Потрясающий, бесподобный, невероятный по силе эмоционального восприятия фильм. Настоящий шедевр, один из самых лучших в ярчайших биографиях двух великих американских актеров: Робина Уильямса и Роберта Де Ниро. Их не зря называют мастерами своего дела - они умеют играть все!
И здесь оба раскрывают невиданные грани своих актерских дарований. Такие разные и такие разноплановые, эти могучие актеры, оказавшись в одной упряжке, не попытались перетянуть одеяло на себя - их работа слаженная, точная, каждый сыграл свою роль великолепно, оставаясь при этом в своем излюбленном амплуа.
Да, Робин Уильямс здесь играет вовсе не комедийную роль, наоборот, здесь перед нами предстает 'Уильямс Трагический', играющий человека сложного характера и сложной судьбы, но даже такую роль он наполняет чистым и грустным юмором, делает своего героя безнадежным мечтателем, неудачником и просто человеком не от мира сего.
Почему герой Уильямса сумел по-настоящему сдружиться с героем Де Ниро? Да, потому что и тот, и другой потерялись во времени - и смешной врач со стеснительной улыбкой оказывается в этом мире не менее отверженным, чем оторванный от реальности в течение 30 лет герой Де Ниро.
Причем, заметьте, Уильямс ни разу не сфальшивил, соединяя комедию с трагедией, ему безоговорочно веришь - таких разноплановых и умелых актеров очень мало. Да, его ппрсонажу хочется доверять, с ним хочется говорить, ему хочется пожать руку - зритель целиком и полностью проникается сочуствием и любовью к его герою. Природная доброта, обаяние, чувство такта, внешняя и внутренняя беззащитность - все это позволяет Уильямсу играть врачей идеально (в творческой копилке Робина еще 5 фильмов на врачебную тематику).
Роберт Де Ниро не играет свою роль, он в ней живет. Не привнося в свою роль никакой особой психологичности, он, тем не менее, создает образ взрослого ребенка, открывающего простейшие человеческие радости, человека, который 'потерял' 30 лет, не был ни подростком, ни юношей, впервые испытывает истинное счастье. Человек, пытающийся наверстать упущенное, наивный, жаждущий открытий и боящийся их.
Сцены, где Лео обнимает маму, видит свое лицо в зеркале, заходит в реку, познает горечь ужасающего разочарования - их просто надо видеть, никакими словами нельзя описать те чувства, которые передает Де Ниро - слезы в эти моменты сдержать невозможно!
Этот фильм не содержит в себе никакой морали, он правдив, честен, очень человечен. Но именно такой фильм заставит вас вспомнить, что такое жизнь и что значит жить. После 'Пробуждения' начинаешь ценить простые радости. Думаешь: 'О Боже! А ведь я могу сам ходить в туалет, читать, писать, думать, говорить, видеть, любить! Это ли не счастье!' Ведь то, за что так борятся герои фильма дано большинству людей, и распоряжаться этим последние совершенно не умеют. Этот фильм поможет вам переосмыслить некоторые ценности и добрее относиться к 'другим' людям.
Фильм трогательный, но оптимистичный, очень грустный, но светлый и человечный. Его невозможно не полюбить! Великое кино с великими актерами!
Доктор Сайер, практически не имея опыта работы с живыми людьми оказываеться в больнице для 'хроников'-неизлечимых больных, больше похожих на застывшие статуи. Среди этих, находящихся словно в трансе пациентов выделяеться Леонард-вот уже тридцать лет он прикован к инвалидному креслу. Он не может ходить, говорить, двигаться...Но неожиданно, доктор узнаёт об экпериментальном лекарстве, которое чудом ставит Леонарда на ноги....
Наверное впервые лет за 10 у меня при просмотре выступили слёзы на глазах. Я ещё не видел столь трогательной, пронзительной истории, рассказанной настолько душевно, честно, без прикрас. Снятой для людей, не ради наград или прибыли, а ради того, чтобы люди вновь смогли испытывать настоящие чувства при просмотре, забыв о том, что на экране актёры, переживали вместе с ними, радовались и огорчались вместе с ними, смеялись и плакали вместе с ними.
Говоря об актёрской игре нельзя не сказать, что Роберт де Ниро демонстрирует здесь просто заоблачный уровень таланта-мы видим не 'Бешенного Быка' или Вито Карлеоне (как это часто бывает при просмотре фильмов с актёрами, что запомнились нам по определённому образу), нет, мы видим Леонарда Лоу-человека, страдающего от страшной болезни, вырвавшей его из нормальной жизни. Не важно, кто получил в тот год 'Золотой Глобус' или 'Оскар', игра де Ниро выше всяких наград. Как и игра Уильямса, конечно, его работа не настолько сложна или шокирующа, но она настолько трогательна и правдива, что его герою невозможно не сопереживать.
Не сказать об остальном актёрском составе тоже нельзя-все они справились с невероятным мастерством, как и режиссёр Пенни Маршалл, подарившая нам эту потрясающую драму.
Смотрите, вот оно - кино, ради которого и создавался кинематограф.
Порой зрачков завеса распахнётся,
в них промелькнёт подобие следа,
сквозь мышцы образ вихрем пронесётся
и вмиг исчезнет в сердце навсегда.
Райнер Мария Рильке
Какое счастье, проснувшись утром, ловить на себе солнечные лучи, или же попасть под летний дождь и, промокнув до нитки, босиком пробежать по лужам. Счастье - лежать на зеленой траве; собирать сухие, разноцветные листья осенью, осторожно наблюдать за красивой бабочкой, боясь спугнуть ее... Счастье - испачкаться кремом от торта и хохотать до упаду или громко петь любимую песню, забыв про то, что на тебя смотрят. Счастье – это умение находить прекрасное в мелочах, умение ценить то, что имеешь, ведь тогда жизнь ни за что не покажется серой и нудной.
Драма Пенни Маршалл «Пробуждение» основана на реальных событиях, которые произошли в 1969–1970 годах с невропатологом Оливером Саксом, позднее написавшем мемуары об этом. В фильме героя зовут Малкольм Сэйер, а роль исполняет Робин Уильямс. Это одинокий, крайне застенчивый человек, не умеющий общаться с людьми, его друзья – это растения, за которыми он с любовью ухаживает. После работы он спешит домой проверить их состояние, съесть полуфабрикат и заснуть над очередной книжкой по ботанике. Он никогда не работал с людьми, но волею судьбы становится лечащим врачом дюжины пациентов, уже несколько десятков лет находящихся в состоянии, которое, по сути, эквивалентно жизни растений. При энцефалите, заболевании головного мозга, человек принимает информацию, но не может должным образом ее обработать и становится «овощем». Доктор Сэйер пытается найти причину заболевания, поразившего его пациентов, и находит лекарство, которое может им помочь. Для своего эксперимента он выбирает Леонарда Лоу, который заболел 30 лет назад, будучи молодым, талантливым, любящим поэзию, юношей. К всеобщему удивлению, лекарство помогает...
Очнувшись спустя столько лет, Леонард ценит каждое мгновение, осознавая, что жизнь - это дар, который мы рано или поздно теряем. Он чувствует радость жизни, чудо жизни, свободу жизни и не понимает, почему все люди так пессимистично настроены.
Чудесный момент, когда доктор Сэйер выводит Леонарда из больницы прогуляться по городу. Он аккуратно спускается вниз по ступеням, в то время как вверх так же осторожно поднимается маленький ребенок. И действительно, Леонарда можно сравнить с ребенком - кто ещё так непосредственно и искренне себя ведет, кто ещё так радуется казалось бы обыденным вещам?
Лекарство дают остальным пациентам. Их лучшие годы позади, но, несмотря на потерянное время и старческий возраст, они невероятно счастливы вновь вернуться к жизни. К сожалению, лекарство через некоторое время теряет действенность, и все снова возвращаются в свой «сон». Но благодаря их пробуждению, «проснулся» и сам доктор Сэйер. Он осознал, что человеческий дух сильнее любого лекарства.
История, рассказанная в фильме, настолько поражает воображение, что кажется неправдоподобной, поэтому осознание того, что фильм основан на реальных событиях, делает ее еще более трагичной, ведь жизнь отнимается у тех, кто по-настоящему любит и ценит её.
Когда лекарство перестает действовать, Леонард больше не может нормально двигаться, у него не получается сфокусировать зрение для чтения, он становится «набором нервных тиков».
Роль Леонарда Роберт Де Ниро исполнил поистине гениально, передав с необычайной тонкостью и пронзительностью чувства героя.
Доктор Сакс, присутствовавший во время съёмок, с восхищением наблюдал за работой актера, который проводил долгие часы с его пациентами, стараясь понять их. В одном из интервью доктор Сакс говорит, что временами было страшновато, когда Де Ниро, казалось, не может выйти из роли больного Леонарда, личность которого поселилась в нём. Во время съёмок у актёра на самом деле появился нервный тик.
Сымитировать патологию не сложно, но сыграть так, чтобы не вызвать в зрителе брезгливостьб – это уже высочайшее мастерство.
«Было трудно играть, это ведь все такие физиологические вещи, — рассказывает Роберт Де Ниро. — Сложно играть человека с физическим недостатком. Это не просто лежать неподвижно, это значит не реагировать. Найти нужное положение для головы, для рук, для ног. Мы воображали, что нас погрузили в чан с клеем. Видеть этих больных вокруг себя, всю эту обстановку — начинаешь себя считать счастливчиком. Надо принимать жизнь как дар. Пусть у тебя какие-то эмоциональные проблемы — а тут у человека совершенно реальные физические проблемы, и ему нужно преодолеть черт знает что, чтобы хотя бы двинуть рукой. Там я получил представление, какой это ужас, каково быть в таком положении... Не могу даже описать этого. И тут рождается еще одна мысль — какая хрупкая штука жизнь. И если к тебе возвращаются человеческие способности — а в фильме это происходит всего на одно лето, — то потом, когда предстоит снова все потерять, начинаешь очень остро чувствовать жизнь. И для всех нас, в клинике Сакса, это был незабываемый опыт. Это было чудо. Временное чудо...»
За время пробуждения, Леонард искренне влюбляется в девушку, навещающую своего отца. Никого не оставит равнодушным сцена их прощания, когда они молча танцуют, наслаждаясь последними мгновениями, проведенными вместе…
«Мы должны всем рассказать, мы должны им напомнить, как это хорошо быть живым! Люди забыли, что такое жизнь...» - твердит Леонард. И в этих словах так много правды. Мы ведь не кататоники, но тоже пребываем в своего рода полуспячке, и нас надо пробудить. Леонард напоминает нам о простых вещах, которые по-настоящему важны – работа, дружба, семья, свобода, и учит смотреть не на недостатки нашей жизни, а на достоинства, которых так много. Всё в наших руках, пора проснуться и начать ценить жизнь – фраза в конце фильма «Давай начнем» адресована нам.
Фильм стал для меня настоящим шоком. Перед тем как его посмотреть, я понятия не имел о чем этот шедевр. Знал только лишь, что в нем играли Роберт Де Ниро и Робин Уильямс, ради них собственно и взял диск с данным фильмом.
Если честно ничего не ждал от просмотра этой картины, думал проходная роль Робби, однако слава Богу я ошибся.
'Пробуждение' немного напоминает такие фильмы как 'Пролетая над гнездом кукушки' и 'Планета Ка-Пэкс', но не смотря на это, ни чем выше упомянутым фильмам не уступает, а в некоторых аспектах и превосходит, особенно это касается 'Планеты...'.
Для начала стоит сказать, что фильм невероятно трогателен, когда я его смотрел, просто не мог удержаться от умиления. Всю трогательность фильма поддерживают: режиссура, сценарий и актеры. И еще, как же я мог не упомянуть о прекрасной и берущей за живое музыке. Все эти пункты в картине отработаны филигранно. Особенно это касается актерской игры. Гениальную игру Уильямса и Де Ниро просто невозможно не отметить, она не может не тронуть душу. Роберт здесь играет свою лучшую после 'Бешеного быка' роль. Понятия не имею почему этот великий актер не получил свой 'Оскар'.
Сюжет пересказывать я не стану, так-как это только навредит перед просмотром данного шедевра. Стоит только сказать, что фильм наполнен огромным количеством гениальных моментов. Чего стоит хотя бы момент танца героя Де Ниро с девушкой, у меня даже слезы на глазах появились.
Важно отметить. Этот фильм пробуждает в человеке все светлые стороны, все лучшие стороны наше сущности, и это прекрасно. И если 'Пробуждение' вам показалось слишком скучным и вялым, то для мня вы с другой планеты.
Наверное каждый кто посмотрел этот фильм испытал то самое пробуждение.
Но, думаю, в жизни мы чаще всего находимся в состоянии оцепенения, духовного, эмоционального. И всплески жизни остаются всплесками.
Человек очень часто делает все возможное, чтобы не видеть, не слышать и не чувствовать, забивая свое существование пустыми вещами, пустыми словами, цветными картинками, думая что вот она - жизнь.
Меня очень сильно поразил момент, когда герой Де Ниро плакал, чувствуя, как он снова впадает в оцепенение. Там есть и отчаяние, и безутешность, но там есть и борьба, борьба за право чувствовать, за право думать, борьба за право БЫТЬ.
А мы... мы зачастую добровольно отказываемся от мира, упрекая его в пустоте и бессмысленности.
Многие плакали, смотря 'Пробуждение', испытывая что-то светлое, по-настоящему чистое и сокровенное. Попробуйте побороться за эти чувства. Попробуйте сделать так, чтобы они остались с вами как можно дольше.
- Как вы поняли, что очнулись?
- Когда я говорил, люди меня понимали...
Для тех, кто читает только начальные строчки всех рецензий (я сама так всегда делаю), прямо с порога заявляю: смотреть! смотреть, и не важно 10 вам или 100...
Честно? Постоянно все кому ни лень говорят: 'Цените жизнь! Любите жизнь! Она одна, она у нас есть - и это самое главное!'... ну и так далее... и сейчас мне искренне интересно, осознавали ли смысл этих слов те тысячи людей, которые бросались ими направо и налево? Нет, ну серьезно?!
Мне 17 лет. И я не знаю, может дело в этом, а может фильм действительно гениальный (я, разумеется, склоняюсь ко второй версии), но именно в этом возрасте я поняла.. прозрела. Этот фильм буквально открыл мне глаза на действительность. На то, о чем до этого все говорили, а я даже и не понимала.
Блин... абсолютно неважно (неважно!!!) на какой машине вы ездите, как одеваетесь, с кем спите и что едите, большая ли у вас зарплата, или в каком доме вы живете... все бытовые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, из-за которых мы не можем радоваться жизни, любить ее, ценить ее... все они мусор! Ничто...
И этот фильм не про то, как доктор, случайно попавший в больницу, дал людям шанс, дал им жизнь, нет... это фильм про то, что мы должны, обязаны!!! (именно обязаны) ценить данную нам жизнь. Обязаны перед другими людьми, которым не повезло... у которых нет чуда, нет дара...
Люди не ценят, то чего имеют.Так было всегда, и будет. Фильм «Пробуждение» способен открыть глаза человеку на то, как он относится к своей жизни. Насколько он ее ценит, благодарен ли он тому, что может жить полноценно. Кто он? Человек, прожигающий жизнь. Или человек, который достоин жить.
Другими словами я считаю, этот фильм одним из самых полезных фильмов созданных в истории кино. Потому что он о главном. Фильм, который шокирует, поражает воображение, испытывает зрителя в чувствах, несет пищу для размышления, возможно, учит. И поэтому цена этого фильма велика. Сразу бросается в глаза, то, что фильм создан не для денег, а ради той ценности, которую может дать.
Меня давно так не трогал фильм. Во время просмотра я испытывал искреннее чувства, настоящие. Местами пробила слеза, и это притом, что я по своему характеру не сентиментален. Поразила актерская игра Робина Уильямса, который сыграл просто не то, что отлично, а просто великолепно. Но основная заслуга и непосильная тяжесть лежит на плечах Роберта Де Ниро, который сыграл роль больного человека настолько, что передать словами это не возможно. Роберт появился в кадре, где-то с середины фильма, но после того как его увидел, мне хотелось, что он не куда не уходил, и камера не покидала его. Он смог сделать так, что бы на него хотелось смотреть, притом при всем, что смотреть на него очень больно.
Возможно, этот фильм послужит пробуждением для зрителей. Чего я искренне желаю.
И правда...Почему всегда нужно верить науке, медицине, делать поспешные выводы просто из-за отсутствия желания просто кому-то помочь?..
Оливер Сакс не был врачом, ему просто нужна была работа. И, в отличие от всех этих заумных докторишек, он не смирился с происходящим вокруг и решил хоть что-то делать. По крайней мере ему не хотелось целыми днями сидеть и делать одинаковые диагнозы. Он пытался. И получилось...
Сейчас у людей создалось одно мнение: 'Не надо мечтать о чем-то большом, всё равно не сбудется'. И обычно такое говорят молодым, мол, ты еще молодой, не понимаешь какая жизнь тяжелая, так что не заморачивай себе голову. И это тормозит людей с детства. Они не начинают продвигаться к своей мечте, потому что все это время у них в голове заложена мысль что всё это зря. И, возможно, если бы не это, мир был бы совсем другим. Так к чему я всё это говорю? Да потому что нам есть чему поучиться у доктора Оливера Сакса. Ведь он не послушал окружающих которые считали его догадки очевидным бредом, и чего он добился! Возможно некоторые подумают 'Ну конечно, а как же то что случилось в итоге?'. Я думаю что всё дело в признании. Даже после таких успехов доктора не приняли всерьез те кто стоял выше него. И из-за отсутствия веры (а случилось это во время просьбы Леонарда, о которой я напишу ниже) всё пошло к чертям.
Самым драматичным моментом фильма для меня стало совещание по поводу просьбы Леонарда о разрешении гулять одному. Всё время до этого у всех всё шло хорошо - начальство одобрило лекарство, служащим стало легче, пациенты счастливы. Счастливы из-за свободы. И вот кажется всё уже хорошо как вышестоящие люди начали снова затаскивать излечащихся в клетку.. Они остановили процесс излечения в самый ответственный момент. Не хватало такой мелочи... Весь оставшийся фильм я надеялся что Леонарда отпустят погулять, хотя бы с доктором, и всё снова станет хорошо, но нет... Все прислушались к своим сомнениям и отпугнули чудо. А зря.
Еще одно во время фильма нам дает понять Леонард - нужно радоваться простым вещам. Всю жизнь я повторял себе - 'Смотри вокруг на красоту мира, пока есть глаза. Слушай мир, пока не оглох (это было самым частым, что я себе повторял, смотрев на своих глухонемых дедушку и бабушку). Чувствуй, пока можешь. Живи, пока жив.' Я представлял себе как бы я радовался видеть солнечный свет, который я вижу каждый день, если бы был слепым. И в последнее время я начал все это забывать, но Лео напомнил мне обо всем этом, и, надеюсь, напомнил всем остальным.
Когда-то, посмотрев фильм 'Пролетая над гнездом кукушки', я подумал что вряд ли когда-нибудь еще увижу что-нибудь подобное... Я ошибся.
Иногда, чтобы впечатлить зрителя, не нужны масштаб 'Властелина Колец' или спецэффекты 'Трансформеров'. Достаточно больницы. И игры прекрасных актеров. Это Кино - драма одного человека, заставляющая задуматься о всей прожитой Вами жизни.
Вроде бы тема очень грустная и тяжёлая. Тема людей, которых болезнь превратила почти что в растения, закрыла их души и разум в клетки поражённого тела. Большая часть персонала клиники махнула на них рукой, им всё равно, им кажется, что для этих больных нет ни единой надежды на пробуждение рассудка. Это не их вина, просто у них по-настоящему тяжёлая работа, они устали...
Лишь один человек, который предстаёт нашим глазам в первых кадрах как неудачливый учёный, вносит изменения в размеренный ход жизни клиники. Он действительно зажёгся, зажёгся идеей вылечить людей. Именно людей он в них видел, а не пустые тела,искорёженый недугом. И он сумел зажечь и других сотрудников больницы,он достиг успеха, пусть и на время, причем работая не за деньги и славу, а именно из-за желания помочь. И больные стали ему очень близки, может быть отчасти и из-за того, что сам он был очень одинок.
Фильм не может не тронуть. Видя, как радуется Леонард, пробуждаясь, испытываешь искреннюю радость, а конец фильма вызывает слёзы. Мы не понимаем ценности жизни, пока не приключается что-то плохое, зацикливаемся на мелочах...хотя то, что ты здоров и можешь вести полноценную жизнь, это уже очень многое. Пусть фильм грустен и драматичен, но он вызывает светлые чувства.
Актёрская игра превосходна. Несмотря на то, что не являюсь поклонником ни одного из этих актёров, их игра произвела на меня неизгладимое впечатления. Им веришь, за них переживаешь.