Что же ты потупилась в смущеньи?
Посмотри, как прежде, на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком неподкупном свете дня.
А. Блок.
Алжбетта Батори ( есть несколько вариантов передачи ее имени, и в данном отзыве я буду пользоваться вариантом, указанным выше) - вторая после китайской императрицы Циси, известная истории женщина, которая меня интересовала, поэтому фильм о ней я просто не могла пропустить.
Но впечатление сие кинематографическое творение оставляет крайне противоречивое. С одной стороны, перед нами качественная костюмная драма, сделанная так, что в ее правдоподобии сомневаться как-то не хочется.
Но с другой стороны душа не просто протестует, она восстает против романтизации такой личности, как Алжбетта Батори.
Можно согласиться с тем, что графиня, возможно, пострадала из-за ложных обвинений недоброжелателей. Но ведь и святой она не была, и никак не могла быть после всех тех ужасных легенд, которые бродили по Венгрии.
Кстати, неправдоподобия в фильме много. Смотрится он как сказка, завуалированная под реальные события. Приплели зачам-то Краваджо, который никогда не покидал Италии. Согласитесь, в эту историю вполне мог затесаться итальянский живописец. Вот только столь известную фамилию использовали ради достоверности (в кавычках).
Поймите меня верно, я вовсе не критикую, фильм сделан на высоком уровне. Анна Фрилл, Карел Роден и Винсент Риган справились со своими ролями великолепно. Антураж эпохи передан прекрасно - это и костюмы и замки и приемы и подземелья.
Просто впечатление после просмотра создается такое, будто собрались как-то венгерские кинематографисты и решили изготовить достойное кино о своей родине. Но знает ли мир хоть одного известного венгра? Как оказалось, кроме Кровавой Алжбетты и нет исторических личностей. Но тот ли это образ? И не проще ли его обелить? Скорее всего не найдется фанатиков, которые станут перелопачивать историю 400 летней давности, чтобы докопаться до истины.
Итак, встречайте - красивая, немного печальная, с привкусом грустной романтики, фантазия на историческую тему.
Что-то сильно напомнил мне словацкий режиссер, нашего русского Бекмамбетова в попытках вывести отечественный кинематограф в коммерчески более выгодную жилу. Благородно. Но фильмы иногда получаются, что тут говорить, весьма спорные. Не Голливуд же, таких бюджетов здесь нет, чтобы снять даже приличную костюмированную драму с элементами эпика.
По различным сведениям, у создателей в руках был бюджет, плюс минус 10 млн. евро, не так и мало, в общем то. Чешское телевидение пригласило на главную роль звезду британского кино и ТВ Анну Фрил, видимо для того чтобы продвинуть свой продукт на другие рынки. В России тоже ожидается премьера, осенью.
Легенды о кровавой графине слышали наверно многие. О ее вечной молодости. О том что в подвалах Чахтицкого замка, стоят каменные, огромные ванны, заполненные кровью девственниц-служанок, где Батори купалась, чтобы как можно дольше не стареть. В совокупности с реальной историей, материал выглядит довольно любопытно. Режиссер решил действовать методом «и вашим и нашим», но в итоге получилась затянутая сказочная каша для взрослых. Впору только давать премию в соответствующей номинации.
Первое, что бросается в глаза, так это неуместные сражения, лучше бы чтоб их вообще тут не было. А то сразу встает вопрос: а где же они, эти знаменитые пресловутые битвы огромных армий? В 'Батори' сей момент выглядел примерно так: вышли пьяные хлопцы из трактира в ало-пестрых костюмах, как петухи на восходе, и давай хаотично набивать морды друг другу. Понятно, что ничего кроме сконфуженной улыбки это «зрелище» вызвать не может. Вспоминается удачный и неудачный опыт из фильмов про Елизавету с Бланшетт: когда в первой части сей момент просто опустили и показали итог битвы, а в «Золотом веке» решили все-таки показать морское сражение, где слова 'четкость' и 'внятность' постановщику не были известны. Тут похожая история. Ну да ладно, спасибо хотя бы на том, что битв не так много.
Режиссер решил вопреки всем легендам очеловечить Батори, и показать ее с другой стороны, о чем нам собственно и говорит слоган: «у легенд много лиц». Весьма спорный момент, но это ему скорее удалось, конечно же, не без помощи великолепной игры Анны Фрил в разнообразных красочных костюмах, париках, прическах, видах, положениях и эмоциях. Что говорить: бомба, она и в Африке бомба, и в Чехии. Но как известно, даже самым сильным актерам нельзя полностью вынести на своих плечах фильм, особенно когда у него слишком затянутый и местами плохо прописанный сценарий.
Кино поделено на три части. Это и утомляет, потому что даже с такой натянутостью фильм не идет плавно. В первой половине нас знакомят с Батори, окружением, с ее фаворитом - венецианском художником, показывают сильный характер графини. Во второй части кино переходит в планку «сказки», где уже прокрадываются сомнения о вменяемости главной героини. И в конце окончательные заговоры в лице Карела Родена, известного российскому зрителю по фильму «Беги без оглядки» (тот, кто вечно русских психопатов в Голливуде играет). Повествование ведется якобы от монаха и его ученика. Эти два персонажа прописаны ужасно и портят общее впечатление своими неуместными «походами».
Жестокости в фильме о «кровавой графини» хоть отбавляй, но можно было и больше показать, а вот от избыточной «открытой» эротичности лучше б и отказались, а то иногда создается впечатление о сильной озабоченности режиссера. Шутки не смешны, моменты саспенса, которых очень мало, не пугают. Однообразные показы камеры в совокупности с дешевыми интерьерами мозолят глаза. Режиссер наверно хотел показать многое, историю полную слез, и кино на грани сказки и сюрреализма, или все-таки костюмированную драму?
Этот фильм получился «неправильным», или я его не правильно понял?
История подобна гвоздю, на который можно повесить всё, что угодно.
Александр Дюма-отец
Начало XVII века. Год 1614-й. В кладбищенской тишине мрачного, сырого подземелья Чахтицкого замка, подаренного супругом вместе с обручальным кольцом, одна - в компании тощих, голодных крыс, мерзких пауков и склизких мокриц, доживала свои последние дни на бренной земле, проклятая людьми и готовая предстать пред Высшим судьёй, графиня Елизавета (Эржбет) Батори - неординарная представительница влиятельнейшего венгерского дворянского рода. Племянница польского короля и великого князя литовского, внучка палатина Венгрии (второго после короля), жена генерала, командующего армией в войне против Османской империи обладала достаточным авторитетом, богатством и реальной властью, той самой, что развращает, - графиня Дракула, окрещённая так века спустя автором одного из многих готических романов, вписала своё имя кровью во всемирную историю смертных грехов человечества, заняв в ней нишу бессменного лидера по числу совершённых массовых убийств невинных жертв. Вы это знали? Так забудьте. Существует иная версия тех же исторических событий - взгляд с иного ракурса, положенный в основу настоящего фильма.
Если верить Плутарху, историк-недоброжелатель из многих рассказов всегда выберет те, в которых исторический персонаж предстаёт в более мрачном свете. Ровно это и произошло с графиней Батори - слухи и легенды стали частью истории, при том, что писали её победители, и сито, отсеивающее зёрна 'правды' от плевел 'лжи', находилось в их руках. Приступая к работе над исторической драмой, словацкий режиссёр Юрай Якубиско критично отнёсся к легендам и мифам мадьяр и предложил зрителю альтернативную версию, дав пищу для размышлений. В ней всё по Бернштейну - экономические интересы являются повторяющимися решающими факторами, основной сутью исторического процесса. В фильме это выглядело примерно так. Ватикан и тогдашний палатин Дьёрдь Турзо, словно мартовские коты, похотливо облизывались, взирая на карту Венгрии. Треть земель на ней принадлежала Елизавете Батори. Кардинал был взбешён отказом графини передать своих подданных в лоно католичества, поскольку сама она была протестанткой. Памятуя о кровавых переделах сфер влияния между филиалами ЗАО 'Сакральная связь' (Мы первые на связи с Отцом небесным), расчерчивавших огнём и мечом границы охвата своих сетевых операторов, можно предположить, что в овдовевшей графине духовники и законники видели лёгкую добычу. Её казнь давала формальное право забрать принадлежавшие Елизавете земли, разделив их между церковью и правительством, а потому Турзо лично возглавил расследование и вскоре нашёл, а скорее всего сфабриковал, все необходимые доказательства, составив протокол допроса 300 свидетелей, давших нужные следствию показания, правда лишь под жесточайшими пытками. Наиболее приближённые слуги Батори стремительно перешли из разряда свидетелей в соучастники и незамедлительно были казнены. Вскоре были сожжены и все архивы по делу графини, словно мостики между прошлым и будущим. То есть, 'историческая правда' опиралась лишь на упомянутый протокол, состряпанный не беспристрастным Дьёрдем Турзо, поддержанным Ватиканом, и утверждённым императором Священной Римской империи Матвеем II. Всё остальное - слухи и сплетни или словами Дидро - 'В истории любого народа найдётся немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой'.
Юрай Якубиско не навязывает представленную историю, как единственно верную, но его версия ничуть не хуже официальной. Режиссёр подаёт её как фэнтази, отсюда и умбэковские монахи-летописцы, от имени которых ведётся повествование. Они же - шпионы, посланные Ватиканом, а по степени изобретательности сравнимы с гением Леонардо. Всё это вызвало лишь добрую улыбку, как и задумывалось автором. Другой фэнтезийный персонаж, имевший своего двойника в реальной истории, - Меризи да Караваджо, жизнь которого была описана в своё время чуть ли не по дням и дальше Мальты он, определённо, не уезжал. Его появление в Венгрии и love story с графиней - художественный вымысел, хотя взрывной характер и бисексуальные пристрастия живописца соответствуют истине. Елизавета также была бисексуальна в жизни, но это совершенно не ложилось в канву создаваемого положительного образа и оттого ей откорректировали ориентацию, более того, она сама довольно забавным способом проделала то же самое со странствующим художником. Кстати, о художниках. Сохранился единственный прижизненный портрет графини кисти неизвестного автора. Определённо, это не Караваджо с легко узнаваемым караваджизмом. Портрет Елизаветы разительно отличается от сыгравшей её симпатичной Анны Фрил. На лице графини отчётливо просматривается печать вырождения - следствие череды близкородственных браков. Елизавета также была замужем за собственным родственником Ференцем Надашди (Винсент Риган) из другой ветви рода Батори. Юрай Якубиско снял с графини главное обвинение - Батори не была кровожадной. Да, она принимала омолаживающие ванны, но вовсе не из крови юных девственниц, а из отваров целебных трав красного цвета. Будучи протестанткой, по сути, она оставалась язычницей, прибегая к услугам то ли ведуньи, то ли знахарки Дарвулии. При этом она и сама хорошо разбиралась в фитолечении и иной натуропатии. Что касается жизни семейной, возможно, Елизавета была верна своему супругу, известный случай ускорившей свадьбу добрачной беременности в 14 лет от лакея не в счёт, по понятной причине ему не нашлось места в фильме. А любовная интрижка с художником, очевидно, придумана с целью подчеркнуть её изысканный вкус и стремление к прекрасному. Да, непросто девушке одной, коль муж 15 лет воюет. Его редкие визиты в фамильный замок, как правило, заканчивались в постелях служанок, но, тем не менее, детей у графини было пятеро (по иной версии 10). «Брак не имеет отношения к любви».
Век XXI. Год 2008. Полуразрушенный Чахтицкий замок теперь уже на территории молодой суверенной Словакии, за всю свою историю практически не знавшей независимости. Стране нужна собственная мифология и если нет героев, то их нужно придумать. Антигерои отбрасывают негативную тень на весь народ. Словаки здесь не исключение, на наших глазах подлецы превращаются в едва ли не небожителей. Нужна легенда, и венгерский историк Ласло Надь её сотворил, а словацкий режиссёр перенёс на экран. Со временем эта версия будет во всех учебниках истории Словакии и крепко засядет в подсознании новых поколений. Но вспомним историю, которую мы знали до просмотра фильма. Где правда? Как всегда - посередине, поскольку графиня Елизавета Батори, прежде всего, была женщиной со всеми свойственными ей противоречиями.
Графиня Батори - самая красивая, богатая и влиятельная женщина Венгрии 16 века. Секрет ее красоты окутан тайной, и режиссер решил преподнести нам свою версию. И у него получилось отлично.
Актеры.
Анна Фрил воссоздала образ Графини просто шикарно. Образ Батори я запомню именно такой, прекрасной и умной и в тоже время ужасной в гневе и страдающей от предательства близких.
Карел Роган – его герой главный злодей так желавший получить Елизавету и все её имущество. Типичный персонах 16 века интриган и жестокий человек не останавливающийся не перед чем в своей алчности и стремлению к власти и богатству.
В целом актерская игра очень порадовала, все персонажи интересные и запоминаются на долго.
Сюжет.
Очень хорош, интересный и запутанный (может даже чересчур). Если в начале картины все выглядит стандартно как в легендах и сказках, здесь ведьма, там околдованная ею Графиня и простолюдины, страдающие от всего этого. Только к концу фильма начинаешь понимать, где добро, где зло.
В итоге получилась отличная картина о Легендарной Кровавой Графине Батори.
Юрай Якубиско создал картину о драме жизни Сильной Красивой Женщины, в мире котором добро и зло переплелись очень тесно. Продажная церковь «святым мечем» губит неугодных себе людей, где война царит буквально везде. Мир порочный и жестокий Елизавета должна соответствовать этому миру хочет она того или нет.
P.S. Фильм довольно жесткой и «взрослый» и красивой сказки ждать не стоит. Картина не для широкой публики это точно, можно сказать на любителя. И если вы любитель исторических драм в духе Жанны Д’арк и Золотого века, посмотрите эту картину равнодушной она вас точно не оставит.
Посмотреть фильм решилась из интереса. Я прочитала книгу Андрея Кодреску, американца венгерского происхождения, 'Кровавая графиня' про Эрджбету Батори (именно так ее имя перевели переводчики). Книга меня потрясла, очень похожа на документальное чтиво, там были даже выписки из протоколов допроса Дарвулии и других служанок... Роман шокирует - это бесспорно. Жаль, найти его совсем непросто, книга была выпущена маленьким тиражом и в продаже ее не сыскать. По рекомендации фильм позиционировался как нечто совсем противоположное книге, нечто оправдательное, разрушающее кровавую легенду. Я не могла его не посмотреть!
Как и все исторические костюмированные фильмы, его не назовешь легким для просмотра. Поэтому все кто любит развлекательные фильмы - это не для вас. Долго, иногда, чего уж скрывать, немного нудновато (но опять же - это беда большинства исторических фильмов). Но, как ни странно, фильм не лишен юмора! Были моменты, которые меня очень рассмешили. Эти забавные монахи...
Главная героиня Батори - восхитительная, прекрасно образованная женщина, о чьей красоте слагали песни и посвящали ей стихи. Вышедшая замуж и (о чудо!) полюбившая своего мужа и любимая им, тем не менее обречена на одиночество в холодных стенах замка, в то время как благоверных годами в походах рубит мечом неверных... Заводит роман с художником непонятной ориентации - и не понятно, действительно влюбляется или так, от одиночества. Растит детей. Будни богатой (семья Батори была богаче самого короля), изнывающей от одиночества дамы.
Сюжет меняется с появлением Дарвулии. Колдуньи, которая возникает при странных обстоятельствах и впоследствии оказывает огромное влияние на графиню и пользуется ее полным доверием. И тут есть свой секрет...
И вот любимый муж погибает на поле боя. И не успели его закопать, как ближайший друг семьи просит отдать обещанное мужем... И вот тут графиня делает роковую ошибку - она не идет на уступки и наживает себе смертельного врага. А враг еще и влюблен. Адская смесь - любовь и алчность, сыграли против хрупкой, но сильной женщины, которую не раз предали и которая осталась без союзников в неравной борьбе! Враг силен, хитер, богат, влиятелен и не остановится ни перед чем!
Бедная, бедная Эржебет! Но тебя не сломили! Фильм поет гимн всем сильным, смелым и храбрым женщинам. Я окончательно запуталась, я почти поверила создателям фильма. Теперь, мой взгляд, на события той давности не такой однозначный! И только за это ему можно поставить
Фильм красивый. Режиссеру удалось передать эпоху того времени, показать историческую Венгрию, замки, одни костюмы, прически чего стоят. Все на уровне.
Но по сюжету фильм разочаровал. Многие исторические источники утверждают, что графиня была сумасшедшей и от ее руки погибло не менее 650 девушек. Она была лесбиянкой, и никакой любви между супругами не было, он все время был на войне, детей с ней тоже не было, потому что по тем традициям их отдавали на воспитание в знатные семьи. В общем, много несостыковок в сравнении с историческими источниками. Конечно, это личная точка зрения режиссера, но я в нее не верю. 650 жертв куда-то же, наверное, делись? И не просто так 400 лет Эржбетту Баторий помнят. Хотелось увидеть что-то по достовернее, чем его сюжет, что бедную графиню оклеветали и никого она не убивала.
Фильм ощутимо затянут.
Актриса подобрана отлично, и по внешним данным идеально подходит для роли Эржбетты.
Посмотреть этот фильм меня сподвигла книга про графиню Елизавету Батори, величайшую убийцу-женщину в мировой истории. Недолго думая я нашла одноименный фильм, вот только не знала, что это взгляд с другой стороны, где Елизавета – не монстр, а жертва, несправедливо обвиненная и принявшая ужасную смерть.
Фильм довольно интересный. Несмотря на длительный хронометраж, он не кажется скучным или затянутым. Красивые виды, вычурные наряды и – что важнее всего – убедительные герои заставляют усомниться в общепринятой версии жизни и смерти Кровавой Графини. Здесь она не идеал, не чистый непорочный ангел, нет, она просто женщина со своими недостатками, но никак не чудовище, как уверяют летописцы.
Что случилось на самом деле, кем была в реальности владелица Чахтицкого замка, мы уже вряд ли когда-нибудь достоверно узнаем. Но так как очернить человека гораздо легче чем поверить во что-то хорошее в нем, я думаю, снять такой фильм было хорошей идеей.
Я наткнулась на этот фильм случайно, просто было скучно, рылась на кинопоиске и увидела в рубрике 'Если вам понравился этот фильм, не пропустите' постер. Скачала, но долго боялась его посмотреть. Уж очень название колоритное 'Кровавая графиня...' И это после моей любви к Суини Тодду! И вот наконец я решилась.
Признаюсь честно, я была удивлена и поражена, насколько название фильма противоположно его содержанию. Мне стыдно, как историку по образованию, признать, но о графине Эржебет Батори я ничего не слышала и не читала. Так что можно сказать, я была не предвзятым зрителем.
Я не буду придираться к недостоверности некоторых исторических фактов, потому что на голых фактах по настоящему интересного кино не снимешь, а этот фильм был интересным. Но я благодарна его создателям за потрясающие костюмы, великолепный грим, живописные декорации и захватывающую историю красивой женщины, которой не повезло родиться не в то время, не в том месте.
Средневековье богато сказаньями и небылицами, это было время инквизиции и Молота ведьм, сжигания на кострах и быстрых судов, лишь только по тому, что ты как-то не так посмотрела. И не дай вам Бог радиться красивой. Ну, а уж если ты влиятельная и одинокая графиня, и важный игрок в политической игре, то да, твои враги пойдут на всё лишь бы поживиться.
Анне Фрил несомненно удалась роль милосердной врачивательницы, любящей матери, скорбящей жены, страстной любовницы, независимой женщины и сумасшедшей графини. Годро несёт она свой не лёгкий крест, виртуозно и мужественно играя шахматную партию не на жизнь, а на смерть. Особенно хороша сцена, когда служанка принимает Батори за вампиршу. Даже у меня такая мысль мелькнула, когда бледная графиня склоняется к шее молодого художника и как-то кровожадно улыбается.
Несомненно фильм на любителя, и всё же он хорош. Ведь поступки, которые мы совершаем не однозначны, и каждый трактуется их по своему.
Я так полагаю, что впечатления от исторического байопика Юрая Якубиско о венгерской графине Эржебет Батори зависят напрямую от того, какой из версий больше хочется верить. Увы, тайна Чахтицкой пани ушла вместе с ней в могилу, а всё остальное можно назвать домыслами. Мне были знакомы легенды о Кровавой Графине ранее, когда я смотрел версию Жюли Дельпи. Там акцент был сделан именно на том, что сумасшедшая графиня принимала ванны в крови девственниц, чтобы сохранить свою молодость и красоту. За что ее имя попало в Книгу рекордов Гинесса с клеймом 'массовый серийный убийца'. Пожалуй, та версия более популярна, потому что людям всегда нравились леденящие душу истории. Властная женщина, загубившая множество невинных душ ради своей красоты. Это прям классический сюжет о злой колдунье, желающей быть всех краше и белее. Во всяком случае, звучит более интригующе, чем банальный заговор алчных мужчин против богатенькой титулованной особы из рода Батори.
Версия чехословацкого режиссера Юрая Якубиско как раз более приземленная, поэтому лично мне кажется наиболее убедительной и достоверной. Ведь если у миловидной графини были действительно настолько обширные владения, то наверняка в ее окружении не обошлось без завистников вроде графа Турзо, мечтающих оттяпать себе лакомый кусок. Тем более, что при достаточном количестве денег и поддержке представителей католической церкви, которые никогда не против обогатиться за чужой счет, сфальсифицировать доказательства и выбить показания вообще не проблема. Так кем же была графиня Батори на самом деле? Хладнокровной убийцей или жертвой политического заговора? Одно можно сказать точно - властной женщиной с характером, которая умела постоять за себя и свои интересы, что делает ей честь. Ее наказания были порой суровы. Но ведь наказывала своих слуг за похоть, воровство, предательство. Хотя доля самодурства в ней была, как и у многих других богатых и избалованных людей.
Фильм получился красивым и весьма подробным, но и сумбурным в какой-то степени. Тут и религиозные войны с турками, и заговоры, и любовные шашни с художником, и мистические предсказания знахарки, и слежка двух монахов. Такая насыщенность событий утомит даже любителей исторического жанра. Всё же стоило бы немного сократить киноленту и сконцентрироваться только на основной линии Батори. Анна Фрил играла неплохо и внешне весьма миловидна. Ей удалось раскрыть характер своего персонажа с разных сторон, как любящую мать, как избалованную богачку, как щедрую хозяйку и как отважного соперника, не привыкшего склонять колени перед кем-либо. Главное, что она всегда выделялась на фоне остальных актеров, как и должно быть. В общем, фильм стоит посмотреть, как альтернативную версию о жизни легендарной исторической личности, чье имя до сих пор покрыто ореолом загадочности. А уже верить или нет в подобное положение дел - это вопрос другой.
Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого. По легендам, у Батори была железная дева, где жертва истекала кровью, которой потом наполнялась каменная ванна, где Батори купалась…
Но фильм не основан на этих легендах. Он показывает нам то, какой могла быть на самом деле Елизавета. Она была знатной дамой и обладала деньгами и властью. Именно это и могло послужить завистью других, и привести ко всем этим кровавым слухам и легендам.
Нам показаны простые слабости женщины, которая любила и хотела быть любимой. Меня удивило, что графиня помогала другим. После всего, что нам о ней известно видеть её в образе благодетеля немного необычно и странно.
Фильм очень порадовал. Нет новомодных спецэффектов. В фильме нет ничего лишнего. Мы просто видим историю жизни женщины.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какой она была на самом деле. Она для нас всегда будет загадкой, но мы можем увидеть другую Батори, не ту о которой мы читали, а иную добрую, заботящуюся о своих детях. Именно для этого стоит посмотреть фильм. Тогда каждый для себя решит, что вымысел в легендах, а что правда.