Откатился на два фильма назад и ознакомился с очередной фестивальной работой Мишеля Франко, регулярного фаворита Венеции, и можно сказать, что 'Новый порядок' вполне тягается с 'Закатом' за звание наиболее 'удобоваримого' высказывания в фильмографии режиссера, которое мне пришлось по вкусу.
Давайте сразу определяться: да, это универсальный политический 'спич', не привязанный к какой-то конкретной дислокации и особо не требующий знаний истории и повестки разных стран, но я считаю, что чтобы действительно проникнуться сюжетом и радикальным мнением Франко, следует следить за геополитической и социальной жизнью Мексики как минимум последних десяти лет. При всем обилии формы и параллельного монтажа рассказывается, в принципе, простая история общественных беспорядков, за фасадом которых под шумок пытается произойти полит-переворот с целью установления военной диктатуры. Тут нет правых и виноватых. Здесь никому не хочется сопереживать. По разным сторонам баррикад собрались костяки, противоречащие друг другу как по идеологии, так и по соц-статусу: раб-сила и буржуи, военная полиция и засланные казачки-террористы с жаждой наживы, коррумпированные власть-имущие и совестливые чиновники. 'Новый порядок' - это полуторачасовой перформанс, запечатленное время, которое наглядно показывает, как быстро может начаться и закончится кипиш в стране (буквально два-три дня) и что при этом будет происходить в кулуарах как гражданских гетто и казенных домах, так и в роскошных капиталистических виллах. Управляющая идея отличная: по сути, бороться с системой можно бесконечно, но подавленные восстания, прилюдные расстрелы и повешения, а так же сжигание нео-нацистов на заброшенных складах - вот и весь китч, который уже скоро забудется, а общество встанет на привычные рельсы, продолжая жить дальше, будто ничего и не было. Хороший сценарий, увлекательный сюжет и удачный хронометраж способствует просмотру данной картины нон-стопом и на одном дыхании. Картина не теряет тебя, как зрителя, хотя местами может запутать своей витиеватостью, но это не критично.
Актерские работы нормальные, но выделить кого-то конкретно язык не поворачивается. Операторская работа, монтаж, саунд-дизайн и пост-продакшен на высоком уровне. С 'техничкой' у 'Нового порядка' все ок: кино приятно глазу и ушам.
'Nuevo orden' Мишеля Франко явно выделяется среди его последних работ а-ля 'Sundown' и 'Memory'. По крайней мере, это конкретный и законченный проект без открытой концовки и с вменяемой смысловой нагрузкой на борту. Я не могу утверждать, что кино можно посоветовать всем и каждому, но как минимум его интересно рассматривать в разрезе времени, а так же для ознакомления с гран-при Венецианского кинофестиваля. Нервный, тягучий, зрелищный и оставляющий после себя гадкое послевкусие триллер, способный увлечь Вас в один из холодных весенних вечеров.
Сразу после просмотра фильма остаётся только шок, сковывающий движения и тормозящий мысль. Режиссёр будет долго водить вас за нос, показывая то беззаботную власть имущую верхушку, то озлобленный народ, решивший навести новый порядок. Однако «Новый порядок» — совсем не об этом. Он даже не о противостоянии красного и зелёного и не об их симбиозе. Он о том, что у военных преступлений, преступлений против человечности нет ни логики, ни мотивов.
Перед нами картина: нечто абстрактное и непонятное, определённо предмет высокого искусства, однако название говорит не только за себя, но и за весь фильм — «Лишь мертвецы увидели конец войны». Следующий кадр: голая девушка, по её голове течёт зелёная жидкость, символизируя собой кровь, тем самым проводя довольно мрачные параллели между кроваво-красным и миролюбивым цветочно-зелёным. Дальше Мишель Франко продолжает миксовать и противопоставлять друг другу мир и войну, сравнивать протест и его последствия, выводить их симбиоз. Идёт свадьба, в двадцати минутах от которой протестующие громят всё и вся. Кто из них живёт ради собственной наживы и беспокоится только о своём благополучии, а кто обладает хоть каплей эмпатии — так сразу определить сложно. Классовое расслоение показано так же расслоением культурным и расслоением благоразумности, и режиссёр с вынужденной безучастностью показывает столкновение бедных и богатых, и, кажется, искренность и чистота намерений здесь почти случайно улизнула вместе с Марианной и её прислугой-приятелем. Пока они даже не догадываются, куда на самом деле попали — как говорится, «из огня, да в полымя».
Как бы там не было, полноценно уличить режиссёра в потакательстве режиму не получается, так же, как и доказать его категорическое свободолюбие. «Непонятным остаётся, почему правительство и армия бездействуют», — говорит диктор на радио. Кто же устранит этих людей «без царя в голове»? Кто будет бороться с этими протестующими, которые сначала занимаются лутингом богатых и убивают ни в чём не повинных людей, а потом рисуют знак пацифистов на ограбленном доме? В таком начале заключена наибольшая провокационность, которая так и требует наложить на Мишеля Франко ярлык мизантропа и обвинить в дальтонизме. Однако режиссёр просто наблюдает.
После того, как военные захватили управление страной, ввели комендантский час и похитили, кажется, всех, за кого могут дать хоть какой-нибудь выкуп, в том числе главную героиню, — начинается настоящий простор для зверств, дающий солдатам карт-бланш на убийства гражданских лиц. Мишель Франко лишь тихо напоминает: нет никакого оправдания военным преступникам и их деяниям. Но зачем убивать мирных жителей? Солдаты убивают просто потому, что могут, особенно когда знают, что их не накажут. Всё равно среди обычного населения и элит будут доминировать скептические настроения, ведь, действительно, зачем? Они будут всячески отрицать, что такое возможно, апеллировать к логике, пока вояки, утолив свою жажду насилия или банально выполнив приказ сверху, в лучшем случае просто сожгут тела и останутся безнаказанными.
В таком жутком контексте Мишель Франко в сотый раз раскрывает банальную истину: жестокость порождает жестокость. Сколько раз это было сказано, сколько фильмов снято на эту тематику, но каждый раз происходит то, что происходит. И всякий раз найдутся верные консервативным идеям скептики, всякий раз найдутся поддерживающие безумие, всякий раз найдутся те, кто скажут: «Если драка неизбежна — бей первым», всякий раз жертвами станут и те, чьи мысли не затуманены идеологией насилия и войны. И всякий раз реальность запустит противоположный процесс, последовательно опровергающий каждый постулат приверженцев грубой силы. Финал у истории открытый.
Антиутопия мексиканского режиссера Мишеля Франко произвела на меня колоссальное впечатление, в очередной раз напомнив, какой силой обладает кинематограф.
Сюжет максимально прост, но живописен. Свадьба одной мексиканской семьи из высших сословий прерывается антиправительственными демонстрациями. Люди устали от нищеты, привилегированности богатого процента населения, отсутствия хоть каких-нибудь улучшений в своей жизни и решили начать действовать единственным доступным методом в такой ситуации — протестами. Страна повергается в хаос: грабежи, мародерство, убийства, полная анархия. Невеста Марианна стечением обстоятельств становится нашим проводником в мир ужаса и безнаказанности, попав в плен к военным, подхватившим народные волнения и решившим взять все в свои руки. А дальше — искусное описание настоящей антиутопии, навеянной «желтыми жилетами» и погромами BLM от выдающегося мексиканского автора Мишеля Франко. Что любопытно, творческое провиденье режиссера вышло все лишь на месяц позже событий в Беларуси.
Пропасть социальных слоев всегда была и будет одной из главных проблем каждого государства, поэтому «Новый порядок» можно назвать универсальной картиной для любой из стран. Богатые будут богатеть, бедные – беднеть, и никакое движение уравнять эту несправедливость не сможет. Но к балансу нужно стремиться. Ведь если все пустить на самотек, мир утонет в крови.
Любые госперевороты, революции и неконтролируемые протесты несут за собой огромное количество жертв и искалеченных судеб. Насилие становится главным оружием управления, человеческая жизнь утрачивает хоть какую-нибудь ценность, общество перестает быть обществом и превращается в мир диких аморальных существ, которых волнует только собственная выгода и потакание низменным инстинктам. Мишель Франко ярко и точно показывает любителям «жесткой руки» у власти, как сладко живётся, когда страной управляют военные.
Картина не даёт ответ, кто виноват, а кто — нет, как быть и что делать. Виноваты и те, и те. Но она точно говорит нам, как не надо.
«Новый порядок» — фильм-предупреждение, фильм-напоминание, фильм-встряска. Смотря на события ленты, точно и не скажешь, что ее жанр — антиутопия.
Обычно, когда просят назвать самые страшные фильмы, кто-то вспоминает голливудскую классику вроде Кошмара на улице Вязов, другие же что-то более свежее вроде Астрала и Заклятия. На мой же взгляд, самые страшные фильмы те, что рассказывают нам не о чем-то отдаленном и фантастическом, как нечто из космоса или ведьма из Блэр, а о том, с чем может столкнуться каждый в своей жизни.
Новый порядок Мишеля Франко как раз один из таких фильмов. Картина столь бескомпромиссно честна, что зачастую забываешь, что перед тобой художественный вымысел. Новый порядок не столько кино, сколько социально-политическое конструирование. Отталкиваясь от реалий современности и используя опыт латиноамериканской истории, режиссер создает мрачный образ будущего, который местами превосходит даже самые смелые допущения писателей-антиутопистов.
Картина Новый порядок полна отборного ужаса. Буквально с первых кадров, на которых нам демонстрируют картину Омара Родригеса «Только мертвые увидят конец войны», до ошеломляющего финала лента изобилует жестокостью, насилием и расчеловечиванием. Картинка стерильна, документальна и лишь слегка подкрашена в лейтмотивные зеленые тона. Действие стремительное и немногословное, так как все на экране воспринимается на подсознательном уровне.
При этом ужас ленты очень притягателен. В одних моментах она перекликается с Жертвоприношением Тарковского, в других с Забавными играми Ханэке, и на этом контрасте красивого и уродливого выстраивается уникальный художественный мир. Как бы не хотелось закрыть глаза и отвернуться от экрана, сделать это невозможно. Как оцепеневшая жертва ты продолжаешь смотреть в пасть движущегося на тебя Левиафана.
А что же, собственно, это за порядок? И такой ли он новый? Ведь всем хорошо известно, что некоторые животные равнее, а гордому латиноамериканскому полковнику никто не пишет. Верно, все уже было. Не было только нас. А машине истории нужно топливо. Так что всем встать! Равнение на флаг. Барабаны. Да здравствует Новый порядок!
Фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко 'Новый порядок', получившего Особый приз жюри на Венецианском кинофестивале производит эффект холодного душа, иглоукалывания и других подобных процедур.
Все начинается с красочной иллюстрации сладкой жизни высшего класса мексиканской столицы. Они довольны жизнью, заносчивы и даже не замечают, что рядом с ними уже закипает котел народного недовольства, подогретого на костре социальной несправедливости. Закономерных итогом становится зеленая краска, выплеснувшаяся на лица богачей, а затем и красная кровь, сполна залившая улицы и дома Мехико. Так приходит Анархия.
И это довольно мрачно и мерзко. И хотя причины породившие эту ситуацию вполне понятны, но по мере разгула народного гнева, возникает острое желание прекратить это, навести порядок, любой ценой. И он приходит - Новый Порядок. И вот здесь то и наступает понимание, что иногда лекарство хуже болезни.
При этом кино не содержит никаких нотаций и не вешает ярлыков. Оно только наглядно показывает, что когда общество глубоко больно, и у людей держащих в руках автомат нет нравственного закона внутри, то кошмар реальности может стать страшней любых фильмов ужасов.
Хитовые южнокорейские «Паразиты» привнесли свежую струю в классическую схему противостояния богатых и бедных, наглядно объяснив нам, что и зажиточные люди вовсе не такие «отвратительные, грязные, злые», и бедняки порой никакие не «униженные и оскорбленные», а еще более хитовый «Джокер» окончательно популяризовал противоречивый образ «народного бунтаря». Упоминания этих фильмов неслучайны, поскольку сравнение именно с ними приходит на ум после просмотра брутальной антиутопии Мишеля Франко «Новый порядок», удостоенной двух призов на МКФ в Венеции, включая Особый приз жюри, вот только реакция публики на него оказалась еще более неоднозначной.
Как ни странно, но к режиссеру и сценаристу в одном лице не хочется предъявлять никаких претензий касательно достаточно простой драматургии или высокого уровня жесткости и бескомпромиссности многих эпизодов, поскольку сюжетно такой подход вполне оправдан. Тем более, что Франко отлично нагнетает напряжение минимумом средств и, потчуя зрителя легким аперитивом – ощущением неуловимо надвигающейся беды, переходит к накаливанию эмоций добела, чередуя эффектные, почти постапокалиптические мизансцены, с откровенной жестью и более изящным символизмом вроде сопоставления красного брючного костюма Марианны с зеленой краской, разбрызгиваемой оппозиционерами.
О чем с ним хочется поспорить, так это о способе подачи центрального классового конфликта. То ли Франко делал это намеренно, то ли у него все же неважно с акцентами, но складывается чувство, что богачам он симпатизирует больше: они преподнесены им гораздо человечнее всех остальных – их образы более положительны, нюансированы и раскрыты, в то время как митингующая оппозиция представлена толпой одномерных зверствующих подонков и скотов, которым ничего не стоит убивать беременных женщин и стариков, насиловать, воровать и бесчинствовать, доказывая, что вся их отчаянная борьба за искоренение бедности лишь популизм и демагогия.
Здесь закрадывается мысль, что, скорее всего, для Франко любое агрегатное состояние современного мира негативно: бедность - плохо, пир богатых во время чумы – плохо, диктатура военных и поголовная милитаризация – еще более плохо, революция и народные бунты – вообще кошмар кошмаров, ибо вместо торжества справедливости в страну придут фашизм и анархия априори, а вот расставит ли время все по своим местам – большой вопрос, причем риторический. Такой исключительно пессимистичный взгляд режиссера тоже имеет право быть, учитывая огромное количество роковых событий, случившихся за последнее время, включая пандемию, движение BLM и прочие массовые протесты с беспорядками, хотя полностью принимать его позицию не особо хочется, требуя от Франко более веских доводов. Но, с другой стороны, такая шоковая терапия, тем более, очень качественно поставленная и сыгранная, определенно заставляет задуматься, особенно зрителя, наблюдающего за редкими положительными персонажами, безжалостно попадающими «под раздачу», и делающего неутешительный вывод, что хорошим людям в такой разрушительной мясорубке попросту не найдется места.
Один из самых скандальных и неоднозначных фильмов прошлого года, обладатель Премии Большого Жюри Венецианского кинофестиваля – антиутопия мексиканского режиссера Мишеля Франко «Новый порядок». С момента выхода трейлера на картину ополчилась, кажется, вся мексиканская общественность, обвинив режиссера в классовой ненависти, расизме и упрекнув за болезненно стереотипное изображение высших и низших классов Мексики.
Бесспорно, настолько беспощадное, провокационное и бьющее наотмашь кино всегда вызывает горячую полемику как в среде профессиональных критиков, так и обычных зрителей. Франко не собирается нянчиться и жалеть решивших посмотреть кино: после череды вступительных тревожащих образов, которые эхом отзовутся в дальнейшем повествовании, режиссер убаюкивает зрителя медитативной сценой громыхающей свадьбы, на которой собрались все сливки высшего общества. Предвестники грядущей беды редкими всполохами вторгаются в сибаритское существование элит. Эти практически никем не замечаемые и сознательно игнорируемые предзнаменования выливаются в результате в бескомпромиссное и жесткое действо, превращая пиршество в безумную вакханалию, когда низы, доведенные до высшей точки кипения, выпустят весь свой праведный гнев на выхолощенных угнетателей. И это лишь стартовая точка кровопролитной социально-политической одиссеи, покуда из рук обезумевшей и крушащей все на своем пути народной массы флаг вышедшей из под контроля революции не вырывает военная хунта, упорядочивающая хаос и устанавливающая видимость порядка, под личиной которой скрывается жуткая диктатура, основанная на шантаже, терроре и алчности.
Во время роскошной мексиканской свадьбы в дом невесты врываются мятежники из бедных классов. Состоятельная семья оказывается в эпицентре восстания, а хаос и насилие достигает масштабов страны.
В своем алармистском высказывании режиссер выступает лишь непредвзятым наблюдателем, не принимая ни одну из сторон конфликта, а лишь беспристрастно, жирными и нервными мазками рисуя картину альтернативного будущего. При этом события фильма чудовищным образом запараллелись с чехардой безумств дня сегодняшнего: BLM, протесты в Белоруссии, штурм Капитолия США, московские акции.
Чрезмерные кровавости вынесены Франко за кадр: всю жуть зрительская фантазия легко дорисует сама, достаточно лишь легких аудио-визуальных намеков, а там уж картинка предстанет в наших умах в самом «лучшем» свете.
Постановщик блестяще воссоздает на экране бунт и его последствия: в этой истории в проигрыше остаются практически все- низы, окончательно низведенные до состояния тотально контролируемого стада, страдают еще больше, а верхи, искусно манипулируемые военщиной, лишь до поры до времени продолжают существовать в мнимой безопасности (беспомощные дойные коровы с ворохом пропавшей родни).
«Новый порядок» советовать довольно тяжело: намеренно гипертрофированная событийность, вызывающая прямолинейность и бескомпромиссность способны вызывать абсолютно полярные мнения и ожесточенные дебаты, преисполненные праведной риторики и неминуемой экстраполяции кинематографической утопии Франко на мрачную атмосферу наших реалий. Но проглотить сею малоприятную пилюлю просто необходимо.
Долго пришлось ждать, чтобы увидеть этот фильм. И ожидание того стоило, ведь редко выходит фильм, способный реально вызвать эмоции во время просмотра и навести на мысли после своего окончания.
Сама тема фильма- революция- подразумевает, что тут не должно быть однозначности, что с каждой из сторон есть как плохие, так и хорошие люди. Но к сожалению, в последние годы в кино, да и в инфополе все стремятся разделить на черное и белое. Вот капитализм, он или плохой, да такой плохой, что ужас просто. Или наоборот, хороший, что кто против, тот совок и коммунист. Так же и с противостоящими сторонами в революционных, или предреволюционных событиях.
И к счастью этот фильм смог показать ту сложность, ту самую 'серую мораль'. Ведь у нас тут есть бедные и богатые, кажется, что конфликт будет простой. Бедняки хорошие, а богатые едят детей(ну или как минимум обворовывают бедных). Но фильм довольно быстро удивил, во всяком случае, лично меня. Ведь местные богатые не совсем изверги и, когда к ним приходит бывший работник и просит денег на дорогостоящую операцию жены, они довольно быстро дают ему часть. Да, сумма далеко не полная, но кто бы вообще дал десять тысяч долларов человеку, которого не видел семь лет, который обещал открыть ресторан, но в итоге накопил жене на операцию 7.5% от стоимости? Благотворительность дело хорошее, но все же сомневаюсь, что каждый бы бросил в печку столько денег.
Хотя возможно местные богачи и плохие в сознании режиссера, ведь в конце им воздастся, и потеряют они уже не десять тысяч, а сорок и нечто куда более важное.
С другой же стороны есть и бедняки, часть из которых устраивает погромы и вырезает богатых, как кажется, просто по приколу, или из какой-то личной обиды. А другая часть бедных честно трудится и тем не менее получает пинки полиции по инерции, как часть толпы протестующих. И кто в этой ситуации прав? Те кто прислуживают режиму, или те, кто с ним борется, но перегибает палку? По-моему никто, и вероятно по мнению режиссера тоже, ведь хорошего финала не уготовано ни для одних, ни для других.
Тут хочу вставить абзац с критикой, отвлекшись от размышлений, на которые натолкнул фильм. Разделение на бедных и богатых тут настолько сильное, что когда в машине сидит 2 человека, хорошо одетых, толпа протестующих все равно чувствует, кто за рулем. Поэтому когда за рулем дочь богатой семьи, в машину летят палки и пакеты с краской. А вот когда хорошо одетый бедняк, протестующие лишь похлопывают по машине, чтобы она ехала быстрее. Забавная вещь, хотя меня своей глупостью слегка выбила из атмосферы.
Но самое лучшее в фильме это то, что если каста бедных разделена лишь на 2 категории- погромщики и прислужники(не знаю отчего нет умеренных в своем протесте персонажей, видимо хронометраж не резиновый и решили не вводить), то богатым дали аж три категории: те, кто с простым народом и хочет помочь, те, кто обычные богачи, которых можно именно что назвать людьми умеренных взглядов, ну и те, кто собственно хочет обокрасть и подмять под себя всех остальных, что бедных, что богатых. И угадайте, кто в конце выйдет победителем?
Но отчего же оценка будет такой, какой будет, простите за тавтологию?
Потому что фильм очень сфокусирован на своей идее, и поэтому не описано ни место действия, ни кто находится в правительстве и что вообще делает государство, ни откуда взялись протесты. Нас просто ставят перед фактом: Бедные возмущены, богатые живут шикарной жизнью, но у них попытаются ее забрать. Мне не хватило размышления о сути данного конфликта, из чего он происходит и есть ли какой-то шанс его избежать. И в итоге фильм ощущается так, словно это часть какого-то большего произведения, причем часть из середины. Словно открыть Дивный новый мир на середине и не понимать, почему же все жители этого мира так довольны своей жизнью.
Поэтому...
6 из 10
Но крайне рекомендую посмотреть, таких фильмов мало и это очень печально.
Только от простых людей, от нас с вами зависит то, каков будет новый порядок.
Не все перемены - к лучшему.
Этот бескомпромиссный фильм демонстрирует народные волнения, вызванные недовольством простого народа своим положением относительно положения 'сливок общества'. Зритель, как всегда, ждет утопического взгляда режиссера на возможный вариант событий, однако за это предсказуемое ожидание получает крайне некомфортное зрелище.
Масса людей, которая решила взять правление страной в свои руки, преследует в данном фильме отнюдь не благие намерения. Восставший народ не чурается прибегать к самым грязным способам решать свою единственную задачу, ради которой восстание и затевалось - обогащение. Если люди хотят лишь денег и власти, то не важно, кто именно будет стоять у руля, ситуация не изменится, сколько бы 'порядков' не сменялось.
На смену одним диктаторам приходят другие, происходит круговорот насилия, который никогда не закончится, если люди не захотят менять самих себя.
'Верхи' будут подавлять бедный народ, не желая делить свой пирог с кем бы то ни было, а 'низы', пуская на пирог свою жадную слюну, будут готовы совершить самые омерзительные поступки, лишь бы получить свою долю. Режиссер фильма без лишних слов и кадров покажет всю жестокость, на которую способны внезапно получившие силу и власть люди. А вот самое страшное - это то, что страдать от всей этой вакханалии будут и невинные люди. Те, кто не захотел приносить в жертву свои принципы, не стал пренебрегать человеческими ценностями с целью наживы - пострадают не меньше, а то и больше остальных.
Фильм высказывает позицию не столько против капитализма, как может показаться на первый взгляд, сколько против людей, чей разум этот капитализм затмил.
После просмотра остается крайне неприятное послевкусие, но его обязательно нужно прочувствовать, чтобы сполна радоваться тому, что происходящее на экране ещё не происходит за окном.
Растущее неравноправие между богатыми и бедными в один прекрасный день выливается в кровавый террор. И это не прошлый век, а сегодняшнее настоящее, где богатыми являются местное коренное население Европы, а бедными — обслуживающие их угнетенные мигранты. Неуважение и безжалостная эксплуатация тысяч приезжих латиноамериканцев объединяет их и превращает в отъявленных бандитов.
На фоне погромов власти объявляют военное положение в стране, при котором запрещается покидать свой дом, но состоятельные господа не придают этому большое значение и закатывают огромную вечеринку. А когда посреди пиршества к ним неожиданно врываются незваные гости, они с удивлением обнаруживают что вся их «прислуга», включая охрану, оказывается на стороне налетчиков, и без зазрения совести расправляется со своими «господами». Но как ни странно, по-настоящему страшным злом оказываются не взбунтовавшиеся рабочие, а люди которые должны были восстановить порядок и от которых все ждали помощи.
С каждым следующим сюжетом фильм пробивает все новое дно темной стороны человеческой сущности, получившей безграничную власть и уверенность в собственной безнаказанности. Зрителям наглядно демонстрируют во что превращается человек, снявший с себя законодательные, нравственные и духовные ограничения. Особенно шокирует концовка фильма, когда режиссер нас погружает на самое дно несправедливой реальности.
Этот фильм можно назвать европейским вариантом российского еще более жесткого фильма «Чекист», когда без причины, с абсолютным хладнокровием и даже наслаждением люди издеваются и убивают других людей. Картина эмоционально очень сильная и заставляет задуматься, а так ли далеко, на сегодня, ушло наше общество в процессе развития от жестоких и безжалостных зверей, и возможно ли на ненависти и неуважении друг к другу, беззаконии и безответственности, на пытках и убийствах построить правовое государство.
К минусам фильма можно отнести беспросветную несправедливость и полное торжество зла над добром.