Я, как шахматистка, не могла пройти мимо нового мини-сериала 'Ход королевы'
После просмотра всех 7 серий ответственно заявляю, что с точки зрения шахматной составляющей - сериал отличный. Съемочная группа, по всей видимости, пригласила в качестве консультанта кого-то из шахматистов, ибо игровые позиции выглядели реалистично и вполне могли бы случиться в партии.
Ни разу не перепутали местами короля и ферзя, как это часто бывает в фильмах, и в большинстве сцен во время турниров даже следили за тем, чтобы часы стояли черным по правую руку, как полагается. Моя душа любителя шахмат во время просмотра радовалась, да и только!
Книгу, на основе которой был снят этот сериал, я не читала, но каким бы ни был первоисточник, адаптированный сценарий удался. Сюжет от начала до конца увлекает и не замечаешь, как после первой серии уже смотришь последнюю. Несмотря на то, что в центре повествования - девочка-вундеркинд и рассказ построен вокруг ее становления как шахматистки, сериал не только об этом. Шахматы - целый мир, но мир - это не только шахматы. И это отлично показывает Queens Gambit.
Благодаря игре, жизнь шахматистки Бет Хармон, в исполнении ну очень красивой Ани-Тейлор Джой, перевернулась с ног на голову. Новые знакомства на турнирах, путешествия, влюбленности - все как и в жизни, однако без ложки дегтя в виде зависимости от транквилизаторов и очередного перепоя в баре отеля не обошлось. В общем-то, это имеет место быть в жизни, и, к сожалению, алкогольная зависимость не редкость среди людей интеллектуального труда.
Режиссер плавно знакомит нас ближе с миром главной героини и мы, постепенно, узнаем все больше и больше о том, что происходит в ее голове. Умная Бет с легкостью обыгрывает победными сериями мужчин, решая сложные комбинации в голове на несколько линий вперед, но при этом не может сообразить, позвали ее в номер разобрать шахматную партию или все-таки заняться сексом (согласна, задача не из легких, попробуй пойми, где и какие позиции).
Действие происходит в 60-х и потому без упоминания Союза не обошлось. Удивительно, что не прозвучало ни слова о плохих русских, а из заезженного 'медведи, водка, балалайка' упоминалось только второе да и то уместно, как будто не в Голливуде снимали, ей-богу. Правда, представление создателей о советских стюардессах в ушанке с погонами на плечах улыбнуло, но подобные несущественные мелочи нисколько не портят впечатление от просмотра.
Здорово, как живо и увлекательно создателям удалось познакомить зрителей с игрой в шахматы. Динамики на доске происходит немного, и, тем не менее, оператор мастерски улавливал моменты размена фигур, переключения часов и полные эмоций лица актеров. Интересный монтаж, особенно понравились съемки во время турниров, красивые декорации, костюмы и цветовая гамма - сплошное эстетическое наслаждение.
А королева, конечно, - неземной красоты Аня-Тейлор Джой, с которой я бы с удовольствием сыграла партию-другую, и понимайте как хотите.
Очевидно, что снять динамичную спортивную драму про гонки Формулы-1 не составляет труда. Легко снять зрелищный фильм про футбол. Легко снять внутреннюю борьбу главного героя на фоне боксерских поединков. Но как показать зрелищные и динамичные... шахматы? Возможно ли, что отвлеченный от шахматного мира человек будет с упоением слушать про эндшпили? Оказалось, что да, да еще как!
Окей, будем честны, многие здешние приемы для создания саспенса вокруг спортивных поединков не новы, а общий каркас сюжета о талантливом спортсмене, который рвется к главной в своей жизни победе плюс-минус типичен для любой спортивной драмы. Но у меня ни разу не было ощущения, что мне просто пытаются скормить штампованный по инструкции продукт.
Шахматы здесь не просто хороший тематический антураж и второстепенный инструмент. Шахматы здесь - огромный мир, полный фанатов и фанатиков, легендарных и 'широко известных в узких кругах' личностей, консервативных правил и сломленных стереотипов. И все это с глубоким погружением в детали, которое, уверен, придется по вкусу и профессионалам, но при том абсолютно без 'занудства', которое могло бы испортить впечатление, если вы не знаете, как ходит конь.
Но что кроме спорта? Первое, что бросается в глаза - великолепное чувство стиля у всех, кто отвечал за картинку. Американские шестидесятые поданы без единого 'дайнера' или парада 'бьюиков', как это обычно принято. Атмосфера создается огромным числом небольших деталей, где-то едва заметных, где-то выходящих на передний план.
Тема женщины в 'мужском' спорте не режет слух, не давит навязчивостью и не перебивает сюжет, хоть и стоит не на последнем месте в истории. Конечно же, тема расового неравенства в шестидесятых тоже затронута, но еще более вскользь. Гораздо больше в кадре проблем алкоголизма, наркомании, социального неблагополучия, отцов и детей... но всё это в сумме сложно назвать даже второстепенными темами, настолько оно не способно оттенить мощь шахматной атмосферы.
И уж если мы говорим о шахматах, конечно, без СССР не обошлось. И, что очень приятно, почти без 'клюквы'. Да, здесь даже один раз прозвучало слово 'водка', но оно было сюжетно нужно. Конечно же, мы в каждой серии будем слышать имена советских (и не только) гроссмейстеров. Но очень приятно, что к историческим фигурам сюжет отнесся очень деликатно, ни один великий шахматист в кадр попал и не получил субъективных оценок - все придуманные герои 'бьются' только с придуманными.
Напоследок, рекомендую обратить внимание, что весь сюжет закручен в форму большой шахматной игры и предупреждаю, что возможно непреодолимое желание сыграть самому.
Не хотел писать рецензию, но уж слишком много потрясающе восторженных отзывов об этом сериале! Что лучший сериал года и возможно вообще тысячелетия. Серьезно! Но обо всем по-порядку.
'Ход королевы' - это такая вполне 'девочковая' история, показанная в антураже некоего пряничного мира профессиональных шахмат. Типичная ЦА должна при просмотре закатывать глаза и мечтать: 'Ах, я тоже буду такая со скулами и глазами, буду зарабатывать ДЕНЬЖИЩИ своим интеллектом и не ходить на работу, при этом в меня будут влюблены сексуальные шахматисты, а я буду такая немного пьяна, немного под наркотиками... Ну и конечно СТРАДАТЬ, ведь страдания так красиво выражаются на бледном лице!'
Мало? А вот вам еще альфа-шахматист с лицом подростка, усами и в карнавальном костюме ковбоя из секс-шопа. Типичный американский шахматный гений, надо полагать. Но видимо, для девочек-подростков, такой образ понятен.
Не очень ясны восторги по поводу ШАХМАТНЫХ ПОЕДИНКОВ на экране, якобы после них хочется немедленно бежать в магазин за доской или скачивать шахматное приложение на телефон. Шахматные фигуры двигаются по экрану. Герои произносят фразы вроде: 'Защита Спасского!', 'Нападение Лужина!' и так далее. При этом пуча глаза и мы все понимаем, как нелегко было подобрать одну из известных комбинаций.
Тут нужно сказать о главной героине. Она абсолютная имба. То есть она бесконечно совершенно умна, невероятно красива и проигрывает только тому сопернику которого обыграет тысячу раз в следующем поединке или по причинам собственных слабостей (ну вы же знаете, женщины такие да). Сериал заботливо дает нам понять каждый раз, что проиграла она не потому, что в любом спорте вообще бывают неудачи, а потому что ее нежная натура допустила сбой. Даже пагубные привычки ничуть не меняют её, только заставляют неприятно краситься. По сути - она лучший шахматист на планете от рождения и сильнее всех-всех, просто потому что. Такому персонажу не хочется сопереживать, да фильм в этом и не нуждается.
Ну и советская часть. Я совсем не понимаю восторгов по этому поводу. Часть в СССР и вообще связанная с Союзом это не то что бы клюква, это сюрреалистическая комиксная фантазия на тему мрачного СССР. Но к этой части у меня, кстати, меньше всего претензий. Сам фильм снят в таком кукольно-карамельном стиле, что представление Союза, как гротескного темного царства, вполне укладывается в повествование.
По итогу фильм по-настоящему отлично снят, большие глаза Ани Тейлор-Джой на весь экран будут вам еще долго мерещиться, но не стоит ждать какого-то реализма и особой драматичности сюжета. Это не история о шахматах и точно не спортивная драма, важно не воспринимать сериал таким образом.
Моя шахматная «карьера» стартовала в начальной школе и закончилась соревнованиями в универе. Но после «Ферзевого гамбита» я и первого тренера вспомнил, и впервые за пару лет сыграл партию. Проиграл, конечно же. А это, знаете ли, уже маленькая победа. Сериал говорит о многом, но среди прочего и об этом – о способности не потерять вкус к увлечениям.
Чтобы понять, понравится ли он вам, достаточно посмотреть пролог. Эффектная сцена с глотающей таблетки Аней Тейлор-Джой задаст тон и с ходу намекнет, что шахматы тут не главное. Важнее – эффектная Аня Тейлор-Джой.
«Гамбит» о зависимости. К лекарствам, модным одеждам, родным людям. Он влюбляет в себя тотальным отсутствием сюжетных амбиций. Эпизод за эпизодом режиссер Скотт Фрэнк разыгрывает эталонную спортивную драму с небольшими падениями и высокими взлетами главной героини. Вымышленная биография Элизабет Хармон удачно легла в семисерийный формат. Всего понемногу, но хватает, чтобы поверить. Здесь и знакомство с игрой, и первые шаги, и первые победы. Мимолетная мысль о важности человека, который вовремя подтолкнет в нужную сторону, – замечательна. Наблюдать за разыгрываемыми партиями – удовольствие. Нажимать «стоп» и отыскивать ошибки на досках бесполезно – создателей консультировал мировой чемпион Гарри Каспаров. Если когда-то участвовали в любых турнирах, кайфанете по полной.
Шахматы же показаны так увлекательно, что способно зажечь незнакомых с ними зрителей. Партии уникальны подачей, в них полно интриги и никаких скандалов, только безмерное уважение к противнику. Соперников вообще сложно назвать врагами – в мире «Гамбита» они в одну минуту становятся помощниками и наставниками.
Даже в самые мрачные моменты, коих тут не так много, сериал остается уютным и чертовски красивым. Инопланетные глаза Ани Тейлор-Джой и проработанное окружение – тот минимум, ради которого стоить потратить семь часов. Картинка полна деталей. Персонажи будто живут в обложках журналов, а в каждой серии найдется десяток кадров, готовых украсить десктопы. Впечатления не испортит и «клюква». Ее словно нарочно добавили ради обсуждения в российских сетях и точно не ради злого умысла.
А финал, трогательный и не такой уж неожиданный, в последний раз напомнит, что «Гамбит» о зависимости. К игре, которую можно любить до безумия.
Если первую серию я еще сопереживала маленькой девочке, то уже начиная со второй силилась понять, почему же зрители так восхищаются этим сериалом. Досмотрела до конца, но так и не нашла разгадки.
В качестве канвы мы имеем историю, прекрасно подошедшую бы диснеевской сказке. В центре повествования – девушка мультяшной внешности и с тяжелой судьбой. В самые темные минуты своего детства она обнаруживает у себя дар и начинает развивать его. Становится сильной и красивой, доводит свой дар до супергеройского уровня и крушит соперников направо и налево. Конечно, не обходится и без трудностей, но решаются они как по мановению волшебной палочки: всегда найдется тот, кто сделает для нее невозможное.
Но эта сказка очень современная: наша героиня сильная независимая феминистка, алкоголичка, сидит на транквилизаторах и меняет любовников как перчатки.
О чем этот сериал? Какие чувства он должен вызвать?
О шахматах? Не знаю. Я здесь совсем не сильна, и пусть техническую часть оценивают профессионалы. Но мне кажется, жизнь шахматистов здесь показана с той же достоверностью, что и советские граждане, восторгающиеся победой иностранного шахматиста над своим гроссмейстером.
О мотивации и борьбе? Ее проблемы решаются как-то сами собой. А саму девочку бросает из огня да в полымя – то она помешана на шахматах, то идет куралесить с едва знакомой девицей перед важнейшим турниром.
А что же сама главная героиня? В чем заключаются ее поступки, кроме шахмантной суперспособности? В социофобии, алкоголизме и случайных связях. Я больше ничего не увидела.
Аня Тейлор-Джой, конечно, мила и нестандартна, но не более того. Ее лицо почти весь сериал выражает одинаковый надменный образ, который к последней серии уже набивает оскомину. Ее персонаж не вызывает сопереживания, я даже уставала от нее. Гораздо больше проникаешься ко второстепенным персонажам, которые хоть и не такие уникумы, но тоже переживают трудности и умудряются оставаться человечными.
Справедливости ради, в сериале есть и плюсы.
Есть действительно сильный драматический эпизод – газетные вырезки на стене у мистера Шайбела.
Понравилось, как показаны советские шахматисты. Достойные, серьезные люди. А как Боргов обнял нашу горемычную после финального турнира – вот прям человечище.
Персонажи запоминающиеся, яркие, нестандартные. Ни одного «инстаграмного» лица.
Ну и картинка и звук, конечно. Красиво, атмосферно.
Невыносимо слушать этот розовый щебет вокруг этого недофильма.
Упоротая транквилизаторами шахматистка разносит всех соперников, как на поле в клеточку, так и в жизни.
И что? Кому сопереживать? Нет ни борьбы (ну, хотя бы за право заниматься любимым делом), ни внятного антагониста (спортивные состязания не берем в расчет, ведь заявлен жанр спортивная драма, а значит все соревнования лишь часть сеттинга.)
Почему все нужные люди сами приходят к героине и дают, что ей нужно в нужный момент?
Почему все конфликты спущены на тормозах? Мощные по своему потенциалу события никак не 'выстреливают' ?
Досмотреть удалось лишь со второй попытки.
И я не увидела ни арки героя ни минимального наказания, как это бывает с антигероями в качестве протагониста.
Это не фильм, а стометровка - бежали, бежали и прибежали! Финито.
Раздражение и скука - вот какие впечатления вызывает сюжет, в котором герой всегда побеждает и которому все удается с наскока. Гораздо правдоподобнее выглядит и интереснее смотреть на начальные неудачи, упорство, постоянный труд, совершенствование шаг за шагом, итоговые достижения. Есть много вещей, раскрывающих эту тему, в которых реально переживаешь на героя и следишь за ростом его мастерства. Но в этом сериале всего этого нет - героиня сразу крушит всех направо-налево, не утруждая себя даже разбором своих партий, как она сама и признается. Моменты, где она чему-то училась, можно пересчитать по пальцам. А если она и проигрывает пару раз (за 10 лет, ага), то закидывается наркотой и бухлом и идет крушить дальше.
Объяснение супер-способностям героини так и не было дано, она просто в один момент взяла и стала всех разделывать под орех. Поскольку в сериале присутствует тема наркоты, то, может, авторы нам так хотели намекнуть, что каждый выдающийся игрок непременно должен быть под веществами? Хотя это, конечно же, чушь. Или у нас хотели вызвать сочувствие? Извините, но нет. Героине столько всего дано - обычным людям остается только мечтать, - так иди и работай, дура, а не страдай фигней. Когда она проигрывает одну игру из-за собственного разгильдяйства, никакого сочувствия это не вызывает, поделом.
В основе мастерства лежат сотни, тысячи, десятки тысяч часов работы. От 'таланта' и природных способностей будет мало толка, если они не подкреплены трудом и упорством. Но именно на 'талант' авторы и решили все спихнуть. Когда героиня просто берет и побеждает мировых профессионалов в несколько раз опытнее нее - это смешно. Последнюю серию просто уже перемотал, ради прикола посмотреть, победит она в конце или нет. Ответ очевиден.
Сама тема шахмат показана довольно тускло, просто как сеттинг к суперспобностям. Это могла быть любая другая игра - разницы бы особой не было.
Единственный момент, который вызвал хоть какие-то положительные впечатления, - это момент с доской газетных вырезкок, которую сделал ее старенький учитель-уборщик. За это поставлю 4/10, а не ниже.
Основную часть времени унылое уныние сочилось из сериала как варенье из пирожка. Словно зрителей погружают в сонный транс, путём скучного пересказа жизни такой же скучной главной героини. Уделяя внимание никому не нужным подробностям, начиная от потеков месячных и поиска прокладок, заканчивая как главная героиня сидит слева, справа, смотрит туда-сюда, лежит и так, и эдак. А потом нас будят, когда НАКОНЕЦ-ТО пролетают книги и турниры по шахматам, и становится хоть немного интересно. Чтоб на фоне пустого, партии выглядели лучше, чем есть на самом деле. А партии тут всегда халтурно обыграны.
А что дальше? Героиня просто практически всегда выигрывает. Всё. Так же в сериале нет умных диалогов, реплик, интеллекта, актерского надрыва или на худой конец юмора. Серая, поверхностная и предсказуемая подростковая мелодрама с претензией, и плохой имитацией игры в шахматы.
О главной героине и актрисе. Самоуверенная и одичалая в начале девочка со временем просто научилась краситься, и нам подают глянцевость и пафоса по больше. И партии уже не партии, а к концу так совсем заигрывание со зрителем путем хлопаньем ресничек и надутых губ. А где же игра и подобие мыслительного процесса? Я видел достаточно фильмов о сильных, 'крутых' женщинах, но чтоб так топорно сыграно - впервые. Аню Тейлор-Джой наблюдаю впервые, но думаю что как актриса она слаба и тянет своей внешностью, при том на любителя. Коим я, не являюсь.
Почему же этот сериал имеет такой рейтинг? Предполагаю женской половине понравилось из-за прототипа якобы железной леди, побеждающую мужчин, в то же время которые её восхваляют. А вот зрители-мужчины скорее просто 'обабились', ну и будоражит образ девочки-бэмби без особых запросов, но 'сильнее' и успешнее их. Во вторых: сериал очередной попкорн для пипла.
Жанр этого сериала драма, спорт. Но больше подходят фантастика, мелодрама, артхаус, т. к. никакой особой драмы тут нет, а спортом и не пахнет. Чисто повесточное кино о сильной и независимой женщине в 'мужском спорте'. В самом фильме 2 раза повторяют, что если бы в нём главным героем был парень, то такой сериал абсолютно никому не был бы интересен и никто бы о нём слова не сказал. Ну а поскольку главная героиня здесь - симпатичная девушка, то это лучший сериал года, а может и тысячелетия.
Рассказ идёт о лучшей в мире шахматистке. И знаете как стать лучшей в мире шахматисткой? Надо с раннего детства закидываться транквилизаторами и прочими таблетками, пить много кофе, прочитать биографию Капабланки, ну и сыграть пару партий с одним человеком. Сразу после этого вы будете обыгрывать 99,9% всех шахматистов в мире, а у них не будет никаких шансов, даже на ничью никто не может выйти. А чтобы обыграть самых самых сильных - надо просто начать бухать, причем чем крепче алкоголь, тем лучше. Очень сильно удивился что она ни разу ничего не нюхнула и не кольнулась, ведь все шахматисты этим занимаются - нереалистично. Но очень реалистично показана советская столовая-ресторан, в которой всем подливает водку 10 летний мальчик, за это накину балл.
На этом нелегком пути гг помогают десятки людей, ни одного из которых она не благодарит, скорее наоборот старается игнорить. Влюбится она, конечно же, в человека, который ни разу не пытался ей хоть чем то помочь, а просто встретился в начале 'карьеры' на пару минут. В конце фильма он вылезет из табакерки и всё будет идеально.
Хочется увидеть новую 'спортивную драму' про самую быструю в мире женщину, которая учится бегать по документальным фильмам, при этом поедая тортики с пирожными во время просмотра. Курить она должна минимум 2 пачки сигарет в день. А во время самой важной олимпиады бежать 100 метровку будучи на 8 месяце беременности, победить и в конце родить двойню. Классный и прогрессивный сериал должен получиться.
4 из 10
За мальчика из столовой и за то, что сериал короткий.
Спортивная драма почти всегда бестселлер, в последнее время что ни возьмутся экранизировать - заходит абсолютному большинству. Раньше в жанре превалировал бокс, постепенно добавляя смешанные единоборства, американский футбол и баскетбол, относительно недавно подключили хоккей, теннис и даже формулу 1. Шахматы как один из способов разнообразить жанр, в котором сильная форма в виде спортивного состязания, пробуждающая азарт, переживание и восторг от результатов соревнований. Проходя путь личностного роста, начиная от мелких побед до крупных свершений, впитывая как успехи так и неудачи - к герою всегда проникаешься симпатией. Учитывая то, что главная героиня невинная и милая сирота с гениальным талантом к исконно мужской игре, с нелегкой судьбой, противостоянием тяжелым пристрастиям, а также с выразительно прекрасным взглядом - эффект будет почти оргазмическим.
'Ход королевы' в синопсисе обещает страсть к шахматам и наркозависимость. Увидев 'шахматы' и 'наркотики' в одном предложении всплывают разве что образы Камбербетча и его интеллигентные трипы в 'Патрике Мелроузе', но новый сериал не совсем про то. Антураж не самой популярной в 21-м веке игры и темы зависимостей здесь отнюдь не продавливают. Они идеально перекликаются, в шахматном порядке, и выстраивают портрет личности: девочки, что в один момент потеряла целый мир, но постепенно обрела свой собственный в игре. Важная история не просто о пути 'от ноунэйма до звезды' или 'как не спиться после успеха', а об уверенности, нацеленности на результат и преданности своему делу. Мотивирует и жизнеуверждает проект безусловно: от гигантских фигур на потолке в приюте до сражений с лучшими гроссмейстерами мира, жаль только что выдумка...
Много чести проекту делают атмосфера, и детали зрелища. Визуально все просто классно, без оговорок, ламповый внешний вид, цветокоррекция с оттенком сепии, ретро-открытка, как говорят в таких случаях, приправленная неочевидными хитами 70-х. Динамично и ярко поданы шахматные турниры, профессионалы навряд ли найдут что-либо полезного, кроме неймдроппинга, но очаровывает в первую очередь не тонкость ходов, а немигающий прекрасный взгляд, полный решимости просчитанных действий. Аня Тейлор-Джой проснется после релиза знаменитостью нового масштаба. Очевидно что она будущая звезда Голливуда, подходящая и для драматичных байопиков, помимо блокбастеров. Ее образ, игра, трансформации как внешние так и в характере - один из самых притягивающих факторов в сериале.
'Ход королевы' по настроению и развитию действительно 7-ми часовой фильм больше, чем сериал, плюс смотрится легко и неразрывно. 'Ход королевы' - яркий, самодостаточный и увлекающий проект, сделанный с любовью и знанием дела. У создателей было как минимум три шанса сделать все взрывным, импульсивным и даже скандальным для общественности. Посвятить больше времени наркозависимости (по примеру какой-нибудь 'Эйфории'), феминизму (ограничились фразой 'их больше всего интересует что я девушка'), противостоянию с Россией/СССР (ограничились шофером с пистолетом, странной стюардессой и мальчиком, предлагающим водку на завтрак). Отметая все это, создатели сосредоточились на шахматной доске, и личности что двигает там фигуры. В наше время штампов и спекуляций в кино подобный проект выглядит чистым бриллиантом.