К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если Бродяга Чарли - светлая сторона Чаплина, то месье Верду - тёмная. И то, с каким удовольствием он играет второго, заставляет задуматься, какой из этих образов ему ближе? Изобразить злодея (и не карикатурного, а настоящего) ему хотелось, кажется, всегда. Попытка это сделать была ещё в 'Прерванном романе Тилли' - его первой полнометражной работе. Там он тоже играл женского обольстителя, охотящегося за их деньгами.

Здесь же он в этом раскрылся полностью, добавив ещё и убийства несчастных дам (оставленные за кадром, разумеется). И даже в образе престарелого серийного маньяка он всё равно смотрится обаятельно. Его персонаж вызывает сопереживание, а в конце снова присутствует монолог с мыслями самого Чаплина, но на этот раз с критикой капитализма.

И да, я, конечно, перегнул, назвав Верду злодеем - он, очевидно, антигерой, который имеет свою драму, мотивацию и даже по заветам сценарных учебников кормит котика в начале фильма, чтобы расположить к себе зрителей. Однако, несмотря на это, главный герой вышел, разумеется, очень спорным для 1947 года, что не могло в то время не вызвать шквал критики, из-за чего впервые фильм Чаплина провалился в прокате. Оно и неудивительно - такого от старины Чарли никто не ожидал, впрочем, как и я.

Даже комедией полноценной это не назвать. Конечно, там есть забавные моменты в духе старого Чаплина, но по большей части это драма, становящаяся чем дальше, тем мрачнее. Впрочем, и это логично, учитывая, в каком мраке пребывал мир в середине 20 века. Но я всё равно не был готов к столь радикальному изменению стиля, из-за чего просмотр мне дался тяжко. И ещё фильм, длительного которого опять достигает двух часов, снова показался мне затянутым, поэтому оценю я его ниже Диктатора. Но мне могу при этом сказать, что я остался недоволен. Кино всё равно хорошее и достойно просмотра.

7 из 10

14 июля 2022 | 18:53
  • тип рецензии:

Мсье Верду умен, галантен и обаятелен. Он любящий муж и отец, хороший сосед и очень любит животных. Но кто знает какие скелеты в шкафу могут храниться у улыбчивого пожилого француза?..

В 'Мсье Верду' Чарли Чаплин сыграл одну из самых противоречивых своих ролей. И хочу отметить, что смена амплуа в исполнении этого гениального отца кинематографа мне понравилась. Его актёрская игра просто великолепна. Мсье Верду - обычный человек, которого жестоко потрепала жизнь и который отчаянно бросился в борьбу за своё место под Солнцем. Ни в коем случае не оправдывая род деятельности главного героя тем не менее хочу отметить, что он вызвал у меня некоторую симпатию. Несмотря на все свои аферы этот человек не лишён сострадания и благородства

Нельзя обойти стороной прекрасно подобранную музыку и качественную режиссуру. Сюжет этой драмы захватывающий и интересный. Превосходный чёрный юмор также добавляет плюсов картине. Сам фильм словно пропитан мрачноватой иронией

8 из 10

09 октября 2020 | 17:11
  • тип рецензии:

Трагикомедия. Непонятая современниками, ставшая оглушительным успехом в Европе, прошедшая проверку временем легендарная трагикомедия, или как сказал сам Чаплин 'комедия убийств', которую я уже посмотрел не один раз, и данный отзыв был прекрасной возможностью ее пересмотреть. И хотя моим любимцем является 'Великий диктатор', не отдать должное и этому шедевру гения я просто не имею права, иначе не могу претендовать на звание настоящего ценителя кино, коим стремлюсь быть. И вот вам мое краткое мнение - жестокая судьба неоднозначного героя. И по новой (а может быть и нет) традиции о недостатках сего шедевра я рассказывать не намерен, поскольку они попросту отсутствуют (можете обижаться), засим остановимся на неоспоримых достоинствах, коими данный шедевр смог пережить не один десяток лет.

Итак, вот они:

1. Поднятая тема - Чаплин на этот раз решил затронуть тему убийств, чему я не удивлен, ведь всего два года назад закончилась Вторая Мировая война, жертвой которой стали более пятидесяти миллионов человек по всему миру, не считая чудовищных разрушений, миллионов обездоленных и появлением адского оружия, способного убить на несколько миллионов раз больше людей лишь нажатием одной кнопки - атомным. Ужасы этой чудовищной бойни были еще свежи, и Чаплин не мог их проигнорировать, но гений он и в Африке гений. Чаплин решил развить свою мысль дальше. Чем убийство одного отличается от убийства миллионов? Разве оружейных магнатов нельзя назвать массовыми убийцами? А судьи кто? Такие вот вопросы поднимает Чаплин в своей работе, и тут есть над чем задуматься, ведь это до сих пор актуально. И будет так до самого окончания мира!

2. Неоднозначный герой - здесь Чаплин полностью отказался от образа Бродяги и решил показать образ серийного убийцы, которому не чуждо сочувствие, забота и радость жизни. Анри Верду совершает чудовищные поступки, этого никто не будет отрицать, но мотивы его просты и понятны, я при просмотре ловил себя на мысли, что сочувствую ему, несмотря на его поступки. Кому-то нравиться этот герой, кому-то нет, это выбор каждого конкретного зрителя. Тут вам может подсказать лишь ваше сердце!

3. История - картина повествует о 'бизнесе' уже немолодого жителя Парижа Анри Верду, который знакомиться с богатыми и одинокими женщинами, после чего присваивает их денежные накопления, а затем - убивает их. Классическая 'синяя борода'. Основная идея Чаплина ясна с первых кадров и как она должна была закончиться так же понятно, что и произошло в финале. Вот что что, а писать хорошие сценарии Чаплин действительно умел.

4. Музыка - она здесь в тон основной темы - холодная, порой отчужденная, порой резкая, но в основном это смесь грустного и мрачного. Музыка отлично дополняет все остальные элементы картины, образуя единое целое.

5. Юмор - тут Чаплин решил не акцентировать на нем внимание, поэтому чего-то уморительного вы здесь не увидите, скорее от юмора на лице у вас буде красоваться легкая улыбка. Хотя один момент ближе к финалу практически заставил меня рассмеяться в полный голос. В первую очередь 'Месье Верду' - это трагедия, а не комедия.

Немного о главных героях:

1. Анри Верду в исполнении Чарли Чаплина - серийный убийца, убивающий женщин, но для обывателей он добродушный пожилой джентльмен, которому искренне сочувствуют. Самый неоднозначный герой из всей фильмографии Чаплина, споры о котором идут до сих пор. Именно из-за этой неоднозначности современники и приняли эту картину 'в штыки'. Чаплину - мои заслуженные апплодисменты!

2. Аннабелла Бонер в исполнении Марты Рей - самая 'удачливая' жертва Анри, которую никак не удается свести в могилу. Ведет себя как типичная девица высшего класса, у которой отсутствуют элементарные манеры, но зато ей сказочно везет. Однозначно успешная роль Марты, которой данный образ пришелся как нельзя кстати. Молодец!

3. Мари Гросней в исполнении Изобел Элсом - бродяжка, которой Анри помог в трудной ситуации, хотя его истинные мотивы были совершенно другими. Юная идеалистка, которой проникаешься всем сердцем. Хорошая роль Изобел.

В итоге имеем шедевральную трагикомедию Чаплина о неоднозначном серийном убийце, интересным и вдумчивым посылом, интересной историей и проникновенной музыкой вкупе с удачными актерскими работами.

10 из 10

26 марта 2020 | 17:10
  • тип рецензии:

Если и есть в «Месье Верду» юмор, то очень своеобразный, сумрачный, эта мрачная драма с элементами черной комедии явила миру незнакомого Чаплина в роли одного из самых обаятельных злодеев в истории кино. Это очарование, конечно, отрицательное, но эстетство и артистизм Верду столь бесспорны, столь отличают его от ординарного окружения, что формируют сложный, противоречивый образ, являющийся отражением недостатков современного мира. Пересматривая «Верду» спустя много лет, я не уставал спрашивать себя, кто гениальнее в Чаплине – актер или режиссер, и не нашел ответа.

Два часа повествования, бесспорно, несколько утомительного к финалу, проносятся как десять минут: столько в фильме разнообразных и интересных ситуаций, порой противоположных по эмоциональным оттенкам. Здесь есть место и философской беседе (блистательная сцена с незнакомкой), и бурлескной свадьбе, и тонким, изящным намекам на лицемерие Верду, который учит других жизни, сам будучи серийным убийцей. Чаплин назвал свой фильм «комедией убийств» не случайно, в эпоху маккартизма и политических преследований инакомыслящих, в период безраздельной сумрачной власти нуара у него могла получится только такая картина.

Анри Верду – философ, а не просто убийца, он на голову выше своих жертв по интеллектуальному развитию, но это его, конечно, не оправдывает. Начиная фильм будто с загробного закадрового комментария, Чаплин тем самым придает несерьезности всей истории, но эта несерьезность замогильно холодна. Актерская игра Чаплина здесь виртуозна как никогда: образ Верду отточен в малейших эмоциональных, пластических, интонационных и мимических нюансах, это лицемер, ханжа и негодяй, но при этом артист своего дела и мизантроп. Однако, с самого начала режиссер прямо говорит, что таким его сделала безработица в результате Великой Депрессии.

Можно сказать, что социальные условия высвободили, актуализировали то, что хранилось на дне души Верду, помогли раскрыться его злодейской натуре, потому его речь на суде – оммаж финалу «Великого диктатора» - мнение самого режиссера о своем герое. Чаплин никогда не был социальным детерминистом, никогда не отрицал свободу воли человека, просто в этом фильме он завуалированно, исподволь, косвенно через своего героя намекает на пороки современного мира, которое судит за преступления, при этом само постоянно их совершая.

Чаплин ни в коем случае не оправдывает Верду, в его лице он судит современный мир, тот самый, который сделал его собственную жизнь в США невыносимой, мир двуличия, лицемерия и двурушничества. Верду убивает ради денег, но тут же как настоящий буржуа, вкладывается в акции на бирже, он живет на две-три семьи одновременно, попутно поучая других, как надо жить. Этот внешне примерный семьянин, а на деле – убийца, ни что иной как коллективный портрет среднего человека, живущего двумя жизнями сразу, как и мир его окружающий. Режиссер показывает, что все врут, кто-то более удачно, кто-то менее, потому так неприятен портрет семьи, которая ищет Верду: они – такие же как он, только не убийцы разве что.

«Месье Верду» - в некотором отношении фильм более бескомпромиссный, чем «Великий диктатор», если последний метил в тоталитаризм, защищая ценности западной демократии, то «Месье Верду» показывает ее изнанку и двуличную суть, те тайные социальные пружины, которые плодят серийных убийц и злодеев под маской примерных семейных людей. Единственный недочет картины, о котором нельзя не сказать, - в том, что он, как и «Парижанка» боится называть вещи своими именами, помещая действие во Францию, которая в глазах американцев – символ развращенности и порочности (при чем и по сей день). Однако, в «Месье Верду» нет тех сентиментальных штампов, которые утяжеляют «Парижанку», в нем вообще мелодраматизм отсутствует напрочь, и если и есть его тень, то подана она в пародийном ключе.

То, что Верду в важный момент своей жизни не пошел на злодейство и пощадил свою жертву, говорит о том, что он – не конченный человек, не закоренелый злодей без сердца. И в этом разрешении кульминационной сцены, полной вязкого саспенса, которому позавидовал бы и сам Хичкок, - быть может, единственный, но ощутимый просвет картины, надежда на то, что в сердце даже такого артиста зла, как Верду, есть что-то человеческое, даже если участь его предрешена. Даже если Чаплин мрачно смотрит на перспективы развития общества, он – все равно оптимист в отношении отдельного человека. В этом нравственный урок тягостного шедевра, «комедии убийств» «Месье Верду».

06 января 2020 | 13:04
  • тип рецензии:

Развитие общества меняет приоритеты общения; эмоции вытесняются расчетом. Более того, эмоциональная искренность делает человека уязвимым. Мерки расчетливости делают привычным желание получать, охраняя завоеванное недоверием. При этом естественным уже считается 'положительный баланс', полученное-благо, а отданное-потеря. Правило таких отношений эмоциональная скупость. Это понял эмоционально одаренный Верду, роль которого прожил на экране Чаплин. Прожил, поделившись со зрителями своим богатством чувств и проницательности.

То, что тяга людей к душевной теплоте обострена и не утоляется материальным достатком оценил умница Верду. Он использовал свои способности быть душевным человеком, пробуждая даже в черствых душах, одиноких и недоверчивых тягу к человеческому общению. И хотя внимание это неискреннее, одинокие женщины готовы обманываться,-слишком велико желание быть выделенными среди себе подобных, готовых только получать. Им льстит не столько соблазнитель, сколько возможность (ими не осознаваемая) стать центром притяжения желаний близкого человека. Такой редкости в мире равнодушия и вражды!

Насколько незаменимо душевное общение герой понимает и сам, потеряв по-настоящему близких ему, жену и сына. Если прежде у его бескорыстия была отдушина- семья, островок в этом корыстном океане, то теперь он остался в одиночестве.

Человек не может жить один, а усталый человек и не хочет жить. Вот почему пройдоха так 'необъяснимо' преображается в философа,-он ищет оправдания своему поражению в борьбе с жизнью. Да, средства выживания он выбрал сильнодействующие в этом равнодушном мире, но цель жизни они заменить не могли, как обман-наркоз только притупляет симптом болезни, не излечивая ее. Слова его прозорливой жены о том, что жизнь в согласии с теми кто дорог и близок-самое большое благо жизни дошли слишком поздно. В этом предупреждение мудрого Чаплина, чтобы не пришлось и другим переоценивать свою жизнь, правда, в не столь трагических обстоятельствах.

Когда человеку некому отдавать чувство, все его способности получить пропадут зря!

Мир, созданный людьми их общением исказился отчуждением, даже враждебностью. И это приняло характер массовой убийственной опасности, когда приоритеты благосостояния поставлены в зависимость от выгоды, вплоть до выгоды уничтожения таких же людей, выгоды производства орудий убийства, освященной политическими мотивами. Вот этот сигнал Чаплина и стоит принять нам всем, если мы стремимся уцелеть как люди, вопреки тому, что корыстный интерес искривил ценности общества.

Если первенствует способ обеспечения жизни в ущерб цели- человечности, то чувства становятся одним из многих-товаром. Такой 'товар' не может заменить искреннее чувство людей, желание отдавать чувство. Без этой возможности и способности нет человека. И пока мы готовы выслушать это предостережение у мира есть шанс сохранить в людях человечность. А человечные граждане уж постараются построить отношения в обществе на основе свойств им присущих- естественно человеческих.

02 апреля 2017 | 21:37
  • тип рецензии:

Месье Анри Верду, несмотря на свой зрелый возраст, а ему уже далеко за сорок, между прочим, по-прежнему является невероятно обаятельным и привлекательным мужчиной. Он вежлив и обходителен со всеми представительницами прекрасного пола и знает, пожалуй, все существующие секреты обольщения и покорения дамских сердец. Однако есть у месье Верду одна большая и крайне неприятная тайна, о которой, впрочем, никто и не догадывается. Даже его многочисленные жертвы ловко поддаются его очарованию и харизме.

В истории французской криминалистики не было и нет до сих пор более жуткого и неординарного преступника, чем Анри Дезире Ландрю — мошенника, мастера перевоплощений и просто массового серийного женоубийцы, получившего прозвище «Синяя Борода». Столь яркая и весьма харизматичная персона антигероя не могла не привлечь внимание и кинематографистов и, спустя всего лишь полгода после казни Ландрю, на экраны вышел первый художественный фильм о нем, «Синяя Борода из Парижа», не стремившийся, впрочем, к чему-либо кроме откровенной эксплуатации.

Новое дыхание этой истории дал в 1947 году знаменитый актер, режиссер, сценарист и продюсер Чарли Чаплин, в своем втором по счету звуковом фильме, носящем название «Месье Верду» и основанном на сценарии другого не менее выдающегося деятеля мирового кино — Орсона Уэллса. Некогда считавшийся самым противоречивым творением Чарли Чаплина, с треском провалившийся в прокате и низко оцененный критиками(преимущественно, американскими, которых можно обвинить и в чрезмерной предвзятости, и в излишней недальнозоркости по отношению к режиссеру), фильм «Месье Верду» ныне стал одной из вершин творчества Чаплина, который в высшей степени мощно сумел разрушить оковы своего некогда главного амплуа Маленького Бродяги. Великий Немой превратился в Великого Негодяя, а Маленький Бродяга, вызывающий симпатию своей неуклюжестью и трагической нелепостью, стал Большим Преступником. Далеко не все актеры немого кино смогли по-настоящему приспособиться к новым условиям кинематографа, но Чарли Чаплину, в противовес достаточно печальному завершению карьер Гарольда Ллойда и Бастера Китона, удалось это сделать блестяще и, хоть в эру звукового кино он снял всего лишь шесть картин, каждая была знаковой; «Месье Верду» продемонстрировал и многогранность таланта Чаплина, его удивительное владение не только даром комедии, но и трагедии.

«Месье Верду» — кино, носящее четкий обобщающий философско-политический характер. Избрав в качестве времени основного действия ленты периоды до и после Великой Депрессии и выбрав главным героем не столько реального Ландрю, сколь его архетипический дистиллят, Чаплин создал многослойную и полифоническую ленту, в которой яро осуждается политика дельцов и корпораций, идущих путем аморального обогащения ценой утраты собственной человечности и моральных ориентиров. Верду — лишь яркое порождение тех «сверкающих 20-х», когда быть богатым стало главной самоцелью, а какими способами достигается это богатство уже не суть важно. Потому финальная речь Верду в преддверии смерти, у самых краев эшафота, стала программным манифестом самого режиссера, которому претила деструктивная политика капитализма, приведшая к двум войнам и экономическому коллапсу.

По многим своим параметрам фильм «Месье Верду» стал также и перифразом романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Верду — это тип Раскольникова первой половины ХХ века, Раскольникова, который, к глубокому сожалению, пришел на путь раскаяния слишком поздно, но, как и герой Достоевского, Верду в исполнении Чаплина предстает натурой неоднозначной и сложной, человеком, которому в определенные моменты его жизни даже хочется посочувствовать. Есть в фильме и своя Сонечка Мармеладова — безымянная героиня актрисы Мэрилин Нэш, которая встречается Верду в наиболее значительные моменты его бытия и демонстрирует собой иной путь человеческого развития. Именно она и никто иной заставляет месье Верду не терять окончательно и бесповоротно остатки собственной гуманности.

С точки зрения режиссерского стиля и манеры повествования, «Месье Верду» явственно демонстрирует стремление Чаплина к всеохватывающей эклектике: в фильме в равной степени цельно наличествуют элементы триллера, детектива, классической чаплинской комедии и философской драмы. Однако чем ближе финал, тем драматургия картины становится более насыщенной, богаче по своей текстуре и достигает огромных высот трагизма. Формально именуемый «комедией убийств», данный фильм в большей степени видится как трагедия целого поколения, воплощенного в персонаже Чарли Чаплина, поколения, пережившего две мировые войны, изломанного и израненного и даже до сих пор эта лента не утратила своего актуального звучания, ибо в каждом современном человеке, особенно наделенном властью и деньгами, таится свой месье Верду и кто знает, скольких людей он погубил на пути к вершинам.

08 июля 2015 | 17:02
  • тип рецензии:

«Карьера Синей бороды трудна и невыгодна. Только полностью отчаявшийся человек мог отважиться на такое... К сожалению, таким я и был.»

Ну так и играть с достаточно щекотливыми темами в кино, балансировать на столь опасной грани, как здесь, не всякий отваживался, во всяком случае во времена побед кодекса Хейса над здравым смыслом. Если честно, наверняка и не в кодексах дело, киноакадемики-то проявили рассудительность, пожаловав фильму номинацию на Оскар за лучший оригинальный сценарий. А знаменитая фраза «Совершивший одно убийство — злодей, миллионы убийств — герой» едва ли тут свидетельствует о старании оправдать месье, а просто как бы намекает на то, что пусть сотворённое героем жутко, насколько же порочней и криминальней политики и милитаристы, подписывающие смертный приговор миллионам одним росчерком пера! Нет, собственно, после этого вполне понятно, кому и чем «Месье Верду» мешал.

Хоть и хотелось бы думать, что те, кто из-за сего кинофильма пикетировали кинотеатры, так благородны, что не по вкусу им тут были исключительно убийства охмурённых, истосковавшихся по матримониальным утехам дам преклонного возраста, и прочие попрания нравственности, конечно же! Но какое-то игривое подозрение закрадывается: не увидел ли себя хоть кто-то из них в здешних гипертрофированных персонажах второго плана?

Как бы там ни было, а то, что начинается как достаточно камерная чёрная комедия, ошарашивающе мутирует как в трагедию личности, так и в развёрнутую панораму социального и политического кризиса, причём отнюдь не только фашизм является мишенью ума живейших наблюдений и сердца горестных замет Чарли Чаплина. Фильм допустимо трактовать и в крайне общем смысле, не привязанном к конкретному историческому периоду — и тут уж так и хочется язвить про социалку, ЖКХ, деноминацию, девальвацию, льготы и тех, кто вышвыривает на улицу единственного кормильца семьи. Но от глобальных трактовок тем ошеломительнее возврат к необоримо приватному.

И не воспринимать ли киноленту вообще как метафору того, что люди, имеющие недюжинные способности, часто пускают их псу под хвост? Даже если не идут на криминал. Да как только этот фильм вообще невозможно толковать!.. И хоть сие очень нехитрый способ, но больше даже, чем от явной душещипательности с женой-инвалидом и маленьким сынишкой, перехватывает дыхание от такой непафосной фразы героя «Извините, у вас в вине плавает кусочек пробки. Я переменю бокал» — зарыдавшей бродяжке, лишь день назад вышедшей из тюрьмы. Фразы, которую поймёшь, только если знаешь контекст...

Если же думать, что повествование станет развиваться последовательно, по стандартизированной схеме «пришёл-увидел-влюбил-убил», то фильм имеет шансы рвать шаблон. Герой обладает нехилыми скиллами а ля «Фигаро тут-Фигаро там», потому почти что одновременно можно узреть все стадии отношений Верду с несколькими вдовушками-жёнушками. К тому же, полагаю, что не все героини представлены такими отталкивающими, как о сём обычно утверждают. А если даже так, тем весомее тот мэсседж, что даже жизнь самой вздорной, каверзной и мелочной дамы — всё одно неизмеримо ценна. Вспомнить хоть «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена — актриса, которую там убивают, персонаж крайне противный и вредный, тот, кто её убил, намного её толковей и талантливей, и тем не менее, Вуди Аллен чётко расставляет акценты. Ну так Чаплин разве тут поступает иначе?

Во всяком случае, кое-кто, как бы он ни сменил тут своё амплуа, с наступлением эры звукового кино всё-таки не разучился разговаривать... всем телом. Каждый взмах ножниц, срезающих розы, каждое подёргивание бровями, элегантный пируэт кисти руки, заманчивая улыбка, недоуменное всплескивание ресниц... каждый его гэг или взгляд словно отбивают тот такт, по которому и самая что ни на есть рутинная, порой до крайности мелочная повседневность перерастает в катарсис греческой трагедии. Тут искупление героя, что крайне важно, добровольное — а ведь даже там, где персонажи отнюдь не сами в полицию заявляются, чувствуешь, что и они могут быть прощены, если раскаются, вот хоть как в нуаре «Почтальон всегда звонит дважды».

А уж образ местной femme fatale, служащей главному герою, как у всех приличных людей в приличных фильмах положено, на погибель — не ода ли самой колоритной вульгарности, ювелирной пронырливости, харизматичной склочности и расфранченной несуразности! Месье Верду, ну право же, не откажитесь проиграть такой обольстительнице — уж сие-то будет не в укор даже самому ушлому «чёрному вдовцу»!

03 июля 2014 | 22:38
  • тип рецензии:

Месье Анри Верду, несмотря на свой зрелый возраст, а ему уже далеко за сорок, между прочим, по-прежнему является невероятно обаятельным и привлекательным мужчиной. Он вежлив и обходителен со всеми представительницами прекрасного пола и знает, пожалуй, все существующие секреты обольщения и покорения дамских сердец. Однако есть у месье Верду одна большая и крайне неприятная тайна, о которой, впрочем, никто и не догадывается. Даже его многочисленные жертвы ловко поддаются его очарованию и харизме.

В истории французской криминалистики не было и нет до сих пор более жуткого и неординарного преступника, чем Анри Дезире Ландрю - мошенника, мастера перевоплощений и просто массового серийного женоубийцы, получившего прозвище 'Синяя Борода'. Столь яркая и весьма харизматичная персона антигероя не могла не привлечь внимание и кинематографистов и, спустя всего лишь полгода после казни Ландрю, на экраны вышел первый художественный фильм о нем, 'Синяя Борода из Парижа', не стремившийся, впрочем, к чему-либо кроме откровенной эксплуатации.

Новое дыхание этой истории дал в 1947 году знаменитый актер, режиссер, сценарист и продюсер Чарли Чаплин, в своем втором по счету звуковом фильме, носящем название 'Месье Верду' и основанном на сценарии другого не менее выдающегося деятеля мирового кино - Орсона Уэллса.

Некогда считавшийся самым противоречивым творением Чарли Чаплина, с треском провалившийся в прокате и низко оцененный критиками(преимущественно, американскими, которых можно обвинить и в чрезмерной предвзятости, и в излишней недальнозоркости по отношению к режиссеру), фильм 'Месье Верду' ныне стал одной из вершин творчества Чаплина, который в высшей степени мощно сумел разрушить оковы своего некогда главного амплуа Маленького Бродяги. Великий Немой превратился в Великого Негодяя, а Маленький Бродяга, вызывающий симпатию своей неуклюжестью и трагической нелепостью, стал Большим Преступником. Далеко не все актеры немого кино смогли по-настоящему приспособиться к новым условиям кинематографа, но Чарли Чаплину, в противовес достаточно печальному завершению карьер Гарольда Ллойда и Бастера Китона, удалось это сделать блестяще и, хоть в эру звукового кино он снял всего лишь шесть картин, каждая была знаковой; 'Месье Верду' продемонстрировал и многогранность таланта Чаплина, его удивительное владение не только даром комедии, но и трагедии.

'Месье Верду' - кино, носящее четкий обобщающий философско-политический характер. Избрав в качестве времени основного действия ленты периоды до и после Великой Депрессии и выбрав главным героем не столько реального Ландрю, сколь его архетипический дистиллят, Чаплин создал многослойную и полифоническую ленту, в которой яро осуждается политика дельцов и корпораций, идущих путем аморального обогащения ценой утраты собственной человечности и моральных ориентиров. Верду - лишь яркое порождение тех 'сверкающих 20-х', когда быть богатым стало главной самоцелью, а какими способами достигается это богатство уже не суть важно. Потому финальная речь Верду в преддверии смерти, у самых краев эшафота, стала программным манифестом самого режиссера, которому претила деструктивная политика капитализма, приведшая к двум войнам и экономическому коллапсу.

По многим своим параметрам фильм 'Месье Верду' стал также и перифразом романа 'Преступление и наказание' Федора Достоевского. Верду - это тип Раскольникова первой половины ХХ века, Раскольникова, который, к глубокому сожалению, пришел на путь раскаяния слишком поздно, но, как и герой Достоевского, Верду в исполнении Чаплина предстает натурой неоднозначной и сложной, человеком, которому в определенные моменты его жизни даже хочется посочувствовать. Есть в фильме и своя Сонечка Мармеладова - безымянная героиня актрисы Мэрилин Нэш, которая встречается Верду в наиболее значительные моменты его бытия и демонстрирует собой иной путь человеческого развития. Именно она и никто иной заставляет месье Верду не терять окончательно и бесповоротно остатки собственной гуманности.

С точки зрения режиссерского стиля и манеры повествования, 'Месье Верду' явственно демонстрирует стремление Чаплина к всеохватывающей эклектике: в фильме в равной степени цельно наличествуют элементы триллера, детектива, классической чаплинской комедии и философской драмы. Однако чем ближе финал, тем драматургия картины становится более насыщенной, богаче по своей текстуре и достигает огромных высот трагизма. Формально именуемый 'комедией убийств', данный фильм в большей степени видится как трагедия целого поколения, воплощенного в персонаже Чарли Чаплина, поколения, пережившего две мировые войны, изломанного и израненного и даже до сих пор эта лента не утратила своего актуального звучания, ибо в каждом современном человеке, особенно наделенном властью и деньгами, таится свой месье Верду и кто знает, скольких людей он погубил на пути к вершинам.

10 из 10

09 января 2014 | 15:42
  • тип рецензии:

Да это очень неожиданное кино Чаплина, здесь он предстает в образе далеком от его Бродяги доброго и очень милого маленького человечка со своими безобидными слабостями.

Анри Верду тридцать лет зарабатывал на жизнь честным путем, но потом его уволили с работы и он оказался перед выбором или умереть с голоду со своей женой и сыном или став убийцей богатых, немолодых женщин обеспечить их куском хлеба. Верду выбрав второе, уже не задумываясь, шёл по этому пути, так как понял назад дороги уже не может быть. В своей борьбе за выживание он не щадил некого пока не встретил ту которую не смог убить и которая раскрыла ему глаза на многое в жизни...

Чтобы не расскрывать весь сюжет я упомяну только что фильм невероятно глубокий и философичный и, несмотря на мрачность в нем присутствует юмор.

И Чарльз Чаплин этим фильмом в очередной раз доказал что он не только великий комик но и великий драматический актер. Так полностью раскрыть все грани характера героя не каждый актер сможет.

Вы не пожалеете, если посмотрите этот фильм!

10 из 10

P.S.: Так как это моя первая рецензия очень прошу сильно не ругать, но конструктивную критику принимаю.

03 января 2014 | 18:43
  • тип рецензии:

Эта картина действительно составляет один из краеугольных камней всей карьеры Чарльза Чаплина, потому что в ней он демонстрирует всю многогранность своего таланта не только режиссерского, но и, безусловно, актерского - сыграть того, в роли которого меньше всего ожидали увидеть зрители именитого артиста. Это был смелый, но одновременно авантюрный ход со стороны организатора киноленты. Но, как говорится - кто не рискует, тот не пьет шампанского. А Чаплин, очевидно, любил этот 'напиток'.

Привычная конъюнктура персонажа Бродяги - это безграничное доверие к людям и добро во имя добра. Чаплин решил избавиться от собственного клише и удариться в более сложную жанровую характеристику фильмов. Тем более после периода реформации кинематографа, с приходом звука в кино - это было вполне понятно и рассудительно. Здесь главный герой фильма - безжалостный и алчный бывший банковский работник, полностью потерявший человеческий облик - выступает как лицо, жертвующее собой ради спасения семьи и ее обеспечения, так как события 1930 года, так тяжело ударившее по кошелькам и по всему миру, привели его в безвыходное положение. Он приходит в отчаяние, потому что понимает - если он 30 лет работая честно и кропотливо, ничего не нажил этим трудом, то тогда следует предпринять более радикальный метод зарабатывания своего 'куска хлеба' - с помощью преступлений и, как сказано в фильме ' выбрать карьеру 'синей бороды' '.

Что стало заметно в Чаплине, так это его мудрость как человека. Он больше не старается откровенничать со зрителем, а заставляет его самого делать выводы из поступков героев.

Ведь сыграв такого антагониста в фильме, нельзя сказать что этот человек потерял всякий рассудок - нет, конечно. Здесь абсолютно другое. Тут основная проблема одна и только одна в фильме - на что способен человек ради спасения своей Любви. Любовь в данном случае - это семья. Не зря же он говорит, что когда мне плохо я вспоминаю вас и думаю, что вы ждете меня и надеетесь на меня. Именно это Чаплин и закладывал в фильм. Он хотел, чтобы зритель подумал - на что он способен, на какие жертвы он пойдет, ради сохранения благополучия своих родных. И, по-моему, Чаплин своего добился - своим примером показав, что даже политические распри не способны уничтожить человека и оставить его в невыгодном и ужасном положении.

8 из 10

17 декабря 2013 | 23:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: