Давненько так уже прицеливалась к данному фильму, смущал, разве что, один факт - имя сценариста, ибо к Ларсу фон Триеру отношусь нейтрально прохладно. Однако, кино посмотрела и сказать, что фильм меня поразил, это не сказать ничего. Картина тронула меня как ничто и никогда за последние несколько лет и теперь прочно заняла почётное место в списке моих любимых киноработ.
Если ты живёшь в страхе, ты не сможешь стать тем, кем ты хочешь быть.
Как часто многие из нас хотели бы сделать что-нибудь эдакое и как часто обламывались, находя препятствия в различных объектах и субъектах окружающей среды? Как часто мы просто не можем быть собой? Вот так, потому что есть рамки и есть ограничения, по большому счёту установленные условным народным выбором, а что ещё хуже - выбором власти. Всё это порождает страх. Боязнь быть непонятым. Молодой парень по имени Дик был обычным подростком, который, будучи круглым сиротой, никак не мог найти своё место в жизни. Он, как и многие другие жители Электрик Парка, жил в собственном маленьком мирке, не выходящим за рамки страха. До поры - до времени.
Если ты пытаешься стать тем, кем ты хочешь быть, забыв про страх, ты не такой как все.
Так уж устроено общество - инициатива наказуема. Исторически сложилось так, что в стае чёрных ворон обязательно появится белая и станет навсегда изгоем. Этой белой вороной и оказался сам Дик и несколько его товарищей-неудачников. Говорят, пацифизм и оружие - вещи несовместимые. Ведь бороться против войны - это всё равно, что заниматься сексом во имя девственности. Сценарные обороты поражают своей смелостью и неоднозначностью. Ларс фон Триер словно ходит по лезвию бритвы, играя с огнём. Он играет от противного, пытаясь показать проблему, используя при этом оружие массового уничтожения, как в прямом, так и в переносном смысле. Как бы создатели не открещивались от того, что фильм это вовсе не агитация, но провокаторство бьёт ключом. Впрочем, на это можно посмотреть с разных ракурсов. Делать этого я не буду, каждый зритель данной картины в праве сам решить, что хотел сказать автор.
Если ты не такой как все, ты не нужен обществу.
Вы вообще замечали, что большинство творческих людей, людей великих и выдающихся, как правило, не просто душевно одиноки, но и страдают различного рода психическими отклонениями, а иногда и целым букетом шизоидных заболеваний. Но всё это отнюдь не лишает этих людей самобытности. Всё это лишает людей одного - понимания со стороны окружающих. Хотя, впрочем, немногие стремятся быть понятым обществом. Дик и его клуб 'стиляг' в одночасье стали выкидышами общественности. Одержимые своими собственными идеями и мыслями, 'стиляги' создали свой маленький искусственный мир, со своими собственными законами и даже опознавательными сигналами, понятными только им. Это был идейный мир любви. Любовь между человеком и... оружием. Хорошо ли это? Ответить однозначно сложно. С одной стороны всё выглядит так, будто подростки в детстве недоиграли в 'рыцарей' и сейчас наверстывают упущенное, чувствую силу собственной значимости, но если копнуть глубже, становится понятно, что каждый из 'стиляг' стал самим собой, обретя смелость и избавившись от страхов, пусть и таким вот необычным и рискованным способом.
Если ты будешь стремиться выделить для себя цель, отличную от цели общества, будь уверен — общество тебя растопчет.
И что же делать белой вороне в стае озлобленных чёрных? Сражаться! В то время, как кто-то ломался под гнётом обществености и бремени личного 'Я', будучи заложенниками собственных страхов, 'стиляги' довели дело до конца, показав всем борьбу за идею, а не просто пустословие. Концовка у фильма получилась неожиданной, но ожидаемой, оставив после себя двоякие впечатления. С одной стороны - я откровенно порадовалась за ребят, почувствовал превосходную гордость, а с другой - осталась щемящее сердце чувство обиды, обиды за всё - за непонимание, перекладывая ситуации на личный опыт; обиды за глупости, ошибки и отчаянность молодых, проецируя на собственные жизненные ситуации. Но вцелом фильм меня потряс до глубины души, он не оставил меня равнодушной. Фильм вызвал широкий общественный резонанс, заставив задуматься о многих вещах. Это ли не главное?
Актёры - умнички. Музыка - превосходство. Фильм - шедевр. Браво, Винтерберг! Тройное Браво, Триер!
В киностудии Zentopa танк стоит посреди двора, комнаты названы в честь Маркса и Троицкого, а часть стен выкрашена в цвет тюремного «коридора смерти». Один из ее основателей эксцентричный режиссер Ларс Фон Триер как-то написал сценарий о двадцатилетних любителях оружия, живущим в месте не менее странном, чем интерьер студии Ларса, и отдал право срежиссировать его своему другу. Томас Винтерберг поколдовал немного и возраст главных героев с более-менее спокойных «слегка за двадцать» упал до критического подросткового. Так и появилась «Дорогая Вэнди».
В мире безымянного провинциального городка все вверх тормашками – пацифисты с оружием в руках и настоящий пистолет, продающийся как игрушка в маленьком магазинчике. И этот водоворот странностей, выстроенных на реальности без даже малой доли фантастики, так затягивает, что постепенно волна клуба юных любителей оружия настроена и финальные события уже не кажутся такими необычными. Логичное завершение безумной истории. А может и не втянуть и тогда это будет «издевательство над всеми киносвятынями, гротеск, абсурд». Тут нечего будет сказать в ответ, нечего возразить – действительно абсурдно. Все находиться внутри привычной реальности шахтерского городка, инопланетяне не прилетают, собаки не начинают танцевать, но все в жизни и одновременно вне нее. Однако когда тебя втягивает это все не важно, даже если после просмотра ты осознаешь все подводные камни.
Когда оружие заряжено, но никак не стреляет в этом есть что-то патологичное – такое ощущение, что нарушается важный закон вселенной типа силы гравитации. Но в пылу своего увлечения сборище «стиляг», как их называет автор клуба, тоже очень паталогично – они искренне уверены в том, что их милый железный друг никогда не выстрелит в свежую плоть и его пули будут только на черно-белой мишени. Однако природа пистолета все равно возьмет верх и он будет делать то, для чего предназначен – убивать людей. Наделив огнестрельное оружие именами, личностью и даже устроив импровизированную свадьбу, провинциальные подростки в конце концов вынуждены будут уступить «природному» зову своих сердечных друзей и быть с ними до конца, как и обещали, даже если идеи пацифизма будут рушиться у них на глазах их же оружием. Ларс Фон Триер как то сказал, что снимает кино о противоречиях – о том как все должно быть в теории и о том как бесполезна эта теория при столкновении с обстоятельствами реальной жизни. И пусть «Дорогую Вэнди» он не срежиссировал, но она тоже и об этом.
Однако все это – унылая жизнь в провинциальном городке, теория и практика, подростковый клуб по интересам и проблемы старушки-параноика, не так значимы про сравнению с тем, что выходит на передний план, пусть иногда и на минуты теряясь.«Дорогая Вэнди» - прежде всего история о любви одного паренька. Со всеми вытекающими – появлением в жизни смысла, долгими вечерами вместе, письмами в которых прошлое и сокрушительной ревностью. А когда ты любишь по-настоящему, тебя не волнует кто твой избранник – мелкий воришка или крупный трус, сорокалетняя женщина или пятнадцатилетний парень. Тебя не волнует даже когда твоя избранница это настоящий пистолет.
Как легко в детстве сделать из стульев самолет, вторым пилотом посадить набитого ватой зайца и провести день в исследовании необитаемых земель. В детстве не скучно. Теперь нам нужно куда больше – целая индустрия развлечений не покладая рук старается хоть на мгновение поднять вверх нашу бровь от удивления, заставить дернуться уголок рта в подобие улыбки. В детстве мы могли весь день проплакать из-за «Белого Бима», теперь для нас высокобюджетно стирают с лица земли города, а мы переживаем лишь о том, чтобы хватило большого ведра попкорна до конца сеанса. Но при всем при этом мы с удовольствием смотрим «Карлсон вернулся» с нашими детьми и простаиваем в очередях за билетами на спектакли Е.В. Гришковца. Мы скучаем по детству. Так стоит ли торопиться взрослеть, стоит ли ТАК взрослеть, чтобы потом скучать?
Фильм Томаса Винтерберга «Дорогая Венди» - повесть о том, как дети становятся взрослыми, о том, как взрослые не хотят становиться детьми, и о пистолетах. Герой фильма - одинокий подросток озадаченный поиском своего места в жизни. Захудалый шахтерский городок, три улицы, площадь и самая радужная перспектива – добывать уголь, коротать вечера у телевизора или в баре. Но после гибели родителей у героя, которого играет молодой и талантливый Джэми Белл («Билли Эллиот», «Телепорт»), появляется выбор, он не знает, чего хочет, но он точно знает, чего не хочет. Случайно попавший в руки револьвер, который он называет Венди, меняет жизнь юноши. Он собирает таких же как он изгоев и неудачников, создает тайное общество, члены которого именуют себя Денди, носят при себе пистолеты, странно одеваются и все свободное время проводят в заброшенной шахте, переоборудованной под тир. Герои с головой уходят в придуманный мир, которого им так не хватало в скучном и однообразном мире взрослых, они целыми днями изучают книги о баллистике под музыку 70-х, обсуждают технику стрельбы за вином и при свечах, читают стихи с револьвером в руках. В их мире свои правила, свои законы, и, следуя им, Денди, конечно же, не вписываются в общую картину, и как результат неминуемо попадают в неприятности. В трагичном финале картины перед нами предстаёт уже не горстка городских лузеров, но личности, нашедшие свой путь, не жалеющие ни секунды о своем выборе, счастливые люди, обретшие себя.
Сценаристом фильма выступил небезызвестный датчанин Ларс фон Триер, его история отличается от традиционных для него сюжетов, она проста, бесхитростна, местами в ней есть откровенные нестыковки, но это не важно – мы не знаем, что за город, где происходит действие картины, она не привязана ко времени – это легенда, история. Винтерберг мастерски воплощает сценарий соплеменника и коллеги по цеху, сужая весь мир до одного затерянного городка, надежды и веру во что-то светлое до горстки подростков-аутсайдеров. История не выглядит реальной, но и утверждать, что такого быть не может, я бы не рискнул.
«Дорогая Венди» фильм светлый, вселяющий надежду, после просмотра не хочется разбить Триеру нос, как после его «Рассекая волны» или «Догвилль», а даже наоборот – пожать руку.
Сразу скажу, что данный фильм не предназначен для излишне рациональных, лишённых абстрактного мышления людей. Прочитав несколько рецензий на кинопоиске, мне стало даже как-то не по себе. Когда человек видит только поверхностные «бытовушные» моменты и при этом не замечает аллюзий и скрытого смысла, это уже его личная проблема, но никак не проблема создателей фильма.
Действие происходит в сером захолустном городишке, где все проживают скучную, однообразную жизнь. Это своего рода одна жизнь на всех. И вот, главный герой фильма и его напарник Стив всё-таки выбиваются из этой массы. Они следуют своей мечте до конца, хотя в сущности, почти и не представляют себе, какая она есть, эта их мечта.
Изначально оружие было для них чем-то вроде психологической опоры, средством от нерешительности и страха перед окружающим миром. Это больше чем личная вещь, пистолет – самый близкий друг. И, конечно же, они не собирались использовать его по назначению, но ведь, как известно, всякая вещь рано или поздно находит своё применение, точно так же, как и срытые наклонности человека когда-нибудь проявляют себя.
Мало кто заметил, что главным образом в фильме развёрнут конфликт между внутренним миром человека и суровой действительностью. Реальность не выносит отступлений от нормы, «взрослый» мир заживо пожирает мечтателей. Мне кажется, фильм именно об этом.
Особое внимание следует обратить на финальную сцену, ведь именно в ней заключена картина современного мира. Все эти плешивые глупые полицейские, жирные бородатые начальники с отвисшим брюхом – это и есть власть. Власть любого государства. Именно они готовы задушить и нейтрализовать всё самое лучшее в этом мире: фантазии, молодость, силу, волю и свободу. Столкнувшись с ними, любому пацифизму так или иначе приходит конец. Да и что в сущности представляет собой пацифизм? Отсутствие реакции на раздражители? Умение терпеть пинки и унижения? Именно это предлагает человеку само слово «пацифизм». Терпеть и ждать, что когда-нибудь всё изменится к лучшему. Конец этого фильма представляет собой конец пацифизма.
Венди – это не просто оружие смерти. Для главного героя это ещё и важная часть его мечты, его личный путь к освобождению. Это часть его самого.
Чья сторона победит? Пока что выигрывают те, кого больше. Может, когда-нибудь всё изменится. Хотя финальная сцена почти не оставляет на это надежды. Мир старый, больной и глупый, а мечты обречены на гибель под пулями невежд.
Художественное решение вполне неплохое, музыкальное сопровождение мне также понравилось.
«Дорогая Венди» - фильм о группе подростков, не преуспевающих среди сверстников, но зато нашедших себя в обращении с огнестрельным оружием. Они собираются в заброшенной шахте, организовывают клуб единомышленников, придумывают ритуал посвящения, дают имена своим револьверам. Ребята очень бережно и даже нежно относятся к своему оружию. Повествование ведется от лица главного героя, который на протяжении всего фильма обращается к своему револьверу по женскому имени «Венди». Он так его любит, что даже в некоторых моментах проявляет ревность и говорит, что мечтает умереть от сквозной пули «Венди».
Подростки, называющие себя «Денди», своим главным принципом провозглашают пацифизм. Очевидно, что две, по сути, противоречащие друг другу идеи – пацифизм и умелое обращение с оружием – когда-нибудь пересекутся и выльются в непоправимую ситуацию. Так и происходит в картине. Правда точкой соприкосновения становится совсем уж надуманная и нереалистичная ситуация – бабушка, которая хочет сходить к своей кузине, но боится бандитских группировок на улице.
Молодые денди вызываются ей помочь, но ситуация выходит из-под контроля и нервная бабушка застреливает полицейского. Не люблю в своих отзывах пересказывать фильмы, но здесь это просто необходимо, чтобы описать весь абсурд происходящего. После такого поворота событий денди не успокаиваются и прячут бабушку в надежде все-таки еще провести ее к кузине. Почему-то идеи денди о пацифизме в этот момент перерастают в слепое стремление завершить начатое дело любой ценой.
Вопрос: ради чего такие жертвы? Что и кому они пытались доказать, мне так и не понятно. Честью и пацифизмом это никак не назовешь, а вот глупостью и абсурдом – пожалуйста. Впечатляет смелость ребят, ни один из которых, ни на секунду не задумался, что творят они совсем неблагородное дело, застреливая направо и налево полицейских.
Разрушенный пацифизм не имеет под собой никакой почвы, что делает идею фильма просто несуразной. Кино – сплошная гипербола, пропитывающая все стороны жизни американского городка – от боязни старушки выйти на бандитскую улицу (но здесь сошлемся на, извиняюсь, маразм) до самопожертвования подростков, которые как будто вообще не понимают, что они творят.
Начало фильма заставляет вспомнить чеховский афоризм о том, что «если в начале пьесы на стене висит ружье, то до занавеса оно должно выстрелить»?
Однако тот факт, что в этом фильме его «повесили» буквально на наших глазах, ни в коей мере не делает развязку предсказуемой, ибо сценарий писал сам Маэстро Ларс фон Триер, который имеет полное право на титул «непредсказуемый».
Томас Винтерберг, снявший в свое время потрясающий фильм «Торжество». Догма № 1, по уровню таланта и оригинальности своему знаменитому коллеге подстать.
Эта пара достойных единомышленников создала картину, которая весьма убедительно показывает опасность фетишизма. Никакие внешние атрибуты не способны кардинально изменить личность, но некоторые способны создавать иллюзию такого изменения...
Впрочем, в фильме о подземном «храме» слишком много подводных русел для течения мыслей, чтобы чей бы то ни было спойлер смог ответить на все вопросы, которые рождаются по ходу просмотра и после него.
Вторая, после провального сумбура «Все о любви», американская картина Томаса Винтерберга, снятая через год после «Догвилля», по мнению многих критиков и зрителей, укрепила антиамериканскую репутацию Ларса фон Триера, сценариста этой ленты, однако, на мой взгляд, «Дорогая Венди» при всей кажущейся абсурдности нарратива – вовсе не «черная» комедия, как некоторые считают, а полноценная драма, даже трагедия о молодости, сошедшей с ума от своей всесильности. Совершенно неверно некоторые критики пытаются трактовать фильм Винтерберга как марксистское высказывание о помощи обездоленным и стихийном молодежном сопротивлении несправедливости. «Дорогая Венди» - кино все же об антигероях своего времени, по сути дела притча о «белой и пушистой» Америке, ради кажущихся благими целей проливающей кровь на разных континентах.
По сути дела Винтерберг при помощи действительно мощнейшего сценария Триера, написанного как большая литература (даже стилистически), смог показать, как в нашем мире перемешано добро и зло, и все попытки силовой защиты добра всегда оборачиваются кровью и страданиями. Действительно, еще в «Догвилле» Триеру удалось показать вошедшую в кровь американцев мнение о собственной непогрешимости и проистекающее от этого невероятное фарисейство и лицемерие. В этом смысле «Дорогая Венди» - безусловно, продолжение и углубление мессиджа «Догвилля». Подростки, влюбленные в оружие, изучающие механизмы смерти от него, упражняющиеся в стрельбе и при этом декларирующие себя пацифистами – это конечно саркастический оксюморон. Однако, помимо этой детали сарказма в картине нет, это почти античная трагедия, берущая высокую ноту взвинченного драматизма уже сначала – с писем главного героя своему оружию.
Винтерберг и Триер почти в духе психоанализа раскрывают сексуальность оружия, его фаллическую суть и проистекающую от обладания этим суррогатом фаллоса уверенность. Однако, авторы «Дорогой Венди» убедительным образом показывают, что это нагнетание сексуальности нуждается в разрядке, в демонстрации, и она обязательно произойдет самым кровавым образом. Собственно нагнетание саспенса в первых двух третях картины, в финале обернется почти боевиком. Мастерство создателей – в том, что смотреть фильм не скучно, даже когда в нем еще нет насилия, даже тогда когда оно еще на началось, но вот-вот разразится. В то же время «Дорогая Венди» - фильм не только о любви к оружию, почти сексуальной и оттого стопроцентно извращенной (как было в гениальной ленте Хотиненко «Макаров»).
Винтерберг и Триер сделали потрясающую картину о слепой вере в свою правоту, делающей фанатиками не только американских военных и политиков, но и простых жителей, населяющих США (вспомним, ведь Грейс в «Догвилле» конфликтует именно с обычными жителями городка). Этот великодержавный шовинизм, свойственен не только США, но всем, кто готов во имя кажущегося чистым и невинным добра проливать кровь. Казалось бы подростки хотят помочь чернокожей бабушке попасть к подруге, что тут плохого? Но кровавый гротеск не заставит себя долго ждать. «Дорогая Венди» - по сути очень актуальное кино о том, как погибают от меча те, кто взял этот меч. Это притча на все времена под кажущейся легкой музыку группы «Зомби» (что тоже не случайно): оружие, вера в свою правоту, кажущиеся благими цели превратили простых американских подростков в социально опасных зомби. Как это знакомо всем, пережившим идеологическое ослепление!
Через год после 'Догвиля' Ларса Фон Триера его друг и соратник по манифесту 'Догма 95' - Томас Винтерберг снимает фильм по сценарию всё того же Ларса Фон Триера 'Дорогая Венди'. Нельзя не заметить схожесть постановки, выразившуюся, в том числе и в схематичности изображения места действия, что рождает ассоциации с некоторой театральностью. Фильм безусловно интересен в первую очередь, как режиссёрская работа, однако, в отличии от 'Догвиля', я не могу сказать, что он чем то цепляет, поднимает какие то глубокие вопросы или оставляет какие то важные темы для рассуждения. Единственная мысль, которая чёрным по белому проходит через весь фильм - это идея, что уверенность, которою приносит обладание оружием, обязательно приводит к моральной готовности его использовать. Оружие и пацифизм не совместимы, а между злом и добром с кулаками грань слишком тонка. В любом случае, чеховский принцип, по которому ружьё, весящее на стене в первом акте, обязательно должно выстрелить во втором, был соблюдён полностью. Возможно я не до конца понял фильм, но на данный момент это самая слабая работа Ларса Фон Триера из всех, что я видел.
За окном тихий провинциальный городок. Это даже не городок, а скорее небольшое село. Да и как можно назвать городом несколько покосившихся старых домов да две шахты, одна из которых хоть и выглядит величественно, но давным-давно заброшена. Жителей здесь живет совсем немного и почти все они работают на шахте. А что им остается делать? Традиция такая. Отцы приводят своих детей на шахту еще совсем юными. Они не оставляют им выбора. Да и какой может быть выбор, если никакой другой работы фактически и нет. Но такая работа совершенно не подходит для девушек. Может их поэтому в городе почти и нет. Не показывают нам их. Девушки - это украшения жизни, а такой захолустный и пропитанный грубостью город не достоин красоты. В городе есть только суровые мужчины и тихие обветшалые улочки. Улочки, на которых скучно и опасно. Потому что именно скука порождает паранойю и страх. Именно она ожесточают сердца и души людей. Именно из этого города вырастет потом Догвилль. Город мертв. Он пал духом уже давно, а люди в нем живут скорее по привычке.
А что делать в таком городе подросткам? Молодым парням и девушке, умы которых еще не разъела окончательно провинциальная атмосфера? Им нужно убежать. Нет, не из города, конечно, а от реальности. Создать свой маленький клуб по интересам. Сплотиться вокруг идеи и друг друга. А как же иначе, ведь только так можно оставаться молодым и сильным духом. И в этом своем мире можно познать любовь и дружбу, пережить ревность и боль. А уж что это будет за идея не суть важно. Главное верить в нее всем сердцем. Главное быть уверенным. Ведь уверенность в себе придает сил и такие чувства как страх и паранойя, сковавшие город тяжелой цепью, не могут проникнуть в души людей, умы, которых защищает идея.
Но ведь нам, простым зрителям, охочим до крови и развлечений, все это неинтересно. Ведь, правда? Зачем нам простые американские подростки из глухой глубинки. Нам нужен шок, нас нужно удивлять. Вот режиссеры и ведутся на поводу. Даже такие верные своим идеям артхаусные мастера как Томас Винтерберг и Ларс фон Триер. А может они просто заигрались и не почувствовали как легкий ветер уносит их с пути светлых мыслей. И если первый хотя бы подошел к делу ответственно, то второй, похоже, состряпал свой сценарий на левой коленке минут этак за мало. Слишком уж большие дырки он забыл залатать. А это наплевательское отношение к зрителю… Нельзя же уважаемый Ларс так поступать. Глупо это смотрится, когда события вытекают не из рамок логики, а из рамок эпатажа. Вы застряли на пол пути от развлекательного фильма к артхаусу и написали сценарий настолько сырой, что если бы не великолепная игра молодых дарований и уверенная режиссура, давиться бы вам им в полном одиночестве.
Вы уважаемый товарищ Триер впервые промахнулись. Пожалуй, впервые за всю свою серьезную карьеру выдали публике сценарий, который не просто страдает от провисания в середине сюжетной линии, как это у вас часто случается, но так же, что прежде было чем-то неслыханным, обладает целым ворохом нестыковок и дыр размером с футбольное поле. Однако Ваша рука чувствуется. Даже стоя всего лишь за плечом режиссера Вы словно серый кардинал, опять будите пытаться шокировать под конец, опять будите строить по уже привычной схеме свой механизм по выколачиванию эмоций. Да вот только без толку. Не сработает ловушка, а трагедия превратится в фарс.
Однозначно может. Фильм про дружбу мальчика и его пистолета по определению является скучным. Но томящее ожидание чего-нибудь неожиданного заставляет досмотреть его до конца. И вы не пожалеете.
Страсть героев к огнестрельному оружию перерастает в безумную навязчивую идею. Сначала зритель думает, что оружие делает их уверенней в себе, даёт им чувство безопасности. Но буквально в один момент видение переворачивается. И вы начинаете смотреть на происходящее совершенно по-другому. Это больше не безобидный клуб по интересам, а зарождение группы психопатов.