Желание посмотреть данный фильм у меня возникло от двух факторов: страна - производитель ЮАР + жанр.
Однако почти с самых первых кадров сильно смутила почти полная прозрачность сценария. Сразу же стало ясно - кто есть кто. И так на протяжении всего фильма.
Слишком поспешное раскрытие, да и в общем-то полное нежелание режиссера утаить личности самих персонажей лишает саму историю загадочности напрочь.
На мой взгляд, фильму катастрофически не хватает серьезной детективной линии. В этом и есть главный минус.
К нелогичности поступков герое уже не придирался особо, это обычное дело в хоррорах. Сара с самого начала предупреждала мужа об опасности, но он категорически ее игнорировал. Даже после того, как она увидела 'что-то', не поспешила сообщить конкретно об этом мужу, а только сильнее начала требовать 'прекратить/уехать/закончить' и т.д.
Однако очень понравился стиль истории. Африканский колорит, эти их народные мистификации и игра темнокожих актеров и девочки. Далеко не выдающаяся, но откровенная, хоть и местами наивная.
Грамотное музыкальное сопровождение, достаточно мрачное, ничего не режет слух, нет кричалок, всё соответственно сюжету.
То же и в визуальном плане. Очень понравилось размеренная и ровная съемка. Несколько психоделических моментов чем-то схожи со знаменитым 'Фантазмом' Дона Коскарелли. Смотрится мрачно.
Вот звук и изображение по-моему сильно компенсируют огрехи сценария. Почти вытягивают фильм. До среднего уровня уж точно. Может и чуть повыше.
ЮАР – не та страна, которая ассоциируется с кино. Тем не менее, в Южной Африке есть своя местечковая киноиндустрия. Как и большая часть континента, народ в ЮАР крайне суеверен. Некто Харольд Хёльшер в своем дебюте постарался передать местные легенды, адаптировав их под нас (т. е. под европейские культуры), чего ему, однако, не совсем удалось. В итоге вместо проекта с культурной, исторической и религиозной динамикой, которую вполне мог бы породить подобный экзотический проект, вышел неуверенный и неудобный театральный дебют – скучный, одним словом.
После банкротства Уильям возвращается на семейную ферму, которую он унаследовал. Компанию ему составляют жена Сара и приемная дочь Мэри. Любознательная Мэри вскоре знакомится с афронегром Лазарем – фермером, что работал на отца Уильяма. Вскоре начинается паранормальщина, а имя дружелюбного чернокожего намекает на происходящее.
Сценарий слишком рано раскрывает истинные намерения Лазаря. Вообще название «Отдай свою душу» тоже на слишком многое намекает. Даже основные сюжетные ходы и повороты раскрывают буквально в прологе. Это слишком сильно бьёт по атмосфере и, с другой стороны, рождает те или иные сюжетные дыры. Конечно, в разговорах Мэри с Лазарем есть нечто загадочное и напряженное, однако откровения о жизни после смерти, ну, не очень работают в столь слабом фильме. Материал в «Отдай свою душу» серьезен, а реализовать его решили в формате посредственного ужастика.
Более того, не все части кинопроекта подходят друг другу по тональности. Каждый раз, когда история берёт в центр внимания Уильяма и Сару, то чувствуется падение интереса создателей к их же персонажам. Уильям и Сара – картонные болванчики и даже откровения о том, почему у них нет собственных детей, воспринимаются как-то натянуто. Когда же в ход вступают хоррор-элементы, то заметно, насколько «Отдай свою душу» дёшев: как по части реализации, так и по части попыток напугать публику.
Кульминация проходит на странной ноте почти на границе с безумием. Вероятно, более сдержанный темп повествования позволил бы адекватнее воспринять эту «амфетаминовую дичь», но в форме «Отдай свою душу» финал выглядит уж больно неясным. Эмоционального разрешения картине тоже не хватает, сценарий словно его игнорирует, так что кинолента медленно продвигает к одиозной финальной последовательности сцен, напоминающей скорее бэд трип, окончательно ставя точку здравомыслия в этом дурно пахнущем хорроре.
Былина про сиротку Мэри, переехавшую жить на захолустную ферму со своими приемными родителями. Ходят легенды, что это место обладает древней силушкой, позволяя вернуть умерших людей к жизни, но взамен дьявол забирает свежие души. На ферму к семье забредает подозрительный чернявый цыган с огромным мешком на перевес, в котором живет его гнилая дочурка, и предлагает главным героям свою помощь в устройстве фазенды...
«Отдай свою душу» был одним из ожидаемых мною хорроров этого года, к тому же снятый в ЮАР, основанный на реальном местном фольклоре. О фильме писали хвалебные отзывы многие зарубежные СМИ и блогеры, успевшие запалить ленту на всяческих хоррор фестивалях, чем только возбуждали дополнительный интерес. Фольклор той или иной страны - огромный плацдарм для кино-индустрии, на котором пытаются вывозить некоторые режиссеры в надежде достигнуть успеха «Ведьмы» Роберта Эггерса.
Но вышло криво, просто и топорно. В «Отдай свою душу» режиссер видимо до конца не определился, то ли он хочет накрутить мрачную атмосферу, то ли сыграть на символизме, то ли совершить уклон в скримеры, но ничего из перечисленного не работает. К тому же лента изрядно тягуча и местами нелогичная, словно бы буксуя на месте, криво и рвано подает мистическую легенду.
Мораль сей притчи: не выбрасывайте старые кожаные сумки - из них можно сшить недурственные апартаменты.
В итоге слабая попытка обыграть в жанре ужасов африканский фольклор и традиции.