Могу ли я рекомендовать кому-либо к просмотру этот фильм? Не думаю. Но и предостерегать не стану. Жалею ли я, что посмотрела его сама? Пока нет. Вечер я точно скоротала. Была ли в этой польза? Не похоже...
Я люблю испугаться. Но фильм если и пугает, то какой-то ненормальностью, вызывая не столько страх, сколько - отвращение. Я встречала в отзывах сравнения с «Человеческой многоножкой», но с этим не соглашусь. Если 'Многоножка' - это 100 балов по мерзости, то 'Солнцестояние' наберет 10. Вместо испуга — наркоманский трип. Вот что меня впечатлило, так это ощущение, будто я сама травяного чаю напилась. Я погружалась в фильм, теряя ощущение реальности, вместе с главными героями. Было интересно? О да. Но это совершенно точно не фильм ужасов. Но эмоции вызывает сильные. Редкий фильм способен так меня увлечь. И этому - удалось. С этой стороны моя оценка положительна, и уважение создателям за труд и созданную атмосферу.
Не смотря на неоправданно растянутый хронометраж, слишком долгую предысторию, все же все более чем 2 часа я провела, не отвлекаясь от экрана. Вначале был потрясающий по эмоциональности и картинке момент со стариками, достигшими возраста для первого обряда, показанного зрителям. Удивительная песня этой пары. Наверное единственные завораживающие звуки в фильме, ибо остальные резали слух беспощадно. Лично для меня та сцена задала высокую планку для ожидаемой развязки фильма. В какой-то момент я была в восторге. Вот это да! Необычно. Был даже момент, когда один человек из общины попытался объяснить героям и зрителю через них, что у вот этого конкретного обряда есть свой глубокий смысл, некое рациональное зерно. Я была в предвкушении, что же там на следующим сюжетным поворотом?
Ну а дальше все свалилось в кучу-малу. Многим героям я даже не успела посочувствовать - сцены с ними были скомканы до безобразия. Никакого намека на то, почему их постигла именно такая судьба, какой в этом смысл? В этом плане эмоциональный отклик от фильма свелся лишь к реакции на жестокую картинку, которую видят глаза, но увы - не больше. И чувство замешательства.
Одна из слишком жестоких сцен попросту поставила мои волосы дыбом. Это слишком ужасно, и при этом не имеет ни малейшего смысла! Лишь страшная картинка на фоне солнечного дня. Эти контрасты словно разрывали мозг! Вот прекрасная природа, добрые с виду люди. Птички поют, девушки в белых платьях танцуют, хозяйничают. И - такое... Зачем? Почему? Во имя чего?
Общая концепция общины совершенно не проработана. Община есть, она странная, она неоднородная, половой и возрастной состав ее такой, что совершенно не понятно, как она вообще существует. В общем, не верю. С компанией друзей ровно так же. Будто и не друзья они вовсе, а случайно встретились по дороге в то самое поселение.
Из-за того, что авторы не проработали эти темы, допущено множество логических ошибок. Это тот самый элемент низкопробных ужастиков, когда главные герои отчаянно тупят. Вот и тут - в полной мере.
Картинка красивая. Звуковой ряд - 1 бал из 10. Операторская работа на высоте. Главная героиня отыгрывает прекрасно. Но в конечном итоге возникает ощущение, будто море сцен свалили в кучу, но забыли, зачем. И вот уже час после просмотра фильма прошел, а послевкусие, мерзкое такое, не покидает. Хочется отряхнуться, а еще больше хочется разъяснений. Из-за того, что мои вопросы остались без ответа, ощущение, будто фильм не закончился.
В целом, чем больше всматриваешься, тем больше кажется, что этот винегрет, пожалуй, и не стоит перебирать по кусочкам в поисках глубокого замысла автора. В чем смысл фильма, и есть ли он вообще? Или я просто смотрела на то, что вредило моей психике, чтобы испытать какие-то эмоции? Похоже на то…
У режиссера точно есть свой узнаваемый почерк. Я уже столкнулась с ним в 'Реинкарнации', и 'Солнцестояние', пожалуй, поставлю на ступеньку или даже две выше. Но в целом я не уверена, что 'ужасы' такого плана вообще стоит смотреть. Нет дружбы, нет любви. А вместо общины - сборище маньяков. А что хорошего? Ложное чувство избавления от одиночества? Весьма спорно. К сожалению, фильмы, которые в себе не несут правильного посыла, не задают рамки белого и черного, для моего восприятия слишком сложны. Нет, я не хочу, чтобы автор мне разжевывал свою идею. Но я точно хочу понимать, что фильм не обернулся для меня пустой тратой времени, когда я смотрела, мне было тошно, противно, гадко... И осталось так еще потом... А что взамен? Совершенно не понятно. Разве что 'не пейте незнамо что, в компании незнамо кого'. Вообще не употребляйте! Если смотреть с этой точки зрения, то в фильме будет больше смысла, чем задумал автор, видимо. Ведь сам сюжет закручен вокруг психологического состояния главной героини, вследствие травмирующих событий... Продолжения в ее дальнейших поступках этой логики я не увидела, и даже - наоборот.
6 из 10
Настолько высокая за то, что режиссер так искусно погрузил зрителя в свой бред.
Не буду расписывать про прекрасный визуал фильма, затянутость хронометража и прочие моменты, которые уже есть в других рецензиях. Расскажу, с какими мыслями этот фильм меня оставил. По сути, перед нами очередное околоиндюшное европейское кино с идеями в духе 'Треугольника печали'/'Квадрата' Рубена Эстлунда, 'Не говори никому' Кристиана Тафдрупа, 'Дурного глаза' с Евой Грин. Что за идеи? Кризис современного европейского цивилизованного человека, его импотенция к разруливанию встающих перед ним вызовов, витальная слабость. Его страх перед более уверенными, 'примитивными', приближенными к своим корням людьми. Формула во всех фильмах одна и та же. Меняется лишь условный враг и обстоятельства. Кто главная героиня этого фильма? Безумно тоскливая девушка, находящаяся в созависимых отношениях со своим парнем, постоянно громко плачущая и депрессующая. Кто ее парень? Молодой овощ(духовно) с фейковыми друзьями. В процессе повествования красной нитью прослеживается неспособность гг и ее парня принимать последовательные и волевые решения (вспоминаем диссертацию, беседы об отношениях, попытки слинять из коммуны, подозрения друг к другу и пр.). Говоря про феминистский подтекст — он тут есть, но он словно плачи героини на протяжении фильма — лишь добавляет уныния. Никакого позитивного месседжа не фактически транслирует. То, что нужно уметь отпускать? Само по себе круто, но обстоятельства, в которых это доносится — из них только очень усердный человек сможет уловить позитивные вибрации и смыслы. Подводя итог к этому потоку мыслей — не думаю, что вы хотите потратить два с половиной часа на пережевывание соплей очередного европейского режиссера, внезапно понявшего, что старушка Европа уже одной ногой в гробу и пытающегося это в ускоренном темпе отрефлексировать и донести до своих товарищей по грядке.
Попала я сегодня на синему под занимательным и многообещающим названием «Солнцестояние». Сие творение неизвестного доселе мне автора длится около двух с половиной часов. Начало затянуто донельзя, с половины фильма часть зрителей начала расходиться и, надо признаться, поползновение к аналогичному действию закралось и у меня. Потом действие начало развиваться куда быстрее и повергло меня в сменяющие друг друга чувства, одно неприятнее другого. Короче, это очень странная картина. Вначале подумалось: неудачная попытка на экспериментальный артхаус — не сильна в сравнениях с другими такими картинами, поэтому и показалось, что автор силился удивить зрителя этой стороной. Потом пошла, с позволения сказать, какая-то неумело состряпанная психоделия. И всё сменилось… сложно сказать каким направлением, вакханалией что ли. Если попытаться сравнить кино с тем, что пришло однажды на ум во время просмотра, то это фрагмент из всем известного фильма «Кин-дза-дза», только с извращённым продолжением:
- Девушка, а куда вы вот этих вот?
- В малый филиал оранжереи…
- Вы что, действительно из людей кактусы делаете?
- Только из плюкан.
- Но наши не плюкане, наши — хануидяне.
- Это не важно…
«Что это было?!» — первое, что я сказала после «занавеса». Как теперь это развидеть?.. И не то, чтобы мне фильм совсем не понравился, нет. Отчасти я рада познакомиться с новой для себя веткой психологического хоррора, планкой мастерства которого до этого я считала фильмы Гильермо дель Торо. Но пока сравнение не в пользу Ари Астера. Хотя, надо признаться, «Солнцестояние», ввиду довольно не фантастического задействованного сюжета, а именно — повествование о культе, общине-секте, обрядах, имевшие место в истории развития современного человека, столь близко подводящее к нашей действительности без намёка на голую выдумку, на которой состоят девяносто процентов фильмов, леденящих кровь, не может оставить в своём итоге равнодушным. Но то, что я увидела, как говорится, уж лучше бы я этого не видела. Невольно примеряешь фильм к действительности, и становится не по себе — есть в искусстве нечто жизнеутверждающее, так вот здесь выходишь после просмотра с абсолютно противоположными чувствами. А вот это уже кому как. Мне это чувство не слишком понравилось, поэтому не возьмусь судить о картине в положительном или отрицательном ключе. Однако то, что это был большой эмоциональный всплеск за последнее время — это однозначно.
Астер умело подхватил тенденцию последнего времени: потребителям нравится не столько товар, сколько его красивая упаковка. Только этим можно объяснить недавний хайп по «Солнцестоянию».
В сюжетном плане этот фильм – заезженная до дыр история о том, как группа американских студентов повернула не туда. На этот раз их угораздило попасть в стремную общину скандинавских язычников. О последствиях догадаться несложно. Вся заслуга Астера, как режиссера, в том, что он сумел эстетски упаковать эту банальщину. Тут вам и отличный визуальный ряд, и тщательно выверенные кадры, и завораживающий, пугающий саунд. Игра актеров и диалоги тоже на высоком уровне. Отсюда и затянутый хронометраж – при полном отсутствии хорошей истории, остается только тешить зрителя красивыми картинками и разговорами.
Отсюда и новая целевая аудитория – юноши и девушки, которые раньше воротили нос от хорроров, считая их низким жанром. Хотя большинство из них ужастики наверняка смотрело. Тайком, украдкой, потому что всем хочется напугаться, но признаваться об этом друзьям стыдно. Астер предоставил им отличную возможность открыто вкусить запретного плода и даже открыто обсуждать то, как это круто. Конечно, обсуждать не то, как круто мужику размозжили голову, а то, как какие глубокие смыслы и скрытые послания прячутся за кадрами с зеленеющими солнечными лугами и размноженными головами.
Но искать глубокие смыслы в «Солнцестоянии», право слово, не стоит. Я это, к примеру, о мнении, что фильм якобы демонстрирует торжество феминизма. Правда? На самом деле, наоборот. «Торжество» феминизма здесь заключается в том, что явно психически (или нервно) неуравновешенная – и это неоднократно подчеркивается – особа женского пола ведется на байки скандинавских язычников. Чем это закончилось для некоторых особ мужского пола вы уже знаете. Или узнаете, если посмотрите.
С предыдущим фильмом Астера, с «Реинкарнацией» было тоже самое. Но в нем хотя бы присутствовала мистическая составляющая. В «Солнцестоянии» ее нет. К хоррорам его можно отнести лишь потому, что здесь убивают и показывают изуродованные тела. Это тоже подается красиво и даже со смаком. И это единственное, что отделяет «Солнцестояние» от обычного трэша, чернухи, на территорию которой иногда заходила «Реинкарнация». Чувствуется, что Астер прокачал свой оформительский, декораторский талант. Молодец, что тут скажешь.
В целом, фильм Астера сродни кукле ЛОЛ. Своей популярностью она тоже обязана упаковке. Оказалось, что покупателям нравится долго и нудно снимать слои пластика, бумаги и целлофана. Для них наградой является сам этот процесс, а не кукла. Только в случае с «Солнцестоянием» под многослойной оберткой вы не найдете даже уродца с большой головой. Там будем лежать наскоро сплетенный из жухлой травы человечек.