Главный вопрос, который мучал меня после просмотра фильма: 'Для какой аудитории и зачем это было снято?'.
Как это происходит почти с каждым киноманом, я прочла положительные рецензии (отрицательных ведь не было) и поверила им, а затем разочаровалась настолько, что не поленилась написать свою. Что это вообще было? Как этим можно восхищаться и воспринимать всерьез?
Постараюсь как-то сформулировать и упорядочить свои мысли.
1. Идея, смысл, какая-то мораль.
Что нам пытаются сказать создатели 'Кама Сутры...'? Нужно ценить настоящие чувства, беречь человека, которого по-настоящему любишь? Так мы это уже видели мнооого раз в более качественном исполнении, ничего нового. Темы ревности, дружбы отодвигаются на второй план, обсуждать тут нечего. Мы практически ничего не знаем о прошлом девочек, особенно Майи. Как завязалась их дружба, как они проводили время друг с другом, чем делились? Показано всего несколько сцен, исходя из которых сделать полноценные выводы сложно. Непонятно, почему их детская и юношеская дружба резко переросла в ненависть с примесью зависти. Из-за одного инцидента такое не происходит. Нам будто чего-то недопоказали и недосказали. Одним словом, какой-то глубокой мысли в фильме нет, интересной предыстории тоже.
Можно возразить - кино не всегда должно быть с глубоким смыслом, иногда можно просто полюбоваться красивыми съемками, актерами, послушать красивые саундтреки и т.д. Но и тут все плохо. Красивых съемок/костюмов нет, актеры своей внешностью не цепляют, а где-то даже отталкивают, саундтреки вообще не запомнились.
2. Каст и актерская игра.
Каст странен. Майя - та самая роковая женщина, которую любят и хотят все, на нее кинешь взгляд и не можешь оторваться. Индира Варма, возможно, милая и симпатичная, но явно не роковая красотка. Что касается ее возлюбленного, то он похож на индейца, а не на индийца. Король совсем не как король. Принцесса (Сарита Чоудри) более-менее подходит для своей роли, но режиссер не смогла поставить ей (да и всем остальным) игру так, как надо. Остальные безликие, неинтересные. Можно было бы все это безобразие исправить актерским мастерством, но тут дела осбтоят еще хуже, чем с идеей.
Кривляния и переигрывания главных героев язык не поворачивается назвать актерской игрой. Кто-то переигрывает, пытаясь показать ревность (принцесса, король), кто-то недоигрывает, пытаясь показать любовь (Джай Кумар, Майя). Почти все сцены фальшивы настолько, что складывается ощущение, будто перед тобой не драма, а фарс. Сцена с 'недомоганием' принцессы Тары вызывает лишь чувство неловкости. Такое нельзя снимать, если ты всерьез считаешь себя режиссером! Первая брачная ночь принцессы; Майя, отрезающая свои волосы в знак любви к Джаю; гулянки короля... Перечислять можно долго. Все нелепо и абсурдно.
3. Персонажи.
Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Из-за невнятной актерской игры персонажи получились картонными, а местами просто карикатурными. Например, король. Да, правители бывают разные, не всем же суждено быть Акбарами. Но наш король только пьет, спит со всеми подряд и развлекается. А главное, его окружению (в том числе семье) абсолютно плевать на это. Зачем этот персонаж - правитель государства? Можно было сделать его просто знатным, богатым человеком и ничего в повествовании не изменилось бы в худшую сторону. Сценарист будто писал новую сказку на манер 1001 ночи, где многое действительно сказочно и гипертрофировано, но здесь ведь иное. Майя - девушка, сконцентрированная исключительно на собственном либидо; мстительная и довольно коварная, причем мстит лишь с помощью секса. Именно ее действия имеют разрушительный характер. Принцесса Тара как некая декорация: ее никто не воспринимает всерьез. Злость и ревность Тары нисколько не интересны.
Мотивация главных героев тоже хромает: Майя - мне плюнули в лицо, оскорбили, пойду-ка отдамся (впервые в жизни(!) незнакомому мужчине, чтобы насолить тем, кто меня оскорбил; Тара - моя служанка (она же якобы бывшая подруга) спит с кем захочет налево и направо, а я никому не нужна, мое решение проблемы - суицид; король - я имею все, что движется, но одна своенравная девушка не отдается мне тогда, когда я этого хочу, испорчу ей жизнь и казню кого-нибудь важного в ее жизни; Джай Кумар - я люблю Майю, но она мне мешает ваять мои каменные скульптуры, нужно расстаться, а потом из чувства собственничества и ревности хотеть вновь вернуть себе возлюбленную, ведь она особо не скучает, а кувыркается с королем. Такое ощущение, что у всех героев мозг расположен меж ног, и всеми их действиями руководит половой орган. Поэтому в 'Кама Сутре...' некому сопереживать, не за кого радоваться, некого ненавидеть. Здесь раздражают все, кроме Рекхи. И то, лишь потому, что это опытная актриса, которая не станет позориться плохой актерской игрой, даже если режиссер бездарна.
4. Откровенные сцены выглядят не страстно или волнительно, а пошло. В этом кино действительно много пошлости, даже когда дело не касается секса. Плевки, пощечины не к месту, вульгарные женщины, мерзкие мужчинки...
Иногда фильму можно простить и отсутствие глубокой мысли, и предсказуемый сюжет, и плоский юмор, и многое другое, если чувствуются притяжение, искра между главными героями любовной линии. В 'Кама Сутре...' нет и этого. Ну где хоть одна сцена, когда можно воскликнуть: 'Вот это чувства! Неужели так бывает в жизни?!' Название фильма должно было закачиваться на слове 'Сутра', поскольку это кино о чем угодно, но не о любви.
Что я для себя поняла: фильмы Миры Наир я смотреть больше не буду. Меня не привлекает такое 'нестандартное' якобы индийское кино, пусть даже многим оно нравится. Можно полтора часа снимать на камеру какашку и потом сказать, что это 'нестандартно', а значит, гениально. Извольте.
Действительно оценка и отзывы заставили посмотреть эту довольно банальную ленту. А ведь тут нет ничего экстраординарного. Опять очередная история любви, где молодые балуются и дурачатся в пределах своей компетенции. Женщины соблазняют, мужики дерутся и весь фильм вот так, все 2 часа. Женщины красивые, мужчины мужественные. Вот только стоило ли ради этой банальной истории увлекаться откровенными сценами? Они здесь не несут никакой нагрузки кроме провокации. Захотелось постановщице просто посмотреть на молодые тела или даже скорее зрелые. По сюжету вроде бы история идёт о молодых людях, только пришедших с подростковой стези к взрослению. Тут же показывают актёров, которым уже около 30 лет. Понятно, что это сделано из соображений цензуры. Но можно было бы такую же историю снять целомудренно с более молодыми актёрами. Благо даже в 90-х с актёрами любого пола и возраста недостатка не было. Зато выглядело бы всё аутентично и проблем с властями не было. Все провокационные сцены оставить за кадром, а в остальном добавить больше логики, больше раскрытия эпохи и интриг. Нужно было добавить больше трагедий и боли, потому что время было тяжёлое.
Тут же постановщики как будто забыли про все черты XVI века, а именно тяжёлую гигиеническую обстановку, проблемы с медициной, жаркий климат и много других моментов. Всё-таки ситуации разные бывают. Но решили сосредоточиться лишь на романтике и зависти. Из этого фильма мог получиться прекрасный экскурс в ту жёсткую эпоху, когда низы за людей не считались и буквально попадали в неволю господам. Но тут этого не видно.
Так что фильм очень пустой и эротические сцены только подчёркивают общую пустоту фильма. Актёры хоть и красивые, но в сюжете им даже толком не разгуляться. Обидно за потраченное время на довольно банальную ленту, которую хотели раскрутить за счёт взрослых тем в плане обнажёнки.