Ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф уже давно испытывает некое чувство ностальгии по победам былых лет и связанную с этим патриотическую гордость, которая охотно выливается в обилие военных, исторических и даже спортивных драм. Очередным дополнением в эти ряды и стал данный фильм режиссера Алексея Сидорова.
Данный фильм режиссера Алексея Сидорова рассказывает о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом Анатолием Евгеньевичем Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Львовичем Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого матча.
Сценарий данной ленты определенно получился немного неоднозначным и во многом за счет того как были поданы реально произошедшие события и главные герои сие противостояния. Во первых, мне лично не понравилось, что существенный акцент истории сделан нисколько на шахматном поединке, сколько на многочисленных скандалах, обвинениях и явлении различных экстрасенсов и психологов, которые имели место быть в процессе поединка. Превращая заведомо интересную историю в очередной выпуск «Битвы экстрасенсов».
Создатели картины могут оправдаться тем, что это сделано для придания картине куда более динамичного и насыщенного действия. Однако стоит вспомнить во многом похожую по тематике ленту «Жертвуя пешку» Эдварда Цвика, который более, чем достойно справился и без этой «паранормальной чепухи». Во вторых, мне также не понравилось максимальный акцент на превращении Корчного в качестве злодея и эксцентричного шута. Куда более интересно было смотреть за ходом поединка, в котором каждому из героев хотелось бы сопереживать и мотивы которых во многом оправдывали бы их действия. Однако опять же, авторам картины оказалось куда проще представить стопроцентно честного и доблестного советского шахматиста в противостоянии со стопроцентным злом. Если не акцентироваться на этих двух моментах, то в остальном сценарий получился вполне не плохим и наблюдать за происходящими на экране событиями было как минимум не неинтересно. Особенно не будучи знакомым со всеми фактами о реально произошедших событиях до просмотра ленты.
С точки зрения режиссуры Алексей Сидоров снял весьма не плохой фильм. Аналогично его предыдущей работе «Т-34», будучи драмой по сути, фильм снова выдержан в качестве некого блокбастера. Охотно сдабривая повествование обилием визуальных эффектов, клиповой манерой съемки, динамичной музыкой и акцентом на голливудщине. Что в принципе работает. Позволяя не без интереса посмотреть данный фильм и не ощутить грузом достаточно объемный хронометраж в почти два с половиной часа экранного времени.
Аналогично теме противостояния «старого шахматного волка» и амбициозного молодого чемпиона, основной акцент данной ленты сделан на Константина Хабенского и Ивана Янковского в главных ролях именитых шахматистов. Хабенский как всегда продемонстрировал отличную игру и полное погружение в свой образ на уровне естественны эмоций и языка тела. Когда как Иван Янковский снова сыграл себя любимого. Собственно как и в большинстве своих предыдущих работах. Также в картине отметились такие артисты как Владимир Вдовиченков, Фёдор и Виктор Добронравовы и Виктор Сухоруков, каждый из которых вполне уверенно смотрелся в экранном образе. Нельзя не отметить и Диану Пожарскую. Пусть она и попала фильм (скорее всего) «по блату», будучи супругой Ивана Янковского. Однако сыграла свою роль хорошо и в виду привлекательности актрисы, наблюдать за ней действительно приятно. Даже жалко, что ей достался столь скудно прописанный в рамках сценария персонаж, который не несет важной роли в развитии сценария.
6 из 10
Чемпион мира – это далеко не самая идеальная, но определенно не плохая историческая драма об одном из главных и нашумевших поединков в истории шахмат. Вместо того, что бы строить сложную драматургию, позволить сопереживать обоим шахматистам и полностью погрузится в их противостояние на уровне реализма, авторы данной ленты пошли наиболее легким путем. Создав полноценный блокбастер, в котором основной акцент сделан на зрелищной картинке и скандалах на протяжении всего поединка, нежели на нем самом. Тем не менее, если не сильно акцентироваться на данном моменте, то получился вполне интересный и не плохой фильм, который определенно можно посмотреть не без интереса. Но вот захотеть пересмотреть его снова (когда-либо) захочется вряд ли.
Как любитель шахмат, увидев трейлер, посвященный такой интересной истории о противостоянии Корчного и Карпова, был очарован им и с нетерпением ждал премьеры фильма. И действительно фильм выдался действительно интересным, динамичным, красочным, и хочется отдельно отметить то, что режиссеру удалось сохранить высокое напряжение прям до самого конца. Но впечатления после фильма оказались не однозначными, несмотря на вышесказанное. Мои мысли буквально разорвались на два фронта, и одну сторону представлял я в облике обычного зрителя, другую же я, как человек, знающий что-то в шахматах. Ну и рассмотрим основные аспекты фильма, на которые хочется обратить внимание.
На самом деле я всё же склоняюсь к тому, что фильм мне понравился. Ведь когда я начал искать плюсы и минус картины, я пришел к тому, что претензия к фильму у меня лишь одна, но при этом лично для меня довольно значительная. А заключается она в некорректном представлении, на мой счет, Виктора Львовича Корчного.
На этом моменте я опущу эту тему и все-таки перечислю достоинства фильма, чтобы закончить с однозначным и перейти к спорным вопросам. И хоть почти все уже это отметили, я не могу остаться в стороне и тоже обращу внимание на замечательную игру Константина Хабенского, за счет которого я все же склонился к оценке 7. Да и в целом актеры хорошо справились со своими ролями, в этом плане жирный плюс данному фильму. Также не могу не похвалить команду за операторскую работу, эти полеты камеры за машиной по дождливому Багио, да и прекрасно снятые сцены самих матчей здорово помогали сохранить интригу.
И наверное отдельное внимание хочется уделить тому, ка здорово в этом фильме смогли передать мировой интерес к шахматам в то время, ведь все эти скандалы, ожесточенные битвы в 70+ дней, передачи сообщения о сыгранной только что партии во время футбольного матча путем его остановки действительно создают картину прошлого, что уже создает интерес человека, не занимающегося шахматами, а это уже является для меня самой важной целью фильма-популяризация шахмат.
Итак, что же там с моей претензией, давайте же наконец обсудим и ее. А не понравилось мне в этом фильме то, что он оказался односторонним, все-таки сказалось то, что консультантом был Анатолий Карпов. В фильме показывают, как Анатолию Карпову всячески мешают вне игры: подкидывают змею, стригут газон ночью, отправляют кружить вертолет на домом Карпова, не давая ему выспаться. И в этот момент мне становиться смешно и в тоже время грустно. Смешно от того, что этими сценами авторы выставляют советский союз белым и пушистым, но как такое вообще можно представить, что мешают вне игры именно Карпову, за спиной которого весь советский союз, а не Корчному, который был изгоем-одиночкой. Виктор Львович с трудом набрал себе команду, какая здесь может быть речь о таких финансовых операциях, как полет вертолета. И это меня действительно задело, ведь против Корчного была мощная анти-агитационная компания. Его фамилию нельзя было называть, его называли в газетах кандидатом, похоже на что-то, да? А ведь семья Корчного оставалась в советском союзе, сына отчислили из университета, посадили на 2.5 года в тюрьму. Корчной в будущем даже обращался к русской мафии, чтобы те помогли с переездом семьи, но этот так, забавный факт. И вот в фильме Корчной предстает неким злодеем, человеком, сошедшим с ума. И для меня это как-то неприемлемо оставлять такое впечатление о покойном Викторе Львовиче. Ведь его судьба, на самом деле, сложилась интересной и сложной. Он пережил блокаду Ленинграда, не боялся высказывать свое мнение, что в советское время сильно каралось, покинул родину, подвергался травле, был человеком трудолюбивым, смелым и сильным, ведь он сражался по сути в одиночку. И многие скажут, так фильм-то художественный, но разве вы не сделали выводы о своем отношении к главным героям фильма, перенеся их на реальных людей? Этот я вопрос оставлю открытым, ведь для каждого своё, но если захотите посмотреть на эти исторические события с разных точек зрения, то очень рекомендую к просмотру интервью Гордона, взятого у Корчного.
Вопрос, заданный мною выше я оставлю открытым, ведь для каждого свои принципы, свое отношение к таким вещам и навязывать свое я ни в коем случае не хочу. В заключении лишь хочу поблагодарить команду за проделанную работу, за снятый фильм, ведь картина будет вызывать интерес к этой замечательной игре, ведь шахматы- это круто!
Это непросто чемпионат по шахматам, тут сталкиваются СССР и Запад
Это шикарный новогодний подарок от продюсерской компании «ТриТэ» Никиты Михалкова. Я даже не ожидал, что чемпионат по шахматам может быть таким напряжённым и таким зрелищным. И самое главное, что это фильм с Константином Хабенским. После «Ночного дозора» (2004) и «Дневного дозора» (2005) я так ждал, что у Хабенского будут ещё такие же мощные блокбастеры. И вот в 2020-м вышел фильм «Огонь», и сейчас на новогодние праздники вышел этот блокбастер от студии «ТриТэ». Хабенский прекрасного играет Корчного, а его попытки давить на соперника великолепно передаёт камера. Режиссёр передаёт напряжение чемпионата мира по шахматам в 1978-м году. Это непросто чемпионат по шахматам, тут сталкиваются две системы — Советский Союз и Запад. Актёр Иван Янковский великолепно играет «бумажного чемпиона» и всю советскую школу шахмат.
Чтобы получить истинное удовольствие от картины, её желательно смотреть в кинотеатре на большом экране. Хабенский великолепно играет шахматиста, который обязательно должен подавить психологически соперника. Продюсер Никита Михалков, как всегда, порадовал зрителя на новый год. Очень жалко, что с Хабенским так мало выходит фильмов-блокбастеров. Фильмы «Огонь» (2020) и «Чемпион мира» (2021) говорят: «Хабенский — звезда, и он может собирать кассу». В фильме идёт противостояние СССР и Запада, но всё равно Карпов и Корчной — это всё советская школа шахмат. Ещё очень понравилось, что в фильме звучит песня Ротару «Темп». Это незаслуженно забытый хит от Ротару.
Композитор Васильев хорошие подобрал треки для передачи напряжения этого шахматного чемпионата. Я в полном восторге от этого фильма. Для меня это шикарный подарок на новый год от Никиты Михалкова.
Режиссёр Сидоров добавил спецэффекты качества 4K. Да, это мощная картина, которую надо обязательно смотреть только в кинотеатре (просто, чтобы почувствовать напряжение между шахматистами).
Мне фильм скорее понравился, но есть моменты за которые его стоит пожурить. Это зрелищный фильм о шахматах, что роднит его с Ходом королевы и в реальности за шахматами отнюдь не так интересно наблюдать. Мне кажется, что это не столько заслуга кинематографистов, сколько стоящее за шахматными партиями политическое противостояние. Именно битва двух империй стоящих за шахматистами и создает этот нереальный накал страстей.
Сюжет годный, он получился таким во многом благодаря реальной основы у истории. Кто бы мог подумать, что гроссмейстер сбежит из страны, откажется возвращаться, да еще и станет играть против своих же? Дальше больше, матч проходил на Филиппинах. Это было и в реальности. Шахматная битва длилась 69 дней, большую часть из которых шел ливень - это сводило членов советской делегации с ума. Давление было колоссальным.
Актеры мне тоже понравились. Янковский мне запомнился еще по роли в сериале по Глуховскому 'Топи'. Тут он тоже хорошо играет. Не идеально, но хорошо. Хабенский тут просто высший пилотаж актерской игры показывает. Очень вдумчиво и сильно, веришь в происходящее. Когда дед рассказывал про Корчного, то именно такой образ я рисовал в своей голове.
Снято всё в темных тонах, есть нагнетающая динамика. В общем, атмосфера в фильме есть и местами хочется паниковать и срываться вместе с героями.
Это средненький фильм, но мне нравится тренд, который взят отечественным кино. Сделано очень душевно и должно вдохновить многих ребят ходить на шахматы.
При написании рецензии использованы материалы нескольких интернет-порталов, где опубликован разбор партий матча за звание чемпиона мира по шахматам 1978 г., а также мемуары Виктора Львовича Корчного (1931 - 2016) и интервью с Анатолием Евгеньевичем Карповым (р. 1951)
Обычно рецензии к фильмам пишу я по вдохновению. Здесь иная ситуация. Я сам немножко играю в шахматы, а чемпионов мира могу перечислить по памяти в хронологическом порядке с Вильгельма Стейница по Владимира Крамника включительно, потому что дальше начались какие-то непонятные мне сложности с масштабом соревнований и присвоением звания. Ну ладно, не суть. Я к тому, что об этом вот фильме перед самим собой просто не мог промолчать!
А что тут сказать?.. Сходил я на него поздно, уже под занавес проката. Ожидания возлагал сдержанные. Историю противостояния Анатолия Карпова и Виктора Корчного знал в общих чертах без деталей.
Вот как мне разобрать этот фильм? Как историческое произведение или как художественное? Могу попробовать с разных призм, хотя вдохновение мне почему-то отказывает.
Общее впечатление такое, как будто со стороны творческой группы не было допущено никаких грубых ошибок, которые вызвали бы ответную грубость с моей стороны, как со стороны зрителя. Можно провести аналогию с шахматной партией, которая ничуть не напрягла и всецело удовлетворила обоих игроков, но не зацепила ни болельщиков, ни аналитиков. Но чтобы зрительское мнение как мнение автора рецензии на Кинопоиске имело какой-никакой вес, придётся примерить на себя роль искушённого зрителя. А фильм этот я б не сказал, что чем-то особенно сильно меня искусил.
Ну мне, конечно же, не могло не понравиться, что к шахматной составляющей создатели фильма отнеслись очень бережно и уважительно. В каждый момент времени на доске фигуры были расставлены с точным соответствием какой-то из зафиксированных реальных партий того самого матча. Будь то два чёрных коня ('мхедрули' - этот термин принадлежит шахматному композитору Гиа Надареишвили), финальная партия (о ней разговор отдельный) и даже зевок ферзя в сеансе одновременной игры. Правда, в реальной жизни юный Карпов 'простил' таким образом не Корчного, а Ботвинника. Но и Ботвинник этого тоже не оценил.
Ну и ещё буквально два слова: я не уверен насчёт змеи в кровати и насчёт звонка жене. Карпов, кстати, и сам признавался, что во время поединка с Корчным в 1978 году ещё не был женат, но я совсем не об этом. Вот этот ход 'e5' в защите Уфимцева, на котором заостряют внимание зрителя в завершающей партии, пятнадцатью годами ранее просмотрел в Кисловодске за чёрных сам же Михаил Нехеймьевич Таль! Так неужели он не вспомнил бы эту партию для Карпова, если бы тот попросил напомнить ему?!
Остальное, если верить воспоминаниям Карпова, всё так и было. И спать он не мог (или правда не давали?), и менталистов всяких приглашали с обеих сторон. Понятное дело, Корчной в своих воспоминаниях, комментирует все эти выходки по-другому. Рассудить уже некому, в фильме всё показано как из песни слова не выкинешь. Про йогурт вот только не показали - был эпизод, о котором реальный Корчной в своей книге воспоминаний с уверенностью предположил, будто Карпова кормили наркотиками. Вполне можно было экранизовать в фильме эпизод из мемуаров, где повар Карпова и жена Корчного готовили ему в одном помещении. Для Карпова - йогурт, а для Корчного - чёрную икру.
Это, пожалуй, всё, что я смог разглядеть через историческую призму. В конце концов не биограф же я ни Корчного, ни Карпова. Перейду к художественному аппарату анализа, если можно так выразиться.
Обе главные роли - здесь вообще ноль претензий! Хабенский гениально играет. Он даже лучше Янковского, который всё-таки на его фоне менее динамичен. По большому счёту, их актёрская игра-то как раз и раскрашивает картину. Да, Корчной в фильме - дьявол, сатана, демон с чёрным нимбом и кто хотите. Но я предложу иную трактовку такой явно авторской окраски исторического образа шахматиста! Я думаю, создатели фильма хотели показать, кем был Виктор Львович Корчной в глазах граждан СССР того времени! Как его видели, как к нему относились. Особенно те, кто следил за шахматами. История, конечно, умалчивает о разговоре Карпова с Корчным в неформальной обстановке (сцена с петушиными боями), но отвергнутое рукопожатие перед одной из партий матча реально было.
Образ персонажа Вдовиченкова... о нём мне неинтересно писать. Спишем на законы жанра. Азазелло Филиппенко в роли Брежнева как будто бы отрабатывает номер, хотя внешне вроде похожим сделали.
Ну и что получится, если убрать драматургические же допущения и чётко следовать букве документов? Очень скучный фильм, непонятный далёкому от шахмат зрителю. Я уже объясняю очевидные вещи - разницу между документальным кино и художественным. Да и к матчу как к историческому событию создатели фильма явно относятся с большим уважением!
Только вот зрителю знаете, что непонятно? Зрителю непонятно, почему Фишер отказался от поединка с Карповым. В фильме не озвучиваются условия, которые он выставил. Но здесь опять же идёт отсылка уже к исторической личности: этот отказ до сих пор считается очень мутной историей, которую списывают на специфику Бобби Фишера как человека.
Ну что тут ещё добавить?.. Линия Добронравова-старшего (Карпова-старшего)?.. Чтобы обойтись без спойлеров, прокомментирую так: создатели фильма здесь сделали всё возможное и невозможное, чтобы не порезаться острой гранью между исторической реальностью и художественным вымыслом. Зритель в таких случаях, как правило, остаётся в недоумении. Выходом из ситуации мог быть финальный титр, описывающий закадровые события, но это уже немного не тот почерк и не тот стиль.
На этом закончу, пожалуй. Не знаю, какую поставить оценку. '7' незаслуженно низко; '8' вроде достаточно, но как будто без блеска; '9' как будто заслужил, но тогда получается, что ему всего одного балла в моих глазах не хватило до '10', а '10' я предвзято ставлю только своим самым-самым любимым фильмам. И вообще '10' это всегда предвзятая оценка. Ладно, я добрый и в шахматы играть вроде немножко умею.
9 из 10
P.S. Если верить опубликованным интервью, то Анатолию Евгеньевичу Карпову этот фильм в общем и целом понравился и даже всколыхнул воспоминания о том, как оно было на самом деле. Особенно, кстати, ему понравился здесь Корчной.
Это прекрасный фильма, который я бы показала своим детям и внукам!
Я получила огромное удовольствие от просмотра не думала что фильм о шахматах может держать в таком напряжении! Пусть многие ругают это фильм за идеологизированность, мне плевать! Это прекрасный фильм, который вдохновляет, после которого хочется жить и творить, он надет правильные ориентиры! Это зрелищно, это мощно, это сильно! Браво команде! Браво актерам!
И пусть я не очень люблю Никиту Михалкова, но он УМЕЕТ снимать сильные патриотические фильмы, которые я бы показала своим детям.
Иван Янковский стал для меня открытием! Как он великолепен в своей сдержанности, как аристократично элегантен, это то, что восхищает в мужчине: интеллект, твердость характера, быть выше мелочных разборок, держать лицо и не показывать боли, страха, неуверенности и в то же время ему ничто человеческое не чуждо, как нежно и трепетно он любит и почитает родителей, он способен сорваться и попросить прощения, он презирает предательство, но он способен дать второй шанс, он умеет любить не только шахматы.
Да для циников это все - романтические сопли, и пусть. Я, как женщина, голосую за прекрасный актерский образ. Я почти влюбилась в Ивана Янковского, и теперь хочу знать все об Анатолии Карпове. В 78 году я еще не родилась, но фамилии Карпова и Каспарова помню из новостных выпусков моего детства. И теперь, видимо, пойду изучать историю великих советских шахматистов.
Обожаю и люблю всей душой Константина Хабенского еще со времен Ночного Дозора, но была поражена ему в этой роли! Как виртуозно он тут сыграл мерзавца и негодяя! Не знала бы его по другим ролям, не знала бы о фактах его жизни, поверила бы, что это его истинное лицо. Браво!
Очень понравился ход с компьютерной графикой, когда показывают, как работают нейронные связи….о это очень здорово!
И музыка, как она прекрасно соответствовала развитию сюжета, как нагнетала, как иллюстрировала смятение, напряжение, надрыв, страх, боль! Тот случай, когда ты даже не осознаешь, как сильно музыкальный фон влияет на настроение. И этот момент, когда играет «Мелодия любви» и Карпов уже понимает, что вот настает тот долгожданный заветный миг, что все идет так, как он просчитал…он уже понимает, что он близок к заветной победе, но в это миг в его душе не победные звуки труб, не праздничный марш, не рокн-ролл, а такая грустная лирическая тонкая «Мелодия»…и выражение его лица, весь этот образ такого утонченного аристократичного интеллектуала…ооо, это же бальзам для всех измученных женских сердец.
Спасибо вам создатели фильма за это многообразное удовольствие для души, для ума, для сердца, для глаз и ушей! Вы большие профессионалы! Вы вдохновители! Вы творцы!
Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом.
К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной.
В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши.
Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому.
Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!
Давно хотела посмотреть фильм Чемпион мира на большом экране, ждала выхода и вот дождалась. Посмотрела сегодня в кинотеатре и сталось приятное впечатление от фильма.
Трейлер изначально зацепил, ведь в фильме подобран невероятный каст. Молодой Иван Янковский в роли Анатолия Карпова, невероятный Константин Хабенский в роли Корчного, и прекрасная Диана Пожарская (нравится мне она еще с сериала Отель Элеон) в роли супруги Карпова. Ну и конечно совместная жизнь актеров, подогревала интерес к фильму.
Про Карпова слышала, но в шахматах и в ходах вообще ничего не понимаю, но от этого фильм не стал скучным, напротив после просмотра захотелось заглянуть в Википедию и почитать исторические факты и сопоставить с фильмом.
Фильм конечно и биографичный, но есть некоторые нестыковки, и авторы показали свою версию и свой взгляд на те события. Вместе со спортивной борьбой шахматистов, мы увидели застоявшуюся систему в СССР, когда шаг влево шаг вправо было равноправно расстрелу. Конечно при Советской власти работали на результат, но не всегда учитывали интересы людей. Видимо поэтому и противник Карпова - Корчной решил эмигрировать за границу. Конечно были и плюсы и минусы, но не нам судить, ведь мы не жили в той стране и нам не чем сравнить.
Но сейчас не об этом. Фильм снят вполне ничего. Хорошие визуальные эффекты в виде превращения шахматной доски в поле боя. Ведь для шахматиста игра - не просто очередная партия, а поле для сражения, где есть пешка, конь и даже король. Нужно так играть и передвигать фигуры, чтобы предугадывать как пойдет противник. Конечно кто разбирается в шахматах, это отличное наглядное пособие хотя бы иметь представление как играть.
Про актерскую игру. Конечно мастерство проявило старшее поколение, думаю именно и они вытянули фильм. А именно Хабенский, Добронравов, Сухоруков, Кот. Ну как-то хорошо они вписались и внешне и скоростью речи, которое присуще тому времени. Ведь неспроста старшее поколение говорит, что мы разговариваем слишком быстро. Так и поначалу Иван Янковский немного был как будто не оттуда. Только в середине фильма немного сошлась картинка, уж слишком он выглядел молодо на фоне всех актеров, хотя внешне я скажу очень хорош.
Ну и конечно не забыли авторы в фильме показать и нотку патриотизма. Не зря прошло финансирование Фондом кино, студией 3 Т и другими компаниями, которые фигурируют вначале фильма. Ведь как бы не было плохо на Родине, и какая бы не была система, ты все равно должен любить страну где живешь и где родился - так нам говорят авторы. Но каким бы ты не стал в будущем, все наши способности и навыки идут из детства. Так и маленький Толя благодаря упорству и отцу ходил на шахматы и стал молодым гроссмейстером и прошел невероятную шахматную карьеру, которая несомненно требует огромных умственных и моральных трудозатрат. Нужно воспитывать в себе чемпиона еще с малых лет, и думаю результат не заставит вас ждать.
Ну а вы наблюдайте за Чемпионом мира на экране и делайте каждый свой вывод. Но посмотреть хотя бы один раз думаю стоит, приятного просмотра.
Рада, что успели посмотреть фильм именно на большом экране, он этого заслуживает! Визуальное удовольствие. Дети, посматривающие периодически разборы полетов от Bad Comedian'a, ехидно просили нас рассказать потом, какая она, 'ПРАВДИВАЯ ПРАВДА' из 'секретных документов' главного патриота страны Никиты Михалкова. И здесь, действительно, не обошлось без вопросов. Весь фильм сидишь, получаешь удовольствие, а сам думаешь - и сколько тебе наврали? Что из показанного - не 'ради красного словца', а, действительно, - экранизированные факты?
Вытягивает на себе весь фильм Хабенский, как он хорош даже в роли мерзавца!.. Янковского (молодой Анатолий Карпов) я как-то в этой роли не разглядела: сценаристы, кажется, делали ставку на его лицо. И не прогадали. Как в советском анекдоте: а ты ничего на сцене не делай, просто ходи: туды-сюды, туды-сюды. Вот Ваня и ходит. И грустит. Задумчиво смотрит вдаль. Ссорится с женой. Истерит. Делает гениальное открытие в шахматах. Очень патриотично смотрит на флаг Родины... И всё это с одинаковой мордой лица. Но при этом ну очень красивый такой!..
Из полезного: после просмотра я первым делом полезла в сеть рыть всё, что возможно, о жизни Карпова. Увлеклась. Интереснейшая личность, этот Карпов! Муж начал читать его биографию, охотно зачитывает понравившиеся моменты. Правда: написано легко и увлекательно, с юмором, но чувствуется огромный жизненный опыт и мудрость не зря прожитых лет. Рекомендую!
Вот момент оттуда:
'Какими словами можно сообщить матери, что ее ребенок сейчас умрет, – представить не могу, но как-то она это сказала…
В то время были еще живы обе мои бабки – и по материнской, и по отцовской линии. Надо полагать, они были женщины не только набожные, но и решительные. Как это так – хоронить некрещеного ребенка! И они настояли, чтобы крещение состоялось немедленно.
Был ноябрь. Ночью выпал снег. Заутреня кончилась давно, церковь успела выстыть. Как говорили очевидцы, только что пар изо рта не шел. Можно представить, какой была вода в купели.
Бабки знали попа и изложили ему ситуацию. А поп оказался бывалым. «Все сделаю, как надо, – сказал он, – а там Господь рассудит». И он окунул меня в купель с головой, да еще и придержал под водою – чтобы искусственно задержать дыхание.
Стресс получился на славу. Я заорал на всю церковь, поп засмеялся: «Будет жить!» И действительно, пена и кашель прекратились, словно их отрезали, и я в несколько дней поправился.
Вот такое чудесное исцеление.(...)
'В советское время я был одним из немногих счастливчиков, который мог в любое время без дозволения встречаться с иерархами церкви. Хорошо знал патриарха Пимена, часто общался и с ушедшим патриархом Алексием II… Убеждён: если бы у нас не было православной церкви, страна давно развалилась бы на мелкие кусочки. Общие моральные устои остались только там» (с)
Еще зашли документальный фильм 'Все ходы записаны' и интервью с Познером.
Обобщая, с уверенностью хочу сказать всем хейтерам, орущим про 'патриотическую клюкву' и отмытых на госзаказе деньгах: мем 'ЕСЛИ БЫ Гагарин полетел в космос вчера' - это про вас.
Да, когда после фильмов 'на реальных событиях' смотришь интервью героя войны Девятаева или гения Карпова, читаешь одноимённую книгу 'Движение вверх' или изучаешь материалы о Тарасове и Харламове, возникают вопросы. Но они ВОЗНИКАЮТ! Эти - не без ляпов и пафоса - ленты всё-таки цепляют, побуждают узнать о Нашей истории. Самим узнать и сделать выводы. За одно это даже - спасибо. Отечественный кинематограф начинает радовать!
Не идеально, но смотреть можно, а реальную историю знать нужно)
Фильм нельзя было снимать по клише 'победа наших в спорте', хотя Хабенский и Янковский во многом спасли фильм. 1. Очень однобокий образ Корчного. А ведь по его судьбе можно отдельный фильм снимать. Местами сюжет как будто писали по передовицам «Правды». При чем тут победа СССР и соответствующая пафосная сцена с флагом, если Корчной - блокадник и 100% продукт советской шахматной школы. Хотели победить американца Фишера, а победили кого? В то время такова была «линия партии», но в наши дни такой примитив не всем интересен! Да, в те годы политическая истерия с Фишером, а потом с эмигрировавшим на Запад Корчным задрали ставки до предела и сделали невиданный «хайп» шахматам. Но в первую очередь это была Большая игра со сверхставками на кону и великими, хотя и очень разными, игроками.. Хабенский сыграл отлично, и это еще более увеличивает досаду от того, что интересная тема не раскрыта неполноценным сценарием. 2. Команда Карпова в сценарии - вообще ни о чем. Чем они занимались в Багио, пили водку на пляже? А, например, легенда шахмат и крайне остроумный человек в жизни Михаил Таль не произносит в фильме почти ни одного слова! 3. Спецэффекты - распил бюджета и зря потраченные деньги и экранное время. Это была великая история и игра, а не сюжет из Гарри Поттера. Очень много 'пленки' потрачено на изображения 'дерева вариантов' в мозге Карпова, это нам зачем? Вы уверены, что шахматисты видят это так? Спросите любого перворазрядника...4. Янковский сыграл хорошо. Но вместо фрагментов личной жизни Карпова с достаточно банальными сюжетными ходами, можно было бы показать его другую сильную личностную сторону - в качестве эффективного переговорщика. Он то, в отличие от Виктора Львовича, грамотно 'хакнул' советскую систему. Резюме: для тех кто знает мало об этой истории или не знает совсем - можно рекомендовать в надежде, что потом проснется интерес к описанию реальных событий.