Хотелось бы честно отметить, что я непрофессиональный кинокритик, скорее любитель, но в данном случае любой человек, который более менее знаком с таким жанром, как ужасы, сможет адекватно понять и оценить данную картину.
Не буду подробно описывать сюжет он банальный и клишированный до невозможности, но всеми силами пытается выглядеть умным и глубоким. Завязка стандартная, нас знакомят с главной героиней, у которой произошло неприятное событие и после чего она снова и снова испытывает боль от страшных воспоминаний. Ты понимаешь, что по ходу фильма мы будем возвращаться к данной теме, ловить метафоры и отсылки, узнавать что-то новое и в конце до нас донесут какой-то месседж. Но нет. Сценаристы забьют на это болт, где-то на середине фильма и больше никогда об этом не упомянут.
Фильм нереально медленный. И это откровенно говоря раздражает. Ненужные диалоги, постоянные трипы и глюки от наркоты и травы, раздражающие вопли и просто нелепые и даже комедийные сцены, которые просто ненужны.
Фильм не пугает, он вызывает тошноту. Единственное желание дождаться конца и с облегчением выйти из зала с мыслями - Наконец-то эта наркомания закончилась!
Последние пару лет жанр ужасов немного поменял вектор своего развития и теперь режиссеры стараются не только напугать зрителя, но создать некую головоломку, у которой нет правильного решения. Каждый из нас может интерпретировать картину по-разному и прийти к своему 'верному' решению, что лично мне очень нравится. В данном фильме Ари Астер всеми силами старается кричать:
-Вот смотрите какой ГЛУБОКИЙ И СЛОЖНЫЙ фильм я снял!!!
Но на деле эта пустышка. Здесь нет страха, есть отвращения. Нет смысла, есть картинка. Нет персонажей, есть идиоты.
Возможно, если вы покопаетесь и изучите скандинавскую мифологию, иероглифы и отсылки к древним писанием, вы что-то там узнаете. Но лично я не знаком с этим. Я обычный зритель, и я не хочу копаться и разбираться в том, что я не понимаю (имея в виду фильм). Есть золотое правильно кинематографа - Не говори, а показывай.
Ари Астер показал красивую картинку. Все. А вот показать все остальное видимо было лень.
Оба полнометражных фильма Ари Астера могут служить показательными примерами ситуации, когда «форма превалирует над содержанием».
В погоне за бесконечным желанием наполнить свои фильмы как можно большим количеством отсылок, аллюзий, загадок и подсказок к этим загадкам он забывает, что за красивой картинкой (всё же нельзя не отметить качественную работу оператора, художников-постановщиков и прочих реквизиторов в обоих фильмах) должна стоять интересная история. А вот со сценариями и тут, и там проблема. Ари Астер мастерски нагнетает атмосферу с помощью длинных, геометрически выверенных кадров, тягучей музыки и прочих приёмов, однако весь этот саспенс не стОит и гроша по причине того, что за ним ничего не стоИт. Астер то ли считает своего зрителя недалёким, то ли по какой-то другой причине постоянно рассовывает по повествованию намёки и прямые спойлеры к дальнейшим событиям. В отличие от, например, Линча, того ещё любителя наполнять свои фильмы символами и полунамёками, или Фон Триера с его «Антихристом», которые не раскрывают всех секретов произошедшего на экране и этими самыми аллюзиями и образами лишь помогают зрителю самому додумывать и понимать полную картину показанных событий, Ари Астер в конце своих фильмов раскрывает все карты и даёт ответы на все вопросы. Таким образом, все эти намёки и символы теряют свой смысл.
Ещё одна проблема Астера заключается в том, что он делает своих героев заложниками ситуаций, в которые их помещает. На протяжении повествования он упорно напоминает зрителю (с помощью кукольного домика и цитат из древнегреческих трагедий в «Реинкарнации» и фресок и прочих рисунков на стенах в «Солнцестоянии»), что судьба героев предрешена, что они - лишь пешки в чужой игре. Но невозможно сопереживать героям, которые безропотно, вопреки логике и здравому смыслу движутся навстречу пропасти, в которую их несут обстоятельства и фантазия демиурга Астера. А ведь именно сопереживание и отчасти отождествление себя с героями - залог интереса со стороны зрителя.
Можно возразить и сказать, что в своих фильмах Ари Астер поднимает серьёзные проблемы семейных трагедий, отношений внутри семьи и пары возлюбленных. Можно сказать, что «Солнцестояние» - история о превращении слабой одинокой женщины в сильную владычицу умов и обретении ею семьи, которую она не смогла обрести в «нормальной» жизни. Похожая история с намёком на феминизм была в недавней «Суспирии», такой же визуально красивой, наполненной символами и будто так же специально затянутой до невозможных двух с половиной часов, но Дарио Ардженто рассказал её более изящно - там героиня боролась против таких же женщин, а мужчины изначально находились в позиции угнетаемых.
Однако на деле мы имеем всего лишь блестящую обёртку, под которой скрывается самая обычная, не выделяющаяся особым вкусом конфета.
P.S. За что можно похвалить Ари Астера, так это за перенос значительной части действия из извечных тьмы и ночи под солнечный свет.
Именно так я могу описать данную картину. Фильм интригует своим названием, описанием и трейлером, (хотя фильмы про «одичалых поселенцев» давно не редкость) но на выходе мы получаем абсолютно пустой фильм, который рушит все завышенные ожидания.
Сюжет. На мой взгляд, сюжет получился очень нудным, затянутым и, если быть честным, не настолько уж и интересным. Сценарий, растянутый на 2 с копейками часа можно было спокойно уложить в полтора часа. Ненужные сцены, длящаяся по несколько минут только отягощают и так не совсем приятное восприятие фильма. Поведением главных героев тоже можно так не хило удивится, ведь если бы ваши друзья ни с того ни с сего взяли и пропали бы на ровном месте, ни сказав никому ни слова, вы бы наверняка так же, как и главные герои просто продолжили спокойно отдыхать и «веселиться». Тупость.
Актеры. Игра актёров вызвала у меня двоякое впечатление. Не могу сказать, что они все поголовно играют как куски дерева, но и назвать это достойной игрой тоже не могу. Единственная кто выносит весь актёрский состав буквально на своём горбу это Флоренс Пью, и то местами её одна и та же кислая мина, которая возникает в совершенно неожиданных ситуациях, начинает напрягать.
Атмосфера. По атмосфере этот фильм также не смог оправдать себя. Поначалу нас заводят в довольно трагичную историю, а потом на протяжении 3/4 фильма показывают одни и те же пейзажи с одной и той же, занудной до сумасшествия, музыкой. Улучшения наступают только на последних 10 минутах фильма, когда вам просто уже хочется, чтобы это всё закончилось.
В итоге, я не могу назвать этот фильм «худшим, из которых я смотрел» - нет. В нём довольно много и приятных моментов? которые каждый определит для себя, но лично по мне – этот фильм не стоил моего потраченного времени. От ужасов у него только название (хотя, конечно, в этом фильме и кровавые сцены есть и всё такое, но лично мне все эти сцены не показались «ужасными» от слова совсем). Ну или я просто слишком придирчив к фильмам с таким жанром.
Может я в этой жизни что-то не понимаю, ведь принадлежу к категории простых зрителей, не обременённых глубокими познаниями в кинематографе. У меня простая логика: комедия должна быть смешной, драма - грустной, боевик - крутым и зрелищный, а ужастик - страшным. Это ведь простые истины и не нужно корчить из себя эстета и после просмотра странного фильма говорить, как это глубоко и интересно. Режиссёр то просто гений, какие у него подтексты, а глубокий смысл и двойное дно сквозь призму аллегории показывает что он нам хотел показать. Но иногда гэ...это просто гэ.
В последнее время стало модно снимать не просто ужастики, а псевдостранноумное кино про обычных призраков, монстров и маньяков. Ари Астер идет по этому пути и что 'Реинкарнация', что и 'Солнцестояние' одной тематики. Мы вам покажем не просто страсти-мордасти, но еще напустим столько серьёзности, добавим глубины и арт-хауса, что хоть сейчас посылай его на кинофестивали.
Что у нас в наличии? Группа молодых людей улетает в Швецию, чтоб поглазеть как в лесу некая группа сектантов проводит какой-то праздник. Но это не просто сектанты, а опасные сектанты. Блин, как то все просто выходит, думает режиссер, а я ж хочу снять не просто ужастик, а нечто большее. А растяну-ка я хронометраж на два с половиной часа, а вставлю-ка я вначале сцену со странным самоубийством, а потом просто забуду про неё. Нет, надо еще показать как интересны все эти ритуалы. Побольше песнопений, это придаст глубины характерам. А еще галлюцинаций, секса и кишочков, ведь у нас как-никак ужастик, а то не по-людски получается. Зритель смотрит, а ужаса то и нет. Хотя стоп, это не просто ужастик, это нечто большее.
Ну вот чего не отнять у Солнцестояния так это гнетущей атмосферы приближения чего то страшного. Но апогея ужаса все равно не выйдет. А смотреть два с половиной часа как старообрядцы возводят очи и руки к небу и вопят на своём, пустая трата времени. Я благодарен режиссёру только в одном: когда фильм закончился, я получил такое облегчение, что он закончился, что сразу же уснул.
В некоторых рецензиях пишут о нем, как о шокирующем, интересным, необычным, находят интерпретации и завораживающим. Но я простой зритель, недалёкий. Мне не понять гениальности сего. Для меня это просто бред сивой кобылы.
'Солнцестояние', так сильно распиаренное артхаусное чудо, с сеансов которого, по старательно распространяемым слухам, уходили целыми толпами, настолько якобы жутким был фильм, на деле оказаось очередным псевдоинтеллектуальным пшиком, артхаусом ради артхауса, в который создатели даже не старались вложить хотя бы капелюшечку смысла.
Два с половиной часа я смотрел на квинтэссенцию уныния, помноженную на бездарность, упакованную в обертку высокой культуры и квазигениальности. 'Солнцестояние' это типичный продукт кинокомпании А24, которая выпускает преимущественно абсолютно несмотрибельные продукты, каждый из которых раз за разом получает восторженные отзывы киноснобов, но на деле оказывается претенциозной пустышкой, чистейшим полетом сознания авторов, не скованных такими ненужными мелочами вроде цельного сюжета, единого стиля повествования и проработанных образов персонажей.
Но все же давайте разберем по порядку. И начнем с сюжета. Сюжета тут нет, поехали дальше. Персонажи - их здесь тоже нет. Я уже привык к тупым героям в ужастиках, в слэшерах, глупые и нелогичные поступки персонажей в угоду сценария для нагнетания саспенса и продвижения по истории меня уже давно не удивляют и даже не раздражают, в фильмах такого жанра я принимаю это как данность. Однако даже самые глупые и стереотипные персонажи - это все еще персонажи, наделенные своими характерами и имеющие определенные паттерны поведения. Так вот, персонажи 'Солнцестояния' не имеют даже этого. Они не глупые, не стереотипные, они просто никакие, пустышки без какого-либо наполнения, безвольные манекены, не имеющих собственных образов. Знаете, в видеоиграх, особенно в FPS, до сих пор встречается такой подход - протагонист это просто безмолвный манекен, плывущий по течению и выполняющий все, что ему скажут внутриигровые персонажи. У такого манекена нет своего характера, своей личности, якобы по той причине, чтобы игроку было проще себя ассоциировать с цифровым альтер-эго. Так вот, абсолютно все герои 'Солнцестояния' это вот такие манекены - пустые оболочки без наполнения.
Артхаус-мейкеры очень любят наполнять свои произведения откровенной чернухой - по поводу и без, просто чтобы привлечь внимание общественности. У кого-это это даже получается, но 'Солнцестояние' и здесь в пролете. За весь хронометраж в фильме встретится разве что парочка подобных чернушных сцен, да и те особого шока не вызывают.
Зато в фильме на полную катушку используется типичный артхаусный прием для растягивания хронометража - длинные кадры. Ну, знаете, когда на экране не происходит ровным счетом ничего, но режиссер это 'ничего' растягивает на десятки секунд, если не больше. Потрясающий ход.
С положительной стороны могу отметить разве что действительно хорошую постановку. Фильм снят красиво, этого у него не отнять, и с точки зрения визуала никаких претензий к нему предъявлять не хочется.
Что мы имеем в итоге? 'Солнцестояние' это претенциозная пустышка, снятая непонятно для кого и для чего. Фильм не развлекает, не пугает, сюжет не вызывает интереса (потому что его тут нет, напоминаю), а персонажи абсолютно пустые. Если вы не страдаете синдромом поиска глубинного смысла, то знакомиться с сим продуктом я крайне не рекомендую.
Посмотрел я долгожданный Midsommar и тут же вчера ночью написал на эмоциях отзыв. Стоит признать, что фильм не так плох, как будет описано ниже, но зато это именно то, что испытает основная масса зрителей на выходе с сеанса. А те, кто испытал восторг, на самом деле просто хотят показаться умнее самим себе, как и сама картина претендует на глубокое кино, но на деле пробивает лишь самое глубокое дно.
Полностью бездушное пустое недокино, «модерн-хоррор», который пытается усидеть сразу на нескольких стульях, нет здесь ни драмы, ни хоррора, а лишь бесконечные пустые сцены и диалоги, скучные деревянные персонажи, на которых, хоть убей, неинтересно смотреть.
Первый час картины — это невероятно затянутый первый акт, который, как ни странно, лучший во всем фильме, потому что пока еще шутит парень из «Мы Миллеры». А так, некоторые сцены и вовсе вызывают не ужас, а отвращение, а это совсем разные вещи.
В отличие от реинкарнации, которая мне очень понравилась, в этот раз Ари Астер кормит своего зрителя с ложечки дерьмом. Благо, зарубежный зритель поумнее, и на томатах рейтинг ниже. Критики, видимо совсем с ума сошли, писать хвалебные тирады или, как в случае с Долиным, 45 минут попусту болтать о полностью бездушной и бездарной картине.
Эта, с позволения назвать, картина два с половиной часа не показывает ничего, кроме сносной операторской работы и музыки, отделенно напоминающей стиль Джонни Гринвуда. В то время, как есть картины, которые способны с душой и стилем всего за 1,5 часа рассказать порой не просто интересную, но и близкую каждому историю. Искать глубинный смысл здесь сродни тому, чтобы копаться в куске говна в поисках [кому что там ценно].
В общем, отвратительное бесконечное зрелище, пытка, которую пришлось испытать по глупости. В фильме хорошей остаётся лишь идея, спасло бы его, может, повествование, разбитое на главы, как в Догвилле Триера, или, на действия со сменой настроения картины, как в Магнолии ПТА. Человек стал забывать, что такое на самом деле хорошее кино. Отсюда и та самая массовая истерия по Солнцестоянию, и это вызывает куда больший ужас.
Кинокритики находят в этой картине много того, что обычному зрителю чаще всего 'недоступно': множество символов, пищу для интерпретаций, эстетику и прочие аспекты 'высокого кино', в данном случае, зверски притянутые за уши.
Если вы обожаете все вышеописанное, то 'Солнцестояние' вам действительно понравится и, возможно, даже чем-то удивит. Но разбирать в рецензии кино с данной стороны нет никакого желания.
Высокая оценка, положительные отзывы ('самый необычный ужастик', 'открытие года', 'новый взгляд на хорроры' и т.д.), плюс категории, присвоенные фильму на разных ресурсах (ужасы, триллер, детектив) - почему бы не сходить?!
В итоге получаешь 2.5 часа монотонной пытки, которую облегчает лишь кропотливая работа оператора, скрупулезный подход к постановке сцен и щепотка конкретного трэша в конце. Все. А если хотите подробнее - читайте ниже.
Сюжет - мертвый. Взято старое доброе клише: 'группа попадает в определенное место и постепенно выпиливается, остается жив (обычно) один персонаж'. Черт с ним, мы любим клише! Но здесь все это растянуто на 2,5 часа, Карл! И хронометраж не заполняется какими-то интересными и дополнительными нитями сюжета, они просто тянут бедного кота за причинное место чуть ли не в каждой сцене. Особенно, когда показывают быт языческой общины. Не забываем, что у нас тут стандартное клише, т.е. знаешь наперед (или догадываешься), что будет дальше, ждешь это следующее действие, а сцена все тянется и тянется... Логику происходящего лучше не высматривать (кто ее вообще ищет в фильмах ужасов?!).
Актеры/ персонажи - 50 на 50. Пару главных героев можно назвать: 'валенок и мамкина истеричка'. Причем, постоянный рев последней - это единственное, что действительно пугает и отталкивает в этом 'фильме ужасов'.
Музыка - иногда нагнетает атмосферу, но периодическое обрубание на ровном месте уже к середине фильма начинает надоедать, т. к. тебя эмоционально подводят к определенному моменту, а дальше ничего не происходит.
Постановка сцен/съемка - на высоте. Особенно, второе. Частая симметрия в кадрах просто идеальная и даже там, где нет статичности. Массовые сцены быта язычников скучны до безумия, но их постановка действительно удивляет, взять те же кадры за столом.
И, собственно, УЖАСЫ - какие ужасы?! Здесь их толком нет. Пара-тройка сцен с расчлененкой и все. Создатели задумали пугать зрителей 'атмосферой' происходящего, но по факту лишь усыпили. Как говорилось ранее, пугает лишь долгий и частый рев главной героини. Если бы за это давали Оскар - она была бы в номинантах.
Ах да, это же еще и ДЕТЕКТИВ - здесь берет гордость за отечественное кино, т. к. тонны сериалов 'про ментов' с российских телеканалов на голову обойдут данное произведение в жанре!
Что имеем в итоге?
Неплохую картину для любителей 'обгладывать' кино до последнего символа, но, в тоже время, дико нудный и скучный фильм для тех, кто пришел посмотреть УЖАСЫ.
В первую очередь хочется выделить неоспоримые плюсы картины: восхитительная операторская работа и символизм. Хоть этот символизм вы сможете расшифровать только после просмотра, когда пойдёте вспоминать значение этих самых символов, все же эти элементы интересовали при просмотре фильма. Операторская работа, постановка кадра, переходы между сценами - восхитительные. И только они заставляли меня смотреть фильм дальше.
Подсказки.
На самом деле в фильме присутствуют стандартные клише, присущие для жанра 'ужасы', однако на протяжении всего фильма мне не было страшно. Мне было скучно, мерзко и стыдно. Легко читается что будет с героями, все максимально предсказуемо из-за чего не ясно для чего нагонять таинственности и загадочности, если зрителю все предельно понятно. В фильме есть множество намёков, подсказок, но они слишком очевидные, что кажется нелогичным вкупе с символами, которые при просмотре вы сразу понять не сможете. В итоге мы получаем символизм, смысла которого понять при просмотре невозможно и множество крайне очевидных намеков, что между собой не особенно сочетается.
Сцены.
Фильм изобилует абсолютно ненужными и лишними сценами, смысла в которых нет или он сокрыт слишком глубоко. Некоторые события можно было бы абсолютно безболезненно для сюжета заменить на другие или вообще убрать, и ничего бы не изменилось. Наблюдая каждую новую сцену я слишком часто ловила себя на такой мысли. В итоге и без того затянутый фильм имеет слишком много жестоких и абсолютно бессмысленных сцен, которые не раскрывают сюжет, не 'намекают' ни на что, они просто еще больше растягивают хронометраж. Что говорить об абсолютно не связанных между собой, нелогичных убийствах.
Актеры.
В целом, актерский состав, как мне кажется, подобран хорошо. Но отдельно хочется сказать пару слов про главную героиню. Если в начале фильма Дэни сопереживаешь и веришь, понимаешь ее чувства и волнения, то чем ближе к концу, тем больше возникает вопросов. Создается впечатление, что под конец фильма актриса выдохлась, эмоции закончились, а все ее переживания теперь выражаются либо в неестественных криках, либо в не менее неестественной 'перевернутой улыбке'.
Стоит смотреть его как тяжёлый (в плохом смысле этого слова) и странный фильм-драму об отношениях. Если смотреть его с этой точки зрения, он может показаться более интересным и необычным. Никакого детектива тут нет, также как и нет ужасов.
Трейлер был чудесен. Мы, поклонники хоррора, пересмотревшие жемчужины ужасов, начиная от 'Носферату' и заканчивая азиатским хоррор-бумом, трепетали: неужели сейчас нас удивят, показав первоклассный языческий хоррор. Вот, смотрите, везде залитые солнцем поля Швеции, быть может, нам покажут феномен дневного ужаса? И я, воодушевленная, пошла на премьеру 'Солнцестояния'.
...и вышла через 2 часа, отплевываясь. Итак, что есть у режиссера? Натурализм? Этим никого не удивишь лет 30, разве что в HD это смотрится достаточно интересно. Хотя азиатские хорроры нулевых и 'Мученицы' Ложье показывали нам и не такое.
Сюжет. А его, как такого и нет. Картонные персонажи под картонными предлогами летят в Швецию, потому что так сказал режиссер. Перед этим нам добавляют драмы в виде рассказа о кончине семьи главной героини и впечатляющем трупе ее сестры. 'Ага!' - подумала я. - 'Возможно, сестра будет преследовать ее, как личная карма!' А вот и нет. Про сестру вообще забыли, сдох и сдох, чё бубнить-то.
Герои, по всем канонам слэшеров 80-х идут туда, куда не надо, их, вполне ожидаемо, убивают и развешивают на композиции (которые мы видели в 'Ганнибале', ничего нового). Конец настолько абсурден, что в голове сразу же лезут непрошенные мысли о меме про медведя и горящую машину. Наиболее это напоминает какой-нибудь летсплей по игре 'The Sims', где на персонажах испытывают доступные виды смерти. Фильм Астера похож на чудовище Франкенштейна: вот тут мы врежем драму, а здесь типичный слэшер, а вот здесь мазнём документальным видео о сношении аборигенов.
Итог. Разрекламированный фильм ужасов 'нового поколения' оказался безвкусным пшиком. Ты не сопереживаешь героям, как, например, в 'Звонке', нет и поучительной либо же просто хорошей истории. Есть красивые поля Швеции, которые я могу посмотреть без психоделичных грибов и есть интересный саундтрек. Метафоры? Символизм? Ха-ха, забудьте, этот фильм про горящего мужика в медведе.
Если Hereditary (который у нас прокатывался как Реинкарнация) вас ничему не научил, то сами виноваты.
В Midsommar под маской очень претенциозного, а по колористике и динамике кадра чуть ли не синефильского кино скрывается банальнейший кетчупный слэшер - уровня американских начала 90х - только на шведский лад, с какой-то правдорубской надрывностью и серьёзностью исландцев из Симпсонов.
При этом фильм сохранят все тупые подвязки тех самых слэшеров, когда герои в упор чего-то не видят, не догадываются и не понимают. Режиссёр, с одной стороны пытаясь привнести ощущение 'без потусторонних сил, но всё равно страшно', не справляется и превращает субъектов в тупые объекты, как будто в один момент лишая их разума и свободной воли.
В итоге - на мой взгляд - ко второй трети фильма начинается полная абсурдистика.
Получилось и не смешно и не страшно (просто немножко мерзенько) и только парня из 'Мы, Миллеры' жалко.