К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Три фильма объединены жанром - роуд-муви, герои постоянно находятся в дороге, в силу разных причин. Плюс к этому, всех трех главных персонажей играет Рюдигер Фоглер, и его герои схожи между собой.

«Алиса в городах», первый фильм из трилогии, 1974г., он же и наиболее яркий, несмотря на внешнюю неприметность черно-белой пленки. Одинокий журналист, ищущий потерянное вдохновение, ищущий себя, для которого вся жизнь - погоня за чем-то неуловимым, притянувшим внимание и исчезнувшим, жизнь - дорога, ведущая в никуда, но известно, что она ведет всё дальше от нужного и ценного, и девочка, оставшаяся на его попечение по просьбе случайной попутчицы. Так они и путешествуют по городам Германии, чтобы найти бабушку Алисы, потерянные, но нашедшие друг друга. Очень лиричный и тонкий фильм, точно передает растерянность поиска и позволяет прочувствовать широкий эмоциональный диапазон.

«Ложное движение», 1975г. Здесь Фоглер играет писателя Вильгельма, которые еще больше потерян. Вильгельм постоянно спрашивает у других, может ли он стать писателем, если не разбирается в политике, если ненавидит людей. Он боится ответственности, боится заглянуть внутрь себя и разобраться с накопленным за 'годы учения', чтобы, наконец, действовать самому. В поисках впечатлений герой остаётся в одиночестве на вершине горы и там понимает, что все, что он делает - не то, и каждое движение ложно. Дальнейшие его действия и размышления уже недоступны по воле автора, Вендерс оставляет писателя в момент осознания, когда тот искренне задумывается. Этот фильм напряженнее и жестче, чем первый, но его так же нельзя обойти вниманием.

«С течением времени», 1976г. И снова дорога, по которой едет киномеханик Бруно. Если Филипп и Вильгельм вынуждены путешествовать, то у него нет такой четкой необходимости, практически нет сюжетной мотивации, это некий неоднородный коллаж из отдельных слов, событий, встреч, разговоров, отрезок времени, вмещающий обыденное, кажущееся необычным и странным, и события, которые могли бы стать отдельной захватывающей темой, но здесь они блеклая часть реальности. Автор раскладывает жизнь до мельчайших подробностей, раскрывая характер, поэтому возникает впечатление затянутости. Но нельзя сократить, как нельзя сделать короче путь, если и так едешь напрямик.

Дорога как способ открытий, поиска, вдохновения, впечатлений, чтобы перестать быть одиноким или остаться одному, преодолеть барьер или сдаться, как осознание бесконечности выбранного пути и конечности жизни - вот что объединяет эти фильмы Вендерса в единую талантливую трилогию.

10 ноября 2012 | 16:07
  • тип рецензии:

Раньше мне часто снились сны о том, что я заблудился в незнакомом городе. Улицы текли как реки, полные машин, а по берегам сменяли друг друга дома, люди со стёртыми лицами, собаки, деревья. Странно, что лица в моих снах всегда были стёрты, но вот дома я помню до сих пор. Они как странные чудовища, живущие своими жизнями. А город был населён не людьми. Люди – это только движущая сила. Истинные обитатели города - это дома. Я то плетусь вдоль обочин, глотая пыль от проносящихся машин, то блуждаю по запутанным улицам городов, то теряю силы и сползаю по стенке одного из небоскрёбов на тротуар, измученный жаждой, усталостью и равнодушием этого урбанистического чудовища. Во сне я всегда был один в меланхолии и вечном поиске дороги домой. И это мучительное поначалу состояние неопределённости становится, в конце концов, привычным и родным. В конце концов, я становлюсь одним целым со своей дорогой. Она словно изменяет меня, делая частью себя.

Алиса, впрочем, не была одна. Хотя и заблудилась во всех этих городах. Стечение обстоятельств несёт её из города в город, с улицы на улицу от дома к дому. Всё это похоже на сон, заснятый на чёрно-белую плёнку. Снова дома, снова улицы, снова люди со стёртыми лицами. И дорога. Её спутник – потерявший себя журналист, который пытается вернуть себе способность чувствовать себя живым. Ходит повсюду со своим «поляроидом», делает снимки, которые должны стать вещественными доказательствами того, что в его жизни происходили какие-то события. Примечательным в этом ракурсе будет эпизод, когда Алиса просит рассказать ему сказку на ночь. Но сказок он не знал, и придумал свою, в которой нет ничего, кроме постоянного, непрекращающегося отдаления героя от своего изначального центра. Только в конце он остановится, чтобы оглянутся назад. Но вернётся ли он, или двинется дальше – неизвестно, ведь Алиса уже спит. Чем закончится эта сказка мы не узнаем. Они оба что-то ищут. То, что потеряли. Алиса – родных, Филипп – самого себя. С момента встречи они покинуты миром, который стал слишком велик, слишком чужд и равнодушен. Теперь единственный выход для них – стать родными друг для друга, чтобы не потеряться окончательно среди улиц, домов, вокзалов, дорог и множества стёртых лиц, отпечатанных на снимках фотокамеры.

Во всём этом есть какой-то соблазн. Разорвать все нити, привязывающие тебя к одним и тем же местам и просто плыть по течению дорог ради самого движения, чтобы постоянно сменяли друг друга виды за окном. Чтобы лица никогда не обретали ясных очертаний, чтобы не было никаких новых имён. Единственное направление – свобода, единственная цель – красота.

Когда смотришь этот фильм, не покидает ощущение чего-то постоянно ускользающего и катастрофического. Это ощущение усиливается постоянной нехваткой денег, забытыми адресами, фамилиями и переменой мест. Кажется, что мир отторгает вас, и вы уже плывёте в этом потоке как палка, брошенная в реку. Ни цели, ни направления – только движение и тоска. В конце концов дорога изменяет вас, делая частью себя. И теперь она – ваша истинная родина, тоска теперь становится только смутным воспоминанием в этом новом состоянии вечного пути. На всём протяжении этой истории кажется, что путешествуешь вместе с Филиппом и Алисой. Едешь с ними то в машине, то в трамвае, то в автобусе; смотришь по сторонам, заглядываешь через плечё, рассматривая очередную фотографию, сделанную в дороге. Ветер дует в лицо, дни сменяют ночи. И вот, вы уже точно знаете, куда ехать на этот раз. Но закончится ли на этом ваше путешествие – не известно. Может быть, на следующей остановке. Может быть, никогда.

8 из 10

09 июля 2011 | 11:16
  • тип рецензии:

Люблю фильмы, после которых в сердце приятная лёгкость. «Алиса в городах» перенесла меня в атмосферу 70-ых… Серая потрёпанная плёнка, незамысловатый сюжет, непринужденная игра актёров – всё это позволяет глубже окунуться во внутренний мир актёров, стать ими на два часа!

Вим Вендерс будто бы оживил своих героев. А они сошли с телеэкранов и придали жизни скучным одинаковым городам США.

«Алиса в городах» – фильм, в котором время остановилось. Искренние чувства, честные поступки – всё как в настоящей жизни, жизни без лжи, без фальши.

10 из 10

06 июля 2011 | 00:11
  • тип рецензии:

Помню, как-то попалась мне заметка, в которой говорилось о специфическом «детском» восприятии мира в Европе и СССР в 60-х начале 70-х годов. Это время расцвета движения хиппи, которые называли себя детьми цветов, вера в науку, в прогресс и в светлое будущее. В те годы отмечался огромный интерес к литературе и искусству - поэты собирали стадионы, а музыка стала религией. Казалось, что мир открыт, наполнен творчеством, братством и солидарностью. Прибавьте к этому чувство безопасности и защищенности и вы увидите психологию в хорошем смысле(!) очень похожую на детскую.

Вим Вендерс, в мягких постельных тонах, тонко передает это настроение времени. Правда в его фильме можно увидеть легкий оттенок грусти и ностальгии по уходящей эпохе. Главный герой очень похож на ребенка. Ему противен «взрослый» мир одинаковых рутинных вещей, мир навязчивой рекламы и конкурентной борьбы за материальные блага. Филипп не может и не хочет вписываться в него. Он, в свои 30-ть с небольшим, по-прежнему, ищет себя, и плывет по реке жизни не имея ни определенных целей, ни постоянных связей с окружающими. Встреча с Алисой и их последующая дружба, дарит им обоим новые чувства и новый жизненный опыт. Он играет роль отца. Она, находит в нем отцовскую любовь и заботу, которой ей, по-видимому не довелось испытать. И снова говоря о времени, в котором происходит действие фильма, нельзя не отметить тот сильный контраст с нашей жесткой эпохой. Я невольно ловил себя на мысли, что если бы мы смотрели авторский фильм с подобным сюжетом снятый сегодня, мы наверняка увидели бы в нем яркий сексуальный подтекст. Ничего подобного у Вендерса нет. В то время платоническая дружба между девочкой подростком и взрослым гетеросексуальным мужчиной была вполне обыкновенна и возможна.

04 мая 2015 | 23:24
  • тип рецензии:

Роуд-муви «Алиса в городах», снятое с типичной для Вима Вендерса меланхоличной, даже медитативной манерой повествования, принадлежит к тем произведениям, которые при относительно простом и незатейливом сюжете обладают как глубиной, так и покоряющей зрителя атмосферой светлой грусти. Этот фильм можно назвать образцом поэзии в кинематографе, несмотря на показательную «серость» картинки и невзрачность лиц и пейзажей, в нём чувствуется какая-то особая внутренняя красота и очарование.

В центре — история простого мужчины-фотографа, так похожего на многих из нас, утратившего смысл и цель в жизни и фактически оказавшегося «неудачником» и маргиналом, который пусть и с видимой неохотой берёт на себя заботу о брошенной девочке и незаметно привязывается к ней и начинает испытывать к ней почти отцовские чувства. Пожалуй, выбранный для картины жанр более чем символичен: ведь сам бесконечный путь приводит героя к тому, что он находит смысл существования, опекая другого человека, и тем самым преодолевает свою апатию и безразличие к жизни.

Затягивает и само повествование, несмотря на свой медлительный, размеренный темп, первые двадцать минут вообще, казалось бы, не имеют значения для сюжета, но при этом именно в них раскрывается характер главного героя — а затем, по мере того, как режиссёр продолжает его историю, понимаешь, что этот, казалось бы, безответственный и отчуждённый от остального мира персонаж с тяжёлым характером обладает добрым сердцем и искренне жаждет душевной теплоты — пусть даже от маленькой девчонки, волей судьбы оказавшейся его попутчицей. Фильм поражает красотой кадра, несмотря на то, какими серыми и подчёркнуто некрасивыми предстают перед нами урбанистические пейзажи, работа оператора радует глаз, а печальный саундтрек отлично подчёркивает дух картины.

Вердикт — необыкновенно светлое, поэтичное и атмосферное кинотворение, после просмотра которого остаётся чувство одновременно умиротворения и лёгкой печали.

8 из 10

18 июня 2017 | 10:40
  • тип рецензии:

Фильм, снятый на черно-белую пленку, уже предполагает собой тот факт, что картина будет какой-то необыкновенной в силу тех или иных причин.'Алиса в городах' - не исключение, лента явно стоит того, чтобы о ней говорили.

Вим Вендерс - фигура для независимого кино весьма крупная. Он был и остается одним из ведущих представителей арт-хауса у себя на родине, да и на европейском континенте. Смотря 'Алису' я все больше вспоминал другую личность, но уже с другого материка. Как вы могли догадаться, я веду речь о Джиме Джармуше, который к слову, имел честь поработать с Вимом и Николасом Рэем, которого Джим в своих интервью называет не иначе как 'духовный наставник'. Не познакомься Джармуш и Вендерс, вряд ли бы первый сумел подарить миру такой шедевр как 'Более странно, чем в раю'. Я посмотрел работы Джима раньше, чем ленты господина Вендерса, поэтому прошу читающего мою рецензию не удивляться, что я сравниваю последнего с первым, а не наоборот.

Вендерс, равно как и Джармуш, был заинтересован тем, какое положение занимает обыкновенный человек в крупных городах. И не просто городах, а именно тех, что находятся на территории Соединенных Штатов. И тот, и другой режиссер придерживаются схожего мнения. За величием и некой одиозностью городов-гигантов находится ужасающая изнанка, которая заключена не только в кандалы трущоб. Город-спрут оказывает разрушительное воздействие на человека, доводя его до состояния предельной апатии. Главный герой 'Алисы',фотограф и журналист Фил Винтер, которому от роду 31 год(самое время заводить семью и детей, обеспечив себя стабильным заработком),хотя и имеет определенный род деятельности, по сути дела, проводит свои дни ленно, не беспокоясь совершенно ни о чем. Но так происходит лишь до поры до времени.

В конечном счете герой остается наедине с девочкой Алисой, от которой весьма элегантным способом избавилась мать(возможно, специально). Образ Алисы помогает нам лучше понять и раскрыть образ героя Рюдигера Фоглера, вскрыть новые пласты этой личности. Конечно, программа действий Винтера становится иной, чем до путешествия в компании с девочкой, но, как ни прискорбно, она не поменялась. Даже несмотря на то, что в Филе проснулась некая симпатия к Алисе, между ними завязалась дружба отца и дочери, фотограф остается таким же как был:вялым, безразличным к окружающей действительности и идущим по жизни, ничем не забивая себе голову.

До 'Алисы в Городах' у Рюдигера Фоглера не было серьезных ролей в кино, фильм принес ему известность, однако не показал его как блестящего актера. Не блещут мастерством и другие члены актерского состава, но сама атмосфера фильма не требует того, чтобы каждый актер играл свою роль оскароносно. Лента пронизана насквозь унынием и меланхолией, которая сверх того нагнетается черно-белыми цветами и треком, который мало того, что грустный, так еще и повторяется достаточно часто для того, чтобы отобразить безысходность окружающей обстановки.

Несомненный плюс картины-работа оператора. Вим работал практически над каждым фильмом с Робби Мюллером, которого рекрутировал и Джармуш для некоторых своих фильмов. Вспомним хотя бы 'Мертвеца' с Джонни Деппом в главной роли. Особенно удачно у Робби выходят панорамы города и съемки в движении, которое разбавляет некую монотонность застывшей во времени 'Алисе'.

В целом, работа достаточно грамотная. Основные шедевры у Вендерса еще впереди. Но 'Алиса в Городах' очень ценная для его фильмографии картина, которая продемонстрировала уже тогда, в далеком 1974 году, что Вим Вендерс-режиссер, чьи работы окажут существенное влияние на развитие независимого кино. Не думаю. что уже вышеупомянутый Джим Джармуш стал бы столпом американского артхауса, не посмотрев картины культового немецкого режиссера.

9 из 10

18 ноября 2012 | 03:11
  • тип рецензии:

Уже в этой ранней работе Вима Вендерса мы видим мотивы, которые он пронесет через почти всё свое творчество. И это не только антононьевская история об отчужденности людей в этом быстро меняющемся стремительно бегущим вперед миром, но и попытка вырваться из привычного 'положения вещей', найдя 'американского друга' в лице маленькой девочки, возможно совершая 'ложное движение', но все же это лучше, чем стоять на месте не пытаясь найти что-то более важное. Пусть даже это будет пустырь посреди Техаса с романтичным названием Париж. Удивительно, но это не просто лучший фильм Вима Вендерса, но и один из лучших фильмов вообще в истории кино.

03 ноября 2013 | 18:18
  • тип рецензии:

Всего лишь четвертая по счету режиссерская работа Вима Вендерса впечатляет своей простотой и бесконечной многозначительностью. Зачастую в фильмах немецкого мастера, главными для сюжета являются первые 30-40 минут, весь остальной хронометраж - поиски себя, попытки докопаться до истин, мнение автора, выраженное через уста персонажей. Это делает режиссера настоящим автором и исследователем, со своим личным режиссерским почерком.

Здесь мы наблюдаем за неким Филиппом Винтером, который колесит по Америке и должен писать об этом статью. Но мы видим лишь, как он с угнетенным настроением, делает полным-полно фотографий на свой полароид. Ничего его не радует, никакого вдохновения, да еще и деньги заканчиваются. Все это продолжается, до тех пор, пока наш герой не встречает Алису, маленькую девочку, так же брошенную судьбой, как и он сам. И по вине этой же судьбы, наши герои вынуждены отправиться на поиски бабушки Алисы.

Аэропорты, вокзалы, машины, мотели. Все эти места сохраняют наших героев от реальности. Они шутят, ругаются, общаются, становятся ближе друг к другу. И все это - в этих местах, в этих городах, где 'совершенно теряется ощущение времени', что верно подметил таксист. Настроение персонажей постоянно меняется, но в целом, герои приходят к тому, что они зависят друг от друга. По странному стечению обстоятельств, они появились друг у друга, но если бы не появились, возможно, было бы только хуже. Алиса ведет себя как маленький ребенок, но она четко, иногда даже лучше Филиппа, осознает безысходность своей ситуации.

Вим Вендерс глубоко уважал другого кино-исследователя Микеланджело Антониони. Персонаж Филиппа схож с персонажем Томаса из 'Фотоувеличения'. Филипп, как и Томас, уставший от рутины и скуки, пытается запечатлеть то, что нельзя запечатлеть. Но если Томас проводил мнимое расследование, то здесь, у Филиппа, это будут последние попытки найти вдохновение. Хотя, возможно, как выразилась девушка, к которой приезжал Филипп 'Поэтому ты и фотографии эти делаешь. Они доказательства того, что ты там был и что ты все это видел'. А для чего делаем фотографии мы? Может мы так же 'носимся со своими историями и воспоминаниями, как курица с яйцом'?

'Алиса в городах' - отличный роуд-муви, первый примечательный фильм Вима Вендерса, необыкновенно простая и захватывающая картина. Отдельно хотелось бы отметить саундтрек, который то появляется, то пропадает, затушив шум внешнего мира, как бы проникая в реальность героев, в реальности внутри реальности.

07 мая 2016 | 11:21
  • тип рецензии:

Картина обладает особой атмосферой – это типичный “Другой” фильм, если хотите, типичный одновременно и для кинематографа Вендерса. Да и наверно и мы с вами какие-то “другие”, если смотрим такое кино, если оно нам нравится. Может быть, в каждом из нас есть что-то от Фила или от Алисы, а может и то и другое сразу. Рассуждать можно самым разнообразным образом. Но что явно стоит признать, так это то, что картина культового немецкого режиссёра великолепна.

“Road movie” – ответ автора на американскую мечту, которую создатель вывернул наизнанку. Вместе с Антониони и Джармушем, Вим Вендерс своими фильмами как бы намекнул нам, что Америка – это не только страна вечно улыбающихся позитивных людей, грезящих карьерным успехом и мечтой попасть в телевизор. Есть и другая Америка: наполненная одиночками, бренно несущими своё существование, особо даже не видя в нём резона; изрезанная многочисленными дорогами, катаясь по которым разочаровавшиеся люди пытаются познать смысл жизни; окутанная сухим безмолвным молчанием (а иногда и истерическим криком) маргиналов, резко осознавших свою чужеродность окружающему миру.

Одним из них и стал наш герой, как будто попавший в фильм, слепленный из стоп-кадров, самостоятельно поставленный им на повтор. Он сам загнал себя в пустыню, пусть и наполненную небоскрёбами, супермаркетами и заправочными. Для него нет конечной цели – процесс поиска самого себя оказывается гораздо важнее. Всю сложность персонажа Рюдигера Фоглера мы начинаем понимать чётче после его диалога со старой знакомой.

– Я совершенно запутался…
– Такое чувство бывает только у тех, кто теряет ощущение самого себя.


Возможно, он и плыл бы по течению вечно и даже не важно где: Америка, Европа – не суть. Но именно Алиса – маленькая непосредственная девочка, ещё не скованная цепями социальных барьеров, чья мама находится в подобном герою состоянии, становится лампочкой в темноте для угрюмого Фила. Она и есть тот самый оазис, хлебнув из которого, наш персонаж вдруг начинает возвращать себе вкус к жизни. Через игры, шутки, да даже ссоры он понимает, что жизнь полна ярких моментов, а быть ответственным за кого-то пусть и сложно, но в чём-то даже приятно. Алиса – его дочь, мама, сестра одновременно. Хотя надо признать, что этот уже взрослый мужчина, из которого временами так и прорывается мальчик, которого он старательно пытается скрыть, провалился в свой колодец опустошения достаточно глубоко и далеко не факт, что следующая остановка для его “поезда тоски” будет конечной.

Но, тем не менее, Алиса – это не фотография, бессильная передать всю гамму эмоций от увиденного, она живой человек, который оставил массу светлых моментов в душе героя. Не думаю, что нам стоит слишком копаться в личности самой девочки – она просто ребёнок и этого уже оказывается достаточно для того, чтобы встряхнуть засыпающего Фила.

Помимо всего прочего, фильм невероятно красив! Будучи чёрно-белым и не изобилуя какими-либо яркими кадрами, он как будто встраивает нас в своё действие, превращая поочерёдно то в героя, то в девочку. Операторская работа на высшем уровне. А уникальный фон музыки, которую режиссёр всегда удачно подбирает для своих картин, создаёт особое флегматичное настроение, сменяющееся романтическими нотками.

“За лесом поляна, за поляной ручей, за ним широкая дорога, за ней море…” – эта сказка как ничто другое характеризует состояние героя и лишь общение с другим человеком становится для него толчком к тому, чтобы уже задуматься о том, чего он хочет на самом деле, о своих планах, о будущем.

Один из первых значимых фильмов ныне уже легендарного Вима Вендерса, пусть и не оброс наградами, но зато заложил основы стиля режиссёра, легко узнаваемого в будущем. Его сказка об Америке стала былью для Джима Джармуша, а уникальная кинематографичность постановок в дальнейшем принесла самые престижные награды, сделавшие режиссёра едва ли не классиком. “Алиса в городах” же это чистый Вендерс.

8 из 10

09 сентября 2011 | 02:50
  • тип рецензии:

Немецкий журналист Филипп Винтер (Рюдигер Фоглер) странствует по США в поисках материала, по пути делая полароидные снимки тех мест, где он бывал. Ему каждая фотография говорит куда больше, чем самые красочные описания на бумаге, которые, как раз и требуют в его издательстве. Не найдя должного признания, уволенный журналист оказывается одиноким странником, бесцельно блуждающим по большим городам, пока не встречает в аэропорту молодую мать-одиночку Лизу (Лиза Кройцер) с ее маленькой дочерью Алисой (Йелла Роттлэндер). Это новое знакомство кончается тем, что на следующее утро мать исчезнет в неизвестном направлении, оставив журналисту свою дочь с какой-то странной запиской. Так и начинается дружба двух брошенных судьбой людей, которые будут вместе странствовать по городам в поисках неизвестно кого и чего по этой таинственной записке…

Знакомство с немецким постановщиком Вимом Вендерсом следовало бы начать именно с этой работы, как определяющей стиль дальнейших его известных работ – медитативное повествование с вечно странствующими и чего-то ищущими героями, оставляющее к финалу добрую и светлую грусть. Вим Вендерс при создании «Алисы в городах» вдохновился историей своего друга Питера Хендке, который как раз является родителем-одиночкой. В этой черно-белой ленте в стиле экзистенциального роуд-муви зрителю предстоит влиться в ее неторопливый ритм под музыку Чака Берри, Густава Миллера, «The Can» и «Canned Heat» и морально присоединиться к поискам двух одиночеств. Фильм радует, в первую очередь, запоминающимися и проникающими в душу репликами и диалогами героев, интересной операторской работой Робби Мюллера, стильным музыкальным сопровождением разных исполнителей, и, главное – забирает в свою загадочную атмосферу «свободного полета». Дружба журналиста и маленькой девочки, этих брошенных на произвол судьбы людей, раз от раза предстает во все более и более трогательном свете. Ранее потерянный и даже раздражительный Филипп постепенно открывает для себя смысл жизни заново в процессе общения с чужим, и, в то же время, очень близким по состоянию души ребенком. Открытый финал истории оставляет то самое чувство светлой грусти, ведь, скорее всего, эти два одиночества никогда не встретят друг друга снова, но те краски жизни, которые они друг другу подарили, не утеряют своей яркости. Как и этот фильм – он запомнится навсегда и впечатление о нем не утеряет своих черно-белых, но таких теплых и душевных красок…

Еще одно наблюдение относительно работ Вима Вендерса, включая эту – послевкусие приходит дня через три, поэтому торопиться с выводами и оценкой не стоит. Как отметил один из рецензентов здесь – «нужно подождать, пока проявится…».

В двух словах: Теплая и душевная роуд-муви кинопритча об одиночестве. Классический Вим Вендерс.

9 из 10

15 июня 2013 | 18:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: