К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Любая государственная система рано или поздно поддается испытанию на прочность. Происходит это в большинстве случаем тогда, когда социальный разрыв между различными классами достигает особой глубины и те, кто каждый день ходят на тяжелую работу и не могут позволить себе малейших излишеств, более не собираются терпеть своих господ, скидывая их с «пьедестала». Однако любые революции неизменно тянут за собой жертвы. Благие намерения запросто оборачиваются еще большей коррупцией и нетерпимостью. И если во главе преобразований нет подлинных идеалистов, готовых идти ради идеи до конца, то смена политического строя не принесет ровным счетом ничего хорошего, что нам отчетливо и показывает лента «Новый порядок», совсем недавно поднявшая фурор на фестивалях в Торонто и Венеции.

Сюжет фильма разворачивается в Мехико, где набирают обороты антиправительственные демонстрации. Постепенно толпа митингующих разрастается, они захватывают государственные учреждения, больницы и супермаркеты. Власть пытается всеми возможными способами остановить погромы, однако слишком много людей вышло на улицу и толпу так просто не остановить…

А тем временем в доме респектабельного торговца недвижимостью полным ходом идет праздник. Дочь хозяев, очаровательная Марианна, готовится выйти за перспективного архитектора Алана. На торжество постепенно прибывают гости из высших слоев общества, однако в воздухе буквально витает тревога, ведь мать невесты начинает подозревать, что озлобленная на богачей толпа в любой момент может оказаться у них на пороге. На невеселые мысли ее наталкивает как зеленая вода из крана, как символ новоявленной революции, так и один из гостей, пришедший на свадьбу в испачканном краской костюме.

Режиссер уверенно и неуклонно ведет нас через свою историю к эффектной кульминации, демонстрируя во всех деталях ужасы гражданских беспорядков, которые могут снести вместе с собой все, что долгие годы так тщательно выстраивалось. При этом создатели не спешат вставать на чью-либо сторону, так как в происходящем виноваты как одни, так и другие. Богатые сословия слишком комфортно чувствуют себя в своем сверкающем мире, их совершенно не заботит то, что происходит с низами. В свою очередь рабочий класс устает терпеть лишения, однако не в состоянии превратить хаос в нечто полезное. Каждый хочет урвать свой куш пирога, от чего город и страну захлестывает сущий кошмар.

Через весь этот хаос мы проходим вместе с Марианной, чья свадьба оказалась наиболее тревожным моментом в жизни героини. Убеждения девушки разительно отличаются от мировоззрения ее родителей. Марианна совсем не против того, чтобы помочь нуждающимся, броситься через улицы, наполненные анархией к тем, кого она уважает и ценит. В какой-то мере Марианна является светочем будущего, готовым отказаться от былых разногласий с иным социальным классом ради всеобщего блага, однако суровая действительность диктует девушке свои правила, а потому вам стоит приготовиться к подлинной жестокости, которая порой не имеет ни смысла, ни границ.

Как итог скажу, что «Новый порядок» оказался тем фильмом, который действительно поражает. Постановка предельно сильная, мощная. В ней есть серьезный смысл и каждому, что решиться на просмотр, после окончания необходимо о многом подумать, ведь мы сами творим свое будущее. И несмотря ни на что нам необходимо строить, а не разрушать.

9 из 10

07 октября 2020 | 18:41
  • тип рецензии:

Откатился на два фильма назад и ознакомился с очередной фестивальной работой Мишеля Франко, регулярного фаворита Венеции, и можно сказать, что 'Новый порядок' вполне тягается с 'Закатом' за звание наиболее 'удобоваримого' высказывания в фильмографии режиссера, которое мне пришлось по вкусу.

Давайте сразу определяться: да, это универсальный политический 'спич', не привязанный к какой-то конкретной дислокации и особо не требующий знаний истории и повестки разных стран, но я считаю, что чтобы действительно проникнуться сюжетом и радикальным мнением Франко, следует следить за геополитической и социальной жизнью Мексики как минимум последних десяти лет. При всем обилии формы и параллельного монтажа рассказывается, в принципе, простая история общественных беспорядков, за фасадом которых под шумок пытается произойти полит-переворот с целью установления военной диктатуры. Тут нет правых и виноватых. Здесь никому не хочется сопереживать. По разным сторонам баррикад собрались костяки, противоречащие друг другу как по идеологии, так и по соц-статусу: раб-сила и буржуи, военная полиция и засланные казачки-террористы с жаждой наживы, коррумпированные власть-имущие и совестливые чиновники. 'Новый порядок' - это полуторачасовой перформанс, запечатленное время, которое наглядно показывает, как быстро может начаться и закончится кипиш в стране (буквально два-три дня) и что при этом будет происходить в кулуарах как гражданских гетто и казенных домах, так и в роскошных капиталистических виллах. Управляющая идея отличная: по сути, бороться с системой можно бесконечно, но подавленные восстания, прилюдные расстрелы и повешения, а так же сжигание нео-нацистов на заброшенных складах - вот и весь китч, который уже скоро забудется, а общество встанет на привычные рельсы, продолжая жить дальше, будто ничего и не было. Хороший сценарий, увлекательный сюжет и удачный хронометраж способствует просмотру данной картины нон-стопом и на одном дыхании. Картина не теряет тебя, как зрителя, хотя местами может запутать своей витиеватостью, но это не критично.

Актерские работы нормальные, но выделить кого-то конкретно язык не поворачивается. Операторская работа, монтаж, саунд-дизайн и пост-продакшен на высоком уровне. С 'техничкой' у 'Нового порядка' все ок: кино приятно глазу и ушам.

'Nuevo orden' Мишеля Франко явно выделяется среди его последних работ а-ля 'Sundown' и 'Memory'. По крайней мере, это конкретный и законченный проект без открытой концовки и с вменяемой смысловой нагрузкой на борту. Я не могу утверждать, что кино можно посоветовать всем и каждому, но как минимум его интересно рассматривать в разрезе времени, а так же для ознакомления с гран-при Венецианского кинофестиваля. Нервный, тягучий, зрелищный и оставляющий после себя гадкое послевкусие триллер, способный увлечь Вас в один из холодных весенних вечеров.

7 из 10

10 марта 2024 | 11:43
  • тип рецензии:

Ничего удивительного: злободневность вновь одержала верх. Приз жюри венецианского фестиваля фильму «Новый порядок»- это из категории «за актуальность темы». Хотя проблема имущественного и социального расслоения не нова, но сегодня стало очевидно: пропасть между обеспеченными и малоимущими настолько грандиозна, что дна не видать. Берег богатых утопает в роскоши, но живет в постоянном страхе: а ну как неудачники с другой стороны ринутся на штурм? Мексиканец Мишель Франко визуализировал этот страх: низы взбунтовались.

Все сделано в лучших традициях Мексики. Даже первый кадр фильма – хоть и не фреска, но картина грандиозных размеров. Автор - Омар Родригес Грэм- продолжатель традиций Сикейроса, Ороско, Риверы. По крайней мере, в части гигантского размера полотна и претензий на глобальность замысла. Называется работа «Только мертвые видели конец войны». Это почти цитата Платона. Разница в том, что у древнего грека глагол «видеть» стоит в будущем времени, у современного мексиканца в прошлом. Тоже удивляться не приходится: Платон жил в начале Истории, мы после ее конца. Все умрут- понятно уже на первой минуте. Вопрос один: как?

Свадьба. Девушка и парень из высшего общества вступают в брак. Роскошный особняк, статусные гости. И буйство красок. Алые, лиловые, сиреневые, кремовые, кобальтовые платья гостей: цвета яркие, насыщенные, невылинявшие. Все новенькое и яркое. Но никаких оттенков зеленого: ни фисташкового, ни майской травы, ни малахитового. Это важно. Буйная тропическая зелень со всех сторон окружает роскошную виллу, в которой как диковинные птицы в позолоченной клетке двигаются дорогие гости. Зелень неожиданно прорвется на кухне: из крана потечет изумрудного цвета вода. Аттракцион вполне в духе Бунюэля - знак беды. Потом из зеленых тропиков появятся люди с зеленой краской в руках и начнется ад. Он же бунт.

Строго говоря, дальше фильм можно не смотреть. Все эстетические поиски и решения останутся в прологе. Больше не будет ни приветов от творцов мексиканского мурализма, ни от классиков мирового кино. Антиутопия в стиле политического кино 70-х годов. Народ взбунтуется, все разорит, подожжет, украдет. Армия подавит бунт. Будет введен комендантский час и тотальный контроль Те армейские чины, которые вышли из народных масс, но подавили бунт, не смогли подавить в себе классовую ненависть и зависть. Облеченные правом контролировать, они будут также вымогать и шантажировать. В финале все умрут. Если не физически, то морально и душевно.

Смотреть на пытки, поджоги и убийства тяжело, да и не надо. Мишель Франко попытался пройти по канату между тем, чтобы напугать зрителей, но при этом не сильно травмировать их психику. Получилось: ни Богу свечка, ни черту кочерга. На картины жестокости и мучений смотреть не столько страшно, сколько противно. Интерес представляет лишь полемика мексиканского режиссера с отцом истории. Процитировав Платона в названии картины, Мишель Франко вступил в спор с другим греком- Геродотом.

Геродотовское колесо истории катилось по заведенному маршруту многие века: тирана свергает народ, из народной среды выходят олигархи, которые порождают тирана, которого свергает народ. Неро утверждает: колесо из колеи выскочило. Народ будет свергать не тирана, а олигархическую буржуазию. Новый же тиран родится в народной среде. И будет он не в единственном числе, а во множестве маленьких тиранчиков, каждый из которых будет тиранить на весь народ, а ряд конкретных семейств. Может быть. Все может быть. Но, может, ничего и не будет.

О том, что комфортный, устоявшийся прочный мир современной Европы и Америки – не более, чем миф, о том, что все хрупко и призрачно из фильма в фильм говорит Абдулатиф Кешиш. Причем, никаких утопий. Все предельно буднично и приземленно. Но самая крохотная ошибка, малейший сбой «надежной» системы- и весь мир летит в тартарары. В фильме «Кус-кус и барабулька» кастрюлю с пловом поставили в багажник не той машины. Всего-то! Но этот анекдотический случай сводит в могилу одного человека и ломает жизнь целой семьи, целого клана. Система работает, но трещины уже поползли. И их уже не зашпаклевать. Почему история с пловом представляется трагедией шекспировского масштаба, проходящей кровью по сердцу, а мексиканский бунт, бессмысленный и беспощадный выглядит аттракционом и не более?

Ответ, мне представляется, находится в позиции самого режиссера. Кешиш вместе со своими героями. Он не с сильными мира сегодня. Он такой же средний класс, хоть и отчасти привилегированный – режиссер все-таки. И его тоже смущают трещины в фундаменте общества. И он тоже понимает: случись катаклизм- будет не до кино. С кем Мишель Франко - понять невозможно. Кажется, сам по себе. Фанаберия и чванливость богатых его раздражают. Необразованность и необузданность бедных- нервируют. Жестокость военных - страшит. Живописуя картины хаоса стихийного бунта, он, как будто, прячется от своих же фантазий: под диваном или под столом.

Растерянность художника- вещь правдивая. Но, снимая фильм о сумятице, нельзя демонстрировать собственную панику. Создавая картины кошмара апокалиптического масштаба, Мишель Франко все время остается в стороне. Но, не дай Бог, его антиутопия начнет сбываться в жизни, позиции наблюдателя в ней не предусмотрено. Придется либо мучить, либо мучиться. И никакие вопли « Я же предупреждал» не спасут. Плохо предупреждал.

16 ноября 2022 | 16:59
  • тип рецензии:

Долго пришлось ждать, чтобы увидеть этот фильм. И ожидание того стоило, ведь редко выходит фильм, способный реально вызвать эмоции во время просмотра и навести на мысли после своего окончания.

Сама тема фильма- революция- подразумевает, что тут не должно быть однозначности, что с каждой из сторон есть как плохие, так и хорошие люди. Но к сожалению, в последние годы в кино, да и в инфополе все стремятся разделить на черное и белое. Вот капитализм, он или плохой, да такой плохой, что ужас просто. Или наоборот, хороший, что кто против, тот совок и коммунист. Так же и с противостоящими сторонами в революционных, или предреволюционных событиях.

И к счастью этот фильм смог показать ту сложность, ту самую 'серую мораль'. Ведь у нас тут есть бедные и богатые, кажется, что конфликт будет простой. Бедняки хорошие, а богатые едят детей(ну или как минимум обворовывают бедных). Но фильм довольно быстро удивил, во всяком случае, лично меня. Ведь местные богатые не совсем изверги и, когда к ним приходит бывший работник и просит денег на дорогостоящую операцию жены, они довольно быстро дают ему часть. Да, сумма далеко не полная, но кто бы вообще дал десять тысяч долларов человеку, которого не видел семь лет, который обещал открыть ресторан, но в итоге накопил жене на операцию 7.5% от стоимости? Благотворительность дело хорошее, но все же сомневаюсь, что каждый бы бросил в печку столько денег.

Хотя возможно местные богачи и плохие в сознании режиссера, ведь в конце им воздастся, и потеряют они уже не десять тысяч, а сорок и нечто куда более важное.

С другой же стороны есть и бедняки, часть из которых устраивает погромы и вырезает богатых, как кажется, просто по приколу, или из какой-то личной обиды. А другая часть бедных честно трудится и тем не менее получает пинки полиции по инерции, как часть толпы протестующих. И кто в этой ситуации прав? Те кто прислуживают режиму, или те, кто с ним борется, но перегибает палку? По-моему никто, и вероятно по мнению режиссера тоже, ведь хорошего финала не уготовано ни для одних, ни для других.

Тут хочу вставить абзац с критикой, отвлекшись от размышлений, на которые натолкнул фильм. Разделение на бедных и богатых тут настолько сильное, что когда в машине сидит 2 человека, хорошо одетых, толпа протестующих все равно чувствует, кто за рулем. Поэтому когда за рулем дочь богатой семьи, в машину летят палки и пакеты с краской. А вот когда хорошо одетый бедняк, протестующие лишь похлопывают по машине, чтобы она ехала быстрее. Забавная вещь, хотя меня своей глупостью слегка выбила из атмосферы.

Но самое лучшее в фильме это то, что если каста бедных разделена лишь на 2 категории- погромщики и прислужники(не знаю отчего нет умеренных в своем протесте персонажей, видимо хронометраж не резиновый и решили не вводить), то богатым дали аж три категории: те, кто с простым народом и хочет помочь, те, кто обычные богачи, которых можно именно что назвать людьми умеренных взглядов, ну и те, кто собственно хочет обокрасть и подмять под себя всех остальных, что бедных, что богатых. И угадайте, кто в конце выйдет победителем?

Но отчего же оценка будет такой, какой будет, простите за тавтологию?

Потому что фильм очень сфокусирован на своей идее, и поэтому не описано ни место действия, ни кто находится в правительстве и что вообще делает государство, ни откуда взялись протесты. Нас просто ставят перед фактом: Бедные возмущены, богатые живут шикарной жизнью, но у них попытаются ее забрать. Мне не хватило размышления о сути данного конфликта, из чего он происходит и есть ли какой-то шанс его избежать. И в итоге фильм ощущается так, словно это часть какого-то большего произведения, причем часть из середины. Словно открыть Дивный новый мир на середине и не понимать, почему же все жители этого мира так довольны своей жизнью.

Поэтому...

6 из 10

Но крайне рекомендую посмотреть, таких фильмов мало и это очень печально.

07 июня 2021 | 20:57
  • тип рецензии:

О таких режиссерах, как Мишель Франко, говорят, что они определяют развитие интеллектуального кинематографа. От себя же хочу добавить, что Франко снимает свои работы не только для высоколобой фестивальной публики, но и для простого зрителя. И меня поразило, что как рассказал режиссер в интервью, он вдохновился на съемки своего фильма, посмотрев наш русский «Иди и смотри». Фильм – шедевр, не простое, но которое нужно знать каждому. Так и «Новый порядок» - необходимо смотреть, чтобы не допускать ошибок.

Теперь давайте поговорим немного о сюжете. В шикарном особняке очень богатых людей происходит большое торжество: дочь хозяев, Марианна, выходит замуж за перспективного молодого человека Алана. Представительные гости собираются в доме со всего города. Шампанское льется рекой, повсюду слышатся мелодии легкой, расслабляющей музыки, люди ведут светские беседы. Все кажется идеальным, однако это не более, чем иллюзия, потому что на улицах за пределами особняка разжигается настоящий революционный бунт, и он точно не оставит без внимания свадьбу богачей. Революция в разгаре и на самом деле никто не знает, чем на самом деле это может окончиться.

Мне понятно стремление рабочего класса получить чуть больше уважения, но если перейти всего лишь одну грань, то падет не только система, но и жизнь человека не будут дорожить.

Да, конечно, очень много ошибок допустили и сильные мира сего, которые настолько привыкли к комфорту и богатству, что им попросту наплевать на тех, кто находится, условно говоря, снизу. Но порой и те, и другие не ценят самого главного, а это не сейф с деньгами и хороший дом, а наша жизнь и жизнь наших близких.

Режиссер старается показать негативные стороны как одних, так и других. Качественные изменения нужны всем нам, но проводить их необходимо с умом. Так что я очень надеюсь на то, что история «Нового порядка» и Марианны, в частности, послужит нам правильным уроком.

Итог: «Новый порядок» - мощная картина, которая взаправду поражает. Она в меру жесткая, но абсолютно справедлива и беспристрастна. Думаю, после просмотра вы сделаете свои особые выводы, которые также будут достойны обсуждения и дискуссии.

8 из 10

20 мая 2021 | 19:53
  • тип рецензии:

Антиутопия мексиканского режиссера Мишеля Франко произвела на меня колоссальное впечатление, в очередной раз напомнив, какой силой обладает кинематограф.

Сюжет максимально прост, но живописен. Свадьба одной мексиканской семьи из высших сословий прерывается антиправительственными демонстрациями. Люди устали от нищеты, привилегированности богатого процента населения, отсутствия хоть каких-нибудь улучшений в своей жизни и решили начать действовать единственным доступным методом в такой ситуации — протестами. Страна повергается в хаос: грабежи, мародерство, убийства, полная анархия. Невеста Марианна стечением обстоятельств становится нашим проводником в мир ужаса и безнаказанности, попав в плен к военным, подхватившим народные волнения и решившим взять все в свои руки. А дальше — искусное описание настоящей антиутопии, навеянной «желтыми жилетами» и погромами BLM от выдающегося мексиканского автора Мишеля Франко. Что любопытно, творческое провиденье режиссера вышло все лишь на месяц позже событий в Беларуси.

Пропасть социальных слоев всегда была и будет одной из главных проблем каждого государства, поэтому «Новый порядок» можно назвать универсальной картиной для любой из стран. Богатые будут богатеть, бедные – беднеть, и никакое движение уравнять эту несправедливость не сможет. Но к балансу нужно стремиться. Ведь если все пустить на самотек, мир утонет в крови.

Любые госперевороты, революции и неконтролируемые протесты несут за собой огромное количество жертв и искалеченных судеб. Насилие становится главным оружием управления, человеческая жизнь утрачивает хоть какую-нибудь ценность, общество перестает быть обществом и превращается в мир диких аморальных существ, которых волнует только собственная выгода и потакание низменным инстинктам. Мишель Франко ярко и точно показывает любителям «жесткой руки» у власти, как сладко живётся, когда страной управляют военные.

Картина не даёт ответ, кто виноват, а кто — нет, как быть и что делать. Виноваты и те, и те. Но она точно говорит нам, как не надо.

«Новый порядок» — фильм-предупреждение, фильм-напоминание, фильм-встряска. Смотря на события ленты, точно и не скажешь, что ее жанр — антиутопия.

05 апреля 2022 | 04:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: