7 кратких выводов от не шахматиста, не наркомана и экстраверта
1. Законченный сериал одного сезона. 7 часовой фильм по сути. Хотя для многих выделить даже столько времени на просмотр будет неприлично много.
2. От главной героини (Аней Тейлор-Джой) не оторваться. Завораживающая внешность.
3. В целом прекрасный сценарий, каст, история и продуманная спортивная составляющая, где главным аналитиком выступил советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира Гарри Каспаров.
4. Приятный образ русских людей. Пожалуй слегка сказочный, но прописанный без злорадства, надменности и халтуры.
5. Наличие русского дублированного перевода от профессионалов. Присутствуют также привычные всем и любительские многоголосые.
6. Сериал про спорт и спортсменов, затрагивающий тему одаренности, гениальности и ежедневных тренировок, соседствующий с одиночеством, психозом и неуравновешенностью.
7. 'Ход королевы' легко зайдет как любителям шахмат, так и простым обывателям. Пожалуй это лучшее художественно-просветительское кино про одну из самих древних игр человечества.
Спортивная драма почти всегда бестселлер, в последнее время что ни возьмутся экранизировать - заходит абсолютному большинству. Раньше в жанре превалировал бокс, постепенно добавляя смешанные единоборства, американский футбол и баскетбол, относительно недавно подключили хоккей, теннис и даже формулу 1. Шахматы как один из способов разнообразить жанр, в котором сильная форма в виде спортивного состязания, пробуждающая азарт, переживание и восторг от результатов соревнований. Проходя путь личностного роста, начиная от мелких побед до крупных свершений, впитывая как успехи так и неудачи - к герою всегда проникаешься симпатией. Учитывая то, что главная героиня невинная и милая сирота с гениальным талантом к исконно мужской игре, с нелегкой судьбой, противостоянием тяжелым пристрастиям, а также с выразительно прекрасным взглядом - эффект будет почти оргазмическим.
'Ход королевы' в синопсисе обещает страсть к шахматам и наркозависимость. Увидев 'шахматы' и 'наркотики' в одном предложении всплывают разве что образы Камбербетча и его интеллигентные трипы в 'Патрике Мелроузе', но новый сериал не совсем про то. Антураж не самой популярной в 21-м веке игры и темы зависимостей здесь отнюдь не продавливают. Они идеально перекликаются, в шахматном порядке, и выстраивают портрет личности: девочки, что в один момент потеряла целый мир, но постепенно обрела свой собственный в игре. Важная история не просто о пути 'от ноунэйма до звезды' или 'как не спиться после успеха', а об уверенности, нацеленности на результат и преданности своему делу. Мотивирует и жизнеуверждает проект безусловно: от гигантских фигур на потолке в приюте до сражений с лучшими гроссмейстерами мира, жаль только что выдумка...
Много чести проекту делают атмосфера, и детали зрелища. Визуально все просто классно, без оговорок, ламповый внешний вид, цветокоррекция с оттенком сепии, ретро-открытка, как говорят в таких случаях, приправленная неочевидными хитами 70-х. Динамично и ярко поданы шахматные турниры, профессионалы навряд ли найдут что-либо полезного, кроме неймдроппинга, но очаровывает в первую очередь не тонкость ходов, а немигающий прекрасный взгляд, полный решимости просчитанных действий. Аня Тейлор-Джой проснется после релиза знаменитостью нового масштаба. Очевидно что она будущая звезда Голливуда, подходящая и для драматичных байопиков, помимо блокбастеров. Ее образ, игра, трансформации как внешние так и в характере - один из самых притягивающих факторов в сериале.
'Ход королевы' по настроению и развитию действительно 7-ми часовой фильм больше, чем сериал, плюс смотрится легко и неразрывно. 'Ход королевы' - яркий, самодостаточный и увлекающий проект, сделанный с любовью и знанием дела. У создателей было как минимум три шанса сделать все взрывным, импульсивным и даже скандальным для общественности. Посвятить больше времени наркозависимости (по примеру какой-нибудь 'Эйфории'), феминизму (ограничились фразой 'их больше всего интересует что я девушка'), противостоянию с Россией/СССР (ограничились шофером с пистолетом, странной стюардессой и мальчиком, предлагающим водку на завтрак). Отметая все это, создатели сосредоточились на шахматной доске, и личности что двигает там фигуры. В наше время штампов и спекуляций в кино подобный проект выглядит чистым бриллиантом.
Для начала хочу обобщить: режиссеру удалось снять интересную историю на 7 часов, которая понравится как истинным шахматистам, так и тем, кто далек от этой игры.
До'Хода королевы', было снято мало фильмов про шахматы. Первым в голову приходит не самый успешный фильм - 'Жертвуя пешкой' с Тоби Магуаером в главной роли. В том фильме партии не были захватывающими, а сам сюжет был скучноват. Здесь же показана абсолютно другая история. Сериал с первых серий держит зрителя и не отпускает его до конца. Лично я просмотрел все эпизоды за один день. Однако это не значит, что у него не было проседаний.
К середине некоторые моменты начинают повторятся: Бэт побеждает и побеждает, путешествует и путешествует, и потихоньку это начинает надоедать, однако после этого сериал снова захватывает зрителя. История героини становится по-настоящему интересной только к эпизоду пятому-шестому, когда у нее начинается внутренняя борьба. Тогда становится понятно почему критики так хвалят актерскую игру Ани Тейлор-Джой. Поначалу она казалась мне, так сказать, однообразной и скучной, но это, скорее всего, как раз таки показывает героиню, ведь на фоне ее безэмоциональности, сцены, где представлены хоть малейшие чувства, становятся более значимыми, и зритель понимает, что в этой сцене героиню и вправду что-то потрясло или порадовало.
Визуальный стиль 60-ых весьма интересен: яркие цвета и насыщенность картинки очень хорошо отражали те годы в США. Не хочу много говорить о самих партиях, так как об их увлекательности говорится во всех других рецензиях. Они получились невероятными и точно понравятся даже тем, кто не интересуется шахматами.
В сериале идеально сбалансированы шахматы и личная жизнь героини.
В картине я узрел 'правильный феминизм' (что очень редко встречается в последнее время). Наконец-то феминизм в кино говорит нам не о том, что 'мужики - козлы'. В голову сразу же бросается недавно вышедшие 'Хищные птицы', где ужасно подана вышеупомянутая тема. Там мужчины показаны тупыми существами, которых побеждает команда из женщин. В 'Ходе королевы' мужчины сначала недооценивают женский пол, после чего жалеют об этом и принимают свою неправоту. А героиня показана умной женщиной, целью которой является не доказать мужчинам свое превосходство, а доказать то, что стереотипы не всегда правдивы и то, что шахматы - это спорт не только для мужчин.
Сериал мне порекомендовала подруга - интеллектуал, которая в принципе-то их не любит смотреть в силу большой затянутости некоторых. Уже один этот момент побудил меня присмотреться к данному проекту.
Я люблю подобные мотивационные продукты - благодаря им хочется становиться лучше, стремиться к достижению своих целей, как это делала главная героиня.
Проект снят очень качественно, но кое-какие моменты все же остались за кадром.
Не ясно, кто именно был отцом Бет (может я конечно упустила этот момент), и кем работала ее мама. Судя по флэшбекам с участием матери, она явно была хорошо знакома с математикой, а может быть даже обладала техническим складом ума. От кого-то же Элизабет перешел ее способ мышления.
В сериале показано - как важна для личности поддержка окружающих. Не важно кто ты - гений-шахматист или начинающий помощник адвоката. Мы всего лишь люди и иногда ломаемся под воздействием обстоятельств.
Радует, что не растянут на стопитсот эпизодов, события происходит достаточно быстро, не можешь оторваться и хочется досмотреть весь сразу))
Жаль, что Бет так и не навестила своего первого наставника... А он помнил о ней, гордился своей ученицей.
Не обошлось и без демонстрации слабостей героини - в частности, склонность к вредным привычкам и зависимость от транквилизаторов. Тем самым, нам хотели показать, что у каждого гения есть своя темная сторона.
Героиню показали развитой и в социальном плане, у нее в юношеском возрасте нет особых проблем в общении, она обладает хорошими манерами, чувством вкуса и стиля, нравится людям, ее принимают и стараются ей помочь. И да, глазищи у шахматистки шикарнейшие, и эта черная подводка - ах!
Таким образом, сериал не только раскрывает ее как гениального шахматиста, но и как привлекательную женщину, разбавляя тем самым эстетику шахматной игры толикой женского очарования.
В общем, это лучшее что я смотрела из сериалов после 'Почему женщины убивают'.
Творчество и психоз часто идут рука об руку. Или, если на то пошло, гениальность и безумие.
Ход королевы - мини-сериал от Netflix, основанный на одноименном романе. Самое главное, что хочется сказать, этот сериал - семичасовое эстетическое удовольствие. Сочетание сочной цветовой гаммы, преимущественно теплых оттенков, подрбранно идеально под каждую серию и под каждую сцену. Картинка и цвет являются здесь такими же рассказчиками, как и сам сюжет, передавая внутреннее состояние персонажей и настроение в кадре. Монтаж и операторская работа на высшем уровне. Вряд ли кто-то будет спорить, что нужно быть мастером своего дела, дабы суметь так интересно и динамично передать игру в шахматы. Особенно хочется выделить воображаемую игру на потолке - небольшой визуальный эффект, который безумно красиво передал работу гениального мозга героини.
Некоторые, возможно, осудят сериал за 'романтизацию' таблеток и алкоголя, но как по мне, линия деградации и упадка очень хорошо передана на экране, вызывая скорее отторжение. Безусловно, авторы передают негативные последствия такой зависимости эстетично, но чувство отвращения и тревоги не перекроешь никакой красивой картинкой. Потому романтизацию здесь увидит лишь тот, кто сам того захочет.
Основные персонажи проработаны хорошо, актеры справились на все сто. Каждому веришь, каждый вызывает спектр различных эмоций, словно смотришь на реального человека, нет эффекта какой-то нереальности или наигранности. От некоторых сцен улыбка до ушей, некоторые доводят до слез, происходящему веришь и искренне переживаешь.
К основной теме сериала подошли с максимальной ответственностью. О визуальной передаче игр я уже говорила, но не могу отметить насколько с уважением подошли создатели к самим партиям. Все, что мы видим на экране - воспроизведение реальных игр, которые наизусть заучивали актеры перед отыгрыванием сцены. Не являясь фанатом шахмат, а лишь скромным любителем, невозможно было оторвать взгляд от происходящего. Есть вероятность, что профессионал заметит ошибки и неточности, но для рядового зрителя все выполнено на высоком уровне.
Особенно хочется отметить то, что могут оценить зрители, смотрящие в оригинале, - язык. В сериале, помимо английского, фигурируют французский, испанский и русский. Последнему уделено особое внимание. Актер, исполняющий Боргова говорит с очень лёгким акцентом (скорее всего из-за польского происхождения), остальные же прекрасно говорят на русском. Полагаю, приглашали именно русскоязычных актёров, за что огромный плюс сериалу за такое внимание к деталям. Даже надписи все правильные и без какой-нибудь болгарской отсебятины.
Казалось бы, очень трудно снять такое количество шахматных партий, держа зрителя в напряжении, но у них это получилось. Каждую партию искренне испытываешь интерес и волнение, словно сам сидишь за шахматной доской. Герои все хорошо прописаны, видимо бережно переносились из книги в сценарий, актеры прекрасны, особенно Аня Тейлор-Джой. Ещё очень хочу отметить актрису Айлу Джонстон, играющую юную Бет. Девочка прекрасно справилась с ролью, чувствуется харизма и отдача. Надеюсь, в будущем у нее появятся новые роли. Визуал сериала такой красивый и вкусный, до боли обидно, что наш мир нельзя подвергнуть столь шикарной цветовой обработке. Бережное отношение к языкам, нарядам и атмосфере 60-х читается в каждом кадре. Сериал достоин быть рекомендованым каждому к просмотру.
Невыносимо слушать этот розовый щебет вокруг этого недофильма.
Упоротая транквилизаторами шахматистка разносит всех соперников, как на поле в клеточку, так и в жизни.
И что? Кому сопереживать? Нет ни борьбы (ну, хотя бы за право заниматься любимым делом), ни внятного антагониста (спортивные состязания не берем в расчет, ведь заявлен жанр спортивная драма, а значит все соревнования лишь часть сеттинга.)
Почему все нужные люди сами приходят к героине и дают, что ей нужно в нужный момент?
Почему все конфликты спущены на тормозах? Мощные по своему потенциалу события никак не 'выстреливают' ?
Досмотреть удалось лишь со второй попытки.
И я не увидела ни арки героя ни минимального наказания, как это бывает с антигероями в качестве протагониста.
Это не фильм, а стометровка - бежали, бежали и прибежали! Финито.
Хорошо помню, как сериал «Ход Королевы» (он же «Ферзевый гамбит») стал набирать популярность, когда только появился на телеэкранах. Много хвалебных отзывов и своеобразная реклама от многочисленных пабликов в социальных сетях. Однако я добрался до этого произведения совсем недавно. Сериал интриговал тремя вещами: шахматами, отличной актрисой Аней Тейлор-Джой, актерская игра которой уже была оценена мной по другим проектам, а также той самой шумихой вокруг сериала.
Первая же серия меня разочаровала. Я почему-то ожидал нечто другого. Здесь же было скучно и пресно, а про шахматы вообще мало. Но не стоит спешить. Со второго эпизода эта история стала интриговать все больше и больше. Все новые и новые герои, атмосферные шахматные поединки, неординарная главная героиня — все это заинтересовало и держало до финала проекта. Я в очередной раз убедился, что не стоит списывать со счетов проект только после его старта.
Сериал основан на одноименном романе писателя-фантаста Уолтера Тевиса. Сюжет экранизации Netflix рассказывает о жизни девушки-вундеркинда, которая прокладывает себе дорогу в жизнь, становясь все более мастеровитым и именитым игроком в шахматы. Сериал поднимает массу интересных тем, среди которых проблемы усыновления/удочерения, феминизм, шахматы, алкоголизм и дружба. И каждая из этих важных тем интересно раскрыта в рамках данного произведения.
Материал подается умеренно, сценарные ходы выстроены интересно. Они позволяют увидеть разные стороны описываемых выше проблем в обществе, позволяют наблюдать эволюцию главной героини по имени Бет Хармон. Девушка с малых лет проявляет себя, как самостоятельная личность и готова добиваться поставленных задач, мало обращая внимание на окружающих. И это нравится в героине и в сценарии. Здесь жизнь Хармон не подается (как я сначала ожидал), как жизнь трудного подростка с различными привычными клише, в которых девушка самостоятельно добивается всех успехов, идя с высоко поднятой головой и побеждая в лучших традициях феминизма окружающих ее мужчин. Нет. Такого нет и рядом. Наоборот, зрители наблюдают, как главная героиня начинает рушить свою жизнь, связываясь с пагубными привычками. На экране предстоит увидеть сложную внутреннюю борьбу Хармон за свое будущее. И это действо по-настоящему интересно. Я не увидел каких-либо перегибов по теме алкоголизма, феминизма и другого. Считаю настоящим успехом грамотную подачу материала, где все аспекты показаны достойно.
Радует и атмосфера времени, которую демонстрируют на экране. Отличные костюмы, прически, декорации, музыкальное сопровождение. Все это создает дух середины прошлого века. Особенно мне понравилось, как была показана Москва. Спецэффекты выглядят, как спецэффекты, чувствуется, что это именно они, но достойно для сериала. Важно, что сериал с уважением показывает СССР. Я был приятно удивлен, что здесь нет так привычной нашему зрителю «клюквы». Вполне себе допустимый советский мир, где нет того ужаса, что так любят показывать в западных проектах. Создатели бережно отнеслись к этому вопросу, за что им отельное спасибо. Они сконцентрировались именно на том, на чем и нужно было в рамках своего повествования.
Отдельного внимания заслуживают шахматные партии. Было очень интересно наблюдать за тем, как герои играют, переигрывают, изучают. Этих сцен много в сериале, и они созданы так, чтобы приковывать внимание зрителей. Браво. Кроме того, даже самые именитые игроки и гроссмейстеры отмечали, как хорошо передана атмосфера шахматных поединков. История, которая показывает нам игры в шахматы, действительно оказалась шахматной. Сцены с этой великой игрой достойны похвалы. Они атмосферны, завораживают и интригуют.
«Ход Королевы» — достойный и интересный проект. Хорошая режиссура, отличный сценарий, шикарная игра актеров. Этот проект действительно заслуживает внимания. Со второй серии невозможно будет оторваться, а показанная история заставит задуматься о многом и поучиться у главных героев произведения.
Если вы ответите – да, то скорей всего сериал вас разочарует. Кроме как шахматных терминов, и заученных наизусть партий от каждого актера, что в кадре действительно впечатляет, больше из мира шахмат здесь не представлено. Такова уж реальность, потому что если вы хотите узнать о шахматах, но при этом фраза «ферзевый гамбит» значит для вас больше, чем просто «правильный» перевод сериала, то здесь вам смогут помочь только документальные фильмы.
Если же вы ответите – нет, то в этой вселенной шахматы не такие уж «декорации» в сценарии, а в полной степени движущая сила сюжета. Шахматы становятся такой же увлекательной и цепляющей игрой, как и для главной героини. Они дали ей как и положительное влияние, так и отрицательное, при чем это на прямую говорится в начале сериала. Мы наблюдаем за Бет Хармон и действительно видим все ее переживания, ее рост как игрока, и как человека. Только как обычно это бывает после каждого прыжка выше головы, приходится снова приземляться на землю. Тоже самое происходит и с главной героиней. И в данный момент никакие шахматы уже не смогут помочь Бет, или любому другому человеку. Здесь спасут только живые люди, близкие друзья, о существовании которых ты возможно уже забыл, или просто алкоголь и препараты вытеснили их из твоего разума. Но они-то о тебе еще помнят. И именно они в очередной раз спасут тебя. Главное не забывать об их вложениях в тебя!
И движут они действительно стоящего главного героя, которым гордились бы и Достоевский, и Станиславский. В данном сериале воедино сплелись отличная проработка главного героя и актерские навыки Ани Тейлор-Джой. Но многие заметят лишь ее природную красоту!
Сериал плавно и с довольно тщательной проработкой деталей движется от дебюта к финалу истории. И зритель полностью погружается в атмосферу эпохи 60-х в США, и еще более непонятную атмосферу шахмат. Зато действия главной героини по отношению к заливанию алкоголем собственных проблем, и созданию собственной реальности, многие поймут сразу. И это действительно цепляет. Даже открывает с совершенно другой стороны девушку-шахматистку Бет Хармон. Именно этот факт и позволяет с большой уверенностью говорить, что данный сериал точно понравится людям, которые любят ярких, но с той же стороны со своими «тараканами», главных героев.
А если вы хотите услышать пару слов о декорациях сериала (музыка, операторская работа, костюмы, графика) – то я с уверенностью могу сказать лишь одно – они точно вас не будут отвлекать от происходящего на экране. А это уже довольно серьезное достижение, хотя возможно Алехандро Гонсалес Иньярриту и Эммануэль Любецки со мной не согласятся.
Хочу оговориться сразу - к сериалу 'Ход королевы', как к явлению телевизионного искусства (а стриминг, по сути, то же телеискусство), я отношусь положительно. И готов присоединиться ко всем похвалам в его адрес, будь то нестандартная драматургия (образцом здесь служила скорее драматургия французской 'новой волны', а не типового американского телемыла) или актерская игра. Аня Тейлор-Джой действительно хороша, и не только из-за своей специфической внешности, но и потому, что всячески избегает соблазна эту специфическую внешность педалировать (скажем так, не ведет себя, как Джим Керри).
Но здесь я бы хотел коснуться специфических проблем сериала (связанных и с литературной основой, и с традициями американского кино/телевидения).
Первое - роман Уолтера Тэвиса отнюдь не шедевр, и в 'больших шахматах' Тэвис явно ни бельмеса не разбирался - поскольку был не шахматистом, а бильярдистом. Просто в 1970-х нежданно-негаданно звездой американского спорта стал Бобби Фишер, а Тэвис к тому времени уже переквалифицировался в профессиональные литераторы. Фигурой Фишера, видимо, он был впечатлен, ну и решил сбацать роман. Который по идее - 'если бы Бобби Фишером был я', а по жанру - явное фэнтези, а отнюдь не реалистическое произведение.
Скотт Фрэнк (сценарист и режиссер сериала) в 'больших шахматах' не разбирается тоже. Но он, по крайней мере, это понимает. Видимо, он подозревал и то, что и Тэвис в больших шахматах - как известное животное в апельсинах, и потому пригласил в качестве консультанта Гарри Каспарова. Который, при всех своих выдающихся шахматных достижениях, вовсе не специалист по истории шахмат.
Вообще же, в традициях американской массовой культуры - смело гнать пургу о том, в чем средний американский зритель разбирается мало. Главное, чтобы было красиво!!! Если держать это в уме, то 'Ход королевы' (тем более в сравнении с романом) в плане достоверности - выдающееся достижение.
А если не держать, то сразу замечаешь, что мир фэнтези-шахмат 60-х в 'Ходе королевы' намешан из деталей не столько 1960-х, сколько гораздо более поздних эпох. Ну какой еще рейтинг Эло в начале 1960-х, если он еще в 1970-е был в новинку! К тому же, повторюсь, Тэвис был в шахматах полным профаном. Образ русского чемпиона Боргова явно списан им не с реальных советских чемпионов мира тех лет Петросяна и Спасского (которые отличались фантастическим чувством юмора), а с того, как их изображали в американских СМИ: холодными бесчувственными машинами за шахматной доской, за спиной которых кроется КГБ (агенты КГБ тоже здесь будут) и с которыми сражается доблестный американский рыцарь-одиночка.
Но ОК, фэнтези так фэнтези. Почему бы не предположить, что Бобби Фишер родился не мальчиком, а девочкой, а? Взять в качестве прототипа реальное историческое лицо, поменять ему пол, и поместить его в вымышленную историческую обстановку - вполне нормальный прием. Правда, в 1960-х выигрыш чемпионата США - автоматическое приглашение в цикл розыгрыша звания чемпиона мира (почему-то Хармон его не получает - видимо, поскольку играет на самом деле в 90-х?) и на шахматные Олимпиады, куда Фишер постоянно ездил и куда Хармон тоже не приглашают. Тэвис явно не знал о таких тонкостях (как и о существовании Американской шахматной федерации), но ладно. Реальный Бобби Фишер уже в юности не стеснялся делать довольно скандальные политические заявления и в адрес СССР, и в адрес США... но ОК. Предположим, Хармон была исключительно аполитична (в США 1960-х? ну-ну). Также предположим, что у нее было что-то типа дисграфии, и потому ей никогда не поступало предложения прокомментировать свои партии.
Вот только реальный Бобби Фишер никогда не задавался вопросами, которые почему-то вертятся в голове у Элизабет Хармон (на самом деле - у бильярдиста Тэвиса). Не потому, что интеллекта Фишеру недоставало, а потому, что ответ для него был в принципе очевиден уже с детства.
'А что, кроме шахмат'?
'А ничего, кроме шахмат' - сердито отвечал на подобные вопросы Бобби Фишер. И прибавлял - 'Сколько бы ни запросил Мохаммед Али, я запрошу больше'.
В наше время киношники снимают сериалы намного интереснее фильмов, и казалось бы, что о шахматах еще не создано ничего. И вот в этот момент подсуетились создатели и выдали сериал, взлетевший в рейтингах в топ-позиции. Всю жизнь я скептически относился к этому и часто я ошибался - сериалы оказывались спорные, но качественные. В случае 'Ход королевы' трудно найти что-то привлекательное, поскольку фильм тяготеет к шаблону. Изучая давно эстетику современного кино, я уже привык к планам и декорациям, перетакающим из одного фильма в другой. Они именуют это ретро, но, если окунуться поглубже, то станет понятно, что между декорациями 60х и декорациями современности много общего - всё тот же приглушенный свет, всё те же обои, все та же мебель подобранная в соответствии с каждым элементом в кадре. Тщательная расстановка вещей, нарочитый лоск убивает весь дух хаотичной поры. В эпоху Apple, IKEA, Zara, HM люди привыкли к тому, что у всех одни и те же вещи, а значит всё выглядит одинаково, а значит 60е одного фильма будут копией 60х другого фильма. Хотелось бы, чтобы современная молодежь посмотрела кинематограф 60х, чтобы понять, насколько там все было по-другому. Но это еще полбеды.
Вся ответственность за невнятную картину лежит на сценаристах, которые не определились, что им снимать - фильм о шахматах или же драму одного человека. Нам показывают девочку вундеркинда, которая спустя месяц игры обыгрывает взрослых людей, причем не смотря на доску, а действуя по памяти, и тут же показывают людей, которые относятся к ней как к зверушке, которая должна что-то заслужить. Может после 'Одержимости' эффект дрессировки отложился у многих деятелей кино, но в жизни всё не так прямолинейно. Кроме этого трудно представить, что девочка пропадет из виду на неопределенное время и только в возрасте 13ти лет снова начнет свой путь шахматиста, обыгрывая одного-другого-третьего. Камера концентрируется весь сериал на актрисе, а другие актеры не более чем массовка с Чуком и Геком, с красавцем мужчиной, и с одиноким ковбоем, у которого все время одна одежда и он гонит философию из разряда 'сейчас я всех научу'. Как сказал бы Холден Колфилд: 'и весь этот puke'. Набора стереотипов в фильме хватает. Не обошлось и без КейДжиБи, потому что, кто как ни русские главные соперники американцев по шахматам (что в прочем-то верно в историческом контексте, но совершенно необязательно для истории).
В 80х был мини-сериал 'Если наступит завтра' и небольшой эпизод с игрой в шахматы главной героини. При том, что там были и русские и поляки, даже тот фиктивный эпизод игры смотрелся интереснее, чем вот это всё. Кинематограф создан для того, чтобы рассказывать и показывать интересные вещи, а не шаблоны пустых диалогов. Отсмотрев пять серий пришел к выводу, что можно ограничиться только одной - мнение после 4х других не изменилось.