К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что общего между Ватерлоо, плакатом с надписью «tous ensemble», цифрами шесть-один-пять, победным возгласом «Yeee!», незнакомкой в леопардовом платье, пустой ячейкой револьвера, мешком Санта-Клауса и Моцартом?

Всё это тщательно перемешанные детали одной классической французской головоломки под названием «Прощай, друг», замечательного представителя той киноэпохи, когда форма не превалировала над содержанием, когда не было спецэффектов и дорогой рекламы, а в цене были главным образом интересные истории. Обогащенный шикарным дуэтом Делон-Бронсон (или Бронсон-Делон), данный киноребус обладает исключительно выигрышной формулой дозировки важной информации, не дающей раскрыть карты заблаговременно, благодаря чему сюжет становится довольно непредсказуемым, вмеру загадочным и в высшей степени увлекательным.

Сколько монет можно опустить в до краёв наполненный стакан, не пролив жидкость? Кажется, что одну-две, но это только иллюзия. Реально можно погрузить в условный резервуар 5, 6 и даже 7 металлических единиц, так и не достигнув критической точки. Конечный результат непредсказуем, потому как зависит от многих факторов – номинала монет, вязкости жидкости, качества краёв стакана, но самое главное – от мастерства исполнителя эксперимента.

Подобно одному из героев, необычный опыт раз за разом проделывает автор ленты - режиссер и сценарист Жан Эрман. Его работа словно прозрачный резервуар, меняющаяся жидкость в котором есть атмосфера фильма. Бросая в неё новые факты действительности как монеты в воду, он постепенно нагнетает напряжение, заодно заставляя с неподдельным интересом наблюдать за своими манипуляциями. И когда кажется, что всё, критическая точка достигнута и выхода из сложившейся ситуации (кроме катастрофического) просто нет, то вспоминается фраза Наполеона: «В моём словаре нет слова ‘невозможно’» и … бац, выход находится. Странный, но захватывающий эксперимент продолжается дальше и все в ожидании очередной монеты.

Каково время, необходимое на взлом 7-значного кода сейфа «в лоб»? Если вы не Итан Хант, то вам понадобится в среднем 10 секунд на проверку каждой, то есть в худшем случае 2778 часов или 4 месяца непрерывной кропотливой работы. Важно учесть время на сон, еду и другие надобности. Также не последнюю роль играет окружающая обстановка и фактор случайности. Но в основном, искомое время зависит от исходной информации, имеющейся у вас.

Чем подкупает картина, так это вниманием к деталям, создающим иллюзию не художественного замысла, а реальной жизни и являющихся подлинным залогом веры в события, показанные на экране, ведь именно знание мелочей, любовь и внимательность к ним отличают настоящую историю от вымышленной. Такое редко увидишь в мейнстриме с его глобальными проблемами, да и в современном кино в целом. Аналогичного эффекта добился Квентин Тарантино через диалоги - когда киногерои, говоря о всякой ерунде, постепенно обретают жизненность. В картине Эрмана ничего не подразумевается, ничто не упускается из виду. Режиссер-учёный загнал своих героев в сложнейшую ситуацию, расставил камеры-микроскопы и начал пристально изучать поведение подопытных, скрупулёзно фиксируя на плёнку мельчайшие подробности. В результате мы видим историю «от и до», честную, «без дураков», дающую возможность представить себя на месте её действующих лиц.

Возможно ли, что две одинаково заряженные частицы не оттолкнут друг друга? Притянутся вопреки законам физики, образуя единое целое? Вероятность такого развития событий близка к нулю и её можно сравнить разве что шансами возникновения некой исключительной ситуации, в которой частицы смогут взаимно преодолеть свои силовые поля и «притереться» друг к другу, установив равновесие.

Невозможно не заметить и пройти мимо темы дружбы, которая яркой вывеской вынесена в название картины. Два героя, две харизматичные личности, но две противоположные натуры. Один – нагловатый и беспечный авантюрист, бравирующий с улыбкой на лице и живущий в своё удовольствие. Другой – хмурый и замкнутый индивидуалист, серьёзный ко всему и холодный ко всем. Они едва знакомы, разных возрастных категорий, а их интересы и понятия о жизни практически не имеют ничего общего. Но судьба распорядилась так, что их всё-таки связала крепкая мужская дружба, пропахшая потом и порохом, и связующим звеном послужила та самая исключительная ситуация, ставшая им и огнём, и водой и медными трубами.

Что означает 1+4+1? Ответ таков: жили в железном доме шесть братьев, один пропал без вести, четыре заперлись на складе, последний брат долго сидел дома, но не выдержал одиночества и пошёл прогуляться.

Если не знать об одноимённом произведении французского мастера детективного романа Себастьяна Жапризо, то жанр фильма Жана Эрмана долгое время остаётся неопределённым при просмотре – в диапазоне между авантюрно-приключенческой драмой и остросюжетным детективом. Жанровый коктейль разбавляют эпизоды в стиле французских остросюжетных лент тех лет, будь то немного наивный, но живописный мордобой или без лишних слов бросающиеся в объятия героя-любовника красавицы. И уж совсем путают карты элементы триллера в духе «С широко закрытыми глазами» с таинственным обществом и эротическими играми. Только концовка расставляет всё на свои места, окончательно отдавая предпочтение формуле классического детектива.

«Прощай, друг» - кино той редкой категории, когда любой синопсис может считаться спойлером, поэтому в идеале оно должно быть отсмотрено в полном неведении о его сюжете, лишь тогда эффект от лихих поворотов и монументальности замысла данной истории будет максимальным.

05 июля 2011 | 15:37
  • тип рецензии:

Военный медик Барран (Делон), по просьбе подружки своего погибшего друга отправляется работать доктором, где в соседнем кабинете находится сейф, в который он должен положить ворованный бумаги. За Барраном, чувствуя что-то неладное, начинает следить опытный военный Пропп (Бронсон), зарабатывающий себе на жизнь воровством, мошенничеством и другими нелегальными делами. Барран и Пропп между собой, мягко говоря, не ладят, однако волей судьбы остаются заточёнными в помещении, где находится сейф. Проторчав там несколько часов, находят общий язык и вместе пытаются выбраться от туда. Догадавшись, что их подставили, Барран пытается узнать всю правду о даме, которая и предложила ему этим заняться. А Пропп, тем временем, прикрывает новоиспечённого друга от полиции.

Мне очень понравилась игра актёров: чего стоит один Бронсон, но и Ален Делон, конечно то же хорошо. Но вот сцены драк, оставляют желать лучшего. Я конечно понимаю, что в те времена были проблемы со спецэффектами, но такие неестественные звуки ударов и сами движения актёров эти моменты, это никуда не годится.

Фильм довольно интересный, но всё-таки сюжет местами перекрутили, местами не докрутили, а фишка, что не смотря на сомнительную дружбу честь остаётся честь, слишком незначительной смотрится в двухчасовой ленте.

5 из 10

10 марта 2011 | 00:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: