фильм вам знаком. Исходя из из этих двух хорроров, можно сказать что опыт снимать хорошие ужасы, у режиссера в принципе есть.
Что касается этого фильма. Здесь больше всего похвал заслуживает атмосфера фильма. Она действительно очень радует. Помимо атмосферы, еще также понравилась актерская игра главного героя. Крысу показали не столько страшной, сколько мерзкой, что тоже является запоминающимся моментом.
Заключение
Кино очень интересное и напряженное. Оно впечатляет даже не столько крысой, сколько атмосферой и действием. Такое кино, лично я например, посмотрев один раз не откажусь еще и еще пересматривать.
И если вы поклонник хоррора про всяких мерзостей, то рекомендую вам посмотреть этот фильм.
Итак, мой марафон отзывов к ужастикам подходит к концу, и я вдруг понял, что мне срочно нужно успеть написать про этот фильм. Снял его режиссёр Джордж Пан Косматос, который позже сделает себе какое-никакое имя на зрелищных пострелушках со Сталлоне ('Рэмбо 2' и 'Кобра'), а в главной роли задействован Питер Уэллер, который через четыре года станет Робокопом. Так вот, мне очень сильно понравилась эта лента. И называется она 'Неизвестная тварь'.
Что имеется в наличии: герой Уэллера Берт, преуспевающий работник, и здоровая крыса с явными признаками интеллекта и тягой к обзаведению собственным жильём, в котором уже живёт Берт. Крысе очень нужен дом и здоровый воздух в нём, а Берт не собирается просто так отдавать свою собственность. И поверьте, дальше начнётся вовсе не 'Мышиная охота'.
Дальше будет что-то вроде бытового триллера, только вместо злых соседей/назойливого копа/оголодавшего бомжа вполне себе невинного человека атакует крыс размером с хорошую вазу, и которого не так просто извести - тварь невосприимчива к яду, ломает мышеловки. Эй, Берт, может тебе завести кота? На следующий день этот кот будет валяться на холодильнике с прокусанной шеей. Ну ладно, всё придётся делать самому.
Вообще, это не трэш - нет, ни в коем разе. Всё так натуралистично и обыденно, что ловишь себя на мысли: а вдруг это когда-нибудь произойдёт и со мной? Крови мало, а единственной жертвой окажется бедный вышеупомянутый кот. Страх создаётся впечатляющим 'Бу!' моментам а так же посредством невероятного саспенса, напряжения. Ну и ещё первородным страхом и отвращением перед крысами.
Актёры - ну просто загляденье. Уэллер блистателен. Второплановые персонажи (жена Берта, продавец средств от мышей и насекомых, начальник Берта, его сослуживица и т.д.) отличны. Крыса ошеломляет. Кот очень хороший и его жалко. Оператор молодец. Косматос показывает нам, что он не на одних боевиках держится. Композитор чудесен. Монтаж хороший. Ни одной загогулины, ни одной лишней детали - всего в меру.
Вердикт: изумительный хоррор, вроде бы эксплуатирующий наипримитивнейшую тему 'У нас в доме завелась крыса!', но делающий это с таким блеском, что ни придираться, ни ругаться не хочется.