К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Помню, в детстве посмотрел уморительнейший фильм со Шварценеггером Красная жара. Несмотря на то, что тот изобразил тогдашний СССР очень далёким от правды, а самого героя с большим трудом можно назвать русским, а не немцем из странной пародии, мне фильм понравился. Было что-то забавное в том, как американцы изображают русских в своих картин. Как тут не вспомнишь Рональда Рейгана, который после просмотра фильма Москва слезам не верит так и не понял 'загадочную русскую душу'. Возможно ли, что такие фильмы создаются в качестве намеренной пропаганды? Не исключено. Может, просто не хотят тратить лишних денег на консультантов. Но скорее всего, голливудские киноделы просто не всегда понимают, как изображать русских в картинах и не могут без стереотипов. И тогда получается такой забавный взгляд людей одного менталитета на людей другого менталитета. Тетрис как фильм тоже можно посчитать одним из фильмов с таким забавным взглядом.

С одной стороны, с аутентичностью здесь явно получше, чем в других подобных 'Клюквах'. Русских здесь играют русские, причём знакомые в своей стране лица. Интерьер здесь тоже воссоздан трепетно. Не как в Чернобыле, но довольно правдоподобно. Ну и серая Москва в зимнее время смотрится правдоподобно. Как человек, неоднократно ходивший по Арбату зимой могу сказать, что в это время года краски действительно как будто кто-то убирает. В общем, нет здесь такого, как со Шварцом, с усмешкой говорящим 'Капитализьм' или как в Борне, когда 'Foma Kiniaev' переводится как 'ЛШТШФУМ АЩЬФ'. Так что здесь такого забавного? А здесь следует вслушиваться в диалоги, потому что именно в них кроются самые 'клюквенные' моменты фильма. Люди на полном серьёзе говорят, что именно Тетрис развалил СССР, а невозмутимый герой Олега Штефанко постоянно шастает из комнаты в комнату, играя одновременно и хорошего, и плохого копа с американцами, ещё и притворяясь, что не знает их языка. Ну и да, КГБ здесь обязательно будут на каждом шагу, а местный Ганс Ланда обязательно будет вести тройную игру ради денег, пока его помощница говорит о любви к Родине. И опять-таки, смотреть за всем этим невероятно забавно. Трудно представить тех, кто не реагирует на это с улыбкой на лице.

Конечно, фильм не заявлен как комедия и, более того, больше позиционируется как драма, НО давайте взглянем на режиссёра фильма. Имя Джон С. Бейрд вам ничего не скажет, но именно этот парень ответственен за картину Грязь с МакЭвоем. Да, тот фильм уже больше чёрная комедия, но и там можно вспомнить многие моменты, которые позиционируются серьёзно, хотя на деле это тоже можно считать за комедийные элементы, особенно вспоминая концовку. То же самое можно сказать и про местное отношение персонажей ко всему происходящему. Их реакции так серьёзны, но когда вспоминаешь о том, что речь идёт о покупке игры про опускающиеся квадратики из лап КГБ. Опять-таки, волей не волей такое может рассмешить.

Кстати об этом, вокруг самого Тетриса здесь построен не менее крупный ареол нелепой серьёзности. Да, это самая продаваемая игра в истории и многие до сих пор в век айфонов и айпадов продолжают в это рубиться, но всё же когда вспоминаешь сам игровой процесс, становится немного смешно. Ради этого герои фильма так рискуют всем? Ради этого персонаж Эджертона дом заложил? Тетрис всего лишь игра, но вокруг неё здесь столько серьёзных, а временами даже пафосных разговоров, что всё это доходит до какого-то абсурда. А когда в конце всё это вливается в кульминацию, где машины периодически превращаются в восьмибитные кубики, становится окончательно ясно, как сам фильм относится к происходящему.

Единственное, что реально напрягает, так это сама попытка создать 'несерьёзную серьёзность', которая мешает воспринять фильм большее, чем разовое развлечение. Это кино явно не пытается создать глубокую драму с проработанными характерами, оно больше занято иронией над происходящим. Из-за этого к концу трудно сказать, что кто-то из героев тебя реально зацепил. Но опять-таки, если вспомнить, что речь идёт о Тетрисе, то на месте итогового фильма трудно представить какой-нибудь байопик для наградного сезона. Скорее всего, Джон С. Бейрд выбрал идеальный подход для рассказа той истории.

И хотя фильм очевидно разовый, он всё равно доставил немало удовольствия. Своей нарочитой серьёзностью он невольно вызывал смех, учитывая как происходящее смотрится со стороны. Это явно не фильм на все времена и даже не образцовое кино своего жанра, но оно и не должно таким быть. Как и любая подобная клюква, фильм развлекает тем, как человек из одного мира, намеренно или нет, но далеко не точно изображает представителей другого мира. В конце концов, при просмотре таких фильмов можно научиться самоиронии. Часто в российских фильмах американцы изображаются как какие-то забавные ковбои с менее забавным акцентом, чем русские в американских фильмах. Когда вспоминаешь об этом, начинаешь воспринимать подобные фильмы проще.

09 апреля 2023 | 09:25
  • тип рецензии:

«Тетрис» — удивительное кино. Не столько из-за своего качества, сколько из-за того, как в нынешних реалиях герои британца Тэрона Эджертона и россиянина Никиты Ефремова спокойно уживаются на экране и быстро находят общий язык в карикатурных декорациях советского мира, стоящего на грани своего развала.

Тревога, отчаяние, серость и паранойя контрастируют и переливаются со смелостью, надеждой, палитрой красок и отвагой — до боли знакомое сейчас состояние, отчего режиссёру Джону С. Бейрду и его команде прощаешь многое. И очевидную структуру сюжета, и жанровое клише, и целый вагон и маленькую тележку художественных вымыслов, и некоторых плоских персонажей. Уж больно все складно накладывается друг на друга блоками, выстраивая необходимую эмоциональную связь с главными героями.

И оба они совершенно очаровательные. Предприниматель Хэнк Роджерс в исполнении Тэрона Эджертона приковывает к себе внимание своими густыми усами, вальяжной походкой и упорством, а персонаж Никиты Ефремова программист Алексей Пажитнов, создавший «тетрис», своей советской простой искренностью и благородством. Вместе они дополняют друг друга, придают форму происходящему и смысл. Столкновение мировоззрений лишь показывает, что у всех нас, на самом деле, до жути много общего, а различия заключаются в каких-то внешних факторах, не имеющих смысл, если человек по-настоящему хороший. Никакого разделения на благородных капиталистов и злых коммунистов нет. Лишь добряки и негодяи по ту и другую сторону баррикад.

Потому что «Тетрис» — хорошее кино. Пропитанное духом авантюризма и восьмибитным стилем, с несколькими совершенно выдающимися саундтреками и вдохновляющей историей. Ей, возможно, не хватило аутентичности в каких-то аспектах, и это не так важно: художественное произведение не должно быть дословным и правдивым. Важно, что оно смогло потрясающе показать кое-что очень важное: есть вещи, которые объединяют нас всех по всему миру. Вне зависимости от культуры, родной страны или политических взглядов. Будь то музыка, любовь к свободе или игры. Есть что-то, что в определенный момент заставляет людей запрыгнуть на одну волну и поддаться её силе, объединившись единым интересом.

В этом случае тетрисом.

01 апреля 2023 | 23:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: