К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Для 1974 года, разгара сексуальной революции, объяснимо желание создать ажиотаж вокруг фильма на скандальной теме свободных отношений. Не знаком с тенденциями в кинематографе того времени, но для культурной традиции и широкого проката картина выглядит слишком откровенно и провокационно. И если исходить из внутренней логики картины и подчёркнутой любви её авторов к своим героям, то кинофильм следует рассматривать как культурный манифест. Кричащий и вульгарный, как гейпарады нашего времени. «Беримор, а почему же они так кричат?..» (ц)

Итак, в главных ролях – «двое беспечных парней», как их величает описание к фильму. Если же присмотреться к ним пристальней, это типичные выродки, нравственные идиоты, социопаты и деграданты. Плюс, это банально тупые люди, настолько тупые, что не понимают некоторых элементарных вещей, законов социального устройства, настойчиво игнорируют их, что рано или поздно это не может не привести к какому-нибудь закономерному финалу. Однако же они об этом совершенно не задумываются, ибо тупые. В этих «героях» не показано ни одного положительного качества, за которое их можно было бы полюбить или хотя бы им посочувствовать. Это даже не социальное дно, а пародия на него.

Вот, честно, я с нетерпением ожидал какого-нибудь троллинга в концовке по примеру кинофильма «Беспечный ездок». Это стало бы не только закономерным финалом, но и беспрецедентно украсило бы картину во всех смыслах. Однако концовка – такая же уныло висящая на полшестого стрелка, как и весь остальной идейный посыл фильма: он бесплоден, как окаменевший кал.

Возвращаясь снова к героям, – при просмотре не покидает ощущение, что это даже не люди, а какие-то копошащиеся в навозе опарыши, глисты жизни, часто причиняющие социуму, как организму, болезненные неудобства, а иногда и серьёзную угрозу для каких-нибудь членов этого организма. Даже находящаяся в их нераздельной власти (почему-то!) проститутка, и та регулярно терпит от них неприятности, и это несмотря на то, что и сама она – такой же бесцельный глист, вполне им под стать, нравственный студень.

На фоне вольготно «вальсирующих» по жизни главных героев остальное общество видится в каком-то тумане, и, – вот она, сила искусства! – это общество невольно кажется инверсией на эти «прекрасные цветы жизни»: копошащиеся жуки, что-то зачем-то делающие, спешащие на работу или по каким-то делам, двигающие поезда и комбайны, строящие планы и реализующие их... Но не таковы главные герои: смысл их существования – ни о чём не думать, не строить никаких планов, а лишь скользить по течению в роли социально опасных тунеядцев.

И тут ещё пара слов об их тупизне: они настолько тупые, что даже не пытаются извлекать выгоду из опасных проделок с кражей автомобилей. Этим хоть как-то можно было оправдать такие кражи, но в результате они выглядят бессмысленной активностью, и отчасти напоминают по манере исполнения агрессивный подростковый эпатаж – бессмысленный и беспощадный. Однако же перед зрителями вполне зрелые по годам молодые люди, но по силе интеллекта – школьники начальных классов. Тут только руками развести – таковы герои, ради которых стоило снимать эту дрянь...

Одна из целей картины – навязчивая пропаганда сексуальной распущенности, и здесь она представлена в излишних подробностях. Это априори относится к минусам и обсуждению не подлежит.

Вывод. Несмотря на абсолютную аморальность картины, она сделана умело, эмоции героев невероятно естественны, некоторые сцены щекочут нервы, всё сопровождается хорошей музыкой и красивыми съёмками невзрачной окружающей жизни. Но тем хуже, потому что это – ничто в красивой обёртке.

30 сентября 2024 | 22:50
  • тип рецензии:

Сложно описать сюжет этого бунтарского фильма.

Двое молодых парней живут сегодняшним днём, будто вне времени и пространства. Они 'уничтожают' любые законы и правила, не предлагая ничего взамен. Любовные и постельные сцены в картине представлены в необычном свете. Полное отсутствие романтики, да и особой пошлости не наблюдается. Откровенные сцены, да, присутствуют, грязная пошлость – нет, страсть – нет. Скорее обычное присущие всем молодым людям желание…Очень многие скрывают в себе это, прячутся от других и от самих себя, а в этой ленте показано всё открыто.

Провокационный фильм, благодаря которому Жерар Депардье стал востребованным актёром, правда на некоторое время заложником 'одной роли'. Что не помешало ему набирать популярность и проявить себя во всех жанрах кино. Жерар сыграл конченного отморозка, я бы побоялась столкнуться с таким в жизни. Опасный, ничего не опасаится, никого не боится, что хочет то и творит и так убедительно это делает, что забываешь о том, что это просто великолепный актёр.

Патрик Девэр и Сильвет Эрри отлично передали чувства своих героев или полное их отсутствие. Я не знаю, как Вам это объяснить. Неуверенный в себе парень, всегда второй и фригидная молодая девушка, никогда не знавшая ласки.

Постановка картины мне нравится, без каких-то специальных эффектов. Как было, что было то и снимали. Такое впечатление, что снимали одной лентой, без остановки, без множества дублей, как идёт сама история, как идёт наша жизнь. Хотя я уверенна работа в таких картинах не может быть лёгкой. Но актёры справились со своей задачей и вопросов к ним у меня не осталось.

Возможно картина утрированна, но не более, чем остальные. Я не могу точно сказать где правда, где ложь. 50/50 я думаю, ровно настолько же насколько человек умеет врать себе. Большинству не понравится, но люди часто отрицают то, что присуще им самим. Фильм на любителя, но я рекомендую! Хорошо бы ещё прочитать роман.

'Мы же не будем вот так ехать вперёд, пока бак не опустеет. А почему бы нет?!'.

8 из 10

28 октября 2019 | 19:36
  • тип рецензии:

Концентрация ненависти и презрения к обществу самопотребления не мешает фильму «Вальсирующие» быть еще и жизнерадостной комедией. Симптоматично изменение финала: в книге Бертрана Блие маленькая банда аутсайдеров погибает, причем, самым нравоучительным образом (от последствий собственного хулиганства – подпиленной автомобильной оси). В кинофильме же герои уезжают в светлую даль, оставляя зрителей-моралистов негодовать.

– Мы так и будем ехать, тупо вперёд, пока бензин не кончится?
– Почему бы и нет? Ты не счастлив? Разве это плохо?
– Типа, да...
– Тихо, спокойно, едем по дороге... И остановимся, когда только захотим...


Думается, если бы Блие пошел на уступку внешней/внутренней цензуре и оставил литературный финал или (как в американском «проблемном» кино) прилепил бы в конце «наказующие» титры: «по приговору суда главарь банды Жан-Клод получил 10 лет тюрьмы, Пьеро – 8 лет, Мари-Анж – 5», зрители разошлись бы довольные: в стране есть еще правосудие, и безнаказанно грабить, воровать, насиловать, оскорблять честных граждан никому не позволено! При этом те же самые ревнители морали получили бы обычную дозу запретного и непристойного удовольствия от вида насилия и секса. Ясно ведь, что в любом, идущем в прайм-тайм, американском боевике жестких сцен ничуть не меньше, но зато внутри текста здесь фигурирует моральный агент (честный коп, шериф, собственно герой боевика), а в финале неотвратимо воздаяние за преступление. В скандальном же сюжете Блие праведных проводников по скользким темам нет (и впредь уже не будет). Герои истории не мучаются сомнениями, а на полную катушку наслаждаются «преступными деяниями».

Видеть же, как кто-то удовольствуется распущенностью и свободой, когда ты лично увяз в проблемах в семье и на работе, взял ипотеку на 20 лет или перезаложил дом, - абсолютно невыносимо. Тем более, если герой скандального сюжета избегает даже символического наказания.

Такая зрительская фрустрация наверняка определила общий негативный вердикт фильму. Самое смешное, что и сегодня, сорок лет спустя, многие, стоящие на уровне современных идей, зрители, все так же пеняют, негодуют и сетуют… Закономерен встречный вопрос: почему они в другом случае принимают сцены насилия в кино (потребляя их целыми жанрами – как в боевике, детективе, современной драме)? Решение проблемы, как и в случае с кинематографом Ханеке, во внешней для самого кинотекста (как в случае с теми же финальными тирами или как будто вставной и лишней, обязательной по законам жанра гибелью героя в фильмах нуар) морали.

Но что еще вызывает у многих законопослушных граждан такое негодование в сюжете «Вальсирующих»? Его провоцирует систематическое посягательство на основу основ – уважение к частной собственности. Речь идет не просто о вторжении на охраняемую священной моралью буржуазии территорию частных владений: в чужой дом, магазин, машину… Дело здесь в органичном для героев Блие неуважении к самому институту собственничества. Жан-Клод и Пьеро вообще не принимают знаки копирайта и рациональность торговой мены, особенно в сфере человеческих отношений: «Это Мари Анж, она наша девушка, теперь и твоя тоже». Этика здесь проста: обязательно отдавать, если берешь, делиться тем, что получил. В маленькой коммуне, неважно в чьём домике они принимают первого же нуждающегося незнакомца. Вышедшей из тюрьмы, бездомной женщине предлагают всё, что у них есть в данный момент: «Мы в вашем распоряжении, с машиной и деньгами». Подбирают сбежавшую от надоевших родителей девчонку. Даже угнанную в начале фильма машину, они, покатавшись, возвращают на прежнее место. Для отморозков и преступников Жан-Клод и Пьеро слишком нетипичны. Их главное преступление – в презрении к деньгам и всему прилагающемуся набору потребительских благ.

Вчитайтесь в довольно красноречивую для Жана-Клода оправдательную речь: (в адрес держащего друзей на мушке, разозленного автовладельца):

«Зачем беспокоить полицию? Никто не пострадал. Мы просто покатались. Чтобы убить время, как будто мы ехали автостопом, а вы нас подобрали. Только не совсем. Вот и всё. Ничего страшного. Просто потратили немного бензина. Посмотрите: ни царапинки, только стартёр надо поправить. Если хотите, у меня есть с собой отвёртка».

Это не просто «отмазки», это еще и другая система рациональности. Логически опять же почти неуязвимая – машина цела и на месте, а небольшой расход бензина не стоит нескольких лет тюрьмы:

«Подождите!.. Вы должны знать, мы недавно ограбили дешёвый магаз,.и нас освободили под честное слово. В следующий раз будет уже тюрьма. Мы не хотим в тюрьму, месье».

И все же в воображаемые пенитенциарные финальные титры это преступление тоже бы вошло, и весьма чувствительной надбавкой для общего срока. В мире, где украденная из супермаркета дешевая вещица вызывает наказание более строгое, чем, разоряющие тысячи людей, финансовые спекуляции – в этом мире вопиющего социального абсурда – прототипам Жан-Клода и Пьеро придется очень несладко. Представим еще обвинительную речь для «главаря банды», в манере прокурора из «Постороннего» Камю:

«Я требую у вас головы этого преступника, – гремел он, – и требую ее с легким сердцем! Ведь если мне и случалось на протяжении уже долгой моей судебной деятельности требовать смертной казни подсудимого, то еще никогда я не понимал так, как сегодня, что этот тяжкий мой долг диктуется, подкрепляется, озаряется священным сознанием властной необходимости и тем ужасом, который я испытываю перед лицом человека, в коем можно видеть только чудовище».

Да шутки шутками, но преступление в отношении самого дорого, что есть у человечества – частной собственности – без наказания не остаются. Тем важнее осмеяние и интеллектуальная свобода в отношении к священной корове капитализма.

10 из 10

30 ноября 2017 | 03:31
  • тип рецензии:

Гни свою линию,
Гни свою линию,
Гни свою линию,
Горят огни,
Сверкают звёзды,
Всё так сложно,
Всё так просто.
Мы ушли в открытый Космос -
В этом мире больше нечего ловить.


Двое друзей, совершающих хорошие и плохие поступки. Что значит хорошо, что плохо? Делать то, что хочешь - хорошо или плохо? Жить постоянно по правилам - хорошо или плохо? Кто ответит нам на наши бесконечные вопросы и так ли уж нужно их задавать? Каждому хотелось хоть раз в жизни все бросить и делать, что в голову взбредет, если скажете, что не было такого - никто все все равно вам не поверит.

Во многом фильм напомнил 'Заводной апельсин', тот же принцип жизни: хочешь чего-то - просто возьми. Как и в том фильме, история повторяется, я не могу однозначно говорить, положительные герои или отрицательные, но и там, и здесь, есть чему удивиться и есть о чем задуматься.

Лично меня фильм шокировал своей откровенностью. Одно дело, когда тебе показывают все под легкой кружевной вуалью цензуры и романтики, добавляя пару длинных философских диалогов о жизни. Совсем другое, - когда то же без прикрас, с простыми диалогами, романтика преступна, да и кричащих моментов хоть отбавляй; если быть точной, из них состоит практически весь сюжет. Преступление против морали? Да, определенно. Но разве мысли человека всегда строго подчинены морали и только положительны? Они спонтанны, внезапны, иногда пугающи, но зато свободны.

Ничего не бывает без последствий. Есть предпосылка - будет действие. Есть действие - всегда будет противодействие. Люди сами придумали себе законы и сами им подчиняются, те, кто не подчиняются, об этом знают и именно поэтому и идут наперекор. Мы не можем сказать наверняка, что было с героями после последней сцены, но можем предположить, что ни к чему хорошему они в конце концов не придут. Что значит хорошо, что плохо? Делать то, что хочешь - хорошо или плохо? Жить постоянно по правилам - хорошо или плохо? Кто ответит нам на наши бесконечные вопросы и так ли уж нужно их задавать? Каждому хотелось хоть раз в жизни все бросить и делать, что в голову взбредет, если скажете, что не было такого - никто все все равно вам не поверит.

9 из 10

27 июня 2014 | 05:44
  • тип рецензии:

«Вальсирующие» - замечательный французский фильм 1974 года и одна из моих самых любимых комедий в мировом кинематографе. Фильм поражает своей дерзостью и остроумием, и он до сих пор смешит до слез. Кино позитивное, и оно нарушает все традиционные морали и правила, ведь главные герои чрезвычайно противоречивые личности. На них хочется и ругаться, их и жалко, и они смешат до слез и остаются одними из самых моих любимых героев французского кинематографа. Этот незатейливый и легкий фильм почему-то цепляет и вызывает гамму различных эмоций, и он не утратил своей актуальности, и его вполне можно посмотреть и сейчас. Убежден, что не посмотреть эту мировую комедию, означает действительно потерять многое…

Мы видим двух главных героев, которые живут одним днем и делаю все, что захотят. Они такие бессовестные, но почему-то становятся зрителю близки и вызывают много смеха и положительных эмоций. Они проходят свой путь приключений, и им на пути сталкиваются различные люди, и каждый из них навсегда запомнят этих двух балбесов.

Актерский состав был шикарный, поэтому и фильм получился таким любимым. Жерар Депардье замечательный и отличный французский актер и настоящая личность, и эта его роль одна из моих любимых в его карьере. Патрик Девэр неплохой и интересный актер, и дуэт этих двух актеров мне понравился и на всю жизнь запомнился. Миу-Миу в этой комедии была такая забавная и очаровательная, и именно с ней были самые забавные моменты. Жанна Моро сильная и стоящая актриса, и в этом фильме в небольшой роли мне было приятно ее увидеть. Юная Изабель Юппер была такая милая и дерзкая в этой комедии, и с ней концовка фильма была незабываема. «Les valseuses» (вальсирующие) – кино, которое на все времена, и его должен увидеть каждый, ведь эта комедия исключительна, и она ни на что не похожа. Когда я смотрел этот фильм, даже не думал, что он мне так сильно понравится и станет одним из моих любимых. Посмотрите эту яркую и бессовестную комедию, и она унесет Вас в очаровательную и дерзкую историю, которая является золотой коллекцией французского кинематографа, и лично я этот фильм люблю и к просмотру его рекомендую всем любителям европейского кино.

9 из 10

20 декабря 2013 | 12:15
  • тип рецензии:

Хотелось написать, что “Вальсирующие” – картина низкая (в том смысле, в каком бывает низок человек), но, пожалуй, с позиции зрителя, живущего в наше неблагословенное время, это было бы наивно. И не такое видали, к сожалению.

Сложно назвать удовольствием (интеллектуальным, духовным или каким либо другим) наблюдение за чередой мерзостей и патологических низостей, чинимых двумя почти-уголовниками с полностью выжженными, опустошенными душами, для которых есть только свое «Я», а все остальные люди – это средства для удовлетворения желаний. Лучше всего для них и для общества в целом, было бы, чтобы их повесили на первом фонарном столбе (а для зрителей, чтобы их пристрелили в первой же сцене с угоном автомобиля). Не сочтите это за чрезмерную жестокость и кровожадность. Они в своей деградации, духовной и личностной, перешли ту черту, за которой ещё было возможно возвращение человеческого образа на их лица. За которой они ещё могли вновь стать людьми. Но они её перешли и дальше будет только хуже и хуже. И закончится все (в фильме об этом прямо не говорится) непременно трагедией. Каким-нибудь гнусным, тупым, жестоким и, главное, бессмысленным человекоубийством.

Я сейчас не хочу призывать к некоей лакировке действительности. Вовсе нет. И такие главные герои имеют право появиться на экране. Вопрос – в угле зрения. У Бертрана Блие он таков, что жертвы, которых обкрадывают, унижают и насилуют, по его мнению, не только, как минимум, не лучше своих угнетателей, но, вообще говоря, рады их насилию, да и сами бы не прочь заняться тем же самым, если бы не мещанские «предрассудки». Такое представление очень свойственно определенной группе «художников», которые пользуются тем, что инструменты кино дают возможность создать любую иллюзию, перевернуть все вверх тормашками, сделав белое черным и наоборот.

В некоторых отзывах я прочел примерно следующее: «…легкое, веселое кино». Друзья и недруги, откройте глаза! О чем вы? Где же здесь веселье? Ведь на экране дно человека и человечества. Бездна, черная, мертвая, зловонная. И не в неё ли символически въехали герои в самом конце фильма, когда их очередную украденную машину (не ту ли, у которой они вначале подпилили колесную ось, чтобы убить её прежнего владельца, но который её затем продал?) скрыл мрак туннеля. Какое уж тут веселье? Кто вам это напел? «Вальсирующие» – один из красноречивых симптомов конца Европы, который мы и наблюдаем сегодня, спустя десятилетия, воочию.

13 сентября 2013 | 14:23
  • тип рецензии:

Не люблю определение «культовый», но в отношении «Вальсирующих» оно - в самую точку! Это фильм – своего рода визитка поколения конца шестидесятых – начала семидесятых. Как «Последнее танго в Париже» Бертолуччи, «Забриски Пойнт» Антониони, фестиваль в Вудстоке или книга Джека Керуака «В дороге» (которую, кстати, недавно подвергли экранизации, но в главной роли уже герои нашего времени).

Основная задача фильма, конечно, эпатаж, плевок в лицо ханжам, буржуям и мещанам всех мастей. Некоторые сцены даже по нынешним меркам достаточно откровенны. Сюжет: два балбеса, одержимых свободой и сексом, колесят по стране в поисках удовольствий. Они не хиппи, нет. Скорее наоборот, хулиганы-гопники французского разлива. Берут от жизни все, особо не заморачиваясь - в прямом смысле.

Сейчас этот фильм кажется наивным, очень французским и совершенно не отвечающим моему нынешнему видению свободы. Свобода и отсутствие инфантилизма, по моему мнению, характеризуются состоянием, когда нет потребности кому-то что-то доказывать, когда качество важнее количества, когда от дурацких поступков тебя удерживает не уголовный кодекс, а морально-этический стержень в собственной душе, когда секс - не предмет манипуляции и торга, а одно из проявлений любви, осмысленное действие с четким пониманием, что без чувств оно обедняет.

С высоты жития в 21 веке, интересно взглянуть на то бунтующее поколение – актеров и тех, кого они воплощали собой на экранах: кто-то так и не перешагнул 36-летний рубеж, а кто-то остепенился, спрятал увядшие прелести под дорогим костюмом, давит вино с собственных виноградников и после безуспешных боданий с налоговыми, депарДируется в более лояльные государства.

Время революций прошло. Это ностальгия по нему. Пришло время эволюции. Хочется верить.

Воспринять фильм в полной мере мне мешает некоторая надуманность сюжета и игра Миу-Миу: какая-то она вяло-аморфная местами – ни страха, ни задора, уместных по сюжету. Ни заложница, ни сообщница. Две трети роли ходит в кадре голая с бесстрастным лицом. Я так понимаю, она воплощает собой определенный живучий женский типаж, который тоже – с определенными поправками на фасон юбки, форму каблука и жизненные амбиции, плавно перекочевал в современность. Не вполне понятный мне персонаж. Как не вполне понятно волшебное её превращение из фригидной в нимфоманку. К Деваэру, Депардье, Моро и Юппер претензий нет. Прекрасно воплотили на экране сюрреалистичный, съехавший с катушек мир.

На 100% согласна с рекомендациями кинопоиска: этот фильм - помесь «Заводного апельсина» с «Мечтателями». Он как пилюля, которая позволяет дать выход тому запретному, что есть в каждом из нас; прививка, которая дает ощущение балансировки на грани социально неопасного хулиганства, не скатываясь в криминал; шанс прикоснуться к привлекательному, легкому пороку путем вуайеризма; кнопка, за которой скрывается выброс новой порции адреналина.

31 января 2013 | 09:14
  • тип рецензии:

Жерар Депардье еще не велик. Пока что он и его товарищ Патрик Девэр- лишь парочка оболтусов в расцвете своей молодецкой силушки с выраженным недостатком уважения к окружающим. Нравится тачка- завели и поехали, нравится девчонка- облапали и убежали. В бешеном темпе этого вальса они и кружатся по кругу, без видимых конечных целей и мыслейо будущем. Но цель обязательно должна появиться, ведь без нее скучно и “все достало”. И (видимо такова судьба всех французов) они отправляются chercher la femme- но не какую-то конкретную. А Настоящую, такую, чтобы была квинтэссенцией женщины, такую, которой бы хватило на них двоих- и еще бы осталось сполна. Как в любой философской сказке, счастье оказывается совсем близко, нужно было ли лишь как следует оглянуться.

В общем, я посмотрела кино про Юность, которая не повторяется. Про Мужественность, которой добрые две трети фильма хочется дать в челюсть с ноги, перед тем как признаться себе, что в ней-таки есть нечто от Джека Воробья и мушкетеров, такое чертовски привлекательное и даже правильное. И, наконец- про Женственность, которая может на первый взгляд показаться гулящей, а на самом деле просто исполняет свою кармическую задачу на этой планете- несет бесконечную, безусловную любовь.

10 из 10

15 сентября 2012 | 17:06
  • тип рецензии:

Трагикомические похождения двух французских шалопаев, 23-летнего Пьеро и 25-летнего Жан-Клода, начинаются с того, что они угоняют красивую тачку, а после того как возвращают ее на место, имеют неприятный разговор с хозяином. Когда владелец авто простреливает Пьеро левое яичко, Жан-Клод экспроприирует буржуйскую подружку. Мари ходит без трусиков, любит при первом удобном случае заняться сексом, однако еще ни разу не испытала оргазм.

Это становится для обоих оболтусов хорошим поводом избавить свою новую фригидную пассию от столь серьезного недуга. Но безалаберная групповушка втроем превращается в утомительный и обреченный на неудачу секс-марафон, который ни чуть не приближает их к желанной цели. Пытаясь хоть как–то реабилитироваться в собственных глазах, Жан-Клод подбивает Пьеро отправиться к тюремным воротам.

Там они клеят первую попавшуюся зечку Жанну, не зная, что та после 10 лет отсидки превратилась в законченную климактеричку. Переспав с мудозвонами, Жанна разряжает в собственную вагину пистолет, и добившись таким образом желанной «менструации», опять становится женщиной, даром что после смерти…

«Вальсирующие» отражают смену вех и поколений во французском кино, чествуя приход новых героев и исполнителей. Отправив на тот свет 45-летнюю «старую вешалку» Жанну Моро, 27-летний Патрик Деваэр и 26-летний Жерар Депардье устраивают в финале половое крещение 21-летней Изабель Юппер, буквально лишая её героиню невинности. А перед тем рецидивист-девственник помогает найти оргазм Мари, у которой, оказывается, была бешеная, но непробуженная матка.

По сути Les Valseuses лишают девственности не только юную Жаклин, но и французских зрителей, почти шестимиллионная армия которых тут же запрудила кинотеатры, где шел этот революционный фильм. Через пару месяцев после его премьеры на экранах Парижа начала свое победное шествие «Эмманюэль», а следом только на Елисейских полях открылись сразу 4 специальных кинотеатра «для взрослых».

«Если угодно знать, мы - мудаки. Все началось с того, что мы стибрили машину. Просто так, чтобы немного прошвырнуться. Нам нечего было делать в субботу. В субботу всегда нечего делать. Как и в воскресенье - кстати сказать», - так начинается роман Бертрана Блие (опубликованный в России в 2001-м), по которому автор сам в 35 лет снял фильм.

Он не стал его дебютом в кино: сын известного французского актера Бернара Блие уже 10 лет как был засвечен в кинематографии, поставив еще в далеком 1963-м остросоциальную документалку «Гитлер… Такого не знаю» - о короткой памяти своего поколения. Через четыре года последовала пародия «Если бы я был шпионом», которая, в общем-то, не добавила славы молодому режиссеру.

И вот случилось! Роман был написан под впечатлением от студенческих волнений мая 1968-го и последующей за ними сексуальной революции. В фильме нет строгого сюжета, перед нами французское роуд-муви – от одной бабы к другой, от одной мелкой заварушки к следующей. Блие, как Фассбиндер и другие прозорливые начинающие, снимает на пустынных улицах, что придает фильму почти сюрреалистическую образность. Он сразу же демонстрирует индивидуальный стиль, вырабатывает виртуозную авторскую манеру, совмещая беспардонный цинизм и романтическую лирику.

Кроме того, Блие повезло с актерами: фактически вся сладко-соленая троица - Депардье-Деваэр-Миу-Миу - была открыта для кино в «Вальсирующих». Все трое уже шесть лет как «тусовались» в театре «Кафе де ля Гар» и уже пытались сниматься, но их звездная карьера началась именно здесь. Они выдержали зверский кастинг – на каждую роль пробовалось до 50 кандидатов - и стали единомышленниками.

Блие ставил перед ними самые простые задачи: быть искренними и открытыми, творчески относиться к роли и черпать выразительные средства в окружающей действительности. Дополнительную пикантность в отношения вносило то обстоятельство, что Миу-Миу по жизни была девушкой Деваэра, а в фильме ему всё время приходится делить её тело с Депардье, который от имени своего героя учит кореша, какими именно телодвижениями лучше всего возбуждать замороженных девиц…

Нигилистский опус Блие стал апофеозом бесшабашной аморальности. Его асоциальные маргиналы фланируют по жизни, легко нарушают табу и переступают через нравственные запреты. Они грабят, задираются, оскорбляют и отнимают у буржуа то, что высший и средний класс чтят превыше всего - женщин, машины, спокойную жизнь, дочерей-послушниц… В результате их анархистских выходок пробудились не только ханжи-старперы, но и жеманно-меланхоличное французское кино.

20 июля 2012 | 19:39
  • тип рецензии:

Бунтари. Не одно поколение кинематографистов привлекала тема бунтарства. Плюя на законы, мораль и нравственность, не признающие ограничений люди нарушают привычное течение жизни общества. Не на чем передвигаться? Так почему бы не взять первый попавшийся автомобиль? Не на что купить еды? Не проблема, ведь кругом столько касс, набитых деньгами. В фильме Бертрана Блие главные герои вызывают разнообразную гамму чувств: смех от их чудаковатых выходок вначале сменяется отвращением от аморальных поступков и бестолкового образа жизни, что не мешает возникновению некого сочувствия им в кульминации. Жан Клод и Пьеро меняются под воздействием женщин. Вернее будет сказать не меняются, а лишь раскрывают на обозрение зрителям свой внутренний мир. Снаружи они крутые ребята, а внутри них кроется тепло и благородные чувства, смазанные мужскими слабостями и молодецкой глупостью.

Франция 70-х. В 'Вальсирующих' это пустынные улицы, заросший пожелтевшей по осени травой пригород не Парижа, а какого-то захолустного городка, одинокие, злые и неприветливые люди. Все это очень ярко коррелирует с образами главных героев. Вживанию в атмосферу служит и странный монтаж, нещадно выкидывающий ненужные подробности и разрывая действие на куски, а заодно и жизнь двух друзей, живущих не как большинство людей от зарплаты до зарплаты, а от грабежа до грабежа или от угона до угона. Обчистили очередную кассу - и вот они уже в новых костюмах едут в свежеугнанной тачке по привычно пустынной дороге.

Дорога. Путники, странствующие и просто бродяги, столь привычные образы для Жерара Депардье. Просто ехать прямо, никуда не сворачивая, пока не закончится бензин. Незачем о чем-то думать, пока ты молод и свободен. Героиня Жанны Моро, вышедшая из тюрьмы после 10 лет жизни в сырой и грязной камере, уже не смогла принять реальность, дав главным героям понять, что нужно ценить настоящее и людей, находящихся рядом с тобой. В молодости обычно не обременяешь себя раздумьями о будущем, а посему 'время придет - будем думать'.

11 июля 2012 | 11:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: