Один из самых востребованных на фестивалях филиппинцев — молодой режиссер Рая Мартин, снимает свой игровой дебют, «Короткий фильм о Филиппинах», в двадцать один год. В этой стране, пережившей несколько оккупаций, практически не осталось архивных кадров и съемок до 30-х годов. И Мартин в своих фильмах пытается восполнить эту историческую брешь.
Единственный цветной фрагмент в фильме – где девушка не может заснуть и просит рядом спящего дедушку рассказать ей историю. Далее мы слышим очень поучительную, наполненную мудростью полусказочную историю о суждениях людей, о причинах конфликтов и старике, олицетворяющем страну, на которую нападают. Конечно же это намеки режиссера Райя Мартина, у которого болит душа за происходящее в родных Филиппинах.
Весь остальной фильм – черно-белые куски-сновидения, которые могли бы присниться девушке. Райя постоянно использует язык символов – мальчик входящий в темную пещеру, олицетворяющий начало черной полосы для Филиппин, платина с падающим широким потоком воды, стирающая прошлое и несущая перемены. Две девушки, читающие молитву над умирающей подругой произносят слова «Нация терпения жаждет освобождения» - не что иное как желание реанимировать агонизирующие в начале ХХ веке Филиппины.
Прекрасно сыграли дети в сцене солнечного затмения, которые в отличие от скептически настроенных взрослых еще способны удивляться и радоваться явлениям природы. Население живет в лачугах у воды, хоронят родственников где попало, например на поле под деревом. Молодые люди с детства должны выбирать на чьей стороне им быть, и поэтому персонаж Индио вступает в ряды катипунеров, радикальной организации, которые организовывают вооруженные акции и еще иногда топят священников, так достававшим его в детстве.
Труппа актеров репетирующих перед спектаклем показывает нам условность происходящего в стране, что люди просто выбрали себе роли, и жизнь это театр, тем не менее последствия такой игры – трупы нескольких невинно пострадавших детей, олицетворяющих население Филиппин.