К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что ж, студия А24 и другого не ожидал. Не являюсь фанатом артурианы, хотя её влияние и определённую атмосферу ценю. Может, поэтому любимой историей о круглом столе является попаданческая интерпретация Марка Твена. А что же с Зелёным рыцарем? Так как легенда и так пропитана мистикой по самое не балуй, то перед Дэвидом Лоури стояла задача визуализировать словесную психоделию со всей возможной глубиной. Шикарный каст, сочный кельтский вайб и вырвиглазный цветофильтр. Если получится примириться с бессмысленной агонией цветов, то можно получить добрую порцию эстетического удовольствия, ловя культорологические пасхалки тут и там. А сама история, стара как мир.

Уже давно как молодой человек, всецело обременённый благородной кровью, проводит всё свободное время в доме удовольствия, кутя нон-стопом и совершенно не забивая светлую головушку мыслями о чём-либо кроме нескончаемого гедонизма. Матушка колдунья смотрит сквозь пальцы на процветающий декаданс кровинушки, зная, что судьба готовит ему испытание всей жизни. И вот рождественским вечером, в кругу родни и старших товарищей, фатум устремляет свой безжалостный перст на него. Хлопнув по рукам и взяв ни разу не подозрительный беспроцентный займ на год, парень преспокойно возвращается в бордель и в ус не дует. Пока жареный петух не прокричит тревожную песнь окончания беспроцентного периода.

Древний фейспам, он такой, да. Но, с другой стороны, за всей этой мифологией скрывается история о взрослении и поиске себя. С одной оговоркой, всё остаётся на своих местах. Амбивалентный 'герой' вовсе и не герой, да и прикидывается им только потому, что так положено. На прямой вопрос, зачем ему всё это, запнувшись в унылой домашней заготовке, на секунду в его взгляде проскакивает осознание бессмысленности его похода. Финальный твист мрачными красками обмазывает Гавейна и без того удручённого сложившейся реальностью. Ему просто хотелось жить свою жизнь, но давление общества вынудило его следовать чужим идеалам, даже не отдавая себе отчёт в том, зачем. Так поступают не первый год совершеннолетние люди, что мысленно называют кого-то взрослым в контексте противопоставления с собой. Но точка невозврата всегда случается, когда её не ждёшь. Остаётся лишь мечтать о начале лучшего дня.

11 июля 2024 | 17:39
  • тип рецензии:

Рыцарские легенды – это роуд-муви своего времени. Герой отправляется в путешествие, преодолевает трудности, сражается со злом, природой, страхами, соблазнами и возвращается домой другим.

Тот, кто выходил из дома, умирает.

Новый герой рождается в пути. Он становится легендой, и отныне ему есть что рассказать.

В эпоху инфантилизма и прокрастинации, Гавейн похож на современного незрелого юношу. Он думает, что всегда в запасе есть время, чтобы стать рыцарем (читай: взрослым или мужчиной). Всё, что ему нужно, у него есть, зачем куда-то идти? И только толчок извне заставляет его с ужасом отправиться в смертельное опасное приключение.

Материалу повезло оказаться в руках такого режиссера, который смог использовать все доступные технические достижения в кино, чтобы сделать этот фильм таким красивым и целостным, при этом сохранив средневековую атмосферу и дух легенды. Образы настолько яркие, завораживают так долго даже после просмотра, что хочется, чтобы Лоури снял еще что-то из легенд о рыцарях Круглого Стола.

06 апреля 2024 | 18:33
  • тип рецензии:

Фильм «Легенда о Зелёном рыцаре» - адаптация средневековой поэмы неизвестного автора «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», написанной приблизительно в 1330-1400 гг. Текст относится к произведениям «артуровского цикла», так как повествует о приключениях Гавейна, доблестного рыцаря Круглого Стола, племянника короля Артура. Сюжет поэмы строится вокруг серии испытаний чести Гавейна.

Завязка поэмы и фильма схожая. В канун Рождество король Артур устраивает пир, на который в числе прочих приглашен его племянник. Неожиданным гостем на празднике становится Зелёный рыцарь. Человек с кожей, похожей на высохшую древесную кору, пришел якобы с миром, поиграть. Правила игры просты: кто-то из гостей должен взять гигантский топор Зелёного Рыцаря и нанесите ему удар; через год тот смельчак, который вызвался участвовать, должен встретиться с рыцарем в Зеленой часовне, чтобы вернуть ему топор и получить такой же удар в ответ. В поэме бравый Гавейн отправляется в путешествие, но возвращается опозоренным. Ему эту оплошность прощают, так как сам герой признал ее, да и раньше таких ошибок не совершал.

В фильме Гавейн не доблестный и не рыцарь, он распутник с дурной репутацией. Отправившись в путешествие, герой буквально проходит обряд инициации, посвящения в мужчины. Такого рода мероприятия, как правило, сопровождались различными проверками силы духа и телесными истязаниями. В данном случае - Зелёный рыцарь планирует отрубить путнику голову.

«После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в различных местах три разных формы продолжения или прекращения стадии посвящения: 1) посвящаемый после исцеления от ран непосредственно возвращался домой, 2) он оставался жить в лесу, в избушке, хатке или шалаше на более продолжительный срок, исчислявшийся месяцами и даже годами, 3) он из лесной избушки переходил на несколько лет в 'мужской дом'», - писал известный фольклорист Владимир Пропп.

Из списка нам подходит первый вариант. Гавейн по сюжету фильма должен возвратиться домой сильным воином (Гавейн из поэмы уже является таковым), король должен посвятить его в рыцари, и все должны жить долго и счастливо. Но… Кульминация фильма - сон, видение.

Дев Патель убедительно смотрится в своей роли. Он в равной степени ранимый, честный, отзывчивый, но слабый, трусливый и жестокий. Путешествие для него - тяжелое бремя, ведь если Гавейн не вернет свой долг Зелёному рыцарю, что о нем подумают люди?

В этом фильме прекрасно все: операторская работа, превратившая средневековую историю в живописную сюрреалистическую картину, звуковое оформление, пронизывающее до мурашек, цвета, смена которых завораживает зрителя, даже шрифт привлекает внимание. Лоури перевернул с ног на голову понятие о мужественности, и с ним сложно не согласиться. Мужчина может бояться, может давать слабину. Просмотр «Легенды о Зелёном рыцаре» - незабываемый опыт, позволяющий каждому исследовать свои взгляды на мораль, нравственность, религию и т.д.

24 января 2024 | 16:31
  • тип рецензии:

'А24', и этим все сказано. Но если по факту, то выбор кино-показа пал не только из-за рекомендации знакомого, с которым я регулярно обсуждаю подобного рода картины, но и Дэвида Лоури, режиссера прекрасной 'Истории призрака'. Да, мне понравилось, но далеко не все в этом фильме оказалось удачным. Давайте разбираться.

Начнем с того, что это от и до инди-проект, артхаус, медитативная одиссея и просто Искусство с большой буквы. В этом дар и в этом проклятие картины. Изобилуя крутой управляющей идеей, ему стоило бы быть более зрительским и мейнстримовым фильмом, чтобы донести свою мораль как можно большей аудитории. Но если исходить из вводных данных и финального продакшена, то на деле - прекрасная визуально, но вялотекущая по сценарию история о противостоянии человека и природы. Мачизм и мужское начало прилагаются.

Мне нравится форма кино: внутренний эстет ликовал все два часа хронометража. Прекрасные длинные планы и натурные съемки вкупе с Open Matte картинкой - наше все. Символизм и большое количество информации на экране в каждой сцене. Ставки сделаны были именно на это: нам не рассказывают, а показывают историю.

Сценарно вроде бы и отлично, но сюжет и ритм повествования удручают. Оооочень медленная картина, которую всячески хочется перемонтировать и сделать более скоротечной. Готовьтесь иногда витать в облаках - во втором акте кино не справляется с захватом вашего внимания и всячески пытается вас потерять, как зрителя.

Актерские работы прекрасны. Приятно видеть Пателя в кадре. Викандер - красотка что с короткой, что с длинной стрижкой. Остальные - постольку-поскольку, чисто 'неписи' третьего плана. Оператору зачет - отличная постановка кадра, размерянные проезды и пролеты камеры. Пост-продакшен в целом хороший.

'The Green Knight' - большое кино, которое не всегда справляется со своими амбициями. Пытаясь в поэтичность, оно забывает тебе увлекательно рассказывать, зато всячески радует глаз тем, как выглядит. Красивый, стильный, но не 'Варяг' Эггерса. Кино оставило после себя двоякие впечатления. Да, шероховатое, но сказать, что оно проходное - язык не поворачивается. Нужное, актуальное, но узконаправленное кино, которое включаешь и наслаждаешься именно что формой и техническим исполнением. Далеко не глупое, местами в философию и социалочку, но с плохим чувством ритма во втором акте.

Приятного просмотра.

7 из 10

17 декабря 2023 | 10:31
  • тип рецензии:

Почему-то в рецензиях пишут, что фильм непонятный или что он чего-то там деконструирует. И ведь нельзя не согласиться. Все деконструкция. И самый текст, и его переложение. Поэтому рассуждение о ней всегда попытка сказать что масло масляное.

Автор же всего лишь рассказывает о неизбежности смерти между муками выбора: остаться рыцарем и стать возлюбленным смерти прежде. Либо прибегнуть к обману и нарушить слово. И все равно погибнуть, наблюдая как все буквально рассыпается в этом бесчестье. Идти к гибели через муки. Вот и все 'отсутствие мысли', про которое многие пишут, и которое является одним из главных тропов европейской литературы. Все настолько прямо говорится, что даже трудно представить это какой-то аллегорией.

Если говорить о картине... Фильм красивый. За один раз одолеть его я не смог, так не спешно он развивается. Но почему-то о нем помнил и все равно в конечном счете посмотрел. Кстати, во второй раз идет полегче. В нем есть некое неуловимое шекспирианство, и он гораздо ближе к английскому эпосу и театру, чем это может показаться. Даже слишком старательно: видно, что сделал иностранец с обожанием.

Стоит ли смотреть, не знаю. Это явно не для того, чтобы убить вечер. Но в то же время только притворяется таким уж интеллектуальным продуктом. Полагаю, лента заслуживает внимание, если вам приглянулась тема. В конце концов не так уж часто про нее сейчас говорят.

19 августа 2023 | 00:40
  • тип рецензии:

Месяц фэнтези перевалил за экватор, а упоминаний сказочных вселенных в кино пока маловато. Просто жду два объективно самых ожидаемых сериала года. Но есть у меня на заметке новый режиссёрский проект визионера Дэвида Лоури — один из самых красивых фильмов прошлого года. Я уже об этом говорил и продолжаю стоять на своём, так как визуальный ряд приводит в экстаз сиюминутно

Талантливые Дев Патель, Алисия Викандер и Джоэл Эдгертон разыгрывают свои партии в эпичном фэнтези, основанном на поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь

Всё это под флагом A24, которые из раза в раз выдают своему зрителю новую порцию чего-то экстраординарного и необычного. И я уверен, что «Легенда о Зелёном Рыцаре» уже занимает почетное место на аллее успешных проектов студии

Фильм действительно прекрасен визуально. Я даже не знаю, как описать подобный видеоряд, который восхищает мои глаза с каждой новой сценой всё сильней. Очень гармоничная и насыщенная цветокоррекция, что, казалось бы, противоречит мрачному и серому повествованию, но авторам удалось смешать всё воедино, в один качественный и завершенный продукт. Вся раскадровка - отдельная заслуга постановщика. И всё это позволяет создать шикарные скриншоты, которые запросто можно установить на экран рабочего стола настольного ПК или же своего смартфона

Надо понимать, что это не развлекательное кино, поэтому придётся немного поднапрячься, чтобы его посмотреть. Интерпретировать можно по-разному происходящее, но всё-таки для меня это кино прежде всего о чести и доблести. Возможно, кто-то увидит что-то своё, во всяком случае данная картина даёт все предпосылки к широкому обсуждению происходящего.

04 сентября 2022 | 12:12
  • тип рецензии:

Все мы так или иначе встречались с образцами средневековой культуры, лучшими или нет - зависит от степени нашей погруженности в эту тему, ну или от того, что нам рассказывали в школе. Кто бы мог подумать, что годы спустя, я открою для себя фильм, который будет включать в себя, пожалуй, лучшее до чего мог прийти своей головой человек.

Давно я не смотрела что-то такое, после чего я еще буду долго находиться в опьянении. Фильм-воображение на грани магии и иллюзии. Фильм пестрит всевозможной маргинальной символикой и отсылками к средневековым мистериям, так же лично у меня появилось много вопросов к сюжету и его поворотам, однако все можно списать на манеру написания всех легенд любой эпохи.

Это история о становлении мужчины, о вполне себе обычных соблазнах и ошибках. Главный герой предстает перед нами вполне себе заурядным парнем, со своими проблемами и большим самомнением, но (как нестранно) наделенным определенного сорта добротой и рыцарского воспитания (там, где ему это надо).

Каждый его шаг на пути к цели - это в первую очередь шаг на пути к себе. Зеленый человек выступает даже не злым и даже не добрым персонажем, это что-то среднее, между тем что 'можно' а что 'нельзя' Он пугает не своим существованием, а своей целью, и пожалуй, молчаливостью. Он пришел из поэмы в фильм чтобы возможно в последний раз заставить задуматься новый окружающий его мир. Что из этого вышло? - Мы увидим на примере Гавейна.

Каждый герой этого фильма показан живым, у меня не сложилось чувство словно я читаю какую-то старую книгу на языке той книги когда она была написана. Лица и характеры людей умело вписаны в пейзажи их окружающие. Природа самобытна, а философские отсылки в чудном тандеме с кишащими в голове мыслями-сомнениями главного героя, поражают наше собственное воображение.

Легенда о зеленом рыцаре — это комбинированное наследие всей средневековой литературы в отменной исполнении Дев Пателя. Определенно советую к просмотру, особенно тем, кто любит покопаться в символизме.

06 июля 2022 | 09:42
  • тип рецензии:

Неотвратимость судьбы и одновременная возможность менять своё будущее — на двух крайностях усиживается «Легенда о Зелёном Рыцаре», ведь по сути это две стороны одной монеты. Даже постеры с Девом Пателем, где он снят лицом в камеру и со спины, говорят о своеобразном дуализме, пронизывающем всю картину.

Редко фильмы, которые идут по 2 часа, бывают одинаково интересными и увлекательными на протяжении всего хронометража, но эта лента почти приблизилась к этой элитарной категории продолжительных и захватывающих кинолент. Очень долгая экспозиция, порядка 30-35 минут — самая скучная часть, которую надо просто пережить, может даже попытаться насильно раствориться в действии: есть стойкое ощущение, что длительность первого акта превышена в 1.5-2 раза. Но вот пришёл Зелёный Рыцарь, обратный отсчёт пошёл, и год для Гавейна прошёл так же быстро, как для зрителя, и ему уже надо собирать вещи и отправляться в опасное путешествие на поиски зелёной часовни, чтобы доказать свою честность и ответственность и принять то, что должно. Во время приключений, организованных по бесшовно переходящим из одной в другую главам, наш герой оказывается обобранным до нитки, встречает лису, знающую несколько языков, видит гигантских титанов и живёт в замке у приятеля, и всё это время его воля к жизни и решительность двигаться дальше подпитывается преследующими его скелетами, которые он время от времени видит на своём пути — не хотелось бы стать таким же. Гавейн проходит через множество испытаний, но одновременно с этим лента бедна на второстепенных персонажей, коих здесь можно пересчитать по пальцам одной руки.

Кажется, это кино очень любит противоречить себе, запутывать зрителя и запутываться самому. Ясно, что в фильме есть магия, но иногда действие более похоже на галлюциногенный припадок главного героя, чем на реальное фэнтези: лента хочет, чтобы зритель так думал, иначе незачем было бы показывать, как Гавейн ест очевидно несъедобные грибы. И тут, когда экватор уже пройден, Леди спрашивает главного героя: «А ты веришь в магию?» Казалось бы, такой странный и глупый вопрос, но для зрителя он всё же на время ставит под сомнение веру во всё сверхъестественное, что происходит в фильме. Зелёный цвет здесь то символ всего живого, то всего, что остаётся после жизни. Такая же риторика касается Зелёного Рыцаря: он вроде бы и настоящий «рыцарь», как можно догадаться, а вроде бы и дикий хищник, без капли святости и гуманности. Что бы не было заявлено в картине, она обязательно заложит в зрителе сомнение касательно этих заявлений, превращая действие в «игру», забаву, предложенную Зелёным Рыцарем.

В таком положении, герой подходит к устрашающей и вселяющей надежду зелёной часовне, где ни он, ни зритель не знают, что же ждёт их в финале. На протяжении всего фильма терзают вопросы, что же всё-таки там случится. Может Зелёный Рыцарь и правда пощадит персонажа Дева Пателя, ведь он прошёл такой путь, столько всего пережил, что он просто не может просто так умереть? С другой стороны, пари есть пари и в этом и есть его смысл, чтобы герой научился принимать судьбу, которую он сам же себе выбрал, и всё должно случиться ровно так, как и было обещано. И столько же вопросов по ходу произведения встаёт к протагонисту: сможет ли Гавейн не дрогнуть в ключевой момент, или сможет ли выбраться живым, не получив клеймо позора или психологическую травму на всю жизнь? Незаметно кино прорабатывает все эти темы, чем оно и прекрасно: вставить кучу образов, которыми любители головоломок обязательно займутся со всей серьёзностью и дешифруют все заложенные смыслы. Кино часто критикуют за отход от исконного сюжета, однако такой свежий взгляд здесь очень даже уместен, тем более, что на главный твист всё равно есть некоторые предпосылки и как же я рад, что они так и остались скрытыми.

По-моему, это один из самых «рыцарских» фильмов из тех, которые вообще были сняты. Здесь герой не просто слепо следует кодексу и его честь непоколебима, его не терзают любовные страдания. Более того, наш герой вообще не рыцарь, он лишь пытается им стать, доказать окружающим и самому себе, что он вполне достойный человек, причём в первую очередь — человек, а уже потом достойный. Вы можете здесь увидеть типичный сюжет о преодолении трудностей и проверок, но такое преодоление скорее похоже на историю в «Выжившем», только без лишней претенциозности. И действительно, возникает ощущение, что призрак «Выжившего» блуждает по всем лесным сценам, по молчаливым долгим кадрам и смотрит на изнеможённого главного героя, возможно, даже про себя говорит: «слабак...» Более того, этот дух напрямую ощущается в картине, как минимум во втором акте, только вместо суровой зимы здесь скорее мягкая осень, даже несмотря на то, что действие происходит в декабре.

Сложно полноценно описать «Легенду о Зелёном рыцаре», ведь во многом это одновременно типичная картина, но и уникальная. В ней не чувствуется пустой претенциозности, скорее режиссёр просто берёт и использует те средства, которые считает нужными для той или иной сцены, уделяя много внимания деталям. Это не такое фэнтези, к которому все мы привыкли, оно куда более неоднозначно и наполнено кучей смыслов, переплетённых и зарифмованных некой тёмной материей, не доступной для обычного или поверхностного познания. Возможно, на фильм можно наложить известное изречение стоиков: «Делай, что надо, и будь, что будет».

8 из 10

09 марта 2022 | 22:47
  • тип рецензии:

Сэр Гавейн – настоящий рыцарь. Воплощение чести и отваги, гордость короля Артура. Наверняка Дон Кихот зачитывался его приключениями, прежде чем отправиться на поиски ветряных мельниц. Все это звучит крайне пафосно, но времена, в которых существует сэр Гавейн нельзя описать иначе. Или можно, что мы и видим в «Легенде о зеленом рыцаре».

Слово «переосмысление» у многих зрителей вызывает приступ резкого недомогания в области тела, которую правила ресурса и приличия не позволяют мне назвать. Но именно это Дэвид Лоури и сделал. Своеобразное переосмысление средневековой поэмы созвучное нашему времени. Точнее, не так, смысл фильма совпадает с оригиналом – размышление о сущности чести, отваги и рыцарства как такового. Но вот действующие герои потеряли свой «высокодуховный» лоск.

Киношный сэр Гавейн больше не образчик чести и отваги. Он повеса, любитель выпить и довольно трусоватый парень – словом, обычный человек. В путешествие он отправился скорее под давлением, а не соблюдения ради чести слова. Размышления о рыцарской доблести перекрываются тяжелыми условиями на дороге. А встречные путники вызывают у него желание поехать домой. Хоть мои описания и походят на монтипайтоновский скетч, высмеивающий образ маскулинного рыцаря, сам фильм довольно серьезный.

Зеленый рыцарь – нечеловеческое существо. В нем больше дикой природы и язычества, чем людской христианской цивилизации. Тем ироничнее, что наиболее честным и благородным рыцарем здесь выступает именно он. Природа вообще идет в противовес человеческой культуре. Это видно в визуальных образах, в препятствиях на пути к Зеленому рыцарю и в словах персонажей. Пробиваясь все дальше по сюжету, Гавейн постепенно теряет свои рыцарские атрибуты, но становится все более «диковатым» чудиком. И как бы парадоксально это не звучало, дикость позволяет ему повзрослеть и приобрести некоторые благородные качества героя оригинальной поэмы. Да и вообще, взросление довольно важная тема картина. Думается мне, что для режиссера это довольно личная тема, так как катализатором событий выступает материнское желание роста своего ребенка.

Визуальная составляющая главное достоинство фильма. Лоури предпочитает двигаться по сюжету с помощью визуальных образов, что не мешает понять основную суть картины. Длинные кадры, демонстрирующие изящество природных ландшафтов и монолитность замков сменяются на резкий и некомфортный межкадровый монтаж. Порой постановщик через чур уходит в формализм, что не очень сказывается на истории. Отдельные сцены могут вызвать недоумение, так как выглядят непонятными и выбивающимися из основной истории. Будто Лоури пытается сделать картину более «сложной», но получается эстетическая обертка.

Дев Патель со своими усами и этническими данными больше походит на рыцаря печального образа, нежели на племянника короля Артура. Сэр Гавейн персонаж сложный и неоднозначный, да и большую часть времени говорить он молчит. Игра «миллионера из трущоб» выглядит очень даже убедительной, Патель все же артист талантливый. В паре с ним идет Алисия Викандер, которая получила аж две роли. И бойкая простолюдинка, и роковая леди получились на славу. Джоэла Эдгертона мало, но образ добродушного и хитрого лорда вышел запоминающимся. Ральфу Айнесону дали времени ещё меньше. Он как пушкинская Пиковая дама: дал свое имя картине, но появляться предпочитает только в ключевых моментах. Что ж, это делает Зеленого рыцаря более загадочным. Правда сложно оценить игру человека, который погребен в нескольких слоях качественного грима и графики, но зато можно дать оценку голосу и интонации. Тут все хорошо, самый благородный и великодушный древесный человек, которого я слышал.

«Легенда о зеленом рыцаре» - картина интересная, незаурядная и очень красивая. Иногда режиссера заносит в дебри претенциозности, но такой уж он пижон. А вот со скукой, которая порой витает вокруг фильма справиться сложнее. Но все же хорошего тут более, в конце концов фильм пробивает на эмоции и какие-то размышления. Боже, храни претенциозных режиссеров, без них будет скучно.

28 декабря 2021 | 12:14
  • тип рецензии:

В последние годы жанр рыцарского кино, как и жанр вестерна, существует скорее номинально, редко представляя на потеху зрителю достойные внимания картины. Мрачно-жестокие фильмы сэра Ридли Скотта остались где-то на рубеже позапрошлого десятилетия, тогда как рыцари, повинуясь духу времени, пошли штурмом на малые экраны, которые успешно захватили неоспоримо легендарной «Игрой престолов».

С самых первых новостей о проекте «Легенда о Зелёном рыцаре» Дэвида Лоури, основанная на средневековой истории про сэра Гэвэйна, вызывала у киноманов живой интерес. Оно и понятно: картина совмещала в себе звездный каст и внушительный бюджет, но имела при этом почетную ауру инди-фильма, неизбежную для каждого детища всеми любимой студии А24.

И, пожалуй, главный вопрос, которым картина заставляет задаваться на всем своем протяжении – как студия согласилась финансировать столь неочевидный проект? Дело в том, что фильм, который изначально позиционировался как эдакий интеллектуальный блокбастер в жанре фэнтези, на поверку оказался гораздо радикальнее, чем многие другие проекты А24. Отсюда возникает еще один резонный вопрос – на какого зрителя рассчитана «Легенда»?

Картина только притворяется рыцарским фэнтези а ля «Меч короля Артура», однако вы не увидите здесь ни брутальных схваток на мечах, ни волшебных превращений. Удивительное превращение здесь претерпевает, разве что, стагнирующий жанр – Лоури идёт путем куда более необычным, чем можно было ожидать, и делает из многомиллионного блокбастера – ни много ни мало – психологическое роуд-муви, которое на протяжении всего своего двухчасового хронометража не раз вызывает приятное удивление своей обособленностью от всего сделанного в рыцарском кино ранее.

Больше всего хвалебных отзывов фильм получил за свой визуальный ряд, и – нужно признать – абсолютно оправданно. Каждая без исключения сцена радует продуманностью композиционных решений (вплоть до нарочитых отсылок к живописи эпохи Возрождения), детальностью и оригинальностью работы, проделанной художниками (чего стоит дизайн одних только корон) и смелыми экспериментами со светом, цветом и камерой. Более того, пусть спецэффектов в «Легенде» и не так много, но сделаны они со вкусом, выдержаны в единой, реалистичной стилистике и даже местами создают ощущение некоторой уместной рукотворности. Все вышеперечисленное вступает в гармоничное взаимодействие с саундтреком, важную роль в котором играют средневековые мотивы.

И хотя аудиовизуальная сторона фильма определенно выигрывает в поединке со сценарной, именно последняя в фильме наиболее интересна для анализа. Выбранный для экранизации средневековый материал оригинален в первую очередь тем, что он, в отличие от привычных нам героических легенд про доблестных воителей, обращается к полярно противоположному сюжету– в котором через историю горе-рыцаря повествуется о человеческих слабостях.

Экранизация, несмотря на расхождение с первоисточником в деталях, оставляет посыл тем же. Алисия Викандер, Джоэл Эджертон и Шон Харрис по-своему прекрасны в своих амплуа, но Дев Патель just steals the show, с удивительной точностью отыгрывая роль жадного до славы юноши, подверженного человеческим слабостям, но упорно преследующего навязанный обществом сияющий идеал рыцарской чести. Наивная завязка этого путешествия вряд ли вызывала бы вопросы в Средние века – но для современного зрителя ее с первых же шагов Гэвейна перестает хватать для оправдания всех его усилий, после чего авторы начинают все активнее подмигивать, намекая, что вовсе не в сюжете тут соль.

Фильм акцентирует внимание на другом. Недаром в соцсетях его окрестили громким словом «слоубёрнер»: на экране эта поучительная история о грехах человеческих оборачивается тягучим, но чарующим погружением вглубь средневековых легенд. Весьма неровный сценарий, тем не менее, в масштабах целого фильма на удивление удачно поддерживает ощущение нарастающего безумия и даже некоторой несерьезности всего происходящего на экране. Этот самый настоящий средневековый трип (в таком контексте сцена поедания грибов выглядит иронично) с пунктирным сюжетом и нетривиально выстроенной сценарной конструкцией, но при этом тщательно воссозданным для зрителя магическим миром из легенды, в свою очередь при ближайшем рассмотрении оказывается драмой слабого человека, в силу обстоятельств ставшего в глазах общества героем и теперь изо всех сил пытающегося этому статусу соответствовать.

Картина сразу дает понять, что Гэвейн ничем особенным не выделяется и ему не суждено достать меч из камня или возглавить шайку благородных воров. Для него подвиг – это сдержать свое слово и, в конце концов, дойти из пункта А в пункт Б, несмотря на все страхи, соблазны и невзгоды, встречающиеся на его пути. Лоури проделывает с жанром интересный трюк, нежданно-негаданно заставляя нас увидеть под сияющими доспехами рыцаря обыкновенного человека, будто бы оказавшегося не на своем месте и заведомо проигравшего в поединке с судьбой – человека, которому ничего не остается, кроме как доигрывать свою роль до конца.

«Легенда о Зеленом рыцаре» – далеко не идеальное кино, которое понравится далеко не всем, да и вообще, как будто выстреливает мимо аудитории. Но в чем фильму не откажешь – так это в невероятно впечатляющей картинке и смелости создателей, отправивших бедного сэра Гэвейна – и весь рыцарский жанр заодно – в неизведанное. И пусть тропинку в этом волшебном лесу сейчас заволокло туманом – есть робкое чувство, что этот шаг был сделан в верном направлении.

25 декабря 2021 | 02:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: