Сказ о том, как рыцарь Круглого стола за честью ходил
Рыцари Круглого стола во главе с королем Артуром (Шон Харрис) празднуют Рождество в замке Камелот, однако сабантуй не долго идет по плану. Двери в королевский зал распахиваются и внутрь въезжает Зеленый Рыцарь (Ральф Айнесон) верхом на лихом коне. Не обращая внимания на всполошившихся хлопцев, он предлагает королю сыграть в игру. Правила просты: любой из людей Артура может нанести Зеленому Рыцарю удар мечом в любую область тела, но взамен тот отплатит ударившему той же монетой ровно через год в месте, находящемся в нескольких лигах пути от Камелота и именуемом Зеленой Часовней. Сыграть в забавную игру вызывается молодой сэр Гавейн (Дев Патель), приходящийся королю племянником, и яро сносит буйную голову с плеч Рыцаря, которая с грохотом валится на пол, отлетев от туловища. Туловище тоже падает ниц, но ненадолго: павший воин поднимается на ноги, подбирает головешку, напоминает слегка ошалевшему Гавейну об условиях игры, и величаво покидает королевскую залу. Теперь родственнику короля не позавидуешь: время летит быстро, и секир-башка не за горами.
Визуал
Оператор Эндрю Палермо проделал большую работу: виды средневековой Англии, демонстрируемые с экрана, поистине впечатляют величавой красотой и угрюмой монолитностью: природные красоты прекрасны в своем молчаливом равнодушии к человеку. «Легенда о Зеленом Рыцаре» выглядит довольно стильно и даже величаво.
Творческая братия художников также поработала на славу: костюмы не отдают дешевой «анимэшностью», и средневековье чувствуется в каждом кадре. В фильме Дэвида Лоури не увидишь красочный фэнтезийный мир; атмосфера здесь мрачная, местами гнетущая. Это темное фэнтези во всех смыслах.
Лоури не первый раз работает со студией «Weta Digital», на счету которой создание визуальных эффектов для десятков фильмов, от «Властелина Колец» до недавнего «Отряда Самоубийц». И здесь надо признать, что эффекты в «Легенде…» на высоте. Все, встреченные сэром персонажи смотрятся вполне себе неплохо, а некоторые даже завораживающе.
Актеры и роли
Дев Патель больше смахивает на испанского конкистадора, нежели на племянника короля Артура (что немудрено: в его венах течет индийская кровь), но это не провоцирует в голове когнитивный диссонанс. Патель выглядит уверенно. Он исполнил сложную роль: Гавейн — герой неоднозначный, и едва ли его можно назвать положительным.
Джоэл Эдгертон красуется хитрым и по-отечески добрым ленинским прищуром, Алисия Викандер исполняет сразу две роли, с блеском справляясь с обеими, а Ральфа Айнесона особо и не разглядишь в Зеленом Рыцаре за гримом и графикой. В персонаже Айнесона присутствует особый шарм, но экранного времени у него не так много, как хотелось бы.
Режиссерское видение
Фильм Лоури — киноадаптация средневековой поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Поэма эта несет в себе уйму скрытых смыслов, аллегорий, посылов и символизмов… Но какое это все имеет значение, если «Легенду…» просто скучно смотреть? Даже если подавить стойкое желание заснуть ближе к середине фильма, и досмотреть-таки его до конца — велик риск не понять сложную задумку режиссера. Будучи не знакомым с первоисточником (хотя бы приблизительно), разобраться в происходящем на экране сложно. Тем более, что Лоури много чего добавил от себя, решив, видимо, разнообразить историю.
Видение им поэмы XIV века довольно необычное. Он отошел от канона, и это не пошло на пользу. Многие смыслы, которые успели найти в средневековом стихотворном произведении английские лингвисты, философы и прочие исследователи всего на свете, размылись и стали не вполне ясны: трактовать происходящее в «Легенде…» можно не только двояко, но и трояко.
На протяжении всего фильма по ушам долбят заунывные завывания; то ли церковные, то ли еще чьи-то. Что бы ни происходило с досточтимым Гавейном — саундтрек один: вой. Скачет сэр на коне — воют, бредет сэр по лесу — воют, видит сэр призрака — воют, встречает сэр великанов — воют. Великаны, кстати, тоже воют. Дэниэл Харт — хороший композитор (кто бы спорил), но что-то пошло не так.
Итог
Эпично, но скучно; красиво, но затянуто; фантазийно, но временами попахивает неадекватностью. Вряд ли стоит идти на «Легенду…», преследуя цель отдохнуть и расслабиться под воинственный скрежет рыцарских мечей: «экшона» в картине Лоури нет. Зато полно хоть и эстетичной, но не слишком внятной философии, основанной на мифах кельтов, саксов, бриттов и еще бог знает кого. Компания «А24» любит финансировать кино не для всех, что и подтверждает в очередной раз. «Легенду…» тащит на себе визуальный ряд и актерская игра, а вот наполнение прихрамывает. Во всяком случае — на мой взгляд. В общем, не зацепило.
Для тех, кто хочет провести медитативный вечер и поразмышлять
Судя по трейлерам, превью и культурному базису на котором стоит фильм - должна была быть если не эпическая картина с балладным рыцарским флером, то хотя бы динамичное около фентези.
Что получилось в итоге? На деле мы получили очень круто снятый фильм с потрясающей операторской работой и медитативной подачей. Мне нравится такая плавность и неспешность, длинные кадры, но понравится ли она всем? Едва ли.
Патель в роли Гавейна это очень интересное решение и в принципе, оно отлично укладывается в нестандартные паттерны режиссера Дэвида Лоури. Патель, на первый взгляд, не вписывается в роль Гавейна, но режиссеру удалось сделать так, что выглядит актер органично.
Картина задает вопрос: даже если честь превыше всего - правильно лишаться ради нее жизни? Мне кажется, что Лоури дал однозначный ответ - лишаться жизни, пусть даже с отвагой и решимостью - ошибка. Тут с автором можно не согласиться, но мнение ценное и гуманное.
В целом, мы увидели очень интересную подачу Средневековой легенды, где Гавейн предстает не 'рыцарем без страха и упрека', а обычным человеком. Возможно, с этим образом зрителю себя даже легче ассоциировать.
Долгожданный фильм, который перенесли из-за пандемии, оказался не понятым и провалился в прокате
Изначально премьера фильма «Легенда о Зелёном Рыцаре» должна была состоятся 29 мая 2020 года, но из-за пандемии коронавируса, релиз картины был перенесен. По итогу в прокат фильм вышел более, чем через год от запланированной даты. В российских кинотеатрах, долгожданная премьера состоялась аж 26 августа 2021 года.
Режиссер кинокартины известный американский визионер Дэвид Лоури снял не простую для осмысления работу. Фильм полон метафор и разных символик. По словам режиссера, сюжет фильма открыт для интерпретаций.
Молодой сэр Гавейн, племянник и единственный наследник короля жаждет выйти из тени более прославленных рыцарей королевского двора. Ему нужна одна, та самая история о его чести и доблести, которой, он сможет бравировать на застольях. Было бы желание, а повод найдется. На рождество, во время пира, в замок врывается загадочный зеленый рыцарь. Он предлагает всем присутствующим вызов. Любой может нанести ему удар, но через год и один день он должен будет встретиться с ним в зелёной часовне и принять такой же удар в ответ. Сэр Гавейн соглашается и срубает на фиг башку зеленому рыцарю. Тот, как не в чем небывало, забирает голову и уходит в закат, громко смеясь. Тут Гавейн понимает, что круто попал.
Спустя год, чтобы доказать свою смелость, доблесть и статус рыцаря, сэр Гавейн отправляется к зеленой часовне, чтоб завершить спор.
Вердикт: очень нетипичный фильм, со множеством крутых визуальных решений и кадров. Главный герой должен пройти испытания и доказать свою добродетель, которой он должен обладать, будучи рыцарем. На первый взгляд фильм кажется пустым и скучным. Чтобы понять все происходящее и осилить весь символизм и заложенный смысл, нужно пересмотреть это кино как минимум еще раз. Сюжет очень не прост и местами даже перемудрен. После просмотра очень не однозначное чувство. Что то вроде разочарование в перемешку с множеством вопросов по сюжетной линии.
Засим при дворе я испрашиваю игру рождественскую: ведь нынче святки, и Новый Год, и весело отрокам. («Сэр Гавейн и зелёный рыцарь», автор неизвестен)
Во времена золотые, о коих рассказано в этом киноповествовании, мир подчинялся церковному календарю, и дни Рождества Христова, Воскресения Христова и других значимых праздников имели смысл преображения окружающей человека реальности. Сэр Артур имел обычай в такие дни не притрагиваться к изысканной снеди на праздничном пиру, доколе не ощутит радости сего преображения в услышанных рассказах иль увиденных воочию ратных забавах, отвлекающих взор от будней и возносящих ум и сердце к вещам возвышенным – к удали и храбрости рыцарской, к верности, любви, милосердию и прочим добродетелям христианским.
О Гавейн, гость на пиру рождественском! Нечего тебе рассказать своему королю возвышенного – не написана ещё твоя история в летописи славной. Матерь твоя ведьмой считается, и глупость её ведьмовская затворяет ей очи на праздник великий. «Будет ещё и Рождество, и пиры, и вести радостные», – так твоя мать с самонадеянностью на счастье грядущее говорит о будущем, которого не знает никто, кроме Всевышнего. О женщина глупая! Ты думаешь приручить Рыцаря Зелёного каким-то зелёным поясом, одетым на мальчика твоего?! Ты думаешь, что пояс этот, кусок ткани, сотворит из него героя, а не храбрость мужеская?
Неужели, женщина, ты не знаешь, что Рыцарь Зелёный, природу языческую воплощающий по словам режиссёра, уже Спасителем нашим приручен давно? Играть он пришёл во дни святок весёлые, а не сражаться с младенцами безбородыми, за коих почитает он сообщество Камелота славное. И требует Он не силы мужеской, не ловкости в бою, не выносливости, а лишь веры во Спасителя, победившего мир и даровавшего нам надежду на жизнь вечную.
О Гавейн, путь твой шесть дней займёт. Подобно Седмице Страстной, дни эти будут, полны искушений и познания немощи своей. Крепись, рыцарь храбрый, и пояс тот брось – лишь верою во Спасителя победиши ты себя самого.
Как трус становится убийцей-героем, или В поисках безопасности потерять жизнь
Смотря фильм «Легенда о зеленом рыцаре», снятый по поэме 14 века, я как будто окунаюсь в моральные дилеммы из русских сказок про богатырей и Иванушку-дурачка. И это еще самое простое. Потому что на некоторые вопросы люди, похоже, не нашли ответ до сих пор… Например, можно ли повзрослеть, просто получив (меч) паспорт?.. В общем, средневековые вопросы в современной обработке. Как написали в одной из рецензий, главный вывод фильма — «мир, в котором побеждает бесчестье, обречен на исчезновение.» Но там не только про это. В любом случае, как-то очень актуально для России, Беларуси и ряда других стран…
Понравилась одна цитата выше: «Дать бы ему подзатыльник, получить бы аналогичный через год — и остаться в живых, записав себе в резюме опыт героя-джуна…» Но нет, джун решает схитрить и делает выбор избежать «стыдливого» унижения через год ('рыцари' ж засмеют), полностью уничтожив «врага». Безоружного и склонившего голову, лично предложившему условия «игры». Потом об этом складывают поэму, но через год «героя», уже замучившего себя страхом предстоящего испытания, ждет путешествие и (реальный мир) аттестация в настоящие рыцари, смертельные ловушки, Соловей-разбойник (два варианта), девушка-призрак, великаны-андрогины, соблазны-которых-не-избежать, молчаливая фемида, говорящая лиса… И все ради того, чтобы принять решение — отказаться от волшебной защиты «зеленого пояса любви» или нет.
Режиссер показывает кандидата в рыцари полным трусом и не оставляет ему никакого шанса. Так вот, прочитав переведенную поэму, должен сказать, что поэма все-таки лучше и правильнее интерпретаций режиссера, намного лучше и намного правильнее. Либо ничего этот режиссер не понял из того, что прочитал. Либо сознательно все исказил. Ибо ложь и гордыня, с которой боролся герой в поэме — и поборол, став героем все-таки! — так и осталась «на совести» героя в фильме, потерявшего в итоге все…
Посмотреть фильм стоит, ибо снято замечательно. Но то, что режиссер сделал с поучительным сюжетом гениальной средневековой поэмы, вызывает только печаль и отвращение.
P.S. Чем больше думаю об этом фильме, тем больше мне не нравится финал, подменяющий идею обучения героя на идею покарания труса.
P.P.S. Да, чуть не забыл. Откуда, собственно, взялся 1 год и 1 день в канун рождества. В Англии крестьянин, убежавший от феодала и проживший в городе 1 год и 1 день, по закону считался свободным от своих обязанностей. Второй день рождения, так сказать.
Есть лишь одна вещь, способная значительно уменьшить восторг, испытываемый зрителем при первом просмотре этой ленты; эта вещь — собственно роман XIV века, по которому и снята 'Легенда о Зелёном рыцаре'.
Не поймите меня неправильно, речь идёт об изумительно красивом кино, но красивом ровно до тех пор, пока вам не становится знаком текст, его мелодика и атмосфера. А в 'Легенде...' нет, увы, ни того, ни другого.
Анонимный рыцарский роман XIV века 'Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь' представляет собой ярчайший пример так называемого 'аллитерационного возрождения' — периода в английской литературе, отличительной особенностью которого является повышенный интерес к древним стихотворческим приёмам, в частности, в Англии это была аллитерация; её главный художественный эффект достигался через повторение согласных звуков (а в те времена — ещё и гласных, теперь это называется 'ассонанс') — в качестве примера прочтите вслух и с выражением название этой рецензии, это цитата из 'Сэра Гавейна...' в замечательном переводе Василия Бетаки. Построенный таким образом текст приобретает неповторимое звучание, очень трудно передаваемое при переводе, и которое совершенно теряется при попытке перенести его на другие виды искусства, в частности, кино. Кроме того, древнеанглийская поэзия всегда отличалась повышенной мрачностью и методичным нагнетанием и без того непроглядной атмосферы; очевидно, именно этот оттенок и уловили создатели 'Легенды...'. Но, несмотря на то, что анонимный автор XIV века опирался на старинные поэтические приёмы и тематический набор со всеми вытекающими 'прекрасными приятностями' (которые, на мой взгляд, исчерпывающе резюмирует мемная фраза 'Грустнота-то какая! Тленота!'), в 'Сэре Гавейне...' очень много искреннего смеха — смеётся Артур, смеётся его окружение, и даже сам Зелёный рыцарь предстаёт насмешливо-дерзостным. Несмотря на порой происходящие в романе совершенно кошмарные вещи, текст действительно воспринимается очень легко и словно играючи, а изначальная тревога, вызванная ожиданием предполагаемой страшной развязки, постепенно трансформируется в ту самую тихую радость от попадания в мир доброй волшебной сказки, у которой просто не может быть плохого конца, но в которой обязательно будет какое-то нравоучение.
Что же зритель видит в фильме? Дивный, совершенно дивный видеоряд, который, будучи применённым к правильному тексту, ударил бы в самое сердце, в этом уж нет никаких сомнений — со мной когда-то так и произошло. Измождённые, но поистине монументальные лица Артура (Шон Харрис) и Гвиневры (Кейт Дики) сделали бы честь любому фильму про Средние века, не прочитай я до того, что книжный Артур во всей этой истории постоянно представал весьма полнокровным, весёлым и вспыльчивым — живым! — человеком, а королева Гвиневра (к слову, прекраснейшая дама во всём королевстве) не произнесла ни слова. Никаких вставных эпизодов до прибытия Гавейна в замок От-Дезерт, разумеется, не было, и их появление лишь затягивает кульминацию, о внезапном появлении которой зритель 'Легенды...', тщетно ждущий единственно возможного финала, ни за что не узнает, пока не прочтёт первоисточник. Потому что самый важный час в жизни человека наступает именно тогда, когда последний о нём даже не догадывается; и эта простая, но пробирающая до мурашек истина очень чётко считывается в тексте старой рыцарской книжки XIV века, но не в фильме 2020 года, который просто заканчивается, да ещё и, как говорится, 'несколько неожи'.
Зелёный Рыцарь заявился в Камелот незванно, да ещё под Рождество, бросив рыцарям Круглого стола особый вызов: кто решится нанести мне удар и принять ровно через год такой же ответный? Вызывается сэр Гавейн, одним ударом срубающий неведомому гостю голову. Подняв её при публике, незваный гость берёт и уезжает восвояси, оставив своего убийцу в задумчивости.
Экранизация староанглийской поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» от Дэвида Лоури. Фильм хоть и спорный получился, но смотрибельный. Родной племянник короля Артура, рыцарь Гавейн, оказался этническим индусом Девом Пателем как и его мать, сестра короля фея Моргана (Сарита Чоудхури) - да, выбранные актёры фильма могут вызвать споры и вопросы, но скидку можно сделать на этом, и принять их как южных европейцев, именно так они и ощущаются при просмотре.
И теперь, родственнику Короля придётся не сладко: время пролетает быстро, и секир-голова/ответка скоро будет близка. Так, начинается непростое путешествие Гавейна, где герою важно найти ответы на безжалостную игру Зелёного Рыцаря, а также худо бедно, но обрести рыцарскую честь, да мужество. При этом, происходит борьба с самим собой, преодоление страхов, сражение мальчишки с молодым мужчиной, претендующий на рыцарский титул.
Актеры. Дев Патель здесь смотрится убедительно. Роль сложная, ибо сэр Гавейн выглядит неоднозначным: где-то он проявляет стойкость, а где-то регресс, метаморфозы так и выплёскиваются наружу, он сражается со своей жизнью. Сказать что он мудрый, совсем не получается. В пути его обманывают (мародёр/мусорщик Барри Кеоган, хитрость которого на высоком уровне). И похоже, Дэвид Лоури показывает основную суть героя в его не героизме, а в его слабости. Тем самым, отражая неидеальность смертных. Алисия Викандер - стриженая сожительница Гавейна, она же играет леди-соблазнительницу из замка, где Гавейн оказывается перед встречей со своей судьбой в Зелёной часовне. Странно, явно какая-то отсебятина, но Алисия здесь в целом интересна, ей всегда идут костюмированные образы, в копилке у неё их достаточно. Гостеприимный барон от Джоэла Эдгертона - а действительно ли он гостеприимный? Актёр здесь неплох. Ральф Айнесон и его Зелёный Рыцарь (похожий на Грута 2014) не многословен, но в нём имеется своя энергетика. Поставив условие, он с ярой отвагой хочет исполнить обратный ответ.
Визуально, фильм выглядит эстетичным. Цветовая гамма которого (тёмно-жёлтые тона, водные красные, и просто тёмно-зелёные), показывает стиль. Гавейн прямо теряется в этом жестоком галлюциногенном мире магии и природы. Магия, поджидающая за каждым углом и холмом (племя великанш), в заброшенной хижине (встреча со святой Винифредой, параллель с которой идёт об отсечённой голове), в каждом лесном массиве и на остывшем поле битвы. Лис с волшебной функцией голоса - да, дико странно. В каждой яркой локации исходит чувство безысходности, которую ощущает на себе Гавейн, идя к своей неминуемой судьбе.
«Легенда о Зелёном Рыцаре» - своеобразная тёмная сказка/фэнтези (с рождественскими событиями), погружающая в свою гнетущую мрачную атмосферу, с гипнотическим повествованием впридачу. Философию Дэвид Лоури представляет по-своему. Не в героизме, а о жизни без личной истории, в которой не имеется различных почестей, побед и славы. Размышляя также над несовершенством рыцаря как героя.
Режиссёр Дэвид Лоури решил представить зрителю свой собственный взгляд на древнюю английскую поэму XIV века, которая называется 'Cэр Гвейн и Зелёный рыцарь'. До просмотра фильма я был знаком с данным произведением лишь по слухам, кстати, крайне не советую смотреть картину без хотя бы поверхностного ознакомления с первоисточником, я сделал это уже после просмотра ленты (опять же, поверхностно), но, повторюсь, лучше смотреть фильм, уже имея некие представления о том, что это будет.
Главного героя зовут Гавейн, его играет Дев Патель. Он приходится племянником легендарному королю Артуру. Однажды, на обеде король приглашает Гавейна сесть рядом с ним. В этот же момент в зале появляется Зелёный рыцарь, он бросает королю вызов, который заключается в том, что тот, кто нанесёт ему смертельное ранение получит его топор в качестве трофея, однако, через год и один день этот человек должен прийти в часовню, дабы получить такой же удар. Гавейн принимает вызов и отрубает королевским мечом голову Зелёного рыцаря (который, к слову, и не сопротивлялся). По прошествии года, король приходит к Гавейну и напоминает о его долге. Вооружившись топором Зелёного рыцаря, и получив от матери пояс, который по её словам защитит Гавейна от любого вреда пока он на нём, молодой человек отправляется в путь.
Сразу нужно сказать, что фильм с ходу задаёт нужную атмосферу и тон, настраивая зрителя на происходящее. Имея очень размеренное и медитативное повествование, лента даёт проникнуться каждым её мгновением и обдумывать её. Многие жаловались на то, что фильм скучен, мне же он таким не показался, будто бы постепенно угасая к началу третьего акта, картина снова набирает обороты к моменту, когда Гавейн находит Зелёного рыцаря.
Лента имеет невероятный визуал. Это самый красивый фильм года, ты проникаешься его великолепной эстетикой с самого начала. Здесь каждый кадр как отдельное произведение искусства. В большинстве своём картина выполнена в мрачных тонах с неким зелёным оттенком, что, понятное дело, отсылает нас к названию, однако, также, прослеживаются более тёплые тона, благодаря этому контрасту происходит окончательное ошеломление и восхищение визуальным рядом. А, помимо, этого на высоте костюмы, работа художника и, конечно, оператора и это всё при небольшом (особенно для такого фильма) бюджете в 15 млн долларов. Невероятная работа.
Как я уже сказал в самом начале, данный фильм - это собственный взгляд режиссёра на произведение. Лоури манипулирует историей по своему хотению, изменяя в ней очень много сюжетных аспектов. Я сейчас не буду углубляться в сравнение ленты и первоисточника и перечислять все, но скажу то, что эти изменения отразились на картине не лучшим образом, ибо из-за этого в фильме появляется достаточно сюжетных дыр. А помимо этого при просмотре меня не покидала мысль, что режиссёр в своё время просто пересмотрел фильмов того же Дэвида Линча и решил снять артхаус просто ради артхауса. И нет, у фильма, конечно, есть правильные мысли на тему чести, достоинства, преодоления себя, даже кое-что об экологии и противостоянии христианства с язычеством промелькнуло, но было такое чувство, что большинство артхаусных элементов Лоури ввёл в свой фильм просто так, чтобы придать ему больше ложной художественной ценности, например, Алисия Викандер, играющая двух абсолютно разных персонажей, почему так, фильм не даёт даже намёка или же слепая женщина, всюду сопровождающая одну из героинь Викандер, на которой режиссёр несколько раз заострял внимание, да, в принципе, вся сюжетная линия с поместьем барона, которого играет Джоэл Эдгертон, относится к этой категории и это ещё не конец, но, пожалуй, остановлюсь на этом и закончу с перечислением.
В итоге, мы имеем нечто очень странное и неоднозначное, с шикарнейшей визуальной составляющей и, в принципе, технической стороной, неспешной, но при этом не скучной историей и, самое главное, противоречивым художественным наполнением.
Мне очень понравился трейлер, где нам показывают главного героя, стремящегося стать доблестным рыцарем. Он проходит через различные испытания, при этом они происходят не то чтобы в реальности. Здесь всё иносказательно и метафорично.
А теперь перенесёмся в фильм, где нам показывают главного героя, который ни рыба ни мясо. Он «сражается» с Зелёным рыцарем, и ты думаешь вот сейчас он будет рефлексировать или упорно тренироваться, дабы через год быть готовым к встрече. Но нет, он по-прежнему пинает балду. И в целом всё кажется каким-то бестолковым.
Мне нравится идея, что он ещё «зелёный юнец». Но почему-то не ощущается, что с ним произойдут какие-то изменения, потому как заставляют его жить не своей жизнью.
Здесь, конечно, многое можно подвести под какую-либо стройную теорию, найти кучу отсылок и сказать, что это всё не просто так, а смысл погоняется смыслом. Ну ок. Я вот заметила, что героя, которого играет Дев Патель зовут Гавейн, а Джоэл Эдгертон, играющий здесь загадочного лорда, в фильме «Король Артур» тоже был Гавейном. Вы почувствовали эту связь?
Ладно, это всё шутки, но без них было бы очень скучно смотреть на эту картину.
Для меня недостатки этого фильма перекрывают его достоинства. Если описать «Легенду о Зелёном Рыцаре» несколькими словами, то: красиво, со своим стилем и атмосферой, с прекрасной музыкой, в каком-то смысле медитативно (кто-то скажет - скучно), но… совершенно непонятно.
Да, я знаю, что фильм снят по легенде «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Я читал в своё время об этой истории у Толкина в сборнике «Чудовища и критики»; начав просмотр, я обратился к Вики, узнав сюжет этой истории, узнав о том, что существует множество интерпретаций этого текста, - и вот здесь начинаются проблемы.
Если бы создатели фильма взяли за основу какую-то одну интерпретацию, а после диалогами, событиями, в общем — какими-то средствами раскрыли её, чтобы дать почувствовать этот смысловой слой непосвящённым во все эти символы и культурные реалии, то это было бы прекрасно, но увы — этого я в фильме не обнаружил. Да, я видел какие-то символы, вроде рыжего лиса, но не смог их расшифровать. Возможно, это моя проблема и мне просто не хватило знаний, ибо я человек посредственного ума.
Прежде чем перейти к раскрытию главной мысли, хочу признать, что одна сцена этого фильма мне действительно понравилась — та, где героиня рассуждает о зелёном цвете и его значении.
Как бы то ни было, а я увидел в фильме какой-то набор малопонятных сцен. Единственное, что удаётся понять и осмыслить — это страх Гавейна. В остальном, если разбить повествование на законченные отрывки: первая встреча с Зелёным Рыцарем, Гавейн и разбойники, Гавейн гостит в замке и тому подобные, то я не смогу внятно объяснить, к чему они и что хотят сообщить зрителю, не смогу объяснить решения героя и почему происходит то, что происходит. Происшествия с разбойниками, девушкой и её головой (кто смотрел — поймёт) проходят мимо тебя. Вроде как события, произошедшие во время путешествия героя к Зелёной Часовне, должны были быть испытаниями его рыцарства (или что-то такое), но этого (если это действительно так) я, как зритель, просто не заметил. И вот ты всё время сидишь и ждёшь, что вот сейчас произойдёт нечто и ты всё поймёшь, ты хлопнешь себя по лбу и скажешь: «Ах, вот оно что», - но ничего не происходит: один непонятный эпизод сменяется другим (и оба они красивы, но пусты для тебя). В фильме будто бы намечаются какие-то линии, например, с любовницей Гавейна, призывающей его остаться, не идти на встречу с Рыцарем, тем более, что сам Гавейн явно трусит, хотя и апеллирует к чести и славе, но все они — повторюсь, исключительно для моего восприятия, — либо ведут в никуда, либо мне не удаётся их осмыслить (например, как соотносятся эти честь и слава с реальным, несовершенным сэром Гавейном?). И вот финал. И нет катарсиса.