Хотелось бы встать на защиту фильма, и, прежде всего, с исторической точки зрения. Так и хочется крикнуть: 'Браво, Гибсон!' Асолютно несправедливы все звучащие по этому поводу упреки. Фильм действительно историчен. Непонятно, почему вызывают возмущение появившиеся конкистадоры. Насколько я помню, даты в фильме не указываются. Так что это вполне могло оказаться начало 16 века. Судить по положению общества у майя глупо - вражда действительно шла на протяжении очень долгого времени.
Теперь по поводу деталей. Показанный арсенал оружия майя такой, какой и был - кремнивые орудия, прежде всего, луки, копья. Ни о каком металле в обиходе майя речи не шло - он был редкостью для них (это не ацтеки, купавщиеся в золоте). Майя, в основном, покупали его, и то в небольших количествах.
Сцена жертвоприношения заслуживает особого уважения, и совершенно непонятны упреки, что майя не красили жертвы в синий цвет. Именно в синий, который они добывали из минералов. Да что говорить, даже иерархия жрецов показана. Главный жрец, ахкин, наблюдавший за всем происходящим, наком, вспарывающий грудь жертв, их подчиненные и жены. А одеяния... Они так и списаны с фресок Бонампака, особенно у ахкина.
Что касается солнечного затмения, то это было явлением частым, если судить по источникам самих майя и по высказываниям испанцев. Я уже не говорю про невероятное правдоподобие внешности индейцев, быта, архитектуры и т.д., и т.п. Гибсон и его индейцы волшебным образом восстановили перед нами всю жизнь майя, во всяком случае такую, какой она предстает в исторических источниках, без идеализации и прикрас. И за это еще раз браво!
Что касается сюжета, то, безусловно, бесконечная погоня зя Ягуаром во второй части фильма утомляет. Но и здесь все компенсируется невероятной физической выносливостью Руди Янблада, красотой слияния человека и природы и осознанием того, что так и должно быть.
В общем, респект Гибсону за настоящий, историко-приключенческий фильм, которых теперь так не хватает.
Я не большой любитель кино, и посмотреть этот фильм меня сподвигла одна из передач центрального телевидения, в которой он упоминался. Если браться оценивать сие произведение с точки зрения потребителя массового искусства, можно обратить внимание на некоторые особенности постановки, как-то - попытки передать чувства, нет - ощущения людей, действующих в сюжете, с помощью мастерства постановки и съемки.
Достаточно вспомнить момент убийства отца Лапы Ягуара - показано, как окружающий мир аж поплыл перед глазами умирающего вождя, или момент жертвоприношения, настроение которого передано учащенным сердцебиением человека, который вот-вот с этим сердцем распростится. Это оказало на меня весьма сильное воздействие, да равно как и другие моменты этого весьма захватывающего зрелища.
Если судить об историчности этого опуса, она не вызывает сомнения. На протяжении всей своей истории майя вели межплеменные войны, захватывали пленников и приносили их в жертву. Неважно, происходило это в 16 веке или в 4. Об этом свидетельствуют большинство стел правителей городов-государств майя, на которых текст строился по принципу - 'В день ... правитель ... захватил в плен ... врагов, принес их в жертву великому богу ... ' (в местах пробелов можно подставить имя любого правителя, любое количество пленников, любого бога, схема батальной сводки стандартна для всей культуры майя).
Почему у кого-то возникли сомнения в правомочности появления конкистадоров во времена майя? Они очень даже дожили до колониальных времен, успели повоевать с испанцами и принести пару десятков захватчиков в жертву. Плюс, если кому-то не верится в подобную жестокость этого одаренного народа, можно заметить, что в поздний период своей истории майя попали под влияние тольтеков, жестокость которых превзошли разве что ацтеки. Если говорить о математике, астрономии и прочих точных науках, то жрецы умели предсказывать те же солнечные затмения, и это вполне отражено в фильме.
Если оценивать смысл данного фильма, что, по мне, является самой неблагодарной задачей критика, ибо каждый воспринимает по-своему, то, в любом случае. фильм нельзя воспринимать как банальную мясорубку. Здесь рассматривается исторический путь народа, его исход, и крах. Рыба, как известно, гниет с головы. Города майя стали вырождаться, и люди действовали по старой накатанной схеме - напасть - захватить - убить. В деревни, видимо, не дошел этот декаданс, жизнь там была гораздо проще, человечнее, да и вообще, убивать приходилось только высшим сословиям - жрецам, вождям и воинам, а простой народ был не в пример миролюбивее.
Я также смотрел 'Страсти Христовы', и полагаю, что Мэл Гибсон просто не способен создавать посредственные произведения, оба этих фильма оставили след в моей душе.
Посмотрел...нахожусь под сильным впечатлением. Фильм действительно захватывает. Великолепная атмосфера. Не мог оторваться ни на секунду. Гибсон как режиссер мне начинает нравиться все больше и больше, его работы не похожы на работы остальных голливудских режиссеров этим он меня и привлекает.
Мела Гибсона я обожаю из-за того что он первоклассный режиссер и великолепный актер. Это эдакая неповторимое два в одном. Недаром «Храброе сердце» и «Знаки» являются моими любимыми фильмами.
А что касается «Апокалипсиса» то я за этим фильмом следил от самого его начала. Из-за имени Гибсона я не на чуточку не сомневался в том что фильм получится великолепным и драматичным.
Недаром Гибсон доказал это в своем дебюте «Человек без лица» и оскараносном «Храбром сердце».
Гибсон сумел создать точную атмосферу того времени в ярких тонах и сделал фильм правдоподобным сняв его не на английском а на языке древних жителей. И еще плюс в том что он пригласил на роли обычных людей соответствующих своим персонажам а не напичкал фильм мускулистыми атлетами.
А что касается за чрезмерное насилия в фильме о котором все так и говорят то меня это не так и впечатлило. Согласитесь мы и не такое видели. Этот фильм снят в приключенческом стиле и все сцены насилия просто и не замечаешь.
Гибсон еще раз доказал что он мастер своего дела. Жаль картину не как следует оценили.
Как сказал один мой знакомый, которому я порекомендовал этот фильм: 'Смотрели всей семьей, самое впечатляющее кино за последнее время!' Вот и я с ним согласен. Вот так вот взял и решил Гибсон - без перевода, только титры.
Далекое время, далекая цивилизация... Один мир пожирает другой, сам уже пожираемый изнутри. Но то, что ждет их - действительно Апокалипсис, приход совсем другого мира - испанских завоевателей... Отличное кино!
Не зря вначале фильма эпиграммой стоит изречение о могуществе империй,- 'империя' майя встретила свой 'закат' задолго до прихода конквистадоров,- алчность и жестокость великих касиков породила ненависть к ним во всех покоренных племенах,- и не перед мушкетами и мортирами Кортеса пал Теночтитлан,- его 'вечность' поглотила ярость угнетенных...
Каждая минута фильма настолько реалистична и естественна, что даже и не верится, будто это сценарий. А лица героев, их глаза... И пронзительно щемящее чувство последней минуты, - как безмолвно прощалась и провожала 'никчемного' мужа своей бездетной дочери вредная старуха, как смотрели они в последний раз друг на друга...
Это даже не фильм, это настоящее искусство, обнажающее самые искренние наши чувства. Спасибо Вам, Мел Гибсон.
Определённо, 'Апокалипто' Гибсона наиболее незаурядная, самобытная, спорная и по большому счёту (что бы тут не говорили) талантливая штатовская кинолента уходящего киносезона.
Не могу сказать, что во всём принял её безоговорочно (финал сделан с явной заявкой на продолжение. Скорее всего Гибсон намеревается снять дилогию с показом последующей безнравственной 'эволюции' Америки и её поселенцев), но то что автор оказался идти в унисон помойной лавине голливудского мейнстрима, нарушая устоявшиеся законы кинобизнеса (имею ввиду очередное использование в своём творчестве мёртвого языка) достойно уважения.
А что до некоторых недостатков (их немного), то для меня неоспоримо одно: тот, кто идёт в кино нехоженными тропами, иногда имеет право и оступиться!
Мел Гибсон - яркий пример актёра-суперзвезды, который планомерно стал почти что великим и на режиссёрском поприще. Этот факт многого стоит.
Мел Гибсон, как режиссёр не перестаёт удивлять. То он поставит оскароносный исторический фильм 'Храброе сердце ', то картину о Иисусе Христе. Вот и на сей раз, когда все ожидали от него пафосного кино в духе 'Трои ' и 'Гладиатора ', он преподнёс на суд зрителей совсем иное кино.
'Апокалипсис ' разочаровывает и по-хорошему удивляет одновременно. Главной неудачей фильма можно назвать некоторую штампованность сюжета. Зная Гибсона, можно было предположить, что много внимания в фильме будет уделено цивилизации майя как таковой. Но Гибсон ограничился схематичным наброском образа жизни древних войнов, а на передний план вывел сцены экшена. Но за то, как всё это снято режиссёру и сценаристу Гибсону можно простить любые недостоверности сюжета. Особенно хочется отметить операторскую работу!
Правды ради следует сказать, что в дополнение ко всем вкусностям фильма, нельзя не заметить аллегоричности сюжета. Но как это часто бывает в последнее время в Голливуде эта самая аллегоричность сводится к простым моральным принципам - нет ничего важнее жизни близкого или родного человека, а ненужные войны и неправильная расстановка приоритетов в жизни ставят развитие любой цивилизации в тупик.
Несмотря на всё вышесказанное, фильм у Мела Гибсона в очередной раз получился очень занимательным и интересным. Любители экшена (в первую очередь), ну а также философы и гурманы кино - милости просим!
Безусловно, Гибсон открыл новый жанр в кино, который, если я не ошибаюсь, еще не имеет конкретного названия, - исторический фильм, не требующий перевода, поскольку с переводом теряется весь художественный замысел режиссера, колорит той эпохи, которая показана в кино.
Сначала это были 'Страсти Христовы', теперь 'Апокалипсис'. И, надо сказать , я влюбился в подобные фильмы. Просто осознаешь, что наверняка при просмотре дублированного фильма наши озвучники, какими бы они ни были мастерами театра и кино, не передают всех тех чувств, которые пытаются нам передать актеры.
Очень приятно видеть в этом фильме еще совсем неизвестных, но делающих уже такие серьезные шаги в мире кино, актеров. Ведь очень сложно в наше время заявить о себе, показать, на что ты действительно способен. И честь и хвала директору картины, режиссеру, продюсеру, которые не стараются напичкать фильм уже надоевшими заезженными звездами, а дают шанс пробиться молодым.
Мне лично очень понравился фильм. Он необычен по своей самобытности и в то же время, это самый настоящий экшн. Я не могла оторваться от экрана, потому что герой всегда был в опасности. Я думаю, Мэл Гибсон был прав, говоря о том, что это фильм о конце и закате великой цивилизации и начале новой, другой цивилизации. И все актеры, хоть и говорили на неизвестном мне языке, были очень хороши. Вытащили свою игру на одних эмоциях и жестах. В общем, я думаю фильм вышел лучше, чем 'Страсти Христовы'.