К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На первый взгляд 'Андерсен. Жизнь без любви' может показаться биографией великого датского сказочника. На самом деле это очень художественный фильм (в хорошем смысле). Многие эпизоды здесь выдуманы, может даже почти все. Напрашивается вопрос - действительно ли это биография Андерсена?

И костюмы, и декорации, и музыка, и актёрская игра, и работа художников-постановщиков, художников графики (она есть и использована оригинально) - все эти технические составляющие достойны наивысшей оценки. Создана реалистичная атмосфера Дании XIX века - от захолустного городишки до величавой столицы. Проработан облик бедных крестьянских изб и роскошных королевских дворцов. Достигнуть такого уровня очень тяжело даже имея многомиллионный бюджет. Фильм снят в духе классической советской школы, не смотря на наличие эротических сцен.

Сюжет, как мне кажется, представляет собой различные новеллы, посвящённые отдельным жизненным эпизодам главного героя, связанные в первую очередь с его отношениями с окружающими и немного с развитием его творческого пути, а так же ряд новелл -экранизаций настоящих сказок Андерсена. Некоторые из них, в частности 'Тень', значительно изменены, но от этого смотреть их не менее интересно, они не лишились своей оригинальности и тонкости, и здорово, что такие экранизации нашли себе место в этом произведении.

Главная тема фильма полностью отражена в его названии. Оно символично разбито на две части. И именно вторая часть названия - 'Жизнь без любви', - и есть ключ к пониманию смысла. Речь идёт не только о любви женской, но и о любви дружеской, материнской, сестринской, уважении со стороны окружающих. Герой фильма был лишен всего этого; возможно, по причине непохожести на остальных. Постепенно он сам отдалятся от человеческого, но его чувства и любовь к миру передаются всем людям через его замечательные умные сказки.

Кстати, две ключевые сцены, где буквально разжёвывается эта тема, похоронные. В одной из них Андерсену говорят, что на своих похоронах он не увидит ни одного близкого ему человека, и это подтверждается в заключительной сцене.

Фильм смотреть тяжело. Он очень жестокий. Но это не та поверхностная жестокость из развлекательных фильмов, типа сцен с кровью, жесткими драками и т.д. Здесь жестокость душевная, жестокость такой жизни - без любви. Благодаря профессиональной работе создателей фильма тяжести главного героя ощущаются в полной степени. И ещё это очень умный и тонкий фильм, такой же умный и тонкий как сказки Ганса Христиана Андерсена.

24 января 2021 | 13:16
  • тип рецензии:

Фильм замечательный!

Очень теплый. Смотрится на одном дыхании. Чудесная музыка Алексея Рыбникова. Именно так я и представляла Андерсена – немного нелепый, но бесконечно добрый и ранимый. Все три актера, играющие его - Ваня Харатьян, Станислав Рядинский, Сергей Мигицко - справились отлично. Каждый является логичным и естественным продолжением предыдущего. Фильм удивительно погружает в атмосферу Дании 19 века – качественная и тщательная работа художников.

Это история о любви, одиночестве и трагедии талантливого человека, о том, как его жизнь была наполнена светом и грустью, обидами и предательствами, верными друзьями и настоящей любовью.

Фильм – работа настоящего мастера. И если он немного выпадает из привычных нам фильмов Эльдара Рязанова, это не говорит о его недостаточном качестве. Стиль работы замечательного режиссера изменился, его стали волновать другие темы. Ведь мы тоже все меняемся.

А я получила настоящее удовольствие.

10 из 10

09 января 2021 | 09:49
  • тип рецензии:

Пожалуй, мы имеем дело с тем случаем, когда про одного величайшего Человека снял кино не менее потрясающий мастер искусства, чем тот, кого он выбрал в качестве объекта для своего экранного произведения. Эльдар Рязанов известен бессмертными работами в кинематографе, которые никто никогда не забудет и будет ставить их в пример. Ганс Христиан Андерсен подарил миру огромное количество потрясающих сказочных произведений с глубоким смыслом, а зачастую острым социальным подтекстом, и, несмотря на природную грубость датского языка, сказки этого прирождённого мастера книжной феерии разлетелись по всему миру, получив перевод на множество языков. Огромное количество читателей, как будучи в детском возрасте сейчас, так и вспоминая о давно ушедшем детстве (хотя вряд ли можно определить детский возраст как единственную целевую аудиторию сказок, тем более такого уровня и с такими смысловыми посылами), готовы сказать Андерсену спасибо за счастливые минуты жизни, проведённые за прочтением его книг и за просмотром его экранизаций. Последних, разумеется, за всё время существования кинематографа, накопилось немало. Эльдар Рязанов, почувствовав вдохновение для своего очередного шедевра, взялся за проект более высокого масштаба, чем просто экранизация одной сказки. Он воссоздал всю жизнь мэтра, продемонстрировав не только события, выплеснутые полётом фантазии последнего (затронуты здесь сразу несколько самых громких произведений Андерсена), но и дав зрителю посмотреть на то, как этот человек с чистой душой и открытым сердцем проживал свои дни, видя вокруг себя то, что ему было даровано излить на страницы в причудливой форме, только со счастливыми финалами, в отличие от того, как похожие вещи происходят в реальности.

...Источники веры пока не сломались,
В коробке почти ничего не осталось.
И девочка в лёгкой одежде
Смотрит на пламя с надеждой,
И от ветра ладонью обжигающей болью.

Пусть время - река,
Но мы не утонем.
Потерянный свет
Песню шепчет ладоням.
И девочка в лёгкой одежде
Стоит там, где и прежде.
Ах, Андерсен милый,
Всё именно так и было!

А девочка верит, что тоже сумеет,
Что спичка согреет, и станет светлее.
Там, где близкие люди
Ждут, помнят и любят...
Ах, Андерсен милый,
Всё именно так и будет!


Существование великого писателя, как мы видим в фильме того, кто добавил сказочные детали в жизнь самого этого человека, было далеко не радужным. Голодное детство, проблемная молодость, которая, хоть и подарила Гансу образование, но не избавила от нищеты и унижений в обществе; взрослая жизнь и пожилой возраст в, казалось бы, почёте и уважении, которые пришли к писателю в результате его упорной многолетней деятельности и полученного признания и известности, которые всё же ещё при жизни принесло Андерсену его драгоценное творчество - но самого дорогого, что может быть в жизни человека, писатель был лишён (речь сейчас не конкретно о том, что можно подумать, исходя из увиденного, а скорее о счастье любви). И вот то, за что, возможно, фильм Рязанова и подвергся нападкам и осуждению от определённой группы лиц - режиссёр сделал определённый акцент на проблеме девственности писателя, которую он унёс с собой в могилу: многие обвиняют фильм в пошлости и банальности такой тематики, на которой, возможно, не стоило заострять внимание (да мало того, исказить мнение самого Бога на этот счёт - здесь уже в дело вступают защитники истинной Веры), плюс ко всему, тематика секса присутствует здесь в разных сегментах повествования, в том числе, в эпизодах, экранизирующих наиболее известные сказки писателя - особенно Рязанов перестарался со 'Свинопасом', где герой чуть не сделал куннилингус дочери короля, предварительно сняв с неё огромное количество юбок: более того, происходящее сопровождается комментариями фрейлин, присутствующих при этой сцене - к слову, сцена эта получилась, как мило-откровенной, так и смешной, но всё-таки, здесь же не 'Американский пирог', и тематику девственности, возможно, не стоило развивать настолько, чтобы не вызвать негативных отзывов со стороны консерваторов. Вопрос, правда, только в том, для кого фильм станет 'пошлятиной', а кто станет выше этого и не будет из-за элементов эротики смешивать с грязью на самом деле потрясающий фильм, в который вложена не только огромная сумма, но и огромная душа, душа Мастера своего дела, который поистине увековечил и без того бессмертное имя великого человека. Декорации в фильме, само собой, живее всех живых, это невероятный уровень для российского кино 2006 года, и это не 'понты', достигнутые с помощью цифры бюджета: все хотят увидеть сказку красивой, и мы видим Родину писателя в годы его жизни в подаче не хуже голливудского кино; повествование же настолько многогранное, что заскучать не смогут даже хейтеры: сценарий здесь извилист и чередует эпизоды жизни писателя, отправляя зрителя то в его зрелый возраст, то снова возвращая к молодым годам, при этом вкрапляя между постановки по его произведениям. Фильм длится три часа, но они проходят на одном дыхании, тонко и виртуозно играя на чувствах зрителя любого возраста.

...И я поджигаю последнюю спичку,
Пусть станет она маяком
Для тех, кто устал и живёт по привычке -
Миллионы сердец согреет своим теплом.


10 из 10

15 декабря 2020 | 21:54
  • тип рецензии:

Андерсен. Жизнь без любви» — художественный фильм-сказка, снятый в 2006. Последний фильм режиссёра Эльдара Рязанова. Мне кажется, что это достойный заключительный аккорд в творчестве известного и любимого всеми Э.А. Рязанова. Фильм очень меня впечатлил. На экране мы видим биографию известного всем Ханса Кристиана Андерсена, которая чудесным образом переплетается вместе с написанными им сказками. Через эти сказки Андерсон отражал и свою жизнь, по моему мнению. Фильм увлекает с первых минут. Нет необходимости привыкать к окружающим деталям, к другой эпохе и другим понятиям. Всё пропитано простыми человеческими эмоциями, трудностями и радостями жизни. Мы не наблюдаем скучные и растянутые сцены из жизни Ханса.

Весь фильм плавно и в тоже время непредсказуемо, представляет нам путь становления Ханса собой, его переживания, его сожаления. Сюжет нам рассказывает о любви к двум женщинам и о том какая же разная она бывает. Фильм пробуждает много смешанных чувств, наверное, потому что он о простом юноше со своими проблемами и комплексами, со своим мировоззрением. Мне кажется, каждый человек способен увидеть себя в этом фильме. Андерсен здесь нам показан не просто великим сказочником, но и человеком, который тоже совершает проступки и подлости. Есть доля юмора, доля горечи и даже доля фантастики - конечно это больше относится к сказкам Андерсена. Что касается актерского состава, то я в восторге. Не знаю, кто бы мог сыграть лучше. Актёры будто вовсе не персонажи фильма, они как влитые вошли в образ и от этого фильм не скучный, не пресный. Он многогранен и правдив.

Не умалчивается правда и в самих сказках, тут мы их видим в другом свете, нежели в детских книжках. Веде сказки это отголоски переживаний самого Андерсена. И скажу честно я не слышала о фильме ранее, и очень рада, что всё таки посмотрела. Жизнь без любви - вот что испытал великий сказочник и поэт. Этот фильм стоит посмотреть, ведь все мы любим и любимы и быть может Андерсен научит нас жить и любить своим примером.

15 ноября 2019 | 11:33
  • тип рецензии:

Должен признать, что Эльдар Рязанов был абсолютно прав, а я полный идиот. Впервые увидев эту версию образа Андерсена, я пришел в благородное негодование, но после прочтения книги 'Всего лишь скрипач', пришел к выводу, что Андерсен - другой человек, нежели я себе представлял.

Фильм, снятый мэтром советского кино, на голову выше всего того, что выходило в эти же годы от нашего кинематографа, но и на нем сказалось время. Конечно, излишний реализм - дань достоверности, первая половина датского 19 века и не была безоблачно-прекрасной, кругом была нищета и страх, но Эльдар Рязанов ассоциируется абсолютно с другим. И с этим ничего не поделать.

Образ итогового Андерсена мне показался более верным, именно такой он был и в книге, добрый по сюжету, но человек очень себе на уме, который ухмыляется, усмехается, даже скалится, но только не улыбается. Куча советских звезд и российских звездочек в этом фильме совсем не радуют, даже как-то раздражают. Жующий Гаркалин вызывает острый приступ отвращения, чего никогда не было. Бабенко с горбом на этот раз, в предыдущем фильме она хромала, что же в следующем?

Андерсен в молодости изображен верно, но актер подобран совершенно не тот, несмотря на его старания, он напоминает не датчанина, а русского. Может, впрочем, в этом и была задумка режиссера. Тоже альтернатива, потому как этот его Мягков, изображавший свободного художника по жизни, выглядел всегда забавно, но недостоверно.

От фильма несет сложным миксом красоты и грязи, если кто-то верил в хорошего парня сказочника Андерсена, то Рязанов дает шанс о нем таковом забыть навсегда. Фильм трехчасовой, сразу посмотреть трудно и морально, и физически. От детей такой фильм, однозначно, следует держать подальше, а взрослым решать исключительно самолично - нужно ли такое знание правды или все же теплые и светлые образы Герды и Дюймовочки важнее.

8 из 10.

09 марта 2019 | 12:42
  • тип рецензии:

Последний фильм Эльдара Рязанова “Андерсен. Жизнь без любви” – не снискала мало народной и киноманской любви. В то же время, для Михаила Козакова “Андерсен” – лучшее, что он видел в последнее время, а для Дмитрия Быкова – единственная великая из 25-ти кинолент Рязанова включая “Иронию Судьбы и “Служебный Романс”. “Андерсен” был номинирован сразу на пять призов “Ники” (получил два).

Вот и очутился “Андерсен” между двумя армиями – “андерненавистиков” и “андеролюбов”, что для фильма – жирный плюс. Это – если не билет в бессмертие, то шанс его купить. Очень часто с нетленками так и происходит, начиная с “Андрея Рублева”, заканчивая “Необратимостью”. Думаю, что правы и ненавистники и поклонники. Дело в том, что он – не гений особого рода гений. Эльдар Рязанов - хранитель Времени. Как губка Рязанов впитывал в себя все мифы и заблуждения всех эпох и переходных периодов, “прогибался под изменчивый мир”, игнорируя “чистоту художественной правды”, что никогда не могли себе позволить Тарковский, но Тарковский, тем самым заглушали Время. Рязанов же его обессмертил. Для человека незнакомого с советскими актерами, почти невозможно прочувствовать, когда Тарковский снимал “Зеркало” или “Сталкер”. У Рязанова каждая кинолента – этикетка времени. Время - его Муза. Он впитывает Время, растворяется во Времени, запечатлевает его переливы. Тут ему нет равных. Ни один учебник Истории СССР не может конкурировать с Рязановым.

Например, “Жестокий Романс”, мог быть снят только в начале восьмедесятых, но никак ни в середине 90-х. Его герой Паратов – предтеча нового русского. Умирающая советская эпоха грезила “волжскими купцами”. Паратов жил в подсознании советского инженера, чтобы родится в анекдотическом блеске в девяностые. На пароходе, в малиновом пиджаке, с шубой под ноги, с пачкой долларов, перевязанных резинкой. Блистательный “Гараж” плотно упакован в дефицитный 1979. “Карнавальная Ночь” завершает эпоху сталинизма. Перестройку начали с утра…то есть Перестройку начали с “Забытой мелодии для Флейты”, а закончили “Небесами Обетованными”. Многие отмечали, что искусство Рязанов взаимопротиворечиво. Я разделяю это мнение.

Бунтарский пафос рязановских работ – “Флейты”, “Гаража”, в “Бедного гусара” в каком-то смысле льет воду на мельницу “дикого капитализма”, жертвой которого впоследствии он сам и стал. “Небеса обетованные”, “Предсказание”, “ “Привет Дуралеи”, “Старые клячи” – это попытки загнать Джина (Паратова) обратно в бутылку. Сейчас многим претит его стариковское ворчание против российского истеблишмента, против новых буржуа. Рязанов желает видеть себя в лагере “Униженных и оскорбленных”, а публика видит его среди “Баловней судьбы”.

“Андерсен. Жизнь без любви” – кино для Рязанова уникальное, оно парит над временем. Оно не о 21 веке, и не о 19-м. Нельзя обвинять фильм в несоответствии датским реалиям XIX века и биографии датского писателя. Второе, тайное название фильма - “Эльдар Рязанов. Жизнь без любви”. Не важно была или нет любовь у Рязанова. Важно, что Рязанов так чувствует. Мне не понятны обвинения Рязанова в пошлости или фрейдизме. Это кино вообще - не “об этом”. “Андерсен. Жизнь без любви” – о трагедии существования. Сюжет “Андерсена” – совершенен. Жизнь сказочника показан в двух плоскостях - в плоскости “Гадкого Утенка” и в плоскости “Прекрасного Лебедя”.

Жизнь прошла. Жизнь – ужасна. Жизнь – прекрасна. Ничего на изменилось. В начале и в конце фильма Андерсен - в образе мальчика и в образе потрепанного старика – беззащитен. Поэтому “Андерсен” – не только кино “о непростой судьбе гения”. Его третье название “Человек. Жизнь без любви”. Ганс-Христиан Андерсен есть в каждом из нас. Это - один из универсальных архетипов человека. Мы рождаемся, страдаем и умираем под крики скотного двора. Как бы не был обласкан судьбой любой из нас, каждому все равно не хватает любви, ибо каждый слаб и смертен. Больше всего Человек нуждается в жалости нуждается в любви, особенно, если он – Эльдар Рязанов.

9 из 10

10 ноября 2016 | 14:26
  • тип рецензии:

Долго избегала смотреть фильм с таким говорящим названием, вспоминая о боли, которой проникнуты большинство сказок Андерсена, о грусти, которая пронизывает творчество Рязанова уже довольно долгие годы, и от его слов о том, что очередной фильм не стоит унижения, связанного с добыванием денег на его производство.

Случайно увидев по телеку одну из начальных сцен и даже не сразу поняв что это за фильм, не могла оторваться...И хотя увиденное соответствовало заочным ожиданиям - и боль, и грусть, и качество съемки, не вполне соответствующее, на мой взгляд, приличному бюджету( наводящее на мысли о финансовых махинациях дельцов от кино), но впечатления от фильма стоили того.

Удивительно, что он так невысоко оценен, но наверно, не стоит смотреть фильм тем, кто знаком с творчеством Рязанова только по периоду до середины восьмидесятых, а с творчеством Андерсена только по голливудским экранизациям и/или сборнику сказок, адаптированному для детей, или тем, кто во главу байопика ставит точность следования фактам. 'Андерсен. Жизнь без любви' - это история гениального, эксцентричного творца и его творений, заключенная не столько в фактах биографии и анализе его произведений, сколько в фантасмагорически визуализированных ощущениях, могущих возникнуть у неординарной личности от столкновении жизненных реалий с фантазиями, страхами и надеждами внутреннего Я. Это будто иллюстрация к его сказкам, в которых доброта и жестокость пронзительны в своем неразрывном переплетении...

Все создатели фильма большие молодцы, но отдельное спасибо хочется сказать художникам за безыскусственность детального воссоздания эпохи, композитору Алексею Рыбникову за проникновенную музыку и актеру Станиславу Рядинскому за впечатляющие образы молодого Андерсена и героев его сказок. Удивительное перевоплощение Рядинского на ментальном и физическом уровне делало его почти неузнаваемым и в сравнении разных его персонажей в этом фильме, и в сравнении с виденной мной раньше его ролью в фильме 'Дом Солнца'. Здорово, когда молодым актерам есть где и что достойно сыграть. А вот за это спасибо гениальным режиссерам, каким был и остается в памяти Эльдар Рязанов

20 июля 2016 | 15:20
  • тип рецензии:

На самом деле, фильм полон любви, любви нежной, робкой, непобедительной, неагрессивной, упущенной, в общем, очень человеческой...

Считаю, это один из самых недооцененных фильмов последнего десятилетия и, конечно, у Рязанова, так бывает. Наверное, вышел не в то время, но времена не выбирают и это чудо, что он состоялся в его фильмографии.

Я почему-то очень верю тому образу, который придумали Рязанов и Квирикадзе и сыграли Рядинский и Мигицко. Это очень правдоподобно ложится на то впечетление, которое возникает от этих сказок, знакомых с детства, но прочитанных взрослыми. Нам всем нужно снова прочесть эти сказки...

Прекрасен эпизод Дании 1940 года, вот истинный пример гражданского мужества и солидарности...

Удивителен образ Господа в исполнении Тихонова, он не раздражает (что не может не удивлять)... Вообще, актёрский ансамбль, как всегда у Эльдара Александровича, блестящий, а здесь ещё у некоторых была возможность сыграть несколько ролей. Очень хороши Толубеев, Мысина, Бабенко, как всегда ослепительна Крюкова.

Это, конечно, лучшая роль Мигицко, он её заслужил. Воплотить такого сложного, противоречивого, гениального человека, каким, несомненно был Андерсен, это большая удача. Замечателен и Стас Рядинский, но. .. где его другие звёздные роли, почему красивые актёры так трудно вписывались всегда в советский и российский кинематограф?...

И, конечно, музыка Рыбникова... Её невозможно забыть, она продолжает звучать в голове после окончания фильма. Это его душа.

10 из 10

27 июня 2015 | 20:57
  • тип рецензии:

'... ты страдал, но не озлобился… я прощаю тебя…'

10 из 10

Кто таков творец и что такое Творчество ? Какова его истинная природа ?

Вечный вопрос и один ответ - оно в страдании. От терпеливого нежелания впадать в человеческие страсти и падать в очерняющую пучину земного существования, но верить в свое предназначение и творчеством тянуть за собой все Человечество к Светлому Образу и Подобию.

Такого ответа не вычитаешь в сухой биографии творческих людей. И даже изучив ее досконально и проанализировав творчество - сам не поймешь и ни на что не решишься. Такое может подсказать и подтолкнуть кто-то из 'касты избранных'.

Не найдешь Ответа (стоящего совета или подсказки) у нынешних ремесленников от киноискусства; как бы старательно они не камуфлировались рейтингами и бюджетами.

А у Эльдара Александровича мимолетный персонаж Творца пришел, поцеловал, благословил, и в конце простил все грехи. Лишь пожурил (С легким Паром!!!): 'дурак, Андерсен. Потому, что прошел мимо такого чуда, как любовь женщины. Тут я тебя, как мужчина, не одобряю…'

Хрестоматийный фильм. Необходимый для изучения не только детьми и их родителями, но всеми. Потому как сейчас постукивая по клавиатуре, грешным делом подумываешь самому замахнуться на Уильяма... Ведь оказывается сам Ганс Христиан начинал с подражания великому Шекспиру. И наверняка Эльдар Александрович 'читал мемуары, дневник сказочника, воспоминания современников' не из простого интереса - небось в детстве тоже не тюшки выливал из олова... А чего мне не хватает от жизни ? Веры ?!

11 января 2014 | 11:11
  • тип рецензии:

Когда впервые посмотрел рязановского «Андерсена», был искренне тронут духом гуманности, пропитывающим всё кинопроизведение маститого режиссёра. Сострадание Эльдара Александровича к несчастным, униженным и оскорблённым, берущее своё начало видимо со времён «Небес обетованных», или, вероятнее всего, с «Жестокого романса», не может не вызывать глубочайшего уважения. Впечатлённый историей несчастливой судьбы всемирно известного датского сказочника, Рязанов решается экранизировать его биографию. «Мне хотелось чтобы люди, посмотрев этого фильм, стали немножечко добрее» - напутствует режиссёр зрителя благими пожеланиями перед телепремьерой.

С первых же минут фильма перед нами открывается печальная картина детства в Оденсе как череда бесконечных неудач Ганса Христиана. Бедная семья без отца, сумасшедший дедушка, неотёсанный отчим, крайне небезупречная маменька, сводная сестра-воровка, а, кроме сего, и жестокие, невежественные «скоты» оденситы, так и норовящие обидеть всесторонне одарённого мальчика. Много хлебнёт горя Андерсен перед тем, как станет знаменитым писателем. Мильон терзаний, но венец их - вожделенная слава.

Юный Ганс Христиан, дабы реализовать свои разносторонние таланты, сбегает в Копенгаген. Особо интересной мне представляется линия взаимоотношений Андерсена с профессором Мейслингом. Если во время обучения Андерсена в гимназии ректор Мейслинг предстает перед зрителем явным негодяем, использующим в образовательном процессе совершенно непедагогичные методы, за которые в наши дни можно запросто лишиться ставки учителя, то этого никак не скажешь в период замещения им должности главного цензора. «Вредная вещица» - объективнейшая оценка персонажем Табакова абсолютно авангардного спектакля «Огниво». Подрывающее основы государственного строя искусство, будь-то оно или уморительный театр абсурда, или гельмановские «перформансы», априори должно быть цензурируемо, ибо это вопрос культурно-нравственной безопасности любого государства и его подданных. И только очень нелесные словеса в адрес главного героя, произнесённые на приёме у адмирала Вульфа, напрочь дискредитируют извечного антагониста великого сказочника.

Слишком гипертрофированна в фильме тема еврейства. Кто бы спорил, что допускать дискриминацию по этническому признаку, как в маленьком Датском королевстве, так и несоизмеримой Российской Федерации, не просто нехорошо, а даже гадко, мерзко и крайне опасно, как в отношении меньшинства, так и в отношении большинства. «Это каббала! Они наводят на нас порчу!» - кликушествует идущий «бить торгашей» копенгагенский мещанин. Откуда, спрашивается, датскому обывателю XIX века было вообще знакомо слово «каббала», не говоря уже про само тайное иудейское учение, которое и сегодня известно далеко не всем представителям многострадального еврейского народа? Еврейский погром здесь показан как следствие бытовой ксенофобии, хотя история знает и совершенно иные причины сих ужасающих мероприятий. Наличие в фильме истории трепетной дружбы писателя с семейством Мельхиор и эпизода с ношением «Мохин-Довида» датским королём, которым мыслит себя через сто лет Андерсен, также свидетельствует об авторской небеспристрастности.

Затрагивая любовный аспект, хотелось бы отметить, что невинному целомудреннику, хранящему в девственной чистоте такое великое и возвышенное чувство, как Любовь, наводить на возлюбленную, пусть даже и ему отказавшую, художественные напраслины вроде «кое-чего» как-то уж очень низко. Как констатировалось ранее, кинотворению Рязанова действительно свойственна немалая эротическая одержимость. Название фильма лишний раз доказывает крайне уценённое понимание режиссёром трансцендентального чувства.

Об актёрском ансамбле. Рядинско-мигицковское чередование с их динамичным лицедейством - чуть ли не самый главный плюс картины. Женщины Андерсена, к сожалению, не впечатлили. На мой взгляд, как-то уж малоудачным выглядит утверждение темпераментной Алёны Бабенко на роль болезненной дочери адмирала Вульфа. Евгения Крюкова - тоже невпопад. Даже сыгравшая здесь мадмуазель Шалль Наталья Щукина с её округлыми чертами лица имела большие физиогномические основания претендовать на роль шведской певицы и виновницы любви Ганса Христиана. Как всегда понравилась игра Табакова. Роль Тихонова была эпизодической, но успела-таки запомниться кощунственной финальной фразой.

Подытожу: самое противоречивое кино в фильмографии Рязанова, в чём-то очень трогательное, а в чём-то и очень субъективное.

31 июля 2013 | 14:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: