Фильм основан на реальных событиях, имевших место в Боливии в середине 60-х годов минувшего века, когда американская организация 'Корпус мира', под видом оказания медицинской помощи роженицам, проводила поголовную стерилизацию коренного населения- женщин-индеанок кечуа. Это было настоящим преступлением против рода человеческого, учитывая тот факт, что демографическим бумом в стране и 'не пахло', в некоторых районах детская смертность достигала 90%!
В картине повествуется о судьбе двух братьев, старшего Кондора(Игнасио Малку)- главы индейской общины, обитающей на просторах боливийского высокогорья и младшего Сиксто, переехавшего жить в мегаполис. Мстя за преступление врачам-янки(оскопив их), обрёкших жён туземцев на бесплодие, Кондор получает смертельную рану от пули местного жандарма. Дороги братьев пересекутся, когда жена раненого Паулина, привезёт истекающего кровью Игнасио к младшему в город.
Фильм с этнографической последовательностью передаёт быт и обычаи индейцев Анд. Например дошедшее до наших дней гадание на листьях коки, без этого ритуала племя не начинает ни одного большого дела...Местами картина кажется документальной зарисовкой, но это только видимость, у неё есть чёткое построение по принципу временного параллелизма. А противопоставление город-деревня является здесь основным бэкграундом ленты.
Уже в этом неспешном произведении виден профессиональный почерк режиссёра Хорхе Санхинеса, с его стремлением снимать в аутентичной манере, на языке кечуа, словно бы от лица самих индейцев. Использование автором звуков кены- индейской флейты, также здорово обрамляет и дополняет сюжетный ряд. Лица героев, словно высеченные из камня и не выдающие никаких эмоций, демонстрируют истинных характер индейского народа- уверенного, упрямого, гордого, лишённого искусственной исступлённости и поддельного надрыва. В картине есть определённые слабости, свойственные любой начинающей кинематографии, но при этом, это далеко не кустарная поделка, как может показаться неподготовленному зрителю.
Фильм вызвал такой резонанс в стране, что во многих деревнях аборигены выступили против находящихся там отделений 'Корпуса мира', впоследствии правительство было вынуждено закрыть их представительства в стране. Также имел место факт первичного запрета проката ленты, под нажимом американского посольства в Боливии, но после массовых народных волнений, власти были вынуждены снять цензурную блокаду. Что однако никак не помогло самому автору ленты, вынужденному эмигрировать из страны.
В целом картина ясно показала, что даже в современном мире конкиста коренного населения Латинской Америки продолжается. И индейцы постоянно сталкиваются с проблемой насаждения империалистического ига 'развитых стран'(сейчас это капитализм США), и замещением-обменом(прям как при Колумбе) моральных ценностей и традиций предков на 'банку Пепси'. Тем ярче выглядит на этом фоне художественно сильный застывший финальный 'плакатный кадр' фильма, с вздёрнутыми вверх руками с оружием, который словно говорит- борьба продолжается!
8 из 10