К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Свою рецензию хочу начать с каламбура – говоря о матче, показанном в фильме, нужно говорить не только о самом матче. Дело в том, что, хотя речь идет именно о шахматном поединке, вокруг него оказалось переплетено столько событий, в том числе и совсем не спортивных, что не упомянуть о них нельзя.

Скажу сразу – от фильма ожидал худшего, но сняли вполне сносно. Старая гвардия во главе с Хабенским сыграла хорошо, к ним претензий нет, ну разве что Корчному ощутимо не хватило экранного времени, а вот молодежь показалась недостаточно выразительной. Размах, масштабность – все это чувствуется и даже извечная болезнь наших создателей фильмов – компьютерная графика тут и там, часто в самых ненужных местах и то не так мозолит глаза. Постарались угодить и вашим, и нашим – изложили историю близко к реальным событиям, при этом оставив место и для художественного вымысла. Балл хочу накинуть за музыку – песни добавляют атмосферности.

Вместе с тем, не могу не сказать и о недостатках, которые как раз и касаются около шахматных событий: понятно, что фильму нужен злодей, но слишком уж однобоко показана история. А ведь Корчной заслуживает, чтобы о нем рассказали правдиво. Да, очень сильный шахматист с непростым характером, он пытался бороться с системой, а победить ее в реальной жизни гораздо сложнее, чем в каком-нибудь супергеройском боевике. Покидая Советский Союз он оставлял на Родине семью и прекрасно понимал что это будет использовано против него. Попытки вывезти жену и сына закончились неудачей, сын оказался в тюрьме и все это естественно оказывало давление на претендента. Про то, что в распоряжении Карпова оказалась вся мощь советской шахматной машины и говорить нечего. Помимо официальных секундантов у Карпова имелась возможность получать помощь от журналистов из СССР, которые освещали матч (а среди них, на минуточку, был экс-чемпион мира Михаил Таль), естественно, у претендента такой поддержки не было. Именно поэтому боязнь партийных бонз и сомнения самого Карпова по поводу участия выглядят как-то неубедительно. Мало того, что Карпов был намного моложе, имел мощную поддержку, уже победил Корчного в матче претендентов, так еще и провел просто блестящую серию международных турниров, одержав несколько убедительных побед. Историю про какие-то спецслужбы, по фильму мешавшие Карпову, оставим на совести сценаристов.

Полностью раскрыть Корчного создатели фильма видимо и не пытались, так же как и не упоминают о том, что до турнира претендентов в реальной жизни у главных героев были не то, чтобы дружеские, но вполне хорошие отношения (ближе к концу жизни Корчной все же помирился с Карповым).

Матч был невероятно изматывающим не только из-за сложных климатических условий (тропики, высокая влажность), но и потому, что оказался очень растянут по времени. В фильме сделали акцент только на результативных партиях, а ведь именно затяжные серии ничьих и оказали такое опустошающее влияние на обоих шахматистов. А так создается ощущение что бах! – Карпов победил, ба-бах! - Корчной отыгрался, а затем еще серии побед (кстати, результативные серии в матче действительно были). Показать шахматную партию человеку со стороны так, чтобы это было интересно, совсем не просто. С этой задачей режиссер справился, хотя и создается впечатление будто шахматисты играют блиц.

Не то, чтобы Чемпион мира смотрится на одном дыхании, но несмотря на немалый хронометраж скучно не было. И, я думаю, было бы справедливо показать в конце фильма фотографии реальных участников матча - таких людей нужно знать в лицо.

24 января 2022 | 13:05
  • тип рецензии:

И то лишь за актёрский состав, и его (состава) старание, вытянуть это всё своей игрой. Отчасти получилось.

Что касается сюжета..

Как выше кто-то верно написал, мне кажется Карпова этот фильм должен возмутить. Если уж не за 'достоверность по-Мединскому', то за однобокость повествования, однозначно.

Хабенский постарался как актёр, выставив Корчного этаким общественным клоуном-гроссмейстером, который противостоит всем Злу в лице коварного и грозного эСэСэСэРа.

Янковский очень неплохой актёр. Но на Карпова он тут похож только причёской и костюмом: нет попадания ни в образ, ни в голос.

Больше всех своим старанием и попаданием в образ поразил наш бывший в раннем детстве Буратино, Дмитрий Иосифов, изобразивший Таля. Ну и несомненно Сухоруков постарался.

Героиня переигрывает в каждом кадре. Впрочем, это беда 95% современных российских, скажем так, актрис...

Ну и вовсе разочаровал Вдовиченков.

Вообще, сложилось ощущение, что фильм снят по заданию Партии, членами Партии, во благо Партии, то есть, с размахом, но совершенно без души. Не спасает и как попало вставленная графика 10-летней свежести по качеству, ни какие-никакие но эмоции героев.

В общем, подойдёт разве что ярым фанатам шахмат и родины в одном флаконе.

07 января 2022 | 10:12
  • тип рецензии:

Я кричал: «Вы что там, обалдели?
Что ж вы уронили шахматный престиж!»
А мне сказали в нашем спортотделе:
«Ага, прекрасно — ты и защитишь!
Но учти, (Корчной) ведь очень ярок,
Он даже спит с доскою — сила в ём,
Он играет чисто, без помарок…»
Ну и ничего, я тоже не подарок...


Картина, которая эпоху противостояния 'Мы - Они' воскресает в памяти. Советский Союз и Запад аргументацией доказательств преимуществ существования себя через спорт. Похвальба друг перед дружкой 'поединщиков'. Да, тех самых - 'богатырей-молодцев'. Какая модель человеческого общежития более конкурентна? Советская? Капиталом воздвигнутая? Кто лучше? Что лучше? И мир затаив дыхание за зрелищем следит. Тут информсообщения прессы как сводки с полей сражения. Убит? Ранен? Взят в плен? Поплыл после нокаутирующего удара? На ничью согласились? Эх! Ух! Ох! Ах! Вау!

Режиссёр такую ауру создал, так сплёл полотно работы что зритель, словно машиной времени доставлен во вчерашний день. Знакомо. Реалистично. Несколько вычурно конечно, но вполне себе... Вполне. Атмосфера ностальжи - бальзамом согревающим

Шахматный матч за звание Чемпиона мира между Анатолием Карповым и уехавшим (сбежавшим) из СССР Виктором Корчным на два с половиной часа в растяжке. Молодость против опыта. Двадцать лет разницей в возрасте у соперников. Одному нет ещё и тридцать, второму скоро пятьдесят. Борьба интеллектов? 'Наш' парень и 'парень' уже не наш глаза в глаза друг другу за фигурами. Атака против Защиты. Белые против Чёрных. Тут Брежневская страна 1978 года презентует красоты той поры - люди, любовь, идеология. События и факты канувшей в лету страны...

'Зарубы' в боксе на ринге - ещё то... зрелище. А в хоккеи? Наши против Профессионалов? Да это же битва Титанов в схватке! У тех улыбки в оскале малозубых ртов что вампирские страсти с жаждой кровушки славных русичей-витязей... А фигурное катание? А художественная гимнастика? А плаванье? А баскетбол? Шахматы теже. А..., а..., а... Везде и всюду где только более-менее равные по силам соперники - интрига с сокрушением, с ожесточённой борьбой. Кто кого 'угрохает'? Мы против США сегодня, Мы против ФРГ, Мы против Англии, Мы против... Карпов против Корчного это из 'здесь', это из 'тут' как раз.

Кино, где не только 'Мы - Они' сечей борьбы. Тут ещё и кабинетные бонзы в интригах страховок-перестраховок. Сдать? Слить? Обезопасить себя? Чиновничья сытость изощрённостью уловок. Кулуары Номенклатурной Верхушки доверительным откровением.

Впечатление от картины? Поначалу это кино фонит откровенной картонностью, фанерностью. Оно словно растяжка плаката-агитки той советской поры в кумаче цвета без изысков - Слава КПСС или Слава Труду. Так же слеплена-спаяна что и многие 'собратья' до неё. Речь о 'баскетбольной саге' с В. Машковым, хоккейной с О. Меньшиковым и прочим-прочим-прочим лентам в бесчисленном ряду этих однообразных киноподелок без души, без ума, без сердца на непритязательного зрителя расчитанных. Однако после первого часа просмотра, увлекшись интригой повествования исторических событий, находясь под пленительным очарованием 'злыдня' - роль К. Хабенского, прощаешь режиссёру нулевую драматургию, прощаешь косность реплик-фраз, прощаешь однообразие маски-лица И. Янковского. Роботы сделали своё дело, роботы могут удалиться...

Виктор Корчной умер в 2016 году. В Швейцарии. В возрасте 85 лет.

5 из 10

11 февраля 2022 | 09:46
  • тип рецензии:

Никогда не стоит обобщать что-либо без видимых причин. Сейчас стало очень модным говорить о том, что последние масштабные фильмы отечественного кинематографа посвящены исключительно спорту, а потому и само собой ничем друг от друга не отличаются. Это неправда.

'Чемпион мира' стал для меня очень неоднозначной картиной. Отметить хочется какая огромная работа была с технической точки зрения. Это бросается в глаза в сопоставлении с сериалом 'Ход королевы'. Конечно сериал оказался куда более захватывающим, но сам процесс игры там изображен кукольно и откровенно никудышно. Например, у шахматистов на уровне рефлексов привычка записывать ходы, они не пялятся до бесконечности в глаза соперника, а мат в шахматах вообще практически не ставятся, потому что оппонент сдается гораздо раньше. Все эти моменты были учтены в фильме. Для обнаружения мелких ляпов придется придираться довольно скрупулёзно. Не зря в качестве консультанта выступал Даниил Дубов.

Момент второй и еще более важный. Анатолий Карпов был показан настолько правильно, что сам чемпион мира остался доволен картиной. Символично, что великому деду Янковского-младшего - Олегу Ивановичу - Карпов когда-то подарил доску. Карпов был и остается искренним патриотом, человеком удобным для власти и поддерживающим власть. Так было в СССР, так и сейчас. Анатолий Евгеньевич - великий шахматист, но его характер крайне любопытен. Например, бросается в глаза его принципиальное непринятие супруги после ее корыстного поступка и не менее принципиальное прощения через несколько дней.

Другими словами, фильм показывает как волю к победе, так и некоторые щекотливые моменты из внутреннего мира чемпиона, которые кажутся очень противоречивыми. И судя по тем интервью, которые мне удалось посмотреть с Карповым и по фактам из его биографии, фильм передает натуру этого человека. Даже атакующему стилю Таля, который помогал при подготовке к матчу, уделено несколько ситуативных фраз. За всю эту чистоту нельзя не шаркнуть поклон создателям фильма. Вспомните претензии по 'Движению вверх', где судьбы главных героев были попросту перевраны.

Но фильм при всех своих плюсах как будто находится в вакууме. Константин Хабенский прекрасно отыграл Виктора Корчного, в том смысле, что этого персонажа возненавидит любая аудитория, но почему Корчной стал именно таким? В чем предыстория? В чем логика?

Домысливать непросто, история шахматных баталий также особой популярностью не пользуется. Не зря так много хочется говорить о Карпове и так мало о Корчном. Он как будто бы призрак из преисподней, в чем его мотивация, откуда его обиды - ничего этого из фильма не поймешь. А без это этого создается ощущение, что Карпов борется с потусторонними силами, но вот про это можно посмотреть, скажем, в 'Притяжении'.

Ну и последний важный момент для ностальгирующего или напротив яростно настроенного зрителя: СССР. Советский союз в картине показан биполярно. Это и мощнейшая поддержка, о которой в нынешние времена невозможно мечтать, и огромный груз, способный придавить к земле.

В итоге мы получили не до конца целостный фильм с исторической правдоподобностью, сделанный качественно с точки зрения различных тонкостей и мелочей. Но отсутствие цельности ударило по эмоциям, которых фильм подарил немного.

6,5 из 10

Накал в фильме сохраняется, хотя местами картина становится однообразной.

10 января 2022 | 03:10
  • тип рецензии:

На новогодние праздники 2022г. российские киноделы, Фонд Кино и студия «3Т» Михалкова сделали нам подарок – фильм «Чемпион мира» про шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978г., очередной российский фильм в жанре «soviet exploitation». Что это такое? Это когда в современной России снимают фильм про советские достижение (потому что современных нет), но пичкают его современной повесткой то ли ради идеологии, то ли для напряжения: главный герой – сумасшедший гений который побеждает всегда вопреки кровавой советской системе, ради своего эго. Увы, но почти все российские фильмы про СССР такие: Время первых, Движение Вверх, Калашников, Стрельцов, Матч.

И то что в этот раз, решили скреативить и сделали фильм про шахматы, не внушало доверия, потому что: 1) Снимала фильм студия Михалкова; 2) Помня как «Движение Вверх» плагиатили с «Чуда на льду», я опасался что «Чемпион мира» будут плагиатить с «Жертвуя пешкой» про матч Фишера и Спасского. Скажите, бред? Ну постер фильма же скопировали с постера «Иллюзия обмана». И вот посмотрел я фильм, и…я оказался прав. Типичный «soviet exploitation».

Плюсы:

1) Надо признать, актёрская игра отличная. Что Виктор Корчной в облике Константина Хабенского (хороший всё таки актёр), что Анатолий Карпов в облике молодого Ивана Янковского. Оба соперника получились очень интересными и наблюдать за ними тоже интересно.

2) Понравилось, что Карпов – главный герой, изображён советским патриотом. Он хочет победить не ради материальных благ, а чтобы отстоять честь советских шахмат перед лицом диссидента Корчного. Он несколько раз говорит, что переживает за честь страны. Особенно мне понравился момент, когда Фишер предлагает ему сбежать из СССР, но Карпов отказывается со словами: «Это моя родина. Зачем мне сбегать?» Это похвально!

3) Сам фильм очень интересный, динамичный и напряжённый. Честно говоря, я не понимал, как фильм про шахматы можно сделать интересным, ведь там просто два мужика сидят и двигают фигурки, а весь экшен только у них в головах. Однако, режиссёр Алексей Сидоров сумел фильм сделать интересным. Нам показывают жизнь обоих шахматистов, какие у них мотивы играть, как складывается их жизнь.

Например, Корчной хочет вернуть свою «украденную» корону и считает Карпова просто нахальным выскочкой и что его все предали. Карпов же хочет отстоять честь страны и заодно доказать что он настоящий чемпион мира, ведь это звание ему досталось только потому что Фишер отказался с ним играть.

В этом плане, мне особенно понравилась сцена их разговора на петушиных боях. Она сделана замечательно. Ты понимаешь, что это два непримиримых соперника, и они не уступят друг другу.

К слову, меня реально удивило, что критики ругают фильм за то, что он выставляет Корчного злодеем, а Карпова героем! А что не так? Если почитать историю матча, то видно, что Корчной реально вёл себя как настоящий мудак. Он надевал солнцезащитные очки, чтобы ослеплять Карпова; постоянно оскорблял его и провоцировал; притаскивал с собой каких-то йогов из террористической организации; жаловался, что его все кругом обманывают и засуживают. Так что фильм всё правильно показал.

С другой стороны, фильм не показал момент как Карпову кто-то передал йогурт по время партии и Корчной из-за этого поднял истерику, мол, это тайный сигнал. А ещё мне «понравилось» как Корчной во время матча жаловался что его семью удерживают в СССР как заложников. Ну да, а когда ты сбегал, ты явно о них думал!

Однако, хорошим фильм назвать не могу и вот почему:

1) Да я сказал, что Карпова сделали молодым патриотом, но это только в первую половину фильма. Потом он почему-то, резко становится упрямым эгоистом. В фильме есть «шикарная» сцена, когда глава Спорткомитета на заседании ВЛКСМ говорит: «Мы победим», а Карпов ему: «Кто это мы? Я же буду играть, один!». Я не понял, это что за «атлантизм»? Почему Карпов только что был за страну, а теперь он играет для себя? Потом из-за любви к шахматам, Карпов даже ругается с возлюбленной. Это же эгоизм и Карпов таким не был. И тут я понял почему. Сбылись мои опасения, Карпова решили сделать Бобби Фишером из «Жертвуя пешкой». Только не учли, что Карпов не такой.

2) Как же без КГБ?! Чтобы Карпов точно сыграл с Корчным, чекисты повышают его девушку в театре, что вызывает у Анатолия реакцию: «Продалась!».

А ещё есть абсолютно свинская сцена, когда глава Спорткомитета провожает Карпова в аэропорту, желает ему удачи, напутствует. А как только самолёт улетает, он такой помощнику: «Подготовь доклад, что мы его отговаривали, а молодой идиот сам захотел играть с ветераном. Он и ответит за проигрыш». Господи, зачем эта сцена? Во-первых, вы хорошего персонажа сделали мудаком. Во-вторых, вы же сами говорите, что вам нужна победа, что нельзя чтобы Корчной выиграл, что Карпов ваша последняя надежда. И вместо поддержки, вы его готовы убить за проигрыш.

Впрочем, фильм превзошёл в этом плане предыдущие образцы. В фильме появляется Брежнев в исполнении Александра Филиппенко. Во-первых, его Брежнев ужасен. Голос совершенно не тот и выглядит он как восковая кукла. Во-вторых, Брежнев тут лично грозится, что все лишатся голов, включая Карпова если проиграют. Это угрожает человек, который в 1980г. простил советскую сборную по хоккею за проигрыш американцам.

Я понимаю, что это сделано для напряжения. Только зачем его нагнетать путём того, что родина тебя сожрёт за проигрыш? Забавно, в «Жертвуя пешкой» сумасшедшего Фишера уговаривало правительство США выиграть матч. В «Чемпион мира» спокойному Карпову угрожают, что если он проиграет то ему конец.

3) А ещё смутила та сцена с петушиными боями. Это типа аллюзия, что Корчной и Карпов просто два петуха, которые сражаются на потеху зрителям?! Если это так, то это очень оскорбительно.

Вывод: В целом «Чемпион мира» неплохой. Он интересный, динамичный, интригованный и надо признать «3Т» делает работу над ошибками. Поскольку в фильме главный герой всё таки не диссидент Корчной, а молодой шахматист Карпов.

Но, фильм также страдает те ми же штампами. Карпов выставлен непризнанным гением, который играют, потому что иначе его расстреляют. По другим причинам, в СССР никто не выигрывал.

Создатели фильма не хотят задуматься хоть раз, откуда в СССР бралось столько чемпионов и почему их нет сейчас. Не потому что ли советская система хотела побед и создавала для этого все условия? Нет, она только угрожала. Благо сейчас так не делают, поэтому мы и не имеем побед.

6 из 10

09 августа 2022 | 19:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: