К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Помню, как-то попалась мне заметка, в которой говорилось о специфическом «детском» восприятии мира в Европе и СССР в 60-х начале 70-х годов. Это время расцвета движения хиппи, которые называли себя детьми цветов, вера в науку, в прогресс и в светлое будущее. В те годы отмечался огромный интерес к литературе и искусству - поэты собирали стадионы, а музыка стала религией. Казалось, что мир открыт, наполнен творчеством, братством и солидарностью. Прибавьте к этому чувство безопасности и защищенности и вы увидите психологию в хорошем смысле(!) очень похожую на детскую.

Вим Вендерс, в мягких постельных тонах, тонко передает это настроение времени. Правда в его фильме можно увидеть легкий оттенок грусти и ностальгии по уходящей эпохе. Главный герой очень похож на ребенка. Ему противен «взрослый» мир одинаковых рутинных вещей, мир навязчивой рекламы и конкурентной борьбы за материальные блага. Филипп не может и не хочет вписываться в него. Он, в свои 30-ть с небольшим, по-прежнему, ищет себя, и плывет по реке жизни не имея ни определенных целей, ни постоянных связей с окружающими. Встреча с Алисой и их последующая дружба, дарит им обоим новые чувства и новый жизненный опыт. Он играет роль отца. Она, находит в нем отцовскую любовь и заботу, которой ей, по-видимому не довелось испытать. И снова говоря о времени, в котором происходит действие фильма, нельзя не отметить тот сильный контраст с нашей жесткой эпохой. Я невольно ловил себя на мысли, что если бы мы смотрели авторский фильм с подобным сюжетом снятый сегодня, мы наверняка увидели бы в нем яркий сексуальный подтекст. Ничего подобного у Вендерса нет. В то время платоническая дружба между девочкой подростком и взрослым гетеросексуальным мужчиной была вполне обыкновенна и возможна.

04 мая 2015 | 23:24
  • тип рецензии:

Уже в этой ранней работе Вима Вендерса мы видим мотивы, которые он пронесет через почти всё свое творчество. И это не только антононьевская история об отчужденности людей в этом быстро меняющемся стремительно бегущим вперед миром, но и попытка вырваться из привычного 'положения вещей', найдя 'американского друга' в лице маленькой девочки, возможно совершая 'ложное движение', но все же это лучше, чем стоять на месте не пытаясь найти что-то более важное. Пусть даже это будет пустырь посреди Техаса с романтичным названием Париж. Удивительно, но это не просто лучший фильм Вима Вендерса, но и один из лучших фильмов вообще в истории кино.

03 ноября 2013 | 18:18
  • тип рецензии:

Атмосферное кино, спокойное, без изысков: черно-белое, практически без сюжета - стиль роуд-мови. Герои едут вдвоём по стране, ничего особенного с ними не происходит, ни намёка на экстрим, обычные разговоры, и для них самих ничего важного в этом нет, едва ли девятилетняя девочка Алиса вспомнит через несколько лет о своём невольном спутнике, но что-то неуловимо меняется на протяжении картины, одаряя зрителя спокойствием и тихой радостью живого проникновения в мир героев.

31-летний журналист и фотолюбитель Филипп Винтер (Рюдигер Фоглер) - не то чтобы шалопай... внешность у него неказистая, смахивает чем-то на хиппующего Пьера Ришара, и поведение странное, и весь он больше воздушный, чем земной, нет, скорее, не шалопай - творческая личность в период очередного кризиса. Мать встретившейся в аэропорту Алисы попросит его присмотреть за девочкой во время её отсутствия, но сама не вернётся. И Филипп с Алисой путешествуют по Голландии в поисках семьи девочки.

Между ними практически нет точек соприкосновения. Это два совершенно различных человека, две вселенных, которые неожиданно оказались рядом и с осторожным любопытством присматриваются друг к другу. Ситуация не столь уж продолжительного знакомства Филиппа и Алисы напоминает историю Маленького принца и розы. Незаметное приручение, нежность, невесть откуда наплывающее чувство ответственности.

Очень добрый фильм 70-х, притягивающий своей непосредственной чистотой, незатейливой красотой и ненавязчивой мудростью.

Кино не для всех, но самое то для тех, кто любит шедевры вроде 'Беспечного ездока'.

10 из 11

26 января 2012 | 20:53
  • тип рецензии:

Сложно найти себя, когда не знаешь ни в каком направлении тебе двигаться, ни где, хотя бы примерно, начинать поиски. Безликие города, бессмысленные разговоры с людьми и попытки напомнить себе, что ты еще живешь, что ты существуешь, раз можешь делать фотографии на пленочный полароид здесь и сейчас, складывая их в уже набитую сотнями снимков коробку.

Все выглядит пустым, будто нет ничего ни в окружающем мире, ни в тебе, а что было - уже омертвело. Все как чистый лист, как белое фото из моментальной фотокамеры, на котором чтобы что-то разглядеть, нужно подождать. И фильм 'Алиса в городах' Вима Вендерса как раз такой до тех пор, пока картинка не начинает проявляться, как на фотокарточках, которые изо дня в день снимает главный герой.

В жизни апатичного и, потерявшего любовь к жизни, 30-летнего человека, неожиданно появляется попутчица Алиса, с которой им предстоит путешествие длиною тысячи километров. В поисках пристанища для маленькой девочки, за время их пути меняются страны, часовые пояса, исчезают последние цент за центом. С ними исчезают и стены между героями: ощущение одиночества заменяется взаимопониманием, бесцельность движений - маршрутами на карте и в голове, а последние деньги - кофе и мороженным.

Кино медитативное и размеренное, оно меланхоличное, но не депрессивное. Здесь много съемок пейзажей, урбанистических видов и крупные планы главных героев. Медленно, но верно, 'Алиса в городах' уносит нас навстречу другой жизни, в которой хочется ловить каждый момент и наслаждаться мгновением. Ничто не остается прежним: меняются города, мотели, виды за окном, и, конечно, меняются и Алиса с Филиппом.

Иногда мы не знаем, где взять силы на второе дыхание и продолжаем сидеть в закрытом купе, не ощущая себя, боясь чувствовать, боясь довериться этому миру. Но стоит хотя бы попробовать открыть окно и попутный ветер перемен подскажет, в каком направлении двигаться дальше.

Каждое путешествие и люди, которых мы встречаем, - это возможность обрести что-то новое, что-то изменить, переосмыслить. И после этого фильма я тоже ощущаю себя иначе. Лучше, спокойнее, живее!

19 июня 2021 | 13:23
  • тип рецензии:

Бесконечная череда похожих городов, домов, мелькающих из окон поездов и машин... Все стремительно движется и растворяется во времени, только небольшая крупица существующей действительности остается на полароидных снимках.

Главный герой картины журналист Филипп путешествует по Америке в поисках материала для статьи, он находится в полной растерянности от того, что сам себе стал чужим. Его жизнь подобна беспорядочному мерцанию бессмысленной телевизионной рекламы, бесконечно повторяющейся по кругу, глупой и вызывающей только ненависть.

В аэропорту журналист встречает женщину Лизу с дочерью Алисой, она так же как и он находится в полном конфликте с собственным я, она не знает, чего хочет, и не может определиться с чувствами к своему возлюбленному, от которого собралась бежать на родину в Германию. Когда она ведет разговор с Филиппом в номере отеля, мы понимаем, что по сути Лиза нашла в нем не собеседника или родственную душу, а всего лишь уши, которым можно выплеснуть все наболевшее. С наступлением утра она умчалась догонять свое прошлое и оставила дочь абсолютно ей незнакомому Филиппу. Так, подкинутое “кукушкой” непосредственное дитя и находящийся в глубоком творческом и жизненном кризисе корреспондент отправляются в путь по городам на поиски дома.

Сам Филипп подобен персонажу из сказки про мальчика, который однажды побежал за ежом и заблудился. Алиса же стала для него ярким огоньком, который осветил дорогу домой тому самому мальчишке.

В беспорядочной беготне и заботе об этой маленькой белокурой девчонке, Фил начинает острее чувствовать жизнь и избавляется от глубокой апатии, преследующей его на протяжении многих лет. Сами не замечая того, они привязываются друг к другу и начинают по настоящему дружить.

Алиса, изначально являющаяся обузой, со временем становится для Фила действительно дорогим человеком, который затрагивает глубинные струны его души, пробуждая и будоража Филиппа. Теперь у него есть цель хотя бы на ближайшее время, а новая ответственность делает его живым.

Весь фильм пропитан особой магической атмосферой жизненной дороги, которая затягивает своей неспешностью и легкостью.

24 мая 2020 | 15:34
  • тип рецензии:

С творчеством Вима Вендерса я знаком уже довольно давно, хотя до этого видел всего лишь один его фильм «Небо над Берлином», его было невыносимо скучно смотреть, но все же мне он безумно понравился и отлично запомнился. И вот я узнал про этот фильм, точнее, я и раньше о нем многое слышал, но заинтересовался именно сейчас.

Этот фильм мне пришлось смотреть в два захода. Просто когда я его начал смотреть, то было довольно мало свободного времени, и увидел я где-то минут 40 от всей ленты, но примерно через пару недель я его все же досмотрел без особого труда. Просто он совсем не скучный и очень легко смотрится, я этому очень сильно удивился и обрадовался.

Я очень люблю так называемые «Роад-муви», то есть те фильмы, где действие происходит в дороге, и поэтому не могу его пропустить, ведь это самый классический и, наверное, лучший образец своего вида. Он очень динамичный, нет долгих простоев на одном месте, только движение, причем не суетливое.

Режиссером этой картины является Вим Вендерс, один из лучших в ХХ веке (да и по сей день). Это его всего лишь четвертая по счету его полнометражная работа, на момент съемок ему было всего 28 лет, а бюджет составил 500 000 немецких марок (в долларах это примерно 50 000). Фильм немного похож на любительский, в нем нет каких-то изощренных режиссерских ходов, у него даже нет четкого жанра. Но в нем отличная атмосфера, по-своему мрачная и в то же время душевная и милая. Просто это отличный фильм, который интересно смотреть, он запоминается, и с ним возникает множество ассоциаций.

Сценарий отличный. Сюжет очень простой и незамысловатый, но наблюдать за ним все же интересно. Но в нем заключены определенные философские мотивы и метафоры, и в то же время он совсем не заумный. Но на самом деле все не так уж сложно, этот фильм о свободе, вроде банально, но хуже от этого не становится. И еще в нем прекрасные диалоги.

Актеры очень порадовали. Про Рюдигера Фоглера я раньше совсем ничего не слышал, но здесь он сыграл гениально, и теперь я буду пристально следить за его творчеством. Йелла Роттландер кроме этого фильма практически не снималась в кино (только появилась в «Алой букве» и «Так далеко, так близко!»), не знаю, сколько ей было лет на съемках, но сыграла она великолепно. И еще, если смотреть фильм внимательно, то можно заметить небольшую роль Чака Берри, я вообще-то подумал, что мне показалось, но он на самом деле там есть.

Видеоряд великолепный, несмотря на скромный бюджет. Гениальная операторская работа Робби Мюллера сделала свое дело. И порадовали монтажные склейки, вроде простенько, но очень запоминается эффект «затемнения».

Саундтрек отличный. Очень хорошо подходит к фильму и хорошо слушается отдельно. В плейлист!

Вывод: отличный фильм. Квинтэссенция роад-муви, и просто милое кино. Смотреть обязательно!

Оценка:

10 из 10


Продолжение следует…Но это уже совсем другая история…

05 июня 2010 | 13:41
  • тип рецензии:

Тихое и неспешное кино 'Алиса в городах' с первых секунд способно увлечь зрителя, ценящего авторские работы. Поиск самого себя и последствия нереализованности собственного 'я' - вот основная идея картины, которую лучше всего смотреть на свежую голову, ибо режиссер не многословен и предлагает зрителю самому понять замысел фильма, тревоги Филиппа и детскую душу Алисы.

10 из 10

(Искусство)

28 ноября 2010 | 12:04
  • тип рецензии:

Красивый ребёнок и грубо слепленный, нескладный дядька. Америка и Европа. Дорога и неспешные реакции. Города и две личности, не утратившие волнения жизни. Телевидение и фотография. Всё находит свой противовес в этом фильме помогая в первую очередь зрителю заразиться этим состоянием, остановиться в колесе жизни и подумать - может вспомнить, что есть другие состояния и ощущения - не организмов, тел - душ - отличные от мелко-, средне-, крупно- приобретательства, стяжательства. Уравновеситься - успокоиться и вспомнить, а может и понять. Этому способствует отсутствие резких раздражителей - укрупнённых, выщелоченных эмоций - свойственных современному кинематографу - будь то мелодрама с её переживаниями или экшен - заменитель адреналина. Музыка помогает восстановить это эмоциональное восприятие, в тех немногих местах в киноленте, когда оно теряется. Это эпизоды с необъяснённым создателями раздражением на ребёнка. А так очень органичное сосуществование взрослого артиста и 9-ти летней Алисы - чудесато!

7 из 10

02 июня 2019 | 18:17
  • тип рецензии:

Всего лишь четвертая по счету режиссерская работа Вима Вендерса впечатляет своей простотой и бесконечной многозначительностью. Зачастую в фильмах немецкого мастера, главными для сюжета являются первые 30-40 минут, весь остальной хронометраж - поиски себя, попытки докопаться до истин, мнение автора, выраженное через уста персонажей. Это делает режиссера настоящим автором и исследователем, со своим личным режиссерским почерком.

Здесь мы наблюдаем за неким Филиппом Винтером, который колесит по Америке и должен писать об этом статью. Но мы видим лишь, как он с угнетенным настроением, делает полным-полно фотографий на свой полароид. Ничего его не радует, никакого вдохновения, да еще и деньги заканчиваются. Все это продолжается, до тех пор, пока наш герой не встречает Алису, маленькую девочку, так же брошенную судьбой, как и он сам. И по вине этой же судьбы, наши герои вынуждены отправиться на поиски бабушки Алисы.

Аэропорты, вокзалы, машины, мотели. Все эти места сохраняют наших героев от реальности. Они шутят, ругаются, общаются, становятся ближе друг к другу. И все это - в этих местах, в этих городах, где 'совершенно теряется ощущение времени', что верно подметил таксист. Настроение персонажей постоянно меняется, но в целом, герои приходят к тому, что они зависят друг от друга. По странному стечению обстоятельств, они появились друг у друга, но если бы не появились, возможно, было бы только хуже. Алиса ведет себя как маленький ребенок, но она четко, иногда даже лучше Филиппа, осознает безысходность своей ситуации.

Вим Вендерс глубоко уважал другого кино-исследователя Микеланджело Антониони. Персонаж Филиппа схож с персонажем Томаса из 'Фотоувеличения'. Филипп, как и Томас, уставший от рутины и скуки, пытается запечатлеть то, что нельзя запечатлеть. Но если Томас проводил мнимое расследование, то здесь, у Филиппа, это будут последние попытки найти вдохновение. Хотя, возможно, как выразилась девушка, к которой приезжал Филипп 'Поэтому ты и фотографии эти делаешь. Они доказательства того, что ты там был и что ты все это видел'. А для чего делаем фотографии мы? Может мы так же 'носимся со своими историями и воспоминаниями, как курица с яйцом'?

'Алиса в городах' - отличный роуд-муви, первый примечательный фильм Вима Вендерса, необыкновенно простая и захватывающая картина. Отдельно хотелось бы отметить саундтрек, который то появляется, то пропадает, затушив шум внешнего мира, как бы проникая в реальность героев, в реальности внутри реальности.

07 мая 2016 | 11:21
  • тип рецензии:

Мир героя наполнен пустотой и неудачами на работе, 4 недели отведённые на написание статьи дали только пачку полароидных фотографий. Герой ездит по Америке, собирая по кусочкам впечатления и заметки.

Запускает историю встреча мужчины с женщиной с ребёнком в аэропорту, которой он помогает купить билет в Германию. Режиссёр обращает нам внимание на время, по сути останавливаясь его для нас в фотографиях и сцене с часами, где герой своим дыханием тушит Эмпайер Стейт Билдинг.

Дальше мужчина остаётся один с девочкой и происходит роад-муви с видами немецких и голландских городов.

Поиски бабушки девочки сопровождаются поисками себя героя. Девочка, фотографируя героя на полароид меняет героя и далее он идёт до конца в поиске бабушки девочки и поиске себя и он уже не останавливается. Герой по сути становится отцом ребенка в какой-то момент.

Шикарные саундтреки на фоне сцен фильма и музыка Чака Берри, кафе с музыкальными автоматами, городские кварталы, люди создают особую созерцательную атмосферу фильма. Мы вместе с главным героем начинаем смотреть глазами героя-фотографа, собирая впечатления и тем самым обретая через это некую свою идентичность, наполняясь и преображаясь.

Квадратный-полароидный кадр фильма и фотографические сцены погружают нас в 1974 год, делают нас свидетелем почти документальных сцен кафе и городских ландшафтов. Кадры мальчика едущего на велосипеде и поворачивающегося к нам, а далее шикарный поворот кадра вокруг стены дома просто завораживают, останавливают время. Режиссёр показывает нам города Германии чтобы мы как полароид запомнили их линии, уловили ритм.

Несомненно шедевр нового немецкого кино.

08 апреля 2023 | 20:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: