Идеально подобранный саундтрек, прекрасные общие планы суровой северной природы, просто гениальная роль безмолвного Мадса Миккельсена (известного по роли молодого Ганнибала в одноимённом сериале).
Как и любое арт-хаусное творение (а Valhalla Rising однозначно относится к этому жанру), этот фильм по окончанию просмотра оставляет больше вопросов, чем ответов.
На мой взгляд, это притча о традиционной вере, испытании духа и самопожертвовании.
Герой Миккельсена - Одноглазый - по-видимому, Вотан, древнегерманский Бог войны и мудрости. Согласно германской традиции, Вотан иногда спускается на землю в облике одноглазого странника. Когда мальчик говорит 'Он пришёл из ада' это очень логично, потому что в христианской традиции все языческие Боги - демоны, прислужники Сатаны.
Одна из первых фраз 'Эти христиане - монстры. Они едят плоть своего Бога и пьют его кровь. Они ненавидят нас. Но у нас много Богов, а у них - один' задаёт тон всему фильму.
Христиане в Valhalla Rising действительно представлены лицемерными, суеверными, подлыми монстрами. Они убивают во имя сострадательного Христа, плывут отвоёвывать Святую Землю ради денег, земель, славы и женщин, из суеверия хотят убить спящего мальчика и т.д. Они жестоки, тогда как Одноглазый всего лишь безжалостен.
Новый Иерусалим, куда они приплывают, чистилище (не ад), где каждый должен показать, чего стоит и заслужить спасение. Из всех приплывших только мальчик оказывается чист сердцем и твёрд в вере в Белых Богов, поэтому он 'Построит корабль и вернётся домой' - явная аллегория на просветление.
То что индейцы убивают физическую оболочку Вотана можно рассматривать двояко. Может, это просто напоминание режиссёра о том, что Америку открыл никакой не Колумб, а викинг Эрик Рыжий и его команда. Можно копнуть глубже, возможно, автор картины намекает, что, в отличие от европейцев, другие народы не предали свою традиционную культуру. Если кто-то и достоин освободить Вотана от физической тюрьмы, то только те, кто не забыл своих исконных Богов.
Как бы то ни было, мрачная эстетика нордической традиции передана почти идеально.
Медитативный и созерцательный фильм получился, несмотря на свою кровавость (его лучше смотреть на пустой желудок). Кино из разряда «догадайся сам». Нет ничего, лежащего на поверхности. Чтобы понять что-либо – надо заглянуть себе в душу и посмотреть фильм еще раз;) Красивая, насыщенная содержанием картинка и минимум слов.
И, конечно же, Мадс Миккельсен, прекрасен даже без слов, прекрасен даже с одним глазом. На мой взгляд, Valhalla Rising не для массового зрителя и многие посчитают его откровенным бредом. Но для меня это один из немногих «фильмов-новинок», которые оставили ощутимый след в мыслях после просмотра.
Как давно я мечтал увидеть фильм о викингах в Винланде, в котором они побывали задолго до Колумба и даже пытались вести торговлю с индейцами, но те оказались слишком агрессивными.
В те годы погода стояла гораздо более холодная и перебрасывать большие силы для охраны лагерей и захвата новых территорий было слишком опасно - поэтому после нескольких неудачных попыток, Винланд отошёл в предания, как легендарная изобильная земля, а сами викинги сосредоточились на более близких или южных путях.
1. Викинги – они тут есть – грязные, жестокие. Если вы ожидаете увидеть воинов в рогатых шлемах, знайте – эти шлемы лишь фантазия художников из 19-20ых веков. В реальном бою подобные рога только мешались. Настоящие викинги – это головорезы, которым не нашлось места в родном селении и они отправлялись на путь меча и топора.
2. Крестоносцы – именно такие, какими и были – кучка сумасшедших фанатиков + примкнувшие к ним бандиты и любители лёгкой наживы. Те, кто раньше стал бы викингами и грабил Европу, были хитро натравлены набиравшей обороты церковью на арабов. В фильме показаны переходные годы. На стыке Скандинавской и Христианской мифологий появилось огромное количество легенд. Например, одна жительница фьорда рассказывала, как Тор, сын Одина, вызвал на поединок Христа, сына христианского Бога, но тот испугался молота Тора и не пришёл на поединок.
3. Монологи – их тут очень мало и они максимально лаконичны. Главный герой и вовсе ни разу не произнёс и звука. Смотрел на английском, чего и вам советую.
4. Полное отсутствие каких либо соплей, жалости или сострадания. Даже умирали почти все с достоинством воина.
5. Вот тут маленький спойлер - индейцы. Нет, к сожалению, я так и не дождался скрещения тамагавка и секиры. Столько раз себе это представлял. Однако рад, что увидел скандинавов в Северной Америке. Наверняка местом был современный штат Мэн.
6. Главный герой. Несмотря ни на что сохранил человечность и продолжал бороться за жизнь в самых трудных обстоятельствах. Не настолько проницательным оказался его единственный глаз.
7. Просто потрясающе показаны атмосфера и природа.
Слабонервным и любителям экшена вряд ли понравится. Но если вы так же как и я с замиранием сердца читаете книги по истории – к просмотру рекомендую.
Наиболее варварским в этом фильме стал перевод его названия. Как из «Valhalla Rising» получилась 'Сага о викинге' я до сих пор не пойму. Я стал одним из тех, кто клюнул на эту удочку и ожидал эпической драмы о талантливом предводителе. Что-нибудь наподобие 'Монгола'. Поэтому мне было сложно адаптироваться к увиденному и продолжать смотреть. Фильм суров, красив и неоднозначен.
Внимательно изучив рецензии, хочу сказать, что в главном герое нет ничего человечного и светлого. Он кровожаден, свиреп и растерян не менее остальных.
В образе, созданном Мадсом Миккельсеном, я увидел беспощадного бога Одина, от которого отказалась его прежняя паства. На это указывает его единственный глаз, мистическая неуязвимость, нерушимость принципов и способность видеть будущее. Ему уже нет места на прежних землях, куда вторгся новый Бог, поэтому он отправляется в путь с в общем-то безразличными ему христианами. Возможно, это действительно из любопытства - взглянуть на 'Землю обетованную', а может быть - это путешествие в никуда с последним верным поклонником. Нужно сказать, что Один нашел для себя эту землю, равно как и новую паству, а вот для непосвященных она стала адом.
Легенда о позабытом Боге, именно так я увидел эту картину. И в этом ключе она раскрывается совершенно по-новому.
Видеоряд, музыкальное сопровождение, постановка и игра актеров идеальны и гармоничны. Отдельное спасибо Мадсу Миккельсену. Для меня он стал живым воплощением сурового и жестокого Одина.
Надеюсь, мое напутствие поможет Вам получить от просмотра этого фильма удовольствие.
Нелегко писать о подобных фильмах, никогда не знаешь, что на самом деле имел ввиду автор, да и не факт, что он сам точно знал о чём именно хочет поведать миру. Но по крайней мере Николас Виндинг Рефн точно знал, что он хотел показать, ибо сочетание прекрасной суровой природы и жесточайших боевых сцен выглядит завораживающе.
Странствие по нашему миру божества потерявшего людскую веру, сами по себе уже необычны. А то, что этот бог сам Один пытающийся показать викингам свой гнев, делает картину особо запоминающейся. Не испытывающий никаких чувств кроме слепой ярости, он карает всех
Боевые сцены по настоящему завораживают, в них нет изящных пируэтов и красивой хореографии, лишь пара молниеносных ударов несущих неотвратимую смерть. И выглядит это куда эффектней бесконечного обмена ударами, который так любят вставлять во многие исторические фильмы.
Ну и главное чем мне запомнился фильм это игра Мадса Миккельсена. Наверно трудно передавать такой спектр чувств не имея ни одной реплики. Но он по настоящему справился, и мы видим Одноглазого не только беспощадным убийцей, но и заботливым, а иногда и гуманным человеком.
И всё таки оригинальное название, в отличие от локализации, передаёт всё суть фильма. Вознесения из ада человека, а может и бога, через самопожертвование.
После прочтения отзывов хочется добавить здравых замечаний:
• Тот кто не смотрел – от картины стоит ждать странного, но как-то связного сюжета, который понимается лишь после 2-3 просмотра, хотя фильм больше созерцательный;
• В картине не нужно выделять викингов или еще какие народности – здесь правит условность и с учетом этого (даже не смотря на название) не нужно учитывать, кто был хорошим мореходом, а кто нет. Фильм является практически притчей и не ориентируется на обычную действительность многим.
• Замечательно показаны ранние христиане – в отличие от многих фильмов, которые выставляют их в радужном свете, здесь затронута местами реальная картина (или по крайней мере хотя бы часть её) того что имело место.
• Фильм рекомендую к просмотру, при чем не один раз, так как с первого можно не воспринять некоторые аспекты, из-за чего впечатление может быть другим. Фильм интересный, «зрительный», поэтому даже без звука смотрится прекрасно
Фильм очень странный, можно сказать, тяжелый для восприятия, не каждому понравится такое, я когда-то давно пробовал смотреть и выключил спустя минут 10, так как не совсем этого я ожидал. Но вот через пару лет я решил снова посмотреть его, и считаю не зря. Я не жалею потраченного времени.
Сюжет напряженный. Главному герою свойственна жестокость и хладнокровие, убийства он совершает не моргнув и глазом, настолько он беспощаден. Нам показывают мир дикарей, мир насилия, эдакий средневековый триллер. Фильм имеет хорошую визуальную составляющую, а именно природные пейзажи, они действительно здесь завораживающие, передают колорит Севера, свойственную только ему красоту, богатую на серые тона.
Нельзя оставить без внимания работу звукорежиссера, он постарался на славу. Прекрасная напряженная музыка, передающая гул северных ветров, а также природные звуки сделаны в фильме идеально, именно она, звуковая составляющая, придает фильму такую атмосферу, свойственную триллерам. Думаю если бы не было музыки или же если бы она не была сделана так хорошо, то фильм потерял бы около половины своего шарма.
Однако оценку я поставлю не сказать, что большую. В фильме, на мой взгляд, слабый сюжет, персонажи нераскрыты, хотя может я и не то пытаюсь усмотреть в нем, но то, что для меня является очень важным в художественных произведениях в этом фильме отсутствует напрочь. Но фильм мне понравился, смотрел на английском языке. Рекомендую к просмотру, но не все смогут досмотреть до конца.
Попробуйте сходу вспомнить фильм, в котором главный герой не произносит ни единого слова? История кинематографа может припомнить не мало молчаливых героев, но таких молчунов, каким предстал в этой картине Мадс Миккелсен, можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и зачем холоднокровному убийце-северянину растрачиваться на пустые слова, когда лучше всего говорит за него его топор. В тех редких случаях, когда все-таки другие северяне хотят узнать мнение героя – за него отдувается мальчишка, который отлично понимает молчаливого викинга без слов.
В редких диалогах, которые все-таки присутствуют в фильме, северяне ведут речь в основном о рае и аде, боге и дьяволе, т. к. тема религии является основной в «Valhalla Rising». Долгие паузы между диалогами заставляют поразмыслить и задуматься о темах, затронутых в фильме. По словам все того же мальчишки-переводчика Одноглазый (так называют главного героя) пришел на землю прямиком из ада, что не стало препятствием его присоединению к отряду крестоносцев, которые отправляются в поисках святой земли (Иерусалима), дабы прославлять там имя Христа. Весь отряд состоит из отъявленных головорезов-викингов, являющихся изгоями в своем доме. Все они отправляются в поисках новой жизни. Путешествие сулит им богатства, землю и т.д.
Долгое плавание приводит странников на незнакомую землю, которая в итоге оказывается берегами Северной Америки. Вместо «Царства небесного» викинги попадают в «Ад земной» и погибают от рук аборигенов. На поверку язычники-индейцы оказываются такими же хладнокровными убийцами. Не проронив ни единого слова, индейцы безжалостно расправляются с северянами, хотя некоторым викингам достается от самого Одноглазого. Символично, что в итоге молчаливый герой погибает от орудий таких же безжалостных и бессловесных аборигенов. Вальгалла – место куда попадают герои, павшие в бою. Именно туда по идее должен отправиться Одноглазый. Таким образом, свершится вознесение в рай для доблестных воинов, вместо земного «Царста небесного», подытожив мрачную Сагу о викинге.
Фильм точно не понравится любителям голливудского экшна, т. к. активные действия героев сведены к минимуму. Лично для меня именно отсутствие оного стало главной прелестью этого творения Рёфна. Вся незамысловатая история подкреплена потрясающей красотой природных ландшафтов и мрачной атмосферой. Оба этих параметра в полной мере являются важной частью фильма. «Вальгалла» является вполне качественным экземпляром европейского кино и должна понравится тем, кто подустал от голливудских блокбастеров.
Атмосферная мрачная психоделическая философская кинопритча. Попробую разобраться. Ну как я её понимаю. Дело наверное в природе зла и её относительности. И опять же, как можно достичь высшего счастья, в противоречии с другими. Причём это противоречие кардинальное.
Что такое Валгалла наверное знают все. Скандинавский рай, куда попадают павшие в бою воины. Но не многие наверное знают интерпретацию Валгаллы с точки зрения христианства. Цитата из Википедии: 'В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.' Вот эти ключевые понятия для понимания общего сюжетного смысла происходящего. Но так как кино с явным философским содержанием, то исторической голой информации явно недостаточно. Да и фильм к финалу превращается, скорее в демонстрацию изобразительных средств и авторского видения происходящего, а не реалистичности событий. При всё этом именно в героях, боевых сценах и антураже реализма предостаточно, а порой иногда настолько, что жестокость происходящего может повергнуть кого то в шок. Снято и сыграно всё замечательно. Другой вопрос режиссуры. Так сказать трактовки сценария.
По мне так вполне красиво, но слишком размыто. Кино из авторского порой превращается в киноперформанс, где смысл теряется и размывается, за экспрессией и эмоциями. Хотя в целом фильм, скорее напоминает мрачный амбиент, к финалу ставший ещё мрачнее и ужаснее. Но вот общий вопрос, у меня стал такой. Что может помочь человеку достичь совершенства? Как ему попасть в рай и занять там своё место. И исходя и концепции фильма, выходит что чувства ничто, а может быть только вера. Вера - это то что сильнее не только чувств, но и самого человека. Это как то страшно и грустно.
Какое то у меня сумбурное и непоследовательное повествование получилось, но яснее почему то не получается высказаться.
Кино не могу рекомендовать. Многим наверняка покажется очень скучным. Для тех, кто любит копаться в парадоксах веры и философии жизни, а так же для почитателей скандинавского фольклора, и всяческих течений из разряда амбиент, даркфолк, меланхолическая психоделика и тому подобное.
Мне кино понравилось, но посмотреть за раз не получилось.
Некоторое время назад смотрел фильм Николаса Виндинга Рёфна 'Бронсон'. Надо сказать, что тоже очень неординарное кино, хотя по настроению совершенно не похожее на 'Валгаалу'. Хотя главные герои чем то похожи.
Мадс Миккельсен замечательно исполнивший главную роль одноглазого немого непобедимого война, одержимого своей не доступной для других целью, два раза выдвигался на премию Европейской киноакадемии в 2006 и 2008 годах за лучшую мужскую роль в фильмах 'Пламя и Цитрон' и 'После свадьбы'. Играл в таких известных хороших фильмах, как 'Казино Рояль' и 'Король Артур'.
Фильм срежиссирован в стиле Даррена Аранофского. Получилась весьма захватывающая лента, которая затрагивает глубинные вопросы религии и веры, размывает демаркационную линию добра и зла, примеряет семь христианских добродетелей на зверя.
Однако, многочисленные интервью режиссера указывают на то, что религиозные искания добавлены в картину 'для атмосферы'. Похоже, что господин Рефн только через месяц после премьеры понял что за фильм он снял...
Получается, что повезло...
Впрочем, сцены боя тоже сняты отлично - без вопросов. Но любителям экшена кино к просмотру я не рекомендую.