Моё детство прошло в интересные девяностые, когда в мире уже произошла масса исторических событий. Среди них развал Советского Союза и окончание холодной войны, поэтому мне не понять каково было в восьмидесятых, еще совсем юным моим родителям, когда их поколение пугали атомной войной. До сих пор во дворах школ и на территориях других объектов можно увидеть запертые бомбоубежища, построенные еще в советские времена специально для таких случаев. Очень многих тогда напугал фильм «Письма мертвого человека» (1986, СССР), в котором Константин Лопушанский наглядно, и реалистично показал все ужасы атомной войны и дальнейшее вымирание человечества вот в таких убежищах.
За океаном тоже осознавали опасность возможной ядерной войны и ее последствия. И западная киноиндустрия восьмидесятых породила несколько заслуживающих внимания лент на тему ядерного холокоста, среди которых можно выделить «На следующий день» (1983, США), «Нити» (1984, Англия). Очень сильные ленты.
Сейчас речь о немного подзабытом фильме «Волшебная миля». Америка восьмидесятых годов. Молодой человек Гарри (Энтони Эдвардс) встречает девушку (Мэр Уиннингэм). Это один из немногих случаев любви с первого взгляда. Опоздав на свидание, Гарри снимает трубку в телефонной будке и слышит то, что перечеркнет его дальнейшее существование и всего населения штата. Казалось бы, что это? Глупый розыгрыш на актуальную тему атомной чумы по обе стороны занавеса?
Сюжет достаточно интересен и необычен для фильмов данного жанра. На самом деле, поставив себя на место главного героя, которому среди ночи сообщают, что меньше чем через час половина страны будет уничтожена атомными ракетами, начинаешь соображать, что бы ты первым делом сделал? Попытался бы оповестить немногочисленных в этот ночной час разношерстных обитателей сидящих в забегаловке? Или найти и спасти свою любовь? Гарри попытался сделать то и другое.
Очень порадовали молодой Энтони Эдвардс и Мэр Уиннингэм. Простые молодые люди, повстречавшие друг друга, и относительно недавно начали свой самостоятельный путь в большой жизни. Очень сильная сцена в лифте небоскреба, прижавшиеся крепко друг к другу влюбленные в ожидании катастрофы. Заслуживают внимания актеры второго плана. Известный по роли сержанта Рида в трилогии о «Робокопе» Роберт Дукуй – работник закусочной. Приятно было увидеть Брайана Томпсона в начале своей актерской карьеры за тренажером и в кресле пилота.
Должное внимание уделено психологическому подтексту – отношениям разных людей в свете приближающегося конца цивилизации. Будь это работник закусочной, уличный хулиган, или работник правительства, все становятся равны перед угрозой тотального уничтожения. Меньше чем за час, мирно спящий Лос-Анджелес изменился до неузнаваемости: вой сирены; многокилометровые автомобильные пробки, люди почувствовав первобытный страх, когда включаются стадные инстинкты, пытаются выбраться из города; мародеры, пользуясь всеобщим хаосом, грабят магазины; с полок исчезает вся провизия; каждый становится сам за себя. Но в Гарри осталось человеческое, не позволившее бросить свою девушку на произвол судьбы. Гарри – простой быватель, скромный порядочный парень, но в силу изменившейся обстановки начал действовать совсем иначе, сам понимая, что в обыденной жизни так бы не поступил.
Любовь на фоне приближающегося ядерного апокалипсиса делает смерть не такой страшной. Это одна из тех вечных ценностей, ради которой стоит жить, а с приближением к краю пропасти это чувство только усиливается.
10 из 10