В Гарвард на философский факультет заезжает поток первокурсников. Девочки, кутежи, веселые приколы… нет, это все не в Гарварде. Диплом выпускника лучшего университета планеты открывает перед счастливчиком практически золотую карьеру в жизни. Но чтобы выгрызть этот диплом, нужно оседлать какую-то немыслимую по нагрузке программу. И ад для студентов начинается уже с самого начала. Особенно на курсе старого прожженного мерзавца-перфекциониста Чарльза Кингсфилда, который слабаков начинает ломать уже с порога. И один из студентов-новичков Джеймс Харт одержим идеей понравится Кингсфиду, но это сделать почти невозможно, особенно, если ты еще и спишь с дочерью старого профессора.
Чертовски увлекательная лента, передающая особую атмосферу гарвардского состязания умов. Особенно интересно, что за постановку взялся сравнительно молодой (37 лет) сценарист Джеймс Бриджес, для которого это была только вторая работа в режиссерском кресле. Бриджес же собственноручно и перелопатил роман некоего Осборна-младшего, создав атмосферно-конкурентный фильм с яркими типажами и характерами. Хотя совсем уже идеальным сюжет назвать точно нельзя. В фильме явно провисает любовная линия двух главных персонажей, которая особо не несет никакой смысловой нагрузки. Ну трахается главный герой-студентик с дочерью своего кумира-преподавателя, которого он и обожает, и ненавидит одновременно. И что? На взаимоотношение-противостояние по линии «студент – преподаватель» в фильме это никак не отображается.
Но все же главное в фильме – это очень детально проработанная и смачно поданная атмосфера учебы и подготовки к экзаменам. Весь фильм дышит этим студенческим волнением и пониманием того, что провалившийся… нет, не идет под эшафот. Ведь быть где-то барменом, который пивному посетителю может мимоходом сказать, что учился де когда-то в Гарварде – это тоже не так уж плохо. Хуже другое. Увидеть где-то по телевизору своего одногруппника в кресле Верховного судьи США, а то и в Овальном кабинете. Вот это будет больно. И Бриджес по какому-то наитию передает все эти переживания чертовски интересной студентоты, которая в любом другом вузе считалась бы космически заумной.
Ну и, конечно же, без четко прописанных и сыгранных характеров тут не обошлось. По сути, весь фильм тянут только двое – сопляк и старик. Сопляк умный и в меру дерзкий. А старик одной фразой может обрушить все ожидания и спесь умного и дерзкого. Студента Харта очень качественно отыграл 22-летний Тимоти Боттомс, который уже светился в заглавной роли у Питера Богдановича в «Последнем киносеансе». Боттомс практически показал, каким должен быть идеальный студент – одержимым, настырным и одновременно, не просирать чувство собственного достоинства, которое в бумажной погоне часто теряется в интеллектуальном хаосе.
Ну а преподавателя Кингсфилда шикарно исполнил 71-летний Джон Хаусмен, который за эту роль безальтернативно заслуженно получил «Оскар». Вообще, в Голливуде Хаусмен человек не случайный – достаточно именитый продюсер с массой удачных проектов и богатым бродвейским бэкграундом, ведущим свой отчет еще с 30-х годов. Но вот эта роль для Хаусмена стала полноценно дебютной и сразу же старик получил статуэтку. Вполне возможно, что и внутренняя киноакадемическая тусовка этому поспособствовала, но Хаусмен и без помощи своих приятелей по цеху был чертовски хорош. Более того, через 5 лет стартанул одноименный сериал, в котором все тот же Хаусмен сыграл главную роль. И сериал продержался аж до 1986 года, а закрыт был когда ведущему актеру было уже хорошо так за 80. Согласитесь, продолжать снимать сериал, в котором заглавную роль играет старик, стоящий одной ногой в царстве Аида, несколько рискованно. К тому же актер таки умер через год после окончания съемок. Но все это как раз говорит, что в продюсере на финише жизни проснулись недурственные актерские задатки, вершиной которых стал как раз этот фильм.
По третьей главной исполнительнице Линдси Вагнер (девушка Харта и дочь Кингсфилда) я уже сказал опосредованно вначале. Симпатичная девушка-актриса (кстати, пришла с модельного бизнеса), но ее персонаж особой нагрузки не нес. С другой стороны, постановку точно не портила.
Один из лучших интеллектуальных фильмов о настоящей студенческой жизни. Ну и очень качественная реклама Гарварда. Хотя какая в принципе нужна реклама Гарварду?
Говорят, студенческие годы – самые лучшие в жизни. И с этим не поспоришь. Действительно, это самое лучшее время для раскрытия себя как личности, время первой настоящей и, возможно, вечной любви, время совершать ошибки и, самое главное, время определиться с выбором, кем именно ты хочешь стать в будущем. Подобная идея легла в основу психологической молодежной драмы «Бумажная погоня».
Синопсис Первокурсник Джеймс Т. Харт поступает на юридический факультет Гарвардского университета и сразу же погружаются в бурную студенческую жизнь, посвящая себя учебе, научным кружкам и интрижкам на личном фронте. Но самое главное для Харта – это завоевать уважение легендарного преподавателя профессора Кингсфилда. Ситуация усугубляется, когда Джеймс узнает, что начал встречаться с дочкой профессора.
В целом игра актёров мне понравилась, но я бы выделил из всего состава только двух – Тимоти Боттомса и Джона Хаусмена. Тимоти Боттомс мне знаком, прежде всего, по главной роли в культовой драме «Последний киносеанс», где он сыграл техасского школьника 50-х. Здесь он предстает перед нами в роли молодого студента, который познает жизнь, наслаждается минутами с любимой девушкой и, конечно, пытается стать настоящим юристом и завоевать уважение строгого профессора Кингсфилда. Последнего сыграл актер Джон Хаусмен, который получил премию Оскар за эту роль. Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что он сыграл классического строго преподавателя, но здесь он сыграл настоящего преподавателя, для которого важно вбить в голову студентов, что те как будущие юристы должны уметь, прежде всего, анализировать и понимать те или иные вещи, а не просто знать их.
Режиссёр Джеймс Бриджес снял молодёжную драму, которая подойдёт для всех возрастов. В ней отсутствует плоский юмор на тему пьянки и первого секса. В центре внимания находится исключительно студенческая и, чтобы внести ясность, учебная жизнь главных героев. Режиссёр довольно-таки реалистично отобразил стремление обычного студента произвести впечатление на известного преподавателя. И Джеймс Бриджес показывает нам это, периодически останавливаясь на сюжетных линиях, посвященных любовной интриге Джеймса или его сокурсникам.
Сценарий Как уже было сказано ранее, в центре развития сюжета находится студенческая среда первокурсников Гарвардского университета. Главный герой Джеймс Т. Харт мечтает стать юристом, а для этого выучиться у легендарного строгого преподавателя профессора Кингсфилда. Параллельно с этим герой начинает встречать с замужней, но пытающейся развестись девушкой Сьюзан, которая оказывается еще дочкой профессора. Помимо Харт вступает в учебный кружок молодых студентов-юристов, у каждого из которых свои скелеты в шкафу, с которыми должен совладать Джеймс. По ходу развития сюжета напряжение нарастает, Джеймс пытается разобраться в себе и, наконец, произвести впечатление на профессора Кингсфилда. Конечно, вся история заканчивается хорошо, но в сценарии лежит глубокая мысль, что для Кингсфилда Джеймс, несмотря на его ценный талант, все же такой же студент, как и сотни других до этого.
Итог «Бумажная погоня» - мне понравился. Фильм простой, но не скучный. Сюжет не запутанный, легкий для восприятия, однако смотрится с увлечением. Образы персонажей прописаны детально и отображены на экране в красивом ракурсе. Конечно, обыденному зрителю может показаться штампованной основная идея фильма, но лично мне кажется, что в этом и заключается основная изюминка фильма, которая делает его привлекательным для просмотра.