Фильм Кошачьи миры Луиса Уэйна сразу привлек меня своей заставкой, где был изображен Бенедикт Кембербетч с котиками. Двойная милота: Кембербетч и котики... Но, к сожалению, это оказалось банальным кликбейтом, и вот почему.
Фильм повествует о немого странном мужчине, с необычным взглядом на мир и искусство. Главный герой ищет себя в музыке, науке, картинах, одновременно пытаясь обеспечивать семью. С самого начала меня не покидало ощущение, будто меня хотят разжалобить. Все вроде начинается неплохо, в жанре приятного британского исторического кино, но дальше начинается откровенный трэш. Луис страдает ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) из-за травмы детства. Персонажи фильма, которых Луис любит, страдают от бедности, нужды, умирают от страшных болезней, раньше, чем ты успеваешь проникнуться к ним и хотя бы запомнить как их зовут. Ближе к середине фильма количество трагических происшествий в жизни главного героя настолько зашкаливает (каждые пять минут кто-то мрет), что уже перестаешь на это реагировать. Апогеем всего стала смерть котика - главного любимца Льюиса. Тут мое сердце не выдержало: мертвый котик + ревущий Кембербетч, это уже слишком. Родных сестер главного героя я совсем не запомнила, их много, они все почему-то не похожи друг на друга и на самого Льюиса (разные отцы?) Ни одну из них практически не раскрыли в плане характера. Зачем было вводить столько персонажей, непонятно.
Конфликт фильма откровенно высосан из пальца. Якобы люди до появления творчества Луиса заводили котов, только для ловли мышей, а теперь заводить их в качестве домашних любимцев стало не только не стыдно, но и престижно. Сам же Льюис, периодически появляясь на тусовках кошатников, нес какую-то антинаучную ахинею про электричество - что впоследствии тоже никак не повлияло на сюжет. Также не показана значимость котиков в его жизни, кем они для него были: семьей, друзьями, творческим вдохновением или может заработком? Об этом история умалчивает.
Из плюсов: игра Кембербетча, я очень люблю его персонажей с чудинкой. На этом пожалуй и все. Вроде бы были неплохие находки оператора, снятые на природе, но в большинстве случаев это снято на фоне 'зеленого экрана', хотя в Англии столько красивых пейзажей, режиссер видимо поленился ждать осени, чтобы заснять прогулку между деревьев
Перевод российских прокатчиков, конечно, нацелен привлечь более широкую аудиторию: любителей котиков, тех, кого котомания в социальных сетях и брендинге накрыла с головой, поклонников творчества художника и других. Такое название располагает к интересу и детской аудитории, но рейтинг фильма 16+, что логично, такие странные фразы, вроде, «странное чувство кольнуло в груди и прошло через чресла» (не дословная цитата) сразу отсекают детскую аудиторию. А может оно и к лучшему, ведь чего-то светлого-доброго вы там и не увидите. А потому оригинальное название больше описывает суть происходящего — The Electrical Life of Louis Wain отсылает к безумию героя…
«Переживая утрату, эксцентричный художник меняет отношение людей к котам» — такой краткий анонс можно увидеть, но к сожалению эта тема совсем не раскрыта, а от происходящего хаоса на экране остается впечатление, что это лишь удобный предлог показать следующие очень популярные темы на сегодняшний день:
1. Тема рака. Но эта линия выстроена очень ходульно — нужно постоянно напоминать зрителю, что у одного из героев беда.
2. Нелепые детали физиологии - девочка «стала взрослой» со всеми вытекающими физиологическими подробностями. Какое отношение к сюжету это имеет совсем не понятно.
3. Конечно тема бунта, выражающаяся в том, в какой туалет ходить. Это в копилочку феминистских комплиментов.
4. На одной болезни остановиться нельзя - есть и шизофрения — важный ход.
5. Беда не приходит одна — тема гриппа весьма актуальна и поднимает боевой дух современной публики.
6. Тема художника теряется среди сумбура этих кадров. Его талант к рисованию подан как галлюцинация безумца. Может так оно и было. Но не был сделан фокус на его творчестве, его картины в фильме не вызывают симпатии и интереса..
7. Политкорректность зашкаливает в каждом кадре, вступая в противоречия со здравым смыслом. Например, герои африканского происхождения в костюмах английских господ, как минимум не очень правдоподобны.
8. Тема «умного костюма», который спасет от всех болезней тоже в тренде.
И это далеко не весь список недостатков.
Все эти моменты объединяет главная черта этого фильма — при видимой смене картинки, суете, по сути ничего не происходит, но самое печальное — героям постоянно приходится проговаривать и описывать то, что зритель должен и так считывать с помощью языка кинематографа (а именно, вот здесь герой любит, а здесь ему тяжело и т.п.). Повторы и флешбэки не спасают ситуацию, а напротив утомляют и раздражают. Героям не сочувствуешь. Остается впечатление разочарования и пустоты.