К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм, по-моему, не стоит пытаться осмысливать и разбирать по полочкам чисто технически: актерская игра, операторская работа, режиссура, задумка, смысл. Это не иностранное кино, не голливудская мелодрама, это именно Русское кино. Оно пережило смерть и теперь возрождается. Пусть молодое и еще не во всем опытное, но чистота духа в нем сохранилась. Нужно почувствовать и воспринимать не столько умом, сколько сердцем.

7 из 10

18 февраля 2007 | 03:07
  • тип рецензии:

Честно говоря, я сначала посмотрела фильм, а потом уже прочитала слоган и рецензии. И меня удивило то, что тема любви заявлена как главная в фильме. Для меня она оказалась не на первом плане. У меня сложилось впечатление, что фильм о безысходности человеческого существования, о ступоре и прострации, в которые погружены жители российской глубинки. Главная причина этого ступора – нищета, в которую они загнаны волей обстоятельств. Жизнь этих людей уныла, однообразна, у них нет никаких перспектив, и единственные развлечения – секс и водка.

Разумеется, от такого однообразия и безысходности западешь чуть ли не на любого мужика, тем более, что муж не подарок. Ну какая это любовь? Животный инстинкт помноженный на скуку.

Героиня, на мой взгляд, не слишком похожа на деревенскую жительницу. Интонация у нее слишком интеллигентная, городская, да и вид не деревенский: хорошо ухоженное лицо, укладка и довольно экстравагантное красное платье, пусть и местами испачканное. Да и вообще, такое впечатление, что дом героини существует как-то сам по себе, вне сельской действительности, что это просто сооруженная в степи декорация. Ведь ни скота нет в хозяйстве, ни огородика. Машины тоже нет, так что работают они явно не в городе. Чем живут эти крестьяне, непонятно.

В доме и вокруг него эффектно гуляет ветер, развевая белоснежное белье и занавески, ероша степную траву. Ощущение пустоты и одиночества создается довольно сильное. Этому способствует и музыка. Правда, она становится под конец фильма чересчур навязчивой. Сколько можно повторять одну и ту же музыкальную тему?

Да, операторская работа хорошая. К ней бы еще чуть больше живости в характерах героев. А то получилось что-то уж слишком заторможенное. Этакая палитра претенциозных, эстетических этюдов.

Вообще, в фильме мне видится некоторая ирония, но не злобная, а горькая. В начале и в конце картины даются кадры с мотоциклистом. Какой-то деревенский мужик несется на раздолбанном мотоцикле-коляске, и у него буквально-таки эйфория от ощущения скорости. Бездорожье, убогий, допотопный мотоцикл, пылища – а у него эйфория. Потому что ничего более яркого у него в жизни нет. И у тех двоих тоже.

6 из 10

20 марта 2011 | 16:55
  • тип рецензии:

В слове «эйфория» слышится что-то летучее, эфемерное, восторженное. Может, именно по этому семантическому созвучию и выбрал название для своего первого кинофильма известный театральный постановщик и актер Иван Вырыпаев. Потому что весь его фильм – это непрерывный полет, то камеры, то режиссерской мысли, то актерского вдохновения.

Картина предельно воздушна, свежа, наполнена светом, исходящим и от лазурной синевы неба, и от просветленных лиц героев. Этот свет в итоге передается зрителю, становится одним из его физически ощутимых приобретений. Ведь кроме таинственного света в душе, заставляющего задумчиво досиживать в кресле до конца титров, и не поймешь, зачем ты посмотрел эту «простую историю», исполненную полетов, страсти, боли, смерти и наивной, робкой надежды на какое-то невозможное, неправильное чудо.

Они встретились случайно на какой-то вечеринке. Паха и Вера, беспечный рыбак и замужняя молодая женщина. Что-то пробежало между ними, какая-то искра – зрителю не дано этого увидеть. Они смотрели друг на друга так, что Паха потерял покой. После бессонных ночей, в смятении, он врывается в тихую, может, не слишком благополучную, а может и очень даже ничего семейную жизнь Веры и ее угрюмого мужа Валеры, который, по уверению Пахиного приятеля, не сумевшего удержать друга, непременно «расчленит» его.

Суматошная беготня Пахи, обрывки фраз, полунамеки и недосказанность их первой встречи с Верой, постоянное его «че нам делать дальше?» и ее холодное «а я не знаю» усугубляется лаем грозного цепного пса, который «не любит» Верину дочку Машу и может «откусить ей палец». Усугубляется недовольным, подозрительным ворчанием мужа Валеры, заметившего Паху неподалеку от их хаты. Напряжение, электричество, буря на горизонте... И она непременно грянет, и закончится все очень жизненно, то есть читай «не слишком хорошо» - однако до жестокой развязки еще будет поразительный момент настоящей эйфории влюбленности, маленькая гармония на фоне разрушающегося мира.

Нет, «Эйфория» - не назидательная история о вреде супружеской неверности. Хотя определенная суровая дидактика присуща этой вполне жизненной драме, предельно детализированной, но тем более напоминающей притчу. Лоскутное одеяло жанров – тут и драма, и комедия, и быль, и бытовой очерк и все что угодно – сшито Вырыпаевым крепкими нитками незамысловатого, просторного сюжета. Чем глубже режиссер всматривается в суровую жизнь донских степей и ее обитателей, тем дальше уходит в напряженно поющий свою настойчивую музыкальную тему мир эмоций, ощущений, настроений и чувств. И эти чувства прекрасны, как и короткий роман Веры и Пахи, хотя и невозможен, неправилен, запрещен.

Тут только и начинаешь понимать, что эйфория – это не только легкость и возбуждение, но и болезненное состояние, некое помутнение сознания. Влюбленность звучит практически как диагноз, который Иван Вырыпаев ставит своим героям. Светлое всепожирающее чувство, заставляющее сердца людей замкнуться друг на дружке, не видя ни боли, ни протеста уже чужих, еще вчера самых близких людей. Эйфория – это очень неуютное состояние, и вся страстная неустроенность героев выражена в простецком, почти дикарском их образе жизни, выраженном в иронически эдемском, нагом стиле. Высшая красота часто проявляется в аскетизме, и в наборе выразительных средств «Эйфория» предельно ограничена рамками «настоящести».

Впечатляющие просторы натурной съемки, предельная ясность обнаженных, нутряных чувств персонажей, страсть и детская непосредственность людей, промытые в зеркальных водах могучих русских рек. В фильме словно оживают герои старинных казачьих песен, оживают здесь и сейчас, в наше время, ненадолго вызванные к несподручной им жизни. Это уже мистические аспекты «Эйфории», едва проглядывающие, возможно, домысленные и допридуманные зрителем. Впрочем, смысл всякой притчи – в ее постоянной трактовке, тогда только и оживают все ее подспудные смыслы. Сам автор убежден, что спектакли и фильмы происходят не на сцене, а в зрительном зале. В «Эйфории» Вырыпаев пытался сделать так, чтобы зритель не сопереживал происходящему на экране, а проживал бы все действие на себе, реагируя на происходящее в фильме. Это и есть трактовка притчи.

Дебютант в кино, по собственным словам, ранее снявший только пару домашних видео на чьем-то дне рождения, Вырыпаев вторгся в просторный, чтобы не сказать пустынный, ландшафт качественного современного русского кино, подобно собственному же герою Пахе. Свидание Вырыпаева с этим видом постановочного искусства было неизбежно, а на свербящий вопрос «Пахи» Вырыпаева: «Че нам теперь делать?» десятая муза ответит, полагаю, так же выжидательно-холодно, как Вера отвечала Пахе: «Я не знаю». Однако роман их, скорее всего, получит более счастливое продолжение. Хотя Иван всячески открещивается от грядущих лавров кинорежиссера, утверждая, что не собирается делать карьеру в кино. Тем не менее, тот перфекционистский подход режиссера к качеству картинки и прочим эстетическим свойствам своего детища говорит о его серьезных намерениях.

Сам же автор изрекает с характерным лиричным спокойствием: «Возможно, я еще раз попробую что-то снять, чтобы этот опыт не пропал впустую, но, скорее всего, подожду, пока российское кино дозреет».

02 июня 2008 | 22:37
  • тип рецензии:

Сразу прошу прощения у тех, кому фильм понравился. Но есть и такое вот IMHO... Мне кажется, 'Эйфория ' - еще один претенциозный дебют с операторскими изысками и навязчивым музыкальным настроением, превалирующими над смыслом, актерской игрой и режиссурой. Конечно, при таком количестве красивых планов и набившими оскомину к середине фильма несколькими манерными аккордами (хоть и напоминающими мои любимые 'Мечты Аризоны ' Кустурицы :)), как не претендовать на фестивальное внимание?
Однако весь фильм я невольно ловила режиссера на компиляторстве: слишком многое 'навеяно ' великими кинематографическими именами.

Эксклюзивного кино Ивaна Выpыпaeва мною не обнаружено: не только своего ничего изобрести и смастерить не смог, но даже хотя бы склеить по-своему! В столь малосодержательном сюжете повторы даже и очень красивых красивых планов выглядят нелепо, ибо напрочь отсутствует гармония ритма, динамика развития действия, чувство меры в паузах - все как-то избыточно напыщенно-надуманно.

Полина Агуреева понравилась в 'Долгом прощании '. Но здесь даже по сюжету ей одной фильм вытянуть не удалось. Мужские образы - просто не о чем говорить... Да все персонажи надуманно-сырые. Неприятно также, что ребенок - всего лишь неудачная 'деталь ' образа семьи главных героев.

Больше всего 'Эйфория ' напоминает попытку сюжет студенческой короткометражки растянуть в глобальное полнометражное зрелище.
Получилось слишком поверхностно: за внешними формами и метафорами нет глубины. В контрасте с достоверности природы и красоты небес плоскость и схематичность героев и самой вымученной истории просто режет глаз.

Диалоги - как перевод-калька с иностранного: ни одной сочной фразы. Мат - просто бритвой по ушам! Зачем? Для этой самой сочности? Нет. Тут мат разве что для усиления гламурной крутизны - ни к селу, ни к городу. Как и многое другое в этом затянутом восковом сюжете.

P.S. ПризнАюсь, я терпеть не могу слово 'гламурный ' и все, что с ним связано. Возможно, чего-то просто не-до-понимаю...

27 марта 2008 | 00:37
  • тип рецензии:

Удивляет количество положительных отзывов. Кажется, только совершенно не искушенный зритель может восхищаться этим фильмом. А когда «зрительский опыт» уже велик, начинаешь видеть личность режиссера, понимать, что и зачем, живо представлять съемочную площадку. Сложилось впечатление, что фильм «Эйфория» - дипломная работа совсем «зеленого» студента на режиссерском факультете. Так он старался, так работал над картинкой, так изображал глубину… Что не верю ни одному кадру. Музыка одна и та же, баянная, пилит мозг с начала и до конца (какой-то российский Брегович, только неудачный). А какие герои красочные! И долго смотрят, и долго молчат. А момент, когда они переодеваются в белые одежды, – ведь сразу у зрителя (опытного) возникнет образ крови на белых рубахах. И таки режиссер не подвел – люди в окровавленных белых одеждах, в лодке, в реке, вид сверху. Ах, какая картинка! Но разве же это мастерство? Это влияние всего самого лучшего, запоминающегося, неординарного из кинематографа на людей, снимающих «Эйфорию». Вот и получилась мозаика из картинок симпатичных. Чужих. А своего достойного не нашли. Только мучили бесконечными «степными» кадрами. А Россию да, Россию показали. Только она настолько многограннее эта периферийная деревенская Россия, что говорить о правдивости показанного как-то наивно.

В общем, фильм посмотрела и поняла, как не надо делать фильмы.

Извините, восторженные.

07 октября 2009 | 14:27
  • тип рецензии:

Эйфория - всепоглощающее ощущение счастья. Уже названием картины режиссер бросает зрителю вызов: можешь ли ты со всем своим конформизмом, со всей своей образованностью и приверженностью к гуманизму и корректности понять, разделить это чувство? Чувство, согласно психиатрии, чуть ли не граничащее с слабоумием. Сюжет прост: Паша влюбляется в замужнюю Веру. Вера после недолгих колебаний отвечает взаимностью. Ее семья рушится. Муж Валерий Валерий убивает любовников. Очень и очень не ново, и в то же время очень и очень цепляет. Доводилось слышать, что любовь не должна быть такой: ни тебе романтики, ни красивых слов, но на экране совершенно другая жизнь, и у этих людей совершенно другая любовь.

Российская глубинка, вероятно где-то в степях Астраханской или Ростовской области, шокирует. Человеку, выросшему в большом городе происходящее на экране должно казаться нереальным, диким, отвратительным. Трудно поверить, что все это происходит в XXI веке. Но поверить надо, ибо это не отдельно взятый 'островок безумия', это повсеместная реальность российской глубинки от Мурманска до Краснодара, от Брянска до Владивостока.

Там, где скорые поезда даже не сбавляют ход, там где, видимо, никогда не будет нормальных больниц и школ, там тоже живут люди... русские люди.

24 октября 2009 | 14:45
  • тип рецензии:

'Эйфория' - один из тех фильмов, которые вряд ли могут нравиться, но сильно шокируют.

Из 74 минут общего времени где-то полчаса зритель наслаждается бескрайними полями с желтой травой. Пейзажи сопровождаются однообразной плачущей музыкой.

Остальную часть времени на экране - люди. Не то что бы дикари, но далекие от цивилизации с примитивными чувствами. Эти люди мало говорят. Вначале даже сложно понять, что между героями возникает любовь: мы привыкли, что об этом говорят. А тут он - ей: 'Ну ты чего смотрела? Ну помнишь, на свадьбе?'.

Это потом уже, когда они мнут траву в поле и бегают голышом по острову на реке, становится понятно: да они друг другу нравятся! Мне ни разу не подумалось, что у них настоящая любовь. Чувство, возникшее между ними, больше похоже на животную страсть, которая дает возможность выйти из степной прострации.

Прострация. Героиня, кажется, плохо понимает, что вообще с ней происходит. Ее дочке собака откусила палец, а она, вместо того чтобы находиться с ребенком, бегает по желтой траве с далеко не сказочным парнем, без которого якобы не может жить.

Невозможно усмотреть в этом настоящее чувство. В бессловесности всех героев видится не одухотворенность, а какая-то лень и разморенность и дикарской жизни в глуши.

Такое впечатление, будто я нечаянно подсмотрела эпизод из чужой жизни, который нельзя смотреть.

22 октября 2009 | 18:41
  • тип рецензии:

Какие только отзывы не услышишь об этом фильме-кто-то говорит, что это нечто новое, особенное, неповторимое, а кто-то говорит, что это шум из нечего. Я остановилась где-то приблизительно в середине.

Я могу описать этот фильм как изобилие крайностей. Богом забытая глубинка, потерянное место на земном шаре, нищета, даже не понятно в каком году всё это происходило, если бы не дорогие машины мелькающие невзначай на дорогах.

Любовь, очень простая и деревенская и ревность. Хоть любовь, я считаю, сыграна плохо, скучно, никак-пресно и безвкусно.

Это крайность по сравнению с тем миром, в котором мы живём.

Этот фильм стоит посмотреть под очень философское, меланхоличное настроение. Тихим вечером или поздней ночью. Расслабляет, освобождает место для новых мыслей, новых действий.

07 июля 2010 | 23:21
  • тип рецензии:

С первых же кадров понятно, что идет самобытное русское кино. Кино, пытающееся самоутвердиться непонятно перед кем и непонятно в чем, при этом, ни грамма не избавляясь от домашней самобытности.

Что в первых кадрах? Небо, поле, рожь достойные быть иллюстрацией к сэлинджеревскому роману и… куча разношерстных деревенских мальчишек, сажающих аутичного вида мужика на мопед.

Фильм позиционировался, как умное кино, рассказывающее о возвышенных отношениях между людьми, о чем-то высоком, о чем думается и говорится только зимой в сугробе под чистым ночным небом.

На деле это оказалось просто какой-то кощунственной игрой интеллигентов. Это история о полнейших имбицилах из богом забытого места в России непонятно какого временного отрезка. Здесь люди – недоразвитая безграмотная челядь, жрущая водку, трахающаяся в кустах и на обочине, и выражающая свои чувства посредством междометий «че, ну че, чО». Такое чувство, что маститые социологи и психологи собрались в громадной аудитории и наблюдают за жизненным процессом обезьян.

И все это сопровождается прекрасным саундтреком, аккуратной операторской работой, красочностью окружающегося действия и редкими кадрами, которые дают пищу для размышления.

Пожалуй, в заключении, посоветую обратить внимание на того аутичного мужика, катающегося на мопеде.

5 из 10

30 декабря 2010 | 00:39
  • тип рецензии:

Давно читаю рецензии КиноПоиска, но почему-то от просмотра именно этого фильма захотелось зарегистрироваться и написать свою.

Когда фильм закончился, я сидела и смотрела на сменяющие друг друга титры, наслаждаясь великолепной музыкой, сопровождающей весь фильм до конца, наслаждаясь каким-то послевкусием, которое он после себя оставил. Зашла сюда, уверенная в том, что найду много положительных оценок, но нет, и это меня удивило.

Многие пишут про 'быдловатую' речь, про свинское отношение матери к ребенку, отсутствие дельного сюжета, про то, что фильм ни о чем, никем и ни о ком. У меня же создалось впечатление очень целостной и по-настоящему красивой артхаусной картины. Стандартный, добротный сюжет со стандартными ролями и 'чтобы все, как в жизни' - это не про этот фильм. Эйфория может застигнуть врасплох любого человека, хочет он этого или нет, живет ли он в мегаполисе или в глубинке. Разница лишь в том, что такие простые люди, как главные герои, в виду своего 'простого' времяпрепровождения без умных книжек, фильмов, университетов и проч., привыкшие с детства к тому, что надо работать, рожать, кормить, есть, не могут даже примерно себе объяснить, что же такое с ними происходит, ведь существования такого чувства они не могли себе представить. Хотя, кстати, образ главной героини заставляет сомневаться в её сельском происхождении (там уж точно не носят такие платья, тем более с кедами). Речь героев смотрится (слышится) весьма органично (было бы странно, если бы мужики и бабы из русской деревни вдруг заговорили языком Толстого), без прикрас. Да тут вообще все без прикрас, потому как ничего украшать не нужно, если захочешь увидеть красивое - увидишь его и в безобразном. Наигранность актеров? Да. И она создает интересный эффект разворачивающегося спектакля на фоне воды, земли и воздуха. Ведь и сам сюжет достаточно наигран-сложно представить себе такие чувства с одного взгляда, скорее даже невозможно. Но очень уж хочется в них верить. Да и в подобное отношение матери к ребенку верится с трудом. А может, просто никто из нас не испытывал эйфории?..

Картина очень символична (символика цветов заметна сразу, ракурсы наподобие того, как главная героиня, переодевшись в белую одежду, стоит в дверном проеме, похожем по форме на гроб да еще и с крестом сверху, тоже не оставили ранодушной); различные сценки вроде женщины на дороге и втыкания впоследствии вилки ей же в грудь показывают, как далеки от всего этого главные герои, хотя вроде бы со стороны это всего лишь измена, если не хуже - гуляющая мать еще может посоперничать с просто гулящей женщиной. Но эйфория очищает и её, и главного героя от греха, не зря на острове герои показаны в костюмах Адама и Евы. Но у героев будущего нет, это ясно с первых минут фильма, другой концовки быть просто не могло. Мимолетность человеческой драмы на фоне вечной и потрясающе красивой природы. Здесь не нужно слов - все произносимое звучит глупо и неестественно, остается лишь неслышно шевелить губами и насвистывать - он поймет.

Слов нет, чтобы описать операторскую работу. Сами все увидите, если посмотрите. А я очень рекомендую к просмотру.

10 из 10

19 ноября 2013 | 01:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: