Майкл Тиндл приезжает в особняк Эндрю Уайка с требованием развода для жены Уайка, являющейся любовницей Тиндла. В ответ он получает необычное предложение, которое, кажется, сулит всем сторонам прибыль. И игра начинается…
Кеннет Брана от Шекспира перешел к более современным авторам и не прогадал с выбором, блестяще перенеся на экран пьесу Энтони Шаффера. Не прогадал он и с актерским дуэтом — Майкл Кейн замечательно выглядит в роли мерзкого, самовлюбленного и циничного писателя, а Лоу удается не затеряться на его фоне в не менее выигрышной роли нахального и в тоже время чертовски привлекательного актера.
Именно на их актерском симбиозе и держится вся картина, ведь стоит допустить хоть малейшую фальшь, недожать — и все развалится. Но Кейн и Лоу себе этого не позволяют — высоко поднятая планка не допускает. Кейн, кстати, находится при этом в более выигрышном положении, он уже играл в экранизации этой пьесы (в 72-м), правда, исполнял тогда роль Тиндла (роль Уайка тогда играл Лоуренс Оливье), а вот Лоу уже во второй раз примеривает на себя роль Кейна, и тут главное не повториться.
Игра начинается — герои ведут словесные игры, затем переходят к играм более опасным, они сходятся, расходятся, ведя борьбу за женщину, которую мы так и не увидим. Которая уже и не важна никому — главное здесь одержать победу, сломить соперника морально и физически, унизить его, растоптать, заставить рыдать, молить о пощаде…
И что же в итоге? А в итоге актеры сами сыграли в игру похлеще своих персонажей. Кейн, сам уже ставший классиком, превосходно сыграл в классика Лоуренса Оливье, Лоу сыграл в Кейна, параллельно они создали, возможно, классику английского триллера — это уже время покажет.
Не люблю, когда в отзывах излагают сюжет, поэтому буду говорить только о впечатлении.
Давно не ловила себя на мысли, что сижу у экрана неподвижно и, кажется, даже не дыша. Фильм так увлекает сюжетом, игрой актеров и необычным интерьером, что после его просмотра хочется прокрутить кое-какие кадры еще раз, дабы убедиться, что Вы не пропустили ничего!
Джуд Лоу окончательно доказал всем сомневающимся, что снимают его не только из-за смазливого лица. А Майкл Кейн еще раз подтвердил, что не зря ему дарован титул СЭР!
В кадре все время двое мужчин, но Вы постоянно чувствуете присутствие женщины, а в воздухе пахнет пороком, страстью и страхом.
Сценарий этого фильма был написан лауреатом Нобелевской премии Гарольдом Пинтером. Этот писатель тем хорош, что не объясняет свои произведения сам, а дает место полету фантазии зрителя (или читателя). Этим он и понравился продюсеру (да, тут не упоминается, но он продюсер этого фильма) Джуду Лоу. Двусмысленность позволяет по-разному интерпретировать фразы тем, кто на сцене. Тут только зависит от талантливости самого актера. А главные роли исполнили достойные актеры: взять к примеру Джуда Лоу – он играл долгое время в театре, а это дает хорошую практику для актера как личности. Ведь в театре не сделаешь нарезок с ленты для постановки. Нет, тут ты должен прожить свою роль. И также в фильме – Джуд прожил свою роль отменно, да и фильм сам снят как спектакль, где следишь за игрой слов, переменой в личности одного и другого, замираешь, восхищаясь виртуозностью разума, задумываешься над нашей сутью. И все это – как в хорошем спектакле - происходит почти без смены декораций.
Стоит рассказать и о Майкле Кейне: он дважды играл в постановке «Сыщика» и сначала молодого героя, а по прошествии времени логично старого, обманутого женой героя. Причем оба, как Джуд так и Кейн, соревнуясь по ходу фильма в остроумии, в выдумке отмщения, показали, что находятся в отличной форме.
О сюжете все рассказано, я хочу только рассказать свое понимание сути происходящего. Да, это была борьба молодости и старости, напыщенного богатства и завистливой бедности, красоты и дряхления. Но, по сути, это повторение старой истории о зле, о дьяволе, называйте это как угодно, которое начинает властвовать нами, когда мы преступаем человеческие правила морали, когда любой ценой хотим победить. Тогда начинается повторяться история искушения Христа: поклонись мне - и я тебе отдам царства. Да, сначала старик ловко предлагал богатства молодому, потом предлагал увидеть мир, потом молодой показал, как может зло искусить, посмеяться над стариком. Да, мы все выглядим добропорядочными до тех пор, пока не касается нашего эго, пока нет искушений. И люди падают глубоко. Правда, когда это падение играют такие актеры – это стоит смотреть.
'Сыщик' похож на красивую пустышку. Внешняя оболочка великолепна вдоль и поперёк: от прекрасно сыгравшего звёздного состава до мерцающих лампочек и хитроумных диалогов. Фильм действительно снят очень качественно... но для чего? Просмотр не оставляет ни глубоких эмоций, ни пищи для размышления, а лишь какое-то сожаление, что ли... Просто не верится, что такие умные и неординарные личности, коими и являются герои, могут затевать рискованные смертельные игры только для того, чтобы выяснить, кто же из них двоих всё-таки 'круче'. Линия целей и мотивов весьма расплывчата и невразумительна. Что же в итоге должен получить победитель: удовлетворение амбиций, деньги, женщину? Это похоже лишь на игру ради самой игры. Может быть, так и есть, но тем глупей и неубедительней получается финал. Это же надо так заиграться!
Некоторые повороты сюжета в картине не вызывают доверия, а некоторые (например, сцена с гомосексуальными намёками) окончательно портят и без того не лучшее впечатление от просмотра.
В общем, благодаря таланту Джуда Лоу и Майкла Кейна, а также оригинальному жутковатому интерьеру и, конечно же, беспрестанно мерцающим лампочкам, моя оценка -
Вас не посетили мысли сразу после просмотра, что титры пошли слишком скоро?.. А что вы так и не поняли, кто же всё-таки из них стал той самой жертвой?.. Кто вообще выиграл? И что?!
Красивое царство одного человека: великолепный глянец, шёлк, авангардные детали и педантично расставленные предметы... классическая расцветка чёрного и белого... вместо гостей и друзей - сомнительного возраста и социального статуса спокойные рыбки... и всё это в поразительной гамме игры света, цветовых эмоций, которые проектировала женщина, так и не показавшаяся в кадре.
Этот человек жил и старел, его глаза, так часто мелькавшие в близких кадрах, уже выцвели и стали 'мудрого' водянисто-голубого цвета, окружённые сетками морщин, в которых затаились жестокость, цинизм и ненависть. Этот человек всю жизнь приобретал игрушки - да вот же, взгляните на его апартаменты, ими полна его жизнь! - в количество этих игрушек причислялись и драгоценности, и деньги, и жена, у которой 'сносит крышу от любви к собственному телу'. Это всё - его собственность, и совершенно неважно, нужна она ему или нет, это просто его.
И вот в один прекрасный день, ничем, я думаю, не отличающийся от других предыдущих, это Царь собственной жизни узнаёт о том, что его главную игрушку украли, причём кто?! - какой-то 'парикмахер из потомственного рода парикмахеров'...
Он красив... его черты приятны, они привлекают, почти заводят и возбуждают, так же как и плоть, 'неотделимая от ума'... И вот, впервые встретившись с этим очаровательным и обольстительным 'вором чужого имущества', Царь понимает: это Я, Я - самый настоящий и неподдельный, его глаза такие же как мои, его волосы такие же как у меня, и даже ум, характер, любовь к адреналиновому мазохизму... это я, только много лет назад.
Это была борьба прошлого и настоящего, одна душа сражалась против своих же отражений в проклятом кривом зеркале Судьбы.
И вот тихий скрип машинных колёс, звучащих в унисон с тихим шорохом пружин и турбин лифта... зеркала распылились от нехолостого патрона, кровь 'от свиной печени' пролилась... и остался лишь один, навсегда запомнивший другого.
Если бы я могла хлопать в письменном виде, я бы это сделала.
Молодой лев пришёл в пещеру старого льва забрать его корону. Как и все 'молодые да ранние' он открывает мир впервые и полагает, что его задора и дерзости хватит, чтоб попрать опыт и мудрость старого.
Так случилось, что подобное притягивает подобное, соперники оказались похожи... даже слишком. Им нравится одно и то же: охота, игра с жертвой, кровавая добыча...
Старый будто бы готов сдаться, он признает силу и лидерство молодого. НО... внимание! Он не зря носит свою корону. Это лишь обман, осторожная игра в кошки-мышки, изысканное удовольствие, пресыщенное гурманство небожителя, попробовавшего в жизни всё, что только можно. Его кровь способно взбудоражить немногое, ему нужны довольно сильные возбудители. Всё, что молодому хищнику ещё предстоит завоевать, этот уже распробовал и проглотил.
И вот начинается шоу. Последний бой одного и главный другого. Никто не собирается сдаваться. Битва будет кровавой, хотя поначалу так и не скажешь. За сонным равнодушием таится ледяной взор лютой ненависти. Хозяева жизни так просто не отдают свои владенья.
Актёры, их только двое. Они, их сражение и поле битвы.
Любезный сэр Кейн и непосредственный мистер Лоу. Один будет лгать, убеждая вас в своей аристократической вежливости, другой - играть в шута с самыми серьёзными глазами. И самое интересное, их роли легко можно переворачивать, как песочные часы, как восьмёрку, и невозможно понять, за кем всё-таки осталась победа. Кажется, один проиграл... Но что тогда выиграл другой?!
... - И какие роли Вы играете?
- Убийц, сексуальных маньяков, извращенцев...
- Но Вы же такой милый.
- Да, я знаю... (с)
Этот фильм предельно прост, на самом деле. До гениальности прост. Поставлен не по книге, а по пьесе, что сразу заметно. Два человека в кадре. Два актера. Интерьер, который несет в себе сильную смысловую нагрузку. Музыка отвечает за нагрузку эмоциональную. Диалоги. Это отдельный разговор. Диалоги напоминают партию в теннис – перепасовка мячиком через сетку, кто первый пропустит подачу, тот… проиграл.
Любовный треугольник. Он, она и муж. Простой план – добиться развода. Еще более простой план – подставить любовника жены. В шутку, конечно… Шутка перестает быть шуткой. На арену выходит третий персонаж – сыщик из Скотланд-Ярда, только он совсем не тот, за кого себя выдает... Игра продолжается – драгоценности, нож, пистолет, жена (или любовница), и разговор поворачивает уже в другую сторону… Главное – не терять бдительности. Ибо перед нами писатель детективных романов с неуемной фантазией, а кто знает, какие ловушки могут поджидать неопытного человека в его доме…
Я так понимаю, Джуд Лоу в какой-то мере преемник Майкла Кейна. Сначала «Алфи» - роль Кейна, сыгранная Джудом, и тут опять – раньше роль молодого любовника играл Майкл Кейн, а теперь Джуд Лоу. Они блестящие актеры. Оба здорово разыгрывают словесные теннисные партии, и выдают просто шикарную актерскую игру. Фильм – напряжение. Концентрация внимания. Пропустишь что-нибудь – собъешься с толку. Не обязательно, но вполне возможно. Все компоненты добротной театральной постановки – налицо. Свет, интерьер квартиры, в которой и проходит игра-дуэль двух мужчин, музыка и по настоящему хорошие актеры в кадре.
А выиграет, действительно только один…
Честно говоря, очень понравилось, поставлю 10 из 10.
'Сыщик' - фильм на любителя, такого как я. Я обожаю театр и люблю подобные картины - я называю их 'театральными'. Минимум действующих лиц, минимум перемещений во времени и пространстве, смены планов и декораций, внимание зрителя и напряжение сюжета сфокусировано в диалогах, в переживаниях персонажей, в игре актеров. В этом фильме все так как я люблю. Всего 2 персонажа в небольшом замкнутом пространстве. Впрочем, есть и третий персонаж - его не видно, он за кадром, но его присутствие ощущается почти физически. Нет, это не женщина, за которую 'сражаются' герои, это зритель, наблюдатель. Это ощущение 'подогревается' операторской работой. Мы периодически наблюдаем персонажей через объектив камеры, на экране монитора, дальние планы сменяются крупными планами лиц, периодически персонажи пропадают из кадра и мы лишь слышим их голоса и видим обстановку загадочного дома, расплывчатые монохромные кадры сменяются цветными и четкими до мельчайших деталей, а игра света, тени и оттенков и удачно подобранный музыкальный фон создают дополнительное напряжение, наряду с диалогами и игрой актеров.
Два персонажа, очень разные, оба противоречивые. В таком противостоянии обычно симпатии должны достаться одной из сторон, но в данном случае сложно выбрать, потому что, лично у меня оба персонажа вызвали антипатию, но от этого наблюдать за их противостоянием было ничуть не менее интересно, даже наоборот. Эндрю Уайк - пожилой солидный мужчина, с богатым жизненным опытом, с блестящим и жестоким интеллектом, который он натренировал написанием детективных романов. Человек, который казалось бы уже добился в жизни всего, что он мог желать: признания и славы, богатства... у него огромный великолепный дом, напичканный дорогими предметами и всякими современными устройствами, у него множество поклонников его произведений по всему свету, у него связи в привилегированных кругах общества, у него молодая, красивая и талантливая жена... Вот только она предпочла ему другого - молодого и привлекательного, но помимо этого вроде как ничем и не выдающегося. Майло Тиндл - с виду довольно легкомысленный и по первому впечатлению слабоватый по натуре... Неудачник? ни богатства, ни положения, ни нормальной стабильной работы... ну актер-то он оказывается неплохой, Уайк это оценит. Двое мужчин вступают в игру, и поначалу кажется что преимущества все на стороне Уайка, даже разница в возрасте скорее в пользу старика, к тому же он на своей территории, у него все козыри, кроме одного - сердце дамы принадлежит Тиндлу. Но по ходу фильма герои еще не раз поменяются ролями, они будут упражняться в остроумии, уме и хитрости, они будут выискивать, и весьма удачно, слабые места друг друга, они будут играть друг с другом - в прямом смысле этого слова. И до конца фильма они будут держать наблюдателя в напряжении, заставляя гадать в каждый момент: притворяются они или нет, когда каждый из них лжет, когда искренен, какие они на самом деле, в какой момент они настоящие? Тиндл - быть может, он не притворяется, он обнажает свою подлинную сущность, когда под страхом смерти отрекается от своих привязанностей и ценностей и признается в других? но потом он же презрительно обвиняет Уайка в этих наклонностях, противопоставляя себя ему. Так может он и перед лицом смерти притворяется, лицедействует? В некоторые моменты может показаться, что актер переигрывает, но это персонаж переигрывает - намеренно или потому что уже привык и по-другому не может. Оба персонажа - как шкатулки с двойным дном или как матрешки, под одной маской, под одной личиной скрывается другая, за ней еще одна, и добраться до сущности не менее интересно, чем разгадывать детективные головоломки. И не факт, что доберешься... а может там ничего и нет, пусто? Тиндл на мой взгляд все-таки более прост и понятен, под всеми его личинами скрывается человек с обычными желаниями и потребностями - получать максимум удовольствий при минимуме усилий, жажда наживы, честолюбие, страх перед смертью... а Уайк - он более сложный персонаж, ибо непонятно, что же ему нужно, ведь вроде бы все у него уже есть... и женщина эта ему вроде как и не нужна, он лишь не хочет отдавать ее другому из чувства собственника... Быть может то, что ему нужно, что спасет его от скуки, от пустоты внутри себя, это достойный противник, компаньон, враг и друг в одном лице, такой как Тиндл, ведь при всей своей непохожести у них есть что-то очень общее, и это не любовь к одной женщине... по правде сказать, мы вообще к концу фильма сомневаемся, что кто-то любит ее, эту женщину, которая ни разу не появляется в кадре, о которой мы можем судить лишь со слов персонажей, и по тому, как они отзываются о ней, она быстро перестает нам казаться достойным объектом для любви... А Уайк и Тиндл - они как две стороны одной сущности, и это отнюдь не темная и светлая стороны, нет! в человеке все не так просто, все слишком переплетено, чтобы отделить черное от белого, ангельское от дьявольского. И противостояние двух этих персонажей - как борьба двух сущностей одной натуры, разных в проявлении, но по сути... почти тождественных. Но в таком случае, возможна ли победа одного над другим, ведь и силы почти равны? Может быть, все-таки будет 'ничья'? Но нет, в этом противостоянии не может быть ничьей, ведь ставка в игре уже давно - не обладание женщиной, ставка - жизнь. Кто победит, мы узнаем в самом финале. Но лично меня финальные кадры оставили с мыслью, что победителя не было в этой игре. Иногда важнее не победить, а вовремя остановиться, выйти из игры, если на кону не только жизнь, но и твои честь, совесть, самоуважение, человечность... потерять которые тоже страшно... как и умереть...
Об актерах. Майкл Кейн. Несомненно мэтр. Своей игрой он заставил меня поверить, что он - и есть Уайк, что он в жизни такой же.
Джуд Лоу. В этом фильме я впервые любовалась не его внешностью, а только его актерской игрой. Его персонаж получился таким... бррр... временами жалким, временами мерзким, временами гротескно забавным, но вот привлекательным - почти никогда. Мне кажется, одна из лучших его ролей.
Моя оценка -
10 из 10
Смотреть всем любителям жанра (а кто не любит, тот не оценит), и конечно поклонникам Джуда Лоу, чтобы увидеть его с неожиданной стороны.
Сыщик - великолепный драматический триллер. Всегда любил маститые работы, в которых минимум места, минимум актеров; только диалоги и создаваемое ими нечто особенное, что захватывает дух. Смотришь и находишься в некой прострации, полностью погружаясь в действие и не желая на что-либо отвлекаться, дабы уследить за всеми аспектами этой игры...
Кстати об игре... В этом фильме все чувства и мысли героев передаются через призму этого действия. Пороки, желания, человеческая сущность - все раскрывается, подаваясь как бы в шутку, а в действительности полностью ими пропитано. Здесь женщина становится лишь поводом для выдвижения своего эго, для показа своего превосходства. Играя, они чувствуют азарт, хотят все большего и большего, пытаясь разгромить соперника в партии. И в этой партии черные и белые фигуры постоянно смешиваются и меняются местами, давая шанс зрителю примерить на себя роль судьи.
Говоря о фигурах... Возьмем, к примеру, героя Кейна, который насколько холоден и расчётлив снаружи, настолько слаб и одинок в душе. У него есть всё, но в тоже время нет ничего. Деньги, власть, положение - всё это не спасает его от внутреннего само истощения, он не чувствует себя живым. Все эти игры лишь для того, чтоб почувствовать себя человеком, ощутить реальность. В конце мы видим по его глазам, что финальное предложение вышло далеко за рамки партии. Он получал от молодого оппонента чувства, которые давно его покинули. И его последнее действие, не что иное, как невозможность смириться с ответом. Он не смог отпустить человека, давшему ему, наконец, смысл жизни, если хотите. Актерская игра высочайшего уровня, глаза Майкла просто изумительны. Мне всегда нравился этот актёр и здесь он как всегда великолепен. Его изначально, казалось бы, отрицательный персонаж, постепенно превращается в обычного человека, со своими достоинствами и недостатками. Точно так же как и его партнер...
К слову о партнере. Горячий, страстный, азартный.Лоу с первых же секунд заполняет экран своей харизмой. С профессиональной точки зрения, здесь тоже никак претензий. В отличие от Кейна, он использовал всё... Глаза, брови, губы, быстрая смена выражений лица - всё, как и подобает человеку, с мощной, неудержимой энергией, исходящей изнутри. Его герой не менее интересен. Придя в дом, он не имел никаких других целей помимо получения согласия на развод, но походу картины все кардинально меняется. Из, казалось бы, беззащитной жертвы, он превращается в не менее кровожадного охотника. Он также не способен к смирению. Вся эта игра ему нужна была никак иначе, как для выставления своего 'я', показа ума, которым кто-то, наконец, заинтересовался. И, возможно, даже сам того не желая, отрицая, глубоко в подсознании он понимал, что Эндрю ему нужен не меньше, чем он сам нужен ему. И в этом трагическом клубке, в котором жена отошла далеко на второй план, не могло все кончиться иначе.
Кеннет Брана молодчина. Отличная постановка произведения Энтони Шифера, со своеобразным видением и избеганием копирования 'Игры Навылет' Джозефа Манкевича, ремейком которого он является. Интересные диалоги, практически без воды, только для раскрытия персонажей, их характеров. С нотками юмора, приятным визуальным стилем, небанальным сюжетом. И, конечно, не могу не выделить саундтрек. В таких фильмах, он нужен как воздух, для поддержания атмосферы и создания напряжения. Мягкая, печальная музыка, то и дело сопровождающаяся резкими, колкими нотками, идеально вписывается в общий тон картины.
В итоге мы имеем очень талантливую работу от ирландского режиссера, полностью пропитанную британской изысканностью. Один из лучших камерных триллеров с очень сильным драматическим уклоном и великолепными актерами.
Все действие фильма происходит в одном помещении. Имя этому действию - игра. Игроков всего двое. Они оба хитры и опасны и у каждого из них своя цель и стратегия. Цена же этой самой игры - жизнь!
Признаться честно, я очень люблю 'камерные' фильмы! Особенно, если в них играют хорошие (как правило) и любимые мной актеры! Вот 'Сыщик' с Джудом Лоу и Майклом Кейном, это как раз тот самый случай! Дело в том, что поскольку все происходит в довольно замкнутом пространстве, то ставка в первую очередь должна быть сделана на сюжет, чтобы он не усыплял зрителя, а наоборот не давал ему шанса оторваться и на минуту! А уже потом главное не ошибиться выборе исполнителей. В данном случае, на мой субъективный взгляд, здесь, все сошлось чуть более, чем идеально!
Дуэт Кейна и Лоу просто великолепен! С того момента, как Майло (Лоу) переступает порог дома Уайка (Кейн) начинается то самое, что зовется 'актерским мастерством' помноженным на талант! Всего два человека в кадре на полтора часа, но их игра настолько увлекает, что оторваться практически невозможно! Некоторые отдельные сцены (например, диалог Уайка с 'сыщиком') просто на грани гениальности! Ну, и конечно, отмечу диалоги главных героев! Поскольку они являются основой для всего фильма, то они просто обязаны были быть на самом высоком уровне. Так и есть. В хорошем качественном переводе они просто превосходны: умные, со злой иронией, а иногда и с 'черным юмором'. Словом, актерам есть где развернуться!!!
В общем, этот фильм стоит посмотреть в первую очередь любителям 'камерного' жанра, ведь 'Сыщик' весьма достойный его представитель. Но делать это желательно в одиночку, чтобы никто и ничто не отвлекало вас.