К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Неотвратимость судьбы и одновременная возможность менять своё будущее — на двух крайностях усиживается «Легенда о Зелёном Рыцаре», ведь по сути это две стороны одной монеты. Даже постеры с Девом Пателем, где он снят лицом в камеру и со спины, говорят о своеобразном дуализме, пронизывающем всю картину.

Редко фильмы, которые идут по 2 часа, бывают одинаково интересными и увлекательными на протяжении всего хронометража, но эта лента почти приблизилась к этой элитарной категории продолжительных и захватывающих кинолент. Очень долгая экспозиция, порядка 30-35 минут — самая скучная часть, которую надо просто пережить, может даже попытаться насильно раствориться в действии: есть стойкое ощущение, что длительность первого акта превышена в 1.5-2 раза. Но вот пришёл Зелёный Рыцарь, обратный отсчёт пошёл, и год для Гавейна прошёл так же быстро, как для зрителя, и ему уже надо собирать вещи и отправляться в опасное путешествие на поиски зелёной часовни, чтобы доказать свою честность и ответственность и принять то, что должно. Во время приключений, организованных по бесшовно переходящим из одной в другую главам, наш герой оказывается обобранным до нитки, встречает лису, знающую несколько языков, видит гигантских титанов и живёт в замке у приятеля, и всё это время его воля к жизни и решительность двигаться дальше подпитывается преследующими его скелетами, которые он время от времени видит на своём пути — не хотелось бы стать таким же. Гавейн проходит через множество испытаний, но одновременно с этим лента бедна на второстепенных персонажей, коих здесь можно пересчитать по пальцам одной руки.

Кажется, это кино очень любит противоречить себе, запутывать зрителя и запутываться самому. Ясно, что в фильме есть магия, но иногда действие более похоже на галлюциногенный припадок главного героя, чем на реальное фэнтези: лента хочет, чтобы зритель так думал, иначе незачем было бы показывать, как Гавейн ест очевидно несъедобные грибы. И тут, когда экватор уже пройден, Леди спрашивает главного героя: «А ты веришь в магию?» Казалось бы, такой странный и глупый вопрос, но для зрителя он всё же на время ставит под сомнение веру во всё сверхъестественное, что происходит в фильме. Зелёный цвет здесь то символ всего живого, то всего, что остаётся после жизни. Такая же риторика касается Зелёного Рыцаря: он вроде бы и настоящий «рыцарь», как можно догадаться, а вроде бы и дикий хищник, без капли святости и гуманности. Что бы не было заявлено в картине, она обязательно заложит в зрителе сомнение касательно этих заявлений, превращая действие в «игру», забаву, предложенную Зелёным Рыцарем.

В таком положении, герой подходит к устрашающей и вселяющей надежду зелёной часовне, где ни он, ни зритель не знают, что же ждёт их в финале. На протяжении всего фильма терзают вопросы, что же всё-таки там случится. Может Зелёный Рыцарь и правда пощадит персонажа Дева Пателя, ведь он прошёл такой путь, столько всего пережил, что он просто не может просто так умереть? С другой стороны, пари есть пари и в этом и есть его смысл, чтобы герой научился принимать судьбу, которую он сам же себе выбрал, и всё должно случиться ровно так, как и было обещано. И столько же вопросов по ходу произведения встаёт к протагонисту: сможет ли Гавейн не дрогнуть в ключевой момент, или сможет ли выбраться живым, не получив клеймо позора или психологическую травму на всю жизнь? Незаметно кино прорабатывает все эти темы, чем оно и прекрасно: вставить кучу образов, которыми любители головоломок обязательно займутся со всей серьёзностью и дешифруют все заложенные смыслы. Кино часто критикуют за отход от исконного сюжета, однако такой свежий взгляд здесь очень даже уместен, тем более, что на главный твист всё равно есть некоторые предпосылки и как же я рад, что они так и остались скрытыми.

По-моему, это один из самых «рыцарских» фильмов из тех, которые вообще были сняты. Здесь герой не просто слепо следует кодексу и его честь непоколебима, его не терзают любовные страдания. Более того, наш герой вообще не рыцарь, он лишь пытается им стать, доказать окружающим и самому себе, что он вполне достойный человек, причём в первую очередь — человек, а уже потом достойный. Вы можете здесь увидеть типичный сюжет о преодолении трудностей и проверок, но такое преодоление скорее похоже на историю в «Выжившем», только без лишней претенциозности. И действительно, возникает ощущение, что призрак «Выжившего» блуждает по всем лесным сценам, по молчаливым долгим кадрам и смотрит на изнеможённого главного героя, возможно, даже про себя говорит: «слабак...» Более того, этот дух напрямую ощущается в картине, как минимум во втором акте, только вместо суровой зимы здесь скорее мягкая осень, даже несмотря на то, что действие происходит в декабре.

Сложно полноценно описать «Легенду о Зелёном рыцаре», ведь во многом это одновременно типичная картина, но и уникальная. В ней не чувствуется пустой претенциозности, скорее режиссёр просто берёт и использует те средства, которые считает нужными для той или иной сцены, уделяя много внимания деталям. Это не такое фэнтези, к которому все мы привыкли, оно куда более неоднозначно и наполнено кучей смыслов, переплетённых и зарифмованных некой тёмной материей, не доступной для обычного или поверхностного познания. Возможно, на фильм можно наложить известное изречение стоиков: «Делай, что надо, и будь, что будет».

8 из 10

09 марта 2022 | 22:47
  • тип рецензии:

Есть великолепная гравюра 1470 году, созданная примерно в те же времена, когда был написан оригинал легенды о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре. Она была создана в Германии и называется «Благочестивый человек на смертном одре». Сюжет гравюры прост: на кровати с умиротворённым лицом лежит умирающий человек и рядом стоящий ангел принимает его душу, а вокруг ложа скачут бесы — злые, пугающие, провоцирующие. Но нашему герою все равно — человеку умеющему умирать не страшны исчадия ада.

Как правильно принимать свою смерть — таков основной смысл данного шедевра далеких эпох. И таков смысл гениального фильма Дэвида Лоури «Зелёный Рыцарь». И именно так уходит из жизни великий Артур, в чьи глаза Гавейну больно смотреть, осознавая свою противоположность. Мы сами можем сочинять песни о нас, никто не расскажет правды. А если уж идти до конца и быть честным с самим собой, то уже бесповоротно — не оставлять честь, не предавать обещания, не терять голову. Лишившись чести — лишишься и спокойной жизни; а зелёная часовня когда-нибудь все равно доберётся до нас, в каких бы замках мы не прятались.

Никто никогда не расскажет нам, о чем же оригиналы текстов, что они означали для современников, какую роль играли в их жизнях. Существуют провалы между реальностью и метафорами, религией и историей, между тем, что мы понимаем и тем, что действительно существует. И если отдаваться этим провалам, то могут происходить действительно прекрасные вещи, где смыслы дрейфуют, где есть место магии и чудесам и настоящим легендам. Именно таков оригинал, и именно таков «Зелёный Рыцарь» 2021 года. В версии Лоури с великолепным Дев Пателом в главной роли делается попытка расшифровать и разгадать древнюю сказку с максимальной долей уважения к оригинальному тексту, но при этом и приоткрыть часть мистики для современной аудитории, для чего предпринимаются несколько отличных сценарных решений.

У Жан-Поль Сартра есть рассказ «Стена», в котором главный герой ставит вопрос о том, что неважно, когда умирать, если все равно умирать. Так в чем смысл этого всего? Альбер Камю со своим уже абсурдизмом готов ответить — в самом пути. Тот же ответ мы видим и в самих историях о рыцарях, о великолепных приключениях древних героев. Но у нас тут история про Гавейна, который ещё не стал рыцарем (и это сценарное решение, ведь в оригинале он уже рыцарь) и отправляется в путь, дабы испытать себя, дабы сидеть с честью с легендами своего время, дабы рассказать свою историю, достойную самого Артура. И в этом пути он — как и все сказочные герои — встречается с розного рода невероятно символическими испытаниями. И в самом конце встречается перед выбором, который всегда встречается в жизни в ситуации, подобной вышеописанной гравюре.

Чтобы полностью проанализировать эту картину, потребуется куда больше места, чем позволяет Кинопоиск. Эту невероятно поэтическую, медленно текущую картину надо смотреть самостоятельно, чтобы открывать и открывать для себя невероятно много ценного. Наслаждаться великолепной операторской работой, интересным монтажом, потрясающей музыкой. На этот фильм надо идти обязательно.

Там запрятано так много. От религиозного — как подобает жить христианину. Ведь события истории разворачиваются незадолго после падения Восточной Римской Империи, когда христианство только приходило в те земли, и существуют прекрасные характерные для того времени сплетения местных мифов и христианских символов — примерами этого служат как реликвии того времени, вроде изображений в Линдисфарнском Евангелии, так и сам текст легенды о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре. Даже существует феминистическое прочтение, которому и в фильме отдаётся дань уважения — ведь единственные персонажи, которые по-настоящему все понимают и создают по сути всю историю — женщины, в руках которых мужчины подобны марионеткам.

Фильм Лоури не только не делает историю скуднее, перенося на экран, а добавляет смыслов, делает многограннее и глубже. Это действительно хорошее кино, которое надо смотреть.

10 из 10

06 сентября 2021 | 07:46
  • тип рецензии:

Фильм Дэвида Лоури основан на одной из самых известных средневековых новелл серии «Рыцари круглого стола»: «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Эта история случилась под Рождество. Гавейн - рыцарь и племянник Короля Артура. Славный парень, любимец женщин и кутила. Только вот не герой. Нет у него багажа историй, которыми можно поделиться за круглым столом. Негоже такое рыцарю и наследнику Артура. Переживает Гавейн, переживает его мать (волшебница, сильно смахивающая на Моргану), переживает король, переживает королева. Все хотят помочь, подтолкнуть рыцаря к его судьбе. Какой судьбе? Судьбе рыцаря, героя, того, о ком сложат легенды. Ощущение, что не сам человек порождает за собой легенды, а сами легенды определяют человека. Судьба идет на встречу. Появляется муж, покрытый древесной корой. Он и есть – Зеленый рыцарь, который предлагает собравшимся ударить его мечом, однако через год им придётся держать равный по силе ответ. Все молчат. Они и так герои. Они уже не молоды. Сам король был рад, но он старец и уже просто миф, а не рыцарь. Все очевидно. Только Гавейн. Он и бросает вызов и отрубает гостю голову. Тот же поднимает ее и уносится прочь, крича и смеясь. Он ждет встречи через год в Зеленой часовне для ответного удара. Год пролетел быстро. Жизненный круг проскользнул через череду хвалебных речей, попоек, восхищения мирян, кукольных представлений. Еще один герой. Благородный рыцарь Гавейн и уже его собственная легенда о Зеленом рыцаре. Но то сказка, а есть жизнь. В ней надо платить и возможно самой высокой ценой – жизнью. Все ждут, мир ждет. Ему нужны герои, а не трусы. Артур шепчет: «помни – это все игра». Да игра, но кто сказал, что игры менее реальны, чем жизнь. Игра становится судьбой, как только ты вступил в нее. Рыцари становятся заложниками своего предназначения пусть даже они этого не всегда хотят. «Зачем быть великим, если можно быть просто хорошим», - шепчет Гавейну Эссель, возлюбленная простолюдинка. Отвечу за него - не всем этого достаточно. Отрубил голову, вступил в игру и твоя жизнь уже не может быть простой.

Гавейн пускается в путь. Встретит он много бед, препятствий и не все он пройдет достойно. Наш рыцарь немного трусоват и нерешителен. При этом он благороден и чист в помыслах. Вполне нормальный коктейль для хорошего человека, но не для идеального рыцаря. Он почти погибает, помогает умершей деве, почти поддается соблазну с чужой женой (изощренная порочная игра Алисии Викандер, исполнившая в фильме две роли), отдает похищенный поцелуй обманутому мужу (здесь режиссер отдает дань гомосексуальным мотивам, присутствовавшим в отдельных трактовках легенд о Рыцарях круглого стола) и достигает цели. Зеленый рыцарь дождался и готов нанести удар. Готов ли его принять наш герой? Ответ на этот вопрос и составляет смысл его жизни. Фактически наш рыцарь прошел полный жизненный круг: от момента Рождества (начало и конец истории происходит именно в этот главный христианский праздник) и заканчивая своей возможной смертью. Круг имеет принципиальное значение в фильме и, конечно же, в самой истории. Повествование идет по кругу, год замыкает круг, зеленый охранный пояс, полученной от Леди-хозяйки замка, образует круг, все рыцари Камелота сидят за круглым столом. Сама история наполнена символами и смыслами. Так, зеленый цвет вынесен в заглавие истории и противопоставлен всем другим цветам. В фильме устами Леди, хозяйки замка, дано объяснение силы 'зеленого'. Это цвет, который дает жизнь и ее же отбирает. Он сильнее всех других цветов. Гавейн надевает зеленый пояс и склоняет свою голову перед Зеленым великаном. Перед концом красным всполохом у рыцаря возникает видение иной жизни, которая могла бы быть. Явная отсылка к фильму «Последнее искушение Христа» Скорсезе и христианской идеологии. Рыцарь приобретает черты мессии, которому уготовано великое и страшное будущее в противовес простой земной жизни. Гавейн проживает этот миг, равный целой жизни, и приходит к другому концу, который ему не предназначался. Ужас осознания неотвратимости судьбы и помогает принять решение. Зеленый ведь всегда побеждает.

Режиссер, на мой скромный взгляд, не смотря на некоторые отхождения от канвы истории, попытался донести до зрителя отдельные признанные трактовки мифа. Здесь есть и прямые отсылки к христианству с его поиском чистоты и нравственной основы жизни человека, его служению духовному идеалу. Гавейн должен пройти все искушения (тщеславие, распущенность, предательство, похоть) и принять свою судьбу. Путь к Зеленой часовне – Голгофа. Есть и обращение к истокам феминизма. Женщины в фильме выполняют не просто роль подруг/спутниц героя. Они искушают мирской жизнью или наоборот пороком (не случайно обе роли играет одна актриса). Мать Гавейна, не то колдунья, не то добрая волшебница, и Королева подталкивают его к реализации великого предназначения. Чем Вам не история падения Адама и Евы. Женщины провоцируют, искушают и спасают героя. Есть в фильме и взгляд на историю с позиции современности. Каков смысл в рыцарском романе? Идея «рыцарства» имеет значение для нас или это просто покрытый зеленой плесенью артефакт ушедшей эпохи? «Помни – это все игра» - напоминает нам режиссер устами дряхлого Артура (да Артур ли это). Возможно, мы читаем эти романы, смотрим прекрасные гравюры, слушаем оперы Вагнера и смотрим экранизации, также как ребенок играет в игрушечных рыцарей. Ответ здесь неважен. Главное задуматься.

Мне не хватает ресурсов и знаний, чтобы объяснить с технической точки зрения эффект, который производит фильм. Зритель входит в картинку и его самого как будто поглощает мир Зеленого рыцаря. Видения в кадре то пронзительно точны и ярки, то становятся туманом и неразличимыми тенями. Мы кружимся вместе с камерой по зеленому лесу на 180 градусов и проживаем за считанные секунды жизнь героя, а может быть и свою собственную. Мы падаем вместе с ним в ледяные воды и оказываемся в ином ярчайшем измерении. Гавейн не знает где явь, где сон. Не знаем это и мы. Все это продукт революционной студии А24, которая уже подарила нам визионерские шедевры «Маяк» (2019) и «Ведьма» (2015). Студия умеет давать жизнь внутренним демонам режиссеров и актеров. Да это попросту магически красиво.

Зачем вообще человечество складывает эти мифы, а потом через сотни лет ищет им объяснения. В тексте я попытался поискать ответ и даже нашел его для себя.

07 сентября 2021 | 14:33
  • тип рецензии:

При дворе знатного короля Артура рыцари и дамы приятно проводят время. Но смех на вечеринке умолкает, когда в зал врывается таинственный Зелёный рыцарь с требованием принять его вызов. Артур чуть было сам не смеет отвечать наглецу, но его опережает пылкий юный воин, сэр Гавейн. Смелый племянник Артура, преисполненный куртуазных добродетелей, вынужден подчиниться требованию пришельца в зелёном облачении. После шокирующего эпизода с мощным ударом, следствием которого является одна отрубленная голова, Гавейн оказывается втянут в путешествие. Теперь, ровно через год и один день, Гавейн получит удар в ответ, и всё решится. Но для начала ему нужно самостоятельно найти владения Зелёного рыцаря, для чего Гавейн пускается в дорогу...

Я шла на этот фильм, предвкушая встречу с экранизацией книги, ставшей для меня одним из лучших литературных впечатлений этого года. Ещё по трейлеру было понятно, что мало насыщенный событиями сюжет книжного источника в фильме будет разбавлен экшеном и магией. Что ж, никто не обещал, что следование книге будет стопроцентным, да и мне в целом сложно представить, как можно перенести на экран аллитерационный стих.

Композиция книги сильно связана, во-первых, с христианским мировоззрением, и, во-вторых, с симметрией, цикличностью. Люди Средневековья понимали время как движение по спирали, и путешествие Гавейна должно было уместиться именно в календарный год, чтобы подчеркнуть неизбежный круговорот времён года. На щите у книжного Гавейна была изображена пентаграмма — символ пяти христианских добродетелей и заодно замкнутая фигура. Отголоски этих тем мы наблюдаем в фильме — король Артур носит на шее пентаграмму, а на покрытых снегом дворах горожане смотрят за кукольным представлением по мотивам книги на фоне круга с нарисованными на нём разными сезонами.

Книга не была типичным рыцарским романом, скорее это был языковой эксперимент, где сами буквенные созвучия внушали читателю ощущение завершённости. Гавейн не был бесспорно героическим типом, его сомнения и слабости делали его более похожим на живого человека, чем на стандартного персонажа эпоса. Это тоже нашло отражение в фильме. Дев Патель отыгрывает более резкую версию Гавейна — не просто сомневающегося в себе, но откровенного трусоватого человека. Вынужденное путешествие не радует его. Он избегает зова судьбы, а лишения не прибавляют ему стойкости. Режиссёр Дэвид Лоури намеренно ломает кольцевую конструкцию романа, и вместо возвращения Гавейна домой с приобретённой мудростью выдаёт открытый финал, который сбивает с толку. Но, если книжный Гавейн на момент написания в XIV веке был ответом на приевшихся непогрешимых рыцарей, Гавейн из фильма 2021 года ломает стереотипы о героях вообще.

Самые близкие к духу книги эпизоды из фильма — это те, в которых Гавейн в одиночестве тащится через неописуемо красивые, но очень пустынные пейзажи. Анонимный автор романа не очень интересовался мистикой, оставляя её как бы на усмотрение читающего. Гораздо больше его волновали пустоши, отражающие отчуждённость героя, который движется к неминуемой смерти. Умирание и воскрешение природы: вот о чём говорит нам путь Гавейна.

Блистательная операторская работа сохраняет дух медитативности. Я примирилась с режиссёрскими уступками зрителю, хотя и не могу сказать, что согласна с ними. Я не совсем понимаю, зачем нужно было размыкать идеальную композицию, но такова уж воля создателей.

Это определённо фильм не для всех, он красив причудливой красотой и не стремится быть понятным. Гипнотическое блуждание нерыцарственного рыцаря по пустым полям, тема двойничества, молочно-белые великанши и магические животные — если вас не смущает подобный набор, то смело окунайтесь в это кино.

16 сентября 2021 | 15:39
  • тип рецензии:

Вспомним, чем более всего была заметна картина Дэвида Лоури – «История призрака» (2017) — A Ghost Story. Герой-призрак (Кейси Аффлек), застрявший на века там, где был его дом, весь фильм наблюдает за течением жизни, которая проходит мимо, а героиня Руни Мары около 11 минут сидит на полу и ест пирог. Смогли выдержать подобную «тягомотину» и понять, в чем художественный замысел? Тогда «Легенда о Зеленом рыцаре» станет настоящим подарком, особенно для визуалов. То, что сразу бросается в глаза зрителю: общая картина, игра света и теней, яркость и контраст, композиция кадра, шикарная операторская работа и мастерство монтажа. Невольно приходят ассоциации с фильмом Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» - Blade Runner 2049.

Фильм – киноадаптация довольно известного рыцарского романа «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», а значит, мы увидим не раз экранизированные, но переосмысленные испытания сэра Гавейна на верность рыцарским правилам или на их актуальность для героя.

Если заходит речь о рыцарях, то вспоминается присказка «без страха и упрека» - именно такими представляются рыцари Короля Артура. Однако на рождественском ужине в замке мы видим весьма погрузневших рыцарей и едва походящего на живого, пергаментного вида Артура, желающего услышать хоть какую-нибудь еще славную историю о подвигах. Но за круглым столом такие истории уже давно некому рассказать.

Многие критики оспаривают принадлежность оригинального романа к рыцарским ввиду отхода от самих канонов рыцарства: герой (Гавейн) предстает человеком, лишенным каких либо сверхспособностей, он не идеален, а человечен и реалистичен, противопоставлен застоявшемуся Камелоту и в целом рыцарскому укладу.

Гавейн (Дев Патель) в фильме еще не посвящен в рыцари. Беспутно проводит все время с куртизанками и вином. Роковая встреча с Зеленым рыцарем погружает героя в уныние, ведь на то, чтобы прославиться и не ударить в грязь лицом, ему остается один год. Но вот и настает тот час, когда будущий рыцарь должен отправиться в авантюрное путешествие, чтобы испытать себя и вернуться со своей славной историей, ведь он не может поступить иначе. А не может он поступить иначе, потому что вырос в рыцарской среде и должен соответствовать всем канонам средневековой маскулинности.

Отстрадавшее себя рыцарство и приходящее на смену магии и язычеству угрюмое средневековое христианство задают аудиовизуальный ритм фильму. В промозглые пейзажи врывается шафрановый плащ Гавейна, а подводный мир вдруг наполняется красным цветом. Яркий и теплый желтый свет заполняет реку, на другом берегу которой начинаются владения Зеленого рыцаря. Хоровое пение и звуки природы переплетаются и спорят друг с другом, желая ужиться в одном мире, который теперь для героя поделен надвое. Забавна и речь героев: порой персонажи изъясняются вполне себе современным языком, не брезгуя жаргоном. Призрак, великаны, магия, волшебный пояс и говорящий лис соседствуют с искусством дагеротипии, которое появится много позже, намекая на то, что будущее возьмет свое и с прошлым во многом придется проститься.

Зеленый рыцарь в отличие от книжного красавца в зеленом плаще, предстает перед нами в образе, пардон, дедушки Грута из «Стражей галактики» («Guardians of the Galaxy»). Не самое удачное решение, на первый взгляд, но так режиссер поднимает проблему экологии: рубанул дерево - готовься к последствиям. Дэвид Лоури, изменил или «улучшил» детали романа, адаптировав под современного зрителя. В одной из сцен он объясняется со зрителем: героиня Алисии Викандер (Леди) в разговоре с Гавейном лукаво заявляет, что она записывает или переписывает истории и иногда «коль я вижу, что можно улучшить, я улучшаю». Леди выступает своеобразным «голосом» режиссера, говоря о зеленом цвете: его символичности, жизни и смерти, упадке и возрождении, о силе природы. Она же искушает будущего рыцаря, который, в отличие от оригинала, с треском проваливает испытание.

Удалось ли режиссеру сделать нечто провокационное из старого романа? Скорее нет, но это, несомненно, одна из красивейших картин последнего времени.

U.K.

07 сентября 2021 | 21:21
  • тип рецензии:

'А24', и этим все сказано. Но если по факту, то выбор кино-показа пал не только из-за рекомендации знакомого, с которым я регулярно обсуждаю подобного рода картины, но и Дэвида Лоури, режиссера прекрасной 'Истории призрака'. Да, мне понравилось, но далеко не все в этом фильме оказалось удачным. Давайте разбираться.

Начнем с того, что это от и до инди-проект, артхаус, медитативная одиссея и просто Искусство с большой буквы. В этом дар и в этом проклятие картины. Изобилуя крутой управляющей идеей, ему стоило бы быть более зрительским и мейнстримовым фильмом, чтобы донести свою мораль как можно большей аудитории. Но если исходить из вводных данных и финального продакшена, то на деле - прекрасная визуально, но вялотекущая по сценарию история о противостоянии человека и природы. Мачизм и мужское начало прилагаются.

Мне нравится форма кино: внутренний эстет ликовал все два часа хронометража. Прекрасные длинные планы и натурные съемки вкупе с Open Matte картинкой - наше все. Символизм и большое количество информации на экране в каждой сцене. Ставки сделаны были именно на это: нам не рассказывают, а показывают историю.

Сценарно вроде бы и отлично, но сюжет и ритм повествования удручают. Оооочень медленная картина, которую всячески хочется перемонтировать и сделать более скоротечной. Готовьтесь иногда витать в облаках - во втором акте кино не справляется с захватом вашего внимания и всячески пытается вас потерять, как зрителя.

Актерские работы прекрасны. Приятно видеть Пателя в кадре. Викандер - красотка что с короткой, что с длинной стрижкой. Остальные - постольку-поскольку, чисто 'неписи' третьего плана. Оператору зачет - отличная постановка кадра, размерянные проезды и пролеты камеры. Пост-продакшен в целом хороший.

'The Green Knight' - большое кино, которое не всегда справляется со своими амбициями. Пытаясь в поэтичность, оно забывает тебе увлекательно рассказывать, зато всячески радует глаз тем, как выглядит. Красивый, стильный, но не 'Варяг' Эггерса. Кино оставило после себя двоякие впечатления. Да, шероховатое, но сказать, что оно проходное - язык не поворачивается. Нужное, актуальное, но узконаправленное кино, которое включаешь и наслаждаешься именно что формой и техническим исполнением. Далеко не глупое, местами в философию и социалочку, но с плохим чувством ритма во втором акте.

Приятного просмотра.

7 из 10

17 декабря 2023 | 10:31
  • тип рецензии:

Что ж, студия А24 и другого не ожидал. Не являюсь фанатом артурианы, хотя её влияние и определённую атмосферу ценю. Может, поэтому любимой историей о круглом столе является попаданческая интерпретация Марка Твена. А что же с Зелёным рыцарем? Так как легенда и так пропитана мистикой по самое не балуй, то перед Дэвидом Лоури стояла задача визуализировать словесную психоделию со всей возможной глубиной. Шикарный каст, сочный кельтский вайб и вырвиглазный цветофильтр. Если получится примириться с бессмысленной агонией цветов, то можно получить добрую порцию эстетического удовольствия, ловя культорологические пасхалки тут и там. А сама история, стара как мир.

Уже давно как молодой человек, всецело обременённый благородной кровью, проводит всё свободное время в доме удовольствия, кутя нон-стопом и совершенно не забивая светлую головушку мыслями о чём-либо кроме нескончаемого гедонизма. Матушка колдунья смотрит сквозь пальцы на процветающий декаданс кровинушки, зная, что судьба готовит ему испытание всей жизни. И вот рождественским вечером, в кругу родни и старших товарищей, фатум устремляет свой безжалостный перст на него. Хлопнув по рукам и взяв ни разу не подозрительный беспроцентный займ на год, парень преспокойно возвращается в бордель и в ус не дует. Пока жареный петух не прокричит тревожную песнь окончания беспроцентного периода.

Древний фейспам, он такой, да. Но, с другой стороны, за всей этой мифологией скрывается история о взрослении и поиске себя. С одной оговоркой, всё остаётся на своих местах. Амбивалентный 'герой' вовсе и не герой, да и прикидывается им только потому, что так положено. На прямой вопрос, зачем ему всё это, запнувшись в унылой домашней заготовке, на секунду в его взгляде проскакивает осознание бессмысленности его похода. Финальный твист мрачными красками обмазывает Гавейна и без того удручённого сложившейся реальностью. Ему просто хотелось жить свою жизнь, но давление общества вынудило его следовать чужим идеалам, даже не отдавая себе отчёт в том, зачем. Так поступают не первый год совершеннолетние люди, что мысленно называют кого-то взрослым в контексте противопоставления с собой. Но точка невозврата всегда случается, когда её не ждёшь. Остаётся лишь мечтать о начале лучшего дня.

11 июля 2024 | 17:39
  • тип рецензии:

Сразу вытащу слона из комнаты. Да, эта экранизация - полноценное новое прочтение классической поэмы XIV века. Но весьма любопытное, не банальное и невероятно актуальное для наших дней.

Мы устали от героев, мы устали от доблестных рыцарей с прошлым, совершающим подвиг. Нам кажется всё это набившей оскомину сказочкой, в которой нет ни грамма жизненного. И вот перед нами фильм, который разрушает ореол сказочности.

Эта история о том, как и как поздно мы осознаем... Дальше можете дополнить сами. Миф - история юного повесы, становящимся рыцарем. Жизнь - притча о герое нашего времени, существующего без идеалов и в конце концов обретающим их. Я бы даже приблизил эту историю к Гамлету, к его настоящему сюжету. Нет, не к моральным вопросам Принца Датского, а к тому, что в итоге происходит.

И притча эта выполнена невероятно красиво и изобретательно. Кто-то может осудить её за некую излишне религиозность, но я это воспринимаю как своеобразный символ истории с наиболее ярким наследием. И это только одна деталь, один символ, а их очень и очень много. А какие краски, какие операторские решения. Это просто завораживает. И даже не верится, что некоторые кадры были сделаны в графике...

Различия с оригинальной поэмой разительные, и человек, знающий её сюжет, может увидеть много интересного. Но на мой взгляд, гораздо интереснее размышлять об их смыслах, об их схожести и различиях. Режиссёр Дэвид Лоури после путешествия Сира Гавейна предлагает нам ещё одно, но уже для нас самих. Скажу от себя даже больше. Я посмотрел на человека, чьи идеалы были в корне противоположны моим собственным. Обычно я сразу отключаю экран и ищу что-то другое, но к концу этого фильма я испытал колоссальные эмоции. За это я готов аплодировать режиссёру, и надеюсь, что вы не разочаруетесь, приняв его приглашение...

Дев Патель невероятен в главной роли, несмотря на явно не староанглийскую внешность. Да, согласен, здесь есть отхождения от канона с точки зрения цвета кожи некоторых актёров. Но и история - не иллюстрация, а новое и современное прочтение. Весьма внушительны Король Артур в исполнении Шона Харриса и загадочный Лорд Джоэл Эдгертон. Отдельной звездочкой выступила Алисия Викандер именно за счёт её тонкостей актёрской игры (да, я про сюжет, посмотрите, поймёте). И, конечно, особое уважение самому Зелёному Рыцарю Ральфу Айнесону.

Я бы сказал фразу 'Make Middle Ages great again', но стоит понимать, что это время ушло. Легенды о прославленных воинах, рыцарях без страха и упрёка, и высоких идеалах сейчас потеряли свой шарм. Настало время переосмыслить это с более глубокой, психологической и философской стороны. И я искренне хочу, чтобы такие фильмы, такие легенды стали бессмертными...

14 октября 2021 | 23:46
  • тип рецензии:

Студия А24 снова подарила будоражащий артхаус, который увлекает средневековьем, необычным сюжетом и магией. Экранизация книги по стилю напоминает работы Йоргоса Лантимоса и Терри Гиллиама. Смесь фэнтези с сюреалистическими кадрами, загадочной историей и таинственным Зелёным рыцарем создали довольно волнительное, необычные приключение, когда наследник престола должен исполнить пророчество.

Повествование разделено на главы, что сохраняет дух сказок средних веков. Нас знакомят с миллионером из замка сэром Гавейном. Этикет, уровень жизни, традиции отлично гармонируют с приглушённой цветовой гаммой, со стилем и отличными декорациями. Важное значение праздников, Рождества, сменяется пиром и определёнными льготами для рыцарей короля. Фильм поражает своей атмосферой, а внезапное явление таинственного Зелёного рыцаря, внезапная щепотка магии только усиливают этот праздник эпохи.

Сюжет поднимает вопросы чести и преданности, порой, не оставляя выбора главному герою и его личным интересам. Извлечённое пророчество позволяет зрителю отправиться в путешествие вместе с сэром Гавейном. Это необычная дорога красиво снята, мрачная скачка на лошади, саундтрек и великолепная операторская работа позволяют просто смотреть на героя и наслаждаться великолепием картинки. Встреча разных путников по дороге добавляют щепотку Лантимоса, когда даже обычный разговор, добрая услуга заставляют нервничать. Ты понимаешь, что что-то не так, зрительно поводов для беспокойства нет, но съёмка и саундтрек говорят тебе: «Опасность близко».

По мере приближения к цели Дев Патель встречает и шайку разбойников, и таинственную девушку, которой нужна помощь, и скрытый замок, в котором обитает Джоэл Эдгертон (видать, королевство Тимоти Шаламе ему приелось, решил Фальстаф съехать). Каждая локация веет своим магическим и мистическим образом, придавая легенде больше саспенса и загадочности. К этому режиссёр добавляет Алисию Викандер, исполнившую две роли, что тоже парадоксально преподносится. От красивых пейзажей до кровавого трэша за пару секунд – что вообще происходит? Такая манера просто сбивает с повествования, но этим самым она и доставляет необъяснимое удовлетворение от просмотра.

Зверь-талисман – Лиса – это своего рода проводник по мере приближения к цели. Смесь триллера и фэнтези добавляют фильму ореол мрачной сказки. Будто «Ведьма» (2015) Роберта Эггерса «Зелёный рыцарь» смешивает ирландский фольклор и разбавляет его в крови и смерти. Встреча путника с целью выдаётся непредсказуемой, отчего действия первого ты воспринимаешь странно, отдалённо. Такое закрученное повествование и тут шаг назад, хотя причинно-следственная связь ставила вопрос выбора: жизнь или смерть. Дальнейшее повествование будто нарезка важных хронологических дат: история продолжается, но уже для общего представления сэра Гавейна, рождая на экране жуткие сцены порчи человека властью и странные прихоти короля.

Неожиданный поворот картины ознаменуется кровавыми следами. Переход выдаётся непредсказуемым, ты понимаешь, к чему могут привести действия рыцаря, осознаёшь последствия решения Гавейна и встречаешь удручающий финал ленты. Это настолько круто и необычно, фильм буквально переносит сказку на мрачную реальность. И то, что в сказке было волшебной забавой, в фильме обретает мрачный, кровавый оттенок. Выбор своего главного пути – вот основная храбрость рыцаря, которая познаётся уже после всех трусливых деталей. Мрачно, свежо и необычно. Такие фильмы созданы для закрытого показа. Да сам режиссёр Дэвид Лоури похож на бога войны Кратоса, отсюда такие сюрреалистические переосмысления народных легенд.

02 октября 2021 | 15:03
  • тип рецензии:

Когда после середины фильма половина аудитории встала и ушла безвозвратно, я подумал, что это самое смелое решение - пустить такой фильм в массовый прокат, а когда в конце фильма от 90% аудитории я услышал осуждающие вздохи и слова извинения перед своими 'половинками' за потраченное время, я понял:

'ВЫ НЕ ГОТОВЫ!'

Поэтому смело можно сказать, что этот фильм не оставит никого равнодушным, что уже радует!

Про что данная лента?

Этот фильм длительная 'Инициация', когда мальчишка отрывается от пригретой, сытой и хмельной жизни. И выплюнутый за стены замка, начинает свой путь навстречу познанию мира и самого себя. Его влекут идеалы, слава и подвиги, как раз именно то, в чем его разочарует отрезвляющий мир 'по ту сторону стены'. Ни славы, ни подвигов там нет, есть лишь только смерть. Смерть без контекста, без особого смысла, без почестей и воспевания в песнях.

И нет собственно никакой разницы, умрешь ты с честью, или старым трусом. Конец будет всегда один.

Поэтому только столкнувшись с неизбежностью, можно принять себя и стать мужчиной.

Картина снята превосходно! Шикарные цвета, долгие сцены, в которые хочется всматриваться и которые дают самое глубочайшее погружение.

Невероятное количество контекста в сценах может спугнуть зрителя с попкорном, но я бы рекомендовал отложить еду, откинуться в кресле, и начать читать между строк, наслаждаясь невероятной картинкой.

Так как фильм в изобилии наполнен сценами в которых есть вопрос, на который ответ нужно найти самому зрителю, то количество вариаций смысла фильма может быть таким же как при просмотре картин Сальвадора Дали.

Боюсь, массовый зритель не готов к сюрреализму с контекстом.

8 из 10

26 августа 2021 | 23:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: