К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Продолжение можно высосать из чего угодно. Неважно, насколько самодостаточен первый фильм, как он был завершён - его можно продолжить. Особенно, если впереди маячат денежки...

Как выжили Зира и Корнелий после событий второй части пенталогии 'Планета обезьян'? Элементарно! Со дна вылавливается звездолёт Тейлора, чинится и запускается в космос. Цивилизацией, которая в качестве транспорта использует лошадь. Подобное 'чудо', кстати, перечёркивает всю безвыходность положения Тейлора в первой части.

Но если лететь некуда, то... куда лететь? Хо, если некуда лететь в пространстве, значит, надо лететь во времени! И экипаж звездолёта в лице (или в морде?) Зиры, Корнелия и третьего лишнего просто отправляется назад во времени. Делов-то!

Вот так и начинается 'Бегство с планеты обезьян', пеняя на логику, на связь с прежними картинами. Впрочем, это уже было заложено сиквелом.

Но, к счастью, создатели пошли по другому пути.

Картина стала более ироничной, самоироничной, легковесной. В нет и намёка на чугунный пафос сиквела, нет и злой иронии оригинала (что книжного, что киношного). Наконец-то раскрыты в полной мере характеры Зиры и Корнелия. Хорошо показаны отношения с людьми: удивление, любопытство, восхищение, но следом и неминуемое отторжение. И страх.

Сюжет, в принципе, стал предсказуемым. Классическая тема пророчества, когда герои, пытаясь предотвратить неминуемое, своими действиями приближают его. Жизнь одних в обмен на смерть других сегодня оборачивается смертью одних в обмен на жизнь других завтра. Интересней даже не развитие событий, а как закончат, и в плане финала сценарист не подкачал. Собственно, финал действительно удался (уже в третьем фильме!) и вытягивает всю картину в целом, хоть и просчитывается где-то с начала.

В этот раз я отмечу Родди Макдауэлла и Ким Хантер. Просто раньше их персонажи терялись на фоне Тейлора и Зайуса (и даже Брэнта). Здесь - заиграли. И Рикардо Монтальбан порадовал, пусть у него времени немного было.

К сожалению, не обошлось без минусов.

Самый существенный - попытка объяснить падение людей и возвышение обезьян.

В первом фильме объяснений не было, но оно и не требовалось. Неважно, как именно люди покончат со своей цивилизацией - важен итог. И их место займут обезьяны. Может, Третья Мировая тому виной. Может, генетические опыты, ВРЭ (Вирус Рукотворной Эволюции). А может, произошли события фильма 'Идиократия', почему бы и нет. В общем-то, идея с 'Идиократией', пожалуй, будет ближе всего, ибо в книге есть пример деградировавшего профессора. Но, повторюсь, не столь важно, что именно случилось. Как и не столь важно, из-за чего рухнул звездолёт Тейлора.

Но в третьей части всё же заморочились. И лучше бы этого не делали. Ей-богу, объяснение крайне натянуто, и более того, обходит вопрос о деградации людей стороной. Более того, разрешения сего вопроса не будет вплоть до пятой части.

И ещё кое-что, уже в техническом плане. Обезьяний грим не меняется на протяжении всех фильмов, и, к сожалению, не в силу идеальности. Нижняя половина морды практически неподвижна, а челюсть открывается наподобие нарукавных игрушек.

В конечном счёте, третья часть оказалась смотрибельней второй ввиду отсутствия несусветного бреда. В ней есть свои достоинства в виде Зиры и Корнелиуса, их взаимоотношений с людьми, страха перед будущим, закономерного финала. Но есть сценарные огрехи, связанные с наследием прежних частей, а так же не лучшее объяснение грядущего апокалипсиса. Кроме того, франшиза не больно развивается что в сценарном, что в техническом плане.

5 из 10

04 июня 2017 | 20:02
  • тип рецензии:

Вторую часть классики американского научно-фантастического кино 'Планета обезьян' зрители восприняли не с таким воодушевлением, вот этим я объясняю снижение бюджета третьей части на 500 000 долларов. Сейчас, конечно же, для создания кино это ничтожная сумма, но в те времена, это заметное ограничение. Может это ещё связано и с тем, что в фильме не принял участие один из продюсеров предыдущих двух частей Морт Абрахамс, уведший с собой часть капитала. Но это не суть важно, а важно то, что на качество и концепцию фильма это заметно повлияло.

В третьей части 'Планеты обезьян' случилась и третья смена режиссёра, но в двух предшественниках были известные тогда постановщики, а в 'Бегстве с планеты обезьян' режиссёрское кресло занял малоизвестный Дон Тэйлор и ему досталась незавидная участь - 'Планету обезьян' все помнят искусно подобранных ландшафтом, яркостью натуральных красок природы, отсутствием фабричного смога и дыма машин, а тут по сценарию всё переносится в утрированно говоря в наше время и на нашу планету. Разумеется, что сделано с возможностью предать саге новое дыхание, разнообразить её, но всё равно показалось, что полностью всё о цивилизации обезьян, пришедшей на наше место, не было сказано, а тут как возвращение к истокам.

Дону Тэйлору удалось что-то выжать из урбанизированного сценария человеческого господства на планете, но фильм утратил важный элемент - научно-фантастический. 'Бегство с планеты обезьян' - это уже драма, уже философия на человеческий упадок в вопросах гуманности. Если до этого гориллы вызывали стойкое ощущение их антигеройства в ленте, то в данном случае уже человек стал таковым. Все происходящие события в этом фильме подложены как предыстория возникновения цивилизации обезьян и выданы так, что человек во всём сам виноват.

Была интересной идеей у сценариста Пола Дена воспользоваться уже задействованным маневром из стартового фильма, только переставив местами обезьян и людей. То есть, в первом фильме лишь Зира (Ким Хантер) и Корнелиус (Родди МакДауэлл) протянули руку помощи представителю человеческой расы, а вот в 'Бегстве с планеты обезьян' лишь двое людей (Брэдфорд Диллман и Натали Транди) гуманно отнеслись к разумным приматам. Таким образом, нам показывают, что если обезьяны так плохо относятся к людям, то и мы ни чуть не лучше. Интересный фрагмент, стоящий рассмотрения сквозь призму романа Пьера Буля 'Планета обезьян'.

Но всё же огрехи заметны. Касается это оператора Джозефа Ф. Бирока. Это заслуженный кинематографист, у которого в послужном списке огромное количество сделанных работ, но работай он с предыдущими частями 'Планеты обезьян', то прочувствовал бы их ауру, созданный мир, а тут всё отдаётся современному планетарному мирозданию и от этого также теряется привкус научно-фантастической истории фильма. Лишь сцена на корабле является какой-то притягательной, но она сделана в духе боевика с трагической концовкой, что стало отталкивающим моментом во втором фильме, а вот и та же ошибка, хоть и снята сцена превосходно.

Перенесённая история уже в нашу цивилизацию, демонстрация человеческого страха, когда он готов уничтожить лишь бы не бояться, но это уже было, а хотелось нового дыхания в картине. Не вышло, чуть-чуть не вышло, но всё же...

6 из 10

16 февраля 2014 | 15:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: