Российский кинематограф (в лице в т. ч. и студии Михалкова) продолжает доить корову советских легенд. Эдакий спортивный Марвел. И вот что я хочу сказать: «Я устал от этого». Необходимо отметить, что я не рассматриваю этот фильм как документальный, мне это не интересно. Для меня – это художественный фильм. Так вот «Чемпион мира» - это типичный тритешный фильм, шахматная «Легенда №17». Всё как по учебнику: антагонист-протагонист, драма в семье, сопереживания простых граждан, сюжетные арки, когда связывают начало фильма и его финал. Правда, такое ощущение, что этот учебник был актуален где-то в 90х годах, когда вышла «Высшая лига». И, честно говоря, это дело вкуса и опыта, и для неискушенного зрителя все эти ходы и драматические уловки работают. Мне было скучновато. Но, в этом фильме есть несколько проблем, которые куда глубже и, чего, с моей точки зрения, не было в предыдущих.
1. Создатели решили снимать фильм для «теть Мань». Т.е. для людей, которые вообще ничего не понимают в шахматах. Да и сами создатели (я не говорю про работу консультантов, они, я уверен, работали на 100%), похоже, не очень запариваются. Когда на доске чуть ли не эндшпиль, а нам показывают дебюты – это, конечно, фейл. Да и диалоги построены по принципу – накидаем умных терминов и тут же их объясним. Или, когда строится дерево ходов, а потом оно распадается на 2 «молнии», которые «сражаются» друг с другом – чушь полная, но метафора просто недосягаемого уровня.
2. Далее, как следствие из первого пункта. Я не поверил ни Хабенскому, ни Янковскому. Это не шахматисты. Это актеры. В их глазах (а их очень часто показывали), я не увидел гроссмейстеров, я не увидел мысли, я не увидел, пардон, интеллекта. Это просто люди, двигающие фигуры и говорящие какие-то слова из шахматной терминологии.
3. И самое главное, в этом фильме очень слабая кульминация. Думаю, что действительно очень сложно сделать так, чтобы на экране было интересно наблюдать за десятком партий. Они пытались как-то это всё разнообразить: то деревья ходов строят, то просто в переглядки играют, то средневековая битва. Создатели пыжатся, пытаются придумать что-то интересное: пафос нагоняют, глаза пучат, эзотерику приплетают, символизм, - но, к сожалению, нет, на меня это всё не сработало. Видимо, режиссеру не хватило опыта. При этом, есть удачные примеры: матчи в «Ходе королевой» и «Жертвуя пешкой» были вкуснее сняты. В результате, финал картины мной воспринимался холодно.
Резюмирую. При просмотре фильма я себя ловил на мысли, что люди старались, не хотели делать подделку. Они пытались сделать хорошее, интересное, серьезное кино. И, поэтому оно не воспринималось мною как пустая шаблонная поделка, с огромным количеством дешевых клише, чем, например, грешат Андреасяны. Хотя, было на грани. Просто, возможно, вся эта СССРовская спортивная тематика уже порядком надоела, и надо уже «закопать стюардессу».
На что способен человек, ради достижения 'короны'? Что стоит за победой?
Противостояние двух шахматных гениев - Карпова и Корчного - это схватка не только умов, но и характеров. Оба - представители советской шахматной школы. Оба росли в СССР. Один поставил как сверхзадачу выиграть корону шахматного мира будучи в блокадном Ленинграде, другой жизнь не представляет без игры ( хотя, игрой шахматы назвать сложно, скорее, это схватка умов). Один, теряя шахматные позиции, предаёт Родину, а потом и семью, в надежде поймать победу. Корона шахматного победителя как сверхзадача, как цель жизни, как доказательство, что он лучший. Другой - упорный, для которого шахматная партия - это схватка, игра ради конкуренции умов, как образ жизни. Центральные персонажи - Карпов и Корчной в исполнении И.Янковского и К.Хабенского - вырисованы максимально чётко. Игра актёров выше похвал, наслаждаешься. И герой Хабенского не картонный злодей, а человек с конкретными убеждениями и мотивами, для которого все средства хороши. За внешней неэмоциональностью героя Янковского скрывается огромное напряжение. Достойный визуальный ряд всем нехашматистам даёт подсказки в партиях, что шахматы - это не только деревяшки на доске. Особенно интересно было наблюдать, как авторы отразили женское и мужское восприятие жизни. Полезно для осознания мышления. В качестве недостатков можно обозначить чуть смазанную кульминацию. Но и в жизни она была смазана.
У нашей страны есть герои современности. И это не бандиты или аферисты. У нас есть история. И это не только провалы. Да, фильмы про наши победы выглядят пафосно. Но победы были вопреки всему. Так и победа Карпова - величайшего Чемпиона Мира!
-Игра актеров, в очередной раз хочу отметить труд Константина Хабенского, отлично справившегося со своей ролью. И не потерявшегося на его фоне Ивана Янковского.
-Атмосфера прекрасно передает дух времени 70-х, тот накал страстей и эмоций, что буквально витает в воздухе вокруг популярной игры того времени.
-Режиссерская работа. (По настоящему много 'вкусных кадров,' которые запоминаются, есть предположение, что профессиональные фотографы смогут интересно разнообразить свои фотосессии)
-Фильм однозначно будет способствовать развитию популярности игры.
Что НЕ понравилось в фильме:
-Злые русские, тоталитарный режим, ГУЛАГ, мрак, горе, боль, страдание. Это все не набор пустых слов, а реально, читаемый между строк, посыл, как в советском союзе все было сурово и беспощадно. Эта проблема по какой-то причине паразитирует от одного фильма, затрагивающего ту эпоху, к другому. Понятно, что ряд проблем был, и многие вещи вовсе не беспочвенны, но, то ли мыслить в одной лишь плоскости стало нормой, то ли лицемерие становится нормой современного общества...правильного ответа я не знаю.
Итог:
Фильм смотреть! В шахматы играть! Увиденное обсуждать с разными людьми, а не только с народом, что обитает в зоне вашего комфорта! Любить и ценить близких вам людей! Жизнь одна, не забывайте об этом. Всем добра! Живите, творя разумное доброе вечное!
Ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф уже давно испытывает некое чувство ностальгии по победам былых лет и связанную с этим патриотическую гордость, которая охотно выливается в обилие военных, исторических и даже спортивных драм. Очередным дополнением в эти ряды и стал данный фильм режиссера Алексея Сидорова.
Данный фильм режиссера Алексея Сидорова рассказывает о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом Анатолием Евгеньевичем Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Львовичем Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого матча.
Сценарий данной ленты определенно получился немного неоднозначным и во многом за счет того как были поданы реально произошедшие события и главные герои сие противостояния. Во первых, мне лично не понравилось, что существенный акцент истории сделан нисколько на шахматном поединке, сколько на многочисленных скандалах, обвинениях и явлении различных экстрасенсов и психологов, которые имели место быть в процессе поединка. Превращая заведомо интересную историю в очередной выпуск «Битвы экстрасенсов».
Создатели картины могут оправдаться тем, что это сделано для придания картине куда более динамичного и насыщенного действия. Однако стоит вспомнить во многом похожую по тематике ленту «Жертвуя пешку» Эдварда Цвика, который более, чем достойно справился и без этой «паранормальной чепухи». Во вторых, мне также не понравилось максимальный акцент на превращении Корчного в качестве злодея и эксцентричного шута. Куда более интересно было смотреть за ходом поединка, в котором каждому из героев хотелось бы сопереживать и мотивы которых во многом оправдывали бы их действия. Однако опять же, авторам картины оказалось куда проще представить стопроцентно честного и доблестного советского шахматиста в противостоянии со стопроцентным злом. Если не акцентироваться на этих двух моментах, то в остальном сценарий получился вполне не плохим и наблюдать за происходящими на экране событиями было как минимум не неинтересно. Особенно не будучи знакомым со всеми фактами о реально произошедших событиях до просмотра ленты.
С точки зрения режиссуры Алексей Сидоров снял весьма не плохой фильм. Аналогично его предыдущей работе «Т-34», будучи драмой по сути, фильм снова выдержан в качестве некого блокбастера. Охотно сдабривая повествование обилием визуальных эффектов, клиповой манерой съемки, динамичной музыкой и акцентом на голливудщине. Что в принципе работает. Позволяя не без интереса посмотреть данный фильм и не ощутить грузом достаточно объемный хронометраж в почти два с половиной часа экранного времени.
Аналогично теме противостояния «старого шахматного волка» и амбициозного молодого чемпиона, основной акцент данной ленты сделан на Константина Хабенского и Ивана Янковского в главных ролях именитых шахматистов. Хабенский как всегда продемонстрировал отличную игру и полное погружение в свой образ на уровне естественны эмоций и языка тела. Когда как Иван Янковский снова сыграл себя любимого. Собственно как и в большинстве своих предыдущих работах. Также в картине отметились такие артисты как Владимир Вдовиченков, Фёдор и Виктор Добронравовы и Виктор Сухоруков, каждый из которых вполне уверенно смотрелся в экранном образе. Нельзя не отметить и Диану Пожарскую. Пусть она и попала фильм (скорее всего) «по блату», будучи супругой Ивана Янковского. Однако сыграла свою роль хорошо и в виду привлекательности актрисы, наблюдать за ней действительно приятно. Даже жалко, что ей достался столь скудно прописанный в рамках сценария персонаж, который не несет важной роли в развитии сценария.
6 из 10
Чемпион мира – это далеко не самая идеальная, но определенно не плохая историческая драма об одном из главных и нашумевших поединков в истории шахмат. Вместо того, что бы строить сложную драматургию, позволить сопереживать обоим шахматистам и полностью погрузится в их противостояние на уровне реализма, авторы данной ленты пошли наиболее легким путем. Создав полноценный блокбастер, в котором основной акцент сделан на зрелищной картинке и скандалах на протяжении всего поединка, нежели на нем самом. Тем не менее, если не сильно акцентироваться на данном моменте, то получился вполне интересный и не плохой фильм, который определенно можно посмотреть не без интереса. Но вот захотеть пересмотреть его снова (когда-либо) захочется вряд ли.
Плохо нарисованный Брежнев или фиолетовый Хабенский: чуз ёр файтер.
Прежде чем посмотреть это фильм, мне повезло ознакомиться с реальной историей, на которой он основан. История невероятно интересная, обладающая огромным потенциалом для того, чтобы снять по ней увлекательное кино, которое полюбилось бы современному зрителю. Но к сожалению, этого не случилось. Если бы я ничего не знала о тех людях, про кого говориться в картине, то я бы так и осталась в неведении. Наверное, создатели надеялись на то, что каждый человек, идущий в кинотеатр, обязательно погуглит о том, кто все эти люди и чем они занимались.
Без утайки могу сказать, что несмотря свои многочисленные недостатки этот фильм смог меня приятно удивить. Актёрская игра Ивана Янковского стала заметно лучше, чем в предыдущих его проектах. Он не просто говорит реплики своего персонажа, а наконец-то вживается в его роль.
В целом, это неплохой киносодержащий продукт, если не пытаться вникнуть в обрывки сюжета. Как и во многих работах современных русских режиссёров сценарий - больное место. Любовная линия суховата, из-за этого непонятны пререкания главного героя и его девушки насчёт того, что шахматы он любит больше, чем её. Ведь нам совершенно не показали страсть Карпова к шахматам. Многие моменты и кадры взяты из небезызвестного сериала 'Ход королевы', а также из фильма 2014-ого года 'Жертвуя пешкой'. Хотя, оммаж, конечно же, - не преступление. В картине есть хорошие драматические моменты, но их портят резкие переходы к другим, более весёлым, частям повествования, которые сопровождаются весьма весёлым саундтреком. А сам саундтрек хоть и отражает эпоху, но в отдельных частях приходится совершенно не к месту.
Графика в этом фильме - отдельная история. Она совершенно неуместна, какие-то непонятные линии на весь экран, которые только занимают время фильма. Нельзя сослаться на то, что это было растягиванием хронометража, ведь они могли добавить минут туда, где они требовались. Хороша и работа оператора, несмотря на не совсем уместный голландский угол в одном моменте, все не так уж и плохо. Ну и вишенка на торте моих недовольств - нарисованный Брежнев... Почему нельзя было загримировать актёра? Обязательно нужно было выпендриться новомодной графикой, которая вызывает эффект зловещей долины?
Заканчивая разговор о первом мною просмотренном фильме в этом едва начавшемся году, могу сказать лишь то, что к моему величайшему сожалению эта картина не вызвала у меня абсолютно никаких эмоций, 'не дожали', так сказать. Но если вам хочется посмотреть на красивую картинку без какого-либо сюжета, увидеть неплохую игру актёров, расслабить мозги и прочее, то вы можете посмотреть это кино и остаться вполне довольны увиденным.
В целом, мне фильм понравился. Я достаточно слаб на спортивные драмы. И в фильме было достаточно хороших моментов, чтобы не скучать на нем.
Но нельзя сказать, что этот фильм сделан очень хорошо. Из проблем я бы выделил местами очень странный монтаж. Когда сцена с одним настроением резко меняется сценой с противоположным настроением. Это немного сбивает с толку и не даёт полностью прочувствовать и прожить эмоции персонажей. Можно предположить, что это было сделано намерено, чтобы показать контрастность, в которой приходиться находиться главному герою, но мне кажется, что это только сбивало настрой.
В этом фильме достаточно неплохо показаны шахматы. Авторы придумали несколько любопытных приемов, которые погружают в процесс и особенно хорошо показывают уровень умственной и эмоциональной нагрузки, которую испытывает главный герой. Например, когда он продумывал ходы и разные варианты складываются в некую нейронную сеть.
Но иногда казалось, что какой-то приём сделан просто потому что это красиво, без какой-то цели. Непонятно какую мысль или эмоцию он доносит. Ощущение, что создатели просто сказали, а давайте вот так ещё сделаем.
Мне не хватило объяснений, что происходит в партии. Поскольку я в шахматах не силен, я не понимал по описанию ходов, что они обозначают. Шахматы это не футбол или баскетбол, где можно не знать тонкостей правил, но понимать суть игры. Эти объяснения добавили в ходе самой последней партии, что сразу повысило уровень драмы и напряжения, но до этого их очень не хватало и приходилось догадываться, в каком направлении движется игра.
В фильме основные инструменты для понимания того, что происходит в партии, это музыка и актёрская игра. С этим все тоже не совсем гладко. Музыка, в целом, обозначает необходимое настроение сцены, но из-за того, что ты не до конца включён в процесс, она иногда смотрится инородно.
А что по поводу актерской игры. Хабенский очень здорово отыгрывает эксцентричного и немного нелепого претендента, который обижен на главного героя и Советский Союз. А Янковский похож на себя обычного: задумчивого и страдающего, без большого количества проявления эмоций. В рамках этого фильма это смотрится достаточно уместно, особенно хорошо он отыгрывает моменты психологического и эмоционального перенапряжения, но все равно чувствуется, что чего-то не хватает.
По сюжету. Он нормальный. Не сказать, что он плохой, но ничего необычного не преподносит. Мне понравилось, что главное противостояние не свели к 2 сторонам: абсолютному добру и злу. Ты понимаешь и Карпова и Корчного, почему они так себя ведут, и какая у них мотивация (хоть и сделано это так, что они просто их проговаривают). К счастью, из сюжета не сделали противостояние предателя и режима. За Карповым чувствуется реальный человек со своими желаниями, а не просто представителя режима. Точно так же как и за Корчным видеться живой человек, а не банальный антагонист. А режим (в частности, в лице министра спорта) это отдельный персонаж, у которого свои цели и методы. Мне показался особенно интересным момент, что перед матчем на Карпова приготовили компромат, что повесить все провалы на него, в случае провала. Это показывает, что режим как бы он себя не показывал не стоит горой за своих людей, а преследует исключительно свои интересы.
Самой сильной линей было взаимоотношения Карпова с его отцом, возможно, потому что она самая человечная и понятная. Тут даже Янковскому есть, что поиграть. Ты правда чувствуешь его боль, что он боится не успеть вернуться к своему отцу и как это угнетает его. А момент, где его отец говорит, что он не зря прожил жизнь в конце фильма, очень эмоциональный и пробил меня на слезу.
Этот фильм с большим количеством проблем, но который справляется со своими функциями, и дает нам спортивной драмы и человеческих переживаний. Рекомендую к просмотру, особенно любителям жанра.
Мне фильм скорее понравился, но есть моменты за которые его стоит пожурить. Это зрелищный фильм о шахматах, что роднит его с Ходом королевы и в реальности за шахматами отнюдь не так интересно наблюдать. Мне кажется, что это не столько заслуга кинематографистов, сколько стоящее за шахматными партиями политическое противостояние. Именно битва двух империй стоящих за шахматистами и создает этот нереальный накал страстей.
Сюжет годный, он получился таким во многом благодаря реальной основы у истории. Кто бы мог подумать, что гроссмейстер сбежит из страны, откажется возвращаться, да еще и станет играть против своих же? Дальше больше, матч проходил на Филиппинах. Это было и в реальности. Шахматная битва длилась 69 дней, большую часть из которых шел ливень - это сводило членов советской делегации с ума. Давление было колоссальным.
Актеры мне тоже понравились. Янковский мне запомнился еще по роли в сериале по Глуховскому 'Топи'. Тут он тоже хорошо играет. Не идеально, но хорошо. Хабенский тут просто высший пилотаж актерской игры показывает. Очень вдумчиво и сильно, веришь в происходящее. Когда дед рассказывал про Корчного, то именно такой образ я рисовал в своей голове.
Снято всё в темных тонах, есть нагнетающая динамика. В общем, атмосфера в фильме есть и местами хочется паниковать и срываться вместе с героями.
Это средненький фильм, но мне нравится тренд, который взят отечественным кино. Сделано очень душевно и должно вдохновить многих ребят ходить на шахматы.
При написании рецензии использованы материалы нескольких интернет-порталов, где опубликован разбор партий матча за звание чемпиона мира по шахматам 1978 г., а также мемуары Виктора Львовича Корчного (1931 - 2016) и интервью с Анатолием Евгеньевичем Карповым (р. 1951)
Обычно рецензии к фильмам пишу я по вдохновению. Здесь иная ситуация. Я сам немножко играю в шахматы, а чемпионов мира могу перечислить по памяти в хронологическом порядке с Вильгельма Стейница по Владимира Крамника включительно, потому что дальше начались какие-то непонятные мне сложности с масштабом соревнований и присвоением звания. Ну ладно, не суть. Я к тому, что об этом вот фильме перед самим собой просто не мог промолчать!
А что тут сказать?.. Сходил я на него поздно, уже под занавес проката. Ожидания возлагал сдержанные. Историю противостояния Анатолия Карпова и Виктора Корчного знал в общих чертах без деталей.
Вот как мне разобрать этот фильм? Как историческое произведение или как художественное? Могу попробовать с разных призм, хотя вдохновение мне почему-то отказывает.
Общее впечатление такое, как будто со стороны творческой группы не было допущено никаких грубых ошибок, которые вызвали бы ответную грубость с моей стороны, как со стороны зрителя. Можно провести аналогию с шахматной партией, которая ничуть не напрягла и всецело удовлетворила обоих игроков, но не зацепила ни болельщиков, ни аналитиков. Но чтобы зрительское мнение как мнение автора рецензии на Кинопоиске имело какой-никакой вес, придётся примерить на себя роль искушённого зрителя. А фильм этот я б не сказал, что чем-то особенно сильно меня искусил.
Ну мне, конечно же, не могло не понравиться, что к шахматной составляющей создатели фильма отнеслись очень бережно и уважительно. В каждый момент времени на доске фигуры были расставлены с точным соответствием какой-то из зафиксированных реальных партий того самого матча. Будь то два чёрных коня ('мхедрули' - этот термин принадлежит шахматному композитору Гиа Надареишвили), финальная партия (о ней разговор отдельный) и даже зевок ферзя в сеансе одновременной игры. Правда, в реальной жизни юный Карпов 'простил' таким образом не Корчного, а Ботвинника. Но и Ботвинник этого тоже не оценил.
Ну и ещё буквально два слова: я не уверен насчёт змеи в кровати и насчёт звонка жене. Карпов, кстати, и сам признавался, что во время поединка с Корчным в 1978 году ещё не был женат, но я совсем не об этом. Вот этот ход 'e5' в защите Уфимцева, на котором заостряют внимание зрителя в завершающей партии, пятнадцатью годами ранее просмотрел в Кисловодске за чёрных сам же Михаил Нехеймьевич Таль! Так неужели он не вспомнил бы эту партию для Карпова, если бы тот попросил напомнить ему?!
Остальное, если верить воспоминаниям Карпова, всё так и было. И спать он не мог (или правда не давали?), и менталистов всяких приглашали с обеих сторон. Понятное дело, Корчной в своих воспоминаниях, комментирует все эти выходки по-другому. Рассудить уже некому, в фильме всё показано как из песни слова не выкинешь. Про йогурт вот только не показали - был эпизод, о котором реальный Корчной в своей книге воспоминаний с уверенностью предположил, будто Карпова кормили наркотиками. Вполне можно было экранизовать в фильме эпизод из мемуаров, где повар Карпова и жена Корчного готовили ему в одном помещении. Для Карпова - йогурт, а для Корчного - чёрную икру.
Это, пожалуй, всё, что я смог разглядеть через историческую призму. В конце концов не биограф же я ни Корчного, ни Карпова. Перейду к художественному аппарату анализа, если можно так выразиться.
Обе главные роли - здесь вообще ноль претензий! Хабенский гениально играет. Он даже лучше Янковского, который всё-таки на его фоне менее динамичен. По большому счёту, их актёрская игра-то как раз и раскрашивает картину. Да, Корчной в фильме - дьявол, сатана, демон с чёрным нимбом и кто хотите. Но я предложу иную трактовку такой явно авторской окраски исторического образа шахматиста! Я думаю, создатели фильма хотели показать, кем был Виктор Львович Корчной в глазах граждан СССР того времени! Как его видели, как к нему относились. Особенно те, кто следил за шахматами. История, конечно, умалчивает о разговоре Карпова с Корчным в неформальной обстановке (сцена с петушиными боями), но отвергнутое рукопожатие перед одной из партий матча реально было.
Образ персонажа Вдовиченкова... о нём мне неинтересно писать. Спишем на законы жанра. Азазелло Филиппенко в роли Брежнева как будто бы отрабатывает номер, хотя внешне вроде похожим сделали.
Ну и что получится, если убрать драматургические же допущения и чётко следовать букве документов? Очень скучный фильм, непонятный далёкому от шахмат зрителю. Я уже объясняю очевидные вещи - разницу между документальным кино и художественным. Да и к матчу как к историческому событию создатели фильма явно относятся с большим уважением!
Только вот зрителю знаете, что непонятно? Зрителю непонятно, почему Фишер отказался от поединка с Карповым. В фильме не озвучиваются условия, которые он выставил. Но здесь опять же идёт отсылка уже к исторической личности: этот отказ до сих пор считается очень мутной историей, которую списывают на специфику Бобби Фишера как человека.
Ну что тут ещё добавить?.. Линия Добронравова-старшего (Карпова-старшего)?.. Чтобы обойтись без спойлеров, прокомментирую так: создатели фильма здесь сделали всё возможное и невозможное, чтобы не порезаться острой гранью между исторической реальностью и художественным вымыслом. Зритель в таких случаях, как правило, остаётся в недоумении. Выходом из ситуации мог быть финальный титр, описывающий закадровые события, но это уже немного не тот почерк и не тот стиль.
На этом закончу, пожалуй. Не знаю, какую поставить оценку. '7' незаслуженно низко; '8' вроде достаточно, но как будто без блеска; '9' как будто заслужил, но тогда получается, что ему всего одного балла в моих глазах не хватило до '10', а '10' я предвзято ставлю только своим самым-самым любимым фильмам. И вообще '10' это всегда предвзятая оценка. Ладно, я добрый и в шахматы играть вроде немножко умею.
9 из 10
P.S. Если верить опубликованным интервью, то Анатолию Евгеньевичу Карпову этот фильм в общем и целом понравился и даже всколыхнул воспоминания о том, как оно было на самом деле. Особенно, кстати, ему понравился здесь Корчной.
Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Что ж вы уронили шахматный престиж!»
А мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно — ты и защитишь!
Но учти, (Корчной) ведь очень ярок,
Он даже спит с доскою — сила в ём,
Он играет чисто, без помарок…»
Ну и ничего, я тоже не подарок...
Картина, которая эпоху противостояния 'Мы - Они' воскресает в памяти. Советский Союз и Запад аргументацией доказательств преимуществ существования себя через спорт. Похвальба друг перед дружкой 'поединщиков'. Да, тех самых - 'богатырей-молодцев'. Какая модель человеческого общежития более конкурентна? Советская? Капиталом воздвигнутая? Кто лучше? Что лучше? И мир затаив дыхание за зрелищем следит. Тут информсообщения прессы как сводки с полей сражения. Убит? Ранен? Взят в плен? Поплыл после нокаутирующего удара? На ничью согласились? Эх! Ух! Ох! Ах! Вау!
Режиссёр такую ауру создал, так сплёл полотно работы что зритель, словно машиной времени доставлен во вчерашний день. Знакомо. Реалистично. Несколько вычурно конечно, но вполне себе... Вполне. Атмосфера ностальжи - бальзамом согревающим
Шахматный матч за звание Чемпиона мира между Анатолием Карповым и уехавшим (сбежавшим) из СССР Виктором Корчным на два с половиной часа в растяжке. Молодость против опыта. Двадцать лет разницей в возрасте у соперников. Одному нет ещё и тридцать, второму скоро пятьдесят. Борьба интеллектов? 'Наш' парень и 'парень' уже не наш глаза в глаза друг другу за фигурами. Атака против Защиты. Белые против Чёрных. Тут Брежневская страна 1978 года презентует красоты той поры - люди, любовь, идеология. События и факты канувшей в лету страны...
'Зарубы' в боксе на ринге - ещё то... зрелище. А в хоккеи? Наши против Профессионалов? Да это же битва Титанов в схватке! У тех улыбки в оскале малозубых ртов что вампирские страсти с жаждой кровушки славных русичей-витязей... А фигурное катание? А художественная гимнастика? А плаванье? А баскетбол? Шахматы теже. А..., а..., а... Везде и всюду где только более-менее равные по силам соперники - интрига с сокрушением, с ожесточённой борьбой. Кто кого 'угрохает'? Мы против США сегодня, Мы против ФРГ, Мы против Англии, Мы против... Карпов против Корчного это из 'здесь', это из 'тут' как раз.
Кино, где не только 'Мы - Они' сечей борьбы. Тут ещё и кабинетные бонзы в интригах страховок-перестраховок. Сдать? Слить? Обезопасить себя? Чиновничья сытость изощрённостью уловок. Кулуары Номенклатурной Верхушки доверительным откровением.
Впечатление от картины? Поначалу это кино фонит откровенной картонностью, фанерностью. Оно словно растяжка плаката-агитки той советской поры в кумаче цвета без изысков - Слава КПСС или Слава Труду. Так же слеплена-спаяна что и многие 'собратья' до неё. Речь о 'баскетбольной саге' с В. Машковым, хоккейной с О. Меньшиковым и прочим-прочим-прочим лентам в бесчисленном ряду этих однообразных киноподелок без души, без ума, без сердца на непритязательного зрителя расчитанных. Однако после первого часа просмотра, увлекшись интригой повествования исторических событий, находясь под пленительным очарованием 'злыдня' - роль К. Хабенского, прощаешь режиссёру нулевую драматургию, прощаешь косность реплик-фраз, прощаешь однообразие маски-лица И. Янковского. Роботы сделали своё дело, роботы могут удалиться...
Виктор Корчной умер в 2016 году. В Швейцарии. В возрасте 85 лет.
Давно хотела посмотреть фильм Чемпион мира на большом экране, ждала выхода и вот дождалась. Посмотрела сегодня в кинотеатре и сталось приятное впечатление от фильма.
Трейлер изначально зацепил, ведь в фильме подобран невероятный каст. Молодой Иван Янковский в роли Анатолия Карпова, невероятный Константин Хабенский в роли Корчного, и прекрасная Диана Пожарская (нравится мне она еще с сериала Отель Элеон) в роли супруги Карпова. Ну и конечно совместная жизнь актеров, подогревала интерес к фильму.
Про Карпова слышала, но в шахматах и в ходах вообще ничего не понимаю, но от этого фильм не стал скучным, напротив после просмотра захотелось заглянуть в Википедию и почитать исторические факты и сопоставить с фильмом.
Фильм конечно и биографичный, но есть некоторые нестыковки, и авторы показали свою версию и свой взгляд на те события. Вместе со спортивной борьбой шахматистов, мы увидели застоявшуюся систему в СССР, когда шаг влево шаг вправо было равноправно расстрелу. Конечно при Советской власти работали на результат, но не всегда учитывали интересы людей. Видимо поэтому и противник Карпова - Корчной решил эмигрировать за границу. Конечно были и плюсы и минусы, но не нам судить, ведь мы не жили в той стране и нам не чем сравнить.
Но сейчас не об этом. Фильм снят вполне ничего. Хорошие визуальные эффекты в виде превращения шахматной доски в поле боя. Ведь для шахматиста игра - не просто очередная партия, а поле для сражения, где есть пешка, конь и даже король. Нужно так играть и передвигать фигуры, чтобы предугадывать как пойдет противник. Конечно кто разбирается в шахматах, это отличное наглядное пособие хотя бы иметь представление как играть.
Про актерскую игру. Конечно мастерство проявило старшее поколение, думаю именно и они вытянули фильм. А именно Хабенский, Добронравов, Сухоруков, Кот. Ну как-то хорошо они вписались и внешне и скоростью речи, которое присуще тому времени. Ведь неспроста старшее поколение говорит, что мы разговариваем слишком быстро. Так и поначалу Иван Янковский немного был как будто не оттуда. Только в середине фильма немного сошлась картинка, уж слишком он выглядел молодо на фоне всех актеров, хотя внешне я скажу очень хорош.
Ну и конечно не забыли авторы в фильме показать и нотку патриотизма. Не зря прошло финансирование Фондом кино, студией 3 Т и другими компаниями, которые фигурируют вначале фильма. Ведь как бы не было плохо на Родине, и какая бы не была система, ты все равно должен любить страну где живешь и где родился - так нам говорят авторы. Но каким бы ты не стал в будущем, все наши способности и навыки идут из детства. Так и маленький Толя благодаря упорству и отцу ходил на шахматы и стал молодым гроссмейстером и прошел невероятную шахматную карьеру, которая несомненно требует огромных умственных и моральных трудозатрат. Нужно воспитывать в себе чемпиона еще с малых лет, и думаю результат не заставит вас ждать.
Ну а вы наблюдайте за Чемпионом мира на экране и делайте каждый свой вывод. Но посмотреть хотя бы один раз думаю стоит, приятного просмотра.