Мне даже в мыслях сложно предположить, что должно случиться с человеком, чтобы он хотел добровольно лишить себя жизни. Это что-то вроде психического заболевания или глубокая депрессия, иначе как можно в трезвом рассудке взять и лишить себя удивительной возможности наблюдать за солнечным закатом, или ощущать приятное дуновение теплого весеннего ветра. Однако это оказалось лишь поверхностным суждением, потому что в некоторых случаях человеку необходима смерть… Теперь же рассмотрим вопрос с точки зрения главного героя нордической драмы-триллера «Отель для самоубийц».
Итак, прошу знакомиться: Макс и Ларке, семейная пара, чей огонек страсти давным-давно потух. Макс работает страховым агентом, но особого счастья это ему не приносит. Он просто делает свое дело и уже забыл, что такие простые жизненные радости. Поедание овощей на обед стало для него синонимом всей жизни. Не лучше дела обстоят и у Ларке, его жены. Она также устала от всего и непонятно, чего ждет. Вместе они могли бы быть еще долго, даже несмотря на всю печаль и апатию, но вдруг выясняется, что Макс смертельно болен.
Не желая продлевать мучения во всех смыслах слова дольше положенного, Макс решает отправиться в отел для самоубийц, где его гарантированно уведет на тот свет и пути назад не будет. Решение непростое, но наш герой на это соглашается и мы вместе с ним отправляемся в дорогу, где познаем немало откровений и поймем, что жизнь все-таки гораздо более сложна, чем большинство из нас считает.
Развитие событий здесь протекает медленно, но при этом фильм интересен и мне хотелось узнать, чем же все тут окончится. Мы узнаем всю подноготную Макса и его жены, и может они не самые приятные в мире люди, но на их примере мы видим целый букет проблем среднестатистических европейцев, которые и сами уже не знают толком, чего хотят. Так что Макс и Ларке – фактически лакмусовая бумажка современного общества, которое меня, если честно, все больше печалит.
Интересно, что роль Макса сыграл Николай Костер-Вальдау, которого я раньше видела в «Игре престолов». Ему по плечу героические роли, а тут он сыграл слегка апатичного, от всего усталого мужчину. Очень разительное преображение, заслуживающее уважения. Но все же он мог чуть больше постараться, чтобы показать истинную искорку, но образ таков, что ее нет, ну и да ладно. Все-таки актер должен играть самые разные роли.
Музыкальное сопровождение фильма местами настраивает на медитацию. Но тут нет вины композитор, потому что он подстраивал свою работу под режиссеру. Саундтрек создает атмосферу не хуже, чем игра актеров и находки Йонаса Арнбю, так что по крайней мере даже у самых требовательных зрителей не должно быть претензий хотя бы к этому аспекту фильма.
Как итог, «Отель для самоубийц» далеко не самое легкое зрелище. Оно полно метафор и аллюзий, но в этом самый сок. Поэтому если вам хочется посмотреть неспешное, но умное и заставляющее о многом задуматься кино, то «Отель для самоубийц» вполне может вам подойти. Но на особые улыбки и позитив, наверное, не рассчитывайте.
Не могу сказать, что являюсь фанатом этого актёра, но признаюсь фильм начал смотреть именно из-за него. Николая Костер-Вальдау конечно же после ошеломительного успеха 'Игры Престолов' можно смело отнести к кассовым актёрам. И подкупает именно то, что он действительно качественно работает даже в таких средних, по моему мнению, фильмах как этот. Сразу же чувствуется не голливудский почерк картины, триллеры европейцы снимают по особенному. Тут мрачноватые серые тона, интерьеры квартир, ресторанов и отеля практически в одном стиле, смесь хай-тэка с минимализмом. Создаётся впечатление что всё снимали в одном павильоне. И даже норвежскую или датскую пристань, бурную реку, и горы Скандинавии скорее всего снимали во второй половине дня, либо в пасмурный день, что бы не было солнечного света, и соответственно ощущения яркости картины.
Фильм подкупил актуальностью темы. Сегодня в мире по статистике очень много случаев самоубийств. Самое интересное, что в процентном соотношении количество людей, которые решают свести счёты с жизнью в развитых странах намного выше, чем в странах, где качество уровня жизни намного ниже. Многие замечают, что в странах, где преобладает религия ислам суицида намного меньше. Вот для сравнения в например в Норвегии 10.4 процента всех смертей, а в Пакистане 3.1 процента. Самоубийство противоречит многим религиозным постулатам, так же как однополые отношения, или например убийство человека. Но про убийства и про однополые отношения снято много фильмов, а вот про тему самоубийств по пальцам пересчитать. И мне показалось, что если хоть чисто по сценарию, тут была попытка показать любовь к жизни, и сомнения главного героя поквитаться с жизнью, то где-то в глубине чувствуется, что данные отели имеют место быть и могут быть узаконены, как пристань для реальных людей и их 'оправданного' желания. Были споры узаконить публичные дома, были споры относительности законности однополых браков.
Самоубийство - это явление, имеющее место быть везде и это явление не исчезает, а к сожалению растёт. И мне понравилась сама попытка режиссёра затронуть эту тему. Представить этот отель, как законный объект, обслуживающий данное явление. Если зритель это представил, то у режиссёра это получилось, а раз идея была донесена, то наверное можно сказать, что фильм со смыслом. Фильм стоит посмотреть, вдохнуть полной грудью, посмотреть вокруг, и продолжать жить с желанием жить.
- Вы когда умрете?
– Это никому не известно и никого не касается.
– Ну да, неизвестно, подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.
– Девять месяцев, и двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит...
...Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
'Мастер и Маргарита', 2005, реж. В. Бортко
Воланд у М. А. Булгакова с лёгкостью пророчил судьбу и продолжительность века любому желающему. Будь то председатель правления МАССОЛИТа или обычный заведующий буфетом Варьете. И это понятно Воланд он на то и Воланд, чтобы творить подобные прогнозы. А вот большинству из ныне здравствующих срок отмеренного судьбой праздного шатания по жизни, неизвестен. Год? Десять лет? Пятьдесят? Но ведь всё может произойти так же как и с продвинутым Михаилом Александровичем Берлиозом. В одночасье. Подскользнулся на масле и, под трамвайное колесо в аккурат. Чик, головы как не бывало. Вот ведь незадача.
Все стремления, все потуги, все планы 'коту под хвост'. Чья-то злая ирония. Усмешка.
В центре сюжета скандинаво-германской ленты 'Отель для самоубийц' страховой агент Макс. Чья-то смерть это страховой случай для него. Его хлеб. Его работа. Обыденность. Выплаты семье, детям, близким причитающегося 'гонорара'. Главное, соблюсти все правила, учесть все нюансы. Закон, во главу угла мерилом правоты поставить. Беседуя с женой пропавшего клиента, вдруг как-то нехорошо стало. Выпил воды и упал в обмороке тут же. Что такое? Не стар вовсе. Едва-едва полтинник разменял.
Когда минуты роковые настают,
И волны черные до неба достают,
В недобрый час,
В недобрый час.
Мы повторяем, как все люди на Руси:
«Помилуй, Господи, нас грешных и спаси».
В который раз,
В который раз.
Депрессия наваливается. Паника одолевает. Разум съежившемся в страхе грецким орехом. Что делать, что делать, что делать? Как быть, как быть? Ухожу-ухожу-ухожу. Впереди состояние полного овоща? А может не дожидаться трагической развязки? Может быть в петлю? Может быть с камнем на дно? Самоубийство разве не лучший выход? Жену не мучить, подвести черту самостоятельно и решительно.
Хмарь настроения в тоске с проблесками бодрящейся улыбки на полтора часа. Холодная размеренность тягучими планами с вдавленным в кадр лицом. Вязкость в замедленности с затухающей жизнью из каждой сцены. Режиссёр намеренно водит нас по потаённым последним мгновениям ещё дышащего мыслью, но угасающего разума. 'Шаг, остановка. Другой, остановка'. Созерцательность и застывание правят бал...
А между тем, драма плавно перетекает в детектив. Есть оказывается где-то в отдалении, в горах, некий отель эвтаназии. 'Аврора' имя ему (Аврора, между прочем - это богиня утренней зари в римской мифологии). Там 'кончают людей' в соответствии с их последней волей. Так что? Не махнуть ли? Всё лучше удавки на шею...
Чего здесь больше? Реальности живописного полотна в контрактном обязательстве сторон или разрастающейся в голове злокачественной опухоли? Где кончается очевидное и начинается болезнь? Одно переплетается с другим. Зрителю не поясняют что именно мы наблюдаем, позволяя выбрать направление потока мысли на своё усмотрение.
Уход из мира самоопределением основной посыл картины. Эвтаназия, размышлением. Нордическое кино на все сто процентов. Скупое на эмоцию, движение, всплеск.
Если 'Во всё тяжкое'(2018) персонажу Джонни Деппа удалось обрести платформу под ногами в момент кризиса и 'пришпорив лошадь' погнать её по кочкам и буеракам в галопе, Максу в 'Отель для самоубийц' подобная мысль в голову не пришла. И каждый 'пошёл' своим путём.
А ведь прав был Воланд у М. А. Булгакова - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? Впрочем у каждого свой выбор. Своя правда.
Кино на любителя подобных зрелищ. Медленно-заторможенное. Исключительно в чёрно-белых тонах. Но интересное. Интересное своей необычностью тоскливой хмари. Вне сомнения.