Скажу очевидное - собственно конца света в картине нет. Но мы точно понимаем, что он случится. Ведь как ни странно происходящее отсылает нас к Библии. Для Гибсона майянская империя это что-то вроде Содома и Гоморры или царства Вавилонского. Где развращенные и могучие язычники, преклоняющиеся пред ложными идолами, сознавая свой упадок, буквально приносят людей в жертву благополучию. Однако насилие и церемониал всего лишь скрывают страх этих владык. И единожды не убоявшись, можно разрушить разрушить все их царство зла.
Впрочем, символическая или мистическая подоплека событий интересуют режиссера в меньшей степени. Он слишком предметен и натуралистичен, что позволяет создать кажущееся реальным полотно. Именно кажущееся. Конечно, настоящее общество майя вряд ли было гуманным, но сомневаюсь что представленная в фильме повседневность близка к реальной. Это все апокалиптический киноязык.
А вообще картина красивая, фактурная и уникальная. Сочетание в ней простых, но драматических поворотов. Богатая материальная культура и работа художников по костюмам. Игра актеров. Необычность выбранного региона. Все это делает ее жемчужиной мирового кино. Смотреть стоит.
Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит сама себя изнутри.
Апокалипсис или же Апокалипто - это фильм Мэла Гибсона, вышедший в 2006 году. Я думал, что Мэл только прекрасный актер, но он еще оказался замечательным режиссером и продюсером. Картина полна жестоких и кровавых сцен. Фильм втягивает не сразу. Начало можно назвать неоднозначным. На мой взгляд, главным козырем фильма является его кровожадность. За всеми этими сценами увлекательно наблюдать, даже несмотря на всю жестокость. Фильм хочется похвалить за то, как они показали животный мир и пейзажи. Еще хочется подчеркнуть колоссальную работу костюмеров и визажистов.
Сюжет. В данной картине показана жизнь цивилизации майя. Главный герой - Лапа Ягуара из дикого лесного племени. Его племя живет благополучно и никому не мешает. На их племя нападают охотники за рабами из более цивилизованного города майя Чичен-Итца. Хочется провести параллель с Древним Римом. Они делали практически тоже самое. Разоряли соседние государства для обогащения своего. По итогу большинство мужчин племени убивают, а всех остальных ведут в Чичен-Итца. И главный герой будет пытаться выбраться из плена.
Актеры. Мэл Гибсон во время подбора каста сделал выбор на малоизвестных актеров, потому что они не ассоциируются у зрителей с другими ролями. Он пригласил актеров из Мехико и Юкатана или потомков индейских народов Канады и США. Меня впечатлили следующие актеры: 1. Руди Янгблад - Лапа Ягуара. Поначалу я не воспринимал его персонажа как главного героя, и он был мне неприятен. Но со временем его герою уделялось все больше времени, и я поменял свое мнение о нем в лучшую сторону. Это является первой картиной в его актерской карьере, и по сей день остается лучшей среди всех остальных его фильмов. 2. Джонатан Брюэр - Тупой Конец. Мой любимый герой в данной картине. Он мне понравился с самого начала. Над Тупым концом издевалось все племя, и за этим было очень смешно наблюдать. Его герой в конце проявил себя с лучшей стороной и показал, что готов на все ради своего сотоварища. 3. Рауль Трухильо - Пустой Волк. Рауль исполнил роль главного злодея, и, на мой взгляд, это образцовый злодей. Он на протяжении всего фильма показывал всю свою жестокость, но с другой стороны, он был идеальным лидером своих войск. На протяжении всего фильма он противостоял главному герою и пытался отомстить ему за своих товарищей. Но он зашел слишком далеко...
Этот фильм выиграл сразу 3 Оскара 2007 года за: Лучший звук, лучший монтаж звука, лучший грим. Я думаю, эти Оскары получены заслуженно. Цитаты в фильме просто великолепны. Они запоминаются надолго. Актерская игра на высшем уровне 5+. При столкновении двух цивилизаций - та, которая побольше поглощает вторую, тем самым уничтожая ее полностью. Главному герою сопереживаешь. Ведь он обычный парень, который хочет просто защитить свою семью и всего-то. Моей любимой сценой из всего фильма была сцена жертвоприношения. С одной стороны, это очень мерзкая сцена, но с другой - она заседает в голове у зрителя и от ее просмотра невозможно оторваться.
Эпилог. Фильм хочет показать, что главное в жизни - это семья, и ради нее можно совершить невозможное. Хочется сказать лишь одно: Браво Гибсон. Именно благодаря нему фильм получился таким прекрасным и атмосферным. Слабонервным не советую смотреть эту картину, а всем остальным я думаю, ее стоит посмотреть.
При съёмках кинопроизведений, берущих основу из исторических событий, можно пойти самыми разными путями. Некоторые, просто запихивают культурно-исторический контекст той или иной страны в узкие рамки стандартных сюжетных конструкций и дальше никуда не идут. А бывают такие самородки, как гордый сын Австралии Мел Гибсон. Наряду со Стивеном Спилбергом и Клинтом Иствудом, он является одним из немногих людей, которым можно с чистой совестью экранизировать абсолютно любой исторический период и быть полностью спокойным за результат.
Этот тезис отлично читается в его картине, с названием, больно коловшим людей в сердце вплоть до декабря 2012 года:'Аппокалипсис',единственным спорным моментом которого, можно назвать только слегка неуместную полукомедийную первую треть, да и то, она отлично играет свою роль, выступая контрастом последующему празднику человеческой веры в кровавые сверхестественные силы. Да и в целом, от экрана буквально веет духом так незаметно ушедшего времени, когда фильму не для массовой аудитории, не на самую популярную тематику и, пожалуй одно из самых главных, не на английском языке выдавали настолько большой бюджет и рекламную поддержку. Сейчас запустить подобный проект весьма маловероятно.(Они посмели построить пирамиду без армии китайских программистов! Как так...)
Хочется также отдельно отметить то, как авторы смогли красной линией провести через весь фильм историю о падении старого мира, но при этом пользуясь исключительно приёмами визуально-смысловой подачи истории и ничего говоря в лоб. Собственно, так и должно выглядеть настоящее кинопроизведение, если оно хочет таковым быть, а не казаться.
Фильм, ставший таким же памятником умершей цивилизации, как и обагрённые кровью пирамиды в Мексике.
В таких жанрах как пеплум и вестерн мы сталкиваемся с мощным отторжением Другого, персонифицированного в национальных меньшинствах. В картинах Сэя Эндфилда «Зулусы» или «Лоуренсе Аравийском» Дэвида Лина мы имеем дело с реконструкцией реальных исторических событий, поданных через призму идеологии этноцентризма, превосходства и мессианства белого человека. Другой – это варвар, несущий угрозу западной цивилизации, потому и в вестернах и в пеплумах сюжеты часто строятся вокруг осажденных крепостей или сконцентрированы вокруг событий, связанных с охраной границ, священных фронтиров цивилизованного, белого мира. Индейцы в вестернах изображены не просто как дикари, а как чума, способная заразить своими обычаями и нанести непоправимый урон самому мировоззрению белых людей.
Яркий пример такого подхода – фильм Мэла Гибсона «Апокалипто», в нем Другой персонифицирован прежде всего через лингвистическую инаковость, как зараза, разъедающая самые мельчайшие признаки цивилизованности. Другой как вихрь вторгается в жизнь небольшого индейского племени, его имя – цивилизация майя. Распад этого герметичного мира под давлением собственной жестокости и насилия, варварских обычаев, становится у Гибсона панорамной картиной, притчей о деградации цивилизации в целом. Конквистадоры приходят уже на пустое место, цивилизация разложилась сама, им уже нечего завовевывать – перед ними лишь горстка атомизированных индивидов. Картина «Апокалипто» превращается в повествование о нашей цивилизации, гибнущей от груза собственного насилия и несправедливости и также не готовой к пришествию новых гуннов.
Фильм-размышление о причинах кризиса и гибели цивилизации
Необычный фильм.
Главный герой картины - индеец по имени Лапа Ягуара позаимствован из просветительской литературы XVIII века. 'Добрый дикарь'. Цивилизованные индейцы майя отловили его в лесу, для них он - дикарь, но он видит их со стороны, и он оценивает их культуру глазами современного человека.
В общем-то Гибсону удалось то, что в историческом кино удается редко - снять непафосный фильм. То есть пафос есть, но это пафос идей, а не изобразительного и звукового элементов фильма.
Как и в 'Страстях Христовых', к титрам очень быстро адаптируешься.
Высокоразвитая цивилизация ацтеков, приход испанских конкистадоров в Южную Америку - всё это ещё с прочтения в школе 'Дочери Монтесумы' Хаггарда рисуется воображением в каких-то ярких и фантастических красках. Гибсон, напротив того, показывает общество, где охота на людей, продажа в рабство, человеческие жертвоприношения - часть серой и какой-то блёклой привычной повседневности, и оттого ещё более страшной. Постепенно фильм и своеобразная игра актеров затягивают. Хочется сказать: 'Верю!'
В фильме есть очень жестокие сцены (хотя смотрится всё это легче, чем 'Страсти Христовы'), поэтому с детьми фильм лучше не смотреть.
Мне представляется, что фильм 'Апокалипсис' (как и 'Страсти Христовы') - это не произведение искусства, которое несет в себе чисто эстетический заряд. Это, скажем, как 'Иди и смотри' Элема Климова или 'Хрусталев, машину!' Алексея Германа, когда картина не предназначена для любования красотой изображения, здесь главное - моральное поучение в притчевой форме, и конечно же размышляет Мел Гибсон о современной западной цивилизации. Войны, экологические и техногенные катастрофы. Прообразы современности Гибсон увидел в цивилизации майя.
Его упрекали в том, что на самом деле он снял фильм об империи ацтеков (майя к моменту прихода европейцев ещё существовали, но расцвет их цивилизации завершился за века до изображаемой в фильме эпохи), что многое он заимствовал из канадского фильма 'Быстрый бегун' (добавим - и из незавершённого фильма Сергея Эйзенштейна 'Да здравствует Мексика'), то есть 'Апокалипсис' нельзя воспринимать как фильм-реконструкцию исторических событий.
Как фильм-притча 'Апокалипсис' удался. Его можно неоднократно пересматривать и каждый раз находить в рассказе о приключениях индейца по имени Лапа Ягуара новые оттенки.
Можно как угодно относиться к Мелу Гибсону за его взгляды, но это никак не помешает его фильмам становиться популярными и как минимум заслуживающими внимания. И если в случае со 'Страстями Христовыми' очень серьёзную роль сыграл местный околоантисемитизм, будучи по определению острой проблемой, картина 2006 года 'Апокалипсис' не могла найти глобального бурления масс по всему миру из-за давно погибшей цивилизации майя, немногочисленных сегодняшних потомков каковых вряд ли уместно количественно сравнивать с еврейской нацией. Хотя унизительно повествовать о них - тоже было бы плохим решением. Последнего, увы, режиссёр и его иранский коллега-сценарист Фархад Сафиния полностью избежать не смогли. Племя главных антагонистов, которые атаковали деревню ради похищения местных охотников, не внушает какого-то уважения, восхищения. Более того, там есть и местный фашист, и глав. гад без особых отличительных черт, но живущий по весьма сомнительному кодексу чести, перекраивающему некоторые решения в признаки слабоумия. Хотя и охотники показаны недалёкими, излишне дикими для шестнадцатого века, когда корабли испанских конкистадоров уже паслись около индейских полуостровов.
Намекает ли их пришествие на оригинальное название фильма - 'Apocalypto' - что с греческого переводится как 'открываю, обнаруживаю' (а в английском языке и ещё несколько схожих значений)? Как составная часть общей картины - безусловно. У Гибсона, по его словам, было стремление показать зарождение совершенно новой цивилизации, 'нового начала', одновременно показывая настоящий апокалипсис, гибель одной из величайших цивилизаций в истории. И быт героев фильма здесь получает второе значение. Ведь глядя, как эти дикари едят сырые органы животных, бегают с оголенным причендалом на глазах у всех, а кто-то очень примитивно шутит (хотя их шутки нередки и сегодня), никак не скажешь, что они смогут открыто противостоять врагу с огнестрельным оружием.
А вот бить друг друга майя могли и активно пользовались этим. Отсюда, наверно, и одна из главных причин апокалипсиса. Разобщённые племена, будь они единым целым, могли бы продемонстрировать что-то типа войны за независимость Шотландии - об этом Гибсон снял довольно спорный фильм 'Храброе сердце'. В их воинских качествах не усомниться: они сильны, храбры, не выражают страх, не боятся драться с дикими зверями, погибать от острых стрел и ножей, прыгать в водопад и так далее. Это хорошо видно даже не на фоне Лапы Ягуара, главного героя. Остальных за трусость тоже не упрекнёшь. По крайней мере, потому что негде было трусить. Абсолютно, вычурно плохое племя ведёт себя как бы 'со спины' изначально, не давая ни себе, ни противнику шанса проявить мужество. Но в дальнейшем видно, насколько развита их община. Они состроили непросто деревню, а полноценный город, с огромной торговой площадью, с ритуальной пирамидой, с собственным правительством в конце концов. Невероятно, чтоб таких индустриальных высот достигла нация путём только жульничества.
Но умом 'добрые' майя гораздо сильнее 'злых'. Если быть точнее, сильнее остальных умом Лапа Ягуара. Умнее на протяжении всей киноленты. Именно благодаря его смекалке, получается очень зрелищный блокбастер в джунглях. Режиссёр лукавил, когда говорил, что составляющей экшна хотелось сделать погоню, подобную гонке, где нужно лишь вовремя поворачивать. Если бы не ловушки охотника, не его хитрые уловки, получилась бы весьма посредственная беготня, что вкупе с медлительной первой половиной 'Апокалипсиса' могло бы сгубить ленту. А так действие получилось по-настоящему динамичным, за которым интересно наблюдать, пусть и прекрасно понимая, к чему всё ведёт. Намёк на последовательный финал проскальзывал неоднократно - впервые с самого начала в цитате Уилла Дюранта, а потом устами маленькой заражённой девочки в разбитом селении. Да и в целом действие угождает Лапе, который удивительно выживает и в самых жёстких обстоятельствах, который приводит пророчество девочки от мала до велика, то бишь от бегунка до максимального злодея. Всё равно интересно, ещё и по причине того, что рассказанная история поучительна, подобна притче, особенно в тонах древнего. И она умеет плавно перетекать в погоню, а затем обратно, не теряясь.
Вообще, Мел Гибсон очень серьёзно подошёл к этой картине. И тематика 'Апокалипсиса' многогранна. Он стремился показать и общие тенденции древних цивилизаций, и поставить аналогии с современным обществом, и выявить настоящие причины исчезновения. Последнее хорошо прослеживается в фильме не только с помощью междоусобиц. На фоне божественно-красивой природы есть и засуха с целыми плантациями умершей под солнцем культуры, в тропиках - дикие животные, настоящие хозяева здешних лесов. А в конце ещё и испанцы - безумно символическая сцена с ними. Там неявно передаётся ещё одна причина - нашествие извне, будущий геноцид настоящих американцев. Странно, почему современные представители общин майя увидели конкистадоров как спасителей, ибо по сути оно не так даже в ленте.
Однако, если жестокость майя можно оправдать составляющей Apocalypto, то многую их второстепенную атрибутику нет. Некоторые учёные отмечали, что население не соответствовало реалиям. Кольца, кости в носах, в ушах, проколотые губы - ничего подобного майя не носили, а в фильме этим пестрит лицо каждого второго. Касательно жертвоприношений высказались те же представители, называя их исключительной редкостью, тогда как по Гибсону ритуал выставлялся как нечто непосредственно-важное в жизни племени. И подобных искажений насчитывали по отдельности немало. Гибсон же считал, что ему с Сафинией удалось отлично передать эпоху. Возможно, на фоне некоторых особенностей оно так и кажется. Например, 'Апокалипсис' полностью на юкатекском языке. За написанием диалогов, произношением следил специальный консультант. Как и, впрочем, за всем остальным, с чем результат вышел двояким. В сравнении с 'Храбрым сердцем', конечно, фильм однозначно правдив, здесь Гибсон перешёл на новый этап своего авторского развития.
Естественно, 'Апокалипсис' не представляет из себя ничего существенно нового. Это - статистический блокбастер, о котором сейчас вспоминают нечасто. Фильм не оставил после себя большого наследия, практически не прославил свой актёрский состав, не завоевал ни одной высшей награды в кинематографе, обойдясь несколькими техническими номинациями на 'Оскар' и, что иронично, на 'Золотой Глобус' за лучший фильм на иностранном языке. Но эстетически кино заслуживает внимания. Обладая шикарной визуализацией, оно также проходит в нетипичной для Голливуда манере, соприкасается с совсем старыми временами, никак не уступая фильмам с более популярными и привычными вывесками. Правда, в прокате 'Апокалипсис' собрал 120 миллионов долларов, что не провал, но и не высший успех. А жаль, он явно заслуживал собрать свыше трёхкратного бюджета.
Для меня был поделен на первую половину и вторую. Честно говоря, после первого часа просмотра я задался вопросом 'А за что у фильма столь высокая оценка, ведь ничего особенного в нём нет'. И так получилось, что я его забросил на добрые пару месяцев. Но, в определённое время желание досмотреть историю до конца снова появилось. И уже теперь, можно сказать с уверенностью, что вторая половина 'Апокалипсиса' чудесного актёра, а также режиссёра Мэла Гибсона - самый настоящий шедевр. В плане 'Чувства свободы' он переплюнул даже 'Побег из Шоушенка'. Настолько ты переживаешь за казалось далёкого тебе Лапу Ягуара. Ты вместе с ним надеешься, что семья ещё жива. И только это заботит главного героя, а не враждующее племя, которое преследует 'узника в бегах'.
Абсолютно все актёры похожи на индейцев, что в лишний раз говорит о титанических усилий на стадии подготовки к съёмкам. Ведь, нужно было найти такое большое число людей, обладающих актёрскими качествами. Определённо, особой актёрской игры мы не увидим, но не это главное в фильме Гибсона. Он по максимуму передаёт атмосферу, в которой жили индейцы Северной и Южной Америки. Религиозные предрасудки, которые становились католизаторами ужаснейших войн, а также ненависть одних племён к другим.
Временами фильм мне напоминал 'Выжившего' с Леонардо ди Каприо, но определённо по всем статьям оказался сильнее. Сцена, когда герои увидели конкистадоров, подплывавших к их берегам и перестали сражаться, довольно завораживающая. Ведь, что из этого стало апокалипсисом, а что бессмысленным кровопролитием?
Данный фильм не стоит смотреть большими кампаниями, так как он создан для 'подумать'. Если у вас, как и у меня, после первой половины картины оставались вопросы относительно качества, то советую вам продолжить просмотр и понять настоящие мотивы сиего ШЕДЕВРА.
Мел Гибсон, – неоднозначная личность, но, безусловно, талантливый актер, открылся для меня с совершенно другой стороны как замечательный режиссер. Конечно, я была до этого знакома с его работой «Страсти Христовы», оставившей во мне, еще подростке, неизгладимое впечатление. Однако именно фильм «Апокалипсис» стал настоящей находкой.
Картина повествует о древней и великой цивилизации майя, ответы на некоторые загадки которой не найдены до сих пор. Как же долго я искала качественный фильм на эту тему! С первой же минуты «Апокалипсис» полностью захватил мое внимание, а последующие два с половиной часа пронеслись незаметно. Начну, пожалуй, с того, что за всем так называемым «голливудским экшеном» и реалистичными кровавыми сценами скрывается очевидная, но такая важная мысль. Гибель, будь то народов, цивилизаций или государств, начинается, прежде всего, изнутри, из самой сущности. И данный фильм прекрасно это демонстрирует.
Но, если не углубляться слишком далеко, можно узнать очень многое о том, о чем раньше имелось лишь поверхностное представление. Во-первых, сами майя казались мне совсем не такими, какими я их в итоге увидела в этом фильме. В моей голове майя всегда были загадочными и мрачными фанатиками, обожающими предсказания и жертвоприношения. Быт и повадки майя стали откровением лично для меня, потому что смотришь на них и видишь, что это были такие же обычные люди, они шутили, радовались, боялись и плакали. И все это было показано так ненавязчиво и просто. А во-вторых, я узнала, какими, оказываются, были разными племена майя: кто-то счастливо жил в гармонии с природой, кто-то в погоне за богатством и снисхождением богов стал кровожадным, нравственно умирающим. Гибсон в очередной раз превосходно справился с задачей как можно реалистичнее и без прикрас показать историю, умело разворачивающуюся на наших глазах.
Что касается сюжета, то он до гениальности прост и одновременно глубок в своем посыле, как уже говорила выше. Главный герой – Лапа Ягуара, благодаря (не побоюсь этого слова) великой силе любви, смог в одиночку побороть всех врагов и демонов внутри себя. «Страх – это болезнь» - так сказал еще в начале фильма отец нашего героя и, думаю, этими словами пропитана вся картина. Ведь именно страх сделал майя либо жестокими и слепо верующими параноиками, либо настолько слабыми, что не могли стойко противостоять уже ни одной опасности. А пришедшие в те земли конкистадоры лишь завершили то, что и так было начато.
Итак, фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» совершенно точно достоин вашего просмотра как отличнейшая картина, пропитанная духом истории одной из самый загадочных из когда- либо живущих на Земле цивилизаций.
Это четвертая по счету серьезная режиссерская работа Мэла Гибсона. С его фильмами я достаточно часто сталкивался, но именно этот как-то не было желания смотреть. Не могу сказать, что мне близка и интересна подобная тематика. Но сейчас, наконец ознакомившись с этим фильмом, я понял, что был не прав.
Эпоха майя. На деревню молодого война Лапа Ягуара нападают охотники на людей. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену и сына, но сам попадает в плен. Попав город, он должен был быть принесен в жертву богам, но случайность дает Лапе Ягуара шанс на спасение…
Очень своеобразный фильм. До этого я ничего подобного не видел. Снято немало исторических картин, как на реальных событиях, так и просто игровых. Но эта разительно от них отличается. Реализм, с которым все сделано, просто зашкаливает. Даже не знаю как оценивать подобное кино.
Главным плюсом можно считать визуальную составляющую. Нет, тут нет ни одного спецэффекта. Все снято без использования декорации, в настоящих джунглях и среди древних строений майя. Но даже если учитывать динамику фильма, то зритель все равно успевает рассмотреть красоты местности, а также полюбоваться общими планами.
Поначалу я думал, что производство “Апокалипсиса” на юкатанском языке без дубляжа будет смотреться очень странно. Однако это оказалось идеей не лишенной смысла. Наоборот это добавило в фильм реалистичности и придало перчинку. Тем более говорят на этом языке в картине именно его носители, настоящие потомки майя, а не профессиональные актеры (коих в фильме очень мало).
Это четвертая по счету серьезная режиссерская работа Мэла Гибсона. С его фильмами я достаточно часто сталкивался, но именно этот как-то не было желания смотреть. Не могу сказать, что мне близка и интересна подобная тематика. Но сейчас, наконец ознакомившись с этим фильмом, я понял, что был не прав.
Эпоха майя. На деревню молодого война Лапа Ягуара нападают охотники на людей. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену и сына, но сам попадает в плен. Попав город, он должен был быть принесен в жертву богам, но случайность дает Лапе Ягуара шанс на спасение…
Очень своеобразный фильм. До этого я ничего подобного не видел. Снято немало исторических картин, как на реальных событиях, так и просто игровых. Но эта разительно от них отличается. Реализм, с которым все сделано, просто зашкаливает. Даже не знаю как оценивать подобное кино.
Главным плюсом можно считать визуальную составляющую. Нет, тут нет ни одного спецэффекта. Все снято без использования декорации, в настоящих джунглях и среди древних строений майя. Но даже если учитывать динамику фильма, то зритель все равно успевает рассмотреть красоты местности, а также полюбоваться общими планами.
Поначалу я думал, что производство “Апокалипсиса” на юкатанском языке без дубляжа будет смотреться очень странно. Однако это оказалось идеей не лишенной смысла. Наоборот это добавило в фильм реалистичности и придало перчинку. Тем более говорят на этом языке в картине именно его носители, настоящие потомки майя, а не профессиональные актеры (коих в фильме очень мало).