К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Нюрнбергский процесс» (1961) Стенли Крамера, представляет собой многослойный, психологически тонкий, философский фильм, со скрытой, не лежащей на поверхности (как это часто бывает в современном кино), мощной динамикой, заставляющей неотрывно смотреть в экран на протяжении более чем трех часов.

Находящийся в центре картины судебный процесс, начавшийся с обвинения в преступлении против человечества судей, вершивших свое «правосудие» под эгидой нацистского государства, постепенно расширяет границы до обвинения самого человечества, предпочитавшего не замечать творящихся в центре Европы фашистских бесчинств, и способствующего тем самым распространению этой коричневой заразы. В случившемся есть вина всего мира, а не сугубо Германии и немцев (хотя этот аспект в картине так же отражается достаточно детально). Эта, в общем-то, объективно правильная авторская мысль, дополняется пугающими своей актуальностью пророчествами о забвении уроков Второй мировой войны и угрозе реабилитации нацизма ради достижения эгоистичных узконациональных целей. Принцип «самое главное выжить», пусть даже если придется закрыть глаза на былое, сформулированный американским генералом, одним из героев фильма, пытавшимся оказать давление на суд и прокурора, совсем скоро будет основополагающим в мировой политике. Цель оправдывает средства. Логика государства важнее исторической справедливости. Все эти воплотившиеся пророчества, обнажая цинизм морали двойных стандартов в современной геополитике, бьют бичом в спину удалившимся во времени потомкам-политиканам. Вот только кнут коротковат, боль уже не чувствуется. В лучшем случае слышат глухое удаляющееся эхо его щелчка, на которое предпочитают не обращать внимание...

Самый актуальный фильм 2014 года в свете последних геополитических событий. Смотреть обязательно.

05 мая 2014 | 00:02
  • тип рецензии:

Юридическая кинодрама Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» свидетельствует о том, что зло существует, что оно не просто недостаток добра, а мощная мировая сила. Для достижения сути нацистского явления режиссёр сводит к минимуму внешнюю эффектность действия, сосредотачиваясь на внутреннем состоянии человеческих реакций.

Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений масштаба государства. После окончания процесса над главными политическими и военными деятелями проходит серия «малых» нюрнбергских процессов. В ходе одного из разбирательств, слушаются дела судей, занимавших видные посты в судебной системе нацистской Германии – на этом и сосредоточен сюжет фильма.

Сердце медленно и упорно тяжелеет от эпизодов, включающих в себя демонстрацию творившихся зверств в концентрационных лагерях. Обвиняемые некогда допустили постыдный компромисс с совестью и пошли на поводу у правящего режима, стали соучастниками карательного института, опершись на смертельные станки. Разобраться в сложном деле предстоит американскому судье Хейвуду (Спенсер Трэйси).

Судебная драма получила 11 номинаций на премию Оскар и две статуэтки, а также была признана американским институтом киноискусства одной из величайших юридических картин в истории. Лента камерно выражает сумрачную жизнь довоенной Германии, насильственную боль войны и упрёк послевоенной жизни.

16 июня 2018 | 17:15
  • тип рецензии:

XX век – пожалуй, самый страшный период времени в истории человечества, когда цивилизация на пике своего развития, в которой, казалось бы, такие понятие как гуманность, всеобщее равенство и равноправие внушались всему человечеству, перестала ценить самые элементарные права и свободы любого человека. Это век ознаменовался огромным количеством жестоких и безнравственных войн, самый яркой из которых, конечно, приходится Вторая Мировая, когда человеческой жестокости и насилию не было предела. Одним из последствий этого события стали знаменитый Нюрнбергский процесс, вскрывший личину и суть идеологии фашизма и национал-социализма, что была раскрыто в культовой судебной драме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс».

Синопсис 1945 год. Послевоенная Германия. В городе Нюрнберге намечается суд века, когда будет решаться судьба верных слуг Третьего Рейха, а именно четырех судей, которые когда выносили смертные приговоры тысячам ни в чем неповинных людей. Дело ведет судья Хэйвуд, который не только выяснить кто-то из подсудимых виновен и но также понять, что стало причиной зверств, которые осуществила Германия.

Игра актеров Игра актеров в картине была просто сногсшибательной. Было видно, что актеры вкладывали в игру не только свой талант, но и душу, поскольку им удалось создать на экране уникальные образы, затмевающие остальных героев, задействованных в сюжете. Одну из наиболее ярких ролей сыграл Спенсер Трэйси, исполнивший роль судьи Хэйвуда, пытающегося найти истину не только в судебном деле, но и в деле самого Третьего Рейха. Без сомнения самая яркая мужская роль была сыграна Максимилианом Шеллом, сыгравшим адвоката, который пытается оправдать не только своего клиента, но и весь немецкий народ. Из второплановых ролей наиболее впечатлительными были Марлен Дитрих, исполнившая роль немецкой вдовы, мечтающей доказать миру безвинность немецкого генерала, Монтгомери Клифт и Джуди Гарленд, выступившие в роли свидетелями зверств, творимых своей родиной, жертвами которой они стали.

Режиссер Стэнли Крамер проявил себя как талантливый продюсер, под чьим контролем было снято несколько потрясающих кинолент, занявших заслуженное место в классике кинематографа. Однако сняв «Нюрнбергский процесс» Крамер заявил о себе еще и о как талантливом режиссере. Картина получилась очень сильной и впечатлительной, настолько же внушительной, как наша знаменитая документалка «Обыкновенный фашизм». Впечатлило, как режиссер смог обойти такой момент как языковая разница. Так, в первые 20 минут фильма мы иногда слышим немецкий язык на судебном заседании, затем все начинают говорить по-английски, но все равно пользуются наушниками, якобы не понимая язык других.

Сценарий Сюжет фильма преимущественно происходит в зале суда, в котором разгорается целая битва между правдой и ложью, между истиной и иллюзией. Главный герой судья предстает не просто в роли вершителя судеб; для него эта работа становится чем-то более значимым, что может изменить его взгляд на жизнь в целом. И если только приехав в Нюрнберг, он изначально был уверен в вине подсудимых, то теперь ему становится все сложнее вынести обвинительный приговор, т. к. он пытается разобраться, а что именно стало причиной того, что она из самых передовых стран мира с богатой историей и культурой, чье Просвещение еще в XVIII в. превозносила всеобщее равенство всех людей на Земле, смогла дойти до такого.

Работа оператора Из технических достоинств фильма обязательно следует выделить работу оператора. Венгерский оператор Эрнест Ласло, который позже после «Нюрнбергского процесса» получит свой заслуженный Оскар, продемонстрировал потрясающее зрелище. Необычные ракурсы съемок, повороты, обводы камеры – все эти детали способствовали идеальной передаче эмоций героев, одни из которых в одних положениях представали Героями, а другие злодеями.

Итог «Нюрнбергский процесс» - очень сильное, умное кино, с глубоким социальным и историческим смыслом. Картина действительно заставляет поразиться Германии как нации, которая когда-то диктовала гуманность ко всем живым существам на этой планете, и в какой-то момент возомнила себя чем-то божественным, решающим, кому жить, а кому нет.

10 из 10

27 декабря 2013 | 08:03
  • тип рецензии:

Меня не воспитывали честным и порядочным человеком. Я не совершал каких-то масштабно плохих дел, но я и не буду отрицать, что делал исподтишка если и не противозаконные действия, то неприемлемые с точки зрения морали и строгого воспитания вещи. Однако, если я и скажу что-то во всеуслышание, то скорее всего натолкнусь лишь на непонимание окружающих. Почему? Потому что все в России знают, что порой приходится делать что-то вопреки закону, чтобы прокормить семью или отстоять жизнь. Все люди забыли о справедливости, люди думают только о выживании в извращённой системе. Спасибо СССР и спасибо поколениям, в нём выросшим и нас воспитавшим. Идеология выше справедливости, так считалось в советских странах. Выживание выше справедливости, считалось в 90-е. Порядок выше справедливости, так считалось в 'нулевые'. 'Ну а что мы в силах изменить?' - так считаем теперь мы. Я понимаю, что неправильные вещи, которые теперь кажутся в порядке вещей, лучше бы я никогда не вешал на свою совесть, но вот беда - я не испытываю за это чувство вины. Думаю, что никто не испытывает. Это извращённое мышление, извращённые понятия, извращённые смыслы - вот, что нам досталось и с чем мы теперь готовы смириться. Мы смотрим в будущее и не хотим думать о прошлом. Но ради чего мы теперь живём? Мы живём как звери, ради сиюминутной стабильности, выгоды. Поэтому и живём в таких условиях, в такой стране и в такой политической системе, которую заслуживаем.

Прелесть этого фильма заключается в том, что на фоне всеобщего соглашательства, царящего в мире (не только в нашей стране), он затрагивает такие вечные понятия, как справедливость и истина. Рано или поздно, или хотя бы изредка о них должны вспоминать люди - и эти вещи должны торжествовать, особенно в наши тёмные времена.

Фильм спорен, как спорна и его мораль, но он захватывает, заставляет думать, заставляет восхищаться и сопереживать. В фильме показана тонкая борьба, в которой куётся правосудие. И хоть оно зависит всё же от логических цепочек, самая важная его деталь - это дух. Если он есть, значит уже суд сделал своё дело. Справедливость должна чувствоваться, а не только постигаться разумом.

Потрясает, что фильм длиною в три часа смотрится на одном дыхании. Из актёров хотелось бы выделить Монтгомери Клифта и мистера Ланкастера. У обоих роли эпизодические, однако сила их игры действительно цепляет, приковывает. И если второй превосходно справился с задачей, то первый показал, что значит слово перевоплощение - я не ожидал такого от актёра, которого привык видеть в амплуа красавца и щёголя.

Последнее, что хотелось бы отметить - фильм не изобилует спецэффектами, подобно современным поделкам голливуда. Большая часть кино проходит в зале суда, однако фильм полностью погружает в себя и не кажется скучным. Наоборот, что нетипично для картин западных, фильм не даёт нам тонут в эмоциях и впечатлениях, он ни задалбливает своей идеологией и не отупляет примитивностью, он не вводит нас в философские дебри. Этот фильм - фильм воспитательный. Более того, я с уверенностью могу сказать, что давно не смотрел такого превосходного кино и даже не надеюсь в скором времени увидеть.

Браво. Стоя.

16 апреля 2012 | 07:18
  • тип рецензии:

Если говорить о Второй Мировой, то 'Нюрнбергский процесс' продолжает оставаться главным кинематографическим размышлением на тему 'Кто виноват?'. Действительно, кто? Гитлер, кучка радикалов, чиновники, фашистская партия, немецкий народ или весь мир? Однозначного ответа быть не может, но это не значит, что не стоит пытаться его найти.

Американский судья Ден Хэйвуд прибывает в Нюрнберг, чтобы 'судить судей' - Эрнста Янинга и некоторых других представителей немецкой юриспруденции, работавших во времена правления Гитлера. Хэйвуд хоть и уважаем, но не слишком популярен на родине, что вполне подошло тем, кто отправил его в Германию, ведь эту командировку трудно назвать увеселительной. Ден подходит к делу серьезно: досконально изучает материалы, выслушивает все точки зрения, общается с местными.

Защита при этом пытается 'отстоять честь всего немецкого народа', апеллируя к тому, что судьи лишь выполняли свою работу, не знали и не понимали, что каждый их новый приговор обрекал невиновных на страдания и смерть. Обвинитель же не видит компромиссов - он лично участвовал в освобождении лагерей и готов костьми лечь, чтобы каждый, кто делал работу ада на земле возможной, отправился в тюрьму до конца своих дней.

На процессе прозвучит множество откровений - от обвиняемых, свидетелей, судейства и защиты, каждое из которых многое расскажет зрителю о жизни простого народа при гитлеровском режиме. Рассмотрев все и выслушав каждого, судья Хэйвуд примет взвешенное решение, которое тотчас же подвергнется критике. Проблема в том, что обстоятельства уже поменялись и пришло время добавить в дело политики, а ей плевать, что города еще не отстроены, а печи в Дахау едва успели остыть.

Да, кто-то после Нюрнбергских процессов избежит наказания, для кого-то оно, возможно, будет слишком суровым, а кто-то будет судим лишь своей совестью. Но это не значит, что не стоило попытаться во всем разобраться. В конце-то концов, хочется верить, что все эти жертвы были не зря, и хоть кто-то по факту сделает верные выводы. А к фильму претензия только одна - в нем вообще ни единого слова про русских.

10 февраля 2021 | 13:26
  • тип рецензии:

Глубокий фильм, заставляющий задуматься над многими противоречивыми качествами человеческой натуры. Как определить степень ответственности человека за его деяния? Можно ли руководствоваться логикой при ее определении? Можно ли обвинить в убийстве второе лицо? Что есть подлинное благо в профессии чиновника, и как не переступить порог, который ведет к гибели миллионов людей? Кто должен отвечать за гибель этих людей, когда вожди строя трусливо поджали хвосты и ушли из мира?

На все эти вопросы отвечает 'Нюрнбергский процесс'. Разумеется они могут быть заданы только в историческом контексте, но фильм не теряет актуальности и в наши дни.

Судят не 4-х. Судят нацию, которая слепо верила национал-социалистической идее. Суть в том, что сама нация не 'не знала', она не хотела знать. Она была ослеплена своим эгоизмом. Они возомнили себя Богами, королями Олимпа. Им все двери были открыты. Все страны.

Поэтому один из осужденных признает свою вину перед миром. Перед миром и миром на Земле. Ничто не может оправдать нацистскую Германию в ее деяниях. Даже если эти деяния были направлены на благо страны. Сколько мерзких вещей вопреки морали может быть сделано на благо. И никакой логикой это оправдать нельзя.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Всегда надо знать меру.

10 из 10

24 марта 2014 | 23:19
  • тип рецензии:

События прошлого с каждым годом скрываются туманом, их очертания тускнеют, а их смысл становится почти недосягаем. Вторая мировая война, разразившаяся на планете в 1939 году, без сомнения, является тем событием, которое до сих пор живо в воспоминаниях, мрачных, страшных. Она врезалась в память народов всех континентов, но даже такое событие не может избежать забвения.

Многие знают о сторонах, воевавших тогда. Меньше людей могут сказать как соотносятся друг с другом Вторая мировая и Великая отечественная войны. Ещё меньше знают об условиях окончания войны. Немногие назовут, что такое Нюрнбергский процесс. Совсем горстка скажет, что на самом деле он был не один, а состоялся целый ряд судебных процессов, которые длились ещё несколько лет после победы над фашистско-нацистскими войсками. Одному из них и посвящена картина Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс».

Тема, поднятая в фильме 1961 года, была для режиссёра очень близка. В годы войны Стэнли Крамер начал свой путь постановщика, снимая агитационные антифашистские ленты. В нём жил бунтарь и защитник свободы. Пусть он стал снимать в традиционной манере, неторопливо, степенно, его картины были острыми; порой попадало самому американскому обществу. К такому кино можно отнести и трёхчасовой «Нюрнбергский процесс».

В центре сюжета сама по себе интересная ситуация: суд над судьями. Вот только эти судьи служили нацистскому режиму. Но все имена здесь сделали намеренно вымышленными. Авторам была важна не столько историческая достоверность, сколько посыл, который с помощью истории можно передать. Несмотря на обилие персонажей, в центре стоят три из них: судья, ведущий процесс, Дэн Хэйвуд (Спенсер Трэйси); обвиняемый трибуналом немецкий судья Эрнст Янинг (Берт Ланкастер) и его адвокат Ганс Рольф (Максимиллиан Шелл, премия Оскар за данную роль). Их взаимоотношения, их развитие и сшивают воедино картину, ставшую образцом судебной драмы.

Зрителя сразу в курс дела, показывая, за что судьи сидят на лавке обвиняемых. Но сюжет не ограничивается поверхностным освещением событий. Сценарист и режиссёр ушли глубже: они через речи героев представили, что же произошло с людьми в Европе 1920-1940-х годов, отчего самые порядочные из них поступились общечеловеческими принципами и молча смотрели на происходящее или участвовали. Мало того, происходит сравнение с новой, послевоенной эпохой. Хорошо передана атмосфера времени, когда бывшие союзники отдаляются друг от друга и грозят войной. Зрителю дают понять, что такое же происходило и после Первой мировой войны. Фильм пропитан этой тревогой. Кажется, ещё немного - и снова начнётся поиск внутренних врагов. Намёк ясен: стерегитесь, ведь вы сами не так сильно отличаетесь от тех, кого осуждаете.

13 июля 2015 | 13:33
  • тип рецензии:

Сперва стоит отметить, что довольно-таки пафосная и лихорадочно применяемая, зачастую глупыми людьми, фраза «Такого кино сейчас не снимают» почему-то наиболее точно отражает первые впечатления о фильме. Да, действительно, подобного мы не увидим в нашем веке, но суть такой проблемы заключена в неготовности и неспособности массового потребителя воспринять эту картину, ведь даже настроеному зрителю с полным пониманием выдвинутой идеи, чрезвычайно трудно выседеть весь хронометраж ленты, и всё из-за её необычного, плавного и спокойного поветствования. В этом, собственно говоря, спрятан ужасающий подтекст, где за холодным тоном оратора выкипает страшная правда, поданная всё же на манер режиссёра и представшая преред нами в виде тезиса, который, как и любой другой, можно подтвердить или опровергнуть.

Касательно вопроса постановки не может быть упрёков. Выполненная работа любого техника (тяжело разве что рассуждать о звуке) выглядит образцово. Однако то, что выдают здесь актёры поддаётся лишь восторгу. Игра Джуди Гарлэнд - лучшая женская роль, что мне приходилось видеть, а финальная речь судьи - триумф актёрского и сценарного мастерства.

10 из 10

02 марта 2015 | 18:07
  • тип рецензии:

Посмотрел недавно данный фильм о процессе над нацистскими преступниками 1948 года, прошедшем в т.н. американском секторе Германии.

Фильм понравился, блестящая игра Спенсера Трейси, Берта Ланкастера и, особенно- Максимилиана Шелла. Адвокат в его исполнении доказывает американцам, что играя по их судебным правилам можно оправдать хоть самого Гитлера.

Основная мысль фильма очень правильна - в ответе за чудовищные военные и 'гражданские' преступления, в частности неправый суд, не только нацисты, но и вся нация. Очень верно подмечено 'мы же не знали', 'народ Германии не догадывался' такие отговорки имеют место и сейчас, но к чему это приводит весь мир уже видел:документальные кадры свидетельствуют.

13 мая 2013 | 08:23
  • тип рецензии:

В фильме есть эпизод с «судом» над стариком-евреем, «осквернившем» немку путем совокупления. Чисто документальный факт — немку в реальности звали фру Зайлер. Она получила на том суде 2 года. А 69(!!!)-летнего «сожителя» Кацельбергера гильотнировали.

Судьи настолько хотели угодить «фюреру», что даже превысили лимит, предусмотренный данной статьей (смертной казни не предусматривавшей).

После разгрома «третьего райха» судьи этого (и множества подобных) «процессов» слились в нацистский заповедник, организованный в Шлезвиге. В 1969 году двое из них (Гофман и Феребер) были-таки осуждены.

Хотя, это был скорее фарс, уступка общественному мнению.

Обратил внимание на сей момент потому, что процесс над нацистскими судьями Фербером и Гофманом состоялся после выхода фильма на экран. В том же самом зале.

И еще пара уточнений — прототипом Янинга послужил Освальд Ротхауг. До прихода нацистов к власти он прозябал на четвертых ролях, а при новом «порядке» сдедал быструю карьеру на «нюрнбергских» делах (преследование инакомыслящих и «неарийцев»). В отличие от экранного альтерэго, раскаяние его не постигло. Отсидел 12 лет, затем был выпущен и через два года «помилован».

Самой Ирэны Зайлер на заседании трибунала не было. Она прислала из ГДР письменные показания. Так что, нацистского повтора в исполнении «суперадвоката» не произошло.

Впрочем, перед авторами фильма стояла задача усидеть на двух стульях — показать всю мерзость падения немцев и не попасть под раздачу «ястребов», считавших, что даже недобитое нацистское отребье пригодится в противостоянии с Советским союзом.

Отсюда и такие «шекспировские» страсти.

Как то же раскаяние матерго нациста, в реальности сделавшего карьеру на трупах «врагов райха», и даже не понимавшего, в чем он виноват.

Ключевой фразой фильма являются слова, сказанные полковником прокурору: «Если мы хотим получить поддержку немецкого народа, мы не должны строго судить немецких преступников»

Этим самым он признавал коллективную ответственность и соучастие всего немецкого народа в чудовищных преступлениях «третьего райха».

Тот же прокурор, совершенно верно подметил, что не эскимосы совершали все эти преступления, а сами немцы. Существовало 6 тысяч различных лагерей, «учреждений» СС, гестапо, «народных судов» и прочих мест по уничтожению «врагов райха». В них служило 100 тыс (!) немцев, исправно выполнявших свою «работу». И все остальные это знали, и одобряли или принимали как должное.

Ученые, социологи, криминалисты, психиатры, философы размышляют: что же это? Что же — наследственность, воспитание, среда, внешние условия, историческое предопределение, преступная воля руководителей? Что это? Как случилось это? Эмбриональные черты расизма, казавшиеся комичными в высказываниях второсортных профессоров-шарлатанов и убогих провинциальных теоретиков Германии прошлого века, презренье немецкого обывателя к «русской свинье», к «польской скотине», к «прочесноченному еврею», к «развратному французу», к «торгашу англичанину», к «кривляке греку», к «болвану чеху» весь этот грошовый букет напыщенного, дешевого превосходства немца над остальными народами земли, добродушно осмеянный публицистами и юмористическими писателями, — все это внезапно, в течение нескольких лет из «детских» черт превратилось в смертельную угрозу человечеству, его жизни и свободе, стало источником невероятных и невиданных страданий, крови, преступлений. Тут есть над чем задуматься! Ужасны такие войны, как нынешняя. Огромна пролитая немцами невинная кровь.

В. Гроссман, военный журналист, писатель, участник войны и свидетель событий.

Немцам не следует строить иллюзий, ибо всему миру ясно, что вторая мировая война была использована для преступных действий, с которыми ничто не может сравниться в наше время. Невиданные по масштабам преступные убийства опозорили имя немцев в глазах всего мира.

Вилли Брандт, канцлер ФРГ

6 из 10

25 июня 2012 | 19:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: