К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В наше время рынок нефтяной промышленности решает буквально все: сколько будут стоить продукты в магазине, какую зарплату мы будем получать, получим ли мы шанс жить нормальной жизнью. Сложная схема этой отрасли говорит о том, что «черное золото» диктует волю всему миру, оставляя одних людей со всеми преференциями, а другим – ни с чем. Этой тематике было посвящено целое множество документальных фильмов и совсем немного художественных, одним из которых является политический триллер «Сириана».

Синопсис Ветеран Центрального Разведывательного Управления Роберт Байер больше 20 лет своей жизни посвятил различным шпионским играм американского правительства в странах Ближнего Востока. И вот ему вновь поручает очередное дело по устранению арабского принца, чьи политические воззрения могут помешать крупнейшей нефтяной сделке между двумя компаниями, действия которых существенно отражаются на судьбах обычных людей.

Думаю, «Сириана» может привлечь зрителей, прежде всего, своим ярким актёрским составом, включающим Джорджа Клуни, Мэтта Дэймона, Криса Купера, Уильяма Хёрта, Аманду Пит, Кристофера Пламмера и так далее. Однако из всего состава я был выделил лишь нескольких актёров, произведших на меня наиболее сильное впечатление. Конечно, хотелось бы отметить великолепную игру Джорджа Клуни, исполнившего роль верного агента ЦРУ, который спустя долгие годы узнает, что теперь для его руководства главное – не безопасность страны, а нажива крупного бизнеса. Также я бы отметил игру Александра Сиддика, сыгравшего арабского принца Насира, для которого важна процветание его страны и народа, но чья семья не дает воплотить его мечту в реальность.

Как мне показалось, режиссёр Стивен Гейган, адаптировавший сценарий фильма «Траффик», решил снять в подобном же стиле «Сириану», но если в «Траффике» все было закручено вокруг торговли наркотиками, то в «Сириане» в центре внимания находится нефтяной бизнес и то, как политика мировых нефтяных компаний пагубно отражается на обычных человеческих судьбах. Режиссер показывает эту проблему с разных сторон: со стороны собственно руководителей нефтяных компаний, со стороны граждан тех стран, где эти компании разворачивают свою деятельность, с точки зрения разведчиков, обеспечивающих «место под солнцем» для нефтяников и, наконец, с точки зрения обычных работяг. Такая, на первых взгляд, запутанная паутина доказывает насколько все взаимосвязано и кого именно следует винить в тех или иных проблемах, включая терроризм.

Сценарий фильма представляет собой компиляцию нескольких сюжетных линий, которые, как уже отмечалось ранее, обрисовывают проблему доминирования нефтяного бизнеса на мировом рынке со всех сторон. Первая сюжетная линия рассказывает об агента ЦРУ Роберте Байере по кличке «Боб», которому поручают задание устранить арабского принца Назира. Изначально считая, что принц связан с террористами, Боб вскоре узнает, что ликвидация принца является заказом крупнейших американских нефтяных магнатов. Другая сюжетная линия повествует о нефтяном брокере Брайане Вудмане, который после семейной трагедии становится экономическим консультантом у принца Назира. В третьей сюжетной линии говорится об адвокате Беннете Холидее, помогающим двум бизнесменам организовать слияние нефтяных компаний, которому мешает принц Назир. Наконец, в четвертой сюжетной линии рассказывает об обычном пакистанском юноше, лишившимся работы на нефтедобывающем заводе из-за слияния компаний, а посему решающим вступить в ряды террористов.

Итог В целом «Сириана» - фильм неплохой. Его, действительно, интересно смотреть, наблюдать за тем, каким образом нефтяной бизнес затрагивает жизнь обычных людей и как изменил ценности государства, для которого уже давно на первом месте стоит бизнес. Единственное, фильму не хватает динамики и напряжения, без которых просмотр был чуточку утомительным. Тем не менее, я все же рекомендую фильм к просмотру.

9 из 10

07 мая 2016 | 12:34
  • тип рецензии:

«Сириану» тяжело назвать фильмом, Стивен Гаан как-будто показывает нам сводку новостей, но делает это чрезмерно интригующее. Фильм затрагивает проблему нефтяных махинаций, все события очень разбросаны и порой просто напросто я терялся в сюжетных интригах. Сама структура подачи идеи мне не очень по душе, много лишних сцен, слишком много задействованных лиц, да и порой нужен перерыв от 'заговоров' и 'наживой за власть'. Слишком мало времени уделено человеческим проблемам героев.

Как таковых, в фильме три главных действующих лица. Первый - Боб (Джордж Клуни), он шпион. Боб получает задание убить арабского шейха, который мешает экономики США. Боб начинает узнавать страшные тайны своей организации, он осознает что все это время был пешкой в огромных махинациях правительства. Герой получился интересным благодаря мощной игре Джорджа Клуни, который был удостоен множества хвалебных отзывов в свой адрес, а так же премии 'Оскар'. Так же есть еще два персонажа Брайан (Мэтт Деймон) и Беннет (Джеффри Райт), первый хоть как-то разбавляет фильм своей личной жизнью, а именно чудовищной потерей сына и наверное этот персонаж вызывает больше сочувствия, чем другие.

«Сириана» - неплохой политический триллер, мне не очень понравилась манеры подачи истории, много затянутых сцен, а так же слишком мало уделено времени личной жизни героев. Конечно приятно, что американцы стали снимать подобного рода кино все чаще и чаще. Фильм правдив, снят качественно, великолепная игра Клуни делает «Сириану», как минимум топовым фильмом своего жанра.

7 из 10

14 сентября 2014 | 15:17
  • тип рецензии:

«Сириана» — геополитический термин, которым ЦРУ обозначает враждебные США ближневосточные регионы.

Жанр драматического триллера очень популярен в Голливудском кинематографе, но удивить чем-либо как американского, так и зарубежного зрителя у американских кинематографистов уже не всегда получается. А уж тем более, если фильм связан с политикой. И ведь второй режиссерский проект Стивена Гейгана 'Сириана' (Syriana, 2005) оказался именно таким фильмом. И со стороны, когда только начинаешь смотреть фильм, кажется, что его ничто не выделяет среди подобных политических триллеров, затрагивающих острые для мирового сообщества проблемы. Но серьезные отличия есть. Отличия, делающие 'Сириану' одним из лучших фильмов 2005 года.

Фильм берет самую острую проблему Запада, выворачивает ее наизнанку и дотошно воспроизводит реальную политическую ситуацию, которая развивается в мире. За что воюют американцы? За мнимые принципы демократии, которые у них исполняются лишь относительно? Или за нефтяные скважины, сулящие Америке еще более выгодное положение на международной арене, а высоких чинам из Пентагона огромные деньги? В принципе, это уже раскрывалось в 'Морпехах'. Но здесь эта проблема поднята гораздо глубже. Здесь нам представляют саму Америку и тех людей, которые гоняются за этим черным жидким золотом. Здесь США - это одна огромная корпорация, единый механизм, состоящий из лжи и коррупции, и без малейшего сожаления устраняющий всех честных людей, которые становятся между ним и достижением его целей. Главной сюжетной основой здесь является нефть, а главный организмом сюжета, тем самым звеном, которое связывает все сюжетные линии между собой - нефтяной бизнес, порождающий коррупцию, предательство, смерть, как в жизни частных предприятий, так и на уровне государственного аппарата. И нам показывают не просто самые противные аспекты этой борьбы за природное богатство - нам показывают самые ужасные последствия этих нефтяных войн, причем на разных уровнях, начиная с президента какой-то нефтяной компании или стареющего шпиона, и заканчивая обычными арабами-рабочими, ежедневно под палящим солнцем зарабатывающими для американских сливок общества миллиарды долларов. Нам показывают правдивую Америку, которая не гарантирует обществу честность, закрепленную в Конституции любого государства, а утверждает, что 'коррупция - это залог победы', и лишь единицы не плывут по такому течению развития событий, пытаясь что-то поменять в этой прогнившей системе. Системе, которая прогнила и в частной жизни, и в государственном механизме. А ведь, как гласит теглайн фильма, все взаимосвязано.

Сам сюжет разбивают на три равные части (которые в финале переплетаются в единое целое - еще один плюс фильму), которые показывают влияние нефтяного бизнеса на жизни трех абсолютно разных, но имеющих отношение к нему людей. Если разобраться, то каждый из основных героев является частью одной большой системы, одного механизма, который действует так, как того желают верхние чины этого механизма, а центральные герои - это лишь мелкие его частицы. Жизненно необходимые верхним чинам, но лишь частицы. Даже трио главных героев оказываются далеко не однозначными людьми, в которых есть как положительные, так и негативные черты, которые совершают неоднозначные поступки, и потом за них расплачиваются. Это представители огромнейших организмов, каждый из которых хочет урвать от общей добычи кусок пожирнее: новый экономический советник арабского принца, владеющего целым состоянием; сотрудник разведки, которая положила глаз на нефтяное богатство шейха; юрисконсульт нефтяной корпорации, играющей далеко не по правилам. И каждый из них что-то потеряет, в чем-то разочаруется, где-то пойдет не по той дороге. А между тем крупнейшие экономические и нефтяные компании, юридические конторы, арабское правительство и американские спецслужбы будут продолжать борьбу за наиболее привлекательную часть своего потенциального выигрыша, извлекая свою выгоду, но забывая об интересах своих собственных сотрудников, да и иногда, об их жизни.

Хотя и сами главные герои далеко не ангелы. Кто-то невольно извлекает выгоду из собственной семейной трагедии, кого-то предает своя же контора, кто-то не может наладить отношения с пожилым отцом. И вообще, 'Сириана' - это такой фильм, в котором сыграть даже роль второго плана далеко не просто. И именно поэтому исполнители главных ролей заслуживают хвалебных слов. Шутка ли - в фильме даже на второплановых ролях задействованы сильнейшие таланты Голливуда: Крис Купер (как всегда яркая роль воротилы нефтяной компании), Уильям Херт, Аманда Пит, Кристофер Пламмер (великолепный образ пожилого коррупционера), Марк Стронг (ярчайшая роль двойного агента в недрах спецслужб, являющегося прямым доказательством гнилой системы). Чего уж говорить о главной звездной троице - Джордж Клуни, Мэтт Дэймон и Джеффри Раш? Клуни - мастер своего дела, что он не раз доказывал, и доказал и в этой картине, получив за роль бывалого оперативника ЦРУ премию 'Оскар' (весьма заслуженную, кстати, именно его герой оказывается сильнейшим персонажем в картине). Дэймон в драме поднабрался опыта, что доказал в первую очередь именно в этой картине, ведь здесь ему попалась сугубо драматическая роль несчастного отца и успешного бизнесмена одновременно. Джеффри Раш тоже не заставил усомниться в себе - юриста, недовольного процветающей вокруг коррупцией, сыграл на должном уровне.

'Сириана' - это тяжелое драматическое кино о бизнесе и коррупции, которая стала основой для выживания, обогащения и успеха, за что расплачиваются обычные люди. Это кино, которое показывает, как деньги и стремление к богатству любыми путями ломают жизни многих обычных людей, которые погибают под натиском этой жестокой, беспощадной системы, где они - всего лишь винтики, если вообще не временно необходимые детали, которые роли свои уже отыграли.

8,5 из 10

26 декабря 2013 | 15:02
  • тип рецензии:

Признаюсь, раздосадовал меня этот фильм. Точнее не сам фильм, а правильная, интеллектуально выверенная, но очень горькая от своей несправедливости поднятая тема. Тот самый случай, когда людские судьбы в общей канители политико-стратегической войны - пустышки. Когда 'высшим мира сего' плевать на твой статус, на существование, на значение в этом мире... Ты - цель, которой можно воспользоваться, а потом тихо убрать. Что бы ты при этом не чувствовал, - страх, боль, отчаяние, - всем плевать, на тебя всё равно могут направить бомбу или уничтожить любым другим способом. Богатые, успешные, льстящие, лживые, фальшивые людишки правят миром, и им всё сходит с рук. Реки крови будут орошать землю, реки материнскиз слёз оплакивать безвременно ушедшего ребёнка - подумаешь, главное, чтобы реки нефти не иссякали. Грязные, вонючие реки нефти, приносящие реки денег. А самое страшное то, что во всём показанном нет ни капли выдумки. Если не ошибаюсь, фильм вовсе не биографичен, но снят он именно в такой манере. Создаётся стойкое ощущение незыблемой реальности, подлинности происходящего, в котором Бог давно обитает лишь где-то между слов в дежурной молитве. В котором Бог лежит поперёк дороги как условность существования, как клеймо, отделяющее один народ от другого. 'Оптимистично', чертовски 'оптимистично'.

Итак, стоит упомянуть про стилистику 'Сирианы', её особенности, потому что разбирать вышестоящие проблемы нет желания. О межнациональных вопросах с пеной у рта будут говорить, возможно, до скончания света. Не нам вмешиваться в дела государств.

'Сириана' оказалась на деле затянутым драматическим триллером с глубоким политическим подтекстом, и сюжет картины требует пристального внимания. Вы не сможете расставить все точки над 'i', если будете сидеть в мягком кресле в расслабленном состоянии с бутылочкой 'Теннеси' в руках. Здесь не будет большого экшна, а взрывы произойдут лишь пару раз, и то в той части сеанса, когда вдруг понимаешь, до чего бессмысленна и абсолютно беспринципна жизнь. Это кино для думающего зрителя, готового больше узнать о мире, в котором пребывает, о 'бурлящем котле' за стенами не только собственного жилища, но и телевизионной коробки, бесконечно испускающей ложь о реальной ситуации в мире. По стилистике, кстати (сдерживаю обещание, информирую бескорыстно), 'Сириана' очень напомнила 'Игру без правил' Дага Лаймана и ещё больше 'Заражение' Стивена Содерберга. Что-то фестивально-серьёзное мелькает в манере съёмок названных фильмов, что-то нешуточно-взрослое по интеллектуальности. Интересный ход для привлечения определёной зрительской аудитории, но не всегда выигрышный.

Хронометраж не грех пропустить через 'мозговое сито' и разделить на две части, первая из коих совершенно обычная, а вторая сопровождается обильной арабской речью и переводом через английские субтитры. Весомый, а порой бросающийся в глаза плюсик, подчёркивающий мысленно фразу: бездельникам смотреть незачем, понимание сути - вот что определяет положительное мнение и оправдывает полезность потери времени.

Отдельно важно вспомнить актёров: Мэтт Дэймон и Джордж Клуни снова вместе на съёмочной площадке, но порознь по сценарию. Сыграли все замечательно, а Клуни так вообще получил за роль 'Оскар' (вполне заслуженно). Что ж, приятно наблюдать талантливый, сосредоточенный подход к делу, точное вживание в образы.

Одним словом, если любите смотреть политические триллеры с уклонением от некоей 'боевиковости', с направленностью на 'поразмышлять-подумать' - вам сюда и вход свободен. А я только рад, что добил двухчасовой сеанс и уже отошёл от негативных эмоций, пробудившихся по вине режущей правдивости истории.

7 из 10

P.S. Ненавижу грязную политику.

20 сентября 2012 | 00:54
  • тип рецензии:

Если честно - не люблю я такие фильмы. Во-первых, сам стиль 'политического' кино - много сюжетных линий и документальная дотошность - поди разберись, что к чему и кто прав, а кто нет. Первый признак такого фильма - напоминает нарезку новостей или журналистский репортаж. Ожидайте сумбур и торопливость в изложении, плюс плохую проработку персонажей. Во-вторых, история, скорее всего вымышленная, пусть и имеет какие-то весомые основания, однако ответственность никто брать не хочет. В-третьих, это обязательно промывка мозгов.

Не скажу, что я очень близко знаком с миром политики, однако автор оригинальной книги наверняка был. Плюс сама атмосфера авантюризма, шаткости и постоянный поиск выхода в безвыходный ситуациях - да, это и есть политика.

Фильм о нескольких политических силах. Первая - корпорация США, вторая - нефтедобывающая компания США, третья - коррупционная система США, четвёртая - 'чистые' чиновники США, пятая - одна потенциальная династия эмиров со своими планами на нефть, шестая - аналогичная пятой, седьмая - религиозные исламские организации, восьмая - террористы, девятая - коррупционная власть Казахстана, десятая - арабская беднота, одиннадцатая - казахстанцы, двенадцатая - аналитическое агентство Швейцарии, тринадцатая - агентурная сеть Запада, четырнадцатая - китайцы, пятнадцатая - Иран.

У нас есть 15 игроков. Как заставить их крутиться? Дать пирог и предложить им поделить его. Пирог - нефтегазовое месторождение Казахстана. Нефтедобывающая компания путём ухищрений добывает право на разработку у Казастанских властей месторождения - и отчехляет им приличную сумму. 2 + 9 - 11, получается, что рядовые казахстанцы пролетают с отчилениями на социальную инфраструктуру. Одна из крупнейших корпораций америки понимает, что деньги вот-вот пролетят мимо, а это несолидно для крупного игрока, и они решают купить ловкую нефтедобывающую компанию. 1+2, тут вмешивается власть самих Штатов - сделка крупная, нельзя запятнать репутацию США и её компаний, ведь это уже не экономические делишки, а международная политика. 4 + 2, на совете при слиянии появляются чиновники, занимающиеся проверкой всей цепи правомочности сделок. Всем ясно, что ловкая нефтедобывающая компания прочехлила Казахстану, и чтобы это не всплыло, чиновникам нужно нанести удар по своим рядам - нужно найти 'козлов отпущения', а затем провести 'чистое' слияние. 4-3, 'чистые' чинуши выгоняют из своих рядов нескольких взяточников, которые тоже были замешаны в сделке, как и остальные, но оказались послабее и без нужных связей. Виновные найдены - совершаем слияние. Америка на коне, она снова действительно влияет на продажу нефти. Но вот беда - эмиры тоже укрепляют позиции.

Арабские дельцы заключают сделку с Китаем. Китаю нужно топливо для развития, а Штатам невыгодно, чтобы Китай развивался. А арабам выгодно искать новые рынки сбыта. 5,6 + 14, получаем выгодный для обоих сторон контракт. Только вот беда - китайцы сами будут строить инфраструктуру - прощайте пакистанские гастарбайтеры, получаем, 5,6 + 14 - 10. Молодёжи из арабской бедноты некуда податься, перспектив нет, голод. Они идут в медресе, 10 + 7. Там отчаявшихся ребят с промытыми мозгами встречают террористы и предлагают им бороться против несправедливости. 10 + 8.

Разборки внутри династии. Один сын эмира хочет блага для своей страны. Он приглашает западного экономического консультанта. 5 + 12. Вместе они строят замысел '4+15' постройки трубопровода через Иран в Европу. Но это подрывает влияние америки на сбыт нефти.

Другой сын эмира просто хочет власти и занимает противоположную сторону. Он договаривается с американскими нефтяниками и, заодно, со всей продажной американской системой власти, которые задумывают покушение на его брата: 6+1+2+3+4-5.

Сначала они подряжают агента 'Боба' сделать это. 3,4+13-5.

В то же время террористы готовят теракт внутри арабского мира, против сговора американцев и династии эмира, независимо от того, кто победит вмеждуусобной войне. 8-(5,6+1,2).

Это и есть примерный сюжет фильма. Вопрос один - кто же победит? Ответ один - тот, кто сумеет любой ценой уцепиться за кусок пирога. Тот, кто не пожалеет для этого всех средств.

Актёры сыграли слабо все, такой уж формат фильма. Как человеку, сыгравшему единственную более-менее положительную заметную роль, и разумеется, как за роль патриотическую, Джорджу Клуни дали 'Оскар'.

Фильм вышел о разборках, фильм весьма напряжённый. Если по уровню серьёзности 'Социальную сеть' Финчера сравнить с 'Сирианой', то первый фильм - о разборках в детском саду, а второй - на 'зоне'. А 'Бойцовский клуб' с его 'розовыми' лжеидеями так и вообще покажется несерьёзным, как и фильмы 'Гая Ричи' вместе взятые. Более того, 'Повелитель бури' по сравнению с этой эпопеей выглядит жалкими розовыми сопельками и недостойным того 'Оскара' за лучший фильм, который получил.

За напряжённое, громоздкое, невероятно омерзительное и в то же время злободневное кино о политике ставлю заслуженные

10 из 10

09 апреля 2012 | 14:05
  • тип рецензии:

Сириана - тонкий аналитический политический триллер, отражающий механизм глобальных коррупционных взаимосвязей в современном мире, реалистичность которого даст фору любому фильму.

'Все взаимосвязано' - один из лозунгов кино. И его режиссер реализует с шедевральной точностью, повествуя о том, каким образом США берет отдельное государство под свой экономический и политический контроль с помощью взяток, шантажа, угроз и иных грязных способов.

Триллер отражает чистую неприкрытую правду, которую американская кино- и тв-индустрия нагло скрывает: то, что ЦРУ это не храбрые парни, защищающие мир и свободу, а мальчики на побегушках у государства, контролируемом транснациональными корпорациями, то, как обычные арабские рабочие становятся террористами, потому что глобальный картель забирает их рабочие места, то, что США убивает людей (сына Шейха, который нанял эксперта-персонажа Мэта Деймона), идущих наперекор их империалистическим планам.

Фильм необоснованно критикуют с разных позиций: чрезмерный документализм, отрешенность, отсутствие драматизма. Только это не недостатки фильма, это его плюсы. Документалистика помогает с небывалой точностью оценить поступки персонажей, отрешенность и отсутствие драматизма кричат о том, что ребята, такова реальная политика - без пафоса, без лоска, и занимаются этой политикой не рыцари в сияющих доспехах, а обычные люди со своими слабостями. Это реальное кино, а не набор штампов, стереотипов, встречающемся во многих заокеанских фильмах. Взятый за основу сюжет может быть в основе диссертации. Какое произведение может похвастаться этим!? Поэтому Сириана была и будет держаться особняком в жанре политического триллера и получает заслуженно свои 10 из 10.

27 декабря 2011 | 12:18
  • тип рецензии:

Мощнейший военно-драматический триллер, с двумя актерами 'А класса' - Джорджем Клуни и Мэттом Дэймоном. Удивляет, что это всего лишь вторая по счету картина американского режиссера Стивена Гэгана, до этого снявшего слабенький детектив 'Покинутый', который не сыскал популярности ни у зрителей, ни у критиков.

Чего уж точно нельзя сказать о его втором фильме - 'Сириана', неплохо прошедшего в прокате, да и не обиженного критиками, был даже номинирован на два Оскара, один из которых благополучно достался Джорджу Клуни, с чем его и поздравляем.

К сожалению, успех этот фильм получил лишь у себя на родине, в Европе же и в России он остался не понятым, да и не замеченным. Что вполне логически можно объяснить тем, что проблемы затрагиваемые в этом фильме близки прежде всего для американцев, и снят он, скорее всего, именно для них, возможно, с целью вывести из своих сограждан из аморфного состояния по отношению к 'ближневосточной проблеме'.

Во время просмотра фильма четко всплывает мысль, что мы ничего не контролируем в своей жизни, а это, если достаточно вольно трактовать некоторые мысли Жан-Поля Сартра, и есть ад.

Как же прекрасна сцена в конце, где на радаре у американцев показана машина принца(подобно самому принцу), едущая все время по прямому пути, пути правды, и значит самому сложному. Когда выбор между братьями очевиден, случается вопиющая несправедливость, все сводится к выгоде(прихоти) властей.

Пожалуй, единственным в меру честным североамериканцем оказывается герой Джорджа Клуни - Боб, и то авторы фильма постоянно напоминают, что он не американец, а канадец. Он просто старался честно выполнить свою работу. Так же как и со страной Канадой, в общем-то миролюбивая страна, но США тянет её, без особого энтузиазма со стороны канадцев, в свою политику.

И как же превосходен момент полета ракеты. Пока она летит - все еще есть надежда, что вот-вот шейх выйдет и спасется, но нет... Это не боевик и спасения в последнюю секунду не получается.

Удивительно, что американцы сняли такое антиамериканское кино. По многим причинам, в этой стране еще есть большое количество людей, которые относятся к политике правительства очень критично. Это даже не антивоенный фильм, этот фильм - антиправительственный.

'Сириана' не показывает особой жестокости, нет обилия крови и человеческих жертв. Все сурово, но не более. Все как есть или как могло было быть на самом деле.

В фильме показаны люди, у которых остается лишь одна надежда... надежда на более справедливый мир, но уже не в жизни мирской. Надежда на то, что где-то там 'Господь каждому даст конфету и позовет свой коммунизм'(или же демократию).

Но несмотря ни на что, жизнь то продолжается, идет, бежит, летит, ускользает. Жизнь... пусть даже в этом бездушном и подчас очень несправедливом для многих мире. Жизнь в таком мире - тоже жизнь. И прожить её сложнее, чем взять и уйти.

10 из 10

19 ноября 2010 | 19:42
  • тип рецензии:

Там где появляется Стивен Содерберг естественно появляются и его любимцы, Джордж Клуни и Мэтт Деймон. После относительного успеха фильма “Траффик” перед сценаристов Стивеном Гэганом Голливуд не решился закрыть двери, даже после его режиссерского дебюта “Покинутая” который обхаяли каждый кто только мог, включая зрителей и даже критиков. Естественно не теряя атмосферность и рваность истории Стивен Гэган написал сценарий к следующей своей ленте которую он и поставил. Самое примечательное в том что в США фильм приняли достаточно тепло и многие даже его пытались выдвинуть на Оскар, при всём том что фильм получился уж очень Антиамериканским, в связи с чем мне лично напомнил и Оскароносного “Повелителя Бури” Кэтрин Бигелоу и “Отредактировано” Брайана Де Пальмы. Разве что этот фильм снят Гэганом настолько искусно что при просмотре теряется грань между художественной картиной, сводя фильм как минимум к документальной ленты а порой вообще до уровня реальной жизни. Атмосферу картины и явные визуальные преимущества режиссуры картины явно не передать словами, потому что фильм при просмотре не только смотрится с удовольствием но и чувствуется всем своим я. Но самое примечательное то что фильм действительно затягивает, буквально с первых же минут просмотра оставляя при этом достаточно специфические впечатления, в которые нельзя впихнуть данный фильм разделяя его на просто нравится или не нравится. Фильм построен очень умно, снят умно и очень грамотно, настолько что не чувствуется что в тот или иной момент рука режиссера дрогнула или он схалтурил, посему могу смело сказать что фильм мне понравился, а у Гэгана это лучшая режиссура, пожалуй которую он и не переплюнет.

Сама идея достаточно заезженная, в пору того что фильм относительно последствий событий 11ого сентября очень и очень много, но понравилась в первую очередь именно то как к истории подошел Гэган, развивая ее не как художественную картину а скорее как историю вырванную из реальной жизни, вот почему картина развивается в трех направлениях, в первое из них входит частица романа Роберта Баера о его жизни связанной с его карьерой в ЦРУ и враждой с мировым терроризмом, вторая относительно аналитика Брайана Вудмана который потерял своего сына в трагических обстоятельствах и теперь вынужден работать на Принца Назира что ему вполне нравится, и образ адвоката Беннета Холлидея в руках которого держалась судьба крупных монстр фирм. Каждая история сама по себе интересна предыдущей, и то как фильм постоянно прыгает от одной линии истории к другой в пору очень рванного повествования становится действительно главным достоинством картины которое приводит всех персонажей ближе к финалу к общей точки, показывая то что они все связаны с друг другом. Отлично переданы проблема после 11 сентября, геополитика США и попытки присвоить и обесценить нефть восточных стран. Поклонники книг Майкла Мура будут в восторге.

Джордж Клуни, я всегда принимал желание внешне уродовать себя ради роли очень похвально ибо на это пойдет далеко не каждый актер, и естественно зауважал Джорджа как актера, потому что он за частую оставался и остается для меня обычной куклой, нежели очень сильным актером. Но его внешние метаморфозы и его потрясная игра в данной ленте однозначно достойны похвал, за что он достойно получил Оскар и Золотой Глобус. Одна сцена пытки чего стоит. Очень хорош Мэтт Деймон, который отлично передал внутреннюю дилемму своего персонажа, и тот надлом к которому он ведет себя сам собственноручно, работая и теряя при этом свою семью которая оборвалась со смертью его старшего сына. Сцена в которой он высказывает всё в лицо Принцу и жене которая обвинила его в смерти сына он просто не подражаем, пробивает слезу. Джеффри Райт просто хорош, ни отнять ни прибавить. Просто великолепные второстепенные персонажи от лица Кристофера Пламера и Криса Купера, особенно хорош второй. Так же стоит отметить и игру Аманды Питт которая не выбивает ее лишней из чисто патриархально мужской компании картины, а Александр Сиддиг выдал на редкость интересный образ Принца с Европейским мышлением готового на всё что бы его страна процветала.

Музыка держится как неотъемлемая часть самой картины посему описать и оценивать ее достаточно сложновато и не вижу смысла. Главное той неприязни к отрицательным работам Александра Деспла я тут не испытал.

8 из 10

Очень умный и искусно снятый фильм. К просмотру рекомендую …

01 октября 2010 | 12:05
  • тип рецензии:

Малоизвестный мне режиссёр-сценарист Стивен Гэган в 2005 году представил на суд зрителей политический драматический триллер «Сириана». Я имел возможность ознакомиться с этой картиной практически после выхода, понравилась, и недавно решил пересмотреть её. Структура адаптированного книжного сценария, за который авторы получили небольшой приз и были номинированы на статуэтку, представляет собой сплетение нескольких отдельных сюжетных линий, которые постепенно создают общую картину событий. Подобное можно было видеть в «Столкновении», «Вавилоне» и «Траффике», вариант такой постановки как оказалось, весьма выигрышный. И в этой картине они переплетаются очень реалистично, учитывая места действующих лиц во всей этой запутанной истории. Равномерно распределённое экранное время между параллельно идущими линиями правильно разбавляет монотонность специфического сюжета, что не даёт полностью расслабиться и придаёт ещё больший интерес, следя за героями.

Всем известно, какой интерес для Штатов представляют восточные страны и какое огромное количество денег было брошено на «завоевание» экономической власти в Персидском заливе. Огромное количество специалистов и представителей нефтяных компаний слетелись «как мухи на…», с предложениями сотрудничества. Арабский шейх, владеющий богатым нефтяным месторождением, распределяет власть между двумя взрослыми сыновьями, один из которых планирует создать новый парламент в стране, биржу, наладить внутреннюю экономику и инфраструктуру, получая прибыль от внешних отношений возродить страну. В то же время рыночный специалист, переживший трагедию с сыном, остаётся в восточной стране деловым консультантом принца, внезапно объявленного террористом, автоматически становясь такой же целью для коррумпированных спецслужб. Другой же сын шейха, младший, поддавшись на золотые обещания западных «коллег», ходит с блеском в глазах в предвкушении ещё большей наживы, и с благоволения отца принимает предложения американских корпораций, которые тоже рады в свою очередь поднять коэффициент получения прибыли в свои карманы. А в Штатах достаточно молодой в карьере адвокат копает под законность слияния двух нефтяных корпораций, в котором участвуют младший принц, воротилы бизнеса и шишки из американского правительства, которые в свою очередь подставляют своего агента, проработавшего на них свыше двадцати лет, обрекая его на болезненные пытки и бессмысленность работы. А так как большинство крупных сделок направлены на обогащение отдельных слоёв общества, страдают и простые люди, оставшиеся без работы в собственной же стране, дети которых вынужденные связать свою жизнь с экстремистской деятельностью и стать террористами-смертниками, так как всё взаимосвязано.

В «Сириане» напрямую (в отличие от «Зелёной зоны» где нефтяной завод попадает в кадр только в последний момент) показывается запутанный клубок экономических преступлений и личных отношений, движут которыми только «чёрные деньги». Манера, в которой снят фильм, похожа на наблюдение со стороны, подобно постоянной работе тех же пресловутых спецслужб. Это ничуть не портит общие впечатления, а лишь нагнетает суховатую обстановку, похожую на интерактивный двухчасовой репортаж, разбавленный долей драматизма, гонкой интересов и присутствием всего лишь трех взрывов. Самый масштабный из которых, поглощён белым экраном и сопровождён спокойной чарующей музыкой Александра Деспла, держащей атмосферу лживого благополучия восточной страны. Вопреки такому непопулярному жанру, в картине довольно сильный актёрский состав. Это агент ЦРУ в исполнении Джорджа Клуни, экономический консультант Мэтт Дэймон, главы корпораций Крис Купер и Кристофер Пламмер, адвокат Джеффри Райт, Александр Сиддиг в роли принца, Уильям Хёрт, Аманда Пит (которая нравится почему-то только в этой роли), и даже Марк Стронг в эпизоде. Каждый внёс часть в общую картину.

«Коррупция это наша защита. Коррупция гарантирует нам полную безопасность. Если бы не коррупция, мы бы сейчас не шиковали, а дрались из-за корки хлеба на улице. Коррупция это залог победы.» © Дэниел Далтон, чиновник.

Под геополитическим значением «сириана» скрывается красивое, но пустынно бездушное, как расчётливая современная политика, кино, притягивающее ярким солнцем, но отталкивающее шквальным потоком информации, кино на любителя, прямолинейное и специфичное.

8 из 10

08 сентября 2010 | 17:31
  • тип рецензии:

Режиссер Стивен Гэган, написавший в начале нулевых сценарий к оскароносному 'Траффику' Стивена Содерберга, в своем втором фильме в этом качестве (первым был провальный триллер 'Покинутый') обращается к знакомому рецепту. Он, как и в 'Траффике', строит сюжет из нескольких параллельных сюжетных линий, которые в процессе повествования хоть прямо и не пересекаются, но оказывают друг на друга самое непосредственное влияние. Даже слоган фильму выбрали соответствующий: 'Все взаимосвязано'. Но гэгановское 'все взаимосвязано' не такое натянутое, как у Иньярриту времен 'Вавилона'. И не такое тяжеловесное, как в том же 'Траффике'. И выглядит в 'Сириане' этот прием более оправданным. Ибо Гэган экранизирует целые геополитические процессы, а они по определению слишком масштабны и сложны, чтобы можно было уместить всё в традиционный стиль повествования. И управляется с этой махиной режиссер вполне уверенно. Он сознательно отошел от подробной проработки персонажей, от ненужных подробностей и всякой мишуры вроде психологизма. У него здесь четыре сюжетные линии, и все они являются главными. Ни одной побочной. Ни одного ответвления. Только суть. Все-таки Гэган снимал не драму, а политический триллер. А в этом жанре можно кое-чем пожертвовать ради достижения цельного результата. Да и потом, был риск слишком усложнить структуру картины, что было бы смерти подобно. Словом, с формальной точки зрения к 'Сириане' придраться сложно. А если кто-то все таки осмелится, то пусть сам попробует уместить такой калейдоскоп событий, лиц, явлений, процессов в 2 часа экранного времени.

Но тут все-таки главное не форма (хотя она и важна), а содержание. 'Сириана' - фильм на злобу дня. Снятый в разгар иракской кампании, он выявляет истинную сущность американской внешней политики - борьбу за сырьевые ресурсы. Не бог весть какое открытие, но в кино впервые эта мысль была сформулирована четко и ясно именно у Гэгана. Это уже потом появится целый ворох разоблачающих картин во главе с ридлискоттовской 'Совокупностью лжи' и недавним 'Не брать живым' Гринграсса. Но в отличие от своих последователей, Гэган никого не пытается облить грязью или обвинить во всех смертных грехах. Он не бросается в морализаторство. Он только констатирует факты, не вынося им оценки. Видимо, позаимствовал подобную манеру у Содерберга. В 'Сириане' он лишь позволяет себе высказать симпатию к некоторым персонажам. К арабскому шейху, который хотел либеральных реформ в своей стране, а получил ракетой по башке. К герою Клуни, потрепанному спецагенту, который оказался всего лишь пешкой в большой-пребольшой игре. Даже к подростку-арабу, который волею случая стал смертником. В этом себе Гэган отказать не смог. Но в остальном - держится он весьма отстраненно. Как говорит один из героев фильма: 'Это же война!'. А на войне нет правых или неправых. Есть победители и проигравшие. А победителей не судят. Никогда. Нигде.

Любопытно, кстати, что за весь фильм не происходит ни одной перестрелки, или, например, погони. Только в концовке наличествует небольшой взрыв. И при этом темп вовсе нельзя назвать размеренным. Отнюдь. События развиваются быстро и стремительно. Вот где еще пригодилась структура с несколькими параллельными сюжетными линиями. Во многом благодаря ей картина и получила необходимую динамику.

Что ж, американские авантюры на Ближнем Востоке сыграли хоть какую-то положительную роль. Жанр политического триллера получил мощный стимул и неиссякаемый источник вдохновения. 'Сириана' - яркий тому пример. Кино, быть может, не идеальное (все-таки авторы весьма схематично и упрощенно отображают реалии подковерных игр), но бьющее точно в цель и несущее в себе вполне определенный мэсседж. Герой Клуни, запыхавшийся, уставший, стоит перед джипом шейха (он гнался за ним, чтобы предупредить), который через пару секунд взлетит на воздух, и может только развести руками. Жест отчаяния. Бессилие перед сильными мира сего. Дескать, извините, что так получилось (возможно, именно за этот жест Клуни и получил свой пока единственный в карьере 'Оскар', за лучшую мужскую роль второго плана).

8 из 10

15 июля 2010 | 14:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: