Основная история начинается с символического путешествия главных героев из Нью-Йорка (экономического и культурного центра западной цивилизации) в изолированную от внешнего мира шведскую деревушку (законсервированный уголок языческих традиций). Из каменных джунглей в лоно дикой природы.
Древние леса вокруг поселения общины причудливо “дышат” контурами, аскетичные избушки лукаво подмигивают сюжетами таинственных фресок, земля под разудалыми хороводами вибрирует сакральными смыслами. Социальный ландшафт этого места не менее специфичен – со своим кодексом правил, иерархией и рунической геометрией бытия.
То, что изначально планировалось как антропологическая экспедиция, незаметно перетекает в конфликт между этим первобытным миром и разными типами чужаков в него не вписывающихся. Пара из Лондона сразу же отторгает его как что-то инородное. Джош пытается укротить его логикой, но рационализировать иррациональное бесполезно. Кажется, что уж развязный, потворствующий инстинктам, Марк – вот, кто идеальный кандидат, но не все так просто. Да, это стихийная и безрассудная, но структурированная среда, регулируемая строгим соблюдением обычаев и всяческих ритуалов, в то время как Марк абсолютно неконтролируем – это чистый хаос. Крис – сочетание равнодушия и нерешительности. Он сам не знает, чего хочет и невосприимчив даже к безудержной неистовой энергетике. Но Дэни – изгой в цивилизованном мире, в котором она не может справиться с личной трагедией, не может дать выход деструктивной энергии внутри нее и достигнуть “социально приемлемого катарсиса”, потому что в западной культуре это табу, - именно Дэни акклиматизируется и органично врастает в новую экосистему. Сначала скромными психоделическими травинками из её ног, а под конец уже полностью зарастая всевозможными соцветиями - назад пути нет. Здесь она расцветает, побеждает, её принимают, поддерживают, эмоционально с ней синхронизируются. Дэни вливается в этот опасный бурный поток, который достигает болезненной кульминации в финале и обрушивается очистительным цунами навзрыд.
Но если перепрыгнуть с киноязыка метафор и ощущений на уровень формального сюжета, то фактически мы наблюдаем как работает любая секта – как человек, находясь в уязвимом психологическом состоянии, меняет одни токсичные отношения на другие, и что ничем хорошим это для нее не закончится.
“Солнцестояние” полностью выстраивается на контрастах: идейно - на конфликте природы и цивилизации, психологически – на конфликте в отношениях и проблеме социализации, визуально – на конфликте красоты и уродства.
Формально – это хоррор, но стилистически – скорее контрформа этого жанра: все происходит при ослепительном свете дня, размеренно, на открытом пространстве и совершенно без сверхъестественного влияния. Насилие демонстрируется без заигрывания со зрителем через шаблонные приемы хорроров, - а буквально в лоб. Оно анатомично вывернуто наружу, как ребра “кровавого орла”. Но жестокость балансируется эстетикой: цветокоррекцией, операторской работой, костюмами, иллюстрациями и арт-объектами. Сочно, органично и компактно. Зрелище шокирует и одновременно завораживает - как эсхатологический восторг. Кроме того, это очень тактильное переживание: как будто весь фильм бегаешь по поляне босиком, шебурша холщовой тканью.
Фильм точно не для всех, но, если вы решились пропустить через себя это дикое намешанное варево и залихватски пуститься в звенящий пляс, то уже отпустите себя, выключите рефлексию и да поможет вам Один!
Посмотрела фильм налегке, не было ощущения затянутости, интересно было до конца. НО… не стоит ждать от этого фильма чистого хоррора. Я почитала несколько негативных и положительных рецензий, чтобы сверить свои ощущения с другими людьми, и скажу, что я больше склоняюсь к тем, кто советует фильмец все таки посмотреть!)
Не знаю, некоторые восприняли данную картину, как своеобразный выпендреж режиссера, мол он хотел, чтобы сценарий фильма казался оригинальным и очень глубоким. Лично мне так не показалось. Никакой глубиной тут и не пахнет, и нет ощущения, что задумка была какой-то невероятно философской и так далее. Скорее всего, что автор задумал показать, то он и показал, и то, что у людей этот фильм вызвал не ужас, а отвращение, и было задумкой. Я не любитель тупо блевотного кино вроде «Человеческой многоножки», и этот фильм не припишу туда, потому что в нем моральное напряжение держится не только за счет реалистичных кровавых сцен. Здесь полно абсурдных моментов, настолько абсурдных, что к концу фильма мне показалось, что я сама уже попала в эту секту. Здесь показано, как легко большинство может одурманить меньшинство, навязать ему, что нормально, а что нет. Кто-то написал в одной из рецензий, что эротика в данном фильме не возбуждает, а отвращает, и я с ним соглашусь, это действительно так, но это не делает фильм плохим, скорее это наше восприятие делает его таким, ведь мы привыкли к другому… И лично меня поразило, как в фильме изображено плавное растворение героев в самобытности этой деревни. Здесь нет неожиданных поворотов, сюжет разворачивается довольно быстро, с самого начала понятно, что с этими чудиками что-то не так, однако сам процесс того, как они обрабатывают героев происходит незаметно для НИХ (главных героев), ведь они не видят со стороны того, что видим мы - зрители. Казалось бы приехали пару дней назад, но солнце почти не садится, время стирается, плюс различные психотропные угощения, они уже не понимают, что правильно, а что нет, поддаются чистым эмоциям.
Мне кажется, что здесь не было целью снять чистый ужастик, трагичную драму, достоверную документалку о своеобразности данной общины, или вложить какой-то глубинный смысл, сделать неожиданный конец, нет… Скорее всего, режиссер просто хотел поиграть с нашей психикой, показать, как легко можно затуманить и погубить разум любого, а так же показать, что такой финал неизбежен, и иногда такие фильмы хочется посмотреть, чтобы просто взорвать себе мозг.
Что касается главной героини, то для нее финиш оказался вполне ожидаемым, все таки смысл фильма не в ее трагедии, а в том, что она выбрала после…
В общем, не надо думать, что этот фильм нравится только тем, кто хочет казаться умнее остальных, как тут выразились… Надо смотреть и делать выводы самим, в конце концов это не «Интерстеллар», чтобы перегружаться в интеллектуальном плане, я очень люблю этот фильм, но сейчас не о нем) просто помню, что там можно запутаться и не понять, в чем дело, если отвлечься… Так вот, это не «Интерстеллар»… мне «Солнцестояние» напомнил, конечно же «Плетеного человека» и «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел)
Творчество Ари Астера – многогранник, переплетённый внутри паутиной связующих нитей и при детальном рассмотрении открывающийся с неожиданных сторон.
«Солнцестояние», позиционируемое как хоррор «новой волны», отчасти совсем не хоррор, а кино о круговой поруке жизни и смерти, о возвращении к себе как конечном пункте хронологии боли, о фатальном столкновении двух чуждых миров – крепко сшитого традиционализма скандинавских язычников и шаткой идеологии западной цивилизации. Здесь планка жанра поднята столь высоко, что картина может вызвать у массовой аудитории шок и недоразумение, но жанр – лишь поле для индивидуальных кинематографических экспериментов, позволяющих исследовать те области, где человек напрямую вступает в конфликт с собой, социумом и чем-то за пределами нашего понимания.
КРУГ ПЕРВЫЙ: ЛИЧНОЕ
Дэни Ардор пережила трагедию. Единственный, кто способен её утешить – бойфренд Кристиан. Отношения Дэни и Кристиана зашли в тупик: созависимость обрастает неврозами, а горе, вместо того чтобы сплотить, уводит землю из-под ног, становясь параноидальным кошмаром.
Астер, вооружившись собственным опытом разрыва, вводит его интерпретацию как подспудный элемент в тему деструктивного влияния семьи (или её отсутствия). В короткометражках «Что-то странное с Джонсонами» и «Мюнхгаузен» сюжет обретал ореол древнегреческой трагедии благодаря болезненным проявлениям любви между детьми и родителями. В дебютной полнометражной «Реинкарнации» происходит постепенный распад целого рода: его члены приносятся в жертву почившим предком. В «Солнцестоянии» семья как оплот родственных уз нивелируется к мгновенному уничтожению и замещается её идеальной версией – культистами.
По закону природы баланс предполагает обновление. Судьба Дэни – своеобразный переход. Следует потерять всё, чтобы обрести суть. Это стержень истории.
КРУГ ВТОРОЙ: ОБЩЕЕ
Обычно дружба – наиболее доступная альтернатива семьи. Сокурсники Кристиана – лишь с виду его друзья: на деле достаточно пары-тройки манипуляций, чтобы сделать ребят врагами. Ещё один «карточный домик» в современной системе, где городские обыватели, считая себя основоположниками прогресса, снисходительно или вовсе презрительно относятся к более самобытным социальным группам, но по итогу не могут надёжно укрепить ни одну подконтрольную сферу.
Община радушно принимает гостей – и тьма уступает место свету, а свет – тьме. Странные отщепенцы в белых одеяниях с их не менее странными ритуалами пугают не из-за условной ненормальности, а из-за святой, непоколебимой веры в то, что они – норма. И на фоне чужаков они действительно кажутся нормой. Им удаётся сохранять мир и гармонию, чтить традиции, по-настоящему возлюбить ближнего, уважительно относиться к приезжим (пока это взаимно), ещё более почтенно – к матери-природе. Их уклад быта и форма бытия – идеальны и практически недостижимы в дебрях городского обитания. Культ функционирует как единый организм, хотя иногда прибегает к диким, по меркам цивилизованного человека, поступкам.
КРУГ ТРЕТИЙ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ
У подобной дикости есть причина: высшая цель. Так принято испокон веков. Так необходимо, чтобы «организм» не распался, а боги и духи были сыты и задобрены.
В ценностном спектре жители общины на сто очков вперёд обыгрывают приезжих. Те выучили чёртову дюжину психотерапевтических терминов, могут отличить абьюз от газлайтинга, пьют ативан при тревожных расстройствах, пишут научные диссертации, бесконечно играют в поддержку и принятие, ценят жизнь выше смерти – и всё же к непредвиденному стрессу, к выражению реальных чувств, к честности с окружающими они не приспособлены. Даже находясь вместе, они разъединены.
У поселенцев, напротив, полная идиллия. Круг перерождения как символ веры разрешает им быть независимыми от мирских тревог и соблазнов. Не скорбеть, а радоваться; не отвергать, а присваивать; не ставить крест, а рисовать ноль телами танцующего хоровода. Их идеалы – крепче, а мотивация и помыслы – чище, безо лжи. Ложь – проявление трусости. Истина – в самопожертвовании. Погибель тоже воспринимается как дар: она – не ниже и не выше самой жизни. Смерть и жизнь – два полюса сансары. В определённом смысле смерть и есть жизнь.
Люди боятся того, чего не понимают. Астер не придумывает ужас на пустом месте. Он лишь транслирует необъяснимое, не принятое нами как должное и, чего греха таить, неизученное ввиду принадлежности к иному культурному коду.
Чужая культура порой страшнее любого монстра. Но, возможно, монстры – это мы.
НЕМНОГО О ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
«Солнцестояние» срывает башню, в том числе, и с визуально-звуковой точки зрения. Интересно наблюдать, как режиссёр намеренно использует приёмы, приближающие зрителя к ощущениям персонажа. Скорбь здесь невыносима из-за рыданий безутешной Дэни, но вот камера вылетает в окно, фиксируя снежную тьму – и эффект становится масштабнее, будто плачет сам воздух. Назревает очередной трип – и мы входим в него плавно, а искажения распространяются на отдельные части тел, куски флоры, головки цветов, но если трип усиливается, в ход идёт наложение двойной, тройной, бессчётной экспозиции, пока мозг не начинает умолять о передышке. Вот песни сливаются с криками или стонами – теперь слух бредёт за нарастающим безумием, дабы уловить каждую его ноту. Ничто не случайно.
Ари также выдаёт на-гора рисунки-раскадровки, мелькающие в кадре то фоном, то в лоб, и наперёд отсылающие к кульминационным событиям. Это вновь – пощёчина штампам хоррора. Там, где правит балом рейтинг 18+, Астер не только делает свой фильм самым солнечным, но и даёт проявиться прочим жанрам – от мелодрамы до сказок, а сказки, если хорошо их помните, иногда бывают очень жестокими.
МАТРИАРХАТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Пожалуй, важнейшим пунктом при анализе является погружение в коллекцию отсылок, ведущих в прошлое и подробно освещающих деятельность общины. На поверхностном уровне заметна чётко выстроенная матриархальная система. Поначалу мы фиксируем слабую, податливую Дэни в компании самоуверенных парней: девушке даже требуется разрешение, чтобы поехать с ними. В поселении гендерные роли меняются местами: Дэни выходит на первый план, а парни присутствуют лишь в качестве овечек на заклание.
Феминистский месседж вышел из задумки как бы невзначай, при сборе данных для составления сценария. Здесь он приживается именно потому, что компиляция собранного материала исторически оправдана. Режиссёр вдохновлялся монографией учёного сэра Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В ней можно найти все ответы на вопросы о представленной вниманию общине и её обычаях, но если вы ненавидите читать, на помощь придёт видеоролик на ютуб-канале «Disgusting Men» – «Солнцестояние: культы и религии. Зороастризм, культ медведя-Залмоксиса и болотные люди».
ИТОГ
Творчество Ари Астера – многогранник. «Солнцестояние» в нём – грань, представляющая особую ценность и как хоррор «новой волны», и как мелодрама с примесью феминизма, и как страшная сказка о большом жертвоприношении. Сам Ари Астер – режиссёр, достойный пристального внимания и гравирующий каждый свой проект, словно алмаз, с перфекционистской точностью.
Такое кино имеет все шансы стать классикой нашего времени.
«Viking-style torture and nature friendly folk horror epic.»
Залитая солнцем картинка будет сменяться лицом залитой слезами главной героини. Слез будет пролито немало, так же, как и крови. Поездка, которая должна была стать путем к исцелению обернется поездкой по спирали безумия в мир, где моральные нормы и вековые традиции уходят корнями далеко за рамки привычного понимания.
После своего взрывного дебюта “Hereditary” Ари Астер стал одним из самых обсуждаемых и провозглашенных режиссеров жанра. Отпечаток он оставил довольно серьезный, встав на один уровень новой волны модерн-хорроров с такими фильмами как “It follows”, “It comes at night”, “Pyewacket”, “Goodnight Mommy”, “The Babadook” и т.д. Все эти фильмы объединяет одно – они максимально персонализированные и интимные по своей структуре, сложные и многослойные, рассказывают о семейных трагедиях и людях в смятении, преследуемых смертью любимого человека, о сложных внутрисемейных отношениях родителей и детей, о попытках противостоять самому себе и насколько губительным может быть психическое состояние и душевное здоровье. По большей части это и не хорроры вовсе, а скорее мрачные драмы с примесью мистики и фольклора. “Midsommar” тому не исключение.
В одном из ранних интервью о “Hereditary” Ари Астер сказал, что хотел снять печальную семейную трагедию, которая перерастает в кошмар именно так, как жизнь может казаться кошмаром, когда все рушится на глазах. Примерно такую же ситуацию мы видим и в “Midsommar”. Фильм глубоко завязан на личной трагедии, переживаниях главной героини и ее напряженных отношениях с бойфрендом. Как уже не секрет, Астер так же заявил, что снимает фильм о расставании, завернув человеческие взаимоотношения в обертку оккультного хоррора настолько мастерски, что не каждый сможет уловить все аллегории и метафоры – фильм буквально пропитан символизмом, как это и было в “Hereditary”.
Первая часть произведения вводит зрителя в курс дела, особо не вдаваясь в раскрытие персонажей или сложных образов. Астер просто ставит перед фактом, что есть молодая пара, отношения которых весьма нестабильны и могут разрушиться в любой момент. Мы практически не знаем ничего о прошлом главных героях, лишь то, что им предстоит загадочное путешествие в шведскую деревню Харга. Поездка выступает катализатором нормализовать отношения Дани и Кристиана и помочь Дани справиться с утратой. Городские кадры сняты в довольно мрачных и холодных тонах, но как только компания ступит на шведские земли экран зальется солнечным светом и темных кадров почти не будет на протяжении всего действия. Живописные, словно лучи солнца, ворота в Харгу явным образом разделяют современный мир на 2 части и служат порталом в мир традиций явно далеких городским обитателям.
Ари Астер – один из тех режиссеров, который полностью диктует жанр хоррора по своим правилам, он не использует практически никаких приемов, которые все привыкли видеть в мейнстримовых фильмах ужасов, он не пугает резкими моментами, здесь нет призраков или маньяков с бензопилами, но зато есть постоянное и абсолютное чувство тревоги, навязчивая идея, что обязательно что-то очень плохое должно произойти. При хронометраже в два с половиной часа оторваться от экрана невозможно. Повествование ведется в очень медленной и неторопливой манере, подстать меланхоличной и размеренной деревенской жизни улыбающихся людей в белых народных костюмах, таких приветливых и счастливых, но в тоже время таких пустых и безликих, зато без вечной городской суеты. Эта атмосфера и задает темп фильму, создавая определенный шарм, но ближе к концу начинает слегка утомлять.
Как я уже отметил, фильм максимально пропитан символами, как условными и метафорическими, которых можно просто не заметить и не понять, так и очевидными, но невозможными для понимания без определенного знания. Иными словами, фильм очень сложный, умный и многогранный. Рунический алфавит активно используется как в речи, так и в письме, руны выгравированы как на камнях, так и вышиты на накидках язычников. Каково их назначение? Никто даже близко разжевывать не собирается, не знаешь - не знай. После просмотра я прочитал факт, что всего в фильме используется 4 типа рун - стабильные, нестабильные, позитивные и негативные. Что, где и как было использовано и с какой целью - до сих пор загадка, а они там буквально везде, в том числе и на фресках стенах здания, где нашей компании предоставили ночлег. Я так до конца и не понял, что значил плачь ребенка, который Дани слышала по ночам. Деталей очень много, объяснений практически нет.
“Midsommar” - сплошная головоломка. Очевидно, так же присутствует идолопоклонничество, трайбализм, анимизм и культ предков, всевозможные ритуалы и обряды. Без определенного знания фольклора, скандинавской мифологии, религиозных представлений, обычаев и преданий понять смысл происходящего будет просто невозможно. Зритель вместе с компанией главных героев оказывается в мышеловке, в капкане необъяснимого. Оттого фильм так интересно и смотрится, ты словно ступаешь на неизведанную территорию без гайда и направлений. Задана лишь одна ось - вон столб, иди и танцуй вокруг него, а потом тебе на голову венок из цветов оденут. Хорошо это или плохо - ты лучше лишних вопросов не задавай, а поди выпей галлюциногенного чайку, да улыбайся побольше. По мере просмотра у меня возникало все больше и больше вопросов, что вообще происходит и почему происходит именно так. Поверхностно понять фильм будет довольно просто, а вот истинный смысл с идеологией заложен очень глубоко и придется немало читать материала после просмотра. Ари Астер явно имел мощнейший фундамент знания перед тем, как преступать к съемкам.
Многие акты могут быть интерпретированы как ужасные и тяжелые к лицезрению, либо как терапевтические и исцеляющие. Судить очень сложно. Насилие неприкрытое, порой крупным планом. Фильм одновременно как очень душевный и теплый, так в то же время отталкивающий и мерзкий. К слову о цензуре, изначально “Midsommar” присвоили рейтинг NC-17 из-за скандально расширенной сексуальной сцены ближе к финалу, что заблокировало ему доступ в кинотеатры. Лишь после нескольких попыток перемонтажа и обрезок, рейтинг спустили до R. Однако, сцена все-равно смотрится очень откровенно и провокационно. Остается лишь гадать, что было в оригинальной задумке режиссера.
Описывать можно очень много чего, но лучше просто взять и посмотреть, ибо таких фильмов действительно по пальцам пересчитать, погружение с головой происходит катастрофическое. Астер создал мир, в который веришь и не поддаешься сомнению. Настоящее кинопроизведение, которое придется пересматривать, чтобы уловить все детали.
Один из лучших хорроров 2019 года, бесспорно.
'it's shocking, it's trippy and it's flourishing. I loved it.'
Люди в культах всегда выступают лишь инструментами
Тема любви человека к человеку самая важная в изучении сект, на мой взгляд.
В сектах и культах понятие любви искажается, и спекулируя этим красивым словом, людей попросту обманывают. А кто верит? Тот, кто никогда не знал настоящей любви: сироты, кто вырос в пустоте, тот, кто вырос в семье с равнодушными родителями, кто вырос в обстановке, где насилие, что физическое, что эмоциональное, считается нормой и даже во благо. Когда люди в прямом смысле слова выбивают любовь к себе: добиваясь послушания, они думают, что это любовь. А на самом деле это не любовь, а страх и, как следствие, ненависть, злоба, агрессия.
На днях у меня возникла дискуссия, можно ли людей тупо делить на хороших и плохих. И я считаю, когда мы рассуждаем о сектах, культах и идеологиях, можно. Тут деление простое и не надо усложнять; тот, кто считает насилие нормой, тот плохой. Остальные – хорошие. И кто-то сказал: но людей, признающих насилие нормой, абсолютное большинство. А так и есть. Большинство.
В фильме 'Солнцестояние' очень хорошо показано то, как это большинство легко и незаметно засасывает меньшинство.
Прочитала в отзывах о фильме мол эти студенты просто дурачки. Почему дурачки? Они совершенно обычные. Таких миллионы. У них в душе либо пустота, либо травмы, которые они не знают, как лечить. Это просто личностная незрелость, именно на таких и легко влиять. И таких большинство. И от возраста это не зависит.
И все они хотят любви. Они действительно в ней нуждаются.
Но в сектах и идеологических обществах понятие любви ПОДМЕНЯЕТСЯ. В этом из главное коварство.
В фильме 'Солнцестояние' я увидела это четко. (Хотя, почитав отзывы других людей, поняла, что люди там видят другое.)
В фильме главная героиня, очевидно, лишена элементарной любви с рождения. Ее парень тоже какой-то истукан. И они оба совершенно обычные, они пытаются быть в отношениях.
Другой парень из их компашки видит жизнь по верхам, его интересует только секс. Наверное, тоже из семьи, где не знали, как любить и проявлять чувства, и в итоге в этом парне эмоции находят выход только через стремление к сексу, неважно с кем.
Тот парень, что 'клеится' к главной героине, сам признается, что сирота, его родители погибли, когда он был совсем ребенком, и он стал адептом секты.
Так что у всех этих людей в душе либо пустота, либо извращенные понятия о том, как проявлять свою любовь, нежность, заботу, страсть.
В пустоту можно заложить все что угодно. А тут им в этой секте моментально предложили то, чем эту пустоту заполнить.
Причем что интересно, конкретно в этой секте нет четко выраженного лидера, которого можно было бы обвинить в узурпации власти и подчинении себе людей. Люди САМИ собрались вокруг идеи, которую считают ЛЮБОВЬЮ.
Что там за идея, я даже толком и не поняла. Какой-то набор древних обрядов, смысл которых поклоняться природе.
Я, помню тоже когда-то обожествляла природу. Когда моей душе некуда было приткнуться, некого было обнять, некому было пожаловаться, некому признаться в любви, так чтобы тебе не сделали больно в ответ... В итоге я нашла своего идеального партнера - и эта была природа. Ее равнодушие меня успокаивало, я к нему была привычна... И, с другой стороны, я могла наделять природу в своих фантазиях абсолютно любыми качествами, теми, которые я хотела бы видеть в своих живых партнерах.
Так что такой диалог и партнерство с природой отличный выход, когда нет рядом человека, которого бы ты мог любить, а он бы любил тебя. С природой легче, проще, чем с человеком.
Вместо природы можно брать что угодно: родину, партию, экологию, климат, религию. Это все идеологические идолы.
Культ из фильма на этом и строился, а ВСЕ ЛЮДИ АВТОМАТИЧЕСКИ ПРЕВРАЩАЛИСЬ В ИНСТРУМЕНТ ВЕРЫ. Отсюда и человеческие жертвы, и антигуманные ритуалы. И вроде все это оправдано во имя матушки природы.
Еще один признак сектанства это СТАГНАЦИЯ. Ничего не меняется годами, любое новшество считается прямым вредом вере.
Это самое страшное начало конца, потому что человечество до сих пор живо только благодаря бесконечному и мучительному взбиранию вверх по лестнице прогресса.
Не было бы вакцин, уже пару столетий назад все бы давно вымерли. (Первая вакцина была изобретена и внедрена 1796).
Никто не боролся бы за настоящую любовь без насилия, люди бы уже давно друг друга истребили бы полностью.
Об этом проще не думать и плыть по течению с большинством, но я себя заставляю.
Человеку нужен человек.
Фильм 'Солнцестояние' самый страшный, но и самый правдивый фильм о секте и культе, который я когда-либо смотрела. А я их смотрю специально, чтобы глубже разобраться в вопросе.
Моя автобиографическая книга о детстве в секте и идеологическом обществе 'Секта в доме моей бабушки'
Разум - хрупкая хрустальная колба, в которой преломляется иллюзия света, цвета, формы, пространства, течения времени. Всё, что мы знаем, видим, любим, помним держится на зыбкой уверенности того, что мир вокруг - реальность, а не галлюцинация. Из тумана разума нас с рождения спасают только люди, прошедшие общий путь с нами. Мы знаем, что только им и можно доверять. Они - как мы, говорит нам врождённый инстинкт. Общий опыт - любовь, радость, счастье, горе, утрата. Все эти чувства реальны, только когда их разделяют близкие люди. Близкие люди - наша мера реальности. И нет никого ближе семьи.
Потеря близких разрушила личность героини - Дани.
И путешествие через ад Солнцестояния - путешествие через личный ад на пути к обретению себя.
Теряя себя, Дани цепляется за единственных находящихся рядом людей. Но они по существу глухи к её горю, каждый зациклен на себе. Каждый из персонажей на самом деле представляет собой одну сторону из многих духовных несовершенств, которая есть в каждом (или почти) бренном человеческом существе, ибо физически человек лишь слабая плоть и кровь. Например, озабоченный, неуверенный в себе и невротический Марк. Джош, условный карьерист, для которого превыше всего гонка в написании лучшей диссертации, и дружеские чувства, и тысячелетние традиции на пути к цели для него ничего не стоят. Ещё один персонаж, молодой человек Дани - Кристиан - с ней только из эгоистических побуждений ('Что если Я захочу её в будущем', - отвечает он на предложение друзей расстаться с Дани в начале фильма). Всех их за условные грехи жестоко карает Высшая сила, представленная безликими людьми в ритуальных масках и белых платьях (а белый во многих культурах - цвет очищения, обновления).
Дани же, соединяясь с природой становится воплощённой невинностью, орудие этой высшей справедливости. Теряя индивидуальность, героиня (через жуткие коллективные плачи) сливается с чем-то большим. Проходя Солнцестояние своей жизни - переломный момент, она отрывает старое ради чего-то нового и большего.
Темы очищения и перерождения, границы личного и общего, цикла жизни и смерти - большие экзистенциальные вопросы, которые Ари Астер затронул через призму личной истории потери и расставания. Они очень удачно вплетены в скандинавскую традицию.
Отдельного внимания заслуживает музыка и операторская работа. Они вместе создают сладкий, почти тошнотворный контраст красоты и безобразия, эмулируя состояние перехода, которое испытывает героиня. Они создают гипнотический ритм, который многократно усиливает погружение в созданный режиссёром нарратив, особенно в начале фильма.
Нашел время и посмотрел таки на выходных Midsommar).
Не отпускает до сих пор! Ашкеназ Астер удивил, причем удивил именно потому, что все мои ожидания пошли прахом.
Описывая фильм, вспоминал другой близкий по сюжету фильм «Плетеный человек»(1973 г.)? Сходство формулы «чужаки приезжают в отдаленную местность, населенную криповыми язычниками и страдают» заметил не только я, но и звезда ПЧ, шикарная шведская актриcа Бритт Экланд. Все еще сочная старушка-гилфа посвятила выходу «Солнцестояния» аж пять постов в своем инстаграм:
Стоит признать, что мы с Экланд оказались неправы. Более того, нас бессовестно надули – и это прекрасно. Свежий хоррор Астера ловит в ловушку дураков и, как поют жители его криповой деревни, сдирает с них шкуру. Он настолько хорош, что шаблонный сюжет о попавших в деревню людях из города выступает в роли банальной нотной записи по которой играет Моцарт.
Астер намеренно и безжалостно стирает в порошок каждый стандартный хоррор-прием. Вместо сплошной темноты – белая ночь и слепящий солнечный свет, вместо скримеров и джамперов – медлительно-жуткие сцены насилия и секса, вместо мутантов, маньяков и уродливых клоунов – красивые и добрые скандинавы.
Именно что добрые. Если постараться и все-таки подыскать сравнение для «Мидсоммара» – это будет великая итальянская классика «Ад каннибалов». И там, и там антагонистами выступают не злодеи, а люди с иным культурным кодом (в одном случае это аборигены из джунглей, в другом – члены закрытой языческой общины). Все плохое, что случается с вторгнувшимися в их мир представителями современного мира вызвано конфликтом цивилизаций, а не чьей то злой волей.
При этом, первобытные каннибалы реально существуют, а в, даже самой заполярной, Швеции таких общин нет. Режиссер-ашкеназ это прекрасно понимает и снимает не просто крайне реалистичный и жуткий фильм ужасов, а философскую притчу о массовом бессознательном постхристианского общества, где Спаситель умер, а древние камни старых церквей ожили и заговорили на языке рун.
В картине можно разглядеть манифест сверхчеловека: беспардонное любование белокожими, светловолосыми и голубоглазыми сектантами, построившими в нордической глуши родноверческую утопию. Правда, если копнуть глубже сразу станет понятно, что они антитеза жителей Иннсмута и безжалостная пародия на основателя жанра, старика Лавкрафта.
Но это лишь два верхних слоя. Каббалист Астер не настолько посредственен, чтобы свести все к примитивному дуализму. Он намеренно сгущает и смешивает краски, столь ярко играющие в лучах холодного солнца. Пусть его Швеция полностью вымышлена, но рожденные ее утробой шокирующие образы глубоки как деревенские колодцы.
Все зверские моменты намеренно происходят за кадром и в объектив, то парящей, то впивающейся в лица героев камеры, попадает лишь пара убийств и суицидов. Потому что это история не о садизме, но о пугающей красоте Традиции, безжалостной как топи северных лесов и неизменной как скалы, окропленные кровью тысячи поколений.
Что есть добро, а что есть зло? Жить ради себя или ради других? Любить себя в нем или его в себе? В поиске ответов на вечные вопросы, работа Астера переходит за жанровые рамки забегая и на территорию артхауса, и в резервацию Тарковского и Бунюэля.
Попробую описать Midsommar одним предложением: это история миллениалов в поисках смысла жизни, обретающих его через смерть и мучения.
Пора ставить точку, а то придется писать книгу – благо, скрытых символов в «Солнцестоянии» хватит на два тома. Пока только признаюсь, что впервые за долгое время, решил второй раз посмотреть фильм в кинотеатре. И впервые готов поставить 10 из 10 Йесодов. Браво, Астер, браво! #кино
Потребности людей на самом деле мизерны: помимо еды, сна, простого быта, необходимо общение с природой и быть среди 'своих'. Среди тех, кто вместе с тобой переживёт боль, горе, радость, кто разделит с тобой всё. И эта потребность настолько важна, что люди, особенно травмированные ранее, готовы отдаться этому чувству единения со 'своими', раствориться в нём.
Героиня была травмирована трагедией, в которой погибла её семья. Она искала, сама того не осознавая, родственную душу, которая могла бы разделить с ней её неизбывное горе. И её парень, вроде бы, как мог, разделял его с ней. НО...недостаточно.
Фильм о том, как человек не признаётся себе и близким в том, чего, действительно, он хочет, будучи в глубине своей природы хищником и стайным животным, имея скрытые желания и страсти под слоями культуры, образования и разума. И о том, как легко это разбудить, пошагово доведя человека до края.
В 'волшебном' обществе, где все живут как единый организм, подчиняясь единым для всех правилам и законам, чужаки нужны лишь для удовлетворения потребностей этого общества. И поддавшись искушениям, вы, несомненно, падёте жертвой, даже если вам будет казаться, что к вам все настроены дружелюбно.
Как легко с помощью манипуляций разбудить в человеке всё самое дикое, животное, дремучее, под видом, казалось бы, чистоты и праведности. Достаточно лишить людей индивидуальности, предложить им вместо личности коммуну, где всё и все на виду друг у друга, где действуют нерушимые правила и регламенты, где контролируется и регулируется всё - от зачатия до смерти...
Фильм просто выворачивает душу наизнанку от осознания, насколько легко управлять людьми. И от осознания, что вот такая 'здоровая', постоянно обновляющаяся за счёт организованных смертей и строго ограниченного притока чужаков (превращаемых пошагово в своих) община, живуча в своём мракобесии гораааздо более, нежели разрозненные общества индивидуальностей, личностей и прочих свободолюбивых натур.
Страшно от того, как в человеке, которого ты, казалось бы знаешь, могут дремать совершенно жуткие инстинкты из тех времён, когда он ещё жил в стае и беспрекословно подчинялся вожаку, где была строгая иерархия и где он был винтиком в механизме, и страшно видеть, как эти инстинкты в нём пробудились под влиянием чего-либо. А уж что может стать триггером: утрата ли в его жизни, бессонные ли ночи под плач ребёнка или просто желание 'узнать традиции' ради диссертации - не важно. Важно, что он уже на крючке, и вопрос лишь в том, когда и каким способом он превратится в зомби: во время исполнения ритуального танца или ритуального сожжения.
Жанр, мною нежно любимый, но к ужасам эта картина не имеет отношения.
Отбросив все кровавые и жуткие сцены, полные насилия, ярких сцен смертельных увечий и фрагментов, более подходящих для раздела 'кинк ' на каком-нибудь порносайте... Это практически псевдодокументальный фильм о Шведской закрытой общине, которая ревностно хранит свои традиции и обычаи, при этом осознанно скрывая суть своих обычаев и культурные особенности.
Широкими, но осторожными мазками нам показывают два мира, серый и обыденный мир девушки Дани, полный комплексов, беспокойства, страха за больную на голову сестру(которая нанесет весьма сильный удар по нервам, и без того травмированной Дани), а в солнечной и теплой Швеции мир общины Хорге. Там море солнца, все искренние приветливые и радостные, нет боли, страха, нет потери и такого тяжелого прошлого, тянущего камнем вниз.
Сразу оговорюсь, что на своем пути встречала много неприятных и удручающих вещей, будучи дочерью психиатра, и проходя практику в больнице (в отделении реанимации, где частенько после аварии приезжало мясо, без лица, ног, рук, с выпущенными кишками)а потому не было удивления\отвращения\страха, ни от мяса и крови, ни от реакции Дани на внешние, так скажем, раздражители.
У девушки явные проблемы в семье, причем начиная с самого детства скорее всего. Жить с сестрой, по сути - инвалидом, крайне сложно, а если это еще и ментальное расстройство, то 'тяжело' надо умножать сразу на 100. Судя по тому, что происходило на экране, пока нам показывали ГГ, я часто ловила себя на мысли о первопричинах тех или иных ее поступков. К примеру постоянные извинения и паника, как отражение чувства вины за то, что бросила родителей, в общем то не молодых, с неадекватной сестрой. И скорее всего сестре поставили диагноз давно, как минимум в подростковом возрасте, что тяжело отразилось на Дани, втором ребенке, оттиснутым в сторону недугом ее больной сестры. На это сразу можно наложить неврозы, всевозможные нарушения формирования коммуникативных навыков. Если проще - нет понимания того, что правильно и неправильно делать в отношениях, нет умения делить свои проблемы с кем то, абстрагироваться от них, искать помощи. Искренне сопереживала Дани на протяжении всего фильма.
Парня я тоже не упускаю из виду, добрый по сути, он понимал, что его девушке плохо, хотел помочь, но понимал, что не готов к таким отношениям, и старался бросить ее. Но семейная трагедия не дала ему шанса уйти. Так и жила эта несчастливая пара: мальчик, который хотел уйти, и девочка, с оголенными нервами.
А там и поездка в Швецию, и юноша по имени Пелли из той самой общины Хорге, который почувствовал нечто общее с ГГ.
Что о друзьях, тут клише - мясо, которое умрет первым.
Откровенно скучные и тупые разговоры второстепенных персонажей наконец сменяются атмосферой праздника и торжественности.
Я достаточно много знаю о язычестве и ритуалах, а потому не удивилась тому, что показали в фильме. Было не очень приятно наблюдать некоторые подробности, но особого удивления не было. Все, в большинстве своем, было взято из реальных языческих обрядов и практиковалось нашими далекими предками. Такое внимание к деталям нарядов, культурологическим особенностям подкупило сразу.
Я могу еще долго описывать незаметные при первом просмотре шришки, вроде взглядов, что останавливались на Дани, когда она проходила мимо язычников из общины, или же особенностей ее восприятия во время ритуалов, иначе это был бы самый длинный отзыв к этому фильму.
Я не восприимчива к мясу, к жестокости, убийствам и прочим 'ужасам' которые напугали многих людей, посмотревших фильм. Живя в России, еще страшнее будет, если зайти за местные гаражи. Только тебя сначала пустят по кругу, и только потом прирежут кривой заточкой. Правда без солнышка и ритуалов. В реальном мире творятся более жуткие вещи.
Мне фильм показался очень... позитивным.
Он рассказывает о людях, у которых четкое представление о жизни, о смерти, о любви. И если смотреть картину сквозь призму их восприятия, то перед нами вовсе не ужасы, перед нами драма, причем с хэппиэндом в конце.
Дани находясь в постоянном водовороте негативных эмоций, чувства вины за родителей, вины перед парнем за свои проблемы, и не умеющий делить эмоции с другими попадает в место, где всем есть до тебя дело. Из мира безразличия и постоянного стресса, в открытый и яркий мир, где все тебя поддержат, где тебе не нужно быть одной, тебя есть кому обнять, успокоить и разделить груз боли и страха.
Возможно ужас картины даже не в насилии под ярким солнцем...
Ужас в том, что ради такого маленького 'рая' где все тебя любят и разделят твои эмоции и, прежде всего, боль, не страшно лично взять молот в руки.
Ведь если абстрагироваться от всей крови на экране, картина пасторальная и крайне позитивная.
И в этом ее ужас. Ее соблазн.
В наш век недолюбленных детей, выросших в несчастных взрослых.
Убрать все мясо и можно смело ставить на полку как любимую драму.
Солнцестояние - это настоящий, отточенный до последней детали, канонический фильм ужасов. Он страшен не скримерами, не маньяками или реками крови. Он порождает глубинный, сидящий глубоко в подсознании, ужас. С каждой секундой внутри нарастает щемящее чувство беспокойства, перерастающее в необъяснимый страх, который охватывает тебя и сковывает до последней минуты.
Эмоции, вызываемые этим фильмом, очень похожи на те, что вызывает феномен 'полуденного ужаса'. Что это такое? Это чувство ничем не вызванной внезапной тревоги, испытываемое в полуденные часы от лицезрения безлюдных пейзажей. Чаще всего это чувство появляется при рассмотрении некоторых произведений живописи, но может также быть вызвано фотографией или реальным опытом. Это чувство сочетает в себе первобытный страх при абсолютной безмятежности окружающей действительности. Возможно, режиссер даже хотел показать эту параллель, ведь соответствующие кадры залитых солнцем пейзажей ни раз показывались в фильме. Чего только стоит кадр с ярко-жёлтым дом, стоящим посреди прекрасного бескрайнего поля.
Солнцестояние вводит нас в тревожный мир панических атак главной героини, играет на нервах, манипулирует сознанием с помощью архетипов и мифологизмов (шут, принцесса, урожай, семья), обманывает своей улыбкой и ужасает леденящей душу музыкой.
Что поражает, возможно, больше всего - в этом фильме абсолютно не злое зло. Мы видим счастливые, одухотворённые лица приятных людей, живущих в полной гармонии. Как вообще могут такие люди быть злодеями? Что может случиться плохого в жаркий солнечный день на лугах, усыпанных цветами? Осознание происходящего опустошает, а некоторые сцены и образы по-настоящему шокируют.