Финская писательница Туве Янссон обессмертила свое имя благодаря созданию очаровательных сказочных существ Муми-троллей, книги о которых были безумно популярны, что в итоге превратило Туве в одну из самых богатых женщин Финляндии. Но сразу после Второй мировой войны это была просто робкая, неуверенная в себе художница, к тому же, внезапно осознавшая собственную нетрадиционную ориентацию после судьбоносной встречи с театральной деятельницей Вивикой Бандлер. Их тайный роман длился не так долго, но именно Туве и Вивика, придумавшие собственный кодовый язык, стали прототипами Тофслы и Вифслы – персонажей, в числе других населявших сказочную Муми-долину.
Жизнь такой выдающейся личности, как Туве Янссон, с одной стороны была полна чувственных страстей (середина ХХ века – достаточно сложное время для принятия своей гомосексуальности и выстраивания личной жизни без какого-либо самообмана), с другой – на удивление тихой, скромной и сдержанной, которую не изменили даже свалившиеся на нее огромные деньги. Биографическая драма «Туве» дамы-режиссера Зайды Бергорт предсказуемо охватывает именно тот временной период, когда на свет стали рождаться бессмертные муми-тролли, но основной акцент, к сожалению, делает именно на перипетиях личной жизни писательницы-интроверта.
Формально уделяя определенное внимание появлению ключевых работ Янссон, Бергорт подходит к жизни писательницы несколько однобоко, выстраивая меланхоличную, несколько пресную и, в общем, весьма стандартную историю о нестандартной любви, предательстве и боли, как толчке для творчества. Бандлер здесь выведена в качестве главного объекта томления и вообще человека всей жизни; партнерша Янссон, художница Тууликки Пиетиля, с которой Туве в итоге прожила 45 лет, признавшись общественности лишь в 1993 году, появляется в последней трети картины и то в виде какой-то карикатурной эпизодницы. Конечно, нельзя оспаривать тот факт, что настоящий Художник черпает вдохновение из личного опыта и глубоко интимных переживаний, но почему-то именно в рассказе о Туве Янссон душа жаждет больше откровений о рождении её уникального волшебного мира, ставшего таким родным и любимым для читателей всех возрастов, нежели тасовки пикантных фактов из её биографии пополам со скуповатой констатацией этапных шагов на пути к славе.
Но, подобно самой писательнице, наделившей смешные картинки полнокровной жизнью, душевность и витальный шарм этой суховатой картине, напоминающей больше телепродукт, чем вескую заявку на премию «Оскар» от Финляндии, придают прекрасная актерская игра исполнительницы главной роли Альмы Пёвсти и нежный саундтрек. И если печальные звуки пианино наполняют лиризмом средне выстроенные мизансцены, то Альма со своей особой искренностью, чувственностью и ранимостью прекрасно попадает в образ, представ на экране именно той Туве, которую полюбят миллионы, а сама она, став обладательницей огромного финансового состояния и даже личного острова, в дальнейшем будет скрываться от пристального людского внимания именно на этом уединенном островке, предпочтя богемному шику и звездной славе уютный домик посреди скал.
За что хочется сказать авторам спасибо так это за то, что они не стали делать унылый байопик из серии 'детство-юность-становление и так далее'.
Получился действительно кино-портрет личность. Эксцентричной, незаурядной, живущий в своем маленьком мирке.
Нельзя сказать, что в течении непродолжительного экранного времени (1-40 для такого фильма все таки мало) нам рассказывают какие-то новые и интересные факты из жизни знаменитой Муми-Мамы, но лично я открыл её для себя по-новому.
Больше всего авторам удалась линия с отцом героини: это не просто конфликт отца и дочери/старого и нового взгляда на искусство, тут важна философия и родственные чувства.
Удачно подобран саундтрек. Эдит Пиаф подана, как похожая с Туве своей непростой судьбой дама, а знаменитое танго Por una cabessa звучит, как отличный рефрен.
И с актерским составом полный порядок. Непростую любовную линию они разыграли без пошлости и фальши.
Единственное, чего меня раздосадовало так это то что экспрессивные эпизоды не идут стройной драматургической линией, а разбиваются на отдельные фрагменты. И концовка выглядит немного неестественной.
Ну и мало сказано о том почему Туве творила свои работы так, а не иначе. Многие сопоставляют этот фильм с картиной про Модильяни и не без оснований, но только там нам показали 'творческий метод', а тут об этом умолчали.
Тем не менее, это легкая и не перегруженная биографическая драма о интересной и незаурядной женщине.
Когда на вашем пути встречается очередной фильм о прославленной детской писательнице, то наверняка вы ожидаете увидеть фильм в стиле 'Мисс Поттер' 2006 г. Добрую, яркую, сказочную историю о женщине, живущей в созданном ею самою мире, населенном замечательными персонажами.
Однако вышедший 27 мая 2021 г. в прокат фильм 'Туве' совсем не такой. Туве Янссон широко известна и любима в России. В любом книжном магазине можно найти книги из серии 'Муми-Тролли', у многих сохранились еще советские издания и конечно все видели хотя-бы несколько мультфильмов с этими замечательными персонажами.
Лента 'Туве' - это не фильм о Муми-троллях. Да, конечно, прославившие писательницу и художницу персонажи постоянно присутствуют в фильме. И если вы хорошо знакомы с героями сказок Туве Янссон, то получите удовольствие от лицезрениях их реальных прототипов.
Но в целом 'Туве' - это драматическая лента о неудачливой художнице и ее сложных, запутанных отношениях с возлюбленными.
В начале фильма Туве Янссон - это дочь прославленного скульптора, которая все никак не может добиться признания ни от отца, ни от профессионального сообщества. Она живет бедной богемной жизнью, в которой приняты довольно вольные взаимоотношения. Так у Туве Янссон появляются одновременно два возлюбленных...
Фильм 'Туве' одновременно похож и не похож на многие другие биографические ленты о творцах. С одной стороны он демонстрирует нам 'голодного' непризнанного художника, но говорить всерьез о материальных сложностях не приходится. Ведь главной героине все время подбрасывают работенку власть имущие.
В 'Туве' есть мотив моральной борьбы любого художника - создавать что-то, что хочется и бороться с всеобщим неприятием, или подстраиваться для того, чтобы обладать социальным признанием и деньгами. Но Туве Янссон принимает эту дилемму довольно легко. Она не сетует и не негодует на то, что ей приходится выполнять чьи-то заказы. Ее картины мало кому нравятся. Художница это принимает и понимает.
Но главное отличие ленты 'Туве' от большинства байопиков заключается в том, что он не показывает нам историю успеха. Да, мы видим, как Муми-тролли сделали ее знаменитой и богатой. Но мы отчетливо осознаем, что для Туве Янссон эти излюбленные миллионами читателей герои не были главным смыслом жизни.
Далеко не всегда слава и восхищение общественности делают человека счастливым. И фильм 'Туве' это ярко продемонстрировал. Туве Янссон в конце фильма говорит - 'Я не знаю, чем я хочу заниматься'. Это ли не главная проблема множества людей? Принято считать, что выбор жизненного пути - это задача юношеского возраста. Но на самом деле многие из нас до конца жизни испытывают разочарование от своего выбранного пути. Даже если этот путь привел нас к успеху.
Если вы хотите увидеть оду Муми-Троллям, то 'Туве' вас сильно разочарует. Но если вам интересно узнать реальную историю творческих поисков и познакомиться с личностной драмой, лежащей в основе многочисленных произведений Туве Янссон, то этот фильм для вас.
Биографический фильм 'Туве' рассказывает о знаменитой художнице и авторе книг о Муми-троллях Туве Янссон. Картина знакомит зрителя как с историей создания полюбившихся читателям персонажей, так и с довольно неоднозначной личной жизнью писательницы. Туве выросла в творческой семье, её отец был знаменитым художником и скульптором, и от девочки ждали таких же успехов. Однако, несмотря на все старания, Туве запомнилась миру как автор детских книг с собственноручными зарисовками персонажей. Её отец не считал это искусством и был разочарован дочерью, вероятно именно отсюда идут корни того, как в итоге строила свою жизнь Туве и кого выбирала в спутники жизни.
Честно говоря, не ожидала увидеть здесь яркую линию лесбийских отношений, но подано это в принципе вполне смотрибельно. Наблюдая за историей отношений Туве с театральным режиссёром Вивикой, я всё пыталась понять, как формируется у человека с изначально заложенным гетеро-кодом интерес к людям своего пола, но так и не поняла. Мне видится, что женщина может искать в женщине понимания и безопасности после неудачных отношений с мужчинами, но откуда при этом берётся физиологический интерес, моему сознанию видимо не понять. Ну да ладно.
Так или иначе, именно эта женщина смогла убедить Туве в том, что её комиксы про Муми-троллей не должны лежать в ящике стола и именно она смогла помочь этим комиксам увидеть свет. Жаль, что, состоявшись в профессиональном плане, Туве так и не смогла состояться в семейной жизни. Может это такая плата за успех – мало кому удаётся реализовать себя одновременно во всех областях. Фильм получился довольно необычным и наверняка останется в памяти тех, кто решит его посмотреть.