К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Монстр: История Джеффри Дамера. На самом деле очень трудно объективно оценивать данный сериал. Добротное драматическое произведение: сюжет есть, раскрытые персонажи есть, мрачно-гнетущая атмосфера есть. Неискушенному зрителю здесь не к чему придраться, кроме, разве что заняться морализаторством, мол зачем романтизировать маньяка-психопата и всё в этом духе. Ну, во-первых, это далеко не первый байопик о серийном убийце, подобные произведения уже давно не новы, и о каких-то новых маньяках, вдохновившихся, скажем, фильмом 'Дом, который построил Джек' я лично не слышал. Во-вторых, романтизацией Джеффри Даммера в народе занялись ещё при его жизни. Потому говорить что-либо об этом не вижу никакого смысла.

Так почему же лично мне трудно его оценить? Потому что я не неискушенный зритель, а История Джеффри Даммера не является историей этого самого Джеффри Дамера. Во всяком случае не является таковой полностью. Или даже наполовину.

Это сериал о расставлении акцентов. Например, приоритет здесь отдан не тому, что маньяк у нас любитель человечины, а тому, что человечина в основном 'добывалась' из лиц определённой расы. И здесь всё об этом, я серьёзно. Центральный персонаж здесь вовсе не Дамер, а расизм и гомофобия. Расисты и гомофобы в полиции, расисты и гомофобы в суде, расисты и гомофобы в городской управе. Не отрицаю, что в реальности скорее всего так оно и было, но настолько гипертрофированное смещение фокуса невозможно игнорировать. В этой связи сериал перестаёт быть художественным произведением, больше походя на очередной инструмент в плане продвижения повестки.

Как уже более явный пример: сериал размышляет, почему Джеффри такой, как он пришёл к этому всему. Разумеется, среди массы причин банальных, таких как детские травмы, проблемы с родителями и алкоголизм и есть одна нетривиальная, которая, естественно, стоит особняком. Подавление своей гомосексуальности. Этим занимается он сам, этим в особенности занимается его отец. Опять же, может, так оно и было в реальности, но вот это совершенно точно авторская отсебятина.

Отдельного абзаца, я считаю, заслуживает образ Кристофера Скарвера, чернокожего зека, который убил Дамера в тюрьме. Самая явная переделка образа под критерии нужного инструмента. Официальной версией мотива к убийству была расовая ненависть. Версией самого Скарвера - личная неприязнь. Версия сериала - божье правосудие.

Трудно адекватно оценивать данный сериал. Трудно не замечать мимикрии очередного сериала о проблемах цветного населения соединённых штатов под байопик о Милуокском монстре. Привлечение к социальным проблемам это всё очень хорошо, но лично меня это не касается и не интересует, я просто хочу посмотреть сериал, а не вникать в очередной заезженный манифест о проблемах различных меньшинств, а потому рецензия цвета красного.

27 октября 2022 | 09:47
  • тип рецензии:

У сериала 'Монстр: История Джеффри Дамера' высокие рейтинги (8,4 в IMDB и 7,6 в Кинопоиске) и восторженные оценки. Он основан на очень громких реальных событиях. В его создании участвовала первоклассная команда. Но стоит ли его смотреть?

Скорее нет, чем да. Пытаясь объяснить почему легко скатиться к словам, которые можно трактовать как ханжество и морализаторство. Но на самом деле 'нет' сериалу нужно сказать по очень простой причине - это идеологический проект, а не художественный.

Джеффри Дамер - это серийный маньяк. Гомосексуалист, насильник, некросадист и каннибал. А еще вероятно расист, так как его жертвами преимущественно становились афроамериканцы. История его преступлений настолько мерзкая, что в нее просто не хочется верить.

В начале 1990-х Джеффри Дамера наконец поймали и осудили. С тех пор про него было снято множество документальных и художественных проектов.

Когда стало известно, что Райан Мерфи взялся за проект о Дамере, а главную роль исполнит Эван Питерс, это моментально привлекло огромное внимание публики. Дело в том, что Райан Мерфи - один из самых влиятельных продюсеров и шоураннеров современности. Будучи человеком с нетрадиционной ориентацией, ему удалось способствовать развитию карьеры многих представителей ЛГБТ сообщества. А его проекты 'Поза', 'Американская история ужасов', 'Рэтчед', 'Лузеры' неизменно становились хитами. Особо примечательным стал проект 'Поза', который рассказывал историю транссообщества - очень красочный увлекательный и талантливый сериал, романтизирующий жизнь представителей ЛГБТ. Причем главные роли в нем исполняли сами представители ЛГБТ сообщества, включая актрису, которая не стесняясь признавалась в том, что попала в Голливуд благодаря проституции.

И вот этот человек снимает сериал про жуткого гомосексуалиста, которого ну никак нельзя представить в хорошем свете. Интригующе...

'Монстр: История Джеффри Дамера' ожидаемо оказался таким же красочным, увлекательным и притягательным для зрителей. Если смотреть его, выключив критическое мышление, то совершенно справедливо будет сказать, что это великолепный проект, очень красиво снятый и разыгранный. Но... В шкуре художественного проекта на самом деле таится идеологизированный манифест.

Этот сериал создавался для того, чтобы на основе реальных событий, переписать историю и расставить акценты нужным образом и в очередной раз продвинуть нужные идеи. А идеи эти уже хорошо всем известны: в 'белой' полиции работают одни гомофобы и расисты, что в итоге способствует смертям черных и безнаказанности белых. Жизни афроамериканцев и гомосексуалистов не особо ценятся обществом, поэтому когда их убивают, никто не берется за расследование должным образом. И так далее...

Кинокритики, выбивающиеся из числа восхваляющих этот проект, отмечают, что 'Монстр: История Джеффри Дамера' - это откровенно эксплуатационный сериал. Он не рассказывает историю Дамера или его жертв, он эксплуатирует их всех, чтобы рассказать свои идеи о социуме. Более того, Райан Мерфи вновь создал ни что иное как романтизированный образ асоциальной личности. Как бы не был неприятен и ужасен Эван Питерс в роли Джеффри Дамера, этот сериал в конечном счете превращает серийного убийцу в икону.

В какой-то момент жизни многие кинозрители ловят себя на мысли, что им нужно избирательно подходить к просмотру фильмов, а не смотреть все подряд. Это правильная мысль. А сериал 'Монстр: История Джеффри Дамера' однозначно относится к тем, которые не стоит впускать в свое сознание.

02 октября 2022 | 12:16
  • тип рецензии:

Не знал, какими словами начать эту рецензию. Сперва порывался писать ее с первых серий, т. к. на тот момент казалось все понятно, затем начал корректировать мысли к середине. А уже к концу и вовсе не понял, что я сейчас посмотрел, и что написать.

Сериал очень неоднозначный. Ощущение, что сценаристы сами не понимали, какую историю хотят поведать и о чем. В чем был замысел? Показать монстра Джеффри Л. Дамера, и какой ужасный след он оставил в жизнях его жертв и их родных (и своих, между делом, тоже)? Возможно. Но почему-то самого Дамера - замкнутого, застенчивого инфантила, увлекающегося таксидермией, а по совместительству душегуба, тонкого психолога-манипулятора, гомосексуала, каннибала, некрофила и (что немаловажно) чертовски везучего человека -- тут изображают, скорее, не каким-то безжалостным охотником со своей извращенной философией, а жертвой обстоятельств, которые, наложившись друг на друга, сделали из него того самого монстра, каким и запомнила история:

1. мать-актрисулька-невростеничка, которая плотно сидела на таблетках еще во время беременности и испытывала хроническую депрессию и тягу к суициду (с одной лишь целью получить свою долю внимания и жалости);

2. некая операция, перенесенная им еще в раннем детстве, в результате которой Джефф изменился в поведении и замкнулся в себе;

3. строгий отец, который в тандеме с матерью создавал нездоровый климат в семье, а в один момент увидев, что сын-лоботряс ничем особенно не интересуется, ничего лучше не придумал, как привить ему интерес к разделке тушек мертвых животных;

4. алкоголизм, в результате которого Джефф впадает в беспамятство и ломает кучу дров (и порой, как показано на примере первых жертв, не всегда отдает себе отчет в своих действиях).

Создатели пытаются вызвать сочувствие к Дамеру, говоря нам, не спешите рубить сплеча, ведь так посмотреть... Джеффри не такой уж и монстр, на самом деле Джефф умеет любить... просто делает он это по-своему. Ведь он в силу своей 'ограниченности' (и как следствие потенциальной неинтересности) дико боится одиночества (про своих жертв он говорит плюс-минус в одном ключе: 'Они хотели уйти. Все уходят.'). Поэтому, опасаясь, что очередной объект влечения уйдет от него (чем разобьет ему сердце), умерщвляет и оставляет его с собой. В том или ином виде. Чаще в ином.

И вот в какой-то момент сам маньяк уходит на второй план в повествовании, создатели все же смещают фокус на его жертв. Каким-то выделяют больше, каким-то меньше экранного времени. Жизни некоторых чуть ли не целую серию выделяют: их мечтам, стремлениям... А вот по какому принципу были выбраны для экранизации именно эти жертвы, а не какие-то другие (реальный Дамер ведь погубил 17 человек, а в сериале, дай боже, отобразили человек 6-7, по-настоящему щедро наградили из них сюжетным временем и того меньше) - а фиг знает, в интернетах пишут, что родственники тех, чьи истории осветили, остались недовольны, ведь их как-то забыли спросить, хотят ли они этого. Может, это был банальный список прогрессивности, где надо было отобразить строго пару белых, одного азиата, пару-тройку афроамериканцев, но чтобы обязательно один из них был негр-гей-инвалид (да, они сделали это; тот самый мем, который вышел из под контроля; самое ироничное, что серия, посвященная ему смотрелась интереснее всего сериала в целом, и это не шутка).

И только к концу, к последней трети, фокус окончательно устаканивается на истинном ГЕРОЕ сериала - сердобольной соседке Джеффри, Гленде Кливлэнд, которая все годы соседствования с ним упорно штурмовала телефонную линию полиции, жалуясь на подозрительные запахи, шумы и крики из квартиры Дамера, тяжко вздыхающая и обивающая полы кабинетов чинушей, выпрашивая хоть какой-то мемориал возвести жертвам. Через ее персонажа сериал делает акцент на том, что проблема-то не в Джеффе вовсе, проблема в системе, где гадкие белые цисгендерные существа в униформе просто не хотят выполнять работу (то им западло проверить, что везет человек посреди ночи в захолустье, то им западло осмотреть квартиру, из которой только что выбежала окровавленная жертва, то белому судье просто Джефф своими проблемами напомнил сына, и только поэтому тот решил смягчить наказание).

Самое удручающее, что после просмотра на душе пустота. Не запомнилось ни одной красиво поставленной сцены, ни одного диалога, мелодии... знаете, если вы спросите: 'Ну, а я так же ничего не понял, прочитав это вот все, так смотреть-то стоит? 'Я бы ответил так: посмОтрите - возможно, получите сериал на несколько вечеров, не посмотрите - ничего не пропустите. А если просто прочтете статью про Дамера. Те 15-25 минут чтения сэкономят вам несколько вечеров.

01 октября 2022 | 22:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: