К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Змий' ('Le serpent') - остросюжетный и психологический триллер 2006-го года, снятый усилиями французских кинематографистов. Стал примечательным тем, что в нём второстепенную роль модели и проститутки сыграла Ольга Куриленко (как известно, экс-советско подданная, затем ставшая украинкой, позже сменила гражданство на французское). Фильм снят малоизвестным режиссёром Эрик Барбье по книге английского писателя Теда Льюиса (самая известная экранизация его романов - фильм 1971-го года 'Убрать Картера' с Майклом Кэйном в главной роли). За адаптацию книги отвечали Тран-Мин Нам (вместе с Барбье работал над его следующим фильмом 'Последний бриллиант' (2014-ый год)). В главных же ролях были заняты Иван Атталь, больше известный у нас по ленте 'Неуловимый' (2005-ый год), впоследствии получивший голливудский ремейк 'Турист' (2010-ый год) с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли в главных ролях. Также сыграли в 'Змие' Кловис Корнийяк, Минна Хаапкюля, а в качестве приглашённого гостя оказался сам Пьер Ришар.

Сюжет фильма рассказывает о том как профессиональный и маститый фотограф (Атталь) для глянцевых журналов внезапно оказывается в водовороте событий, таящий в себе смертельную опасность. Этот водоворот своими корнями уходит в школьное прошлое фотографа. Первоначально встреча с экс-однокашником (Корнийяк) не несла в себе угрозы, но постепенно жизнь фотографа погружается в кромешный мрак, а ведь и до этого она у него была не сахар - все его мысли заняты предстоящим бракоразводным процессом с женой и правом опеки над детьми. Однокашник методично разваливает оставшиеся кирпичики фундамента терпимой жизни для фотографа, раз за разом подставляя его. Теперь уже фотограф может быть обвинён в изнасиловании и убийстве модели и проститутки Софии, тело которой мистическим образом исчезает с места трагедии. Но даже этого мало герою Кловиса - он совершает похищение семьи фотографа, готовясь совершить нечто ужасное и жуткое. Заручившись помощью жертвы шантажа (Ришар) фотограф берётся за спасение своих родных.

И вроде бы как бы сюжет фильма довольно любопытный, есть всё для постановки качественного триллера, но режиссёр фильма Эрик Барбье совершенно не справился с поставленной задачей, напрасно сгустив краски в истории, излишним стал и тот драматизм, в который он погрузил своего главного героя, не всякий зритель читал роман Льюиса и не знаком со всеми перипетиями судьбы героя Атталя, из коих выкладывается его характер. Во многом приходится лишь гадать почему же именно так, а не иначе поступает главный герой, почему настолько агрессивно по отношению к нему ведёт его жена. А самое главное в том, что, подбрасывая частички головоломки, отвечающей на вопрос за что же персонаж Корнийяка так тщательно и методично мстит своему экс-однокласснику, Барбье практически уничтожил саму интригу картины, превратив её в прямолинейный напор, где только актёры старались сделать так, чтобы сцены хоть чем-то отличались друг от друга, но, как уже говорилось, всё превратилось в сплошной поток драматургии, а триллер лишь одиночными выстрелами изредка напоминал о себе.

Что же касается актёров, то, повторюсь, они действительно старались. Видно было как со всей душой Иван Атталь выражает свой образ, как пытается продемонстрировать в нём отчаявшегося человека, пошедшего по тропе, где возврата нет, но ведь на кону стоит жизнь не только его, но и жизнь его родных и близких. В общем, особых претензий к Атталю нет, если бы он только так усиленно не драматизировал свой образ с самого начала. Кловис Корнийяк уже даже внешне похож на опасного человека, так что тут можно и не заикаться об его игре, он и так достаточно харизматичен в образе антагониста с психопатическими наклонностями шизофреника. А вот раскусить образ финки Минны Хаапкюля оказалось сложно и её некоторые поступки вызывали больше недоумение, нежели раскрывали персонаж. Ольга Куриленко была похожа на застывшую фигуру из музея мадам Тюссо. Не оставляло впечатление, что она больше думала о том, что ей опять приходится обнажаться перед объективом камеры, что она уже делала в ленте 'Перст любви', но тут была вся съёмочная бригада и Ольга явно стеснялась и это стеснение не дало предельно ознакомиться с её игрой. Пьер Ришар? Да ему уже давным-давно всё простительно.

Рекомендовать этот фильм стоит только при условии, если Вам понравилась лента 'Подарок' 2015-го года с Джэйсоном Бэйтманом и Джоэлом Эдгертоном в главных ролях. В 'Змие' собран неплохой актёрский коллектив, который всеми силами 'тянет' картину, ведь и сюжет-то у неё неплохой, но на 'глубину' её уводит порывистая режиссура Эрика Барбье, который из триллера всё настойчиво превращал в драму, а ведь зритель готовится увидеть совсем другое. В общем, решайте сами, стоит ли 'Змий' Вашего внимания.

5 из 10

16 февраля 2016 | 15:02
  • тип рецензии:

В целом явная поделка под классику голливуда, не хватает только мощного оркестра. Французский вариант Психо и даже Пятницы 13, немного напоминает итальянские криминальные драмы с их колоритом почитания родственных связей и культом бедной страдающей матери. Однако всё, повторюсь, по-французски, камерно, не спецэффектно, минималистичные музыкальные сопровождения с частыми остановками, социальной тишиной, в которой разыгрывается типичная европейская проблема распада семьи, протагонист, находящийся в постоянном ступоре, в особой европейской самоуглублённой растерянности бездействия, с жалкой даниэльотойевской маской на лице. Первая половина фильма представляет нам довольно скучное зрелище, заходящее к середине в какой-то алогичный, слишком надуманный тупик, антагонист совершает путанную череду необъяснимых поступков, фильм как говорится, начинает буксовать, но дальше, когда события возвращаются в равновесие завязки, сценарный тромб рассасывается и действие приходит к голой простоте заурядной темы маниакальной мести (психовурхес). Мотивы злодея не впечатляют, очень сумбурны, сами в себе не уверены, никто даже толком понять не может, отчего вдруг такая травля, сам виновник своих бед так кажется до конца этого и не осознаёт, ковыляет пригулшённым лягушонком с избитой квакалкой, а всё оттого, что француз столкнулся с американским трепетом, не свойственным парижским реалиям.

Оля наконец сыграла достойную её мастерства роль - не больше, не меньше. Интересно само отношение - она продалась для этого фильма примерно также, как продаются украинские девушки в европейское сексуальное рабство - явно феномен одного порядка. Привлекательная славянская рабыня, сводящая неудовлетворённых французских мужичков с ума, и сильный контраст ей в лице предельно невзрачной немки, растерявшей сексуальность, и даже просто женственность в постимперских исторических пертурбациях. Нам даже не стараются объяснить причины развода, мы попадаем в постфактум проблемы с самого начала, да причин в общем-то как таковых и нет, современная Явропа начинается с развала социальных отношений, с распада семьи, семья рождается изначально в кризисе и из кризиса, то, что происходит с героем картины - норма, по-другому быть отныне не может, наоборот, организация семьи - есть отклонение от традиции индивидуализма и гендерного равноправия, в силу последней, семья в своём истоке уже содержит зерно раздора, она не распадается, она просто не может сложиться. Поздний приход мужа/отца домой как причина развода явно не выдерживает критики, это просто голливудский пуританский штамп. Европейский мужчина не хочет своих женщин, они его не возбуждают, даже Плендер холодно обходится с вдруг слёзно затосковавшей по грубой силе женой Манделя. Поздно. Не случайно эксплуатируется тема сексуального шантажа - глухой старик, Винсент, все они на самом деле желают бондажных игр с Куриленко, с настоящей гёрл, но за это надо расплачиваться, в том числе и невозможными семьями, за которые они болезненно держатся.

О жертвах. Кто лезет в липкий кисель сексуальности, сам будучи асексуальным - сходит с арены очень быстро (помощники Винсента), по таким даже и особенно жёны не сокрушаются. Главной жертвой этой мстительной дуэли всё-таки является Оля - воображаемое, которое может производить самая подавленная машина желаний Плендер, она же в праве своим воображаемым совращать алчущих пользовательских машин наподобие Винсента, но как первая, так и вторая не залипают на воображении, для одной оно средство, для другой разрядка, поэтому они в равной степени не испытывают никаких эмоций по поводу истлевания связанной желанной иллюзии. Натянуто говоря, драма развернулась по причине того, что Плендер может производить, но не может пользоваться, а Винсент не способен к производству, но в силах употреблять. Сексуальность пострадавшего от Винсента Плендера сложнее, он не принимает обнажённую, истекающую желанием жену врага, он проворачивает с ней и её детьми более извращённую вещь и вся его половая сила сосредотачивается на собственной матери - в терминах провалившегося психоанализа. В результате всё должно погибнуть или по-другому - вернуться на круги своя.

Фильм о несчастных, затравленных европейских мужичках, о триллерных надрывах между ними в тисках матриархального диктата и наказуемых сексуальных желаний. Никакой больше комедии говорит всем своим видом один из величайших комиков кино Пьер Ришар, всё очень серьёзно.

12 марта 2013 | 21:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: