На волне подъёма борьбы 'за свои права' чернокожего населения С. Ш. А. в 60-е годы, на заре следующего десятилетия, зарождается целый кинематографический субжанр- блэксплотейшн. Сочетая в себе элементы таких экранных стилей, как- фильм-нуар, гангстерское кино, полицейский детектив и эротика, блэкс-муви, стали культурологическим рупором расовых меньшинств, показывая неприглядную картину жизни в чёрных гетто. Съёмочные группы состоящие полностью из негров, снимали зашкаливающие по демонстрации сверхнасилия картины, словно предупреждая белое-буржуазное большинство...
Первым прорывом в этом жанре стал знаменитый 'Шафт' Гордона Паркса, получивший премию 'Оскар' за блистательную музыку к ленте(браво маэстро- Айзек Хейз!) и собравший в кинотеатрах неплохую кассу. Но первый же большой успех, так и остался лучшим фильмом жанра, далее все работы афроамериканских авторов, выше уровня картин категории 'Б' не поднимались, демонстрируясь в основном на экранах провинциальных грайндхаусов.
Картина 'Суперфлай', стала пожалуй второй по значимости в иконографии 'чёрного кино', неся в себе, все его самые типичные стилистические нюансы. Герой фильма- кокаиновый дилер, настоящий мачо, легко решающий свои дела при помощи приёмов карате, и неизменно пользующийся обожанием податливых 'цыпочек', которых он время от времени, навещает в их роскошных апартаментах, декорированных на наркоденьги. Естественно он хочет 'соскочить', совершив последнюю суперсделку, но в дело вмешиваются продажные белые копы...
Фильм- идеальный слепок Америки 70-х. С их вычурной модой: приталенными замшевыми куртками и вельветовыми пиджаками немыслимых расцветок, обязательным клёшом, пышными причёсками, широкими ремнями с не менее широченными 'армейскими пряхами' и легендарной маркой солнцезащитных очков 'Рэй Бэн'(по нашему- 'стрекозы') на носу каждого из героев. Чтобы окончательно дополнить картину- добавьте сюда ещё ультраплоские автомобили, пульсирующий грув 'Мотаун-соул' саундтрека, обильно сдобренные 'факами' диалоги и откровенные сцены секса.
Увы, стоит заметить, что это тот самый случай, когда звуковая дорожка(покойного ныне Кертиса Мэйфилда), непозволительно превосходит по художественной ценности сам видеоряд. Да и обычный для блэксплотейшн- хеппи-энд, условное 'чёрное добро' побеждает абсолютное 'белое зло', выглядит как-то совсем морально не убедительно.
Но нельзя не признать огромное влияние, которое оказали картины данного жанра, на таких режиссёров современности, как например Спайк Ли(и это понятно) и даже на любимца масс Квентина Тарантино(вспомним его искусную поделку- 'Джеки Браун'). И это также очевидно, как и то, что благодаря террористическим действиям группировки 'Чёрные пантеры' сорок лет назад, сейчас стало возможным президентство Барака Обамы!
Что мы в России знаем о жизни афро-американцев в гетто? Тем более что события фильма происходят в 70х... Часто в некоторых гангстерских и полицейских фильмах тех же 70х мне приходилось слышать пару слов о черных. Отзывались в основном не в очень хорошем свете, равняя с животными, проявляя тем самым явные признаки расизма. Дескать, все черные годны только для низшей и грязной работы, тратят кучу денег на шмотки и прокачку машины, чтоб вся блестела, торгуют наркотиками и сами потребляют, занимаются грабежами, сутенерством, живут где-то в беднейших городских кварталах, а еще у них своя музыка, своя мода, свой сленг общения, свои понятия, вообще всё своё.
И вот значит в одном из таких кварталов Нью-Йорка, жил был негр по кличке Священник. Вёл вполне размеренную жизнь, торговал наркотиками, собирал деньги с должников, встречался с девушкой. Но однажды решил толкнуть ещё одну крупную партию и после уже уйти на покой с огромной суммой деньжат. Оказалось всё не совсем просто, мешают белые поставщики. А кто черный наркодилер для белых поставщиков? Пустое место. Но Священник не из таких. Среди всех своих дружков он один отличается интеллектом, кстати, и кожа у него по светлее братьев, так что внешне он больше смахивает на метиса. Так вот среди своих лишь ему удаётся противостоять шишкам наркобизнеса.
Помимо сюжетной линии фильм больше представляет собой экскурсию по 'черному' образу жизни. Для белого зрителя весьма интересное зрелище, так сказать, можно сравнивать как у них и как у нас. Есть ли смысл выделять что-то в отдельности? Ну, разве что музыка, которой я бы отдал 45% доли от всего фильма - отличная работа Кертиса Мэйфилда. Можно отметить специфическую игру актеров, можно отметить костюмы, диалоги, в конце концов. Но всё это само по себе лишь часть интерьера. Есть такая категория фильмов, которые не требуют детального разбора. То есть всё круто только когда вместе. Одно дополняет другое и так далее. Вот blaxplotation movie 'СуперФлай' как раз тот самый случай. Советую смотреть всем кто любит музыку funk, soul, а также всем любителям crime movie.