Когда режиссер заканчивает свое творческое полотно такими словами, и тут же собственноручно взрывает организацию всего эмоционального мира своей работы оглушительными овациями – это явно говорит о многом, если не обо всем. Увлеченная кинематографом личность часто в процессе своей жизнедеятельности прибегает к непосредственному созданию киноволшебства, с целью попробовать себя в этом. Пытаясь прочувствовать, понять, осознать столь масштабную и значительную структуру, человек нередко ставит себя на роль того, кто в этом вопросе добился уже огромных результатов. Когда я слышу слова произносимые главной героиней в концовке «Черного лебедя» Аронофски, я задумываюсь… Твою-то ж мать, как мне необходимо перетрубаниться, чтобы мое кино заканчивалось таким образом, и при том, чтобы результат азартно срывал куш в битве за душу каждого зрителя.
У Аронофски никогда не было проблем со смелостью, что он с каждым своим фильмом доказывал. Гениальные идеи на сценарном уровне каждый раз бились лбом о дерзкую одержимость снимать решительное кино массивными, уверенными в себе приборами. Бытует справедливое мнение, что вот он, режиссер, чье имя по праву записано в блокноте каждого уважающего себя киномана или кинолюбителя в графе «лучшие кинематографисты современности». Ведь и вправду, сложно найти того, кто не являлся бы истинным ценителем хотя бы одного из фильмов Аронофски, какой бы скромной с точки зрения количества ни была его фильмография.
Нина всю свою жизнь стремилась к совершенству, всеми способами добиваясь одной обычной цели – делать все правильно. Воссоздавая по своему мироощущению собственную картину идеального мира таким, каким она его хотела бы видеть, она попросту потерялась в лесу, в котором растут деревья лишь одного вида. Со стартом нового балетного сезона и появлением ряда новых ролей, в том числе и в Лебедином озере, она тут же понимает, что главным его героем – должна стать она. Но какую цену приходится ей отдать за роль, требование к которой она с одной стороны выполняет целиком и полностью, а с другой, она вынуждена открывать для себя вещи, ранее казавшиеся ей запретными?
Не стоит думать, что Аронофски снял кино о балерине, стоящей на пути восхождения, ну или становления. Он всегда был хорош тем, что зачастую стандартные и очевидные зрительские ожидания разносил в пух и прах своим видением своей же идеи. Многие полагали, «Рестлер» - кино про рестлера-неудачника, который обретает нормальную жизнь: семью, детей, все остальное. Итог оказался совершенно иным. Думать, что в «Черном лебеде» пойдет речь о простом соперничестве двух крутых балерин, и в конечном итоге победит самая «хорошая» - тоже абсурдно.
Главное в чем преуспел Даррен, он опустил значимость происходящих внешневизуальных событий. Продемонстрировал куда нечто более сложное – сущность души и ее поведение в обстоятельствах, постепенно обретающих черты экстремального состояния, на фоне будоражащего, гнетущего и раздирающего эмоционального мира. Иными словами, показал не только результат деятельности нерва, но и то, как выглядит его жизнь изнутри в такой период. Но это лишь то, как ведет себя повествование.
Давно красота и ужас не дружили так крепко. Визуальный пир образов спотыкается и сильно бьется каждый раз при соприкосновении одного с другим. Портман хороша как никогда прежде. Улавливание тонкостей каждого отдельного момента удается ей сполна, при этом осуществляя фактически незаметный переход от одной крайней точки, до ее полной противоположности. Кассель выпустил на волю всю боеготовую харизму, закрепив за собой ярчайший образ хореографа. Его минимум целенаправленных действий напротив не мешает восприятию огромного мира скрытых тайн современного балета. Он четко дает понять своим поведением все то, что его герой не выносит на публичное ознакомление, а держит где-то в потемках своего подсознания. Мила конечно составила положительное впечатление, однако лично мне этого мало, чтобы понять, откуда в ее руках за эту работу оказался приз на прошедшем в Венеции кинофестивале.
Работа Клинта Мэнселла всегда заслуживает отдельного абзаца, а то и целого рассказа, однако тяжело избавиться от проблемы, когда не знаешь, как говорить о музыке, не поддающейся каким-либо аналогам. Да, тут очередной его гениальный саундтрек. Да, он снова с течением времени овладеет умами миллионов. Гармония и депрессия ведут длительную борьбу между собой до тех пор, пока эмоции обоих не накаляются до отметки равной температуре Солнца, после чего происходит рождение новой звезды во вселенной на смену старой. Нечто подобное.
Аронофски ведь в очередной раз обратился ко всем знакомому аспекту жизни любого человека, возвел его на совершенно немыслимый этап, рассмотрел со всех сторон, довел восприятие до совершенно нового уровня, а потом поимел зрителя, выжав из него за 103 минуты весь энергетический запас, каким бы огромным он ни был. В чем тут простота? Тема, где говорится о самосовершенствовании человека, и то, из чего оно должно состоять. В чем тут сложность? Цена, которую человек за это платит. Аронофски выписывает чек каждому из нас, и этот чек далек от того, что мы получаем, кладя деньги на телефон в стоящем посреди улице терминале. И это - лишь одна, персональная версия, которую я, более чем уверен, буду расширять еще очень-очень долгое время.
Яркое, запоминающееся кинематографическое событие. Мистический триллер о балете, как символ одного из самых страшных фильмов последнего времени. Эмоциональный мир отдельно взятой судьбы уже очень давно не был представлен настолько богато.
«Черный лебедь» - Не идеальное кино, за исключением его идеальности.
«Реквием по мечте» произвел на меня противоречивое впечатление, и потому я не спешу венчать Арановски титулом гения — скажу лишь, что «Черный лебедь» показался мне на порядок более качественной работой не только за счет более художественного, эстетично-символичного способа ведения повествования, одухотворенной атмосферы высокого искусства балета, но и за счет тонкого психологизма в раскрытии поднятой проблемы, которая хоть и является некой язвой, тем не менее вскрывается режиссером деликатнее, тактичнее, нежели в «Реквиеме».
Нина — молодая балерина, хрупкая, испуганная, замкнутая девушка, чья небогатая событиями жизнь целиком и полностью посвящена танцу. Из-за неустанного контроля и давления со стороны матери, воплощающей за счет дочери свои не состоявшиеся мечты, Нина представляет собой зеленый, туго сжатый бутон, закомплексованную, эмоционально закрытую, социально неразвитую личность — этакую двенадцатилетнюю девочку-отличницу в теле взрослой женщины, в мире которой не существует ничего, кроме учебы и маминого одобрения. Работа-дом, работа-дом, ни подруг, ни кавалеров, один танцевальный зал — другой танцевальный зал, тяжелый труд, одержимость идеальной техникой исполнения и краткий сон в окружении розовых подушек и плюшевых игрушек. Кого легче всего подавить, подчинить? Кому легче всего внушить мысль о собственной несостоятельности, и оттого — зависимости от кого-то сильного и взрослого рядом? Ребенка. Вот почему мать Нины так отчаянно не давала ей взрослеть, пряча от «взрослого» мира и его соблазнов, как мачеха Рапунциль («Мама права!»).
И вдруг руководитель балетной труппы предлагает ей главную роль — примы в балете Чайковского «Лебединое озеро», одновременно высказывая сомнения относительно ее способности одновременно воплотить на сцене два противоположных образа — Белого и Черного лебедя, добродетели и порока. Зажатая, скованная, слабая девушка приходит в ужас, впадает в панику, отчаянно озирается по сторонам... и видит то, что хочет в ней найти мэтр Тома — но видит это не в себе, а в других, в дюжине более раскрепощенных, уверенных в себе балерин, хищных до славы и главных ролей. Мне плевать на твою технику, мне нужно, чтобы ты соблазнила принца, соблазнила публику! Посмотри на себя — кто захочет тебя трахнуть? Никто! Я в жизни не видел такой холодной девочки... Мэтр Тома с лицом и телом порочного Винсента Касселя хватает и целует Нину в попытке пробудить в ней первобытные инстинкты, вытащить на свет сокрытое глубоко внутри желание, томление, но это пробуждение — нелегкий и не быстрый путь.
Многие смотревшие фильм громко аплодировали многогранности, многослойности, неочевидности этой драмы, в которой «нет никакой разжеванности», одни лишь намеки, благодаря которым у каждого зрителя складывается индивидуальное впечатление о происходящем. Намеки эти — некие мистические явления, видения главной героини, которые кого-то из зрителей убедят в ее обыденной психической невменяемости, а кому-то укажут на суть метаморфоз, сотрясающих хрупкую психику Нины. Честно признаться, намеки эти мне не пригодились совершенно, поскольку суть происходящего мне, как по учебнику психологии, оказалась видна невооруженным глазом, а посему символичность в описании душевной трансформации девушки я склонна воспринимать лишь как некую красочную иллюстрацию, которая лишь подтверждает мои выводы, но отнюдь не наводит на них. Однако иллюстрация эта уместна и образно сильна.
Превращение Белого лебедя в Черного режиссер показывает не только через буквальные поступки Нины — бунт против материнского контроля, резкий разговор с «настучавшей» на нее партнершей по труппе, пьянка в баре — но и через фантазии девушки, атаки ее новообретенного, но еще не окрепшего взрослого подсознания, которые на полотне Арановски настолько крепко связаны между собой, что теряется грань между реальностью и вымыслом, существующим лишь в нинином воображении. Взросление и переход на темную сторону Ситхов дается Падме крайне тяжело, на что символично указывают кровотечения в теле девушки; собственная сексуальная неудовлетворенность находит воплощение в лесбийской сцене между ней и новой подругой, ревность, влечение к мэтру Тома - в воображаемой сцене секса между ним и главной конкуренткой Нины, сильнейший страх потерять главную роль — в эпизоде жестокого нападения на соперницу в гримерке. Несмотря на крайне плавный переход от действительности к фантазии, которым Арановски пытается запутать прямолинейного зрителя, воспринимать происходящее буквально нельзя — если мы видим, как сквозь кожу Нины пробиваются черные перья, не стоит думать, будто перед нами нечто сверхъестественное, или девчонка лишилась рассудка — подобные художественные символы есть не более, чем иллюстрация внутренних перемен в человеке, которые, наконец открывают в Белом лебеде Черную сторону.
Многие до меня говорили о разрушительном стремлении к совершенству, которое и погубило Нину на желанной вершине. Точнее о губительном перфекционизме твердили все и каждый, находя в нем источник как душевных, так и физических мук героини. Категорически не согласна! Суть фильма не в том, что достижение идеала убивает, а искусство требует жертв - это поверхностное, обманчивое суждение, которое почему-то разделяют все! Нина не сошла с ума от нервного перенапряжения, не умерла - она переродилась и осталась жить в новом образе! Как можно рассуждать о символизме, не понимая такового! Подсказка - сюжет 'Лебединого озера'! Перфекционизм здесь представляет собой лишь некий сосуд, коридор, который не позволял Нине отрастить и расправить крылья, он же — одержимость работой в ущерб личной жизни и жизни вообще, не более. Истинный же смысл происходящего — это болезненный процесс ментального взросления девушки, раскрепощения, освобождения, сексуального созревания Нины, в котором кровь на ее пальцах — это либо менструальная кровь, либо выделения при первом половом акте.
Натали Портман проделала огромную работу и как актриса, и как балерина, Кассель был весьма убедителен в сцене соблазнения, а подруга/соперница Нины — воплощение соблазна и желания, равно как Вайнона Райдер — символ бессильной ярости и самоуничижения личности, чье время на вершине миновало.
Итог: картина сильна, образна и заслуживает наград.
'Единственный, кто стоит у тебя на пути - это ты сама!'
Почти два года назад, а именно, в марте 2009 года, на стол Даррена Аронофски легла рукопись. Подпись - Марк Хейман. Это был первый оформленный вариант сценария 'Черного лебедя', идея которого вынашивалась режиссером уже около десяти лет. К чему все это? На днях посмотрел, наконец, страстно ожидаемую мною картину, затем посчастливилось, иначе не скажешь, ознакомиться с легшим в ее основу текстом, чтобы потом еще раз пересмотреть (что не в моих привычках) фильм... К этому еще вернусь.
Художественный шок, переворот сознания - это самое малое, что я могу сказать о своих впечатлениях. Первые же кадры не то чтобы приковывают к экрану - они гипнотизируют, вызывая дрожь, заставляя сердце беспокойно биться, и это в самом буквальном смысле, без капли пафоса или сопливой сентиментальности. Не помню, когда еще я так цепенел от ужаса... Сцена за сценой, без передышки. Это самый настоящий психологический триллер - на наших глазах разворачивается человеческая драма о сильнейших внутренних переживаниях, а не бессмысленная серия перестрелок и однообразных погонь, о которой-то даже не повернется язык сказать, что она 'разворачивается'.
Я часто думаю над тем, где проходит та тонкая грань между ремеслом и одухотворенностью, между мастерством и гениальностью. И мне представился очередной повод приблизиться к пониманию этого. Надо лишь сравнить первую версию сценария и то, во что это превратил Аронофски. Предыстория почти теплых отношений Нины и Бет была опущена, точнее, изменен характер самих отношений - они стали более отрывистыми, редкими, не близкими, и Бет в итоге осталась загадкой, символом чего-то страшного и рокового. Со своей ролью блестяще справилась Вайнона Райдер.
Вместо этой, художественно неубедительной линии, усилено значение матери Нины, Эрики (Барбара Херши) - помешанной на строгости и порядке женщины, когда-то отказавшейся ради дочери от собственной карьеры. Еще один штрих, делающий коллизию более рельефной. А все наше внимание в итоге приковано к героине Натали Портман, юной, талантливой и амбициозной балерине. Актриса попросту перевоплотилась в Нину, она вжилась в этот сложнейший образ, и дело не только в том, что она сбросила 12 кг и интенсивно занималась балетом (самые сложные элементы все равно выполнены дублерами). Вглядитесь в ее глаза - в них и сила, и покорность, и ужас, и страсть! В них - борьба с самой собой, предельное напряжение, страх, ускользающее сознание... Это, по-моему, одна из самых сильных и правдивых ролей у Портман и серьезная заявка на Оскар.
Тут надо отдать должное (опять!) режиссеру, который сам накалял атмосферу: он всячески настраивал Портман и Кунис друг против друга во время съемок, так, чтобы это была почти настоящая ненависть; он настоял на том, чтобы сцену у физиотерапевта сняли во время реального визита Портман к врачу после реальной травмы на съемочной площадке... Это детали.
В фильме не оказалось места для пошлости и однозначности, а сценарий Хеймана имел в виду со всей определенностью и конкретностью то, что могло быть между Ниной и балетмейстером Тома (Венсан Кассель). И это стало бы ошибкой, поставив жирную точку на интриге. Потому что секс на экране - там, где он предполагается, - приторная и дешевая уловка, призванная удовлетворить разве что попкорновые инстинкты толпы. Режиссер от этого отказывается... Это детали.
Музыку Клинта Мэнселла к 'Черному лебедю' я переслушал бесчисленное множество раз, еще задолго до просмотра. Она превратила обычное ожидание нового фильма в вожделение. Если кому-то кажется, что так легко сделать 'адаптацию' музыки Чайковского - то он заблуждается. Мало того, что это переписанная заново партитура, это тонкая работа с мотивами и внедрение новых мелодий и гармоний. При всем уважении к Мэнселлу, зная его стиль, я был уверен, что проделать эту операцию с Чайковским ему не удастся, я ожидал опошления чистой и вдохновенной музыки.
Но я был неправ. Оригинал взяли в руки бережно и тонко, как при священнодействии. Саундтрек, может быть, даже в большей степени, чем актерская игра, рисует атмосферу трепетного страха, жесткой борьбы, соблазна и апофеоза страсти. Рисует тот 'единственный способ разрушить чары и преодолеть боль...' Это детали.
Оператор Мэттью Либатик блестяще сумел передать два важных момента: это двойственность, как сюжетно-концептуальная основа фильма, или ее символ - зеркало; и это сумасшествие танца, в ритме которого, так же невообразимо, кружится камера. Надо ли говорить, что и хореография, выполненная Бенжаменом Мильпье, выдающимся хореографом Нью-Йоркского театра балета и, кстати, исполнителем роли партнера Нины в 'Лебедином озере' - на высочайшем уровне?
Это тоже детали. Но может, в них та самая грань?..
'Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи!'
Я, конечно, ожидал подвоха заранее. Но потом под всеобщим влиянием (чего, как сегодня показала практика, делать ни в коем случае нельзя) я всё-таки захотел с большим рвением посмотреть это «шедевральное» и «эпохальное» произведение.
Одним словом, ни за что нельзя ожидать многого от фильма, который понравился слишком большим народным массам. Увы, я разочарован. Разочарован по многим причинам.
Во-первых, слишком много Натали Портман. Я так устал от её возвышенного лика, что не скоро решусь посмотреть другие фильмы с её участием, хотя упрекнуть её в качестве исполнения своей роли не имею права и не собираюсь этого делать. Такая самоотверженность (изнуряющие тренировки по 5 часов ежедневно в течение 10 месяцев) заслуживает исключительно похвалы и искреннего восхищения.
Во-вторых, всеобъемлющая припадочность. Я поясню: камера трясется так, что глаза болят; разумеется, припадочное поведение главной героини и её припадочной мамы; да и вообще, припадочность всего повествования, которое порой настолько зациклено на раскрытии переживаний и изменений внутреннего мира Нины, что даже скучно становится.
В-третьих, как таковое отсутствие сюжета. Я считаю, что даже психологический триллер должен его иметь. А что происходит в этом фильме? Женщина пытается получить главную роль, изводит себя физически и морально. А заключительная реплика главной героини просто удручает, поскольку пресекает все возможные философские измышления и делает все страдания бедной главной героини незаслуженно мелкими.
В-четвертых, очевидность используемых образов. С момента появления в кадре матери Нины меня уже не оставляло чувство довольно откровенно проглядывающего сходства с «Пианисткой» Ханеке. Акценты у Аронофски, конечно, расставлены по-другому, но в художественных средствах он явно проигрывает. От тонкости чувств ничего не осталось: раз превращение в Черную Лебедь такое болезненное, так пусть у Портман по всему телу черные перья лезут в момент триумфа её темного «Я», и глаза красным горят, чтобы уж совсем всё было понятно.
Кроме этого, хотелось бы отметить слишком большую неприязнь, которую вызывают акты самобичевания главной героини в бессознательном бреду. Элементы хорора, саспенс — это всё прекрасно, но с какими-то деталями режиссер всё-таки переборщил, что, в целом, создало отталкивающее впечатление. По этой и по другим вышеперечисленным причинам я не смог проникнуться духом фильма и остался холодной глыбой.
К Аронофски я отношусь предвзято-негативно - сложно воспринимать его иначе после его самой большой удачи с точки зрения различных масс и полного провала с точки зрения здравого смысла - 'Реквиема по мечте'. Кто-то может считать Аронофски отблеском арт-хауса, кто-то несколько извратно мыслящим философом от Голливуда, по моему субъективному мнению - он просто шут королевы в отставке. Попытка создания своеобразной эстетики при помощи неких авторских ходов, например бросающееся в глаза использование цвета ни к тому ни к сему, и применения классических избитых приемов там, где их нельзя ожидать плюс заинтересованность в далекой большинству людей теме различных недугов психики, поиска и потери своего 'я' - вот и весь Аронофски. Но несчастье здесь в том, что авторские приемы слишком крикливы, использование опыта поколений, вроде бегающей камеры, как в документалистике, неуместо подчастую, а те сдвиги в человеческом самоосознани, которые так манят Аронофски - слишком неясны и скучны. Он констатирует, но не анализирует.
'Черный лебедь', темой которого выбран балет, должен ассоциироваться с Одилией, что естественно, но даже у меня, большой любительницы балета, микс слов черный лебедь-балет-аронофски вызывает совершенно мутные ассоциации.
Оскар за женскую роль не добавляет самому произведению никакой ценности, это заслуга только одной актрисы - Натали Портман, чьи наморщенные детские брови не смогут не вызвать сочувствия и умиления.
Первая половина фильма слишком занудна, вторая слишком претенциозна. Все это мельтешение, крики, дрожание камеры больше утомляют, чем создают хоть какое-нибудь напряжение.
Если бы до этого я не смотрела 'Кармен' Карлоса Сауры, или 'Танец дороже жизни' или 'Прерванную жизнь', где тоже отметилась Вайнона Райдер, то все эти эпизоды, которые должны быть шокирующими, и вправду шокировали бы, но увы, мозг мой испорчен полотнами, лоскуты которых использованы в этой балетной пачке (вовсе не обвиняю аранофски в плагиате - скорее в отсутствии цельности оригинальности ). Апплодисментов заслуживает только сцена оперения черного лебедя, но опять же, - только на фоне бездарности всего фильма.
Раздвоение личности главной героини остается невылеченным - ее первостепенная задача, которую поставил ей хореограф в исполнении Венсана Касселя, который чем дальше - тем становится меннее привлекательным и играет совершенно непонятные роли, - это раскрыть в себе низкоэротичные черты, которые заложены в каждой женщине, чтобы сыграть своего порочного черного двойника. Но Нина не находит в себе темные стороны, а искусственно их создает, причем здесь использованы все те способы, которые заставляют волосы на головах приличных домохозяек зашевелиться, но для современной молодежи в большинстве своем являются обычной частью жизни - лесбиянство, наркотики. случайный секс, романы с преподавателями, еще включено воровство и убийство - практически все заповеди нарушила бедная Нина, в результате чего получается полный внутренний диссонанс, искажается действительность, реальность существует вообще отдельно от героини, и в итоге мы видим совершенно избитое решение этого конфликта - побег. У Аронофски никогда не хватало мудрости, смелости и таланта, чтобы показать другое решение, не так затертое в современном искусстве - гармонизацию внутреннего. Увы, расколов характер, он не смог склеить его снова.
Слишком много крови и перьев, а в итоге ноль - ни сочувствия, ни резонанса, ничего нового. Только перья, перья, перья, пусть даже и черные. Никакого любопытного решения или откровения мы не получили. Просто еще один Аронофски.
'Совершенство достигается только к моменту краха...'
Сразу же стоит сказать, что это кино воистину одно из самых лучших за последние годы. Совершенно точно, что по своей сути режиссёр этого шедевра яростный перфекционист. Талантливый Даррен Аронофски снимает не так часто, но если уж его картина выходит в прокат, это значит только одно: зрителя ждёт незабываемое, масштабное и уникальное зрелище. На этот раз, режиссёр взлетел на новую высоту и порадовал своего созерцателя оригинальным и упоительным 'Чёрным лебедем'. Довести картину до такого немыслимого совершенства в каждом кадре, в каждой мелочи - это очень непросто. Попытка сотворить из балета ужас и трагедию удалась с неимоверной лёгкостью. Здесь практически нет крови, пыток, сумасшедших погонь, но при этом саспенс зашкаливает до предела.
Сценаристы Андрес Хайнц, Марк Хейман и Джон Дж. МакЛафлин постарались создать сюжет, не отягощённый нудными и длинными диалогами. Здесь всё очень умеренно, можно даже сказать, скупо... Но такая 'балетная' сухость киноленте только на пользу. Ведь это прежде всего визуальное действо. Все эти фантастические и неимоверно сложные танцевальные па умело переплетаются с коротенькими, но безусловно ярчайшими диалогами, взглядами и соперничеством. И в общей сумме, всё выглядит настолько величественно, необычно и торжественно, что каждому, даже самому мимолётному эпизоду, хочется аплодировать. В сопровождении божественной красоты музыки Петра Ильича Чайковского, вперемешку с новыми звучаниями Клинта Мэнселла, это ещё один повод восхититься идеально подобранным композициям.
Утончённая Натали Портман в 'Чёрном лебеде' на пике своей виртуозной игры. Её персонаж, хрупкая и талантливая балерина Нина, стремится к полному совершенству, забывая себя и испытывая при этом душевные метания, психологическую загнанность, боль, страх и запретное наслаждение. Портман воплотила свой образ до такой степени экспрессивно, тонко, выразительно и глубоко, что невозможно не восхититься гением этой актрисы. Пожалуй, это одна из лучших её ролей. Также, понравился и Венсан Кассель, в роли наставника и учителя он смотрелся очень органично и уверенно. На фоне Портман, очаровательная Мила Кунис блекнет, да и её персонаж не так сложен и многогранен, поэтому показывать было особо нечего, кроме сексапильности. И конечно же, запомнились маленькие эпизоды с участием Барбары Херши и Вайноны Райдер.
Сильный, эмоциональный, дурманящий и атмосферный фильм о суровости такого лёгкого и прекрасного танца под названием балет. Вниманию искушенных киногурманов предлагается изысканное и полное тайн блюдо, где гармония визуального ряда сочетается со свежей, благоухающей, яркой и невыносимо оригинальной начинкой...
В неземном пространстве, вне стен и границ, в таинственном полумраке исполняет свою партию одинокая девушка-лебедь. Словно призрак, прекрасное создание элегантно парит над поверхностью. Грациозен танец белоснежного лебедя – как луч света озаряет он тьму. Но внезапно мрак сгущается и из тёмной массы отделяется угрожающая тень, постепенно принимающая человекоподобные черты. Наконец, черная фигура сливается с белым лебедем в едином страстном танце. Под тревожную музыку они исполняют свой красочный ритуал, который неумолимо приводит к трагическому финалу. Тьма медленно поглощает лебедя…
Настоящий художник-авангардист, мастер современного арт-кино Даррен Ароновски погружает в пронзительную историю на грани реализма и сюрреализма. С помощью волшебных манипуляций режиссера, красивая сказка, положенная в основу «Лебединого озера», становится явью. Действие изящно перенесено в театр, а режиссер исполняет роль незримого проводника по его закулисью. Мощный психологический подтекст, присущий всем фильмам Ароновски, наполняет «историю лебедя» особенным смыслом.
Большой спорт. Большой театр. Девиз ‘быстрее, выше, сильнее’ сменён на другой, но смысл остаётся прежним. Быть лучше всех. Превзойти конкурентов. Неимоверный труд, психологическая устойчивость и терпение, сильнейшее стремление к победам служат здесь ключом к успеху. Физические и душевные перегрузки накануне крайне ответственного выступления сравнимы лишь с перегрузками спортсменов, готовящихся побеждать на Олимпийских играх. Когда День Х приближается, то чувства обостряются в разы. Навящевые мысли преследуют днём и ночью. Нервы как нити натянуты до предела и готовы порваться в любой момент. Страхи материализуются, превращаясь в проснувшихся чудовищ. Только тот, у кого мир в душе, чей разум ясен и чист, может стойко выдержать такую нагрузку. Не сломаться и не поддаться на провокацию слабости. Но тот, кто ещё не окреп, не сформировал своё душевное равновесие, может провалиться в психологическую бездну…
Сначала стресс. Он беспощадно давит, угнетает. Сильный стресс превращает жизнь в существование, лишает всех её радостей. Душевные страдания как следствие эмоционального стресса. Они настолько невыносимы, что заставляют причинять себе физическую боль… Затем страх. Он как паук, как монстр подползает к тебе, норовя добраться своими лапами до каждого уголка твоей сущности. Впрыск адреналина. Ладони становятся мокрыми, сердце бешено колотится. Подсознание под действием страха формирует реалистичные пугающие иллюзии. Паника, ступор, ужас. Лишь самоконтроль не позволяет страху перерасти в фобию.
Нежное, запуганное, беззащитное существо должно переродиться в уверенную и сильную личность. Милая девочка должна «отпустить себя», а вместе с этим отпустить своё детство и прошлую жизнь, полную страхов и комплексов. Нет в мире никого, кто помог бы ей справиться с этой ситуацией. Даже мать, закованная как в цепях в собственных неудачах и комплексах, словно гиря тянет девушку на дно, не давая ей жить своей собственной жизнью. А в театре лишь враги и конкуренты, ждущие роковой оплошности героини, чтоб без тени сожаления заменить её на сцене. Нет любимого человека, нет близких друзей - она абсолютно одна. Тем временем колоссальное физическое и психологическое давление со всех сторон как пресс сжимает хрупкое тело балерины, не давая ей вздохнуть полной грудью. Лишь полный самоконтроль помогает одинокой девушке держаться. Самоконтроль, который словно лютый холод сковал её и превратил в ледяную принцессу. Но ‘заледенев’, она может разбиться на части, сломаться раз и навсегда под ударами судьбы. Ей нужно сбежать из тюрьмы своей души, стать гибкой и податливой - то лёгкой и естественной, то жёсткой и хладнокровной. Открыть в себе доселе неведомого Чёрного Лебедя.
Но чёрное и белое не могут органично сосуществовать в нормальном человеке. В безумном желании быть лучшей, в погоне за совершенством, в поисках обратной стороны своей души, белый лебедь превратится в чёрного – во сне и наяву…
Талантливый режиссер, талантливые актеры – что может быть прекраснее этого симбиоза? Прекрасная и холодная героиня Натали Портман, живая и раскованная героиня Милы Кунис - чёткий контраст противоположностей. Неузнаваема в своём новом образе Вайнона Райдер – падшая и сломленная балерина. Жесток и циничен, но проницателен и справедлив герой Венсана Касселя – на грани положительного и отрицательного образов. Безумна в своём эгоизме героиня Барбары Херши. Неприятны в своей нескрываемой зависти другие балерины. Ароновски известен тем, что всегда выжимает максимум из актеров. Даже настоящему бойцу Микки Рурку по его признанию было тяжело на съёмках «Рэстлера», а что говорить о хрупкой Натали Портман. Для неё роль балерины Нины стала по истине знаковой. Красавица-актриса на экране почти всегда исполняла роль Белого лебедя. Режиссер же дал ей возможность показать своё «тёмное» отражение в зеркале кино. И Натали блистательна в своём новом образе. Она совершенна. Она безупречна.
В арт-хаусе форма часто преобладает над содержанием. В «Чёрном лебеде» форма лишь не уступает содержанию. Эффектно бомбардируя псевдогаллюцинациями, фильм не теряет смысловой нагрузки и чёткой линии сюжета. Реальные иллюзии как материализовавшиеся боязни и мечты, внешние метаморфозы тела как изменения внутренние, разбитое зеркало как предвестник большой беды - изящные метафоры как основа стиля картины. Как и многие фильмы Даррена Аронофски, «Чёрный лебедь» рассказывает человеческую трагедию, но изысканная красота картины отличает её от прежних работ режиссера. А как сказал один великий писатель, «красота спасёт мир».
Под классическую музыку драматичные сцены как на карусели сменяются одна за другой. Образы ярки и красочны. Хореография прекрасна. Финал грандиозен. Балет действительно удался. «Чёрный лебедь» пленит и завораживает, держит в напряжении до самого конца. Действие происходит на грани нервного срыва, а накалом внутренней борьбы буквально веет с экрана. Мрачная иллюзорная сказка Даррена Ароновски заставляет переживать и переосмысливать увиденное. Мощная и трагически-красивая история. Одно слово – ‘гениально’.
И что это - сон на грани реальности или реальность на гране сна?
«Мне снился странный сон», произнесет женский голос за кадром. Перед нами хрупкая девушка с трогательными плечиками, застенчивыми карими глазами и простым данным именем Нина (Наташа Портман, скорее всего Оскар за лучшую женскую роль). Молодая, красивая, светлая, как облачко. Она – балерина. Каждый день по двенадцать часов свинцовыми негнущимися пальчиками стоит на носочках, то перегибается, то держит спинку ровно, изредка цепляясь трясущимися от боли и невыносимого напряжения руками за деревянные перила балетного станка. По возвращению домой бежит к огромному зеркалу, стоящему в центре старой отлетевшей квартиры, где продолжает до потери пульса крутиться на одном месте, добиваясь десяток идеальных фуэте и полного «па де плие». И вот затерзанная до невменяемого состояния Нина становится примой Большого театра. Окруженная завистницами подружками, взбудораженным французом-балетмейстером (Кассель), назойливой матушкой и издевательски красивой дублершей (сногсшибательная Мила Кунис), она начинает сходить с ума, и решает себя не жалеть совсем – через неделю ставят «Лебединое озеро».
Только один вопрос, друзья. Интересно, почему пятый фильм Даррена Аронофски, «Черный лебедь», так подзадоривает толкователей-любителей в плане интерпретаций? Кто-то видит кино о девочке и про девочку, некое социологическое наблюдение о том, как она взрослеет, вытаскивает из бездн одиночества свою сексуальность, пытается сделать первые шаги до женщины, задыхаясь в розовых плюшевых мишках и под гнетом материнской власти. Другие считаю, что маленькая хрупкая девушка в балетных башмачках самоотречённо служит высокому искусству – фильм о том, как бросают личное счастье на алтарь нелегкой профессии. Третьи, самые оригинальные, выдвинули теорию о борьбе противоположностей в человеке. Поэтому никакого раздвоения личности у Нины на самом деле не наблюдается, мол это свойственно каждому из нас, из нежности и насилия (белого и черного лебедя соответственно) состоим все мы. Но подобные версии - ложный путь.
«Лебедь» - это так называемый «paperback edition», дешевое бульварное произведение в мягкой обложке, принимающее форму то волшебной сказки, то мистического триллера с жанровыми элементами джалло-хоррора. Здесь нет подводных камней, глубоких смыслов или тонких аллюзий. Это просто красивое кино - изумительно сделанное, прекрасно сыгранное, визуально интригующее и утопающее в совершенно сумасшедшем плетение кадров. Режиссер Даррен Аронофски, к счастью, склонен больше к надрыву, чем к комментариям. Как и в предыдущих четырех фильмах («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер»), он взрывает экран, устраивает катарсис, хочет взять зрителя голыми руками за шкибон, чтобы хорошенько встряхнуть, а не донести ему некую важную мысль. «Лебедь» начнется со слов «мне снился странный сон», а закончится фразой «я была превосходна» - и после падения занавеса, как и любая другая мистификация, оставит ощущения поверхностного трепа ни о чем. Что сейчас это было? Какие балерины? Какие лебеди? Да вы издеваетесь, чёрт возьми? Но это ведь не значит, что фильм плохой. Тем более что он великолепный.
Одетта. Лебедь белая, одета в белое. Несмелая.
Одилия. Лебедь чёрная, одета в чёрное. Откровенно-утончённая.
Озеро. И в нем вода. И лебеди. Много... Или две? Или только одна лебедь?..
'Чёрный лебедь' - фильм, который я ждала в этом году больше других. И хотя на большой экран он в нашей стране ещё не вышел, я не могла удержаться от того, чтобы при первой же возможности его посмотреть.
Настолько тонкого, отточенного, мастерски выполненного фильма в этом году я не видела. 'Чёрный лебедь' - история борьбы в человеке Тьмы и Света, история соперничества, история сумасшествия, история раздвоения личности под влиянием тяжёлых жизненных обстоятельств в изящной огранке великолепного искусства - балета. Сочетание жанров делает фильм невероятно многогранным: это и психологическая драма, и эротический триллер, и мистика, и даже ужасы... Это страшно и прекрасно одновременно...
Думаю, Натали Портман, как дипломированному психологу, было интересно наблюдать за метаморфозами в сознании своей героини. Это же помогло ей сыграть свою роль тонко и безупречно. Уже в третий раз удивляюсь, на какие жертвы идёт Натали ради совершенства своих ролей: сначала - станцевать абсолютно обнажённой перед всей съёмочной группой стриптиз, потом - обрить голову в кадре, и вот теперь - в течение года заниматься балетом, воскрешая в памяти занятие своего детства, похудеть на 10 килограммов, а на съёмках выкладываться настолько, что получить сотрясение мозга и сломать ребро... В результате образ воплощён на экране безукоризненно, мастерски, виртуозно, совершенно.
Очень порадовала Мила Кунис, которую до этого я видела только в паре эпизодических ролей. Её Лили - полный антипод героини Натали Нины Сайерс: сильная, смелая, сексуальная, раскованная, просто роковая красотка в противовес робкой, скромной, замкнутой, живущей в собственном мире девушке.
Хорош в роли преподавателя балетного искусства утончённый и харизматичный Венсан Кассель. Безумно приятно было видеть Вайнону Райдер. За свои десять минут экранного времени она сумела показать столько, сколько иная актриса не покажет за целый фильм.
Режиссура Даррена Аронофски восхитительна. Чувствуется его неповторимый стиль - откровенно-завораживающий, пугающий, жестокий, но вместе с тем удивительно изящный и эстетичный. Нагнетание атмосферы начинается с первых минут, реальность переплетается с причудливыми грёзами главной героини, и невероятный клубок тайн распутывается только в самом конце. Легендарная музыка Чайковского с оригинальными вариациями Клинта Мэнселла нагнетает атмосферу, помогает почувствовать внутреннее состояние героев. Великолепна работа художников по костюмам и гриму.
'Чёрный лебедь' - не только яркое, атмосферное, заставляющее думать кино с оригинальным сюжетом и поистине восхитительной концовкой, но и возможность прикоснуться к прекрасному. Балет - это искусство, которым нельзя не восхищаться. И 'Лебединое озеро' - самая, пожалуй, легендарная его постановка. Невероятно красивая история любви, жизни и смерти. Мне понравилось.
- Во что превратилась моя милая девочка?!(с)
- Её больше нет... (с) Нина.
4 марта 1877 года П. И. Чайковский на сцене Большого театра в Москве впервые представил балетную постановку, которая у большинства жителей страны является единственным связующим звеном с балетом, как таковым. Постановка имела название «Лебединое озеро». Немногие знают о самом содержании данной постановки, но практически каждый может узнать основную музыкальную тему, а в компании ещё и изобразить «танец маленьких лебедей». Именно на фоне этого незабвенного памятника балета имеют место происходить события нового фильма Даррена Аронофски…
За годы творчества Даррен добился очень высоких результатов: сначала снял черно-белый шедевр, всего за 60000 долларов, затем доказал, что хорошего актера можно сделать даже из Марлона Уайнса, а в 2009 откопал карьеру Микки Рурка и поставил актера не только в список номинантов на Оскар, но и просто востребованных актеров. Также за все это время он научил зрителя ещё на подступах к фильму ждать нечто шокирующее своей реалистичностью. Поэтому, когда я узнал, что следующий фильм Аронофски снимать про балет, это показалось, как минимум странным. Балет – это нечто красивое, возвышенное и в чем-то загадочное мероприятие, в котором, казалось бы, нет места, на типичных составляющих фильмов режиссера. Однако, после просмотра, становится ясно, что балет – это лишь декорации, в то время, как главные события происходят в голове главной героини… Сюжет рассказывает нам о Нине, талантливой и грациозной балерине, которую утвердили на главную роль в «Лебедином озере», где ей предстоит исполнить роли двух противоположностей – белого и черного лебедей. Как говорит сам главный хореограф, Нина прекрасное воплощение белого лебедя, но чем ближе премьера, тем отчетливее становится ясно, что Нина превращается в нечто злое… в черного лебедя.
Очень многие видят в этом фильме главную роль Натали Портман в кино. Я с этим полностью согласен. Однако, если всмотреться вглубь фильмографии актрисы, то становится ясно, что фильмов, где бы она могла по-настоящему проявить себя довольно-таки мало. Даже если брать наиболее оцененную критиками «Близость», то и там можно увидеть лишь хорошую актерскую игру, большая часть которой сводится в отношениях с персонажем Клайва Оуэна. Дело в том, что в «Черном лебеде» актрисе приходится пройти все те сцены, которые и делают актеров номинантами на Оскар: в начале фильма Натали – это милая девочка, живущая с мамой, в комнате, где мягких игрушек больше, чем мебели. Со временем, милая девочка проходит сквозь страх, сквозь пороки, сквозь сцену лесбийской любви, сквозь паранойю и перед нами уже не белый лебедь, а его черный жуткий двойник. Также довольно понятно, почему Милу Кунис утвердили на роль без проб – её образ «Бэд герл» закрепился за ней ещё с премьеры «Макс Пейна», и здесь она его прекрасно продемонстрировала ещё раз.
До просмотра необходимо уяснить, что перед нами не отдельно взятая история, как это было в предыдущих фильмах Даррена, а психологический триллер и он будет постоянно напоминать об этом. По духу фильм ближе всего к «Рестлеру», поскольку у фильмов идентичная структура. Как и Рэнди, Нина проходит через множество испытаний, и все это ради финального выступления. Отдельную роль в фильме играют композитор и оператор. Клинт Мэнселл своей музыкой сделал фильм по-настоящему напряженным, едва услышав звуки музыки, разум сам начинает искать источник тревоги и, в большинстве случаев, находит. Давний друг Аронофски, оператор Мэттью Либатик заставляет обратить на себя внимание, поскольку во время исполнения очередного балетного номера камера не отсиживается где-нибудь за сценой, а в прямом смысле порхает вместе с балериной, что усиливает в разы эффект присутствия.
Ну, а в целом, фильм идеально вписывается в фильмографию Аронофски, прекрасно дополняя её. Режиссер продолжает эксперименты с жанрами, и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Даррен Аронофски – это не режиссер отдельно взятого жанра, это режиссер шедевров…