Что же ты потупилась в смущеньи?
Посмотри, как прежде, на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком неподкупном свете дня.
А. Блок.
Алжбетта Батори ( есть несколько вариантов передачи ее имени, и в данном отзыве я буду пользоваться вариантом, указанным выше) - вторая после китайской императрицы Циси, известная истории женщина, которая меня интересовала, поэтому фильм о ней я просто не могла пропустить.
Но впечатление сие кинематографическое творение оставляет крайне противоречивое. С одной стороны, перед нами качественная костюмная драма, сделанная так, что в ее правдоподобии сомневаться как-то не хочется.
Но с другой стороны душа не просто протестует, она восстает против романтизации такой личности, как Алжбетта Батори.
Можно согласиться с тем, что графиня, возможно, пострадала из-за ложных обвинений недоброжелателей. Но ведь и святой она не была, и никак не могла быть после всех тех ужасных легенд, которые бродили по Венгрии.
Кстати, неправдоподобия в фильме много. Смотрится он как сказка, завуалированная под реальные события. Приплели зачам-то Краваджо, который никогда не покидал Италии. Согласитесь, в эту историю вполне мог затесаться итальянский живописец. Вот только столь известную фамилию использовали ради достоверности (в кавычках).
Поймите меня верно, я вовсе не критикую, фильм сделан на высоком уровне. Анна Фрилл, Карел Роден и Винсент Риган справились со своими ролями великолепно. Антураж эпохи передан прекрасно - это и костюмы и замки и приемы и подземелья.
Просто впечатление после просмотра создается такое, будто собрались как-то венгерские кинематографисты и решили изготовить достойное кино о своей родине. Но знает ли мир хоть одного известного венгра? Как оказалось, кроме Кровавой Алжбетты и нет исторических личностей. Но тот ли это образ? И не проще ли его обелить? Скорее всего не найдется фанатиков, которые станут перелопачивать историю 400 летней давности, чтобы докопаться до истины.
Итак, встречайте - красивая, немного печальная, с привкусом грустной романтики, фантазия на историческую тему.
Графиня Батори - самая красивая, богатая и влиятельная женщина Венгрии 16 века. Секрет ее красоты окутан тайной, и режиссер решил преподнести нам свою версию. И у него получилось отлично.
Актеры.
Анна Фрил воссоздала образ Графини просто шикарно. Образ Батори я запомню именно такой, прекрасной и умной и в тоже время ужасной в гневе и страдающей от предательства близких.
Карел Роган – его герой главный злодей так желавший получить Елизавету и все её имущество. Типичный персонах 16 века интриган и жестокий человек не останавливающийся не перед чем в своей алчности и стремлению к власти и богатству.
В целом актерская игра очень порадовала, все персонажи интересные и запоминаются на долго.
Сюжет.
Очень хорош, интересный и запутанный (может даже чересчур). Если в начале картины все выглядит стандартно как в легендах и сказках, здесь ведьма, там околдованная ею Графиня и простолюдины, страдающие от всего этого. Только к концу фильма начинаешь понимать, где добро, где зло.
В итоге получилась отличная картина о Легендарной Кровавой Графине Батори.
Юрай Якубиско создал картину о драме жизни Сильной Красивой Женщины, в мире котором добро и зло переплелись очень тесно. Продажная церковь «святым мечем» губит неугодных себе людей, где война царит буквально везде. Мир порочный и жестокий Елизавета должна соответствовать этому миру хочет она того или нет.
P.S. Фильм довольно жесткой и «взрослый» и красивой сказки ждать не стоит. Картина не для широкой публики это точно, можно сказать на любителя. И если вы любитель исторических драм в духе Жанны Д’арк и Золотого века, посмотрите эту картину равнодушной она вас точно не оставит.
Посмотреть фильм решилась из интереса. Я прочитала книгу Андрея Кодреску, американца венгерского происхождения, 'Кровавая графиня' про Эрджбету Батори (именно так ее имя перевели переводчики). Книга меня потрясла, очень похожа на документальное чтиво, там были даже выписки из протоколов допроса Дарвулии и других служанок... Роман шокирует - это бесспорно. Жаль, найти его совсем непросто, книга была выпущена маленьким тиражом и в продаже ее не сыскать. По рекомендации фильм позиционировался как нечто совсем противоположное книге, нечто оправдательное, разрушающее кровавую легенду. Я не могла его не посмотреть!
Как и все исторические костюмированные фильмы, его не назовешь легким для просмотра. Поэтому все кто любит развлекательные фильмы - это не для вас. Долго, иногда, чего уж скрывать, немного нудновато (но опять же - это беда большинства исторических фильмов). Но, как ни странно, фильм не лишен юмора! Были моменты, которые меня очень рассмешили. Эти забавные монахи...
Главная героиня Батори - восхитительная, прекрасно образованная женщина, о чьей красоте слагали песни и посвящали ей стихи. Вышедшая замуж и (о чудо!) полюбившая своего мужа и любимая им, тем не менее обречена на одиночество в холодных стенах замка, в то время как благоверных годами в походах рубит мечом неверных... Заводит роман с художником непонятной ориентации - и не понятно, действительно влюбляется или так, от одиночества. Растит детей. Будни богатой (семья Батори была богаче самого короля), изнывающей от одиночества дамы.
Сюжет меняется с появлением Дарвулии. Колдуньи, которая возникает при странных обстоятельствах и впоследствии оказывает огромное влияние на графиню и пользуется ее полным доверием. И тут есть свой секрет...
И вот любимый муж погибает на поле боя. И не успели его закопать, как ближайший друг семьи просит отдать обещанное мужем... И вот тут графиня делает роковую ошибку - она не идет на уступки и наживает себе смертельного врага. А враг еще и влюблен. Адская смесь - любовь и алчность, сыграли против хрупкой, но сильной женщины, которую не раз предали и которая осталась без союзников в неравной борьбе! Враг силен, хитер, богат, влиятелен и не остановится ни перед чем!
Бедная, бедная Эржебет! Но тебя не сломили! Фильм поет гимн всем сильным, смелым и храбрым женщинам. Я окончательно запуталась, я почти поверила создателям фильма. Теперь, мой взгляд, на события той давности не такой однозначный! И только за это ему можно поставить
Посмотреть этот фильм меня сподвигла книга про графиню Елизавету Батори, величайшую убийцу-женщину в мировой истории. Недолго думая я нашла одноименный фильм, вот только не знала, что это взгляд с другой стороны, где Елизавета – не монстр, а жертва, несправедливо обвиненная и принявшая ужасную смерть.
Фильм довольно интересный. Несмотря на длительный хронометраж, он не кажется скучным или затянутым. Красивые виды, вычурные наряды и – что важнее всего – убедительные герои заставляют усомниться в общепринятой версии жизни и смерти Кровавой Графини. Здесь она не идеал, не чистый непорочный ангел, нет, она просто женщина со своими недостатками, но никак не чудовище, как уверяют летописцы.
Что случилось на самом деле, кем была в реальности владелица Чахтицкого замка, мы уже вряд ли когда-нибудь достоверно узнаем. Но так как очернить человека гораздо легче чем поверить во что-то хорошее в нем, я думаю, снять такой фильм было хорошей идеей.
Я наткнулась на этот фильм случайно, просто было скучно, рылась на кинопоиске и увидела в рубрике 'Если вам понравился этот фильм, не пропустите' постер. Скачала, но долго боялась его посмотреть. Уж очень название колоритное 'Кровавая графиня...' И это после моей любви к Суини Тодду! И вот наконец я решилась.
Признаюсь честно, я была удивлена и поражена, насколько название фильма противоположно его содержанию. Мне стыдно, как историку по образованию, признать, но о графине Эржебет Батори я ничего не слышала и не читала. Так что можно сказать, я была не предвзятым зрителем.
Я не буду придираться к недостоверности некоторых исторических фактов, потому что на голых фактах по настоящему интересного кино не снимешь, а этот фильм был интересным. Но я благодарна его создателям за потрясающие костюмы, великолепный грим, живописные декорации и захватывающую историю красивой женщины, которой не повезло родиться не в то время, не в том месте.
Средневековье богато сказаньями и небылицами, это было время инквизиции и Молота ведьм, сжигания на кострах и быстрых судов, лишь только по тому, что ты как-то не так посмотрела. И не дай вам Бог радиться красивой. Ну, а уж если ты влиятельная и одинокая графиня, и важный игрок в политической игре, то да, твои враги пойдут на всё лишь бы поживиться.
Анне Фрил несомненно удалась роль милосердной врачивательницы, любящей матери, скорбящей жены, страстной любовницы, независимой женщины и сумасшедшей графини. Годро несёт она свой не лёгкий крест, виртуозно и мужественно играя шахматную партию не на жизнь, а на смерть. Особенно хороша сцена, когда служанка принимает Батори за вампиршу. Даже у меня такая мысль мелькнула, когда бледная графиня склоняется к шее молодого художника и как-то кровожадно улыбается.
Несомненно фильм на любителя, и всё же он хорош. Ведь поступки, которые мы совершаем не однозначны, и каждый трактуется их по своему.
Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого. По легендам, у Батори была железная дева, где жертва истекала кровью, которой потом наполнялась каменная ванна, где Батори купалась…
Но фильм не основан на этих легендах. Он показывает нам то, какой могла быть на самом деле Елизавета. Она была знатной дамой и обладала деньгами и властью. Именно это и могло послужить завистью других, и привести ко всем этим кровавым слухам и легендам.
Нам показаны простые слабости женщины, которая любила и хотела быть любимой. Меня удивило, что графиня помогала другим. После всего, что нам о ней известно видеть её в образе благодетеля немного необычно и странно.
Фильм очень порадовал. Нет новомодных спецэффектов. В фильме нет ничего лишнего. Мы просто видим историю жизни женщины.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какой она была на самом деле. Она для нас всегда будет загадкой, но мы можем увидеть другую Батори, не ту о которой мы читали, а иную добрую, заботящуюся о своих детях. Именно для этого стоит посмотреть фильм. Тогда каждый для себя решит, что вымысел в легендах, а что правда.
То, что картина 'цепляет', думаю, ни у кого сомнения не вызывает: другой вопрос - чем?
Кого-то, наверное, продуманным сюжетом, глубоким психологизмом (хоть пафосно, а правда), хорошей игрой актёров, интересными сценами и даже неожиданной развязкой (признаюсь, я надеялся, что всё закончится иначе).
Вторых 'привяжет' к экрану (монитору) качественная картинка, богатые костюмы и безумно красивые вставки о сумасшествии графини.
Ну, а третьих захватит увлекательная игра под названием 'а это вряд ли, а здесь вот штамп, а тут - ну точно выдумка!'. Кстати говоря, эти третьи получат большое удовольствие: избитых мест, правда, много, и голливудчины хватает также.
Каждый человек из перечисленных мною групп порадуется фильму и вряд ли будет негодовать на создателей картины за потраченное время. Потому что работа и правда качественная, потому что Голливуд не убил до конца сюжет и не выдуманную драму Графини, потому что все штампы и затёртости органично смотрятся в узоре её жизни. Да и любой другой жизни - а степень недовольства этим зависит только от самого человека и его 'эстетства'.
Рекомендую людям, которые любят историю, драмы и не боится 'США' в графе 'страна производитель'.
В завершении - одна из главных фраз Батори, которая, на мой взгляд, являет собой сущность Графини: 'Господи, я хочу грешить...' Почему-то про себя добавляешь - 'а ведь правда, хочу'.
Как будто идя по следам американца Джо Чаппеля с его «Князем Дракулой: Подлинной историей», румынский режиссер Юрай Якубиско продолжает тенденцию «развенчания великих мифов» и предлагает нам наполовину сюрреалистическую, наполовину историческую картину об Эржебет Батори как об историческом персонаже, а также приводит свою – весьма логичную версию возникновения мифов о графине. Хотя удалось ему не все, и было заметно намерение создать нечто еще большее, чем то, что получилось, задачу режиссера считаю выполненной.
Бледный и манящий образ Эржебет доверили воплотить талантливейшей британской актрисе Анне Фрил («Байки из склепа», «С тобой и без тебя»), с чем она прекрасно справилась. Против нее плетет козни Юрай Тюрцо в исполнении «заслуженного негодяя» Голливуда Карела Родена («Дохлая рыба», «Блейд 2»). Ханс Метисон («Тюдоры») вполне органичен в роли «Мериси» Караваджо, однако по сравнению с другими персонажами истории выглядит бледно. Дарвулия - подруга, помощница и по слухам ведьма (тот самый 'личный косметолог', что по легенде посоветовала графине кровавые ванны) вносит в сюжетные линии мистицизм и роковую обреченность благодаря румынской актрисе Деане Хорватовой. Прекрасным дополнением, а местами и спасением картины представляется великолепная музыка Саймона Босуэлла.
Однако вынуждена признать, что Якубиско так и не определился со стилем картины, что придает сюжету сумбурность - он начинает фильм как биографию и вносит в него элементы всех жанров подряд - исторический фильм, триллер, мистика, мелодрамма и даже фэнтэзи (сны), а в некоторых случаях - просто сказка (какой еще Караваджо?!). Однако в любом случае это лучше, чем сухая и невыразительная версия 2009 года, которая не менее завуалирована под реальность, поскольку рассказана людьми, оторванными от фольклора и культурной среды Венгрии. Две версии разнятся хотя бы тем же, что и отношение к Владу Цепешу на Западе и в Румынии. А ведь иногда лучше оправдать монстра, чья вина сомнительна, чем загубить историю страны, о которой авторам фильма ничего не известно (в этом согласна с предыдущим отзывом).
Однако по окончанию просмотра у зрителя остается без ответа вопрос - стоит ли верить автору фильма? Пожалуй, нам остается только гадать, костюмная ли это драма о сильной женщине в мире не менее сильных мужчин, сюрреалистическая сказка для взрослых с историческими именами или «история одной убийцы» в духе «Парфюмера». За 'гремучую' смесь жанров -
«Вампирами не рождаются, вампирами становятся…» Глядя на постер фильма «Батори» и мельком читая аннотацию к фильму (Венгрия… Средневековье… вампиры), героиню Анны Фрил – венгерскую правительницу Элизабет (Эржебет) Батори (1560-1614) – можно принять за воинственную вампиршу вроде Кейт Бейкинсейл из «Другого мира».
Но нет – несмотря на сомнительную честь стать прообразом самого графа Дракулы в романе Брема Стокера, Элизабет предстает перед зрителем прежде всего гордой, сильной, независимой женщиной. Конечно, характер у нее не сахар – может и служанку вытолкнуть из окна (бум – насмерть!), может заколоть ножницами неловкую парикмахершу за мелкий порез, может распотрошить труп, подобранный на улице, и устроить с рабом-любовником сексуальную оргию подле него, может заточить в темницу любимую врачевательницу – но ведь, право же, не стоит из-за этого присваивать ей громкий титул «самой массовой серийной убийцы» из книги рекордов Гиннеса.
А всё феодалы-завистники виноваты – в частности, граф Турзо – играет его Карел Роден, которого вы могли недавно видеть в роли русского олигарха из гайричевского «Рок-н-рольщика». В фильме он, кстати, неуловимо похож на Гари Олдмена как раз в роли Дракулы… А еще в этом эпическом полотне нашлось место для обращенного в сексуальное рабство художника Караваджо (того самого?!) и парочки неуместно комических монахов в духе «Имя розы», изобретающих по ходу дела роликовые коньки, телефон, парашют, фотоаппарат и снегоход на моторном ходу (это в XVI-м веке!)
Итого, фильм неуловимо напоминает одновременно старые добрые костюмированные сказки чешской студии «Барандов», недавнего «Тараса Бульбу» и, местами, «Хостел» Эли Рота – ну, это там, где начинается расчлененка…
Одним словом, «красота требует жертв» - особенно, когда косметическое средство из корыта так подозрительно напоминает кровь юных девственниц…
Колоритная, интересно поставленная историческая драма, очень неоднозначная в смысловом прочтении. Отличный выбор для любителей костюмированных фильмов.
Рассказывая о реальном историческом персонаже, на истории которого уже много поспекулировали мистики, авторы выиграли в том, что сделали ставку на реализм.
Те, кто ждал колдовских шабашей и вампирских оргий, полных изуверств, будут разочарованы. У авторов фильма графиня Батори не Дракула в юбке, а обычная сильная и властная женщина, ставшая жертвой заговора завистливых соседей и родственников. В эпоху инквизиции обвинение в колдовстве было действительно самым удобным способом избавиться от врага.
Но зрителя будут все время дразнить, подкидывая все новые и новые мистические знаки (загадочные убийства, недуги, сны, таинственные персонажи), которым тут же будет находится логическое объяснение. Сюрреалистический план добавляет фильму образности и смысловой глубины: видения из снов графини оказываются оживающими полотнами Караваджо, с которым ее связывает нежная дружба. Последнее, конечно, чистой воды вымысел. И хотя я не знаток биографии и творчества Караваджо, но мало вероятно, что реальные Батори и художник пересекались.
Среди вымышленных персонажей и два монаха-изобретателя, ловко передвигающихся на самодельных роликах, прыгающих с парашютом и фотографирующих интересные моменты на некий прообраз будущего фотоаппарата. Ничего не напоминает? Конечно, 'Имя розы' У. Эко. Именно монахи записывают историю жизни графини, развенчивая по ходу все нелепые мифы о ней.
Единственный минус, это то, что история слишком масштабна для одного фильма: война с турками, интриги дома Габсбургов, козни церковников, история графини, венгры, чехи... Фильм больше бы выиграл в рамках телевизионного проекта. А то многие сюжетные линии из-за ограниченности времени оказывались просто оборваны и сокращены.
В общем великолепные костюмы, точно переданный колорит эпохи, и конечно, талантливая и красивая Анна Фрил очень хороша в роли знаменитой графини!